Вывод: изучив условия организменной среды обитания мы выяснили, что животные имеют следующие приспособления для обитания в ней: упрощение всех органов, редукция некоторых из них, появление органов прикрепления, высокая плодовитость, сложные циклы развития со сменой хозяев.

2. Подведение итогов урока .

(учитель подводит итоги урока, выставляет оценки).

3. Домашнее задание .


1. Многообразие живого мира

2. Развитие систематики.

3. Возникновение естественной системы классификации.

4. Систематические группы.

1. Многообразие живого мира

Окружающая нас живая природа во всем ее многообразии - результат длительного исторического развития органического мира на Земле, которое началось почти 3,5 млрд лет назад. Биологичес­кое разнообразие живых организмов на нашей планете велико. Каж­дый вид уникален и неповторим. Например, животных насчитыва­ется более 1,5 млн видов. Однако, по представлениям некоторых ученых, только в классе насекомых не менее 2 млн видов, подав­ляющее большинство которых сосредоточено в тропической зоне. Велика и численность животных этого класса - она выражается в цифрах с 12 нулями. А разных одноклеточных планктонных орга­низмов только в 1 м 3 воды может находиться до 77 млн особей.

Особенно высоким биологическим разнообразием отличаются дождевые тропические леса. Развитие человеческой цивилизации сопровождается увеличением антропогенного пресса на естествен­ные природные сообщества организмов, в частности уничтожени­ем величайших массивов лесов Амазонии, что приводит к исчез­новению ряда видов животных и растений, к снижению биоразно­образия.

2. Разобраться во всем многообразии органического мира помога­ет специальная наука - систематика. Как и хороший коллекци­онер по определенной системе классифицирует собираемые им предметы, систематик на основе признаков классифицирует жи­вые организмы. Каждый год ученые открывают, описывают и клас­сифицируют все новые виды растений, животных, бактерий и др. Поэтому систематика как наука постоянно развивается. Так, в 1914 г. впервые был описан представитель неизвестного тогда бес­позвоночного животного и лишь в 1955 г. отечественный зоолог А.В.Иванов (1906-1993) обосновал и доказал принадлежность его к совершенно новому типу беспозвоночных - погонофорам.



Развитие систематики (создание искусственных систем класси­фикации). Попытки классифицировать организмы предпринима­лись учеными еще в глубокой древности. Выдающийся древнегреческий ученый Аристотель описал свыше 500 видов животных и создал первую классификацию животных, разделив всех известных тогда животных на следующие группы: I. Животные без крови: мягкотелые (со­ответствует головоногим моллюскам); мягкоскорлуповые (ракообразные); насекомые; черепнокожие (раковинные моллюски и иг­локожие). II. Животные с кровью: живоро­дящие четвероногие (соответствует млеко­питающим); птицы; яйцекладущие четве­роногие и безногие (амфибии и рептилии); живородящие безногие с легочным дыха­нием (китообразные); покрытые чешуей безногие, дышащие жабрами (рыбы).

К концу XVII в. был накоплен огром­ный материал о многообразии форм жи­вотных и растений, что потребовало введения представления о виде; впервые это было сделано в работах английского ученого Джона Рея (1627-1705). Он определил вид как группу морфологически сходных особей и попытался классифицировать растения на осно­ве строения вегетативных органов. Однако основоположником со­временной систематики по праву считают известного шведского ученого Карла Линнея (1707-1778), который в 1735 г. выпустил свой знаменитый труд «Система природы». За основу классифика­ции растений К.Линней принял строение цветка. Близкие виды он объединил в роды, сходные роды в отряды, отряды в классы. Таким образом, им была разработана и предложена иерархия сис­тематических категорий. Всего ученым выделено 24 класса расте­ний. Для обозначения вида К.Линней ввел двойную, или бинар­ную, латинскую номенклатуру. Первое слово означает название рода, второе - вида, например Stumus vulgaris. На разных языках название этого вида пишется по-разному: по-русски - скворец обыкновенный, по-английски - common starling, по-немецки - Gemeiner Star, по-французски - etoumeau sansonnet и т.д. Единые латинские названия видов позволяют понять, о ком идет речь, облегчают общение между учеными различных стран. В системе жи­вотных К. Линней выделил 6 классов: Mammalia (Млекопитающие). Человека и обезьян он поместил в один отряд Primates (Прима­ты); Aves (Птицы); Amphibia (Гады, или Земноводные и Пресмы­кающиеся); Pisces (Рыбы); Insecta (Насекомые); Vermes (Черви).

3. Возникновение естественной системы классификации. Система К.Линнея, несмотря на все ее неоспоримые достоинства, была по своей сути искусственной. Она строилась на основе внешнего сход­ства между различными видами растений и животных, а не на основе их истинного родства. В итоге в одни и те же систематичес- кие группы попали совершенно не родственные виды, а близкие оказались отделенными друг от друга. Например, Линней рассмат­ривал количество тычинок в цветках растений как важный систе­матический признак. В результате такого подхода были созданы ис­кусственные группы растений. Так, в одну группу попали калина и морковь, колокольчики и смородина лишь потому, что цветки этих растений имеют по 5 тычинок. Различные по характеру опыления растения Линней поместил в один класс однодомных: ель, бере­зу, ряску, крапиву и т.д. Однако, несмотря на недостатки и ошиб­ки в системе классификации, труды К. Линнея сыграли огромную роль в развитии науки, позволяя ученым ориентироваться в мно­гообразии живых организмов.

Классифицируя организмы по внешним, часто по наиболее броским признакам, К.Линней так и не раскрыл причины тако­го сходства. Это сделал великий английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин. В своем труде «Происхождение видов...» (1859) он впервые показал, что сходство между организмами может быть ре­зультатом общности происхождения, т.е. родства видов. С этого вре­мени систематика стала нести эволюционную нагрузку, а постро­енные на данной основе классификационные системы являются естественными. В этом состоит безусловная научная заслуга Ч.Дар­вина.

Современная систематика базируется на общности существен­ных морфологических, экологических, поведенческих, эмбрио­нальных, генетических, биохимических, физиологических и дру­гих признаков классифицируемых организмов. Используя эти при­знаки, а также палеонтологические сведения, систематик уста­навливает и доказывает общность происхождения (эволюционно­го родства) рассматриваемых видов или же устанавливает, что клас­сифицируемые виды существенно различаются и удалены друг от друга.

4. Систематические группы и классификация организмов. Совре­менная система классификации может быть представлена в виде следующей схемы: империя, надцарство, царство, подцарство, тип (отдел - для растений), подтип, класс, отряд (порядок - для растений), семейство, род, вид. Для обширных систематических групп введены также дополнительные промежуточные системати­ческие категории, такие, как надкласс, подкласс, надотряд, под­отряд, надсемейство, подсемейство. Например, классы хрящевых и костных рыб объединены в надкласс рыб. В классе костных рыб выделены подклассы лучеперых и лопастеперых рыб и т.д.

Раньше все живые организмы делились на два царства - Живот­ных и Растений. Со временем были открыты организмы, которые не могли быть отнесены ни к одному из них. В настоящее время все известные науке организмы делят на две империи: Доклеточные (вирусы и фаги) и Клеточные (все остальные организмы). Доклеточные формы жизни. В империи Доклеточных имеется толь­ко одно царство - вирусы. Это неклеточные формы жизни, спо­собные проникать и размножаться в живых клетках. Впервые наука узнала о вирусах в 1892 г., когда русский микробиолог Д.И.Ива­новский (1864-1920) открыл и описал вирус табачной мозаики - возбудителя мозаичной болезни табака. С этого времени выделилась особая ветвь микробиологии - вирусология. Различают ДНК-со-держащие и РНК-содержащие вирусы.

Клеточные формы жизни. Империя Клеточных делится на два над царства (Доядерные, или Прокариоты, и Ядерные, или Эука-риоты). Прокариоты - это организмы, клетки которых не имеют оформленного (ограниченного мембраной) ядра. К прокариотам относится царство Дробянок, включающее подцарства Бактерий и Синезеленых (Цианобактерий). Эукариоты - организмы, клет­ки которых имеют оформленное ядро. К ним относятся царства Животных, Грибов и Растений (рис. 4.1).

В целом империя Клеточных состоит из четырех царств: Дробя­нок, Грибов, Растений и Животных.

В качестве примера рассмотрим систематическое положение широко известного вида птиц - обыкновенного скворца:

Таким образом, в результате длительных исследований была создана естественная система всех живых организмов.

Разнообразие существующих форм жизни. Многообразие проявления форм жизни. Свойства живой материи

Лекции по общей биологии

  • Лекция № 1. Введение. Химические элементы клетки. Вода и другие неорганические соединения
  • Лекция № 2. Строение и функции углеводов и липидов
  • Лекция № 3. Строение и функции белков. Ферменты
  • Лекция № 4. Строение и функции нуклеиновых кислот АТФ
  • Лекция № 5. Клеточная теория. Типы клеточной организации
  • Лекция № 6. Эукариотическая клетка: цитоплазма, клеточная оболочка, строение и функции клеточных мембран
  • Лекция № 7. Эукариотическая клетка: строение и функции органоидов
  • Лекция № 8. Ядро. Хромосомы
  • Лекция № 9. Строение прокариотической клетки. Вирусы
  • Лекция № 10. Понятие об обмене веществ. Биосинтез белков
  • Лекция № 11. Энергетический обмен
  • Лекция № 12. Фотосинтез. Хемосинтез
  • Лекция № 13. Способы деления эукариотических клеток: митоз, мейоз, амитоз
  • Лекция № 14. Размножение организмов
  • Лекция № 15. Половое размножение у покрытосеменных растений
  • Лекция № 16. Онтогенез многоклеточных животных, размножающихся половым способом
  • Лекция № 17. Основные понятия генетики. Законы Менделя
  • Лекция № 18. Сцепленное наследование
  • Лекция № 19. Генетика пола
  • Лекция № 20. Взаимодействие генов
  • Лекция № 21. Изменчивость
  • Лекция № 22. Методы генетики человека
  • Лекция № 23. Селекция растений
  • Лекция № 24. Селекция животных
  • Лекция № 25. Селекция микроорганизмов. Биотехнология

Лекция № 1.
Введение. Химические элементы клетки. Вода и другие неорганические соединения

Введение

Биология - наука о жизни. Важнейшая задача биологии - изучение многообразия, строения, жизнедеятельности, индивидуального развития и эволюции живых организмов, их взаимоотношений со средой обитания.

Живые организмы имеют ряд особенностей, отличающих их от неживой природы. По отдельности каждое из отличий достаточно условно, поэтому их следует рассматривать в комплексе.

Признаки, отличающие живую материю от неживой:

  1. способность к размножению и передаче наследственной информации следующему поколению;
  2. обмен веществ и энергии;
  3. возбудимость;
  4. адаптированность к конкретным условиям обитания;
  5. строительный материал - биополимеры (важнейшие из них - белки и нуклеиновые кислоты);
  6. специализация от молекул до органов и высокая степень их организации;
  7. рост;
  8. старение;
  9. смерть.

Уровни организации живой материи:

  1. молекулярный,
  2. клеточный,
  3. тканевой,
  4. органный,
  5. организменный,
  6. популяционно-видовой,
  7. биогеоценотический,
  8. биосферный.

Многообразие жизни

Первыми на нашей планете появились безъядерные клетки. Большинством ученых принимается, что ядерные организмы появились в результате симбиоза древних архебактерий с синезелеными водорослями и бактериями-окислителями (теория симбиогенеза).

Тема Многообразие форм жизни

На поверхности нашей планеты практически нет мест, где не встречалась бы жизнь. Следы ее можно обнаружить и в полярных областях, где температура опускается до минус 80 градусов, и в кипящих гейзерах. Жизнь можно встретить в самой глубокой морской впадине и в атмосфере на высоте в несколько километров. Это пространство, оболочку Земли, где можно встретить жизнь в ее разных формах, называют биосферой – от греческих слов «биос» – «жизнь» и «сфера», что значит «шар».

Биосфера включает в себя нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и поверхностные слои литосферы, почву, которая и образовалась в результате процессов выветривания и жизнедеятельности живых организмов. Каждая из этих оболочек земли имеет свои особые условия, создающие разные среды жизни – водную, наземно-воздушную, почвенную, организменную. Различными особенностями сред жизни обусловлено многообразие форм живых существ и их специфические свойства, которые формировались в процессе приспособления к этим условиям.

Так, живые существа, населяющие водную среду, гидробионты, прекрасно приспособлены к обитанию в плотной и вязкой водной среде: дышат в ней, размножаются, находят пищу и укрытия, передвигаются в разных направлениях в толще воды.

Организмы, населяющие наземно-воздушную среду, в процессе эволюции приобрели способность существовать в менее плотной по сравнению с водой среде: при обилии воздуха и кислорода, очень сильного окислителя, резком колебании освещенности, суточных и сезонных температур, при дефиците влаги.

Обитатели почвенной среды жизни отличаются небольшими размерами и способностью обходиться без света. Они могут питаться мелкими животными и органическими веществами мертвых организмов, попавших в почву.

Разнообразие форм живого может быть обусловлено не только обитанием в разных средах жизни, но и уровнем сложности организмов. В каждой среде обитают различные одноклеточные и многоклеточные существа. Самые древние из них – многочисленные прокариоты, бактерии. Более поздние – эукариоты, к которым относятся растения, грибы, животные.

Бактерии, растения, грибы и животных выделяют в отдельные царства клеточных организмов. Как особое царство живой природы рассматривают неклеточные организмы – вирусы. Все представители разных царств животного мира отличаются друг от друга по многим признакам. Внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, функционирование в природе у них могут быть совершенно разными. Однако, несмотря на все различия, все они существуют в форме организмов. Это особенность живой материи. Одни организмы являются одноклеточными, другие – многоклеточными.

По мере изучения разнообразия живого мира биологи выработали представление о биологической системе, что позволило говорить о системном разнообразии живого. Для системы характерно наличие нескольких различных частей или компонентов и связей между ними, обеспечивающих ее целостность. Например, организм, по сути, представляет собой целостную систему взаимодействующих живых компонентов – органов. Его называют живой или биологической системой, или просто биосистемой.

В природе можно встретить биосистемы разной сложности. Так, каждая клетка, по сути, биосистема. Ее целостность и жизнедеятельность – это результат взаимодействия внутриклеточных компонентов – молекул, химических соединений и органоидов.

Многоклеточный организм – это более сложная система, поскольку он включает в себя различные органы, состоящие из клеток.

В живой природе кроме клеток и организмов есть и другие, еще более сложные биосистемы – популяции, виды, биогеоценозы, биосфера. При этом каждая из биосистем представляет собой единое целое, состоящее из множества взаимодействующих частей. Например, популяция состоит из взаимодействующих особей, вид образуют внутривидовые структуры – популяции и так далее.

Разные по сложности биосистемы представляют собой особые эволюционно сложившиеся обособленные формы жизни на Земле или структурные уровни организации жизни.

В живой природе выделяют шесть основных уровней организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. По мере движения от молекулярного уровня к биосферному сложность структуры возрастает.

Все организмы состоят из химических веществ – неорганических и органических соединений. Из комплексов биологических молекул образуются надмолекулярные структуры – клеточные. Клетки – элементарные структурные единицы организмов. Любой одноклеточный или многоклеточный организм способен к самостоятельному существованию. Организмы одного вида, обитающие на определенной территории, образуют популяцию. Популяции разных видов, взаимодействующие между собой на определенной территории, входят в состав биогеоценозов. Все биогеоценозы Земли формируют биосферу.

Многообразие форм жизни. Систематика – наука, занимающаяся изучением многообразия живых организмов и вопросами их классификации. Классификация – распределение живых организмов по группам по степени их родства. Единицы классификации (систематические единицы) называются таксонами.

Систематические единицы (таксоны) в зоологии и ботанике. Зоология Ботаника Вид Вид Род Род Семейство Семейство Отряд Порядок Класс Класс Тип Отдел Царство Царство Кроме того, часто используются дополнительные систематические единицы, такие как: подцарство, надсемейство, и внесистемные единицы классификации, например, раздел или секция.

Многообразие форм жизни. Таксоном самого высокого ранга является Царство. Выделяют 5 царств: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

Многообразие форм жизни. Вирусы – неклеточные формы жизни. Все, что они имеют – молекулу нуклеиновой кислоты и белковую оболочку. Представители других 4 -х царств имеют типичное клеточное строение. Среди них различают надцарство Эукариот (растения, животные и грибы) и надцарство Прокариот (бактерии).

1. Имеется оформленное ядро; 2. В цитоплазме многочисленные органоиды; 3. Хромосомы линейные и многочисленные; 4. Относительно крупные клетки (в 100 и более раз). 1. ядра нет, ДНК-содержащая зона называется нуклеоид; 2. мембранных органоидов нет. Присутствуют только рибосомы. 3. Одна кольцевая хромосома. 4. Клетки мелкие.

Среды жизни Выделяют 4 среды жизни: Наземно-воздушная (аэробионты, или террабионты), Водная (гидробионты), Почвенная (эдафобионты), Организменная (эндобионты).

Структурные уровни организации жизни. Различают несколько уровней организации живого: 1. молекулярно-генетиче ский; 2. клеточный; 3. организменный, 4. популяционно-видовой. 5. биогеоценотический. 6. биосферный. Каждый из этих уровней называют биосистемой. Биосистема – это форма организации жизни, характеризующаяся наличием взаимосвязанных компонентов.

Структурные уровни организации жизни. Уровень Основные процессы Структурная единица биосистемы Молекулярно-г енетический Обмен веществ и энергии; хранение и передача наследственной информации атомы Клеточный Все процессы, присущие клетке Биополимеры – молекулы сложных органических веществ – БЖУ, НК Организменны й Регулируемое взаимодействие всех систем органов Органы и их системы Популяционно- видовой Осуществляются элементарные эволюционные преобразования Отдельные особи вида

Структурные уровни организации жизни. Уровень Основные процессы Структурная единица биосистемы Биогео-ценоти ческий Частичный круговорот веществ и энергии между компонентами биосистемы Популяции разных видов Биосферный Планетарный круговорот веществ и энергии Биогеоценозы планеты

Определения понятий Популяция – группа особей одного вида территориально удаленная от других групп того же вида. Вид – группа особей, схожих по строению, процессам жизнедеятельности, свободно скрещивающиеся между собой и дающие при этом плодовитое потомство. Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов, обитающих на определенной территории и взаимосвязанных между собой и средой обитания потоком веществ и энергии. Биосфера – область распространения живых организмов, захватывающая обитаемую часть всех земных оболочек (атмосфера, гидросфера, литосфера), совокупность всех биогеоценозов планеты.

. В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания. Первая –водная. В воде жизнь зародилась и развивалась многие миллионы лет. Вторая- наземно-воздушная- на суше и в атмосфере возникли и бурно адаптировались к новым условиям растения и животные. Постепенно преобразуя верхний слой суши- литосферу, они создали третью среду обитания- почву, а сами стали четвёртой средой обитания.

Биосфера- оболочка нашей Земли, где обитают живые организмы, это совокупность всех биогеоценозов. Верхняя граница биосферы поднимается на высоту до 20 км (озоновый экран) и опускается до глубины 10-11км в Мировом океане. Предлагаю заслушать результаты ваших исследований в порядке появления данной среды обитания на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О ткрытый урок в 9 классе на тему: «Многообразие форм живых организмов».

Цели урока:

Углубить знания о биосфере- оболочке, где обитают живые организмы;

Дать представление об условиях обитания организмов в почве, воде, в наземно-воздушной среде, в других организмах;

Развивать умение сравнивать условия жизни организмов, находить формы приспособленности организмов к этим условиям;

Воспитывать понимание необходимости исследования разнообразия форм жизни как следствия разнообразия условий существования на Земле.

Оборудование:

Аквариум с рыбками, моллюсками, водорослями;

Гербарии водорослей, растений различных экологических систем, коллекции моллюсков, насекомых и их личинок;

Проектор

Предварительная подготовка :

Перед уроком учащиеся получают задание провести исследования различных сред обитания организмов, выявить формы приспособленности к той или иной среде, составить презентацию.

Ход урока

  1. Повторение изученного материала . (работа в группах)

Запи шите признаки и свойства живых организмов (обмен веществ, самовоспроизведение, саморегуляция, клеточное строение, раздражимость, приспособленность к среде обитания рост и развитие, эволюционное развитие).

Как вы знаете разделы биологии (анатомия,физиология, ботаника, зоология, бриология, альгеология, миология, микология,палеонтология, энтомология, орнитология, экология).

Распределите в порядке усложнения уровни организации живых организмов (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный).

Заполните в таблиц е данные об условиях жизни организмов в той среде обитания, которую вы исследовали, используя слова: много,мало,нет.

Среда обитания

Воздух

Вода

Свет

Водная

мало

много

мало

Наземно-воздушная

много

мало

много

Почвенная

мало

мало

нет

Организменная

нет

мало

нет

Учитель. В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания. Первая –водная. В воде жизнь зародилась и развивалась многие миллионы лет. Вторая- наземно-воздушная- на суше и в атмосфере возникли и бурно адаптировались к новым условиям растения и животные. Постепенно преобразуя верхний слой суши- литосферу, они создали третью среду обитания- почву, а сами стали четвёртой средой обитания.

Биосфера- оболочка нашей Земли, где обитают живые организмы, это совокупность всех биогеоценозов. Верхняя граница биосферы поднимается на высоту до 20 км (озоновый экран) и опускается до глубины 10-11км в Мировом океане. Предлагаю заслушать результаты ваших исследований в порядке появления данной среды обитания на Земле.

Ученик. Гидросфера- водная оболочка Земли. Она составляет около 71% поверхности планеты, расположена между атмосферой и земной корой. Живые организмы, обитающие в воде, называются гидробионтами.

Характеристика среды

Водная среда

животные

1.Плотность

средняя

Обтекаемая форма тела, планктон

2.Освещённость

средняя

Плохое зрение

3.Колебание температуры

средняя

Сглажена широтная зональность

4.Количество воды

много

Удаляют аммиак

5.Количество кислорода

умеренно

холоднокровные

Живые организмы способны жить в плотной среде с малым количеством кислорода и света. Приэ том в водной среде нет резких перепадов температуры. Наибольшее количество организмов обитает на небольшой глубине, т.к. они получают больше тепла и света.

Организмы,населяющие толщу воды, называются планктоном. Организмы, обитающие на дне или прикреплённые ко дну, называются бентосом.

Водные организмы составляют 0,13% биомассы всех живых существ, обитающих на Земле.

Вывод: изучив условия водной среды обитания мы выяснили, что животные имеют следующие приспособления: обтекаемую форму тела, плавучесть, слизистые покровы тела, видоизменённые конечности, специальные органы дыхания-жабры, защитную окраску.

Учитель: послушаем про условия существования организмов в почве.

Ученик.

Наиболее сложными для существования являются условия литосферы- твёрдой оболочки Земли.

Характеристика среды

Почвенная среда

животные

1.Плотность

Очень высокая

Проникновение на малую глубину

2.Освещённость

отсутствует

Недоразвито зрение

3.Колебание температуры

слабые

Переживание неблагоприятных условий, замедляется обмен веществ

4.Количество воды

умеренное

Участвует в процессах жизнедеятельности

5.Количество кислорода

мало

Малая подвижность

Плотные частицы, отсутствие света затрудняют передвижение организмов в поисках пищи. На поверхности литосферы располагается почва. Это плодородный слой, на котором обитают растения, он изменяется под воздействием атмосферы и организмов. Живые организмы распределяются в основном на глубине от 0 до 7 метров, но отдельные виды способны существовать на глубине до 100 метров. Верхняя часть литосферы состоит из осадочных пород. С почвой связана жизнь растений. В ней располагаются и укрепляются их корни. Из почвы они получают питательные вещества, растворённые в воде. В почве обитает большое количество животных, грибов, бактерий. Обитателей почвы называют эдафобионтами.

Ученик. Мы провели исследование жизни крота.

Кроты относятся к отряду насекомоядных млекопитающих. Они редко попадают к нам на глаза, обычно мы видим следы их работы- кучи рыхлой почвы, которые они выбрасывают, к огда строят свои многочисленные ходы-лабиринты.

Всё строение крота говорит о высокой приспособленности к жизни в почве.

Гладкая бархатистая и очень густая шерсть защищает крота от комочков почвы. Кроме того, шерстинки его покрова могут ложиться как вперёд. Так и назад. Это помогает быстро продвигаться по подземным ходам. Глаза крота очень малы и закрыты шерстинками. Особенности строения передних конечностей позволяет кроту подземное жилище. Плечо и предплечье короткие, а кисти большие, хорошо развиты. С помощью их он разгребает землю и быстро продвигается вперёд. Кротовина с жильём имеет округлую форму, выстлана сухой травой или мхом и находится вдали от туннелей, где животные охотятся. От гнезда крот прорывает выход, который закрывает травой. В случае опасности он быстро уходит по этому подземному коридору. Охотничьи туннели крота, где он собирает червей, жуков, личинок, достигают длины 20 метров. Есть среди подземных коридоров те, которые ведут к воде, она нужна кроту. К зиме кроты уходят на глубину, где почва не промерзает.

Вывод: изучив условия почвенной среды обитания мы выяснили, что животные имеют следующие приспособления для обитания в ней: вольковатая форма тела, малые размеры, прочные покровы тела, кожное дыхание, редукция органов зрения, копательные конечности с развитой мускулатурой.

Учитель. Теперь обратимся к наземно-воздушной среде обитания и её обитателям.

Ученик. В процессе эволюционного развития в связи с уменьшением количества воды на поверхности планеты и установлением более сухого климата организмы приобрели способность жить в наземно-воздушной среде при обилии воздух, недостатке воды и резких колебаниях температуры. Обитатели наземно-воздушной среды называются аэробионтами. Живые организмы способны подниматься на высоту более 10 км, а споры бактерий и грибов- до 20 км

Характеристика среды

Наземно-воздушная среда

животные

1.Плотность

низкая

Большая скорость передвижения, возможен полёт

2.Освещённость

высокая

Развитие зрения

3.Колебание температуры

высокая

Зональность в распределении живых организмов

4.Количество воды

мало

Развиты покровы тела

5.Количество кислорода

много

Интенсивный обмен веществ

Общий прирост биомассы планеты, т.е. продуктивность, приходится на долю растительных сообществ суши и составляет 92,2% общей массы всех живых организмов суши, на животных и микроорганизмы приходится только 0,8%. Аэробионтами являются следующие виды: лишайники, грибы, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные растения, покрытосеменные растения. В животном мире аэробионтами являются следующие организмы: насекомые, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Вывод: изучив условия наземно-воздушной среды обитания мы выяснили, что животные имеют следующие приспособления для обитания в ней: опорный скелет, механизмы терморегуляции, экономный расход воды, быстрые окислительно-восстановительные процессы, развиты органы усвоения атмосферного воздуха, крылья- видоизменённые передние конечности, конечности бегательного, прыгательного и др. типов, разные виды ротовых аппаратов: грызущие, колюще-сосущие, лижущие; защитная окраска тела.

Учитель. Есть ещё одна среда обитания- организменная. Послушаем о ней.

Характеристика среды

Организменная среда

животные

1.Плотность

высокая

Плоская, круглая форма тела

2.Освещённость

отсутствует

Нет суточных ритмов

3.Колебание температуры

слабые

Плохо развита нервная система

4.Количество воды

умеренно

5.Количество кислорода

нет

Анаэробы

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал