Избежание поломки при появлении признаков неисправности помпы. Водяная помпа системы охлаждения двигателя

Когда помпа выходит из строя, зачастую это случается неожиданно, ремонт и последствия этой неполадки застают автовладельцев врасплох. Именно поэтому каждому автомобилисту следует знать о самых основных показателях выхода из строя этого узла, так как знания в данном вопросе помогут вам избежать неприятностей, связанных с ремонтом автомобиля.

Итак, какими могут быть признаки неисправности помпы?

Первым делом, о неисправности помпы (насоса системы охлаждения) свидетельствует наличие люфта шкива. А уже появление люфта – признак износа подшипников. Определить эту неисправность можно по характерному звуку (рокоту), который раздается во время работы движка авто. Подтвердить свои догадки можно достаточно просто – покачайте шкив рукой, люфт будет при этом явно выражен. Если вы выявили люфт шкива, то в обязательном порядке следует обратиться за консультацией к специалистам.

Далее, нужно проконтролировать, в каком состоянии находится дренажное отверстие, расположенное в нижней части корпуса наноса. При обнаружении на срезе дренажного отверстия даже небольшого количества капелек, не говоря уже о явной течи, нужно насторожиться, ведь это уже признак того, что уплотнение стало совершенно непригодным. Использовать авто в данном случае не рекомендуется, так как появившаяся течь обязательно будет увеличиваться. Следует устранить данную проблему, и не народными способами, вроде затыкания дренажного отверстия чопиком из дерева, а, как положено, заменив необходимые детали на новые.


Еще необходимо снять со шкивов ремень генератора и покачать каждый натяжной и обводной ролик. Заменить подшипники необходимо, если вы выявите затрудненность вращения даже одного из них. Сняв ремень, следует изучить его состояние: наличие дефектов, расслоений и трещин говорит о том, что ремень нужно заменить, о том, как это сделать, читайте . Новый же ремень должен быть , так как если ремень натянут будет слабовато – он быстро выйдет из строя, попросту «сгорев», а если ремень будет перетянут – он может разрушить подшипники и другие механизмы, которые с ним сопряжены.

Как видите, основные признаки неисправности помпы всегда на лицо, поэтому определить их будет несложно. Другое дело – это ее ремонт, которым не следует заниматься самостоятельно, особенно, если вы не обладаете достаточными знаниями и опытом. Решать данную проблему должны только специалисты.

Видео.

Насос системы охлаждения двигателя является очень важным элементом любого современного автомобиля.

Для чего нужен этот насос?

Насос охлаждающей жидкости – это механизм, предназначенный для обеспечения принудительной циркуляции в системе охлаждения двигателя. Такая помпа обычно располагается на минимальном расстоянии от передней части блока цилиндров и его головки, отвечая за приведение в движение жидкости, которая отводит тепло от блока цилиндров двигателя, предотвращая тем самым его перегрев.

Принцип работы насоса в системе охлаждения


Несмотря на большую важность функции охлаждения мотора, принцип работы помпы довольно прост. Чтобы его понять, необходимо уяснить один момент: модели насосов хоть и различаются в зависимости от марки автомобилей, на которых они установлены, однако их всех объединяет наличие трех обязательных конструктивных элемента. Это:

  • литой корпус, который чаще всего выполнен из магниевого сплава;
  • стальной вал с насаженной на него крыльчаткой из алюминиевого сплава или полимерных материалов;
  • сальник, обеспечивающий герметичность камеры насоса.

Сам вал имеет подшипник, который исключает появление вибраций на больших оборотах. Крыльчатку насоса еще иногда по-другому называют рабочим колесом. Когда с помощью вала оно приводится в движение, у входного отверстия насоса образуется разряженное пространство, благодаря которому на центральную часть крыльчатки производится подача охлаждающей жидкости. Далее, под воздействием центробежной силы она разбрасывается по стенкам камеры, набирая при этом довольно высокую скорость. За счет этого осуществляется выход жидкости под некоторым давлением и ее поступление в водяную «рубашку» мотора (систему полостей в стенках головки блока цилиндров и в самом блоке).

На многих авто в системе охлаждения применяются сразу два насоса. Дополнительная помпа требуется для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости во втором контуре (на двигателях с турбиной), а также для охлаждения выхлопных газов и воздушной смеси в турбокомпрессоре.

Типы насосов охлаждающей жидкости


На современных авто используются только центробежные лопастные насосы, которые представляют собой оптимальные механизмы для прокачки жидкостей с малой вязкостью и плотностью. Различаются они только по типу привода, который приводит в движение стальной вал с крыльчаткой.

Виды приводов:

  • От коленчатого вала. Передача усилия в этом случае осуществляется с помощью клиноременной передачи. Обычно она одновременно приводит в движение и вентилятор радиатора, и ротор генератора, а крепление ремня производится непосредственно к шкиву в передней части коленвала.
  • От ремня ГРМ. Передача усилия происходит через зубчатый ремень.
  • От собственного электрического моторчика. Обычно данный тип привода применяется на дополнительных насосах.

Жидкость для охлаждения – как правильно выбрать?


Сегодня на рынке представлено огромное число охлаждающих жидкостей различных марок. Все они различаются по количеству и качеству присадок и добавок, но с точки зрения основных компонентов состава существует всего 3 класса жидкостей для охлаждения двигателя:

  • G11. Для их изготовления применяется этиленгликоль, а упаковки помечаются маркировкой зеленого цвета.
  • G12. Жидкости на основе все того же этиленгликоля, но со значительным содержанием карбоксилатных соединений. Этому классу соответствует маркировка красного цвета. Являются оптимальным вариантом для высокооборотных двигателей, а также моторов, которые подвергаются регулярному воздействию высоких температур.
  • G13. Жидкости этого класса изготавливаются на основе полипропиленгликоля и являются наиболее экологичными, безопасными для здоровья человека, но при этом и самыми дорогими. Помечаются маркировкой оранжевого либо желтого цвета.

При покупке жидкости для охлаждения нужно обратить внимание на этикетку и сертификаты, которые должны в обязательном порядке прилагаться к продукции. Их отсутствие у продавца должно насторожить, и в этом случае лучше отказаться от покупки антифриза. Ведь некачественная охлаждающая жидкость не только может привести к поломке двигателя, но и серьезным проблемам со здоровьем, что намного страшнее.

Различия между Антифризом и Тосолом


Большинство автолюбителей разделяют охлаждающие жидкости на 2 группы: антифриз и тосол. Однако это заблуждение, таким же образом можно сравнивать сельдь с рыбой или картофель с овощем. Ведь «тосол», ставшее уже нарицательным словом, обозначает жидкость для охлаждения, состоящую из специально подготовленной воды и этиленгликоля (т. е. относящуюся к классу G11), а была она изобретена еще в 70-х годах прошлого века советскими учеными для работы в условиях Крайнего Севера.

В то время это слово являлось торговой маркой и писалось вот так: ТОСОЛ. Первые три буквы в этом сочетании обозначают технологию органического синтеза, а окончание «-ол» - отношение к классу спиртосодержащих жидкостей, так как этиленгликоль – это не что иное, как представитель двухатомных спиртов. Таким образом, все охлаждающие жидкости правомерно называть антифризом, а никак не тосолом!

Если на этикетке и в сертификате есть отметка о соответствии ГОСТ 28084-89, то такую жидкость можно смело приобретать. Однако в последнее время многие производители антифриза добавляют в свою продукцию множество присадок для уменьшения себестоимости и повышения качества. Такая жидкость на этикетке будет иметь пометку только о соответствии ТУ, в которых она изготавливалась. Это не значит, что данный антифриз некачественный, просто перед его покупкой стоит убедиться в его безопасности, например, изучив отзывы других автолюбителей на онлайн-форумах.

Диагностика неисправностей насоса охлаждающей жидкости


Как показывает практика, многих поломок двигателя можно избежать или хотя бы отсрочить их появление, если вовремя диагностировать неисправности насоса охлаждающей жидкости. Это вполне по силам даже совсем неопытному автолюбителю.

Самыми распространенными неполадками в работе охлаждающей помпы выступают:

  • износ приводного ремня;
  • повреждения крыльчатки;
  • износ подшипников;
  • разгерметизация рабочей полости.

Наиболее явным признаком, сигнализирующим о неисправности помпы, является перегрев двигателя. Причиной его могут быть все вышеназванные неполадки, кроме износа подшипников. А вот повышенный уровень шума как раз может быть его следствием. Также это может быть сигналом неправильной установки крыльчатки. Выявить же разгерметизацию поможет ежедневный визуальный осмотр корпуса помпы на предмет наличия протечек, что не займет много времени. Осмотр же ремня стоит осуществлять каждые 7-10 дней.

Средняя стоимость ремонта насоса в автомастерских


Конечная стоимость ремонта насоса охлаждающей жидкости напрямую зависит от марки авто, а также местоположения автосервиса. Средние же цены на услуги по замене и ремонту помпы охлаждения на некоторых наиболее распространенных в СНГ марках авто на сегодняшний день таковы:

  • ВАЗ 2101–07/«Нива» – от 1 000 р.;
  • ВАЗ 2108/2109/21099 – от 2 000 р.;
  • ВАЗ 2110/2111/2112 – от 2 500 р.;
  • Автомобили иностранного производства – от 2 000 р.

Также довольно востребованной у автовладельцев услугой является замена охлаждающей жидкости. Ее стоимость обычно не зависит от марки машины, минимальная же сумма, которую необходимо иметь в наличии при посещении СТО, равняется 700 российским рублям.

Все цены указаны без учета стоимости заменяемых деталей и расходных материалов.

Средняя цена на насос охлаждающей жидкости

Средняя розничная стоимость новых помп охлаждающей жидкости в перерасчете на российскую валюту на ряд популярных марок грузовых и легковых авто составляет:

  • ВАЗ 2101–2115 – от 800 р.;
  • LADA Priora/Kalina/Granta – от 950 р.;
  • LADA Largus/Niva Chevrolet – от 1 000 р.;
  • ГАЗ 3302/2217/3221/3102/3110/31105 – от 1 500 р.;
  • ГАЗ 53/66/3307 – от 2 000 р.;
  • УАЗ 3303/3909/Patriot/Hunter – от 1 400 р.;
  • ГАЗ 33025/33027/ Business – от 1750 р.;
  • ПАЗ 4230/4234/3205/3206 – от 2 000 р.;
  • ZAZ-Daewoo Sens/Tavria/Slavuta – от 1 100 р.;
  • KAMAZ 5315/5320/53212/5411/555112/55102/55111– от 5 500 р.;
  • MAZ 4370/4371 – от 2 100 руб.;
  • ЗИЛ 130/131/ 4331/4333/4421/4945 – от 5 000 р.;
  • VOLKSWAGEN Golf III, IV/Polo/Bora/Passat – от 2 000 р.;
  • HYUNDAI Accent/Solaris/Getz/Elantra/Avante XD – от 1 550 р.;
  • HYUNDAI Matrix/Santa Fe/Tucson – от 1 700 р.;
  • OPEL Astra J/Insignia/Astra G/Zafira A/Astra H – от 1 500 р.;
  • KIA Rio/Cerato/Cerato/Carens/Magentis I/CEE’D – от 1 500 р.;
  • KIA Sportage – от 1 700 р.;
  • SCODA Octavia/Octavia Tour/Octavia II/Rapid/Roomster/Yeti – от 1 600 р.;
  • FORD Focus II,III/Fiesta/Fusion/C-Max – от 1 850 р.;
  • RENAULT Logan/Kangoo/Clio II/Clio Symbol/Megane II – от 1 450 р.;
  • TOYOTA Corolla/Avensis/Carina E/Yaris – от 1 500 р.;
  • HONDA Accord – от 2 400 р.;
  • SUBARU Impreza /Legacy/Forester 2.0, 2.5 – от 1 850 р.;
  • MITSUBISHI Colt/Lancer/Galant 1.6, 1.8 – от 1 350 р.;
  • MITSUBISHI Pajero II, IV – от 2 900 р.;
  • NISSAN Micra/Note/Tiida – от 1 550 р.;
  • NISSAN X-Trail/Primera 2.0, 2.5 – от 2 750 р.;
  • MERCEDES BENZ W202/210 – от 6 000 р.;
  • MERCEDES BENZ W124/W201 – от 1 900 р.;
  • MERCEDES BENZ W115/W123/W460 — от 1 650 р.;
  • AUDI 80/90/100 – от 1 800 р.;
  • AUDI A4/A6/A8 – от 2 200 р.;
  • BMWE 23/E24/E32/E34 – от 1 700 р.;

Для работы жидкостной системы охлаждения двигателя необходимо обеспечить постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости. Данная задача решается с помощью водяного насоса или помпы — все об этих агрегатах, их типах, конструкции и работе, а также об их правильном выборе, ремонте и замене читайте в статье.

Что такое водяной насос?

(жидкостный насос, помпа) — компонент системы жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания; циркуляционный насос, обеспечивающий принудительное обращение охлаждающей жидкости по контурам системы.

Подавляющее большинство современных автомобильных, тракторных и иных двигателей имеет жидкостную систему охлаждения — в такой системе теплоносителем, обеспечивающим отбор тепла от наиболее нагретых деталей силового агрегата, выступает вода или антифризы. Наибольшая эффективность системы достигается при принудительной циркуляции теплоносителя — именно с этой целью используются циркуляционные водяные насосы (помпы). Такой насос устанавливается на двигатель и обеспечивает постоянную циркуляцию жидкости по всем контурам системы охлаждения.

Водяной насос играет важную роль в работе силового агрегата, выход насоса из строя в считанные минуты приводит к перегреву двигателя и может стать причиной серьезных поломок. Поэтому при неисправностях насос необходимо ремонтировать или менять, а чтобы сделать верный выбор, необходимо разобраться в существующих типах помп, их конструкции и принципе работы.

Типы и конструкция водяных насосов



Все современные автомобильные водяные помпы являются насосами центробежного типа, они нагнетают охлаждающую жидкость в систему с помощью вращающегося многолопастного колеса (крыльчатки). В таком насосе крыльчатка находится в замкнутой полости с двумя патрубками: подводящим над центром крыльчатки и нагнетательным на периферии. Охлаждающая жидкость поступает на среднюю часть крыльчатки и отбрасывается ее лопастями на периферию, приобретает ускорение и через нагнетательный патрубок подается в водяную рубашку двигателя. Так между подводящим и нагнетательным патрубками насоса создается разность давлений, обеспечивающая циркуляцию охлаждающей жидкости по системе.

Обычно насос встраивается в систему охлаждения между выпускным патрубком радиатора и впускным патрубком водяной рубашки двигателя. То есть, через помпу проходит уже охлажденная в радиаторе жидкость, благодаря чему на агрегат снижается тепловая нагрузка и продлевается его ресурс.

Конструкция водяного насоса в общем случае проста. Основу агрегата составляет литой корпус с патрубками (подводящим и нагнетающим), внутри которого на валу расположена крыльчатка. Вал крыльчатки удерживается одним или двумя подшипниками в передней стенке корпуса, вся конструкция уплотняется самоподжимным сальником, препятствующим проникновению охлаждающей жидкости в подшипник и ее утечку из корпуса насоса. Сальник имеет пружину, за счет чего он всегда прижат к корпусу насоса и обеспечивает необходимую степень герметичности. Также внутри может располагаться водоотражатель, препятствующий попаданию воды на подшипники изнутри. Снаружи на валу крыльчатки располагается ступица шкива привода насоса, на который может крепиться и вентилятор. На шкиве или на валу со стороны передней стенки корпуса насоса может располагаться пылеотражатель, препятствующий проникновению пыли в подшипник.

Существующие сегодня помпы отличаются конструкцией крыльчатки и корпуса, способом установки на двигатель, типом привода и наличием/отсутствием привода вентилятора охлаждения радиатора.


В помпах используются крыльчатки двух основных типов:

  • Дисковые — крыльчатка конструктивно выполнена в виде плоского диска, на одной поверхности которого расположены прямые или спиральные лопасти;
  • Кольцевые — крыльчатка выполнена в виде двух дисков, между которыми расположены прямые или спиральные лопасти.

Наиболее широкое применение находят дисковые крыльчатки с лопастями различных типов. Кольцевые крыльчатки применяются реже вследствие более сложной конструкции и высокой массы. Дисковые крыльчатки могут быть литыми и штампованными, кольцевые — литыми и сварными (собранными из отдельных компонентов).

По конструкции корпуса и способу установки на двигатель жидкостные насосы бывают:

  • Интегрированные в блок двигателя;
  • Корпусные (автономные).

Насосы первого типа имеют корпус, открытый со стороны крыльчатки — вторую часть корпуса составляет полость в блоке двигателя. Такой насос монтируется непосредственно на двигатель (через прокладку на специально обработанную привалочную поверхность), он занимает мало места и требует выполнения минимального числа соединений, так как нагнетательный патрубок обычно интегрирован в корпус и блок. Именно насосы, интегрированные в блок двигателя, сегодня получили наибольшее распространение.

Насосы второго типа выполнены в виде автономных агрегатов, которые соединяются с системой охлаждения патрубками. Эти насосы тоже устанавливаются на блок двигателя (на привалочную поверхность или на отдельные кронштейны), однако занимают больше места, чем насосы первого типа. В остальном корпусные и интегрированные насосы не имеют принципиальных отличий.

Водяные насосы могут иметь привод двух основных типов:

  • Ремнем/цепью ГРМ;
  • Ремнем привода вспомогательных агрегатов.

В первом случае на насос устанавливается зубчатый шкив (для зубчатого ремня) или звездочка (для цепи), во втором случае используется шкив для обычного клинового или поликлинового ремня. Сегодня используются все типы приводов, однако наибольшее распространение получили насосы с приводом от ремня ГРМ и поликлинового ремня. На ранних двигателях (особенно дизельных) все еще используются клиноременные передачи с одиночными, спаренными, строенными и счетверенными ремнями.

Наконец, шкив привода водяного насоса может использоваться для установки вентилятора охлаждения. Вентилятор может монтироваться на шкив непосредственно (жестко) или через вязкостную муфту, в первом случае вентилятор работает постоянно (так как насос имеет постоянный привод), во втором случае вентилятор включается в работу только в определенном диапазоне температур.

Вопросы выбора, ремонта и замены водяных насосов

Имеет ограниченный ресурс, который редко превышает 80-90 тысяч км пробега, поэтому данный агрегат необходимо периодически менять. Для замены необходимо выбирать помпу того же типа и модели, что стояла на двигателе ранее, в противном случае агрегат просто не встанет на свое место или будет работать некорректно. Допускается установка аналогов, однако далеко не для всех автомобилей это возможно.

На многих современных двигателях с приводом насоса ремнем ГРМ замена данного агрегата выполняется одновременно с заменой ремня и его роликов при регламентированном ТО. Это сделано с целью минимизации вмешательства в работу привода газораспределительного механизма — все детали меняются сразу, и система нормально работает весь межсервисный интервал. Для таких двигателей предлагаются полные ремонтные комплекты — ремень ГРМ, его ролики, водяная помпа, уплотнители и крепеж.

При покупке нового водяного насоса необходимо приобретать и прокладку — обычно она идет в комплекте, хотя в ряде случаев уплотнители можно найти отдельно. Для интегрированных в блок насосов необходима одна прокладка, для корпусных насосов может потребоваться несколько прокладок для каждой привалочной поверхности.

В случае, если насос не выработал свой ресурс, но в нем возникли неисправности (утечки, поломка или деформация крыльчатки, износ подшипников и т.д.), допускается выполнение ремонта. Наиболее частая проблема — износ самоподжимного сальника и утечка через него охлаждающей жидкости. Эта неисправность устраняется заменой сальника в сборе, отремонтировать данную деталь, как правило, невозможно. При поломке корпуса или крыльчатки насос проще заменить на новый.

При правильном выборе и замене водяного насоса система охлаждения двигателя будет безотказно работать в любых условиях эксплуатации.

Водяная помпа (водяной насос) системы охлаждения двигателя является важным составным элементом, который обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам рубашки охлаждения, патрубкам, магистралям, и т.д. Даже незначительное снижение производительности автомобильной помпы может стать причиной перегрева двигателя, особенно в теплое время года.

Еще одним поводом для того, чтобы проверить, рабочая помпа или нет, являются возможные посторонние шумы в приводе водяного насоса. В этом случае указанный насос требует повышенного внимания на некоторых моделях автомобилей. Дело в том, что помпа может приводиться в движение от . Если водяной насос заклинит, тогда происходит обрыв ремня ГРМ, в результате гнет на большинстве моторов. Далее мы рассмотрим доступные способы, позволяющие самостоятельно проверить водяную помпу.

Как проверить исправность помпы на автомобиле


Избежать дорогостоящего ремонта или проблем с постоянным перегревом двигателя позволяет своевременная диагностика помпы. Чтобы ответить на вопрос, как самому проверить работоспособность помпы, рассмотрим способы диагностики на примере отечественных автомобилей ВАЗ (модель 2109, 2110).

Начнем с того, что помпа является своего рода «расходником», который на автомобилях с приводом насоса от рекомендуется менять каждые 60 тыс. пройденных километров или 48 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Таковы регламентные требования многих автопроизводителей.

Как показывает практика, качественная помпа в среднем служит около 100 тыс. км. По этой причине водители обычно меняют водяной насос не сразу (если нет видимых поводов для замены), а параллельно второй замене приводного ремня газораспределительного механизма (через 100-110 тыс. км), стараясь совместить замену насоса с заменой антифриза.

Простыми словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и служат два ремня ГРМ. Стоит также добавить, что использование запчасти или антифриза низкого качества, смешивание различных типов ОЖ и т.п. могут привести к выходу помпы из строя раньше положенного срока. По этой причине помпу желательно регулярно проверять.

Как проверить работу помпы


Проверять водяной насос на автомобиле следует при помощи распространенного способа. Для диагностики на ВАЗ и большом количестве других авто двигатель следует прогреть до выхода на рабочие температуры.

  • После прогрева требуется рукой пережать верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, тогда будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Это и есть главный ответ на вопрос, как проверить работает помпа или нет без снятия насоса с автомобиля. Во время такой проверки нужно соблюдать осторожность, так как ОЖ в системе сильно нагревается. Если пульсация жидкости слабая или ее нет, тогда следует перейти к детальному осмотру.
  • Для проверки нужно снять защитный кожух газораспределительного механизма, что позволит произвести визуальный осмотр. Если уплотнительная резинка (сальник помпы) в области посадочного места начал подтекать, тогда будут видны потеки тосола или антифриз. Также на подтекание и проблемы с насосом укажут отложения вокруг посадочного места, которые могут иметь рыжевато-бурый или сероватый цвет. При их наличии нужно сливать антифриз и снимать помпу для дефектовки и замены.
  • Если работа двигателя сопровождается характерным «воющим» звуком, тогда проблема может быть в подшипнике помпы. В этом случае насос проверяется на наличие люфта в области вала. Для проверки от руки можно покачать приводную шестерню насоса. В ряде случаев можно заменить изношенный подшипник или сразу поставить новую помпу.

Что лучше, менять помпу или ремонтировать


Обратите внимание, если внешние признаки неполадок водяного насоса отсутствуют, но помпа при этом давно не менялась или использовалась некачественная ОЖ, тогда необходим осмотр устройства изнутри. Дело в том, что лопасти насоса могут быть выполнены из металла. В результате на лопастях образуется коррозия. Также лопасти могут быть изготовлены из пластика или других материалов, что приводит к их механической поломке.

Что касается ремонта помпы, осуществлять данную процедуру можно, но крайне нецелесообразно по причине доступной стоимости данного узла для большинства автомобилей отечественного и иностранного производства. Также не рекомендуется ремонтировать насос системы охлаждения на машинах, где он приводится в действие ремнем ГРМ, так как отремонтированная деталь может оказаться менее надежной по сравнению с новой помпой.

После всех проверок, ремонта или приобретения новой помпы нужно установить насос обратно. Особой аккуратности потребует установка прокладки, а также затяжка крепежных болтов. Для большей надежности и страховки от течей некоторые мастера используют герметики. Отметим, что такой способ не всегда подходит, так как наличие герметика не позволит в дальнейшем ослабить крепление помпы для монтажа ремня ГРМ на некоторых автомобилях при его замене без замены помпы.

Также нужно соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежных болтов помпы. Это необходимо для того, чтобы не повредить резьбу и не передавить прокладку. Завершением всех работ считается заливка антифриза. Если использовался герметик, тогда нужно выдержать до заправки ОЖ в систему пару часов, чтобы герметик успел высохнуть. Далее из системы охлаждения удаляются воздушные пробки, жидкость доливается по уровню. Через некоторое время после запуска и прогрева до рабочих температур следует осмотреть посадочное место помпы на предмет возможных течей.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал