Чарльз миллс властвующая элита. Чарльз миллс о роли средств массовой коммуникации и его произведение "властвующая элита". Теория политической элиты

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 2. Теории элит

1. Властвующая элита: понятие и типология

«Элита - это определенным образом структурированная группа, которая в силу своего особого социального статуса, соответствующих политических условий, общественного восприятия, определенных политических традиций, уникального места в системе властных институтов, идеологической картины мира, принятой в данном социуме, обладает потенциалом решающего влияния (культурного, экономического, идеологического или политического) на большинство других групп и институтов в этом обществе» (Ш.Султанов).

По объему властных функций можно различать:

ѕ высшую (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов государственной власти, ведущих полит партий);

ѕ среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т д.);

ѕ административную (высший слой государственных служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др. органах государственного управления).

Также элита различается по сферам.

Политическая элита. Это определенная группа, слой общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.

Кроме политической элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную и военную элиты.

Экономическая элита - социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников.

Идеологическая, информационная элита - ведущие представители гуманитарных наук, образования, СМИ, которые выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей.

Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером политического режима.

Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции.

Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.

2. Теории элит

Основоположниками современной теории элит можно назвать итальянских социологов Г. Моска и В. Парето. В.Парето выделял элиты: экономическую, политическую и духовную. Он был родоначальником функционалистской теории элиты. Согласно мнению итальянского института политики любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает. Факт существования элиты практически никем, кроме марксистов, не опровергается. Хотя у различных школ социологов и политологов на этот счет имеются противоположные мнения.

Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как равенство возможностей.

Тоталитарный элитизм. Элита номенклатуры. (М.Джилас, М.Восленский).За определенное время формируется правящий слой,кровно заинтересованный в сохранении тоталитарной системы, обладающий множеством привилегий. Формирование кадров жестко регламентируется на основе принципа отрицательного отбора.- порядочному, высокоморальному человеку практически невозможно пройти сквозь сито номенклатурной селекции.

Концепции плюрализма элит (Р.Дай, С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, кот оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс.

Теория элитной демократии. Неоэлитизм (Р.Арон, Дж.Пламетац Дж.Сартори,П.Бахрах) понимание демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательной кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Американские историки политической науки обычно не делают различий между теориями элитного плюрализма и демократического элитизма, хотя эти отличия и существуют, и связаны они в конечном счете с расхождением идейных позиций их сторонников, тяготеющих к либеральному(теории элитного плюрализма) или консервативному (неоэлитизм) полюсам идейно - политического спектра.

Радикальный элитизм. Леволиберальные концепции (Р.Михельс, Р.Миллс). Общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Правление народа технически неосуществимо: непосредственная демократия невозможна по крайней мере в странах с большим населением, а представительная неизбежно приводит к утрате народом части своего суверинетета, отчуждаемого в пользу избранных представителей которые в силу определенных закономерностей превращаюся в элиту.

Решение вопроса, может ли общество функционировать без политической элиты, возможно как на уровне политической философии, так и политической социологии. В рамках политической философии, являющейся преимущественно нормативной теорией, можно говорить об обществе без элиты как идеале общества, в котором высокая политическая культура населения позволяет добиться максимальной вовлеченности членов общества в управлении всеми общественными делами (т.е. поднять уровень масс до уровня элиты. В условиях информационного общества, его компьютеризации возможна эффективная система прямой и, главное, обратной связи между органами управления и всеми членами общества, позволяющая непосредственно и немедленно выявлять и учитывать мнение всех членов общества по всем вопросам социального управления. Не случайно ряд современных политологов и социологов признает, что широкое внедрение ЭВМ (особенно будущих поколений) может способствовать децентрализации политических решений, возрождению прямой демократии. Информационное общество создает условия для реализации тенденции расширения участия масс в управлении политической жизнью общества, для формирования компетентного информированного гражданина.

3. Теория массовых коммуникаций Чарльза Миллса

Миллс Чарльз Райт (1916-1962) - американский социолог и публицист. Окончил Техасский университет (1939). С 1965 профессор социологии Колумбийского университета. Последователь М.Вебера и К.Манхейма. Испытал известное влияние идей К.Маркса, считал его метод плодотворным, однако придерживался взгляда об "устарелости" марксисткой теории.

Миллс приобрел популярность резкой критикой антигуманных тенденций современного американского общества. Понятию "правящий, господствующий класс" противопоставлял понятие "властвующая элита", рассматривая её как социальную группу, состоящую из промышленной, политической и военной верхушки. Главную социальную опасность Миллс видел в возрастающей "рациональности без разума", то есть в использовании "властвующей элитой" рациональных средств, разработанных учеными, для достижения иррациональных целей. Надежды на гуманизацию общества Миллс связывал с интеллигенцией, которая способна обладать "социологическим воображением" (свойством понимать происходящие в обществе процессы); отрицал революционную роль рабочего класса.

Миллс был сторонником теории массового общества, концепции социологии и философии, в которой утверждается, что современное общество характеризуется индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации и «массовой культуры». После 2-й мировой войны теория разделилась на ряд направлений: критику с позиций либерализма и романтизма авторитарных тенденций в развитии общества, отчуждения, конформизма, к которому примкнул Миллс (также Э. Фромм, Д. Рисмен); трактовку массового производства и потребления как условия утверждения социального равенства (Д. Белл, Э. Шилс).

Свой социологический метод Миллс называл сравнительным и историческим, считал необходимым создание новой социологии, призванной выявить историческую специфику современной и исследовать социальные изменения, ведущие к преодолению отчуждения. Анализируя массовые социальные конфликты, произошедшие в 50-ые годы под влиянием результатов второй мировой войны во многих странах Восточной Европы, Азии, Африки, разработал свою концепцию социального конфликта. Обосновывал существование социальных конфликтов господством властвующей элиты, в которую входили политические деятели, бизнесмены, военные.

Подверг критике как эмпиризм американской социологии, так и абстрактность так называемой высокой теории Парсонса. Однако, Миллс не смог дать им позитивной альтернативы. Взгляды Миллса оказали влияние на формирование идеологии так называемых "новых левых" в США.

Миллс охарактеризовал американское общество 50 -х г.г. как общество массового потребления и основными его элементами назвал следующие: во- первых, это массовое общество с большой концентрацией власти, наличием таких инертных образований, как «массы», толпа, которые характеризуются иррациональностью и манипулированием. Миллс рассматривал массовую коммуникацию как средство, служащее в первую очередь властвующим элитам, доминирующим интересам в сфере политики и экономики. Печать, радио и телевидение являются своеобразными инструментами формирования общественного мнения, адаптации аудитории к конкретным социальным условиям и обеспечения более эффективного процесса управления.

Миллс Райт отдавал предпочтение рассмотрению массовой коммуникации как одной из причин поддержания массового общества, в котором массовые средства могут стать потенциальным каналом манипуляции, и рассматривал массовые коммуникации как необходимый для людей источник, способствующий выживанию. Миллс Райт полагал, что массовая коммуникация находится между сознанием индивидов и условиями их существования.

Миллс описал структуру американского общества как абсолютно недемократического режима, где безраздельно правит подавляющее меньшинство, передающее власть по наследству и умело манипулирующее общественным мнением, внушая массам иллюзию демократии. Он называет это меньшинство «power elite» -- «властвующая элита».

Детальное исследование Миллсом правящих кругов США в области экономики, политики, СМИ, культуры, науки позволило ему описать структуру «властвующей элиты», в центре которой находятся всего несколько семейств потомственных банкиров и политиков, а вокруг концентрическими кругами располагаются зоны обслуживающего персонала -- высокопоставленные менеджеры, журналисты, ученые, интеллектуалы, чиновники, поддерживающие это властное ядро, распространяющие социальные мифы, моделирующие потоки информации, управляющие образами общественного мнения и т.д.

В США идеи Миллса были признаны «экстремистскими», но с точки зрения социологической теории он, по сути, не сказал ничего нового -- суть его концепции в применении принципов Парето, Моски, Михельса к американскому обществу. Фактически главное достижение Миллса в том, что он дал точное и детальное социологическое описание политического класса, элиты или олигархической верхушки США, разоблачив тем самым многие «демократические» претензии. Ранее то же самое проделали Парето, Моска и Михельс применительно к европейской демократии начала ХХ века.

теория элита массовый коммуникация

Список использованных источников

1 Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. М. : Академический Проект, Трикста, 2010. 564 с.

2 Википедия - Свободная энциклопедия [Сайт]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Миллс,_Чарльз_Райт (Дата обращения: 12.03.2015)

3 Каталог учебников [Сайт]: URL: http://textb.net/54/20.html (Дата обращения: 12.03.2015)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Осуждение национализма, империализма, расизма, антисемитизма в "Трактате" итальянского инженера, экономиста и социолога Вильфредо Парето. Теория социального поведения. Теория элит Г. Моска и В. Парето. Характерные черты представителей правящей элиты.

    презентация , добавлен 14.11.2014

    Доктрина "политического класса" Г. Моска. Психологическая теория элиты В. Парето. Концепция олигархии Р. Михельса. Элитистский подход и менеджментная теория элиты. Институциональный подход и теория элиты Р. Миллза. Теории множественности элит (А. Бентли).

    контрольная работа , добавлен 14.03.2011

    Понятие "Интеллектуальная элита". Состав интеллектуальной элиты. Проблемы современной интеллектуальной элиты. Роль интеллектуальной элиты в современной конфигурации элит. Создатель и распространитель идей, знаний, оценок.

    лекция , добавлен 11.09.2007

    Виды массовых коммуникаций. Исторические этапы развития. Массовые коммуникации в различных типах общества. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Средства массовых коммуникаций. Результаты воздействия массовых коммуникаций.

    реферат , добавлен 14.02.2007

    Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации. Интеграция и поступательное развитие современной цивилизации. Социальная сущность массовой коммуникации. Социализация индивида.

    реферат , добавлен 25.10.2006

    Массовая коммуникация как форма опосредованного общения. Информационно–психологические войны. Основные направления исследований массовой коммуникации. Теории политико-коммуникационных процессов. Манипуляция в СМК. Воздействия массовой коммуникации.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2009

    История становления социологической методологии. Исследование межличностных отношений и отношений личности к различным общественным явлениям. Современные теории политических элит. Изменения в социальной структуре при переходе к информационному обществу.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Идейно-теоретические истоки формирования радикально политических взглядов Ч. Миллса. Содержание леворадикальных воззрений в работах социолога. Их влияние на формирование течения - "новые левые". Критика концепции социологического воображения Миллса.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2015

    Коммуникация как конститутивный фактор поведения и деятельности людей, неотъемлемая часть социальной реальности. Исследование общественных коммуникаций, механизмы влияния массовой коммуникации на сознание молодежи; роль развития интернет-коммуникации.

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

В работе «Властвующая элита» Р. Миллс определил элиту как «тех, кто занимает командные посты». Поскольку власть в современном обществе институциализирована, постольку те, кто находится во главе социальных институтов, занимают «командные стратегические посты в социальной структуре». При этом социальный институт понимается как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Среди «институтов» наиболее значимы для общества, по Р. Миллсу, политический, экономический и военный. Те, кто возглавляет данные «институты», и составляют элиту власти. На практике именно тройственная элита в лице политических лидеров первого плана, руководителей корпораций и военного руководства принимает важнейшие политические решения.

Р. Миллс разъяснял: «Под элитой власти мы понимаем те политические, экономические и военные круги, которые в сложном переплетении группировок разделяют право принятия решений, поменьше мере общенациональной важности». Элита власти обладает групповой сплоченностью, обусловленной общностью интересов и личной солидарностью, проистекающей из общности образования, социального происхождения, психологического родства, характера межличностных отношений, образа жизни и т. д.

Между тремя институтами власти складываются тесные отношения солидарности, взаимной поддержки и обмена. Подобный характер отношений обусловлен совпадением объективной заинтересованности военного, политического и экономического ведомств в обеспечении стабильности и прогрессирующего развития общества в целом. Однако немаловажны социальное сходство и психологическая общность людей, занимающих командные посты во властных структурах. Вот почему они могу легко переходить из одной структуры (например, политической) в другую (скажем, экономическую). Но, как заметил Р. Миллс, в элиту власти из политиков входят только наиболее влиятельные люди. И коль скоро центр принятия решений в США переместился из конгресса в президентские структуры, то наиболее влиятельными оказываются не представители народа (законодатели), а политические «назначенцы», выдвинутые президентом. Профессионалы-политики, прошедшие большую школу партийной работы, оттесняются «назначенцами», пришедшими из экономики и других сфер. В итоге Р. Миллс пришел к выводу, что элита не представляет собой господствующую группу, сформированную на основе свободных выборов, а является олигархией, состоящей из «назначенцев» президента.

Так называется книга американского ученого Р. Миллса (1916- 1962). Предмет его исследований - не элита в целом, в состав которой входит, скажем, интеллектуальная элита, спортивная и т.д., но правящая часть политической элиты (В. Парето различал правящую политическую элиту и неуправляющую политическую элиту). Р. Миллс рассматривает «треугольник власти» - экономические корпорации, правительство, генералитет, которые образуют систему социального господства. Властвующая элита - это составляющие меньшинство общества дифференцированные группы людей, занимающие руководящие должности в политической, экономической и военной сферах и непосредственно влияющие на принятие государственных решений. Властвующая элита представляет собой как бы одну сверхкорпорацию, состоящую из трех взаимосвязанных частей. Так сложилось исторически, поскольку решения в этих трех сферах влияют друг на друга. «Большая тройка» - люди богатые, власть имущие и именитые, обладающие деньгами, почетом и славой. Они определяют события государственного, если не мирового значения.

Единство властвующей элиты формируют частные школы, университеты и клубы, а окончательно принадлежность человека к элите определяет «умение быть полезным начальству, от которого зависит ваше продвижение» . Чтобы войти в элиту, надо отказаться от индивидуальных качеств и стать похожим на других членов элиты, своим среди них. Это свойство в конечном счете главное, хотя богатство, родственные и дружеские связи также имеют немаловажное значение.

Властвующая элита, по существу, не выборна, а назначаема. Это очевидно в военной и экономической сферах, но меньше заметно в политической сфере. Однако по мере бюрократизации политики, увеличения роли исполнительных органов по отношению к законодательным это становится все более характерно и для политической элиты, высший административный состав которой в США насчитывает примерно 2 тыс. человек. Многие пружины деятельности элиты неизвестны широкой публике, что питает разговоры о тайных заговорах.

Миллс отмечал существование соотношения интересов властвующей элиты и населения, при этом имеются интересы общие (внешняя политика) и различные (внутренняя политика). Соотношение их меняется, но гармония интересов властвующей элиты и населения может быть только при бесконечном расширении рынков сбыта.

Миллс считал, что во второй половине XX в. отсутствует равновесие между ветвями власти и заинтересованными группами. «На смену политике, складывавшейся в результате избирательной борьбы, приходит авторитарная политика» . Общественное мнение исчезло, как и свободный рынок. Обмен мнениями заменяется рекламой, и сама масса выступает в качестве рынка сбыта духовной продукции СМИ.

Важной характеристикой элиты является мобильность или скорость циркуляции. Открытость элиты способствует увеличению ее жизнестойкости, закрытость ведет к ее смене. В период смены элит легче войти в нее, но, как и ранее, для того, чтобы не выпасть, надо переродиться. Встроенность в иерархию - важнейшее условие вхождения в элиту, из чего следует отказ от выражения собственного мнения в случае необходимости (беспринципность), умение повелевать и подчиняться и т.п. Встроенность в систему дает блага (деньги и власть). Критика элиты покоится на двух основах: на моральных и на зависти. Относящиеся к первой группе критиков не хотят попадать в элиту, вторые не могут.

М. Вебер делит политических функционеров на две группы: чи- новников-специалистов, или государственных бюрократов, и чинов- ников-политиков, или профессиональных политиков. Первые должны быть беспристрастны, добросовестны и точны в выполнении приказов вне зависимости от собственных убеждений. Вторые лично ответственны за принятие решений. Первые зависят от воли не избирателей, а начальства. Вторые сообразуют свои действия с желаниями масс, т.е. являются «демагогами» в античном смысле. Профессиональным политиком может быть также журналист и партийный чиновник.

Автор книги:

Описание книги

Весьма содержательная и хорошо аргументированная книга американского либерально-буржуазного социолога и публициста Миллса посвящена в основном доказательству того тезиса, что внутренняя и внешняя политика современной Америки целиком определяется узкой кликой, состоящей из заправил крупнейших капиталистических монополий, военных лидеров и официальных руководителей государства. Автор приводит интересные наблюде; ния и факты, показывающие взаимоотношения руководителей крупг нейших корпораций с руководителями государственного. аппарата" и военными лидерами, систему отбора и подготовки ведущих администраторов капиталистических монополий, процесс милитаризации США и политического возвышения военщины. В книге содержится богатый фактический материал, доказывающий несостоятельность современных апологетических теорий «народного капитализма» и «революции управляющих».

Книга рассчитана на историков, экономистов, специалистов по государственному праву, журналистов, а также на широкий круг читателей, интересующихся современной политической и общественной жизнью США.

Книга издается с небольшими сокращениями: опущены некоторые подробности, представляющие интерес только для американского читателя.

Краткое содержание лекции :

Жизненный путь Миллса, его личность, основные работы.

Концепция «социологического воображения».

Критика современного общества.

Социально-структурные изменения и потребность в новой социологии .

- «Социологическое воображение» как новый «стиль мышления», «особое качество ума», форма самосознания человека в современном обществе.

Роль социологов (интеллектуалов) в развитии и распространении этого стиля мышления.

- «Социальные проблемы» и «личные трудности», их взаимосвязь.

Критика «высокой теории», «абстрактного эмпиризма », бюрократизации социально-научных исследований.

Социальные науки как оценочные науки.

Общие контуры «социологического воображения».

Человеческое многообразие как предмет социологического изучения.

Принцип «каждый сам себе методолог и сам себе теоретик».

Биография, история и социальная структура как три ключевые перспективы в социологическом познании.

Исследование американской «властвующей элиты».

- «Властвующая элита» и «командные позиции» в главенствующих институтах общества: социально-структурный контекст рассмотрения «властвующей элиты».

Исторический анализ формирования и развития «властвующей элиты».

- «Инертное общество» и исчезновение «общественности»: «аморальность в верхах» и «обывательский макиавеллизм» как характерные особенности современного массового общества.

Чарлз Райт Миллс (1916-1962) — американский социолог. Родился в Техасе в католической семье. — Учился в университете штата Висконсин: находился под сильным влиянием прагматизма (Г. Беккер), защитил докторскую диссертацию о прагматизме.

Основные вехи профессиональной карьеры:

1943 г. — статья «Профессиональная идеология социальных патологов»: Миллс показал в ней, что преобладающие среди социологов и социальных психологов представления о социализации базируются на морали типичного жителя небольшого американского городка, принадлежащего к среднему классу. Статья принесла ему широкую известность и до сих пор остается классическим образцом социологии социологии.

С 1946 г. — работа в Колумбийском университете (Нью-Йорк).

1946-1955 гг. — руководил отделом социологии труда в Бюро прикладных исследований: сотрудничество с Полом Лазарсфельдом и Джорджем Ландбергом; плотное вовлечение в эмпирические исследования, частые выезды в поле (только в штате Нью-Йорк посетил с исследовательскими целями около 30 городов).


Нелюбовь к эмпирической рутине. — В теории: эклектизм . — Слава аутсайдера и анархиста: еще во время учебы имел привычку препираться с преподавателями; был прямолинеен в общении. — Обычно это ему прощалось.

В 1955 г. уволен из Бюро прикладных исследований за срыв проекта; при этом сохранил место в университете и даже получил в 1956 г. должность профессора, но без разрешения преподавать на старших курсах.

Написал, помимо статей, несколько книг. Важнейшие из них:

- «Властвующая элита» (1956, рус. пер. 1959);

- «Социологическое воображение» (1959).

КОНЦЕПЦИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ»

В книге предложен оригинальный проект развития социологии.

Потребность в новой социологии связывается с наступлением новой эпохи :

Старые социологические схемы не работают;

Принципиальные изменения в социальной структуре;

Нарастание отчуждения: рациональность без разума;

Новое поколение «жизнерадостных роботов» («наивных идиотов»): апатия , индифферентность, смутная тревога;

Проблемы нового общества выходят за узкие рамки частного кругозора отдельных людей: непрозрачность современного общества;

Проблема контроля над ходом событий: неуправляемость общества — угроза для разума и свободы, неуправляемое разрушение ценностей.

В этих условиях: нужен новый (особый) стиль мышления. Его Миллс и называет «социологическим воображением ».

Ч.Р. Миллс: «Даже не впадая в панику, люди часто понимают, что старое мышление и самоощущение терпят крах, а новые веяния сомнительны в моральном отношении. Надо ли удивляться тому, что простые люди чувствуют себя беспомощными, столь неожиданно оказавшись перед необходимостью непосредственно иметь дело с более широкими социальными контекстами? Они не могут понять ни смысла современной исторической эпохи, ни того, какое влияние она оказывает на их собственную жизнь. Стремясь сохранить свою индивидуальность, они становятся морально бесчувственными, и каждый пытается замкнуться в своей частной жизни. Надо ли удивляться тому, что ими овладевает чувство безысходности?»

Социологическое воображение — это «особое качество ума», которое должно помочь людям «пользоваться информацией и развивать мышление, чтобы достичь ясного понимания того, что происходит как в мире, так и с ними самими». (Вся надежда — на социологическое воображение.)

Его задача : постичь историю и обстоятельства отдельной человеческой жизни, а также понять их взаимосвязь внутри общества «прояснить элементарные основания сегодняшних тревог людей и безразличия общества».

Социологическое воображение — наиболее плодотворная форма самосознания человека в современном обществе.

Социологическое воображение не складывается само: оно выходит за пределы обыденного представления о социальном мире: его нужно культивировать:

Различение «личных трудностей» и «социальных проблем»: социальные проблемы не осознаются напрямую и не поддаются решению в частном порядке: они решаются только на уровне социальных структур — но для этого надо знать и понимать эти структуры;

В современную эпоху люди обычно не проявляют интереса к структурным источникам их личных трудностей и природе социальных проблем.

Ч.Р. Миллс : Благодаря социологическому воображению «у людей, чей кругозор ограничивается небогатым набором замкнутых траекторий движения, часто появляется неожиданное чувство, как будто они проснулись в доме, который до этого лишь казался знакомым и родным».

Новый проект социологии развертывается Миллсом на фоне критики основных ошибок и недостатков существующей социологии :

  1. Критика «высокой теории» (grand theory) Т. Парсонса : формализм; акцент на нормативной и ценностной интеграции; неверное понимание связи интеграции и господства.
  2. Критика «абстрактного эмпиризма» (П. Лазарсфельд, Дж. Ландберг, С. Стауффер) : неверная трактовка связи теории и факта (из самого детального описания фактов нельзя извлечь больше, чем в него с самого начала было заложено); абсолютизация метода и методики.

Абсолютизация теории и метода заводит социологию в тупик.

Более того: отсюда вытекают вредные для социальной науки следствия:

Новые идеологические и бюрократические роли социологов:

Ангажирование социологов новыми социальными институтами.

  1. Проблема оценки и идеологических импликаций : социальные науки оценочны и не могут быть иными: социальные исследования всегда так или иначе имеют моральное и идеологическое значение. — «Высокая теория» зачастую легитимирует новые институты, нуждающиеся в легитимации, отказываясь от выявления и решения тех реальных проблем, которые они порождают.
  2. Проблема бюрократизации социальной науки : эмпирические исследования требуют организации и денег — рождение бюрократических социально-исследовательских организаций со всеми вытекающими отсюда последствиями. — Опасна подмена социальной науки этими бюрократическими структурами: бюрократический дух вытравливает из социальной науки самую ее суть и делает ее служанкой новых институтов.

Общие контуры «социологического воображения»

1. В сферу внимания социологии должно быть включено все человеческое многообразие :

Общественная наука занимается изучением человеческого многообразия, включающего все социальные миры, в которых жил, живет и мог бы жить человек. В эти миры входят и первобытные общества, которые, насколько мы знаем, мало изменились за тысячу лет, и могущественные державы, которые, как это неоднократно бывало, в одночасье терпели крах. Византия и Европа, классический Китай и античный Рим, Лос-Анджелес и история древнего Перу — все миры, которые когда-либо знало человечество, предстоят перед нашим взором, открытые для изучения.

Среди этих миров — и свободные сельские поселения, и группы давления, и подростковые банды, и нефтяники из племени Навахо, военно-воздушные силы, предназначенные для того, чтобы стереть с лица земли городские кварталы площадью в сотни тысяч квадратных миль, наряды полицейских на перекрестках, кружки близких людей, собравшаяся в аудитории публика, преступные синдикаты, толпы людей, заполнившие однажды вечером улицы и площади крупнейших городов, дети индейского племени Хопи, работорговцы в Аравии, политические партии в Германии, социальные классы в Польше, менонитские школы, душевнобольные в Тибете, всемирная сеть радиовещания.

Люди разных рас и национальностей составляют публику, наполняющую залы кинотеатров, и в то же время они сегрегированны друг от друга. Они счастливы в браке и одновременно одержимы незатухающей ненавистью. Тысячи самых разных занятий существуют в торговле и промышленности, в государственных учреждениях, в различных местностях, в странах величиной чуть ли не в континент. Каждый день заключается миллион мелких сделок, и повсюду возникает столько «малых групп», что никто не в силах их сосчитать.

Человеческое многообразие проявляется также и в разнообразии отдельных индивидов; социологическое воображение помогает изучить и понять его. В этом воображении индийский брамин середины 1850 г. располагается рядом с фермером-первопроходцем из Иллинойса; английский джентльмен XVIII века — рядом с австралийским аборигеном и китайским крестьянином, жившим сто лет назад, с современным политиком из Боливии и французским рыцарем-феодалом, с объявившей в 1914 г. голодовку английской суфражисткой, голливудской звездой и римским патрицием . Писать о «человеке» значит писать обо всех этих мужчинах и женщинах — о Гете и живущей по соседству девчонке».

2. Цель : «определить реальные процессы в обществе и раскрыть те смыслы, которые придают им конкретные люди».

3. Для достижения этой цели подходят любые средства: каждый социолог — сам себе теоретик и сам себе методолог .

Но это не просто свободное фантазирование. — Оно должно сдерживаться строгой самодисциплиной и некоторыми ключевыми принципами.

4. Нужно брать для изучения реальные, значимые проблемы: не квази-проблемы, а коренные проблемы общества.

5. Система координат объективной социальной науки включает три измерения:

(а) биография;

(б) история;

(в) общество, или социальные структуры.

Биография : человек в обществе; социальные проблемы — проблемы людей.

История : социология тесно связана с историей и невозможна без нее:

Социология для Миллса всегда есть «историческая социология».

Изучения человека и общества в историческом контексте.

История обеспечивает возможность сравнительного анализа .

Социальные структуры : ключевая единица исследования.

Структуры должны рассматриваться в терминах институтов, а все социальные проблемы — изучаться в структурном контексте.

Изучение всего многообразия социальных структур (исторических и современных) является условием объективного социального анализа.

ИССЛЕДОВАНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ «ВЛАСТВУЮЩЕЙ ЭЛИТЫ»

Книга «Властвующая элита» содержит всесторонний анализ американской властвующей элиты :

Ее состав и основные характеристики;

Механизмы ее формирования;

Ее место в обществе;

Ее историческая эволюция; и т.д.

Само это исследование — наглядный образец того, как должно выглядеть практическое воплощение стиля мышления, названного Миллсом «социологическим воображением».

Властвующая элита : «состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможность возвыситься над средой обычных людей и принимать решения, имеющие крупнейшие последствия».

Главный факт : обладание командными позициями в социальной системе, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство, престиж, известность.

Властвующая элита имеет общенациональный характер :

Анализируя провинциальные высшие классы старой и новой формации и высшие слои центральных городов (так называемую «прослойку четырехсот семей»), Миллс показал, что их властные возможности ограничены, а их решения не оказывают определяющего влияния на социальные процессы.

Высшие позиции в локальных иерархиях потеряли то значение, которое они имели прежде. — Это связано с институциональным развитием общества, его укрупнением, образованием общенациональных социальных сетей.

Из локальных верхушек вышло много членов властвующей элиты; но те, кто занимают высшие позиции в местных иерархиях, в нее не входят.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал