Ноутбук, теоретические знания и большое желание сделать свой автомобиль быстрее и мощнее – это «три кита» успешного чип тюнинга своими руками. Прошивки для чип тюнинга можно найти в сети.

В обязательном порядке до проведения чип тюнинга нужно провести диагностику всех систем в автомобиле, чтобы исключить другие факторы (например, забился воздушный фильтр, и стандартная прошивка не может обеспечить правильный состав топливовоздушной смеси из-за ухудшения поступления воздуха).

Также необходимо точно знать, что блок управления поддерживает тюнинг и различные прошивки.

  • Приобретаем готовый (цена вопроса около 200грн.) или изготавливаем K-line адаптер. «К» линия – это канал, посредством котрого передаётся информация об ошибках и общая диагностическая и техническая информация;
  • Находим необходимую прошивку для Электронного Блока Управления. Выбираем прошивку аккуратно, проверяя, чтобы совпадали все детали маркировки, иначе не поедет;
  • Следующий шаг – сборка адаптера. Если в ноутбке есть COM порт, это хорошо, и вы выходите на самый лёгкий вариант. Если COM порта нет, можно изготовить адаптер на основе дата кабеля мобильного телефона, взяв за основу микросхемы PL 2303 и L9637D. На прошивке Январь 7.2 эта схема работает, только необходимо прописать дополнительно строку параметров под нестандартные скорости ЭБУ.


  • Для разъёма подойдут две колодки от IDE шлейфа. Его нужно разрезать на два куска по 10 см. Можно ещё использовать три микротумблера + 12В, и зажигание с обязательным переводом в режим программирования. Второй и третий тумблеры обязательно перезагружать – выключать и включать, соблюдая очерёдность 2,3 – 3,2. Обязательное питание для адаптера можно брать с автомобиля.
  • Для перепрошивки используем программы Chiploader 1.6 и Combiloader 2.18. Возможно, сразу не удастся считать программу из контролёра (она сотрется), поэтому лучше иметь в запасе несколько прошивок. Стандартная калибровка, которую нужно при себе иметь на всякий случай, для большинства авто называется ADE1I52;
  • Для прошивки хорошо использовать программу KIA — или Hiundai Flasher. Эти программы работают только под XP. Если на компьютере установлена Wіndоws 7, понадобится скачать программу Vіrtual PC, с помощью которой устанавливаем виртуальную ОС;

Чиповка двигателя своими руками. блок со снятой крышкой. Перепрошивка своими руками

Среди автомобилистов есть вещи, которые надо обязательно попробовать, например, чип-тюнинг, это та вещь, которая отличает настоящего фаната автомобилей от простого пользователя автомобиля. Сейчас мы более подробно разберемся и узнаем плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя, а также, стоит ли своими руками чип-тюнинг делать. Умельцы тюнинга обещают увеличение мощности, крутящего момента, уменьшение расхода топлива и снижение шума. А турбированные моторы еще лучше подходят для модернизации. Поэтому надо разобраться стоит ли делать чип-тюнинг двигателя или оставить все как есть?

Что такое чип-тюнинг автомобиля?

Многие задаются вопросом что такое чип-тюнинг автомобиля, но здесь нет ничего сложного. Дословно, чип-тюнинг двигателя — настройка микросхемы в блоке управления двигателем. В большинстве автомобилей есть система впрыска топлива, в ней есть электронный блок управления, в памяти которого хранятся параметры работы мотора. Чип-тюнинг — перенастройка программы электронного блока управления, для существенного улучшения параметров. Здесь можно задать другой режим подачи топлива, воздуха и поменять другие настройки.


Делают чип-тюнинг для того, чтобы увеличить мощность, если все сделать правильно, то без особых усилий можно увеличить мощность на 12-15%, если немного потрудиться, то можно достичь и 25%. Также чип-тюнингом можно уменьшить расход топлива, но не намного — примерно на 5%. Можно сделать так, чтобы мотор работал на бензине с более низким октановым числом.


С помощью чип-тюнинга можно лучше контролировать систему впрыска и электронный блок управления мотором. Также можно снять ограничитель скорости. Прошивки ЭБУ на многих автомобилях не особо совершенны, их можно улучшить. На отечественных автомобилях тем более прошивку можно улучшить, а иногда бывает даже заводской брак, из-за которого у автомобиля слабая динамика разгона или бывает, что мотор внезапно глохнет или происходят другие неприятности.

Самому продиагностировать программу сложно, поэтому лучше обратиться к профессионалам. Кстати, Евро 3 и Евро 4, которые стоят на большом количестве иномарок не рассчитаны на российское, не всегда качественное, топливо. Эту ситуацию можно исправить с помощью перепрошивки.

Как делать чип-тюнинг?

Перепрограммировать блок управления с установкой новой прошивки — привычное дело. Для этого используют программы для чип тюнинга. Сделать монтаж модульных изделий с микросхемой — здесь более глубокое вмешательство в блок управления. Для этого требуется специальное оборудование для чип-тюнинга.


Поэтому более безопасно просто перепрошивку сделать, бывает несколько видов прошивок на мотор:

  • стандартная прошивка, это заводская прошивка, которая стоит изначально;
  • универсальная тюнинг-прошивка, ее используют для тюнинга большинства автомобилей и стоит это недорого;
  • прошивка от европейских тюнинговых ателье — это уже более дорогая и качественная тюнинг-прошивка, которая позволит лучше перепрограммировать ЭБУ.

Цена перепрошивки

Все зависит о того, какая фирма будет делать тюнинг-прошивку. Местные умельцы могут сделать чип тюнинг примерно за 2000 рублей. Только надо заказывать у мастера, у которого уже есть положительные отзывы. Для тех, кто не хочет рисковать, лучше обратиться в специализированный сервис по тюнингу автомобилей. Цены немного выше — ВАЗ можно чипануть за 4000 рублей, иномарки — более 6000 рублей, а автомобили на дизельном топливе чипануть будет стоить более 10 000 рублей.


Максимальная цена, за которую можно сделать чип-тюнинг — около 25 000 рублей. Дороже всего делать перепрошивку у официальных дилеров, они устанавливают собственную программу, или стандартную прошивку от модели с более мощным мотором. Но зато, заказав чип-тюнинг у дилера — сохраняется гарантия на автомобиль. Они используют правильное оборудование для чип-тюнинга автомобилей. Стоимость зависит от марки авто: от 25 до 70 тысяч рублей.

Кому чип-тюнинг двигателя делать обязательно

Быстрее ездить и меньше расходовать топливо хотят все. Есть смысл делать чип-тюнинг владельцам автомобилей, работающих на газу, так как когда меняется вид топлива, то меняются и настройки мотора. Также, чиповать желательно автомобили с турбинами, для таких автомобилей изменение настроек чипа будет максимально эффективным. Мощность можно увеличить до 25%.


Чип-тюнинг дизельного двигателя также есть смысл делать, потому что автомобили, работающие на дизеле, смогут стать мощнее на 25%, а крутящий момент увеличится на 30%. Атмосферные моторы тоже можно перепрошивать, обычный чип-тюнинг может увеличить мощность на 10%.

Так что, плюсы чип-тюнинга есть и их много, а среди минусов — есть риск попасть на плохого специалиста, который сделает такие настройки, что мотор после 10 000 км. выйдет из строя. Поэтому, есть смысл делать чип-тюнинг авто, главное не пытаться экономить, чтобы не сделать хуже.

Nissan Almera Classic: тюнинг и преображение автомобиля

Тюнинг БМВ Е60: доказательство, что тюнинг лучше нового автомобиля

Как и где делать тюнинг Шевроле Лачетти универсал?

Гидроудар что это и как лечить последствия

Чип-тюнинг своими руками.

Давно захотелось сделать Чип, но как и в прошлом посте - душила жаба. У спецов эта операция стоит 3 000 руб за 10 минутную процедуру, для меня это дороговато. Настала жарка, машина очень сильно тупит с кондиционером, решил действовать сам, тем более у меня уже был K-Line адаптер (про него написано в прошлом посте про диагностику).

Не буду рассказывать зачем нужен чип тюнтнг и что он дает, кто знает тому оно и не нужно, а кто не знает - гугл расскажет Вам в полном объеме.

Итак, начнем.

Что было сделано:


3. Подготовка оборудования.

3.2 Установка Виртуальной XP, т.к пункт 3.1 не выполнил:) см. Дополнение №6


6. Впечатления от операции

1. Изучение форумов чиптюнеров, разбор теоретической части операции.

В Акценте стоит ЭБУ Kefico, аналог Bosh 7.9.7. Прошивать можно как с доработкой (впайкой резисторов), так и без таковой через диагностический разъем ODB-II, я воспользовался вторым способом.

2. Поиск софта и хорошей, проверенной калибровки, которая есть в открытом доступе.

Калибровку я взял из этой темы (www.auto-bk.ru/forum/topic/27313-hyundai/) пост №8 (её выложил человек с ником matizzz, за что ему огромное спасибо, поэтому на форуме эту калибровку называеют "матизовской", так что не пугайтесь если прочитаете там "Залил в акцент матизовскую прошивку все ОК"), так как посчитал ей наиболее оптимальной - авто не тупит с кондиционером, едет без провалов, более динамичный разгон и уменьшается расход топлива (прочитал в сообщениях на форуме, тем более эти калибровки проверены временем)

Для прошивки использвал программу KIA Flasher, так как по сообщениям с форума она лучше работает с моим Орионовским адаптером. Так же можно использовать Hyundai Flasher, по сути KIA Flasher и Hyundai Flasher идентичны на 99% процентов, отличаются только названиями, поэтому я даю ссылку с описанием на Hyundai Flasher (hyundai-flasher.narod.ru). Возможно можно было бы использвать последний, но я рисковать не стал. Ссылка на скачивание KIA Flasher (zalil.ru/33266997 в архиве в конце статьи), т.к. я её долго искал выкладываю ссылку здесь.

Скачал каибровки, скачал программу. Запускаю её на своем ноутбуке с Windows 7, не работает. Оказалось, программа работает только на Windows XP. Запускаю ПК, запускаю на нем программу, указываю файл калибровок - программа выдает "Неверный размер файла". Иду опять на форум, оказывается Hyundai Flasher работает с калибровками размером 512Кбайт, а мои занимают 218. Нашел решение, надо скачать программу Распаковщик SMS Enigma new v 1.10 ( в архиве в конце статьи, пароль архива - 1). Все антивирусы на неё реагируют, не бойтесь, вирусов в ней нет, она просто шифрована. Скачиваем, запускаем, нажимаем распковать, выбираем файл и чудо, наша калибровка занимает 512Кбайт KIA Flasher её видит и даже пытается установить связь с ЭБУ. Вот файл распакованной калиброки (depositfiles.com/files/by78anw81 в архиве в конце статьи).

3 Подготовка оборудования.
3.1 Поиск ноутбука с Windows XP
Такой не был найден, Вам рекомендую все же поптытаться найти и переходить к пункту 3.2 с абзаца "Подключаем к своему ноутбуку K-Line адаптер, устанавливаем драйвера, заходим в Диспетчер Устройств в панеле управления", если все же не нашли - то к 3.2 с самого начала.

3.2 Установка Виртуальной XP (Не обязательно, см. Дополнение №6 )

Да, да именно виртуальной, полноценной Windows XP.
1) Скачиваем программу Virtual PC, устанавливаем её.
2) Скачиваем ISO образ Windows XP
3) Установка и настройка виртаульной Windows XP
(Специально для этого поста повторю эту операцию заново, чтоб было с картинками)














Нажимаем Finish, все, настройка витруальной машины закончена.


После запуска виртуальной машины в её окне появляется окно биоса, на верхней панеле нажимаем CD-Capture ISO Image, указываем свой образ с Windows XP, далее следует установка. Думаю этот процесс не стоит описывать, так как все с ним знакомы:)

Установили, загружаем виртуальную ось, на верхней панеле нажимаем Action-Install or Update Virtual Machine Addons. Устанавливаем, перезагружаемся и закрываем виртуальную машину.

Подключаем к своему ноутбуку K-Line адаптер, устанавливаем драйвера, заходим в Диспетчер Устройств в панеле управления

Заходим в свойства порта



Запускаем Windows XP в виртуальной машине. Далее расшариваем папку с драйверами на K-Line адаптер и софт для самого чип тюнинга.


После этого в "Мой компьютер" появляется новый диск, который содержит файлы расшаренной папки.


Устанавливаем драйвера адаптрера, проверяем работоспрсобность KIA Flasher"а, в настройках указываем порт COM-1. Закрываем виртуальную XP.

Вот и все. Мы подготовились для загрузки калибровок в ЭБУ.

4. Подготовка уже непосредственно на месте проведения операции.

Советы по выбору места:
1. Поставить автомобиль так, чтоб он никому не мешал.
2. Обязательно наличие элетричества 220 Вольт для ноутбука.

Начнем. Ставим ноутбук на ровное место, подключаем электропитание, смотрим чтоб ноутбук никуда не упал, питание не отключилось, адаптер из разъема не выпал.


Выключаем зажигание автомобиля, подключаем колодку адаптера в Диагностический порт.


Подключаем адаптер в USB порт ноутбука, включаем ноутбук, запускаем Виртуальную Windows XP (у кого на ноутбуке Windows 7). Включаем зажигание автомобиля. Все, подготовка завершена.

5. Операция загрузки калибровок.

Запускаем KIA Flasher. Выбираем "ошибки"


Смотрим, если есть записываем/запоминаем у удаляем. Если у Вас получилось - то все работает, соединение установлено.

Загрузка у меня заняла мучительные 20 минут. После окончания загрузки выключаем зажигание и ждем еще 5 минут. В это время можно отключить адаптер, выключить ноутбук, собрать вещи.

Но если во время загрузки вышла ошибка или иное обстоятельство прервавшее её, то просто выключите зажигание, устраните причину прерываения и начните процедуру заново. (Так пишут на форуме, у меня ошибок не было и я не стал проверять что будет если прервать загрузку)

Проходит 5 минут, включаем зажигание, заводим двигатель и радуемся:-)

Не забудте на всякий случай взять с собой заводскую калибровку (zalil.ru/33267696 в архиве в конце статьи). Для большинства она называется ADE1I52.

6. Впечатления от операции
С первых минут я заметил что машина стала по-другому себя вести - изменился звук двигателя, изменилась динамика (после 2 000 появился подхват (не как у тубрибы конечно, а обычный заметный подхват:)), в целом машина стала вести себя резвее.
Поведение машины с включенным кодниционером соответствует поведению без него до чип-тюнинга.

Про расход пока ничего сам сказать не могу (на форуме пишут что уменьшается).

Машина теперь под экологический стандарт Евро-2, отключен 2 датчик кислорода, можно смело удалять катализатор и ставить пламягаситель.

В целом очень доволен, учитывая что бесплатно.

Вот и все. Спасибо за внимание!

Дополнение №1
На Акцентах с АКПП и МКПП с завода стоит одна и та же прошивка, в случае с АКПП блок управления двигателем никак не связан с коробкой передач. Это два отдельных блока.

Дополнение №2
На автомобилях после 2004 стоит прошивка ADE1I52 под Евро-3
До 2005 - ADG0I56 под Евро-2

Дополнение №3
Новая прошивка, именуется как Матиз-2. Сейчас ее поставил, разгон получше, кондиционер не так вешает (narod.ru/disk/59793007001…oktor(matiz%202).bin.html в архиве в конце статьи)

Дополнение №5
Собрал архив со своими прогами ,так как часто стали его простить в личке.
Прошивки только для Accent 1.5 16V на другие двигатели и машины ставить не советую, а вот программы подойдут.

Архив включает:
1) Драйвера на Орионовский адаптер
2) Флешер
3) Энигма (пароль архива - 1)
4) Прошивки:
4.1) Стоковая
4.2) Матиз-1
4.3) Матиз-2

Дополнение №6
Скинули KIA Flasher для Windows 7 , спасибо AnatolyShestakov .
Теперь можно не ставить виртуальную XP, работать сразу в Windows 7.

P.S. Я не призываю Вас следовать данной статье и не несу ответственность за возможные повреждения автомобиля в процессе самостоятельного чиптюнинга, если Вы не уверены с себе, то обратитесь к профессионалам, новый блок стоит в 10 раз дороже чипа в сервисе. И я не призываю Вас ставить именно эту калибровку, можете поставить любую другую, которую найдете, как заставить её работать с Флешером я написал:)

P.S.S. Даный метод применим для всех автомобилями с блоками Kefico аналог Bosh 7.9.7 (Accent, Genz (дорейстайл?(требуется уточнить)), Elentra, KIA Spectra и другие) так же, возможно, совместим с автомобилем Lada Kalina с ЭБУ Bosh 7.9.7 но ОБЯЗАТЕЛЬНО с калибровками для калины. Я так же не несу ответственность за совместимость этого метода с Вашим автомобилем, так что лучше спросите на форуме у знатоков

В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО В СТАТЬЕ И В КОММЕНТАРИЯХ НАКОПИЛАСЬ ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО ПРОЦЕСС ПЕРЕПРОШИВКИ, РАССМОТРЕНЫ ВСЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В НАСТРОЙКЕ ОБОРУДОВАНИЯ, НАПИСАНО МНОГО ОТЗЫВОВ ПРО КАЖДУЮ ПРЕДСТАВЛЕННУЮ ПРОШИВКУ, ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА НЕ ЗАДАВАТЬ МНЕ В ЛИЧКУ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
-КАКАЯ ПРОШИВКА ЛУЧШЕ
-КАКИЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ У ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОШИВКИ
-КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОСЛЕ ЗАГРУЗКИ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОШИВКИ
-КАКОЙ РАСХОД ТОПЛИВА ПОСЛЕ ПЕРЕПРОШИВКИ
-ГДЕ ПРИОБРЕСТИ АДАПТЕР
-МОЖНО ЛИ ПРОШИТЬ МАШИНУ (BLUETOOTH, USB, Wi-Fi) ВЕРСИЕЙ АДАПТЕРА ELM 327

В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ ВЫ БУДЕТЕ ПРОСТО ПРОИГНОРИРОВАНЫ, А ОСОБО НАЗОЙЛИВЫЕ ПОЙДУТ В ЧЕРНЫЙ СПИСОК.

Цена вопроса: 0 ₽

652 Просмотров

Водители подходят к выбору автомобиля достаточно ответственно и с большим трепетом. Тем не менее со временем может оказаться недостаточно. С другой стороны, покупка новой и более мощной машины - это крайне недешевое решение. Идеальным выходом из этой неприятной ситуации является чип-тюнинг двигателя, который в последние годы набрал действительно бешеную популярность. В этой статье мы расскажем о том, как произвести чип-тюнинг своими руками и что необходимо знать и уметь начинающему мастеру, чтобы не допустить досадных ошибок и не загубить программную начинку дорогостоящих узлов.

Идеальная альтернатива

Не так уж давно сделать чип-тюнинг казалось невозможным. Почему? Дело в том, что современные ДВС в обязательном порядке комплектуются ЭБУ, или попросту электронными блоками управления. Электронная начинка позволила программным методом регулировать характеристики как самого ДВС, так и каждого отдельного его узла.

У ДВС автомобилей старого образца такой электроники нет, поэтому все настройки производятся исключительно механическим путем. Что же является прародителем чип-тюнинга, и какие методы были популярны до появления электроники в конструкции современных двигателей? К таким операциям по модификации моторов можно отнести применение турбонаддува, поршней и шатунов, изготовленных из облегченных материалов, и другие виды вмешательства в штатную конструкцию.

Сделать такую операцию самостоятельно без определенных навыков и оборудования практически невозможно. Кроме того, не стоит забывать и об элементарных рисках: любой ремонт, проведенный неграмотно, может плачевно сказаться на состоянии как двигателя, так и автомобиля в целом.

По этой причине произвести чип-тюнинг оказывается гораздо проще. Кроме того, в этом случае не придется вмешиваться в конструкцию ДВС, изменять параметры его составляющих и разбирать сложный и чувствительный механизм.

Самостоятельно чип-тюнинг ДВС производят не всегда, однако в любом случае эта операция проще и быстрее привычных способов модернизации ДВС. В чем же она заключается?

Дело в том, что электронный наделяется программой, которая представляет собой транслированный двоичный код и при помощи компьютера записывается на встроенный носитель данных. Эта программа, по сути, контролирует и изменяет режимы работы ДВС, позволяя ему раскрывать свой потенциал в той или иной степени.

Современная автомобильная промышленность старается сделать автомобиль транспортом не столько мощным и комфортным, сколько экологичным и безопасным для окружающей среды. По этой причине многие модели моторов не пытаются сделать максимально мощными, урезая их характеристики искусственно в угоду более низкому расходу топлива и выбросам продуктов горения в окружающую среду.

Чтобы вернуть мотору тот потенциал, которым он обладает, разработчики прошивок изменили стандартные программы блоков управления таким образом, чтобы ДВС выдавал свои максимальные параметры. При этом количество выбросов повышается, но, несмотря на это, расход топлива становится меньше, а комфорт управления и динамика разгона несравнимы с теми, что были до процедуры перепрошивки.

Как это делается?

Чтобы произвести чип-тюнинг своими руками, помимо самого автомобиля, необходимо иметь две важные составляющие, без которых эта операция, по сути, не может быть выполнена. Первая составляющая - это специальный адаптер. Его задача - производить взаимодействие ноутбука или персонального компьютера с машиной посредством подсоединения к ее диагностическому разъему. Обычно такой разъем нужно искать под рулевой колонкой, однако не лишним будет уточнить этот момент в прилагаемой к машине документации.

Вторая составляющая - это программное обеспечение и программа прошивки, которая и будет в конечном счете внедрена в электронный блок управления двигателем. Программное обеспечение, которое должно быть установлено на компьютере, обычно прилагается на компакт-диске в комплекте с самим адаптером. Если такого диска нет, обычно в инструкции по эксплуатации указывается сайт, с которого можно скачать нужный дистрибутив.

Со второй частью все несколько сложнее. Несколько программ обычно поставляются на том же компакт-диске, где располагается установочный файл компьютерной программы. Но проблема заключается в том, что для каждой отдельной модели двигателя применяется своя программа, которая может не находиться в открытом доступе. Обычно в этих случаях программу приобретают на специализированных сайтах, а потом переносят ее на компьютер и производят прошивку.

Как же производится сама процедура? Первым делом необходимо отыскать диагностический разъем и подключить к нему адаптер. Затем к адаптеру подключают ноутбук с запущенной программой и ждут, пока ПО «найдет» машину и подключится к ее блоку для записи.

Приложенная программа позволяет читать файлы только определенного формата. По этой причине не стоит удивляться, если неправильно подобранный файл не будет загружаться или станет вызывать ошибку памяти, что будет свидетельствовать о невозможности перепрошивки.


Если с форматом нет никаких проблем, то следующим этапом будет непосредственно процесс запуска прошивки, который может продлиться от 5 до 10 минут, в зависимости от модели ДВС, адаптера и версии программного обеспечения. В это время глушить и запускать двигатель категорически запрещается. Также стоит контролировать состояние заряда батареи самого ноутбука, ведь если процесс внезапно прервется, ЭБУ запросто может превратиться в «кирпич».

По окончании процесса программа выведет сообщение об успешно завершенной операции. Если все хорошо, то ДВС запустится без проблем и не будет издавать посторонних шумов. Обычно разница чувствуется при разгонах: машина начинает ехать быстрее, а ее динамика становится на порядок лучше старой.

Стоит или нет?

Безусловно, сделать чип-тюнинг бесплатно не выйдет в любом случае. Если производить его своими силами, то в копеечку обойдется адаптер, который в свободной продаже не всегда найти достаточно просто. Если обратиться в стороннюю фирму, это будет стоить дешевле. Так, обычно стоимость прошивки варьируется до 5 до 30 тысяч рублей, в зависимости от марки и модели автомобиля.

Если прошивается мотор, который не наделен турбиной, эффект будет не столь ощутимым. Так, в среднем прирост по мощности и крутящему моменту составляет 10–15 процентов, а расход топлива снижается не более чем на один литр на сто километров пути. Правда, и цена такой прошивки будет минимальной.

Владельцы турбированных ДВС ощутят разницу практически во всех случаях. В среднем прирост характеристик составляет от 30 до 40 процентов: в два раза больше, чем у любого атмосферного ДВС. Кроме того, снижение расхода топлива также более ощутимо: в различных случаях разница может составлять до 30 процентов во всех ездовых режимах.


Резюме

Подводя итоги, можно уверенно сказать одно: чип-тюнинг является самым современным и безопасным способом увеличить потенциал автомобиля и его характеристики. Несмотря на то, что такая процедура стоит недешево, она позволяет не вмешиваться в механику работы ДВС и повышать его возможности. Главное - не экономить и приобретать официальное оборудование и программное обеспечение: в этом случае проблем с прошивкой обычно не возникает.

Чип-тюнинг своими руками

Чип-тюнинг – самый легкий и дешевый способ чуть-чуть поднять динамику своего автомобиля. Собственно, система управления инжекторным двигателем (ЭСУД) представляет собой компьютер, который командует форсунками, зажиганием, бензонасосом и т.д. в соответствии с заложенной в него программой. Еще ее называют прошивка. Ее-то нам и требуется поменять. Физически прошивка хранится в микросхеме ПЗУ (информация в нем сохраняется даже при отсутствии питания). Значит, надо или поменять саму микросхему, или залить новую прошивку в нее. Мы будем чиповать, разумеется, мотор ВАЗ-2112. В нашем случае здесь стоит ЭБУ Bosch М1.5.4.0.

Что нам потребуется:

1. Прошивка.

Бесплатные заводские прошивки можно найти в Интернете, например на сайте www.chiptuner.ru. Если же интересны тюниговые, то тебе стоит посетить www.hass-dodgev.narod.ru. Но тут нужно сказать пару слов о мерах предосторожности. Чип-тюнинг не является безопасным развлечением. Конечно, никакая прошивка не заставит проскользнуть ремень ГРМ, но о таких явлениях, как детонация и длительная работа двигателя на слишком обедненной или обогащенной смеси, забывать не стоит. А некоторые кустарные прошивки загоняют двигатель именно в такие режимы. Последствия не будут заметны в первый день, но потом могут вылиться и в капремонт. Как быть? Либо купить коммерческую прошивку (1000 рублей, но бывают и подделки), либо взять бесплатную, но проверенную друзьями.

Наконец, можно самостоятельно отредактировать прошивку в программе «Чип Тюнинг 2.6» от Almisoft или даже создать собственную при помощи, например, Chip Tuning PRO от SMS-Software – у них есть и бесплатные версии.

Прошивка представляет собой файл с расширением *.bin, который весит 64 Кбайт (двухрежимная весит 128 Кбайт, но это отдельный разговор).

2. Микросхема ПЗУ 27С512.

В ней будет находиться новая прошивка. Очень важно, чтобы она была в корпусе DIP28. Мы используем микросхему Winbond. Цена – от 60 рублей.

3. Панелька DIP28 (широкая) под микросхему ПЗУ.

Возможно, она уже установлена в твоем ЭБУ, если нет – советуем впаять, это намного облегчит работу с ЭБУ в дальнейшем. Цена – от 3 рублей; крутые – 20 рублей. «С нулевым усилием установки», т.е. с рычажком, – 100 рублей (можно много раз извлекать/вставлять микросхему, не рискуя повредить ее саму или панельку).

4. Программатор.

Здесь главная засада. Можно его купить, но минимальная цена $100. Если решишь пойти этим путем, то стоит обратиться, например, в «Чип и Дип» (www.chipdip.ru). Тебе нужен программатор, умеющий прошивать микросхемы 27С256, 27С512. К таким относятся, например, «Мастер Про», «WizardProg-55», «Крот-РФ». Хочешь сэкономить, собери его самостоятельно, схемы несложно найти в Интернете или в радиолюбительских журналах. Но если ты не планируешь делать бизнес на чип-тюнинге, то иметь собственный программатор нет смысла. Можно обратиться в радиомастерские, где прошьют микросхему рублей за 200. Еще лучше – к знакомым радиолюбителям. Можно также купить программатор на паях с друзьями, чтобы чиповать сразу несколько машин, – получится бюджетно.

5. Паяльник, припой, флюс.

Все это может и не понадобиться, это ты увидишь позже, когда откроешь ЭБУ. Паяльник нужен радиолюбительский, мощностью 25–40 Ватт.

Микросхема и панельки

Слева – микросхема, которую ты уже купил и в которую залил новую прошивку. Снизу – панелька. Она нужна, если в твоем ЭБУ микросхема впаяна в плату и придется покупать панельку самому. Панелька справа – с нулевым усилием установки

Батарея

Перед любыми манипуляциями с ЭБУ отключаем аккумулятор

Левая панель

Чтобы извлечь ЭБУ, нужно снять пластиковые панели под центральной консолью: одну слева…

Правая панель

… и одну – справа

Левая панель снята

При снятой левой панели виден разъем блока управления. Его необходимо снять, поддев фиксатор отверткой и затем отводя его в сторону салона

Разъем снят

Вынимаем разъем из гнезда. В дальнейшем стараемся не касаться контактов гнезда ЭБУ руками и инструментом

крепление ЭБУ справа

Откручиваем две гайки крепления ЭБУ справа...

крепление ЭБУ слева

… и одну слева. Теперь можно извлечь ЭБУ вместе с пластиковым кронштейном. Кронштейн необходимо снять, открутив четыре болта

открытие блока

Теперь вскрываем сам ЭБУ: аккуратно отгибаем отверткой восемь фиксаторов, снимаем крышку

блок со снятой крышкой

У нас в руках печатная плата, на которой размещены все электронные компоненты ЭБУ. Без необходимости лучше не прикасаться к плате и элементам – они чувствительны к статическому электричеству и могут выйти из строя

микросхема ПЗУ

Находим на плате микросхему ПЗУ. В нашем случае она выглядит именно так. Твоя, возможно, будет незначительно отличаться. В любом случае, в ее обозначении будут символы 27С256 или 27С512 (иногда вместо «С» может быть «Е», а вместо «27» – «29»), а количество выводов микросхемы равно 28.

Обязательно отметь маркером на плате, где находится первый вывод микросхемы, он помечен сверху на корпусе углублением. Это позволит правильно установить новую микросхему

микросхема в панельке

Видим, что нам повезло – микросхема уже установлена в панельке. Вынимаем микросхему, поочередно с торцов вводя между ней и панелькой, например, нож, и аккуратно отжимая ее вверх. Лучше сохранить микросхему на всякий случай – если новая прошивка не заработает, сможешь вернуть старую на место.

Если оказалось, что микросхема запаяна в плату, то придется ее аккуратно выкусить маленькими бокорезами, а на ее место впаять панельку. Следи, чтобы панелька была правильно ориентирована: метка на ней должна быть с той стороны, где ты оставил на плате отметку маркером. Если ты раньше никогда не занимался пайкой, лучше не рисковать, а обратиться в любую радиомастерскую: там выполнят эту работу за 10 минут и 50 рублей.

Теперь устанавливай микросхему с новой прошивкой в панельку, не забыв правильно ее сориентировать. Микросхема должна быть плотно и без перекосов вставлена в панельку.

Собирай ЭБУ и устанавливай на место в обратном порядке.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал