Главный по культуре. «Он был лучшим ведущим новостей на питерском пространстве Антон губанков откуда воинское звание

Ни в каком самом глупом сне мне не могло привидеться, что придется писать ему некролог. В Антоне Николаевиче Губанкове было много жизни, жизненной силы, ее должно было хватить на годы и годы. Подчиненные сетовали, что председатель петербургского Комитета по культуре приходит на работу к девяти утра и сидит до одиннадцати вечера. С таким не погуляешь. Работа доставляла Губанкову удовольствие. И ведь он не был несчастным одиночкой с несложившейся личной жизнью: прекрасный семьянин, человек с массой друзей и увлечений. Но работу ставил на первое место. Да, он, несомненно, был человеком системы, даже, наверное, карьеристом — опять же, в здоровом, нестыдном смысле этого слова, — но в его случае это почему-то не раздражало. Почему? Наверное, потому что он успел сделать много хорошего.

При его активном участии возникла лаборатория «ON. Театр» — место, где могли дебютировать молодые режиссеры. Новая петербургская режиссура теперь вышла из абстрактного тумана, ее можно было увидеть — во всем ее блеске и убожестве. Десятку режиссеров эта лаборатория дала дорогу в профессию: благодаря «ON. Театру» их узнали, стали приглашать на постановки и фестивали, сегодня их имена всем широко известны. А лаборатории больше нет. После ухода Губанкова из города она вскоре оказалась не ко двору.

Губанков придумал уникальную практику субсидирования негосударственных театров. Такого в России нет больше нигде (говорят, скоро и у нас не будет). Наши «негосы» (так ласково величают негосударственные театры чиновники) не бьются за жизнь, как перед расстрелом, у них все эти годы была возможность жить, творить, выпускать премьеры.

Губанков дал статус государственного театра «Небольшому драматическому» Льва Эренбурга. Собирался построить им здание — не успел. Потом, уже в последний период своей работы, поддержал инициативу создания нового государственного театра — «Мастерской» Григория Козлова. При нем в новые дома въехали «Буфф» и Молодежный театр.

Он был руководителем нового типа — думал о создании инфраструктуры культуры. Создавал новые премии: Курехина, «Прорыв», «Музейный Олимп», чтобы с помощью независимой экспертизы выявлять и поддерживать лучшее. Много и подробно объяснял и рассказывал: сам в прошлом журналист — и привечал прессу. Культурная политика города перестала быть тайной за семью печатями, а в Комитет по культуре тогда мог пройти любой горожанин. Всех пускали.

Губанков был на всех вернисажах, на всех премьерах. Всегда безупречно, с иголочки одетый, с мягкой улыбкой, он выглядел светским львом. А между тем, этот денди с его светскими выходами изменил картину петербургского театра. Он широко улыбался, видя смелые экспериментальные работы, и показно, навыпуск зевал, глядя на тоскливую рутину. Такие импульсы сверху были в новинку директорам, сначала их не принимали всерьез, потом стали пытаться соответствовать. Губанков много сделал, чтобы уговорить Юрия Бутусова возглавить Театр им. Ленсовета. При этом он избегал громких увольнений и бескомпромиссной ротации кадров — в этом тоже был Антон Николаевич, не выносивший скандалов и гасивший их при первой вспышке. Были и ошибки — как история с «Нашим театром», но стоит ли сегодня вспоминать о них?

Он дружил с разными людьми — от министра Шойгу до режиссера Богомолова. Он был человеческим лицом в руководстве культуры. Не зарабатывал себе денег и очков на сталкивании людей лбами, на поисках «врагов» и инакомыслящих. Он высоко ценил гражданский мир и взаимное уважение сограждан. Я очень горюю, что Антон Николаевич Губанков никогда уже не сможет стать министром культуры России! Светлая ему память!

Утром 25 декабря в Черное море самолет Минобороны Ту-154, летевший в Сирию. На борту находились 92 человека, включая 84 пассажиров и восемь членов экипажа. По предварительным данным, выживших нет. Минобороны список летевших на самолете. В нем оказалось сразу два бывших петербургских журналиста: Антон Губанков, занимавший должность директора департамента культуры Министерства обороны, и экс-корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дмитрий Рунков, который полетел в Сирию в составе съемочной группы Первого канала.

«Бумага» собрала высказывания друзей и знакомых погибших в авиакатастрофе журналистов.

Антон Губанков. Фото: Фонд Жорно

Антон Губанков в 1991 году был корреспондентом газеты «Невское время», затем стал главой информационной службы «5 канала», а в 1997 году - службы информации и публицистики «Санкт-Петербург» ВГТРК. Через два года он возглавил службу информации канала, а с 2008 по 2011 годы занимал пост председателя комитета по культуре Петербурга.

В 2012 году Губанков стал министром культуры Московской области, через год перешел на должность директора департамента культуры Министерства обороны. Бывшие коллеги, политики и журналисты вспоминают Губанкова как отзывчивого человека, всегда помогавшего советом.

Дмитрий Рунков работал на Первом канале весь последний год. Он переехал из Архангельска в Петербург, где работал корреспондентом на местных каналах, в том числе канале «Санкт-Петербург», а затем в Москву. Через пять дней Рункову должно было исполниться 30 лет.

Диана Качалова

Главный редактор «Новой газеты в Санкт-Петербурге»

«Мы с Антоном Губанковым дружили близко, но недолго. В начале 90-х мы вместе работали в «Невском времени», но свело нас не это, а смешное совпадение – я тогда выходила замуж за американца Роберта, а у Антона был очень долгий и красивый роман с прекрасной девушкой Лорой из Сиэтла. Это была эпоха до e-mail, я вам больше скажу, международные звонки надо было заказывать через «барышню 07».

И поэтому каждая оказия через океан воспринималась как подарок судьбы – передавали не только посылки, но и письма, написанные от руки. Лора привозила мне приветы от Роберта, я ей какие-то милые безделушки от Антоши. Всего один раз нам удалось встретиться всем четверым, кажется в Петербурге, и выпить за наш самопальный «чартер». Потом жизнь сложилась так, что Антон остался в России, а Лора – в Америке (я не открываю никакой семейной тайны, он даже в интервью об этом кому-то рассказывал), и я общалась с ними порознь. Антона дразнила «русским барином» за любовь ко всему красивому – от женщин до запонок. С Лорой всегда робела, потому что она была очень серьезная и правильная».

Марина Шишкина

Общественный деятель

«Ты всегда был для меня перфекционистом. В одежде, манерах, обедах, разговорах. И даже в чиновничьей работе. Потому что Господь распорядился так, чтобы ты руководил культурой: ты вырос в интеллигентной среде, и твоя семья – пример высокой ленинградской культуры. Для тебя было абсолютно естественным общение с Мастерами, ты был одним из них.

Ты никогда и ни про кого не говорил плохо – все время оправдывал. Тоже признак аристократизма – не опускаться до сплетен. Мог проявить «сумашедшинку» - исполнить рэп в генеральской форме. И все твои идеи - от Бородина до Авроры - мог придумать только гениальный мозг».

Александра Гармажапова

Корреспондент «Радио Свобода»

«Человек – это отношение к детям. Когда мне было 15, Антон Губанков позвал стажироваться в «Вести», потому что ему воодушевленно описывала, чем бы хотела заниматься. Он не отмахивался, как большинство медийных начальников, а старался всячески вдохновить. Светлая память».

Кристина Заяц

Редактор «Бумаги» с 2012 по 2014 годы

«Помню, как телеведущий канала «Вести Санкт-Петербург» Игорь Страхов давал мастер-класс студентам журфака и рассказывал, как Антон Николаевич, работая на телеканале, читал тексты журналистов. Ему приносили стопку бумаг в кабинет, он садился за стол и в первые же секунды было ясно, насколько текст плох. Если правильно помню, то Страхов говорил, что Губанков воспринимал скверно написанный, некачественный текст как личное оскорбление и очень расстраивался. А его коллегам становилось жутко неудобно, если такой материал попадал к нему в руки.

В то время он вел свой видеоблог на сайте комитета по культуре и в одном выпуске предложил петербуржцам подумать о создании городского бренда. Человек, который ведет видеоблог на официальном сайте госучреждения и произносит слово «бренд», казался очень прогрессивным и модным. Было ощущение, что он действительно хочет посмотреть на Петербург по-новому».

Борис Вишневский

депутат Заксобрания

«Ужасная весть с утра - об упавшем самолете, в котором были и люди, хорошо мне знакомые: Антон Губанков и Дмитрий Рунков. С Антоном мы когда-то работали вместе в «Невском времени», с Димой многократно общались, когда он работал в «парламентском пуле» журналистов в Заксе. Скорблю по погибшим и соболезную их родным и близким. Что бы не вызвало катастрофу - людей не вернуть. Не могу не задуматься: если бы не совершенно ненужная России война в Сирии — эти люди (и многие другие) были бы живы. Светлая память погибшим».

Дмитрий Травин

Научный руководитель Центра исследований модернизации ЕУСПб

«Антон был необычным человеком. Свойства яркого журналиста и опытного администратора сочетались в нем чрезвычайно органично. Многим Губанков запомнился, в частности, тем, что, работая уже в Минобороны, написал и лично исполнил рэп, пропагандирующий службу в российской армии. <…>

Он был председателем совета пионерской дружины школы. Затем секретарем школьного комитета комсомола, председателем совета в элитарном молодежном лагере «Зеркальный», где формировалась будущая советская элита. Образ комсомольского функционера, казалось, остался с ним навсегда. В университете он вновь оказался секретарем комитета ВЛКСМ - на этот раз факультетского.<…>

Антон честно признавался в том, что многие сейчас постарались бы, наверное, скрыть. «19 мая – День пионерии. Я шел по Дворцовой во главе колонны пионерской дружины своей школы. На трибуне – Валентина Матвиенко. Чувство гордости за себя, за страну. И такое же чувство, когда, скажем, большой стадион во весь голос ревет: “Наша Родина – Революция. Ей единственной мы верны”. Коллективные камланиия доходили тогда до большинства. Красные галстуки, развернутые знамена, полувоенная символика. Для мальчиков это всегда важно. Было своеобразное чувство комфорта от принадлежности к великой стране. Чувство мощи: нам ничего не страшно. Детей возбуждали популярные советские песни с имперскими мотивами. Впрочем, все это было эффективно лишь до 1978 года. До Афганистана и трясущегося от старости Брежнева»».

Антон Николаевич Губанкв (29 января 1965, Ленинград, РСФСР, СССР - 25 декабря 2016, акватория Чёрного моря близ г. Сочи, Россия) - государственный деятель, журналист, филолог. Директор департамента культуры Министерства обороны России (2013-2016), Министр культуры Московской области (2012-2013), председатель Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга (2008-2011). Государственный советник Российской Федерации 2 класса. Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Погиб 25 декабря 2016 года в авиационной катастрофе под Сочи самолёта Минобороны России, вылетевшего с группой артистов ансамбля Александрова и общественными деятелями на авиабазу Хмеймим в Сирии.

Биография

Антон Николаевич Губанков родился 29 января 1965 года в Ленинграде (РСФСР, СССР). Отец - Николай Николаевич Губанков - преподаватель русской философии в театральной академии. Мать - Марианна Викторовна Прошкина, художник.

Дедушка и бабушка по материнской линии - Виктор Прошкин и Виктория Белаковская, а также младший брат деда - Анатолий Прошкин были художниками, все трое учились во ВХУТЕМАС в мастерской К.Петрова-Водкина, их картины хранятся в собрании Государственного Русского музея. Двоюродный дядя - кинорежиссёр Александр Прошкин.

В 1987 году окончил французское отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета.

С 1985 года - корреспондент газеты «Ленинградский университет», публиковался в ряде федеральных изданий («Известия», «Советская Россия»).

В 1988-1990 годах работал в Сирии.

С 1991 года - корреспондент газеты «Невское время», а с 1992-го - комментатор и ведущий программ «Радио России» на РТР.

В 1993 году - возглавил информационную службу радио ГТРК «5 канал» (Творческое объединение «Панорама»).

С 1994 года - ведущий «Информ-ТВ», прямых эфиров, программы «Дела городские» (ГТРК «5 канал»), программы «Новое Пятое колесо», «За и против» (РТР).

С 1997 года - руководитель Службы информации и публицистики Дирекции «Санкт-Петербург» ВГТРК, корпункта РТР в Санкт-Петербурге.

С 1999 года - начальник Службы информации Дирекции (ныне - ГТРК), руководитель программы «Вести-Петербург».

С 3 июня 2008 года по 25 октября 2011 года - председатель Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.

В 2009-2010 годах - член Президиума Координационного совета Министерства культуры Российской Федерации, с 2010 года - член Коллегии Министерства культуры Российской Федерации. В 2011 году окончил аспирантуру Санкт-Петербургского государственного университета. Преподавал на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Автор и продюсер телевизионных фильмов, автор публикаций по истории и культуре России. Член правления региональной организации Медиа Союза, член Секретариата Союза журналистов СПб и ЛО. Являлся членом Комиссии по помилованию при губернаторе Санкт-Петербурга.

После назначения экс-губернатора Московской области Сергея Шойгу Министром Обороны России, Антон Губанков пишет заявление об уходе с поста министра культуры Московской области и 25 марта 2013 года назначен директором новой структуры Минобороны России - Управления культуры, которое в 2016 году преобразовано в Департамент культуры Министерства обороны Российской Федерации.

В июле 2013 года Антон Губанков исполнил рэп о службе в армии, ролик которого записан с целью «повышения авторитета российской армии и престижа военной службы» и опубликован на YouTube. Автором текста является сам Губанков, идея записать песню родилась у него на коллегии Минобороны, посвящённой престижу воинской службы. Губанков заявил, что каждый патриотично настроенный сотрудник ведомства должен не только честно служить, но и привносить в общее дело «хорошую дозу творчества и креатива» и утверждает, что «дамы млеют от солдатского взгляда» и что армии нужен солдат с «Бэтменом внутри и Рэмбо снаружи». «Хочешь быть в тренде, культурным и смелым? Займись поскорее воинским делом».

Ранним утром в воскресенье, 25 декабря, погиб Антон Губанков. Он находился в том ТУ-154, который вылетел из Адлера в Латакию и пропал с радаров в 5.27 утра по Москве.

Самолет Минобороны летел на авиабазу в Сирии с обширной гуманитарной программой: 64 музыканта из Ансамбля им. Александрова - хор, баянисты, балалаечники во главе с руководителем коллектива Валерием Халиловым, Доктор Лиза, девять журналистов с телевизионными и фотокамерами.

Антон Николаевич Губанков, в последние два с половиной года отвечавший за всю культурную работу Минобороны, предпочитал масштабные, хорошо проработанные и эффектные проекты. Такая вот черта личности, не зависящая от должности. Делать так делать.

Вообще, чтобы, придя в Министерство обороны, буквально с порога заявить здешнему личному составу, что от каждого сотрудника, если он считает себя патриотом, требуется не только честная служба, но и «хорошая доза творчества и креатива», нужно иметь, согласитесь, достаточно дерзости, азарта и самоуверенности. Можно себе вообразить, как удивились чиновники в погонах. И то, что через два года усердной работы Губанкова в главном военном ведомстве страны оно объявило о преобразовании управления культуры в департамент культуры в связи со «значительным ростом объемов задач, которые ставит министр обороны Сергей Шойгу в развитии гуманитарной сферы Вооруженных сил», свидетельствует, что амбиции «главного по культуре» (именно такая нестандартная табличка висела на двери его кабинета) Минобороны были обоснованы.

ТУ-154 направлялся к месту боевых действий поздравить российских солдат с Новым годом. Если бы операция удалась, это было бы событие, соизмеримое с выступлением оркестра Гергиева в Пальмире. И не место здесь рассуждать, нужна ли эта война и нужно ли было туда лететь. Потому что текст – не про войну. Он - про человека, который был способен затевать и осуществлять грандиозные проекты и своим присутствием радикально менять смысл и репутацию места, которое он занимал.

Минобороны тут, возможно, кому-то покажется примером не очень удачным. Но, с другой стороны, кто и когда на нашей памяти знал фамилию человека, возглавляющего здешнее управление культуры? Видимо, только директора подведомственных учреждений – Театра Российской армии и Ансамбля им. Александрова. Советская эпоха приучила к тому, что «окультуриванием » личного состава занимаются политработники, чье дело - идеологическое воспитание. А тут - Губанков с его романтическими идеями дореволюционного «цвета русской культуры в погонах», с учрежденным фестивалем военных оркестров, военным КВНом, Премией за развитие армейской темы и военно-патриотич еских традиций в культуре. На грандиозном оупен-эйре на Фрунзенской набережной в итоговом концерте фестиваля «Армия России» пели и звезды Мариинки, и петербургский Billy’s Band, а организовывала шоу компания Dance Open, на чьем счету - лучшие оупен-эйры на Дворцовой.

И это - только половина того, что Губанков на своем посту, как выяснилось теперь, планировал. Одно то, что в Театр Российской Армии по приглашению Губанкова пришла работать Милена Авимская, та самая, что создала в Петербурге Лабораторию молодой режиссуры ON.Театр, откуда вышли девять десятых молодых петербургских режиссеров, ныне известных всей театральной России, говорит – заняв генеральскую должность, Губанков вовсе не собирался изменять своим прежним, гражданским, пристрастиям, о которых Петербург осведомлен отлично.

Потому что самым невероятным, блистательным и успешным карьерным скачком в судьбе Антона Губанкова оказалось его перемещение с петербургского РТР в председательское кресло комитета по культуре. До этого все, разумеется, видели на телеэкранах и запомнили обаятельного ведущего с отменной дикцией и едва уловимой ироничной улыбкой, которая выдавала в Губанкове человека, играющего роль, а не тупо проговаривающего чей-то текст. Но только заняв в июне 2008 года должность главного по культуре в Петербурге, он как будто бы оказался у себя дома, получив ту меру свободы, полномочий и средств, которые позволили ему ощутимо прогибать под себя окружающую реальность. И он начал действовать.

Тут сразу надо сказать, что Антон Николаевич Губанков никогда не был и не хотел быть идеальным, но ему очень импонировало быть современным, продуктивным, любимым и шикарным. И это у него получалось гораздо чаще, чем этого бы хотелось его недоброжелателям. Поначалу трудно было привыкнуть к тому, что в бывшем управлении культуры теперь царит этакий щёголь в лондонских рубашках разных цветов, с высокими воротниками и манжетами, в которых вместо банальных пуговиц сверкают изящные запонки. Стильный чиновник за годы советского режима превратился в оксюморон. Губанков - коллекционер и вообще гурман в сфере искусств, окончивший французское отделение филологического факультета Ленинградского университета, выходец из интеллигентной петербургской семьи (мама - художник, отец - философ, преподаватель Театральной Академии) принес в исторический особняк на Невском, 40, тип общения на грани светского и делового: чашка чая с первоклассным шоколадом на столе вовсе не мешала собеседникам решать вопросы, потому что впервые за десятилетия в высоком кабинете сидел человек, готовый именно решать, а не провоцировать многократно описанную классиками бюрократическую волокиту.

При Антоне Николаевиче Губанкове, работавшем (что принципиально важно) в тесной связке с тогдашним губернатором Валентиной Матвиенко, в городе появились проекты, о которых прежде в комитете по культуре и заикаться было бесполезно: премия «Музейный Олимп» и петербургская театральная премия для молодых «Прорыв», фестивали «Дягилев P.S.» и «Ученики мастера», проект «Петербургская неотложка», осуществляющий культурные акции в больницах и хосписах, ежегодно в европейских столицах стал проводиться имиджевый проект «Детский Петербург», в упоминавшейся уже Лаборатории ON.Театр нон-стоп выпускали десятки спектаклей молодые режиссеры, которым прежде в городе пойти было некуда, в проекте ТПАМ (Театральная лаборатория Андрея Могучего) за бюджетные деньги молодые люди под руководством опытного режиссера занимались процессом, исследованием - и никто не выкручивал им рук, требуя непременного результата.

Но главное, работа комитета по культуре при Губанкове стала системной. Оставленный Губанкову по наследству его предшественником проект регулярных субсидий негосударственны м театрам, был доведен до ума - и десятки независимых коллективов стали создавать одно за одним художественные произведения, которые отправлялись на «Золотую маску» и европейские форумы и тем самым не давали спать спокойно финансируемым из бюджета театральным стационарам. Причем решения Губанков принимал в течение буквально десяти минут, снайперски точно определяя, какой из проектов жизнеспособен, а какой нет. И практически ни разу не промахнулся: до сих пор все благословленные им проекты живы и набирают обороты, а субсидии негостеатрам остаются предметом зависти в том числе и москвичей, которые именно с этой регулярной поддержкой от города связывают расцвет молодого креативного театра в Петербурге.

Словом, в кои-то веки петербургской культурой руководил культурный человек, который при этом, сев в солидное кресло, остался прежде всего человеком. «К нему можно было заехать и поговорить», – слышу я сейчас и от банкиров, и от директоров, и от безумных режиссеров-экспе риментаторов. Что правда, то правда. Антон Николаевич (в комитете его никто иначе не звал, даже давние друзья и коллеги) действительно ценил диалог, поскольку хотел не просто руководить культурой, а еще и чувствовать ее. С ним проходили любые авантюры. На какой-нибудь церемонии он мог, по просьбе организаторов, появиться из люка или с потолка – и не выглядеть при этом смешным. Мог устроить «Елку» для журналистов в собственном кабинете и сам сыграть роль Деда Мороза – и никому не приходило в голову держаться с ним панибратски. Он был способен в выходной день приехать открывать выставку (например, посвященную номинантам премии «Прорыв») по дороге с дачи, с сыном, во фрондерском белом свитере - и общаться запросто, со знанием дела, совершенно покоряя юных героев вернисажа в «Этажах».

С ним было легко: делать проекты, общаться, дружить. Он обожал свою семью до такой степени, что не мог не хвастаться перед друзьями своим умницей сыном, своими младшими дочками, которых они с женой воспитывали совершенными принцессами.

Либеральный, артистичный, честолюбивый председатель стал не нужен в Петербурге в октябре 2011-го, когда в стране начал ощутимо меняться политический тренд, когда профессионализм отошел не на второй даже, на десятый план, а чиновники, в том числе и культурные, стали отбираться по принципу соответствия идеалам правящей партии. Не будем сейчас подсчитывать, сколько культурных проектов осуществилось в городе с отъездом Губанкова в Москву - это бы Антону Николаевичу не понравилось, а сравнительный результат и так очевиден. Но вот ведь парадокс: чиновник нового типа со всем его недюжинным багажом культурных знаний и менеджерских умений, со всем его умеренным эксцентризмом и неумеренной местами креативностью в столице оказался востребован не Минкультом, который прежде всех других превратился в номенклатурную структуру с совдеповским душком, а в Министерстве обороны.

В этих новых предлагаемых обстоятельствах Губанков играл свою роль блестяще, в каждое публичное выступление добавляя гомеопатическую дозу постмодернистско го стеба, ловя кайф в первую очередь от игры, а не от «особого рвения». Хотя вряд ли его новые коллеги могли оценить красоту этой игры. Те, кто могли, остались в Питере. Но начальник культурного департамента Минобороны приглашал их к сотрудничеству неизменно и регулярно, отчего армия, несомненно, только выигрывала: культуры ведь много не бывает. И все же перешибить абсурдность того факта, что петербургский дэнди Антон Губанков вынужден был надеть военную форму, может лишь непостижимая умом катастрофа его нелепой смерти в самолете Министерства обороны, который после дозаправки не смог продержаться в воздухе дольше семи минут. Но это уже совсем другая тема.

Утром в воскресенье, 25 декабря, над акваторией Чёрного моря потерпел крушение самолёт Минобороны Ту-154. На его борту находились 92 человека, в том числе состав Академического ансамбля песни и пляски им. Александрова. Артистов знаменитого коллектива сопровождал директор Департамента культуры при Министерстве обороны Антон Губанков - известный петербургский журналист, посвятивший последние годы своей жизни армии.

"Он любил свою работу, любил людей, хотел делать хорошее"

Губанков отправился с ансамблем в Сирию, на российскую базу Хмеймим в Латакии, в качестве "идейного вдохновителя" - именно так определила роль петербуржца его мать Марианна Прошкина. Марианна Викторовна рассказала Лайфу, что не одобряла опасные путешествия сына, ведь сам он, по сути, никогда не был военным человеком. Однако из любви к своей работе и людям Антон Николаевич, по словам матери, был готов отдавать себя профессии полностью. "Он любил свою работу, любил людей, страну, Петербург, хотел делать хорошее," - рассказала о своём погибшем сыне Марианна Прошкина.

Антон Губанков родился в Петербурге на Васильевском острове 51 год назад. Сын художников, после школы он поступил в Ленинградский университет на французское отделение филологического факультета. Уже в 20 лет Губанков стал корреспондентом газеты "Ленинградский университет", а в 26 - газеты "Невское время".

В 1993 году Губанков возглавил информационную службу радио "ГТРК 5-й канал". Его хорошо знали по передачам "Информ-ТВ", "Дела городские" , "Новое пятое колесо", "За и против". Через шесть лет, в 1999 году, Антон Губанков стал руководителем программы "Вести-Петербург". Как признавался сам журналист, несмотря на то что из кадра он на тот момент ушёл, создавать сторонние проекты ему не хотелось - ведь это могло нанести вред главному делу, а этого он позволить себе не мог никогда.

Три года, с 2008-го по 2011-й, Губанков возглавлял Комитет по культуре Петербурга, и ещё полтора - Министерство культуры Московской области. Он всегда был очень креативным журналистом - именно так отозвалась о нём председатель союза журналистов Людмила Фомичёва. Но полностью развернуться в "культурной работе" петербуржец смог после получения в 2013 году поста начальника Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации.

Креативный начальник - современная армия

Свою миссию на посту главы Управления культуры Минобороны Антон Губанков осознавал очень чётко. По его собственным словам, созданное в 2013 году ведомство должно было "построить мост" между закрытой и оторванной от "гражданского мира" армией и всем остальным населением страны. Губанков хотел сделать вооружённые силы открытыми и современными и подходил к решению своей задачи, как и ко всему в жизни, креативно.

Антон Николаевич не переставал подчёркивать, что армия - это не закостенелая организация, состоящая только из солдат и офицеров, а "целый мир", в котором можно найти людей самых разных профессий, от медиков до журналистов. Чтобы сплотить эту огромную массу, "укрепить корпоративный дух", Губанков организовывал фестивали, творческие встречи и праздники.

Фестиваль "Армия России" Губанков называл армейским "Оскаром" - ведь на этом празднике каждый год награждали самых достойных из рядов военных, героев вооружённых сил. Подобные мероприятия Губанков старался продвигать изо всех сил. Он был уверен, что культура должна быть основой службы в армии, её фундаментом, а не формальным приложением к оружию и боевой силе.

Пытаясь сделать армию открытой и современной, Губанков организовывал и необычные акции. Так, в сентябре 2016 года с Белорусского вокзала в Москве выехал агитпоезд "Армия победы", на котором по 29 населённым пунктам России - через Екатеринбург, Новосибирск и Читу до самого Владивостока - отправились на гастроли артисты и художники, а вместе с ними - передвижной Музей вооружённых сил и передвижной пункт набора военнослужащих по контракту.

Пресса" для популяризации армейской темы в информационном пространстве.

Однако встречами с известными артистами и деятелями культуры - от Евгения Евтушенко и Михаила Жванецкого до Сергея Безрукова и Никиты Михалкова - вклад петербуржца в развитие фундамента армейской культуры не ограничивался. Антон Губанков, несмотря на возраст, прекрасно понимал молодёжь и видел все "модные тренды", с помощью которых можно её увлечь. В 2014 году, "поймав за хвост" популярный на тот момент мем "Вежливые люди", журналист написал одноимённую песню. Гимн "Вежливые люди", исполненный солистами Ансамбля песни и пляски имени Александрова, за сутки набрал 100 тысяч просмотров на "Ютубе" и в самые короткие сроки стал популярен во всём Рунете.

Несмотря на высокий пост, Антон Губанков был совсем не против и лично поучаствовать в создании вирусных роликов и забавного видео. За год до появления мема "Вежливые люди" и создания на его основе патриотического гимна петербуржец сочинил текст песни в стиле рэп и прочитал его перед камерой. В ролике директор Департамента культуры Минобороны рассказал о том, какой солдат нужен российской армии: "Бэтмен внутри и Рэмбо снаружи". Чиновник и журналист уверял слушателей, что сотню лет назад весь цвет российской культуры - от писателей до учёных - носил "офицерские мундиры", и эту традицию было бы совсем неплохо возродить.

Аура старины, аура добра

Губанков признавался, что ради профессии ему пришлось во многом пожертвовать собственной личной жизнью и свободой выбора, чтобы иметь возможность всего себя посвятить журналистике. Даже вторую половинку петербуржец нашёл, можно сказать, не покидая поста. Со своей женой он познакомился в 1994 году на телевидении - Марина была редактором "Информ-ТВ".

Тем не менее у Губанкова были увлечения, никак не связанные с его работой - ни с журналистикой, ни с армией. С давних пор Антон Николаевич любил бродить по блошиным рынкам и отыскивать старинные предметы быта. В его практически музейной коллекции были старинные кофемолки, чайники, колокольчики и другие вещи, которыми когда-то, сотню и больше лет назад, пользовались другие люди. Журналист был уверен, что подобные вещи хранят в себе дух Петербурга и сохраняют его особую ауру. А чтобы жизнь в старинных колокольчиках и кофемолках не угасала, их необходимо хоть иногда снимать с полки и использовать по прямому назначению, считал Губанков.

Любовь Губанкова к "вещам со своей аурой", по всей видимости, нашла отражение и в его заботе о музеях. Так, петербуржец курировал создание новой экспозиции крейсера "Аврора" и входил в попечительский совет музея. Весной 2016 года по инициативе Губанкова началась подготовка к реконструкции петербургского Музея артиллерии, а за год до этого Антон Николаевич предложил создать в Крыму Музей фортификационных сооружений. И даже в Сирии, на той самой базе Хмеймим, его стараниями был создан культурно-досуговый центр.

самолёту радости" вместе с одним из самых творческих чиновников страны приземлиться на сирийской земле было не суждено.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал