Легенды крыма. Крымские легенды. Сказки и легенды о Крымских горах и скалах, легенды о любви Легенды крыма короткие для детей

История крымской земли насчитывает тысячелетия. Одни народы приходили в этот благодатный край, другие исчезали, города меняли названия и население, менялся язык, на котором разговаривали люди. Восстановить, как всё было на самом деле очень трудно, а зачастую и невозможно. Греки сменялись генуэзцами, генуэзцы турками, татарами, украинцами, русскими.... Каждый народ, который приходил, оставлял здесь свою часть культуры, создавал кусочек истории Крыма. Мифы и легенды очень распространены в Крыму, ведь каждая скала, каждый камешек и каждая песчинка Крыма имеет длительную историю, рассказанную и пересказанную много раз разными людьми и разными народами. Одно и то же событие или явление может иметь несколько легенд его описывающих. Порой это совершенно неправдоподобные сказки, которые вызывают у современного человека только лёгкую улыбку, а порой они так похожи на правду, что готов поверить в рассказанную легенду как в истину. Но все они имеют право на жизнь: ведь главное в легендах и мифах не фактическая, а, именно, художественная составляющая. Та самая выдумка, которая раскрашивает даже самое серое и скучное явление яркими красками. Прикоснёмся же и мы к Крымским легендам и крымским мифам, сколько бы лет им не было, кто бы их не сочинил, и какими бы фантастичными, или, наоборот, достоверными они не казались....

Демерджи - гора-кузнец

Демерджи или гора-кузнец встречает гостей Крыма уже на пути из Симферополя в Алушту - она все время видна с левой стороны, а выдающаяся в сторону моря скала напоминают женскую голову. Часто можно услышать, что это голова царицы Екатерины II, но местная легенда называет совсем другое имя - Мария. Эта история произошла в настолько далекие времена, что даже народная молва не в силах назвать не только год, но и век. Тогда на землю Крыма пришли племена кочевников, которые обустроили на Демерджи - тогда она называлась Фунна ("Дымящаяся") - "дьявольскую" кузницу. В ней они ковали редкой крепости сталь, которая рубила любое оружие, как бумагу, сама же даже не зазубривалась. А заправлял всем жуткого вида кузнец, которого боялись даже его соратники. От дыма и жара кузницы гибло все живое вокруг - люди, животные, растения, да, казалось, и сама земля. Взмолились местные жители - попросили кузнеца не губить их, отправили к нему делегацию уважаемых людей, но он убил послов. И тогда к нему отправилась местная девушка Мария - она надеялась уговорить кузнеца закрыть свою кузницу и уйти из их мест. Однако он, соблазнившись красотой и молодостью девушки, решил оставить ее на горе, сделав своей наложницей. Мария оттолкнула насильника, и тот, упав на горн, опалил себе волосы и бороду. В ярости кузнец схватил один из только что выкованных кинжалов и убил девушку. Не выдержала старая гора такого злодеяния и рухнула, похоронив под собой и кузницу, и кузнеца, и всех его подручных. А когда улеглось пламя и дым, местные жители увидели совсем другую гору - на ее склоне, как гигантские изваяния, застыли огромные камни (сейчас эту "скульптурную группу" называют "Долиной привидений"), а наверху появилась причудливая скала, напоминающая женскую голову - память о Марии, последней жертве жестокого кузнеца.

Медведь-гора

А эта история произошла, когда в Крыму обитали только дикие звери, среди которых было много огромных медведей. Ими управлял вожак - старый и грозный. Днем хищники уходили на охоту, а вечером возвращались в свое логово. Однажды, вернувшись к месту ночлега, медведи увидели обломки корабля, а рядом - маленькую девочку, единственную, кто выжил после кораблекрушения. Медведи оставили ее себе, и вскоре полюбили и привязались к ней. Больше всего им нравилось, как она поет, - у девушки был прекрасный голос. Шли годы, девочка выросла и превратилась в настоящую красавицу. Однажды к берегу прибило лодку, в которой лежал изможденный, но очень красивый юноша. Девушка перенесла его в укромное место, а лодку спрятала в скалах - чтобы медведи ни о чем не догадались. Придя в себя, юноша рассказал, что бежал от разбойничьих племен, которые еще ребенком взяли его в плен. Девушка начала выхаживать юношу, носила ему еду и питье. Молодые люди и не заметили, как полюбили друг друга, и юноша, выздоровев, предложил девушке бежать вместе с ним. Она согласилась. В назначенный день, когда медведи, как всегда, ушли на охоту, юноша и девушка сели в лодку и поплыли прочь от крымского берега. Но вскоре медведи вернулись в свое логово и, не обнаружив девушку, бросились к морю. А вожак лег у воды и с силой стал втягивать в себя воду, море мелело, а лодку притягивало обратно к берегу. И тогда девушка запела: медведь заслушался и перестал пить воду. Девушка и юноша смогли уплыть, а старый медведь, затосковав, так и остался лежать в Партенитской долине, глядя в даль и ожидая, что та, которую он так любил, однажды вернется.

Скалы Адалары

Адалары, скалы-близнецы у берегов Гурзуфа, издавна будоражат фантазию местных жителей, которые сочинили о них поучительную легенду. В давние времена, гласит она, в замке на Медведь-горе жили братья близнецы - князья Петр и Георгий. И был у них наставник, старый Нимфолис, слывший колдуном и во всем помогавший братьям и на поле боя, и в мирной жизни. Однажды ночью пришел он к Петру и Георгию проститься: "Ухожу я. Не уговаривайте остаться, не моя на то воля. Оставляю вам подарки, они помогут вам узнать, как устроен этот мир, но помните об одном условии - никогда не пользуйтесь ими в корыстных целях". И исчез Нимфолис, как будто бы и не было его, только на столе остались два прощальных ларца. В одном оказался жезл, с помощью которого можно было опускаться в морскую пучину, в другом - крылья, позволяющие подниматься в небеса. Прошли годы, притупилась печаль братьев по их наставнику, а вот подарками его они пользовались часто, поражая потом знакомых рассказами о том, что видели на морском дне и небе. А потом решили братья жениться, и нашли в далеком городе двух сестер-близнецов - писаных красавиц. Налетели Петр и Георгий на город, перебили всех его жителей, а полюбившихся им девушек взяли в плен. Не простили им этого сестры - не смогли полюбить братьев. И тогда те, позабыв о завете старого Нимфолиса, решили поразить их своими невиданными возможностями. В первый день привязали они к повозке волшебные крылья, посадили в нее сестер и взлетели, поднимаясь все выше и выше. Казалось, еще немного и они могут рукой коснуться солнца, но тут раздался грозный голос Нимфолиса: "Назад!" Испугались братья и поворотили коней, чем вызвали презрение сестер: "Недостойны вы нас, не мужчины вы, а зайцы трусливые!" На второй день повезли братья сестер к морю. Но стоило им опуститься на дно, как явился перед повозкой невидимый для сестер Нимфолис и повторил свой приказ: "Назад! С корыстью спустились вы в глубину, погибнете сами и погубите других!" Но, помня о вчерашней реакции сестер, братья только сильнее нахлестывали своих коней. Разгневался царь морской и убил и братьев, и сестер. Но, не имея возможности быть вместе при жизни, соединились они после смерти в камне - превратились в скалы-близнецы Адалары. Уже много веков стоят они в море перед Гурзуфом, напоминая, что еще никому не удавалось завоевать любовь силой.

Как возникла Ялта

Греческий корабль, который плыл по Черному морю в поисках новых плодородных земель, попал в страшную бурю - чего еще было ждать от Понтоса Аксиноса - Негостеприимного моря - как называли его в Древней Греции. Корабль бросало по волнам, как щепку, и вскоре выбившиеся из сил моряки потеряли надежду на спасение и обреченно ждали гибели. А когда буря стихла, на море опустился такой густой туман, что за два метра уже не было видно ничего даже на палубе - никто на корабле не знал, в какую сторону света движется корабль. Так он и скитался по морю, пока у плывших на нем людей не кончились запасы еды и питья. Теперь уже смерть казалась людям неизбежной. Но когда отчаяние охватило путешественников, туман рассеялся, выглянуло солнце и вдали показался берег - долина с изумрудной зеленью и прозрачными реками и ручьями, защищенная от северных ветров чашей высоких гор. "Ялос!" - радостно закричал дозорный. Высадившиеся на сушу моряки основали поселение, которое назвали Ялос, что по-гречески означает "берег" - так возник один из самый красивых крымских городов, Ялта.

Бахчисарайский фонтан

Фонтан любви, фонтан живой, принес я в дар тебе две розы" - наверное, нет человека, который не знал бы эти пушкинские строки. С фонтаном Бахчисарайского дворца связана красивая старинная легенда о хане Крым-Герае. Говорят, более жестокого человека, чем он, эта благодатная земля и не видывала. Когда он совершал набеги, под ногами его воинов горела земля, много человеческих жизней было на его совести, но сам хан не знал ни жалости, ни раскаяния, ни любви. Однако рано или поздно любой человек стареет, состарился и жестокий Крым-Герай - по иронии судьбы именно в этом время в его сердце, которое окружающие считали каменным, постучалась любовь. Это случилось, когда в гарем хана привезли новую невольницу - девочку-подростка Диляру. Она не ответила на пылкие чувства хана, но это не помешало ему полюбить ее больше всего на свете. Но недолго прожила Диляра в неволе - говорят, любимую жену хана отравили ревнивые соперницы, после чего Крым-Герай впал в жестокую тоску. Он похоронил возлюбленную в роскошном мавзолее, построенном на садовых террасах, а около него повелел соорудить фонтан, который рассказал бы о том, какими слезами способно плакать мужское сердце. Позднее фаворит Екатерины II, Григорий Потемкин, приказал перенести фонтан во внутренний дворик Хансарая, где его сейчас и могут увидеть все желающие.

Кара-Даг - Черная гора

Согласно старинной легенде, когда-то на Кара-Даге - Черной горе - жил одноглазый великан-людоед. Днем он спал, а как только солнце садилось, выходил из своего убежища и оглашал окрестности устрашающим ревом. От него срывались в горах камни, начинался ураганный ветер, а люди в ужасе прятались по домам. Чтобы задобрить чудовище, самые смелые мужчины отводили к подножию жертву быка или пару овец. Насытившись, великан замолкал до следующего вечера. Но каждую осень, когда наступало время свадеб, людоед требовал невесту и для себя. Местным жителям ничего не оставалось, кроме как, выбрав одну из девушек, отводить ее на Кара-Даг и оставлять на скале. Так продолжалось много лет, но люди продолжали терпеть издевательства чудовища, потому что не знали, как от него избавиться. Но нашелся юноша, сильный и смелый, который решил убить наводящего ужас на всю округу великана. Прекрасным весенним вечером он отправился на Кара-Даг и запел старинную песню о любви. И получалось у него так красиво и задушевно, что даже людоед вылез из своего убежища - послушать. А когда песня кончилась, попросил: "Спой-ка мне еще раз, у меня весеннее настроение - хочу послушать про любовь". "А хочешь увидеть ту, что посылает любовь? - спросил у него юноша. И, услышав утвердительный ответ, сказал: "Завтра я приведу ее к тебе". На следующий день юноша пришел на Кара-Даг вместе со своей невестой Эльбис. "Эй, великан, - смело крикнула она, хотя сама так и дрожала от страха - посмотри на меня - сейчас я пошлю тебе любовь!" Эльбис была настолько красива, что великан, чтобы получше ее рассмотреть, широко раскрыл свой единственный глаз. А девушка взяла лук и выпустила в него ядовитую стрелу. Взревел людоед, хотел было кинуться на своих обидчиков, да поскользнулся и упал в свою нору. Целую ночь ворочался он там, а под утро все стихло. Утром люди вышли из своих домов и с удивлением увидели, что Черной горы больше нет - она рухнула, похоронив под своими обломками страшного людоеда, а на ее месте появились зубчатые скалы, напоминавшие средневековый замок. А о тех страшных событиях сегодня напоминают только остатки сокровищ великана - камешки сердолика, которые до сих пор можно найти в этих местах.

Мисхорская русалка

В те времена, когда Крымом правил турецкий султан, жил в деревеньке Мисхор крестьянин Абий-ака. Единственным богатством этого человека была дочь - красавица Арзы. Целыми днями девушка работала, помогая отцу по хозяйству, а по вечерам приходила к фонтану на берегу моря - набрать в медный кувшин воды. Там и увидел ее старый купец Ала-Баба, и возник в его голове чудовищный план - он решил похитить Арзы и продать ее в рабство на рынке в Стамбуле. Шло время, Арзы просватали за парня из соседнего села - на их свадьбе гуляли все односельчане. Вечером загрустившая невеста решил в последний раз сходить к своему любимому фонтану - посидеть на его камнях, попрощаться со своей девичьей жизнью. Там и подстерег ее Али-Баба. Прибежал жених Арзы к прибрежному фонтану, но было поздно: в то время как он, разыскивая невесту, бегал по окрестностям, девушку уже везли на корабле в Стамбул, где продали в гарем самого султана. В гареме Арзы родила сына, а спустя несколько дней, в годовщину своего похищения, поднялась с младенцем на руках на самую высокую башню султанского дворца и бросилась вниз - в мутные воды Босфора. В тот же вечер грустная русалка с ребенком на руках вышла на берег у Мисхора. Она подошла к фонтану, который неожиданно стал бить гораздо сильнее, умылась, посидела около него, с тоской глядя на родное село, и снова ушла в море. С тех пор, утверждают местные жители, раз в год фонтан "оживает", а на берег выходит русалка с ребенком на руках, чтобы, спустя час, снова уйти в море - до следующего года.

Девичья башня в Судаке

Девичья башня в Судаке хранит легенду о гордой дочери греческого архонта, полюбившей простого пастуха. К ней сватались лучшие женихи Тавриды, но она неизменно оставалась холодна к их мольбам, мечтая о любви бедного юноши. Узнав об этом, архонт приказал схватить пастуха и бросить в глубокий каменный колодец, где тому предстояло умереть мучительной смертью - от голода и холода. Прошло несколько дней, прежде чем девушка узнала о печальной судьбе своего возлюбленного. Действуя, где уговорами, а где и подкупом, она сумела его освободить и привести в свою комнату. Обнаружив это, взбешенный архонт поначалу хотел убить пастуха, но потом передумал и велел придворному врачу его вылечить - в голове отца созрел хитрый план. Когда юноша выздоровел, он сказал, что хочет отправить его в Грецию с важным поручением. "Через год корабль вернется, - сказал он дочери, - если твой возлюбленный не изменит тебе, ты увидишь на мачте белый флаг. Если же его там не окажется, значит, он не достоин тебя, и ты выйдешь замуж за того, на кого я тебе укажу". Девушка осталась ждать на берегу, не подозревая, что отец приказал убить пастуха еще по дороге в Грецию, а тело выбросить в море. Но когда по прошествии года на горизонте появился корабль, на мачте которого не было белого флага, она обо всем догадалась. Дочь архонта попросила подать ей лучшие одежды и драгоценности, надев которые она поднялась на самый верх самой высокой башни отцовского дворца и, подойдя к просвету между ее зубцами, шагнула вниз. С тех пор ту башню люди называют девичьей.

Элькен-Кая - Каменные парусники

Скалы у южного побережья Керченского полуострова - настоящее чудо природы: невозможно представить себе как они попали в прибрежную зону, ведь они находятся на расстоянии четырех километров от берега. Одной из версий можно считать старинную легенду о богатом купце Ерги Псарасе, жившем когда-то в Пантикапее (нынешняя Керчь). Все было у Псарася - и богатые товары на многочисленных складах, и самый роскошный в городе дом. Был у него и молодой красавец-сын, с матерью которого он когда-то расстался, бросив ее на произвол судьбы. Ерги нашел для юноши завидную невесту - дочь богатого купца, но тот давно любил другую - женщину, которая жила в дальней деревне и была гораздо старше юного Псарася. Он полюбил ее, как только увидел, она же, глядя на молодого любовника, вспоминала сына, которого когда-то отобрал у нее муж - бедный рыбак. Однако отец уже торопил сына со свадьбой, он приказал ему плыть в Кафу, нынешнюю Феодосию, - к невесте. Когда корабль был уже в море, Псарасю принесли письмо от сына - в нем он признавался, что не смог предать свою любовь и навсегда уезжает со своей возлюбленной в дальние края. Взбешенный отец приказал поднимать паруса другого, давно отслужившего свое, старого корабля - он хотел во что бы то ни стало догнать сына. Его не испугала даже поднявшаяся на море буря, швырявшая огромный парусник по волнам, как маленькую утлую лодку. И не выдержал старый корабль, дал течь. В это время сверкнула молния, и буквально в нескольких метрах от себя Ерги увидел палубу второго корабля, а на ней - своего сына и женщину с золотыми волосами, которая когда-то была с ним. "Опомнись, сын, - что было силы крикнул он, - она - твоя мать!" В это время грянул гром, который сотряс не только небо, но и землю, и корабли исчезли в морской пучине навсегда. А когда шторм утих, люди увидели далеко в море две скалы, напоминающие парусники (их так и назвали Элькен-Кая, что в переводе означает "каменные парусники"), один из которых как будто бы догоняет другой. "Видимо, не услышал отец сына, - говорят местные жители, - до сих пор от него убегает".

Кизил - шайтанова ягода

Эта легенда гласит: когда Аллах сотворил мир, люди и животные кинулись распределять между собой растения. Пришел и хитрый Шайтан. "Ну, а ты чего хочешь?" - спросил у него Аллах. Тот хитро прищурился и сказал: "Отдай мне кизил". "Забирай", - сказал ему Аллах, и Шайтан аж подпрыгнул от радости: он видел, что кизил зацвел раньше всех других деревьев и кустарников, а значит, и урожай даст прежде других. А первые ягоды - самые дорогие, повезет их Шайтан на базар, продаст и много денег выручит. Но просчитался хитрец. Лето прошло, а кизил, хоть и покраснел, все равно оставался твердым и терпким. Плюнул Шайтан от злости и сказал людям: "Берите его себе, мне он не нужен". Осенью люди пошли в горы и, собирая почти черные, очень сладкие ягоды, смеялись над Шайтаном: надо же, как он просчитался! Разозлился Шайтан и решил отомстить людям. На следующий год он сделал так, что кизила уродилось вдвое больше положенного. Но солнце, истратив на него все свое тепло, истощилось, и вслед за осенью наступила суровая зима с сильными морозами и холодными ветрами. С тех пор в Крыму существует примета: большой урожай кизила - к лютой зиме.

Черное море занимает площадь 442 тыс. кв. километров, наибольшая глубина равна 2.245 метрам. Море почти на 90 % безжизненно, так как на глубинах, превышающих 150–200 метров, вода сильно насыщена сероводородом, который убивает почти все живые организмы.

В древности местные племена называли море Темарунда, что в переводе означает «Темная пучина». Древние греки сначала дали морю название Понт Аксинский - «Негостеприимный». Но после основания и расцвета греческих колоний его стали называть Эвксинский - «Гостеприимный».

Д авно это было. Так давно, что даже счёт времени шёл в обратную сторону. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Жили тихо и мирно. Ни на кого не нападали, и на них никто не нападал. Возделывали землю и растили детей. Умные руки горцев научились выращивать на склонах гор душистый сладкий виноград и розы. Неподатлива горная гряда, но горцы - народ терпеливый и трудолюбивый. С берега моря в корзинах приносили они землю и засыпали ею расщелины. И добрели горы, покрытые виноградными лозами, фруктовыми деревьями, кизиловыми и ореховыми кустарниками.

В горных лесах водилось много дичи, а горцы были меткими стрелками. Но они не злоупотребляли оружием и натягивали тетиву лука только тогда, когда им нужна была пища. Селение горцев богатело с каждым годом… Прослышали о Тавриде в далёкой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю.

У берегов Тавриды появилось множество кораблей. В них сидели вооруженные эллины. Они хотели под покровом ночи подойти к берегу и напасть на спящих горцев. Но море вдруг засветилось голубоватым пламенем, и горцы увидели пришельцев. Греческие корабли шли словно по серебру. Весла разбрызгивали воду, и брызги мерцали, как звёзды на небе. Даже пена у берегов светилась голубым мёртвым свечением.

Всполошилось селение горцев. Женщины и дети спрятались в пещеры, а мужчины приготовились отразить натиск. Они поняли, что битва будет не на жизнь, а на смерть: греков было бессчетное множество.

Но тут словно тучи закрыли звёзды. Это гигантские орлы-грифы взлетели со скал и устремились к морю. Распластав огромные крылья, орлы стали кружить над греческими судами. В испуге закричали эллины и закрыли головы щитами. Но тут раздался грозный клекот грифа-предводителя, и птицы своими железными клювами стали долбить деревянные щиты, обтянутые кожей.

Обрадовались горцы, увидев поддержку с неба, и начали сталкивать в воду огромные валуны.

Взбунтовалось море, заштормило, поднялись огромные волны. Такие огромные, что солёные брызги, пробив мрак ночи, добрались до солнца и вызвали дождь. Над морем стоял сплошной стон и грохот.

В страхе повернули эллины свои корабли обратно. Но мало кто возвратился к своим берегам.

С тех пор греки стали называть это море Понтом Аксинским - Негостеприимным морем. И наказали детям своим, чтоб никогда не поднимали оружия против жителей Тавриды и никогда не пытались пройти по Понту Аксинскому.

Мало ли, много ли прошло времени с тех пор, только снова стало тянуть греков на солнечные берега богатой Тавриды. Но они хорошо помнили наказ своих предков, и не тысячи кораблей вышли в Понт Аксинский, а всего лишь пять. И сидели в них не вооруженные воины, а мирные послы с богатыми дарами для горцев.

И договорились горцы с греками, и поклялись, что никогда не поднимут оружия друг против друга.

С тех пор и поселились эллины вдали от Эллады и счастливо зажили под солнцем Тавриды. Стали они выращивать виноград и розы. Вели торговлю с горцами и удивлялись: почему такое ласковое море названо Аксинским - Негостеприимным?

Нет, это доброе и гостеприимное море. И назвали греки море Понтом Эвксинским - Гостеприимным морем…

Так и повелось с тех пор. Кто идет к Черному морю с открытым сердцем и мирным флагом, оно всегда гостеприимное - Понт Эвксинский. А для врагов наших - Понт Аксинский. Негостеприимное.

Скалы-близнецы у Гурзуфа

Скалы-островки стоят в некотором отдалении от берега моря напротив Артека.

Д авным-давно на вершине Медведь-горы стоял величественный замок. Жили в нем братья-близнецы Петр и Георгий. Жили они дружно, в бою рядом сражались, защищая друг друга. Был у князей верный слуга - старый Нимфолис. Однажды подарил Нимфолис братьям по перламутровому ларцу и сказал:

Вы постигнете тайну живущего, узнаете, как устроен мир. Но помните, никогда не пользуйтесь этим даром с корыстной целью! Только для радости познания.

В одном ларце был костяной жезл с надписью: «Подними его - и расступится море, опусти его - узнаешь обо всем, что есть в пучине», а в другом ларце - два серебряных крыла, тоже с надписью: «Привяжи их - и понесут тебя, куда захочешь, узнаешь там все, что пожелаешь».

Интересно зажили братья, стали мир узнавать…

Но вот услыхали братья, что есть у одного князя две сестры - красавицы, девушки-близнецы.

Братьям бы пойти с миром да лаской, заслужить любовь и уважение, а они по-другому сделали, по-плохому. Силой привезли сестер в свой замок, а насилие и любовь вместе никогда не уживутся. А в «клетке» омертвела душа у сестер и ничего в ней не осталось, кроме презрения и ненависти к братьям.

А братья хотели любой ценой купить любовь красавиц. И решили они удивить сестер подарками Нимфолиса.

Он нас не осудит, - сказал Георгий. - Ведь он знает, как нужна нам дружба этих женщин. Нет, не ради корысти, а ради счастья решаем мы воспользоваться подарками старого слуги.

На другой день подвязал Георгий коню крылья, уселись на коня братья с сестрами и поднялись ввысь. Вдруг раздался голос старого Нимфолиса:

Задрожал Георгий, побледнел первый раз в жизни и повернул коня.

А сестры заговорили насмешливо и дерзко:

Не поднял нас до солнца, бежал, как трусливый заяц.

На другой день запряг Петр в колесницу коней и повез сестер и брата к бурному морю. Поднял жезл, расступилась пучина и понеслись они по дну вглубь. Недалеко еще отъехали от берега, как явился к Петру незримый для красавиц Нимфолис и сказал:

Петр, с нечистым замыслом опустился ты в глубину. Приказываю тебе вернуться, если не хочешь погибнуть сам и погубить всех.

Ничего не ответил Петр, хлестнул быстрых коней. Разгневался Царь пучин, грянул трезубцем один раз - и убил братьев, грянул второй - и убил сестер. Но не погибли они. Всплыли их тела, соединились навеки в камне.

И люди увидели в море скалы-близнецы Адалары. Повествуют эти скалы о том, как скорбно кончаются попытки взять что-либо силой от души человеческой.

Скалы близнецы у Гурзуфа

(юмористическая версия)

Гурзуфские шутники, наследники знаменитого балаклавского юмориста и любителя розыгрышей начала XX в. Саши Аргириди, воспетого в рассказе А. И. Куприна «Листигоны», объясняют происхождение названия Адалары несколько иначе, рассказывая легенду, которая не претендует на историческую достоверность.

Согласно этой легенде, в начале XX в. в Гурзуфе проездом побывала одна богатая американка. На нее очень большое впечатление произвели гурзуфские скалы-островки, и она пожелала проплыть к ним на лодке. Местные рыбаки согласились выполнить ее желание. Когда они уже подплывали к островкам, на море вдруг неожиданно поднялся шторм. Лодку сильно раскачивало, и в какой-то миг из рук американки в море упала ее сумочка, в которой находилась большая сумма денег. В отчаянии дама громко воскликнула: «Ай, доллары!», причем сделала ударение на втором слоге. А сумочка с долларами так и утонула в море. Сколько ни ныряли рыбаки, но не смогли ее достать. С тех пор прошло много лет, а эту сумочку так никому не удалось найти, хотя немало удальцов пытались это сделать. Лишь изредка море выносит на берег напротив Адалар долларовые купюры. С тех пор островки так и называются - Ай-Долары. Кстати, в книге «Топонимия Крыма» название Ай-Долары является вторым после Адалары вариантом наименования двух скалистых островков в Гурзуфском заливе.

Древние легенды

Основание монастыря окружено легендами. Одна из них пересказана русским историком XVII в. автором "Скифской истории" послом московского царя Михаила И. Лызловым: "Бысть некогда в оных каменных горах змий великий, людей и скоты пожиравший, и того ради людие от места того отбежавши, пусто оставиша; но яко тамо во оно время жили еще греки и генуенсы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их от онаго змия свободила; и тако единаго времени в ноши узреша в горе той свещу горящу идеже не могущи крутия ради и острыя горы взыти, вытесавши ступени из камени и приидоша тамо, идеже свеща горяще и обретеша образ Пресвятыя Богородицы и свещу пред ним горящу; тамо же близко того образа и змия оного обретеша мертва разседшася. И тако радости будущи воздаша велил благодарение Богоматере избавльшей их от такого злаго змия; его же изсекши в части, сожгоша огнем. И от того времени жителые тамошнии часто начаша ходити тамо, и молитися Пресвятой Богородице".

Согласно другому преданию, "в давно минувшие времена пастух одного князька-топарха, по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг и увидел здесь на скале в 10 саженях от земли икону Богоматери и пред нею свечу. Пораженный чудесным явлением, он тотчас дал знать об этом своим начальникам, и когда весть дошла до слуха князька, он приказал снять икону и перенести в его дом, находившийся в окрестных горах. Несмотря на благоговение, с каким была принята святая икона домохозяином, на другой день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. То же повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы святой лик ее находился в другом каком месте, кроме той скалы, где он явился: не медля решили устроить малый храм в самой скале, против того места, где явилась святая икона. Изсекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней, и в сей пещере-храме поместили новоявленную икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери".

В трогательных словах преданий содержится немало признаков ее гораздо более древнего происхождения, когда "злой змий, пожиравший людей и скот" был еще привычным персонажем легенд. Весьма примечательно, что во второй легенде назван по имени пастух, обнаруживший икону, тогда как князь-топарх по имени не назван. Имя первого - Михаил, в честь Архангела Михаила, который особенно часто изображался с мечом, пронзающим горло змия-дракона. Храмы в его честь обычно заменяли на вершине холмов и гор прежние святилища Аполлона - убийцы Тифона, или других солнечных божеств. Примечательно и то, что сама Богоматерь пожелала освятить своим ликом неприступную скалу, из которой льется целебный источник.

Добавим к этому другие свидетельства почитания этого места в глубокой древности. Художник и исследователь Крыма Д. Струков в "Древних памятниках христианства в Тавриде" пишет, что в храмовый праздник - день Успения Богоматери 15 августа - служба происходит, из-за стечения народа, на площадке перед монастырем, на каменном сооружении, похожем на дольмен, судя по опубликованному им рисунку. Над самим монастырем известный археолог Н. И. Репников обнаружил каменные ящики тавров.

Наконец, монастырь пользовался почитанием не только у греков-христиан, но и у татар и даже у самих бахчисарайских ханов. По сообщению Лызлова, "некогда хан крымский Ачи-Гирей (Хаджи-Гирей - Г. Ф.) воююще против супостатов своих, просил помощи от Пресвятые Богородицы (в Успенском монастыре), обещающе знаменитое приношение и честь образу ее воздати и творяще тако: егда бо откуда с корыстию и победою возвращаеся, тогда избрав коня или двух елико наилучших, продавше и накупивши воску и свеч сделавши и поставляше тамо через целый год, еже и наследники его, крымские ханы, многажды творяху".

Успенский монастырь возможно гораздо древнее. Возможно основание его связано с наплывом иконопочитателей в конце VIII в. Если в окрестных долинах христианское население, как о том свидетельствуют могильники, существовало с VI в., то вполне естественно появление в это время церквей и монастырей. Тем более это относится к такому издревле почитаемому месту как Успенская скала с ее животворным источником. В прошлом веке неоднократно отмечалось постоянное духовное общение монастыря с находящимся близ Трапезунда монастырем в Сумеле: он был основан в 386 г. и в его главном храме во имя Успения Богоматери находилась чудотворная икона Одигитрии. Согласно преданию, именно в этом храме находилась икона Богоматери, которая чудесным образом была перенесена на Успенскую скалу близ Бахчисарая.

Известный отечественный археолог н историк Н. И. Репников, имевший возможность видеть икону, отмечал ее древность и относил ее написание к VIII–IX вв. В то время (до 1918 г.) она находилась в Успенском храме близ Мариуполя, в Приазовье, куда ее вывезли православные греки во время переселения 1778 г. Далее следы ее теряются.

Однако оставшиеся в Крыму христиане не допустили упразднения Успенского храма: с 1781 по 1800 гг. там служил греческий священник Константин Спиранди. На место вывезенной греками чудотворной явленной иконы Богоматери Одигитрии, была помещена в храме икона Успения Богоматери - дар Бахчисарайского коменданта полковника Тотовича (серба по происхождению). От этой иконы продолжали совершаться чудотворения, и почитание этого святого места среди местных жителей выражалось в том, что 15 августа, в день Успения Богоматери, к Успенской скале собиралось множество богомольцев; среди них бывали и государи российские и члены царского дома.

Бахчисарайский Успенский скит был открыт в 1850 г. благодаря энергии и стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, выступившего с предложением о восстановлении древних святых мест в Крыму.

Пещерные церкви и монастыри ассоциировались с древней Фиваидой, они живо напоминали присутствующим места собраний первых христиан, спасавшихся среди пустынь и ущелий. Более всего это напоминало Афон, "святую гору", и эта преемственность была особо подчеркнута присутствием митрополита греческого Агафангела, представителя древнего Афона при освящении нового. Архиепископ Иннокентий в словах, исполненных силы и высокой библейской поэзии, так выразил значение "Успенской скалы": в течение многих столетий к ней привлекала "живая вера в Господа" и "любовь к Пречистой Матери Его", которая "в дивной иконе своей от лет древних избрала гору сию в жилище себе".

Постепенно монастырь украсился новыми зданиями и храмами. В нем уже различали три яруса: внизу, в долине, находились трапезный корпус со службами, две гостиницы; в среднем были возведены легкая ажурная Иннокентиевская церковь, дом настоятеля, фонтан в виде часовни, три пещерных кельи; в верхнем ярусе находились Успенская пещерная церковь, церкви евангелиста Марка и св. Константина и Елены, колокольня и тринадцать пещерных келий. Сюда поднимались по вырубленным в скале лестницам, благоговейно совершая восхождение в убежище первых христиан, пережившее века гонений. Это живое переживание не нуждалось в археологических свидетельствах и доказательствах. Попутно скажем, что отсутствуют они и сегодня, однако "фантастическое впечатление", производимое на северных жителей Успенским монастырем, близко напоминающим древние палестинские и греческие горные обители, сохраняется и сегодня.

Следуя от церкви вдоль скал направо, можно увидеть длинный скальный навес со следами прежних наружных пристроек - келий монахов. Тропа приводит к лестнице из 84 ступенек, вырубленной в отвесной скале и ведущей вверх, на плато, где когда-то были монастырские угодья. Лестница, огражденная сбоку каменным парапетом, отлично сохранилась и по ней, как и прежде, можно подняться на плато.

Продолжая путь но дороге, над которой кроны деревьев местами смыкаются, образуя тоннель, минуем заброшенный фонтан Газы-Мансур, остатки стен и лестниц, когда-то приводивших к небольшой молельне дервишей и мусульманскому кладбищу XIV–XV вв.

Из книги От Кира Великого до Мао Цзэдуна. Юг и Восток в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Древние предания Вопрос 2.1Согласно древнему арабскому преданию, Адам сотворен из глины, гении – из огня без дыма. Позвольте спросить Вас: из чего сотворены ангелы?Вопрос 2.2За что Сатана был изгнан с небес? Библия об этом прямо не говорит.А что говорит Коран?Вопрос 2.3Почему

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Запретная археология автора Бейджент Майкл

Древние артефакты… 22 июня 1844 года «Таймс» опубликовала необычную историю. Статья называлась – «Необыкновенное происшествие». Несколькими днями раньше, объяснялось в статье, под Рутерфордом на реке Туид рабочие в каменоломне в куске горной породы нашли золотую нить.

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Многие «древние астрономические наблюдения» могли быть вычислены позднесредневековыми астрономами, а затем вписаны ими как «наблюдения» в древние хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной истории» средневековые хронологи могли обращаться и к

Из книги Оружие времен Античности [Эволюция вооружения Древнего мира] автора Коггинс Джек

ДРЕВНИЕ РИМЛЯНЕ

Из книги Новые материалы для новейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до рюриковского времени в особенности с лёгким очерком истории Руссов до Рождества автора Классен Егор Иванович

ДРЕВНИЕ ПАРСИ Извлечение из Зенд-Авесты Зороастра с дополнительными замечаниями Прежде, нежели представим мы читателям своим краткое извлечение из сочинения парсского законодателя, правоучителя и врача Зороастра, окинем беглым взором то, что нам говорит об этом народе

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Древние легенды Основание монастыря окружено легендами. Одна из них пересказана русским историком XVII в. автором "Скифской истории" послом московского царя Михаила И. Лызловым: "Бысть некогда в оных каменных горах змий великий, людей и скоты пожиравший, и того ради людие

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II автора Коплстон Фредерик

Древние скептики В философской системе Пиррона, основателя школы скептицизма, как и в системах стоиков и эпикурейцев, теория подчинялась практике, хотя между этими учениями существовала и принципиальная разница. В то время как стоики и эпикурейцы считали науку или

Из книги Тайные культы древних. Религии мистерий автора Энгус С.

ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ Несмотря на тот факт, что с публикации первопроходческой работы Сен-Круа в 1784 году (с пересмотренным Силвестром де Саси изданием 1817 года), «Символики» Крейцера в 1810-м и особенно Aglaophamus Лобека в Кенигсберге в 1829 году религиям мистерий было посвящено

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

3. Древние вавилоняне и древние ассирийцы Примерно в то время, когда жрец Манефа составлял «роспись египетских царей» (280…270 г. до н. э.), в Вавилоне один из жрецов Ваала - Бероз писал на греческом языке историю своего народа. К сожалению, до нас дошли только отрывки этого

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Древние науки

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

В древние времена С древних времен основную силу римской армии составляла пехота. Именно с ее помощью римляне завоевали весь мир. Поэтому пехоте уделяли особое внимание, чтобы она всегда оставалась в высшей степени готовности. Римская пехота была прекрасно вооружена

Из книги Юлий Цезарь. Жрец Юпитера автора Грант Майкл

ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ Не существует надёжной прижизненной биографии Цезаря. Попытка составить его жизнеописание в наши дни означает необходимость анализа массы не всегда точных и не всегда надёжных свидетельств из различных источников информации.Римские писателиЦезарь

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 26. Древние Афины Природные условия АттикиАттикой называют область, расположенную на востоке Средней Греции. Это небольшой полуостров, омываемый водами Эгейского моря. Берега его изрезаны множеством бухт. Большую часть Аттики занимают невысокие горы. Почвы в этой

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4.3. Многие «древние» астрономические наблюдения могли быть теоретически рассчитаны поздне-средневековыми астрономами, а потом вписаны ими как якобы «реальные наблюдения» в якобы «древние» хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной скалигеровской истории»

Легенды крымских татар и сказания о Крыме:

  • Легенда о семи колодезях; О русалке и фонтане у Мисхора; О Девичьей Башне в Судаке

Легенды крымских татар

Одним из распространенных жанров фольклора крымских татар являются легенды. Р.И. Вуль отмечал: "Причудливые контуры скал, заросшие лесом теснины глубоких ущелий, таинственные провалы пещер нередко навевали фантастические образы и сюжеты и служили источником легенд и сказаний".

Верность родной стране и своему народу, девичья чистота и неизменная любовь, доброта, справедливость и человечность - вот о чем говорится в сказках и легендах крымских татар.

Самой многочисленной группой являются легенды, посвященные природе полуострова. Таковы, например, легенды о скалах Дива, Монах и Кошка, об Аю-Даге, скалах близнецах у Гурзуфа, о Демирджи-кая и т.д.

Другую группу, также довольно многочисленную, составляют легенды, посвященные происхождению отдельных городов и сел, обычаев и поверий, истории и культуре Крыма. Примерами легенд этой группы могут служить следующие: о происхождении Бахчисарая, о кизиле - шайтановой ягоде, о могиле Мамая, о таракташских партизанах.

О происхождении Бахчисарая

Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Для охоты выдался удачный день, затравили много лисиц, зайцев и трех диких козлов.

Захотелось ханскому сыну побыть одному. Отправил он слуг с добычей в крепость, а сам забрался в чащу, спрыгнул с коня и присел на пне у речки Чурук-Су.

Вдруг послышался шорох. Из кустарника выползла змея. Ее преследовала другая. Завязалась смертельная схватка...

Одна змея, вся искусанная, обессиленная, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи к месту боя спешила третья змея. Она накинулась на победительницу – и началось новое побоище.

Но сын хана не спускал глаз с побежденной змеи. Он думал о своем отце, о своем роде. Они сейчас подобны этой полумертвой змее. Где-то идет битва, а кто кого в ней одолеет: золотоордынцы – турок или наоборот? А ему и отцу его уже не подняться, как этой змее...

Прошло некоторое время. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться, с трудом поползла она к воде. Напрягши остаток сил, приблизилась к реке и погрузилась в нее. Полуживая змея извивалась все быстрее и быстрее. Когда она выползла на берег, на ней даже следов от ран не осталось.

Возликовал сын Менгли-Гирея: это счастливый знак! Им суждено подняться! Они еще оживут, как эта змея...

Он вскочил на коня и помчался в крепость. Рассказал отцу, что видел у реки. Они стали ждать известий с поля битвы. И пришла долгожданная весть: Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда-то истребил всех воинов Гирея, а его самого загнал в крепость на крутой скале.

На том месте, где схватились в смертельной битве две змеи, старый хан велел построить дворец. Так возник Бахчисарай. А двух перевившихся в схватке змей хан велел высечь на дворцовом гербе.

Бахчисарай означает «дворец в садах», существует с конца XIV в. В XV в. стал столицей Крымского ханства. Хан Менгли-Гирей долго боролся с Золотой Ордой за самостоятельность Крымского ханства. В 1502 г. Золотая Орда окончательно распалась, а в 1503 г. хан Менгли-Гирей построил дворец на левом берегу реки Чурук-Су. На воротах ханского дворца в Бахчисарае до сих пор сохранились изображения дерущихся змей.



  • Эта история произошла в далекие времена.На землю Крыма пришли племена кочевников, которые обустроили на Демерджи – тогда она называлась Фунна ("Дымящаяся") – "дьявольскую" кузницу. В ней они ковали редкой крепости сталь, которая рубила любое оружие, как бумагу, сама же даже не зазубривалась. Взмолились местные жители – попросили кузнеца не губить их, отправили к нему делегацию уважаемых людей, но он убил послов. И тогда к нему отправилась местная девушка Мария – она надеялась уговорить кузнеца закрыть свою кузницу и уйти из их мест. Однако он, соблазнившись красотой и молодостью девушки, решил оставить ее на горе, сделав своей наложницей. Мария оттолкнула насильника, и тот, упав на горн, опалил себе волосы и бороду. В ярости кузнец схватил один из только что выкованных кинжалов и убил девушку. Не выдержала старая гора такого злодеяния и рухнула, похоронив под собой и кузницу, и кузнеца, и всех его подручных. А когда улеглось пламя и дым, местные жители увидели совсем другую гору – на ее склоне, как гигантские изваяния, застыли огромные камни (сейчас эту "скульптурную группу" называют "Долиной привидений"), а наверху появилась причудливая скала, напоминающая женскую голову – память о Марии, последней жертве жестокого кузнеца.


  • Эта история произошла, когда в Крыму обитали только дикие звери, среди которых было много огромных медведей. Ими управлял вожак – старый и грозный. Однажды, вернувшись к месту ночлега, медведи увидели обломки корабля, а рядом – маленькую девочку, единственную, кто выжил после кораблекрушения. Медведи оставили ее себе, и вскоре полюбили и привязались к ней. Больше всего им нравилось, как она поет, – у девушки был прекрасный голос. Однажды к берегу прибило лодку, в которой лежал изможденный, но очень красивый юноша. Девушка перенесла его в укромное место, а лодку спрятала в скалах – чтобы медведи ни о чем не догадались. Придя в себя, юноша рассказал, что бежал от разбойничьих племен, которые еще ребенком взяли его в плен. Девушка начала выхаживать юношу, носила ему еду и питье. Молодые люди и не заметили, как полюбили друг друга, и юноша, выздоровев, предложил девушке бежать вместе с ним. Она согласилась. В назначенный день, когда медведи, как всегда, ушли на охоту, юноша и девушка сели в лодку и поплыли прочь от крымского берега. Но вскоре медведи вернулись в свое логово и, не обнаружив девушку, бросились к морю. А вожак лег у воды и с силой стал втягивать в себя воду, море мелело, а лодку притягивало обратно к берегу. И тогда девушка запела: медведь заслушался и перестал пить воду. Девушка и юноша смогли уплыть, а старый медведь, затосковав, так и остался лежать в Партенитской долине, глядя в даль и ожидая, что та, которую он так любил, однажды вернется.


  • В те времена, когда Крымом правил турецкий султан, жил в деревеньке Мисхор крестьянин Абий-ака. Единственным богатством этого человека была дочь – красавица Арзы. Она любила по вечерам приходить к фонтану у берега моря – набрать в медный кувшин воды. Там и увидел ее старый купец Ала-Баба, и возник в его голове чудовищный план – он решил похитить Арзы и продать ее в рабство на рынке в Стамбуле. Арзы просватали за парня из соседнего села – на их свадьбе гуляли все односельчане. Вечером загрустившая невеста решил в последний раз сходить к своему любимому фонтану – посидеть на его камнях, попрощаться со своей девичьей жизнью. Там и подстерег ее Али-Баба. Прибежал жених Арзы к прибрежному фонтану, но было поздно: в то время как он, разыскивая невесту, бегал по окрестностям, девушку уже везли на корабле в Стамбул, где продали в гарем самого султана.
  • В гареме Арзы родила сына, а спустя несколько дней, в годовщину своего похищения, поднялась с младенцем на руках на самую высокую башню султанского дворца и бросилась вниз – в мутные воды Босфора. В тот же вечер грустная русалка с ребенком на руках вышла на берег у Мисхора. Она подошла к фонтану, который неожиданно стал бить гораздо сильнее, умылась, посидела около него, с тоской глядя на родное село, и снова ушла в море. С тех пор, утверждают местные жители, раз в год фонтан "оживает", а на берег выходит русалка с ребенком на руках, чтобы, спустя час, снова уйти в море – до следующего года.




  • Но нашелся юноша, сильный и смелый, который решил убить наводящего ужас на всю округу великана. Прекрасным весенним вечеромон отправился на Кара-Даг и запел старинную песню о любви. И получалось у него так красиво и задушевно, что даже людоед вылез из своего убежища – послушать. А когда песня кончилась, попросил: "Спой-ка мне еще раз, у меня весеннее настроение – хочу послушать про любовь". "А хочешь увидеть ту, что посылает любовь? – спросил у него юноша. И, услышав утвердительный ответ, сказал: "Завтра я приведу ее к тебе". На следующий день юноша пришел на Кара-Даг вместе со своей невестой Эльбис. "Эй, великан, – смело крикнула она, хотя сама так и дрожала от страха – посмотри на меня – сейчас я пошлю тебе любовь!" Эльбис была настолько красива, что великан, чтобы получше ее рассмотреть, широко раскрыл свой единственный глаз. А девушка взяла лук и выпустила в него ядовитую стрелу. Взревел людоед, хотел было кинуться на своих обидчиков, да поскользнулся и упал в свою нору. Целую ночь ворочался он там, а под утро все стихло. Утром люди вышли из своих домов и с удивлением увидели, что Черной горы больше нет – она рухнула, похоронив под своими обломками страшного людоеда, а на ее месте появились зубчатые скалы, напоминавшие средневековый замок. А о тех страшных событиях сегодня напоминают только остатки сокровищ великана – камешки сердолика, которые до сих пор можно найти в этих местах.




  • Думаю, что наши фольклористы, приветствуя появление "Легенд Крыма", с самым пристальным вниманием будут дальше собирать и изучать народные произведения, посвященные этому дивному полуострову.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал