Сикстинская капелла. Крещение господне Потолок и "Страшный суд" Микеланджело

The Крещение Христа является фреска итальянского Возрождения художника Пьетро Перуджино и его мастерской, выполняется около 1482 и расположен в Сикстинской капелле в Риме.

История

Комиссия работы возникла в 1480 году, когда Перуджино был украшать часовню в базилики Старый Святого Петра в Риме. Папа Сикст IV был доволен своей работой, и решил ввести в эксплуатацию его также украшение новой часовне он построил в Ватиканского дворца. Из-за размера работы, Перуджино был позже присоединилась группа художников из Флоренции, в том числе Боттичелли, Гирландайо и другие.

Деталь.

Помощники Перуджино в Сикстинской капелле включены Pinturicchio, Андреа Ассизского, Rocco Zoppo или, менее вероятно, Lo Spagna или Бартоломео делла Gatta, но приписывание деталей к ним является спорной.

Описание

Фреска из Крещение Христа является первым на стене справа от алтаря, и параллели Моисей Оставив в Египет и Обрезания Elezier перед ним на противоположной стене, также в мастерской Перуджино. Крещение было на самом деле считается Августином и других раннехристианских писателей, как своего рода «духовное обрезание".

Сцена следует симметричный рисунок, характерный для Перуджино. В центре находится река Иордан течет к наблюдателю и достижения ноги Иисуса и Иоанна, который крестя бывший. Голубь, символ Святого Духа, спускается с неба, она послана Богом, представлены в светящееся облако и в окружении летающих Серафимов и Херувимов. Пейзаж включает в себя символическое видом на Рим, узнаваемый по триумфальной арки, Колизей и Пантеон. Тонкие деревья характерны Умбрии школы и Перуджино, в частности.

По бокам находятся две средние эпизоды: баптистские (слева) и Иисус (справа), проповедующие на толпу. Центральная сцена также включает в себя два коленях Ангелов, держа полотенце: это элементы, вдохновленные фламандской живописи, и можно увидеть в работах Гуго ван дер Гуса и в Портинари Триптих. По бокам, на переднем плане, портреты современных персонажей, как правило, редких в Перуджино, но в этом случае, вызванного их присутствия в работах Гирландайо, который также работал в Сикстинской капелле.

Фреска увенчана фризом с подписью ОПВ PETRI PERVSINI · КАСТРО PLEBIS.

Источники

    Гарибальди, Виттория (2004). "Перуджино". Pittori дель Rinascimento. Флоренция: Скала.

Статья была переведена автоматически.

(Матфей 3: 13 – 17; Марк 1:9 – 11; Лука 3:21 – 22; Иоанн 1: 29 – 34)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Мф. 3:13–17)

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Мк. 1:9–11)

“Троица, многократно, хоть и не вполне ясно, ощущаемая в Ветхом завете, здесь впервые появляется во всей своей полноте”, – констатирует известный богослов Ч. Скоуфилд. В момент крещения Христа Иоанном свершились три чуда, не происходившие ни с кем другим, кто принимал крещение.

Во-первых, как свидетельствует Марк, “увидел Иоанн разверзающиеся небеса”. Разверзающиеся небеса – метафора, отражающая божие вмешательство в людские дела с целью спасения его народа.

Во-вторых, Иоанн увидел “Духа, как голубя, сходящего на Него”, то есть в доступной созерцанию форме (у Луки сказано еще определеннее: “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь”).

В-третьих, “глас был с небес” – глас Отца Небесного, которым Он выразил безоговорочное одобрение Иисусу и Его миссии.

Кроме того, в этой евангельской истории зафиксировано второе, дошедшее до нас изречение Христа – слова, обращенныек Иоанну крестителю: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить свякую правду». (Первые Его слова см. МАРИЯ И ИОСИФ УПРЕКАЮТ ОТСТАВШЕГООТ НИХ ИИСУСА. )

Крещение, согласно учению всех христианских конфессий, рассматривается как введение человека в лоно церкви. Это одновременно и акт очищения от греха, и второе рождение, в котором купель – символ непорочного чрева Девы, из которого посвященный вновь рождается. Крещение – первое из Семи Таинств и одно из Богоявлений Христа.

В силу всего сказанного сюжет “Крещение Христа” приобрел огромное значение с первых веков истории христианства и встречается уже начиная с III века в росписях римских катакомб и на саркофагах.

Крещение Иоанном Крестителем Иисуса Христа – кульминационный момент земной миссии Иоанна. Он провел свою жизнь отшельником, проповедями своими подготавливая приход Христа, призывая к покаянию и пророчествуя приход Мессии. Оба они – Иоанн и Иисус – больше ни разу не встретятся в их земной жизни. В силу того кардинального значения, которое крещение имело для них обоих, оно находит место в повествовательных циклах картин на сюжеты из жизни как Иоанна, так и Иисуса. В житийных циклах Христа крещение обычно занимает место после сюжета “двенадцатилетний Иисус в храме” и перед искушением Христа в пустыне. В циклах из жизни Иоанна Крестителя, получивших особое распространение в Италии в XIV – XV веках, оно следует за Крещением всего народа и предшествует аресту Иоанна Крестителя.

Рассказ о крещении Христа содержится во всех четырех Евангелиях. Однако имеются серьезные отличия, с одной стороны, синоптических Евангелий (в целом) от рассказа Иоанна и, с другой, различия между собой трех евангелистов. Для нас в данном случае важно отметить, что художники, зная об этих различиях, отражали их в своих живописных интерпретациях сюжета крещения.

Так, Матфей и Марк свидетельствуют, что Иисус уже крестился и вышел (Мф. 3:16) или выходил(Мк. 1:11) из воды, когда разверзлись небеса и Святой Дух сошел на Него. Лука же утверждает, что Святой Дух сошел на Иисуса именно в тот момент, когда, крестившись, Он молился: “Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него” (Лк. 3:21–22). Что же касается четвертого евангелиста, то Иоанн приводит свидетельство Крестителя – пророчество его ученикам.

В живописи большее распространение получила версия Луки (Мазолино, Перуджино, , Андреа дель Верроккио , ).

Пьероделла Франческа Крещение Христа (1445). Лондон. Национальная галерея.

Андреа дель Верроккио. Леонардо да Винчи. Крещение Христа (1470 – 1480). Флоренция. Галерея Уффици.

ГерардДавид. Крещение Христа (до 1508). Брюгге. Городскорй музей ихящныхискусств.

Сюжет крещение Христа в искусстве завершил свое иконографическое развитие примерно к Х веку. В более позднее время варьировались лишь отдельные детали композиции. Главное действующее лицо – Иисус Христос – предстает обычно с длинными волосами и бородой, обнаженный (в одной набедренной повязке), посреди реки Иордан, по пояс или по колено в воде; Его руки сложены в молитвенном жесте. Слева от Него на берегу реки стоит Иоанн Креститель, он облачен в длинные одежды, в левой руке держит длинный посох с крестом на конце или свиток со своим пророчеством, а правую возлагает на голову Христа. За Иоанном нередко стоят его ученики на фоне гористого пейзажа. Над головой Иисуса простираются небеса, откуда опускается благословляющая рука – символ Отца Небесного; с неба льется луч света, падающий на голову Христа, а по нему слетает голубь – символ Святого Духа. Это самая общая схема. Теперь необходимо подробнее остановиться на ее отдельных элементах, чтобы проследить, как менялось их изображение.

На основании одних лишь рассказов евангелистов о крещении Христа невозможно охарактеризовать все встречающиеся в живописи детали этого сюжета. Других рассказов, которые бы полно характеризовали хотя бы главные части изображения, древняя литература не дает. Апокрифы в данном случае повторяют сведения, имеющиеся в канонических Евангелиях. Описаний полного крещения у древних авторов нет. Они тоже повторяют рассказ канонических Евангелий. Тем не менее источники эти, взятые вместе, причем в сопоставлении с литургической практикой крещения, дают достаточный материал, проясняющий все формы сюжета Крещения, как оно предстает в памятниках раннего христианского и византийского искусства. Уяснение этих форм помогает понять особенности изображения крещения Христа западными художниками.

ИИСУС ХРИСТОС

Главное действующее лицо рассматриваемого сюжета – Иисус Христос. Он не сразу стал изображаться мужчиной зрелого возраста и с бородой. В скульптуре римских саркофагов IV–VI веков, как и в живописи римских катакомб, Иисус предстает в виде мальчика, а Иоанн – человеком зрелого возраста, что не согласуется с историей. Объяснение такого анахронизма следует искать в самой концепции христианского крещения: Христос дал образец крещения. Крестятся дети, крестятся и взрослые, которые таким образом рождаются к новой жизни, иначе говоря – становятся юными. С такой точки зрения Спаситель метафорически может быть назван отроком, каковым он изображается в раннем христианском искусстве. Вид Христа зрелого по возрасту в сцене крещения окончательно установился в VI веке, и с тех пор возвращения к Христу-отроку в этом сюжете не было.

ИОАННКРЕСТИТЕЛЬ

Иоанн Креститель обычно помещается на правом от Христа берегу Иордана, он возлагает руку на голову Иисуса. Руковозложение это как факт, имевший место при крещении Спасителя, отмечено у ранних церковных писателей. Его мы видим уже в одном из ранних изображений крещения в сакральной капелле катакомб Каллиста (ок. 230 г.). Иоанн обычно изображается на берегу реки, тогда как Иисус стоит в воде, таким образом, Иоанн может объективно находиться выше Христа и склоняться к нему, опустившись на колени, что являлось выражением его смирения и должно указывать на его слова, обращенные к Христу: “Мне надобно креститься от Тебя”. В искусстве Контрреформации чаще коленопреклоненным перед Иоанном стоит Иисус. Такая трактовка опирается на учение мистиков XVI–XVII веков, особенно подчеркивавших момент смирения Христа: Иисус, сам будучи безгрешным, уподобил себя грешным и исполнил очистительный обряд.

БОГ-ОТЕЦ И ГОЛУБ – СВЯТОЙ ДУХ

Над головой Иисуса всегда изображается парящий белый голубь – символ Святого Духа, а над ним символ Бога-Отца – поясное изображение, или голова и плечи (Рогир ван дер Вейден), или только одни руки, выпускающие голубя ( Леонардо да Винчи). Такой тип изображения господствовал вплоть до второй половины XVI века. При этом в деталях могли быть различия. Когда Бога-Отца символизируют только руки, их пальцы излучают потоки света. Слова “Hic est filius meus dilectus ” (лат. – “Сей есть сын мой возлюбленный”) могут быть написаны в пространстве картины над парящим голубем. Очень красивую линию эта латинская надпись образует на картине Рогира ван дер Вейдена.

АНГЕЛЫ

Ангелы, дабы уравновесить композицию, помещаются на противоположной от Иоанна Крестителя стороне картины – это левый от Христа, стоящего лицом к зрителю, берег реки. В памятниках древнейшего христианского искусства ангелов обычно два – число, естественное для выражения мысли художников: один ангел созерцает Святого Духа, сходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога-Отца, другой с благоговением смотрит на Спасителя. Начиная с XI–XII веков количество ангелов увеличивается: чаще всего изображают трех ангелов, но порой их число доходит до семи. В Евангелии ничего не говорится о присутствии ангела (или ангелов) при крещении Иисуса Христа. Ответ на вопрос, чем оправдано их введение, опять-таки находится в плоскости традиции, согласно которой ангелы, как служители Божии, присутствуют при всех важнейших событиях жизни Христа. Но если в других случаях это славословящие ангелы, то в сцене крещения Христа их назначение иное – оно становится понятным, если обратить внимание на то, что они изображаются с полотнищами на руках: ангелы будут отирать неофитов (новокрещенных) по выходе последних из купели. “Это реальное объяснение, – отмечает известный русский иконограф Н. Покровский, – по которому каждая иконографическая деталь крещения должна быть копиею с той или другой подробности ритуала, находит некоторую поддержку в позднейшей иконографии Крещения на Западе, где художники иногда изображали в руках ангелов белые крещальные туники, нужные будто бы для облачения Христа”.

В памятниках западноевропейского искусства исходным пунктом для установления иконографии крещения Христа послужили византийские образцы. Итальянские памятники XII–XIII веков сохраняют не только общую византийскую схему крещения, но и ее важнейшие иконографические детали. в падуанской капелле Скровеньи оживляет византийскую схему: он придает больше изящества неподвижным фигурам, наделяет их естественностью и красотой, вводит изображение Бога-Отца в лучистом сиянии неба.

Джотто. Крещение Христа (1304 - 1306). Падуя. Капелла Скровеньи.


Различные бытовые подробности в композицию Крещения вносят итальянские художники XIV–XV веков: на берегу реки гуляют животные, крещение принимают толпы народа – возможность для художников дать портреты своих современников, как это делает, в частности, Перуджино.

Особого внимания требует к себе способ, каким производилось крещение: либо крещение посредством погружения в воду, либо обливанием (или окроплением). Как правило, предпочтительным было крещение погружением. Крещение обливанием (или окроплением) допускалось в виде исключения. На Западе до XV века господствующим было крещение погружением. На крещении погружением настаивали западные Соборы: клермонский (1268), кёльнский (1280), экзетерский (1287), утрехтский (1293), вюрцбургский (1298), парижский (1355). Но в XIV веке положение меняется, и крещение обливанием все смелее и наконец как единственное утверждается в западной церкви окончательно (к XVII веку).

Анализ памятников изобразительного искусства подтверждает эту хронологию: преобладающей формой крещения вплоть до XIV века было погружение в купель, в XIV–XV веках все чаще встречается обливание, в XVI веке обычным становится именно обливание.

Среди множества картин западных мастеров на тему “Крещение Христа” особое место ввиду исключительной сложности своей иконографии занимает знаменитая лондонская картина Пьеро делла Франческа. В центре ее Христос. Он по щиколотку в водах реки, его руки сложены в католическом молитвенном жесте. Рядом Иоанн Креститель, он льет воду из блюдца на голову Христу (крещение обливанием). Позади этой главной группы раздевающийся мужчина, собирающийся принять крещение (намек на крещение множества народа; см. Мф. 3:5 – 6). Над головой Иисуса парит голубь – Святой Дух. На заднем плане группа людей, по виду восточного типа (кто они? что означают их позы и жесты? их яркая одежда?). Еще более загадочен вид трех ангелов (мы судим о них как об ангелах, во-первых, по их крыльям, во-вторых, по тому месту, которое они занимают, – обычному месту для ангелов в этой сцене). Они не поклоняются Христу. Один из них смотрит на зрителя и, как кажется на первый взгляд, не обращает внимания на главное действие – крещение Христа, но при этом он устанавливает непосредственный контакт со зрителем и таким образом как бы приглашает его принять участие в этом сакраментальном акте. Поз и жестов, подобных тем, какие мы видим у ангелов на картине , никогда не встречалось в контексте Крещения Христа. Сравнение с аналогичными трехфигурными композициями античности (позы, ракурс, жесты) заставляет согласиться с остроумной догадкой М. Лавина, согласно которой ангелы здесь являются аллюзией на “брачный пир” и в таком случае вводят в сцену крещения Христа водой другое чудо с водой – превращение ее в вино на брачном пире в сюжете “Брак в Кане”. Соединение на одной картине крещения и намека на брак в Кане с превращением воды в вино (Bethany ) имеет литургическое обоснование: оба события отмечаются западной церковью в один и тот же день – 6 января.

Картина поразительным образом вводит в Крещение Христа и третий праздник этого дня – Поклонение Волхвов (Epiphany ): четыре фигуры на заднем плане, которые поначалу вызывают удивление, – это именно волхвы, один из которых рукой указывает на звезду, приведшую их к месту рождения Иисуса. Родство всех трех событий как трех Богоявлений подчеркивали средневековые литургисты, такие как Гонорий Отёнский (Августодунский), Руперт и Дуранд. Крещение Христа, утверждали они, произошло в тот же день тридцать лет спустя, что и поклонение волхвов, а чудо в Кане – в тот же день через год после крещения. В одном средневековом антифоне читаем:

Tribus miracululus ornatum diem sanctum colimus ;

hodie stella Magos duxit ad praesepium:

hodie vinum ex aqua factum est ad nuptias:

hodie in Iordane a Ioanne Christus baptizare volui

ut salvaret nos , alleluia

“Мы храним сей день святым в честь трех чудес: в этот день звезда привела мудрецов к яслям; в этот день вода обратилась в вино на брачном пире; в этот день Христос избрал быть крещенным Иоанном в Иордане для нашего спасения, аллилуйя”.

Типологические аспекты Крещения Христа получили наиболее полное живописное выражение в “Библии бедных”. Соответствующая иллюстрация в ней дает – помимо основного события – изображение, как обычно в этой книге, четырех пророков с их текстами, относящимися к этому новозаветному эпизоду. Итак, здесь изображены Исаия: “И в радости будете почерпать воду из источников спасения” (Ис. 12:3); Иезекииль: “И окроплю вас чистою водою” (Иез. 36:25); Давид: “В собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!” (Пс. 67:27); Захария: “В тот день откроется источник дому Давидову”. Из сцен Ветхого Завета, являющихся прообразом Крещения Иисуса Христа, здесь изображены: переход евреев через Чермное (Красное) море и гибель фараоновых воинов, гнавшихся за ними (Исх. 14:26 – 30), и огромная гроздь винограда – символ плодородия земли обетованной, которую несут на жерди два соглядатая (Чис. 13:24).

Замечательный образец живописной интерпретации Крещения дает Рогир ван дер Вейден на своем алтаре Иоанна Крестителя (алтарь Мирафлорес). Этот сюжет является центральным в алтаре, с двух сторон от него изображены “Рождение Иоанна Крестителя” (слева) и “Смерть Иоанна Крестителя” (справа). Сцена Крещения помещена в обрамлении портала готического собора: вдаль между колоннами уходит река Иордан; в центре по колено в воде фигура Христа в набедренной повязке; Иоанн стоит на берегу и из ладони поливает воду на голову Христу; на другом берегу ангел держит одежды Христа. На двух колоннах и двух консолях, как и на двух других панелях этого алтаря, изображены четыре апостола с их атрибутами. В архивольте – шесть сцен в виде скульптурных композиций, три из которых связаны с Иоанном (они предшествуют Крещению), а три другие представляют три искушения Христа. Они следуют непосредственно за Крещением в том их порядке, который дает Матфей (см. ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА В ПУСТЫНЕ ). Сцены эти предстают в такой последовательности (слева направо): Захария молится, осененный Святым Духом (голубь), перед колыбелью Иоанна Крестителя (?); Иоанн Креститель в пустыне; Иоанн Креститель крестит народ; первое искушение Христа (с камнями); второе искушение Христа (“на крыле храма”); третье искушение Христа (на высокой горе). (О боковыхстворках алтаря см.: РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ; СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ )

Популярность сюжета Крещение Христа объясняется еще и тем, что картины на этот сюжет заказывались не только для алтарей баптистериев (крещален) или церквей, поставленных в честь Иоанна Крестителя, но также заказчиками, носившими такое имя.

Примеры и иллюстрации

Андреа дель Верроккио. Леонардо да Винчи. Крещение Христа (1470 – 1480). Флоренция. Галерея Уффици.

ПьетроПеруджино. Коещение Христа (1478 – 1482).Ватикан. Сикстинская капелла.

Рогир ванг дер Вейден. КрещениеХриста (после 1450). Алтаь Иоанна Крестителя (Алтарь Мирафлорес) (центральная чатсь). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

ГерардДавид. Крещение Христа (до 1508). Брюгге. Городскорй музей ихящныхискусств.

© А. Майкапар

Группа флорентийских художников вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. украсили стены Сикстинской капеллы.

Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д"Антонио.

Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.

СЕВЕРНАЯ СТЕНА

«Крещение Иисуса»
(Пьетро Перуджино, 1482).
В середине: крещения Иисуса.
Справа: Иоан Креститель.
В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея:

«Искушения Иисуса»
(Боттичелли, 1481-1482гг.)
Вверху слева: после своего крещения Иисус начинается 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, тем самым доказать, что он является сыном Бога. Иисус отказывается. Он говорит в ответ: «Не хлебом единым жив Человек, но словом, исходящим из уст Божиих».
Вверху по центру: дьявол и Иисус стоят на крыше храма. Дьявол предлагает Иисусу спрыгнуть: конечно, он будет пойман ангелами:

«Призвание первых учеников»
(Доменико Гирландайо, 1481-1482гг.)
Призвание Петра и Андрея - первых последователей Христа - показано в двух сценах.

«Нагорная проповедь»
(Козимо Росселли, 1481-1482).
В Нагорной проповеди Иисус раздал правила, которые стали христианскими принципами.
Справа показан еще один эпизод: исцеления прокаженного:

«Вручение ключей»
(Пьетро Перуджино, 1481 -1482гг.)
Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного. Другие последователи смотрят на это:

«Тайная вечеря»
(Козимо Росселли, 1481-1482гг.)
Иисус только что поделился со всеми вином и хлебом.
Он говорит своим последователям, что он скоро умрет. Апостолы шокированы. Но один из апостолов не удивлен. Это Иуда, сидящий спиной с сумкой через плечо. В ней серебряные монеты, которые он получил за предательство Иисуса.
Три окна на заднем плане показывают события, которые могут произойти: молитвы на Елеонской горе, предательство, и распятие.

« Творение это принесло искусству живописи столько помощи
и света, что смогло осветить весь мир, на протяжении
стольких столетий пребывавший во тьме».
Джорджо Вазари

Сикстинская капелла - символ и центр христианского мира, главная капелла Апостольского дворца и жемчужина музеев Ватикана. На протяжении веков здесь проводились официальные церемонии, собрания папского двора, рождественские и пасхальные мессы. Сикстинская капелла сегодня - это не только музей. Именно здесь коллегия кардиналов собирается на конклав, в ходе которого избирается очередной Папа.

Сикстинская капелла - одно из самых значительных произведений искусства эпохи Возрождения. Здесь и грандиозный потолок, и стена, расписанные Микеланджело, и фрески Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, и гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля…

Сооружение Сикстинской капеллы

Итак, 1471 год. В Риме новый папа, Сикст IV делла Ровере, гуманист, эрудит и меценат. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Сикст IV начинает не со строительства и отделки апартаментов, как многие его предшественники, а с благих дел: он передает в дар городу античные произведения искусства, в числе которых знаменитая Капитолийская волчица, открывает знаменитую Апостольскую библиотеку, госпиталь Санто-Спирито, по его приказу возводят мост Понте Систо, прокладывают знаменитые римские улицы: виа Лунгара и виа Джулия.

В числе прочего, Сикст IV распорядился построить новую часовню на месте старой домовой церкви. Работы были доверены архитектору Джованнино де’ Дольчи и продолжались с 1477 по 1481 год.

Капелла получила название Magna (великая, большая), а Сикстинской ее начали называть позже, после смерти основателя, Сикста IV.

Снаружи капелла представляет собой типичное здание для римской архитектуры XV века: тяжеловесное, суровое, аскетичное. Главная часовня Ватикана, сердце христианского мира, была неприступна и надежна как крепость. В городе, терзаемом междоусобицами, папа должен быть под надежной защитой.

Внутри же часовня была лишь прямоугольным помещением, длина его составляла 3 ширины, а высота - половину длины. Позже Микеланджело, ненавидевший Сикстинскую капеллу, назовет её амбаром, отказываясь расписывать свод.

Итак, после возведения самым важным вопросом стала роспись капеллы. Папа хотел видеть ее великой, настоящим чудом света. Нужны были художники. Причем, самые лучшие. А самые лучшие, как известно, работали во Флоренции.

Флоренция XV века - центр искусств, кузница Возрождения. Здесь, под покровительством блестящего мецената, Лоренцо де’ Медичи, живут и работают самые выдающиеся творцы своего времени. Лоренцо, при жизни прозванный Великолепным, был душой города, законодателем мод, первым гражданином и фактическим правителем Флоренции. Его дружба и покровительство - лучшее, что могло случиться с художником, скульптором, архитектором или литератором. Он, не жалея денег, наслаждался коллекционированием произведений искусства, делом своей жизни считал прославление Флоренции и династии Медичи, жил блестяще и ярко в окружении друзей и единомышленников.

Именно к Лоренцо Великолепному обращается Сикст IV с просьбой предоставить лучших художников для росписи главной капеллы Ватикана. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Искусство в его руках - не только красота, призванная услаждать глаз и душу, но и дипломатический инструмент. В 1480 году отношения между Римом и Флоренции можно было назвать сложными, только-только был заключен шаткий мир после междоусобиц, но до сих пор Лоренцо не мог забыть и простить то, что в результате заговора Пацци был жестоко убит его возлюбленный брат Джулиано. А к заговору был причастен и сам Папа, в тайне, желающий избавиться от молодых Медичи, ведь слава, богатство и могущество семьи Медичи росли день ото дня.

Итак, желая укрепить мирные отношения с Римом, Лоренцо Великолепный отправляет своих лучших художников в Сикстинскую капеллу. Он становится посредником: Папе он гарантирует, что работа будет выполнена наилучшим образом и точно в срок, а художникам - то, что заказ будет щедро оплачен. Художники, разумеется были свободны в своих решениях, но без участия Лоренцо ни один из них не двинулся бы с места.

В 1481 году в Рим прибывают флорентийские и умбрийские художники, лучшие из лучших. Среди них: Доменико Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Сандро Боттичелли (только что создавший свою знаменитую «Весну»), Пьетро Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Пьеро ди Козимо, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта. С ними приезжает целая армия учеников, подмастерьев и помощников. В Рим они привозят свое искусство живописи - лучшее во всей Италии на тот момент.

Художников ждет непростой заказ. Сиксту IV не терпится увидеть капеллу законченной, время поджимает, да и работать для самого Римского Папы - величайшая честь для любого художника.

В архивах Ватикана сохранился контракт 1481 года, заключенный архитектором Джованнино де’ Дольче с четырьмя художниками: Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Козимо Роселли - на создание 10 фресок. Художники должны были уложиться в 5 месяцев - в противном случае они должны были заплатить серьезный штраф.

Художники успели в срок, было создано 16 фресок (12 из которых сохранились), и капелла была освящена Папой 15 августа 1483 года.

Результатом стали фрески необыкновенной красоты, написанные самым виртуозным образом. Выполненные в трех регистрах, они были традиционными для своего времени. Первый уровень - ложные портьеры, второй - сами фрески, верхний уровень - галерея пап-предшественников Сикста IV.

Иконографическая программа (схема того, что должно быть изображено) была разработана при участии самого Папы. На двух противоположных стенах разворачивались две сюжетные линии из Ветхого (на левой) и Нового (на правой) заветов. Левую стену заполнили фрески с историями из жизни Моисея, правую - из жизни Иисуса Христа. Папа избрал главной тему спасения в лоне христианской церкви: «Христос, подобно Моисею, ведет к спасению».

Роспись стен Сикстинской капеллы - случай уникальный. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Это обеспечило единую линию горизонта, стилистическую общность и соразмерность фигур на фресках разных художников. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино, имеющий опыт работы над масштабными проектами. К тому же все фрески объединяет необыкновенно прекрасный пейзаж, и за него на всех фресках, возможно, отвечал молодой художник и будущая звезда - Пинтуриккьо.

Пьетро Перуджино «Крещение Христа»

Живопись Перуджино - ярчайший пример идеалов и манеры, распространенной в Умбрии и Тоскане. Гармония и аристократичность, симметрия, поэтичность, театральность, спокойствие и уравновешенность - так представлена сама идея спасения в христианской церкви.

Типичным приемом, характерным для тосканской и умбрийской школ, стало изображение нарядных и знатных современников наряду с библейскими героями. Кроме того, в сцене крещения Христа, как известно, произошедшем в водах Иордана, присутствуют и римские достопримечательности: Колизей, арка Константина и романская колокольня.

Сандро Боттичелли «Призвание Моисея»

Работает в Сикстинской капелле и Сандро Боттичелли. Эмоциональный, трепетный и пылкий художник, влюбленный во Флоренцию, очарованный и преданный её идеалам. Он только что написал свою знаменитую «Весну». В Риме ему скучно, он мечтает поскорее закончить работу и вернуться к своему другу и покровителю Лоренцо Великолепному. Вскоре после приезда он напишет для него «Рождение Венеры». А пока на стенах папской часовни Боттичелли остается верен себе.

Его живопись символична и аллегорична. В центре, переплетаясь ветвями, изображены два дерева, дуб и апельсин. И это неслучайно. Дуб и всё, что с ним связано (листья, ветки, желуди), - геральдические знаки фамилии делла Ровере, а апельсин - символ Лоренцо де’ Медичи. Так, тонко и изысканно, Боттичелли изображает мир, установившийся между Римом и Флоренцией.

Ну и конечно, мало от кого ускользнет то обстоятельство, что в чертах каждой изображенной женщины угадываются черты музы художника, знаменитой Симонетты Веспуччи, ставшей его путеводной звездой.

Потолок Сикстинской капеллы

Как известно, роспись потолка Сикстинской капеллы была выполнена Микеланджело. Но каким был этот потолок до него?

Сохранились рисунки, согласно которым можно утверждать, что потолок представлял собой лазурное небо с золотыми звездами и символизировал небесный свод. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео д’Амелия. Потолок при кажущейся простоте был баснословно дорогим, потому как драгоценной лазури на него ушло безмерное количество. И таким бы, возможно, и сохранился бы потолок до наших дней, если бы не два обстоятельства: трещина на этом самом потолке и очередной Папа, Юлий II, также из рода делла Ровере, племянник Сикста IV.

Юлий II желает быть Папой, во время правления которого были бы созданы самые выдающиеся произведения искусства. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее ), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».

Микеланджело в ярости, он, не помня себя, ругается с Папой, отказывается от работы и уезжает во Флоренцию. Микеланджело, известный тем, что обращается с Папой как с каменотёсом, а с каменотёсом - как с Папой, оскорблен и унижен. Но власти Флоренции, не желая обострять и без того сложные отношения с Папой, уговаривают скульптора вернуться в Рим и подчиниться.

Микеланджело соглашается, уверенный, что эта работа принесет ему лишь страдание и позор. «10 мая 1508 года - начинаю работать!» - так он напишет в одном из писем. Четыре года он будет фактически жить, есть и спать на высоте 20 метров, ненавидя каждую минуту, проведенную здесь. Его здоровье будет подорвано, а сам он так и не проникнется любовью к этому проекту.

Свод Cикстинской капеллы - самый большой из всех существовавших на тот момент - был передан Микеланджело. Также ему была дана полная свобода изобразить на потолке всё, что он только пожелает. Изначально Микеланджело решил изобразить лишь 12 апостолов, на что дал свое согласие и Юлий II. Но Микеланджело не был бы собой, если бы в его воображении не возник другой замысел. Итогом работы стала грандиозная роспись, поразившая и поражающая всех без исключения.

История сотворения мира, грехопадение, всемирный потоп, ожидание Спасителя - лишь неполное описание той грандиозной философской и художественной работы, что проделал Микеланджело, и на что был способен лишь он один.

Роспись Сикстинской капеллы необычайным образом соединяет в себе живопись, скульптуру и архитектуру.

Итак, Микеланджело изображает:

  • в центре - эпизоды сотворения мира, грехопадение и истории жизни Ноя;
  • на треугольных конструкциях, соединяющих свод со стенами, и на арках, что они образуют на стенах, - полную родословную Иисуса Христа;
  • на четырех угловых треугольниках - истории чудесного спасения израильского народа (Давид и Голиаф, Юдифь и Олоферн и т. д.);
  • на потолке - 5 языческих прорицательниц-сивилл и 7 ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Христа;
  • свободные пространства заполнены 10 парами фигур обнаженных юношей с медальонами на манер античности;
  • кроме того, расписаны были и бронзовые медальоны.

История будет неполной, если не упомянуть, что Микеланджело не работал до этого в технике фрески. То есть перед ним стояла грандиозная задача, которую к тому же было тяжело решить технически.

Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Микеланджело позвал их в Сикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке, и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Художники старались, работали усердно и вдохновенно, но когда Микеланджело увидел результат их работы, он понял, насколько они далеки от его замысла, и, как свидетельствует Вазари, выгнал их вон и перестал принимать у себя дома.

Микеланджело начинает со стороны входа и работает лишь над половиной потолка, скрыв её полотнищем. На этой стадии еще можно было не только находиться в помещении капеллы, но и проводить собрания, для которых капелла была предназначена. Папа Юлий II неоднократно и сам, не без помощи Микеланджело, забирался по строительным лесам посмотреть, как продвигается работа.

Позже Микеланджело закроет двери капеллы для всех, включая Папу. Тот гневался на Микеланджело за то, что ему, Папе, нельзя посмотреть работу. Он пытался подкупить подмастерьев, приходил переодетым, прятался, а Микеланджело ругался, кидался досками, долго злился и грозил прекратить работу. Однако эти двое, хоть и ругались постоянно, но все же любили друг друга.

И когда Юлий II узнает, что на свежих фресках проступает плесень (что доводит Микеланджело до отчаяния), он тайно отправит ему на помощь архитектора Джулиано да Сангалло, а тот учит его устранять это досадное, но обычное для Рима явление. А когда Браманте упрашивал Папу, передать вторую половину потолка Рафаэлю, Папа отказал тому наотрез.

Первые фрески принесли Микеланджело самые большие мучения. К примеру, всемирный потом переписывался неоднократно, работа шла медленно и тяжело.

Но по мере продвижения к алтарной стене, замысел Микеланджело представлялся ему все яснее и становился все более наполненным.

Сотворение Адама

Сотворение Адама - один из самых ярких образов в истории изобразительного искусства. Первый человек пробуждается к жизни, безвольно протягивая руку, в которую могучая рука творца вливает жизненную энергию. Эта сила чувствуется настолько ясно, что заставляет понимать: именно в этом минимальном расстоянии от руки Бога до руки Адама скрыта самая суть искусства Микеланджело. Необыкновенная сила творения, искра, которую он умеет вложить в свои творения.

В «Сотворении Адама» Микеланджело подчеркивает, что человек создан Богом по своему образу и подобию. Именно это изображено в том, как и с какой любовью Бог смотрит на Адама, словно всматриваясь в свое же, но более молодое отражение. Изобразительное решение, немыслимое для своего времени!

Сам он говорил: «Хорошая живопись - это как бы сближение, слияние с Богом… Она лишь копия Его совершенств, тень Его кисти, Его музыка, Его мелодия… Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы…»

Микеланджело - величайший гений из всех существовавших когда-либо, он признавался, что работал резцом или кистью быстро, словно им владела какая-то неведомая сила. Но вот кристаллизация замысла, эскизы, раздумья занимали почти всё его время. Для каждого проекта Микеланджело создавал бесчисленное множество рисунков с натуры, занимался вскрытием трупов, изучая, исследуя человеческое тело.

Есть два слова, которые характеризуют Микеланджело точно и полно: тело и движение. Изучению молодого мужского обнаженного атлетичного тела (именно мужское тело он считал венцом творения) в самых разных его положениях Микеланджело посвятил всю свою жизнь.

Грехопадение и изгнание из рая

Для Микеланджело человек - самое главное. В его живописи нет деталей, пейзажей, ничто не отвлекает от главного. Изображая только тело человека, он умеет передать идеи, мысли, чувства.

В сцене грехопадения телá первых людей прекрасны и полны молодости: Ева молода и красива, Адам в расцвете жизненных сил. Но как обезобразил и состарил их грех! Как пристыжён Адам и как унижена Ева в сцене изгнания из рая.

Обнаженные

Также на потолке, заполняя свободное пространство, изображены 20 обнаженных мужских фигур, держащих медальоны в духе античности. На современников они произвели небывалый эффект своей натуралистичностью и многообразием поз, движений, пластики. Кажется, все чувства, мысли, сомнения вкладывал Микеланджело в эту работу, выражал идеи, искал ответы на свои вопросы, стремился к обретению красоты и ускользающего совершенства.

Пророки и сивиллы

7 ветхозаветных пророков, каждый из которых написан так живо и виртуозно, что производит не живописный, а скорее скульптурный эффект. И для каждого Микеланджело ищет свое, особенное выражение. К примеру, Исайя задумчив и созерцателен, в фигуре Изекеля заключен энергичный порыв и буря эмоций, пророк Иона - гигант, нависающий над стеной с изображением Страшного суда, - поражает своей грандиозностью.

Исключительны также и языческие сивиллы, замершие в ожидании Спасителя. Папа Юлий II отличался широтой взглядов, допуская что спасение возможно для всех народов, даже для не-христиан.

Пророчиц отличает сила, мощь, красота и спокойная уверенность - вполне возможно, что для эскизов Микеланджело использовал натурщиков-мужчин.

Работа подходила к концу, Микеланджело годами не лежал (вопреки устоявшемуся мнению), а стоял на лесах, запрокинув голову назад. В плохо освещенном помещении у него испортилось зрение, он страдал артритом, сколиозом, инфекцией ушей, возникший от контакта с краской.

Сохранилось письмо другу с сатирическим сонетом и карикатурой, изображавшей его самого под потолком. А вот и перевод:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу <…>
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот;
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

31 октября 1512 года Микеланджело откроет двери Сикстинской капеллы. Первыми роспись увидят Юлий II, Браманте, Рафаэль, а потом и весь Рим. Люди приходили и стояли, остолбенев, пораженные и красотой, и совершенством, и величием таланта Микеланджело.

Позже, во время своего путешествия по Италии, Гете напишет: «Не увидев Сикстинской капеллы, невозможно до конца осмыслить то, чего способен достичь человек».

Микеланджело вернется в Сикстинскую капеллу спустя 25 лет, чтобы вновь превзойти самого себя…

Продолжение следует!

В числе нескольких мастеров, приглашенных папой римским расписывать Сикстинскую капеллу, был и Пьетро Перуджино. На северной стене, живописный фриз которой посвящен сценам из жизни Христа, сохранились две фрески этого художника (три работы находились на алтарной стене, но были уничтожены по приказу папы Павла III, чтобы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело). Одна из них - «Крещение», в работе над ней Перуджино помогал кто-то из его учеников, возможно, Пинтуриккьо, написавший некоторые фигуры и пейзаж.
Перуджино изобразил Христа, стоящего в воде, Иоанна Крестителя - на камне, а вверху - Бога Отца с ангелами. Живопись главы умбрийской художественной школы отличалась мягкостью и гармонией, красивыми позами и жестами персонажей, плавной, круглящейся композицией картин. Например, все второстепенные участники изображенной сцены - те, кто смотрит на крещение Христово и внимает вдали проповедям Иисуса и Иоанна, - хотя и стоят в разнообразных, непринужденных позах, образуют расходящиеся влево и вправо дуги. Тонкий рисунок тел, драпировок, реки Иордан и гор сочетается с мягкими, насыщенными и глубокими цветами, которыми написана фреска: желтым, красным, голубым, оливковым.

ПЬЕТРО ПЕРУДЖИНО (1445/1452-1523). Крещение Христа 1481-1482. Фреска. 348,5x570

Вторая из написанных Перуджино в Сикстинской капелле композиций воссоздает эпизод, приведенный в Евангелии от Матфея. Иисус спросил учеников, за кого они Его почитают, Петр сказал, что за Христа, Сына Божьего, и услышал в ответ, где и на основании чего нужно создать церковь, и кому отдать ключи от нее.
Художник приближает сцену с Петром, вставшим перед Христом на колени и принимающим ключи в окружении апостолов, к переднему краю фрески. Величественность фигур подчеркнута огромной площадью за ними, ее резко уходящей вдаль перспективой и изображенным на заднем плане храмом, поднимающимся до небес и символизирующим Церковь Христову. Вдали голубеют мягко стелющиеся горы, и эти распахивающиеся дали усиливают масштабность происходящего события. По сторонам от храма помещены триумфальные арки - символы торжества божественного закона. Они изображены в разных ракурсах: одна - увиденной справа, другая - слева, и создается впечатление выгнутого на дальнем плане пространства, а вся композиция, в которой фигуры впереди расположены на манер фриза, напоминает живописную панораму.
Цвета одежд, в которые облачены участники главной сцены и персонажи вдали - голубые, желтые, сиреневые, травянисто-зеленые, красные, - и цвет церковного купола создают богатую колористическую гамму, которая сочетается с серыми тонами остальной архитектуры, написанной почти что в технике гризайли.
Композиция данной работы была повторена Перуджино в его картине «Обручение Марии» и в одноименной работе его ученика Рафаэля.

ПЬЕТРО ПЕРУДЖИНО (1445/1452-1523). Вручение ключей апостолу Петру 1481-1482. Фреска. 348,5x570

Узнала о том, что смешной конкурс к 14 февраля проводится на сайте eurookna-ru.livejournal.com. Условия конкурса весьма забавны и победить в нем может каждый желающий! Присоединяйтесь!

Я не раз и даже не пять уже писала о том, что на проекте "Рейтинг Рунета" стартовал конкурс сайтов , в котором приняли участие и мои друзья. Теперь хочу попросить вас пойти и посмотреть творение народа. Голосование уже началось и его результаты зависят от нас с вами. Очень хочется, чтобы победа досталась достойным!

Риана снова в поисках образа, а потому экспериментирует с собственными волосами. У основателей "Евросети" столько много денег, что они вначале скупали редкие вина, а теперь занялись продажей... Сайт новостей знает не только это, но и то, кто же вместо того, чтобы соблюдать Конституцию и блюсти законы собрался все это к Пасхе переписать. А чего тянуть? Правдивые, но сногсшибательные новости на сайте newssite.com.ua.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал