Сказка о зимующих и перелётных птицах. Рассказы о птицах Короткие рассказы о зимующих птицах для детей

Надежда Николаева
Сказка о зимующих и перелётных птицах

Сказка о зимующих и перелётных птицах

Доктор лесной – дятел сказал : «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».

Сова сказала : «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».

Голубь сказал : «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».

Воробей подумал : «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц . Думаю, голода мы испытывать не будем.

Эти птицы стали зимующими .

Остальные птицы – цапля , лебедь, чайка, журавль, утка улетели потому что вода зимой в реках и озёрах замерзает, а они водоплавающие.

Скворцы, ласточки, кукушка и другие птицы которые питались насекомыми, тоже улетели в тёплые края и стали перелётными .

Один грач долго думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.

С тех пор так и повелось : одни птицы улетели в тёплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых. Некоторые птицы остаются и кормятся зимой сами. А многие птицы остались на попечение людей воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.

Публикации по теме:

Беседа о зимующих и перелетных птицах Цель. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку, возможность удовлетворения.

Детско-взрослый образовательный проект по экологии «Мы - друзья зимующих птиц» Паспорт проекта Вид проекта: естественнонаучный Продолжительность: краткосрочный (недельный) Участники: воспитатели, родители, дети средней.

Экологический праздник "Синичкин день" отмечают во многих уголках нашей страны. В этот день добрые, заботливые люди встречают зимующих птиц.

Конспект НОД по формированию представлений о зимующих птицах в подготовительной к школе группе «Юные орнитологи» Тема: «Юные орнитологи» Подготовил воспитатель: Каргина Светлана Леонидовна Цель: уточнить и расширить представления о зимующих птицах,.

«Беседа о зимующих и перелетных птицах».Программное содержание: -закрепить понятие «зимующие» птицы, «перелетные» птицы; -уточнить знания.

Конспект занятия «В гостях у зимующих птиц» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Алёнушка» городского округа город Октябрьский Республики.

Образовательная деятельность «Встречаем перелётных птиц» Цель: Уточнять знания детей о весне и перелётных птицах. Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах.

Познавательная сказка к беседе о домашних животных и птицах и их детенышах Однажды, возле двора проснулся детеныш и стал звать свою маму. Вдруг он услышал как рядом заквакали лягушки. Детеныш подумал, что они смеются.

Рассказы для чтения в начальной школе. Рассказы про воробья, рассказ про умную синичку, рассказ про воробья, рассказ про стрижа.

Рассказы о птицах Николая Сладкова.

Николай Сладков. Зимние долги

Расчирикался Воробей на навозной куче — так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:

— Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

— Крылья зудят, Ворона, нос чешется, — отвечает Воробей. — Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

— А вот испорчу! — не отстаёт Ворона. — Как задам вопрос!

— Во напугала!

— И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?

— Клевал.

— А зёрна у скотного двора подбирал?

— Подбирал.

— А в птичьей столовой у школы обедал?

— Спасибо ребятам, подкармливали.

— То-то! — надрывается Ворона. — А чем

ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?

— А я один, что ли, пользовался? — растерялся Воробей. — И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была...

— Ты других не путай! — хрипит Ворона. — Ты за себя отвечай. Брал в долг — отдавай! Как все порядочные птицы делают.

— Порядочные, может, и делают, — рассердился Воробей. — А вот делаешь ли ты, Ворона?

— Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.

— Ты тоже за других не ручайся! — упирается Воробей. — Другие, может, и думать забыли.

Но Ворона не унимается:

— А ты слетай да проверь!

Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.

— Поздравляю с новосельем! — Воробей говорит. — На радостях-то небось и про долги забыла!

— Не забыла, Воробей, что ты! — отвечает Синица. — Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

— По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

— Да вот расчёт с меня требуют, — чирикает Воробей. — А ты, Дятел, как расплачиваешься?

— Уж так-то стараюсь, — отвечает Дятел. — Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже...

— Ишь ты, — задумался Воробей. — А я думал...

Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:

— Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что — хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну!

Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

Николай Сладков. Синички-арифметички

Весной звонче всех белощёкие синички поют: колокольчиками звенят. На разный лад и манер. У одних так и слышится: «Дважды два, дважды два, дважды два!» А другие бойко высвистывают: «Четыре-четы- ре-четыре!»

С утра до вечера зубрят синички таблицу умножения.

«Дважды два, дважды два, дважды два!» — выкрикивают одни.

«Четыре-четыре-четыре!» — весело отвечают другие.

Синички-арифметички.

Николай Сладков. Воробьишкина весна

Песенка под окном

Весной в лесах и полях поют мастера песен: соловьи, жаворонки. Люди слушают их затаив дыхание. Я много знаю птичьих песен. Услышу — и сразу скажу, кто поёт. А нынче вот не угадал.

Проснулся я рано-рано. Вдруг слышу: за окном, за занавеской, птичка какая-то завозилась в кустах. Потом голосок, но такой приятный, будто две хрусталинки ударились друг о друга. А потом просто по-воробьиному: «Чив! Чив!»

Хрусталинкой — воробьём, воробьём — хрусталинкой. Да всё горячей, всё быстрей, всё звонче!

Перебирал я в памяти все птичьи песни — нет, не слыхал такой никогда.

А птичка-невидимка не унимается: хрусталинкой — воробьём, воробьём — хрусталинкой!

Тут уж и под тёплым одеялом не улежишь! Вскочил я, отдёрнул занавеску и вижу: сидит на кусте обыкновенный воробей! Старый знакомый! Чив — Щипаный Затылок. Он всю зиму летал ко мне на подоконник за крошками. Но сейчас Чив не один, а с подружкой. Подружка спокойно сидит и пёрышки чистит. А Чиву не сидится. Он чирикает во всё горло и как заводной скачет вокруг подружки с ветки на ветку — со ступеньки на ступеньку. Тонкие ветки бьются одна о другую и звенят хрусталинками. Потому звенят, что дождевая вода замёрзла на них тонкими сосульками.

«Чив!» — воробей. «Дзинь!» — сосулька.

И так это выходит хорошо и здорово, ей-ей, не хуже, чем у заслуженных певцов — Соловьёв и жаворонков.

Воробьиные ночи

Всю зиму воробей Чив прожил в старой печной трубе. Долго тянулись страшные зимние ночи: стрелял мороз, ветер тряс трубу и сыпал сверху ледяную крупку. Зябли ножки, иней вырастал на пёрышках.

Великий день

Каждый день выше солнце. Каждая ночь хоть на воробьиный скок, а короче.

И вот пришёл он — Великий день: солнце поднялось так высоко, что заглянуло к Чиву в чёрную трубу.

Сосулькина вода

На крышах сосульки. Днём с сосулек капает вода. Это особая вода — сосулькина. Чив очень любит сосулькину воду. Перегнётся с карниза и ловко подхватит клювом сосулькину капельку, похожую на капельку солнца. Напившись воды, Чив начинает так отчаянно прыгать и чирикать, что прохожие останавливаются, улыбаются и говорят: «Ожил, курилка!»

Кап! Кап!

Кусты набрякли водой. На каждой ветке гирлянды капель. Сядет воробей — сверкающий дождь! Нагнётся пить, а капелька из-под самого носа — кап! Воробей к другой, другая — кап!

Скок, скок воробей, кап, кап капельки.

Весенний звон

Схватил мороз. Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик. Сел воробей на наклонный сучок — да и покатился вниз, как с горки. Синица тоже поскользнулась — повисла вниз головой. Ворона с лёту ухнула в самую гущину сучьев — вот наделала звону!

Перекувырк

Каждый день новость. В воздухе появились насекомые! Чив столбиком взлетел с крыши, схватил на лету жучишку и, сделав в воздухе перекувырк, опустился на трубу. Наелся Чив жуков и мух, и начали твориться с ним странные вещи. Он вдруг схватил за загривок своего старого друга Чирика и стал трепать его, как собака кошку. Чирик орал, дрыгал ножками, бил крылышками. Но Чив трепал его и трепал, пока не выдрал у него клок перьев. А всю зиму они были друзьями. И воду пили с одной сосульки. И отмывались в соседних лужах. Только вода после Чирика стала не чёрная, а рыжая. Потому что всю зиму Чирик спал в щели кирпичной трубы.

А теперь всё пошло кувырком.

Ступеньки

Обвисшие ветви ивы похожи на зелёные волосы. На каждой волосинке узелки, узелки.

Это почки.

Дождевые капли скатываются по ветвям, весело прыгают с почки на почку. Так на одной ножке прыгают вниз по ступенькам ребята.

Ива сверкает и улыбается.

Зелёные бабочки

На тополях понатужились и лопнули почки. Из каждой почки, как бабочка из куколки, вылупился зелёный листик.

Воробьи расселись по ветвям и стали склёвывать клейких зелёных бабочек. Угощаются; один глазок вверх — нет ли ястреба, другой вниз — не лезет ли кошка?

Драчуны

От сосулькиной воды и солнца, от жуков и мух, от свежих листиков воробьи ошалели. Драки тут и там! Схватятся на крыше двое — к ним мчит дюжина. Вцепятся друг в друга, трепыхаются, кричат и пернатой гирляндой валятся с крыши на головы прохожих.

Дерево песен

Вечером все воробьи — битые и небитые — слетаются на особое дерево — дерево песен. Дружным хором провожают они день. Так, песней, провожают они каждый день весны.

Прохожие с удовольствием слушают воробьиный хор, улыбаются.

Переполох

Чив и его подружка Чука сложили гнездо в щели под карнизом. Выстлали его перьями, волосом, ватой, сеном и тряпочками. А Чука принесла фантик и два трамвайных билета: розовый и голубой. Получилось очень уютно. Чив вспоминал свою дымовую трубу и жалел, что раньше не догадался познакомиться с Чукой.

И вдруг — скрип, скрип, скрип! В люльке к карнизу поднимался штукатур. Поднялся и лопаточкой своей стал заделывать под карнизом щели.

Что тут началось! Все воробьи к нему скачут! Скачут по самому краю крыши, на все голоса ругают штукатура. Но штукатур не понимает воробьиного языка: замазывает щели да от воробьев лопаточкой отмахивается. А гнездо Чива и Чуки выбросил. Полетели по ветру перья, вата, волосы, сено и тряпочки. А фантик и билетики упали вниз.

Домик-люлька

Чив и Чука заняли скворечник. Ветер покачивал шест, и вместе с шестом покачивался их новый домик. Чива укачивало, и он клевал носом. Чука не дремала: она опять носила в гнездо перья, вату и сухие травинки. И опять принесла фантик и трамвайные билетики.

Выселение

Вернулись с юга хозяева скворечника — серьёзные чёрные скворцы. Молча, деловито работая, они выбросили из скворечника сначала Чива и Чуку и наконец всё их гнездо. Опять полетели по ветру перья, вата, травинки, фантик и трамвайные билеты.

Лепестковая метель

Засвистывает метель. По улицам течёт белая позёмка яблоневых лепестков. А в тупичках вихри. Белые вихри из яблоневых лепестков.

Некогда!

Слышал Чива. Он сидел у старого своего гнезда — на заброшенной старой трубе. Сидел и чирикал не своим голосом. Потому что в клюве у него торчала гусеница, как папироса. И чирикал он не раскрывая рта, «сквозь зубы». Некогда!

Кончилась воробьиная весна. Хлопот полон рот!

Николай Сладков. Стрижиная тайна

Помните сказку про Гейнца? Гейнц был такой лентяй, что даже после сна отдыхал. И, главное, ничего ему от его лентяйства плохого не делалось.

«Наверно, от лентяйства худа не бывает!» — решил я.

А вышло — бывает!

Я очень люблю птиц — всё с ними вожусь. Клеток у меня полон дом. И в клетках не какие-нибудь там чижики, снегири или чечётки. Чижики-снегирики — дошкольная ступень для любителя птиц. Их любой мальчуган сумеет держать.

У меня живут самые нежные наши птички — корольки, крапивники, синички длиннохвостые. Если таких сумеешь выдержать — значит, ты птицелов высшего класса!

Таким меня все и считали. И был мне от всех любителей почёт и уважение. При встрече, бывало, шапки снимали и пальцем в спину показывали: «Вон пошёл знаток!»

Но вдруг приходит ко мне незнакомый человечек. Осмотрел моих птиц и усмехнулся:

— Корольки да крапивники — не предел. Наивысший класс — это стриж! — и ушёл.

Это был вызов. Назавтра же я поймал стрижа. Ловить их просто. Они жили в моём же доме, под карнизом.

Стриж ничего не ел и не пил. Неподвижно лежал на дне клетки. Пришлось выпустить.

Поймал второго. Этого я поил насильно. Поил точно в те часы, когда вольные стрижи летали на озеро и с лёту, заломив над спинкой острые крылышки, хватали клювиками воду. Кормил я стрижа тоже насильно. Кормил такими же комариками-мушками, каких нашёл у него во рту, когда поймал. Стрижи несут в гнездо не по одному комарику, а собирают их во рту целый комочек.

И клетку со стрижом я поставил на крышу, на свежий воздух. И пещерку ему с гнездом для ночлега устроил. Всё как у вольных стрижей!

Стриж ел, пил, беспокойно лазал по сетке и к утру так ослабел, что пришлось выпустить.

Посадил я тогда в клетку сразу двух. Может, они, как и мои корольки и длинно- хвостики, не могут по одному жить?

Через день пришлось выпустить. Оба чуть живы были.

Я люблю птиц. И хоть горько мне было, но стрижей в клетку больше сажать я не мог. Решил на вольных стрижах разгадать их тайну. Привязал стрижу на лапку бумажную ленточку и выпустил. А сам взял бинокль, вылез на крышу и стал следить.

Стриж вылетел на охоту на зорьке. Долетел до колокольни, потом до заводской трубы, потом к озеру. И назад — птенцов кормить. От гнезда до колокольни, от колокольни до трубы, от трубы до озера и назад — пять километров. До самого заката охотился стриж. И вышло, что за день налетал он больше полтысячи километров! И так ведь каждый день!

Понял я, что даже мне, старому птицелову, не выдержать стрижа в клетке. А вам, ребята, и подавно!

Все знают, что можно и лошадь загнать. Даже зайца можно загнать, если гонять его без перерыва. Упадёт, лапками подрыгает — и готов! Вот и у стрижа похоже. Только наоборот. Сердце его, лёгкие, мускулы — всё приспособлено для большого полёта. И вдруг — нельзя! Вдруг — клетка! И стриж слабеет и гибнет от... отдыха.

Ну как тут не вспомнить про ленивого Гейнца? Знал бы он про стрижей, побоялся бы после сна отдыхать!

Толстой Л.Н.

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.

А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.

Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.

Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.

Все смолкло.

Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.

Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.

А воробей камнем упал в кусты.

Ястреб ни с чем и остался.

Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.

С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.

Лебеди

Толстой Л.Н.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его.

Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.


Скворцы (Отрывок)

Куприн А.И.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые - скворцы, эти милые, веселые общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите - скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скюрцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет - высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки - и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, - думает, - на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит - другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». - «Как? Мне? Да я его сейчас!» - «А ну-ка, ну-ка...»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...

Песня скворца

Куприн А.И.

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.

Жаворонок

И. Соколов-Микитов

Из множества звуков земли:пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья - самый веселый и радостный звук - песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом поднимаясь в небо, трепеша крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь

Аксаков С. Т.

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Движения лебедя

Аксаков С. Т.

Все движения лебедя исполнены прелести: начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающиеся с его пушистого тела; начнет ли потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет также носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, - все живописно и великолепно в нем.


Воробей

Чарушин Е. И.

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит - кто-то чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге.

Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

Смотри-ка, папа, - закричал Никита, - воробей не настоящий!

А папа говорит:

Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит - есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, - он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

Ты крыльями вот так маши, - сказал Никита и показал руками, как надо летать. А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями.

Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

Плохо ты ещё летаешь, - говорит ему Никита. - Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь - свалился.

Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел.

Через пенёк перелетел.

И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел.

И через дерево перелетел.

И через дом перелетел.

И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

Зимние долги

Н.И. Сладков

Расчирикался Воробей на навозной куче - так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:

Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

Крылья зудят, Ворона, нос чешется, - отвечает Воробей. - Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

А вот испорчу! - не отстаёт Ворона. - Как задам вопрос!

Во напугала!

И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?

Клевал.

А зёрна у скотного двора подбирал?

Подбирал.

А в птичьей столовой у школы обедал?

Спасибо ребятам, подкармливали.

То-то! - надрывается Ворона. - А чем

ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?

А я один, что ли, пользовался? - растерялся Воробей. - И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была...

Ты других не путай! - хрипит Ворона. - Ты за себя отвечай. Брал в долг - отдавай! Как все порядочные птицы делают.

Порядочные, может, и делают, - рассердился Воробей. - А вот делаешь ли ты, Ворона?

Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.

Ты тоже за других не ручайся! - упирается Воробей. - Другие, может, и думать забыли.

Но Ворона не унимается:

А ты слетай да проверь!

Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.

Поздравляю с новосельем! - Воробей говорит. - На радостях-то небось и про долги забыла!

Не забыла, Воробей, что ты! - отвечает Синица. - Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

Да вот расчёт с меня требуют, - чирикает Воробей. - А ты, Дятел, как расплачиваешься?

Уж так-то стараюсь, - отвечает Дятел. - Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже...

Ишь ты, - задумался Воробей. - А я думал...

Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:

Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что - хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну!

Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

Синички-арифметички

Н.И. Сладков

Весной звонче всех белощёкие синички поют: колокольчиками звенят. На разный лад и манер. У одних так и слышится: «Дважды два, дважды два, дважды два!» А другие бойко высвистывают: «Четыре-четы- ре-четыре!»

С утра до вечера зубрят синички таблицу умножения.

«Дважды два, дважды два, дважды два!» - выкрикивают одни.

«Четыре-четыре-четыре!» - весело отвечают другие.

Синички-арифметички.


Храбрый утёнок

Борис Житков

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

Ну и храбрецы! - сказал он. - Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

Ты хвастаешь, - сказали утята, - завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

Ну, смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

Галка

Борис Житков

У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.

Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, - поглядела: где колечко? А колечка нет.

Она крикнула брату:

Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?

Ничего я не брал, - ответил брат.

Сестра поссорилась с ним и заплакала.

Бабушка услыхала.

Что у вас тут? - говорит. - Давайте мне очки, сейчас я это кольцо найду.

Бросились искать очки - нет очков.

Только что на стол их положила, - плачет бабушка. - Куда им деться? Как я теперь в иголку вдену?

И закричала на мальчика.

Твои это дела! Зачем бабушку дразнишь?

Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, - а над крышей галка летает, и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся - да это очки! Спрятался мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась, не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.

Вышла бабушка на крыльцо, говорит мальчику:

Говори, где мои очки?

На крыше! - сказал мальчик.

Удивилась бабушка. А мальчик полез на крышу и вытащил из щели бабушкины очки. Потом вытащил оттуда и колечко. А потом достал стёклышек, а потом разных денежек много штук.

Обрадовалась бабушка очкам, а сестра колечку и сказала брату:

Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это галка-воровка.

И помирились с братом.

Бабушка сказала:

Это всё они, галки да сороки. Что блестит, всё тащат.

Сиротка

Георгий Скребицкий

Принесли нам ребята небольшого сорочонка... Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом, давали маленькие кусочки варёного мяса; он всё ел, ни от чего не отказывался.

Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.

Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, красивая такая, летает хорошо, а еду всё, как маленький птенчик, просит. Выйдешь на балкон, сядешь за стол, сорока уж тут как тут, вертится перед тобой, приседает, топорщит крылышки, рот раскрывает. И смешно и жалко её. Мама даже прозвала её Сироткой. Сунет ей, бывало, в рот творогу или мочёного хлеба, проглотит сорока - и опять начинает просить, а сама из тарелки никак не клюёт. Учили-учили мы её - ничего не вышло, так и приходилось ей в рот корм запихивать. Наестся, бывало, Сиротка, встряхнётся, посмотрит хитрым чёрным глазком на тарелку, нет ли там ещё чего-нибудь вкусного, да и взлетит на перекладину под самый потолок или полетит в сад, на двор... Она всюду летала и со всеми была знакома: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем сорока была в приятельских отношениях. Всех он на дворе задирал, а её не трогал. Бывало, клюют куры из корыта, и сорока тут же вертится. Вкусно пахнет тёплыми мочёными отрубями, хочется сороке позавтракать в дружеской куриной компании, да ничего не выходит. Пристаёт Сиротка к курам, приседает, пищит, клюв раскрывает - никто её покормить не хочет. Подскочит она и к Петровичу, запищит, а тот только взглянет на неё, забормочет: «Это что за безобразие!» - и прочь отойдёт. А потом вдруг захлопает своими крепкими крыльями, вытянет кверху шею, натужится, на цыпочки привстанет да как запоёт: «Ку-ка-ре-ку!» - так громко, что даже за рекой слышно.

А сорока попрыгает-попрыгает по двору, в конюшню слетает, заглянет к корове в стойло... Все сами едят, а ей опять приходится лететь на балкон и просить, чтобы её из рук кормили.

Вот однажды некому было с сорокой возиться. Целый день все были заняты. Уж она приставала-приставала ко всем - никто её не кормит!

Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.

Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур: «Ко-ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!» А они, как назло, куда-то разбрелись, ни одной во дворе нет. Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт - ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.

Вдруг, откуда ни возьмись, сорока. Подлетела к Петровичу, растопырила крылья и рот раскрыла: покорми, мол, меня.

Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Та смотрела, смотрела, потом цоп червяка - и съела! А петух уж ей второго подаёт. Съела и второго, и третьего, а четвёртого Петрович сам склевал.

Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух сороку из клюва кормит: то ей даст, то сам съест, то опять ей предложит. А сам всё приговаривает: «Ко-ко-ко-ко!..» Кланяется, клювом червей на земле показывает: ешь, мол, не бойся, вон они какие вкусные.

И уж не знаю, как это у них там всё получилось, как он ей растолковал, в чём дело, только вижу, закокал петух, показал на земле червяка, а сорока подскочила, повернула головку набок, на другой, пригляделась и съела прямо с земли. Петрович даже головой в знак одобрения тряхнул; потом схватил сам здоровенного червяка, подбросил, перехватил клювом поудобнее и проглотил: вот, мол, как по- нашему. Но сорока, видно, поняла, в чём дело, - прыгает возле него да поклёвывает. Начал и петух червей подбирать. Так наперегонки друг перед другом стараются - кто скорей. Вмиг всех червей склевали.

С тех пор сороку кормить из рук больше не приходилось. В один раз её Петрович выучил с едой управляться. А уж как он это ей объяснил, я и сам не знаю.

Лесной голосок

Георгий Скребицкий

Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле... И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу - погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я - к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я - молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел.

Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.

Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

Дружба

Георгий Скребицкий

Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.

Вдруг видим - прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко - наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.

Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы нарочно хлебца ему покрошим, каши, творожку от обеда. Только мало ему доставалось: всё, бывало, вороны поедят - это уж такие нахальные птицы. А грач тихий какой-то попался. В сторонке держится, всё один да один. Да и то верно: своя братия улетела на юг, он один остался; вороны - ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем. Как его покормить, чтоб вороны не мешали?

День ото дня грач становился всё грустнее. Бывало, прилетит и сядет на забор, а спуститься на помойку к воронам боится: совсем ослаб.

Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уж еле дышит. Посадили мы его в ящик, к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды.

Недели две он так у нас просидел, отогрелся, отъелся немножко. Думаем: как же с ним дальше быть? Не держать же его в ящике всю зиму! Решили опять на волю выпустить: может, он теперь покрепче будет, перезимует как-нибудь.

А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.

В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы - подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим - Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет.

Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. Сорока - прямо к чашке, и грач за ней. Позавтракали оба и улетели. Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать - кормиться.

Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают. Только наш грач не нашёл себе пары, по- прежнему всюду летал за Сироткой. А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.

Посмотришь на них и невольно подумаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.

В одной хорошенькой малороссийской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом. Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, оглашавших окрестность звонкими песнями и веселым щебетаньем; осенью уже появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив. Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались. Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою. Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась их звонкими песнями.

Кукушечка

Серая кукушка-бездомная ленивица: гнезда не вьет, в чужие гнезда яички кладет, своих кукушат на выкорм отдает, да еще и подсмеивается, перед муженьком хвалится

- "Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Погляди-ка муженек, как я овсянке на радость яичко снесла."

А хвостатый муженек на березе сидючи, хвост развернул, крылья опустил, шею вытянул, из стороны в сторону покачивается, года высчитывает, глупых людей обсчитывает.

Ласточка

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
- Не разоряй гнезда, - сказал мальчику отец, - весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.
Работа закипела; ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», - подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!
Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил своё удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:
- Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост в сравнении с маленьким, лёгким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть; вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе - о южно-русских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Чёрном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где всё цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнёздышко и ловила мошек, когда у нас стояли крещенские* морозы.
* (Крещенские. Крещенье - старинный зимний праздник. Обычно на крещенье стояли сильные морозы.)
- Я не думал, что ласточки улетают так далеко, - сказал мальчик.
- Да и не одни ласточки, - продолжал отец, - жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелётными, также улетают от нас на зиму в тёплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в южной Германии и Франции, другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь ещё дальше, перелететь всё Средиземное море.
- Отчего же они не остаются в тёплых странах целый год, - спросил мальчик, - если там так хорошо?
- Видно, им недостаёт корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре вёрст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?

Орёл

Орел сизокрылый всем птицам царь. Вьет он гнезда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далеко, на солнце не мигаючи смотрит.

Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат-молодецкая.

В облаках орел носится: добычу сверху высматривает.

Налетит он на утку шилохвостую, на гуся краснолапого, на кукушку-обманщицу, только перушки посыплются.

Дятел

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает.

Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает,-мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит.

Испугалися мураши:

"Эти-де порядки не хороши!"

Со страху корячутся, за корою прячутся-не хотят вон идти.

Тук-тук-тук! Черный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мурашей, словно рыбку таскает.

Гусь и журавль

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:
— Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!
Подслушал гуся журавль и говорит ему:
— Глупая ты птица, гусь! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.

Леший

Жители одной уединенной деревни были в большом беспокойстве, особенно бабы и ребятишки. В ближнем любимом их лесу, куда мальчики и девочки поминутно шныряли то за ягодами, то за грибами, завелся леший. Как только настанет ночь, так и пойдет по лесу хохот, свист, мяуканье, а по временам раздаются страшные крики, точно кого-нибудь душат. Как зааукает да захохочет, волосы становятся дыбом. Дети не только ночью, но и днем боялись ходить в свой любимый лес, где прежде только и слышно было что пенье соловьев да протяжные крики иволги. В то же время чаще прежнего стали пропадать по деревне молодые куры, утки и гусята.

Надоело это наконец одному молодому крестьянину Егору.
- Погодите, бабы, - сказал он, - я вам лешего живьем принесу.

Дождался Егор вечера, взял мешок, ружье и отправился в лес, несмотря на просьбы своей трусливой жены. Целую ночь пробродил он в лесу, целую ночь не спала его жена и с ужасом слушала, как до самого света хохотал и аукал леший.

Только уже утром показался Егор из лесу. Он тащил в мешке что-то большое и живое, одна рука у Егора была обмотана тряпкой, а на тряпке видна была кровь. Весь хутор сбежался на двор к отважному крестьянину и не без страха смотрел, как он вытряхивал из мешка какую-то невиданную птицу, мохнатую, с ушами, с красными большими глазами. Она кривым клювом щелкает, глазищами поводит, острыми когтями землю дерет; вороны, сороки и галки как только завидели чудище, так стали над ним носиться, подняли страшный крик и гам.

Филин! - крикнул тут один старик. - Ведь я ж вам, глупые, говорил, что это все филин проказит.

Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

как воробьишко Африку искал

— Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, педагоги! Я рекомендую эту сказку и Ваши «домашние» или «не домашние» занятия, беседы или игры с детьми по ней разделить на две части. И не читать эти части сказки друг за другом в один день, а сделать перерыв на несколько дней. Почему?

А наша задача совсем другая — пробудить интерес к познанию, развить способности ребенка! И для этого ребенку нужен не просто монитор компьютера, а нужна главная фигура – посредник – взрослый, которые поможет увидеть в фильме взаимосвязи, осмыслить их, по-новому посмотреть на известные факты, удивиться им, построить перспективы на будущее – что еще я хочу узнать и чему еще я хочу научиться. Без общения с Вами ребенок этого не сможет сделать, а значит, будет упущена очередная возможность в его продвижении вперед и развитии.

Читая первую часть сказки о перелетных птицах, хорошо будет, если Вы покажете страны, в которые улетают птицы на карте или на глобусе. Чтобы малышу было легче оценить расстояние, которые преодолевают перелетные птицы, покажите ему расстояние до тех городов и мест, где он уже бывал и куда ездил на поезде или летал на самолете. Птицы чаще всего летят намного дальше этих мест, и ведь у них нет ни поезда, ни самолета, а есть только крылья. И летят они в любую погоду!

Раздел 1. Введение к сказке о птицах. Знакомимся с воробышком Чиком

Сегодня я хочу познакомить Вас с моим другом. А вот и он. Слышите?

«Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать веселые песенки: «Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирикыч, чик – чирик».

Вы наверняка видели меня на улице, когда гуляли с мамой и папой. Я маленькая птичка, серенькая, веселая, подвижная и очень шустрая. Все время прыгаю с места на места. Да, я еще ведь прыгать люблю. А вот ходить не люблю и не умею. У меня ножки коротенькие, мне прыгать удобнее чем ходить.

Про меня даже загадку сочинили».

Догались, кто я? Я маленький Воробьишко. Про мальчишку специально в загадке сказано, что бы Вы не догадались, что я птица. Как будто я мальчишка. Когда я вырасту меня будут звать «воробей». А пока я маленький, мама – воробьиха и папа-воробей называют меня ласково — «воробьишко». И ты попробуй догадаться, как они говорят.

Речевое упражнение «Назови ласково»

Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами

  • Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие — … ? (Крылышки).
  • Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький …? (клювик).
  • Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие… ? Глазки. У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие — … ? (Перышки)
  • Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня… ? (Головушка, головка).
  • Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький… ? (хвостик)
  • Я очень люблю придумывать разные сказки. Вот одна из моих сказок о нашей чик-чиричьей воробьиной жизни.

Часть 2. Перелетные птицы

2.1. Куда летят осенью перелетные птицы?

Жил да был я летом, не тужил. А тут вдруг осень пришла, холодно стало. Дедушка – воробей рассказал мне, что осенью птицы улетают в Африку. Там тепло, много еды и там они зимуют. Как же мне захотелось тоже эту Африку найти и хоть одним глазком на нее взглянуть! Вот и решил я в Африку полететь и попрыгал ее искать. Думаю: дело-то простое в Африку попасть. Сейчас найду перелетных птиц и вместе с ними полечу.

Прыг-скок, прыг-скок, чик-чирик, чики-чирики. И тут вижу – скворцы в стаю собрались, что-то обсуждают, улетать на юг собираются. Совет держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно друг с другом разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не так», «вот так»! Как здорово! Вот сейчас спрошу у них об Африке и с ними в Африку полечу!

«Возьмите меня с собой в Африку!», — говорю. А самый старый скворец мне отвечает:

— А в Африку мы не летим! Мы в Туркменистан собираемся. Там тоже тепло зимой. Сначала наши детки полетят. Они летят медленно, поэтому первыми вылетают. А затем уже мы – старики. Мы быстро летим и их догоним. Ты спроси у других птиц, может быть кто-то из них в Африку летит?

— А зачем Вы на зиму улетаете?

— Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим! Вот как весна придет, обратно вернемся.

— А как же мы — воробьи зимой жить будем?

Так у вас корм есть – лети в деревню или в город, там крошками и прокормишься.

«Ну ладно», — думаю.- «Попрыгаю-полечу-почирикаю дальше. Может быть еще кого-то из попутчиков найду».

Тут подлетела ко мне птица-чечевица и спрашивает: «Куда собрался, Воробьишко? Что это ты сегодня суетишься, всё прыгаешь да летаешь и со всеми чирикаешь?». Чечевица – это название этой птицы. Даже складно получается как в стихах: птица – чечевица! Мне очень нравится. А вам?

«Да вот в Африку хочу полететь, попутчиков ищу, а то здесь слишком холодно. Возьмешь меня с собой?»

«А мы птицы-чечевицы в Африку не летаем и дороги туда не знаем. Мы на зимовку в Индию летим. Там перезимуем в тепле и обратно вернемся».

— Чик-чирики, приветики! Можно с Вами в Африку полететь?

— Да мы в Африку на зиму не летаем, — ответили утки. – Мы летим поближе в Европу кто куда – кто в Англию, кто во Францию, кто в Голландию. Там, конечно, не Африка, но теплее чем здесь. Здесь нам оставаться нельзя. Скоро все речки да озера замерзнут – как нам здесь жить? А вот как весна придет, лед растает, так мы и вернемся.

«Да… Придется других попутчиков искать», — подумал я и дальше попрыгал. Зернышек поклевал и полетел попутчиков искать.

Кто это на ветке сидит? Мой дедушка – воробей как раз про них и рассказывал, что они в Африку улетают на зиму и хорошо там зимой живут!

— Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка!

— Вот это новости! Воробышек! Ты чего сюда прилетел? Я ведь уже в Африку улетать собралась.

— Тетушка Кукушка! Возьмите меня с собой в Африку! Я умею летать!

— Как же я тебя с собой возьму? Мы – кукушки никогда вместе в Африку не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой. Сначала сами улетим, а они здесь останутся — их еще кормят их родители, к которым мы подкинули кукушат. А уж пройдет время, и после нас наши подросшие кукушата в Африку летят. И тоже по одному.

— А откуда кукушата узнают дорогу?

— А это наша тайна. Ее никто не знает. А ты других птиц найди, которые стайкой в Африку летят. Они тебя возьмут с собой.

А вот и стайка птичек — пеночки да мухоловки. Ты уже догадался, почему так называют мухоловок: мухо – ловки. Потому что они…? Правильно, мух ловят! И не только мух, но и других насекомых. Уж они точно в Африку летят.

— Куда путь держите?

— В Африку.

— Ура! Я тоже хочу в Африку! А где она – эта Африка?

— Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до нее.

— Возьмите меня с собой. А что такое море? Я смогу его перелететь?

— А ты ночью летать умеешь?

— Нет, ночью я сплю.

— А мы только ночью летим. Иначе нас ястребы, да соколы поймают. А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а ты птичка зимующая. Тебе здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем.

— Эх, и почему я ночью не могу лететь, — расстроился я. Я бы опасностей не испугался бы. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться и здесь свою Африку искать. Пойду зимующих птиц расспрошу – где же наша Африка? И где они зимой греются и кормятся?

А пока Воробышек Чик-Чирик идет в лес искать зимующих птиц, давай заглянем в веселую лесную школу и вместе со сказочными героями узнаем другие лесные новости и посмотрим, какие еще птицы перелетные, как и куда они путешествуют.

2.2. Занимательный учебный фильм для детей о перелетных птицах

Вместе со сказочными героями волчонком, котиком и мышкой малыши попадут в лесную школу и узнают много интересного о перелетных птицах:

  • Какие птицы перелетные и почему их так называют?
  • Почему птицы улетают от нас осенью?
  • Улетают ли птенцы?
  • Есть ли у птиц своя школа с уроками?
  • Отдыхают ли птицы во время перелета?
  • Чем отличаются стая и клин?
  • Кто из птиц летит в Африку?
  • Кто чемпион среди перелетных птиц?
  • Как ученые изучают перелетных птиц? Как они узнают, куда улетают птицы?

После просмотра фильма побеседуйте с малышом. Задайте ему вопросы по содержанию фильма (в этом Вам помогут вопросы, данные выше), спросите, что больше всего ему понравилось в нем, что больше всего удивило, что еще он хочет узнать о перелетных птицах. Попробуйте найти ответы на вопросы малыша в энциклопедии или в Интернете.

Скажите ребенку, что когда люди еще не умели изучать природу и птиц, то они часто ошибались. Например, больше 200 лет назад жил натуралист, который считал, что птицы осенью улетают… ни за что не догадаетесь куда:). На Луну!!! И что они там погружаются в спячку, а весной с Луны возвращаются обратно. А вот сейчас люди благодаря ученым точно знают, куда улетает каждая птичка. Вспомните о том, как это ученые узнают. Если малыш упустил этот фрагмент в фильме, можно его просмотреть еще раз, используя при необходимости паузы.

Раздел 3. Зимующие птицы

3.1. Знакомимся с зимующими птицами

Уфффф, наконец, добрался я до Тетушки Куропатки. Она наверняка зимует у нас и знает, где наша Африка, где погреться зимой можно.

— Тетушка Куропатка, Здравствуйте. Наше Чик-чирик Вам и привет от моей мамы Чирики и от моего папы Чирикыча. А Вы зимующая птица? Никуда не улетаете?

— А как же, зимующая конечно. Я никуда не улетаю. Здесь зимой живу. Да и зачем мне улетать. Мне и тут хорошо!

— Как же Вы в морозы живете, Вам же холодно и голодно? Наверное, Вы здесь у нас Африку нашли?

— Африку? А зачем нам Африка? Нам – куропаткам — нисколько не холодно! Мы к зиме становимся белыми как снег. Нас на снегу не видно. Очень мы этим довольны! А наши новые зимние белые перышки намного теплее летних рябых перышек, потому мы и не мерзнем. И вот что еще мы — куропатки придумали. Мы на зиму заводим себе на лапках кружки – такие снегоступы. Она для нас как настоящие лыжные палки, в таких снегоступах – кружках так удобно по снегу ходить! И в снег мы даже не проваливаемся! А корм из-под снега мы коготками добываем. Зачем нам куда-то лететь, если нам и здесь хорошо! Так что не знаю я, где твоя Африка! И знать не хочу!

— А как же мне жить зимой? У меня белых зимних перышек нету и снегоступов на лапках тоже нет. Придется еще у кого-нибудь спросить. Полетел я дальше. Вижу – сидит на ветке попугай! Не настоящий, а северный попугай. Так клестов у нас называют.

— Прыг-скок! Чик-чирик! Привет, клест! Как живешь? Об Африке не мечтаешь?

— Хорошо живу. Шишек вокруг много, дом – гнездо у меня теплое. Птенцы зимой появятся, будем их кормить еловой кашей из шишек. Чего еще надо? Приходи к нам на ель жить – тоже будешь шишки есть.

— Спасибо за приглашение! Да с моим клювом я шишку не разгрызу – голодным останусь. Полечу я дальше свою Африку искать. Кто-то кажется впереди есть и меня уже заметил. Ой, какой большой и страшный наверное! Полечу — познакомлюсь.

— Чик-чирик. А Вы кто?

— Я рябчик.

— Дяденька Рябчик, а Вы как зимуете? Почему не улетели в южные страны?

— А зачем мне улетать? Здесь у меня пушистое теплое снежное одеяло есть – я ведь под снегом сплю.

— А что же Вы есть зимой будете?

— А мы птицы умные, махоньких камушков наглотаемся, они у нас внутри любую еду перетрут. Так что голодными не останемся – съедим зимой и хвою, и почки с веток. И ты можешь пожить зимой с нами — камушков съесть, под снег залезть.

— Нет, дяденька рябчик. Я под снег не полезу и камешки есть не буду. Не воробьиное это дело. Полечу дальше свою – воробьиную Африку искать. Может быть, у глухаря Африку найду.

— Дедушка Глухарь! Здравствуйте!

— Что-то плохо я слышу. Ты погромче скажи!

— Здравствуйте, дедушка Глухарь! А Вы не знаете, где у нас зимой Африка, где погреться можно в холод и в мороз?

— Как не знать? Знаю, конечно.

— А мне расскажете?

— Расскажу и даже покажу. Африка у нас – у глухарей в сугробе! Лучше Африки не найти!

— Какая же она Африка, если снег холодный?

— Это сверху снег холодный, а внутри сугроба тепло и уютно. Мы в сугробе отдыхаем. Иногда три дня в нем сидим.

— А как же Вы едите?

— Мы зимой едим мало. Пешком дойдем до ствола дерева, взлетим на сучок, да поедим хвою сосенки. Наедимся вдоволь – и снова – нырк – и в снег. Пройдем под снегом чуть-чуть вперед, чтобы нас не нашли и спим в покое и тепле. И ты к нам приходи – мы тебе место в сугробе найдем.

— Спасибо, только мы — воробьи – в сугробе не спим. Наверное, у нас другая Африка.

Хотите узнать, нашел ли Воробей свою Африку? Конечно, нашел. Вот какую!

Холодно, холодно!.. Солнце не греет.
В Африку, в Африку, птицы, скорее!
В Африке жарко! Зимою, как летом,
В Африке можно гулять неодетым!
Все улетели за синее море…
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг -
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Африку ищет для мамы своей,
И для братишек, и для друзей.
Сон потерял он, забыл про еду -
Ищет, но Африки нету в саду!
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:
- Мама, где Африка наша с тобой?
- Африка?.. Тут - за печною трубой! (Г. Васильев)

Так и остался я жить с вами вместе, ребята. И нашел свою Африку — греюсь за печной трубой. И спасибо вам, что о нас – воробьях вы зимой не забываете – корм кладете в кормушки. Без вас бы мы зимой пропали бы совсем! Вот и летаю я около ваших домов и чирикаю: «Жив ли я? Жив-жив, чик-чирик, чик-чирик!»

А теперь я полечу еду себе добывать. Уже зима пришла, холодно стало. Пока светло на улице нужно успеть наесться досыта, иначе ночью замерзнешь. Чик-чирикиданья! Вы догадались, что по-воробьиному это называется «до свидания».

А на прощание я подарю Вам загадки – особые, воробьиные.

3.2. Отгадай загадки Воробья: грамматическая игра

В этой игре развивается языковое чутье ребенка, развивается умение точно употреблять прилагательные в роде, числе, падеже. Малыш учится ориентироваться на окончания прилагательных в своей речи, выделять их.

  • Моё уютное – это дом или гнездо?
  • Мои пушистые – это перышки или хвост?
  • Моя любимая – это мама или дедушка?
  • Мой маленький – это клюв или или голова?

Если малыш ошибся, спросите его: «Разве мы так говорим – уютное дом. Как мы говорим про дом? Он какой? Уют-нЫЙ. А уют-нОЕ – это что….?»

Очень частая ошибка детей — тот случай, когда они говорят нечто среднее, не относящееся ни к мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду. Например: «уютныя» или «маленькоя». Не передразнивайте малыша и не повторяйте за ним ошибки. Ему нужен правильный образец. Четко произнесите правильные окончания прилагательных, выделив их голосом и попросите повторить правильный вариант ответа.

Если малыш часто ошибается, то такую игру в загадки нужно проводить с ним ежедневно, пока мы не закрепим нужные умения. Например, на прогулке или по дороге в магазин загадайте загадки, четко выделяя в них окончания слов: «Отгадай, что я вижу? БелОЕ новОЕ – это окно или дом?», «ВысокОЕ красивОЕ – это дерево или башенка?», «Я купила в магазине вкуснЫЕ сладкИЕ – это конфеты или мармелад?».

А теперь давайте посмотрим видеофильм для детей о друзьях Чик-Чирика — других птичках, которые зимуют рядом с нами.

3.3. Учебный познавательный видеофильм для детей о зимующих птицах

В этом занимательной видеоуроке для малышей в лесной школе дети узнают, какие птицы называются зимующими, увидят дятла (и большого, и малого, и желну и даже зеленого дятла!), поползня, королька и других зимующих птичек в лесу.

А в заключении рассказа о перелетных и зимующих птицах я хочу вспомнить и вместе с вами посмотреть еще одну старую детскую сказку о птицах — об уточке, которая не смогла улететь вместе со всеми в теплые страны и осталась зимовать в снежном лесу – сказку «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Еще о зимующих и перелетных птицах Вы можете почитать детям:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал