Создание секретного комитета. Секретный комитет по крестьянским делам. Общественное движение при Николае I
Яков Иванович Ростовцев
Вместе с тем для рассмотрения этих записок решено было образовать Секретный комитет, в состав которого вошли, главным образом, министры и сановники предшествующего царствования. Этот комитет образован был в январе 1857 года .
В этом комитете безусловным сторонником крестьянской реформы был министр внутренних дел Ланской. Затем, в числе лиц, введенных в этот комитет, находился также генерал Я. И. Ростовцев, главный начальник военно-учебных заведений, который весьма сочувственно отнесся к идее крестьянской реформы. Ростовцев был одним из близких Александру людей, лично весьма ему преданный, но в крестьянском деле был совершенно неопытен. Поэтому вначале, когда на него, вместе с двумя другими членами комитета – бар. М. А. Корфом и кн. П. П. Гагариным, – комитет возложил ознакомление со всеми записками и проектами, обращавшимися в обществе, он даже пытался от этого уклониться. С другой стороны, в общественном мнении Ростовцев представлялся тогда фигурой не особенно привлекательной: на нем лежало пятно, которое заключалось в том, что сохранилось предание, будто бы Ростовцев явился доносчиком и предателем в деле декабристов. Предание это рисовало, однако, его участие в этих событиях в искаженном виде. В 1825 г. Ростовцев был еще юным офицером (22 лет); он был лично близок с влиятельными руководителями заговора 14 декабря, Рылеевым и в особенности с кн. Оболенским, с которым жил на одной квартире. Во время известного междуцарствия 1825 г. до ушей Ростовцева, таким образом, не только достигали случайно отдельные фразы, обнаруживавшие намерения заговорщиков, но, по-видимому, Рылеев и Оболенский сделали и прямую попытку привлечь Ростовцева к своему делу. Он же был человеком по своим взглядам совершенно лояльным и не только не сочувствовал планам декабристов и вообще тайных обществ, но и не был расположен к участию в революционных политических предприятиях. Во всяком случае, он не только отказался наотрез принять участие в тайном обществе, но стал даже уговаривать Рылеева и Оболенского, чтобы и они отказались от своих планов, и, наконец, предупредил их, что если они не откажутся от этих планов, то он сочтет своим долгом предупредить правительство о грозящей ему опасности. Видя, что конспирации продолжаются, Ростовцев и исполнил свою угрозу, явился к Николаю и сообщил ему, что против него очень возбуждены, что что-то готовится, и даже убеждал Николая или отказаться от престола, или уговорить Константина, чтобы тот сам приехал и отрекся публично. При этом Ростовцев не назвал ни одного имени и после свидания своего с Николаем (10 декабря 1825 г.) сам сообщил об этом немедленно Рылееву и Оболенскому. Из этого уже видно, что того впечатления гнусности и своекорыстных расчетов, которое обыкновенно соединяется с политическим доносом, в этом деле не было, и личность Ростовцева едва ли справедливо клеймилась названием предателя и доносчика. В настоящее время известно, что и Рылеев, и Оболенский, знавшие вполне ход этого дела, сохранили к Ростовцеву уважение и после визита Ростовцева к Николаю, и когда Оболенский вернулся из ссылки, то он не отказался возобновить дружеские отношения с Ростовцевым. Но в то время все это не было точно известно и ложилось на личность Ростовцева большим пятном, а Герцен систематически преследовал его в «Колоколе» до самой его смерти .
Настоящая роль Ростовцева в крестьянской реформе, собственно, началась, позднее; его участие в делах Секретного комитета в это время не было еще так велико и решительно, как потом.
Остальные члены Секретного комитета или относились к делу более или менее равнодушно и формально, или втайне ему не сочувствовали. Тем не менее никто из них не решался отрицать в своих ответах на прямо поставленный Александром вопрос, что дело назрело и что необходимо хотя бы некоторое ограничение помещичьего произвола и изменение существующего положения вещей. Но все-таки настроение большинства было таково, что работа пошла чрезвычайно медленно. Единственным двигателем работы в это время было Министерство внутренних дел, которое имело во главе лицо, сочувствовавшее реформе, и имело средства ее подготовить, так как в его руках был целый ряд собранных материалов, проектов и соображений.
Летом 1857 г. представлен был Министерством внутренних дел уже довольно определенный план реформы, составленный Левшиным, который заключался в том, чтобы объявить крестьян через некоторый срок лично свободными, но крепкими земле, сохранив за ними на определенное или неопределенное время обязанность исполнения повинностей за отведенные им наделы с обязательством выкупить в собственность усадебную оседлость, причем помещикам нечерноземных губерний предоставлялось бы в оценку усадеб ввести так называемые промысловые выгоды.
Так как движение дела в самом комитете происходило медленно, то император Александр, недовольный комитетом, во главе которого стоял кн. Орлов, несочувственно относившийся к делу реформы, ввел в его состав брата своего, великого князя Константина Николаевича, от чего он ожидал большого ускорения дела, так как Константин обнаруживал большое сочувствие делу реформ. И действительно, он внес большое оживление в общий ход дела, но по своей неопытности был склонен пойти тогда на многие компромиссы, вредные для интересов крестьян, лишь бы ускорить дело. Между прочим, он предлагал ввести в ведение всего дела известную гласность, публично объявить о намерениях правительства хотя бы в общих чертах. 18 августа состоялось решительное заседание Секретного комитета, где обсуждался проект Константина Николаевича. Константин Николаевич доказывал, что гласность успокоит крестьян и даст возможность обществу принять более деятельное участие в разработке подробностей реформы. Однако комитет это предложение безусловно отверг; решено было, что никакого оглашения видов правительства не должно быть, что дело реформы надо вести постепенно и продуманно, разделив его на периоды, причем в первый период, срок которого даже не определялся, предполагалось собирать разные сведения, записки и т. п. По мнению лиц осведомленных, например Левшина, дело клонилось к тому, чтобы реформу затянуть, в надежде, что мысль о ней, наконец, уснет.
Вполне достоверные данные о работах этого комитета до последнего времени имелись лишь в двух указанных выше статьях: «Достопамятные минуты моей жизни» А. И. Левшина и «Записки» Я. А. Соловьева, отчасти восполнявшиеся составленными Д. П. Хрущевым и напечатанными за границей «Материалами по истории упразднения крепостного права», Берлин, 1860–1862, три тома. Теперь история работ Секретного комитета изложена на основании изучения его архива г. А. Попельницким в «Вестнике Европы» за 1911 г., № 2, стр. 48. Исследование это, впрочем, лишь подтвердило верность сведений, сообщавшихся в записках Левшина и Соловьева.
О Ростовцеве важные документы напечатаны в «Русском архиве» за 1873 г., № 1, стр. 510 и след. См. также о нем у Барсукова («Жизнь Погодина»), т. XIV, стр. 465 и passim и у А. В. Никитенко в разных местах его «Записок из дневника». Срав. также последний отзыв о Ростовцеве после его смерти издателей «Колокола» Герцена и Огарева в «Голосах из России», кн., VIII, стр. 8.
Секретные комитеты и их деятельность.
Данную главу я бы хотела начать с упоминания о секретных комитетах. Основным в работе секретных комитетов был крестьянский вопрос. Так, Николай I поставил во главе секретных комитетов по рассмотрению дел о быте крестьян Графа П.Д. Киселева.
Первый Комитет 6 декабря 1826г. (существовал до 1832г.) под председательством В. П. Кочубея имел программное значение для всех последующих секретных Комитетов. В этом Комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, а также запрета отчуждать их без земли, проекты о создании новых сословий, об упорядочении центральной и местной администрации.
В секретном Комитете 1835-1836г., ведущая роль в котором принадлежала П. Д. Киселеву, Сперанскому, E. P. Канкрину, обсуждался вопрос о постепенной замене крепостнических отношений договорными: крестьянам предоставлялось право свободного состояния, а вся земля оставалась собственностью помещиков. Результатом работы этого Комитета - стала подготовка реформы государственных крестьян.
О Комитете 1839-1842 хотелось бы поговорить более подробно. Прежде всего, этот Комитет имеет особое значение в истории крестьянского вопроса. Как известно, Николай I опасался общественных волнений и поэтому окружил деятельность секретных Комитетов глубочайшей тайной, приглашая в них только доверенные лица. Таким образом, «Комитет, по соображениям секретности, назывался “Комитетом о повинностях в казенных имениях западных губерний”».
Перед Комитетом стояли такие задачи, как поиск новых условий освобождения крестьян от помещиков, то есть необходимость пересмотреть закон о вольных хлебопашцах. Также обсуждался проект П.Д. Киселева о введении инвентарей. Проведение инвентарной реформы в помещичьей деревне было начато законом от 15 апреля 1844 года. Считалось, что реформа должна улучшить положение крестьян. Реформа проводилась только в западных губерниях, потому что в центральных губерниях России было велико сопротивление русских помещиков. В западных же губерниях было немного русских помещиков, а значит, их отношения с властями не подвергались большой опасности. Стоит отметить, что итоги этой реформы неоднозначны. С одной стороны, положение крестьян ухудшилось, так как в инвентарях повинности завышались помещиками. С другой стороны, частновладельческие крестьяне впервые получили возможность жаловаться на помещиков из-за превышения ими норм, закреплённых в инвентарях.
Инициатором Комитета 1839-1842г. был П. Д. Киселев. Он разработал новое положение об освобождении крестьянства. Суть его проекта состояла в том, что помещики больше не могли определять размеры земельного надела для крестьян, а также размеры повинностей. Крестьяне получали от помещиков землю, которая поступала в общинное пользование, а следовательно, не могла уже быть возвращена обратно помещиками. То есть, предлагалось освобождение крестьян с землей. В зависимости от размеров помещичьей земли, передаваемой бывшему крепостному в пользование, устанавливались размеры повинностей. Государство брало под свой контроль соблюдение обязательных соглашений между помещиками и крестьянами. Освобожденные крестьяне назывались обязанными и имели собственные права: права личной свободы, права движимой и недвижимой собственности, право перехода в другие сословия, право защиты в суде. Реакция на данный проект не была только лишь положительной. Стало понятным, что с принятием этого проекта у правительства уже не останется шансов освободить крестьян без земельных наделов, иначе последуют крестьянские недовольства. Более того, помещики вставали под угрозу оказаться совсем без земельной собственности. Члены Комитета, не одобрявшие проект Киселева, настаивали на отстранении государства от вмешательства в дела между помещиками и крестьянами и предпочитали оставить земли за помещиками. Важно, что проект Киселева был практически в шаге от отмены крепостного права и наделением крестьян земельной собственностью. Разногласия по теме проекта вскоре вышли за рамки Комитета, и, согласовавшись с Николаем I, Киселев был вынужден пойти на уступки. Теперь основная идея проекта заключалась в договорном пользовании крестьянами землей с условием отработки повинностей. Однако члены комитета настояли на том, чтобы к закону о вольных хлебопашцах 1803г. просто добавить Положения об обязанных крестьянах, не останавливаясь на деталях, а дать возможность помещикам действовать по их усмотрению. Николай I принял такое предложение. На общем собрании Государственного совета обсуждался данный проект, названный бесполезным и неопределенным. «Председатель Совета И.В.Васильчиков на это отвечал, что надо “сделать, по крайней мере, что-нибудь”, чтобы успокоить дворянское общественное мнение и крестьян». Здесь же видно и мнение самого императора о крестьянском вопросе. «Император Николай I произнес в Совете известную речь, в которой назвал крепостное право “злом для всех ощутительным и очевидным”, но прикасаться к которому “теперь было бы делом еще более гибельным”. Но “всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжаться всегда”». Несмотря на то, что Николай I дал понять, что не намерен в данный период времени решать вопрос об отмене крепостного права, Комитет 1839-1842г. был создан именно для осуществления этих замыслов, которые, однако, на этом этапе реализовать не удалось. Был лишь подписан указ 2 апреля 1842г. об обязанных крестьянах, в котором первоначальных идей, таких как предоставление крестьянам личной собственности и инвентаризации помещичьей собственности, уже не было.
И хотя в обязанные крестьяне было переведено малое количество человек по сравнению с общим числом всех крепостных, закон обратил на себя внимание дворянства, а именно на отношения между землевладельцами и крепостными. И как писал В.О.Ключевский, «На почве закона 1842г. только и стало возможно Положение 19 февраля , первая статья которого гласит, что крестьяне получают личную свободу “без выкупа”».
Дальше хотелось бы остановиться на записке графа Л.А.Перовского, которая носила название «Об уничтожении крепостного состояния в России». Для ее рассмотрения был создан в 1846г. еще один секретный Комитет. Суть проекта Перовского состояла в том, что крестьяне по-прежнему прикреплены к земле, но уже не являются собственностью помещиков. Крестьяне, оставаясь крепостными, должны были выплачивать сумму, установленную законом, обеспечивая таким образом и дворян-хозяев, и государство. Такой проект содержал такие же принципы, как и проект М.М.Сперанского, еще в Комитете 1826г. По задумкам Перовского, помещик должен был превратиться в государственное лицо, чиновника.
Сознание дворян постепенно меняется, приходит понимание ненужности крепостного права, обременительности крестьян. «Помещики перестали бояться экономических последствий отмены крепостного права. Что же мешает немедленному освобождению крестьян?». И сразу же мы находим ответ на этот важный вопрос. «…часть дворянства, с точки зрения Перовского, уже дозрела до того, чтобы освободить крестьян, их останавливает только склонность народа к анархии».
Мысли Перовского были одобрены комитетом. Идея постепенного освобождения крестьян от крепостного права, чтобы не будить в обществе опасных волнений, казалось единственно правильной.
Комитет считал необходимым установить некоторые правила: оградить собственность крестьян от притязаний на нее помещиков, определить власть помещика над крестьянами и даровать крестьянам права жаловаться на злоупотребления помещиков. Один шаг касательно этих правил уже был сделан, а именно издание Уложения 1845г. о наказаниях, где разбирались полномочия помещиков в наказании крепостных.
Важным для Комитета представлялся и «Закон о собственности крестьянской» как основное ограничение помещичьей власти.
В решении крестьянского вопроса немалую роль играл и Комитет 1847г. Речь идет об указе 8 ноября «О предоставлении крестьянам имений, продающихся с публичных торгов за долги, права выкупать себя с землею». Иными словами, крестьяне по всей России могли выкупаться на свободу на публичных торгах при внесении выкупной суммы. Такие крестьяне становятся государственными и полученные земли могут и продавать, и обменивать, но только с подтверждения министерства государственных имуществ. Выкупившиеся крестьяне назывались безоброчными, потому что выполняли все повинности, что ложились на плечи государственных крестьян, кроме оброка. (В последующем, было решено называть выкупившихся крестьян «государственными на особом положении»). Николая I эта идея воодушевила, и он высказал одобрение. Стоит отметить, что данный закон уже действовал в Грузии (закон 1824г.), так что теперь стояла задача распространить его на другие части империи.
Интересно обратить внимание на то, что император, Николай I, был во многом уступчив в вопросах крепостничества и, скорее всего, не очень настойчив. Возможно, он не был уверен в своих идеях или же не знал как поступить правильнее. К такому выводу не сложно прийти: «Встал вопрос: как называть выкупившихся крестьян? Император предложил – “крестьяне-собственники”. Однако сначала Орлов, а за ним и другие выступили против: такое название, утверждали они, будет непонятно для простого народа и может дать повод к недоразумениям и превратным толкам. Николай I уступил…». « “Я не мог, - заметил Николай Павлович, - не уважить это требование, ибо для всех вас я император, а для меня императором был мой брат Константин”».
После издания закона 1847г. велась активная борьба за его ликвидацию. Что интересно, борьба велась даже теми, кто этот закон и принимал (в их числе П.Д.Киселев, Л.А.Перовский).
Закон 8 ноября 1847 года действовал недолго. Тульский предводитель дворянства В. А. Норов представил Николаю I записку о вреде этого указа, что стало поводом к новому Комитету 1848-1849 годов. В Государственном совете большинство высказывалось за упразднение указа, однако, было решено в конечном итоге составить новое «Положение об описи, и публичной продаже», утвержденное в 1849г. В соответствии с этим Положением выкуп крестьян был сильно ограничен, так как теперь он ставился в полную зависимость от воли помещиков.
В итоге, важным является то, что указ 8 ноября 1847г., как и указ об обязанных крестьянах, подготовил сознание масс к неизбежному освобождению крестьян или, в крайнем случае, к изменениям в системе крепостного права.
Если постараться подвести некий итог вышесказанному, то задумки, связанные с инвентаризацией, были осуществлены в западных губерниях. Далее, до 1835г. крестьяне могли освобождаться без земли, со временем стало понятно, что такое освобождение еще хуже, чем крепостное право. В правление Николая I произошло изменение и в сознании дворянства на тему крестьянского вопроса. Крестьяне становятся предметом опеки со стороны государства, власть помещиков над крестьянами ограничивается. Однако же в правовом отношении, положение крестьянства мало изменилось.
Если говорить о законодательстве касательно крестьян, то произошли изменения в паспортной системе: крестьяне могли продлить паспорта в местном казначействе, находясь на заработках, с условием письменного разрешения помещика. Получали паспорта крестьяне теперь не из вотчинной администрации, а из уездного казначейства. Плата за сами паспорта снизилась. «Запрещается выдавать плакатные паспорта: а) слепым, калекам и старикам к работе неспособным; б) людям публично наказанным, на прожитие в столичных и губернских городах; в) кому-либо вместе с женою и детьми; ибо каждое лицо должно иметь свой паспорт».
Еще при Александре I крестьяне получили расширенные возможности для предпринимательства: можно было учреждать заводы и фабрики, но опять же с разрешения помещиков. «Крепостным людям не запрещается учреждать фабрики и заводы с соблюдением общих для этого правил и с дозволения помещика». Более того «Им дозволяется также вступать временно в цехи, заниматься ремеслом в своих селениях и продавать изделия в городах». С 1848г. крестьянам разрешалось покупать недвижимое имущество, разумеется, так же не без согласия помещиков.
«Крепостным людям не запрещается давать деньги свои другим лицам взаймы и получать от них узаконенные обязательства, но с условием, что они не могут принимать в заклад ни деревень, ни крепостных людей с землей или без земли».
Отметим, что принимаются акты, провозглашающие переход крестьян «по воле помещиков» в свободное состояние. А все потому, что правительство никак не могло решиться на отмену крепостного права, надеясь возложить это в какой-то мере на помещиков.
С 1853г. процесс перевода крестьян в свободные хлебопашцы становится более трудным, а указ 8 ноября 1847г., точнее ограничения, принятые к этому закону, упразднили понятие «свободные хлебопашцы», заменив его «государственными крестьянами».
Как мы помним, существовало правило, запрещающее ссылать крестьян старше 50 лет «по воле помещиков» в Сибирь, теперь это возрастное ограничение снималось. А во второй половине XIX века помещики получили право наказывать своих крепостных.
Однако правительство боялось крестьянских выступлений, и следило, чтобы помещики не злоупотребляли своей властью. С 1853г. введен запрет на ссылку беременных женщин и женщин с грудными детьми «по воле помещика». В случае особой жестокости по отношению к крепостным, помещик лишался управления имением, а также права покупки и продажи крестьян.
преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным воздействием восстания декабристов в 1825 и крестьянских волнений 20-30-х гг. Главным в работе Секретные комитеты был крестьянский вопрос, и их цель состояла в упрочении путём частичных реформ феодально-самодержавного строя в условиях нарастающего кризиса всей крепостнической системы. Первый Секретные комитеты - «Комитет 6 декабря 1826» (существовал до 1832) под председательством В. П. Кочубея и при активном участии М. М. Сперанского пытался выработать общий план государственных преобразований и, таким образом, имел программное значение для всех последующих Секретные комитеты В этом комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, запрета отчуждать их без земли и др. На основе деятельности Секретные комитеты 1826 были утверждены узаконения о дворянских обществах (1831) и почётных гражданах (1832). Созданный в марте 1835 Секретные комитеты разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. Результат работы этого Секретные комитеты - подготовка реформы государственных крестьян . В 1839-42 в Секретные комитеты обсуждался проект П. Д. Киселева о введении инвентарей . Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах . Секретные комитеты в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах. Указом 1844 было разрешено помещикам отпускать дворовых на волю без земли. Частные вопросы положения крестьян обсуждались в Секретные комитеты в 1846, 1847 и 1848. Периодически создавались ведомственные и отраслевые Секретные комитеты Так, в 1840-43 действовало 6 финансовых Секретные комитеты В 1848 было создано 2 Секретные комитеты по вопросам цензуры (т. н. «Меншиковский» и Комитет 2 апреля, который действовал до 1855). Существовали Секретные комитеты карательного характера, действовавшие совместно с Синодом (Секретные комитеты о раскольниках и отступниках, 1825-59, Секретные комитеты высшей церковной цензуры, 1851-60).Деятельность ряда Секретные комитеты явилась своеобразной подготовкой самодержавия к отмене крепостного права. Последний Секретные комитеты был созван 3 января 1857 под председательством императора Александра и занялся разработкой мер по отмене крепостного права. Нарастание революционной ситуации 1859-61 заставило правительство ускорить решение крестьянского вопроса. В конце 1857 Александр особыми рескриптами разрешил дворянству ряда губерний приступить к составлению проектов «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», т. е. проектов отмены крепостного права. После опубликования этих рескриптов подготовка крестьянских реформ получила гласность. В начале 1858 Секретные комитеты был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу .
Лит.: Семевский В. И., Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX вв., т. 2, СПБ, 1888; Алексеев В. П., Секретные комитеты при Николае , в кн.: Великая реформа, т. 2, М., 1911; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968, с. 55-59, 68-94.
А. Г. Тартаковский.
Статья про слово "Секретные комитеты " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 3625 раз