Расстояние между опорами лэп 35 кв. Воздушные линии

Согласно ПУЭ, местность, по которой проходит ВЛ, делится на три категории.

Рис. 1. Элементы пролета ВЛ
Населенная местность - территория городов, поселков, деревень, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, портов, пристаней, железнодорожных станций, парков, пляжей с учетом их развития на ближайшие 10 лет. Ненаселенная местность - незастроенная территория, частично посещаемая людьми и доступная для транспорта и сельскохозяйственных машин, а также огороды, сады и территории с отдельно стоящими зданиями и сооружениями. Труднодоступная местность - территория, не доступная для транспорта и сельскохозяйственных машин.
Характер требований, которым должна отвечать ВЛ, зависит не только от категорий местности, но и от климатических условий (скорости ветра, толщины стенки гололеда, наименьшей и наибольшей температуры воздуха). По ПУЭ вся территория России разделена на семь районов по скорости ветра и на пять районов по толщине стенки гололеда. Для ВЛ напряжением до 1000 В расчетная скорость ветра принимается не менее 16 м/с, а толщина стенки гололеда - не менее 0,5 мм.
Длина пролета воздушной линии (рис. 1) обычно принимается равной от 25...30 до 40...45 м в зависимости от района гололедности. Чем больше порядковый номер района, тем меньшая длина пролета. Важнейшей характеристикой ВЛ является габарит Н - вертикальное расстояние от низшей точки провода в пролете до земли, воды, льда или пересекаемых инженерных сооружений. В случае, когда точки подвеса проводов А и В находятся на одинаковой высоте, габарит Н отмечается в середине пролета. Стрелой провеса провода h называется вертикальное расстояние между низшей точкой провода в пролете и воображаемой прямой линией, соединяющей точки подвеса проводов на опорах. Максимальная стрела провеса при одинаковой высоте точек А а В находится на середине пролета.
Усилие, с которым натягивают провод, и стрела его провеса зависят от материала и сечения провода, длины пролета и района климатических условий. Чем меньше прочность провода, больше длина пролета и выше номер района гололедности, тем больше должна быть стрела провеса h. На величину провеса в большой степени влияет также температура воздуха во время монтажа, изменение которой вызывает удлинение или укорочение провода. Поэтому стрелу провеса в каждом конкретном случае следует устанавливать достаточно точно. Для этой цели пользуются специальными монтажными таблицами или монтажными кривыми.
В качестве примера рассмотрим семейство монтажных кривых для алюминиевых проводов сечением от А-16 до А-70 (рис. 2). По горизонтали с интервалом 5 °С отложены температуры воздуха от -40° до +40°С, а по вертикали - стрелы провеса от 0,4 до 1,2 м. На графике изображены четыре кривые, которыми следует пользоваться: кривая 1 - для пролета длиной 30 м и IV района гололедности; 2 - для пролета длиной 35 м и II-III района гололедности; 3 - для пролета длиной 40 м и I-II района гололедности; 4 - для пролета длиной 45 м и. I района гололедности.

Рис. 2. Монтажные кривые для определения стрелы провеса
Например, требуется определить стрелу провеса при натяжке провода А-50 в пролете длиной 40 м. Известно, что ВЛ монтируется в I районе гололедности, работа производится летом при температуре +25 °С. Выбираем кривую 3 и по графику определяем, что для данных условий стрела провеса должна быть, примерно равна 1,1 м. Если натяжка провода производится зимой при температуре - 20 °С, по той же кривой легко, определить, что стрела провеса должна быть значительно меньше-0,8 м.

Требования к трассе воздушных линий

Для нормальной работы и безопасного обслуживания ВЛ их расстояния до различных объектов и сооружений должны соответствовать нормам, установленным ПУЭ.
Расстояние от проводов до земли или проезжей части улицы при наибольшей стреле провеса должно быть не менее 6 м. В труднодоступной местности его разрешается уменьшить до 3,5 м, а в недоступной местности (скалы, утесы и т. п.) - до 1 м. Если ответвление от ВЛ к вводу пересекает тротуар или пешеходную дорожку, расстояние от провода до земли также может быть уменьшено до 3,5 м (если это требование выполнить невозможно, устанавливают либо дополнительную опору, либо конструкцию на здании).
Судоходные реки и каналы, как правило, линиями III класса не пересекаются, но если линия пересекает небольшую реку, пруд или озеро, то габарит до наивысшего уровня воды должен быть не менее 2 м, а до поверхности льда - не менее 6 м, причем опора должна быть установлена от воды на расстоянии, равном или превышающем высоту опоры.
При пересечении железных дорог переходный пролет монтируют на анкерных опорах, сечение проводов в этом пролете берется не менее 70 мм2 (алюминиевые) или 35 мм2 (медные). Железные дороги необщего пользования (заводские, узкоколейки) с соблюдением тех же условий разрешается пересекать воздушными линиями на промежуточных опорах (установка опор с оттяжками не допускается). Между опорой ВЛ и строением или опорой контактной сети должно выдерживаться расстояние не менее высоты опоры плюс 3 м, а в стесненных условиях - не менее 3 м. Крепление проводов к опоре должно быть двойным.
Пересечение автомобильных дорог воздушными линиями производится с соблюдением следующих правил. Переход над автодорогой I категории осуществляется на анкерных опорах, над остальными дорогами разрешается использовать промежуточные опоры. В переходном пролете используют провода с минимальным сечением не менее 35 мм2 (алюминиевые) или 25 мм2 (сталеалюминиевые), а габарит до полотна дороги должен быть не менее 7 м. Опору переходного пролета располагают в точке, удаленной от бровки земляного полотна не менее чем на высоту опоры (в стесненных условиях не менее чем на 5 м).
Если трасса ВЛ проходит по населенному пункту, провода подвешивают не ближе 1,5 м от окон, террас и балконов и не ближе 1 м от глухих стен. Прохождение провода над зданиями (за исключением пристанционных служебных строений и домиков путевых обходчиков) вообще не разрешается. Опоры могут быть расположены не ближе 1 м от трубопроводов и кабелей, не ближе 2 м от колодцев подземной канализации и водоразборных колодцев, не ближе 10 м от бензоколонок. От подземных кабельных линий связи и сигнализации опору ВЛ следует устанавливать как можно дальше, но даже в стесненных условиях расстояние между опорой и кабелем не должно быть менее 0,5 м.
Очень важно правильное выполнение пересечений ВЛ. Пересечение двух линий напряжением до 1000 В чаще всего делают на перекрестных опорах (допускается пересечение в пролете при условии, что расстояние между ближайшими проводами при температуре воздуха + 15 °С без ветра будет не менее 1 м).
При пересечении ВЛ разных классов провода линии напряжением выше 1000 В располагают над проводами линии напряжением ниже 1000 В, а расстояние между ближайшими пересекающимися проводами должно быть не менее 2 м для линии с высшим напряжением 6...10 кВ и не менее 3 м - для линии с высшим напряжением 35...110 кВ. Место пересечения определяют по возможности ближе к опоре верхней пересекающей линии, но при этом расстояние между опорой верхней линии и проводами нижней линии (с учетом наибольшего отклонения проводов) должно быть не менее 6 м.
При пересечении ВЛ с линией связи вертикальное расстояние между ближайшими проводами разных линий должно быть не менее 1,5 м (провода линии связи располагают ниже проводов ВЛ).

Воздушной линией электропередачи (ВЛ или ВЛЭП) называют устройство для передачи электроэнергии по проводам. Воздушные линии состоят из трех элементов: проводов, изоляторов, опор. Расстояние между двумя соседними опорами называют длиной пролета или пролетом линии L.

Провода к опорам подвешиваются свободно, и под влиянием собственной массы провод в пролете провисает по цепной линии.

Высота опоры Н при горизонтальном расположении проводов определяется габаритным размером h и максимальной стрелой провеса. При креплении проводов на гирляндах изоляторов высота опоры увеличивается на длину гирлянды X.

Расстояние между соседними проводами фаз ВЛ обеспечивает требуемый изоляционный промежуток и зависит в основном от ее номинального напряжения. Для линий напряжением 6… 10 кВ это расстояние в среднем составляет 1м; ПО кВ - 4 м; 220 кВ - 7 м; 500 кВ - 12 м; 750 кВ - 15 м. На двухцепных опорах расстояния между проводами разных цепей берутся такими, чтобы были возможны ремонтные работы на одной из цепей без отключения второй.

Длину пролета линии L обычно определяют из экономических соображений. С ее увеличением возрастает стрела провеса, а следовательно, и высота опор, что увеличивает их стоимость. Вместе с тем с увеличением длины пролета уменьшается число опор и снижается стоимость изоляции. Для линий напряжением до 1 кВ длина пролета обычно составляет 30 …75 м, для линий напряжением ПО кВ - 150…200 м при высоте опор с горизонтальным расположением проводов 13… 14 м, для линий напряжением 220… 500 кВ длина пролета составляет 400 … 450 м при высоте опор 25 …30 м.

Над проводами воздушных линий для их защиты от атмосферных перенапряжений подвешиваются грозозащитные тросы. Обычно используют тросы из сталеалюминевых проводов. При подвеске на изоляторах тросы могут быть использованы в качестве проводов связи.

Рассмотрим элементы воздушных линий.

Провода воздушных линий. Провода воздушных линий чаще всего неизолированные (голые). Разнообразные условия работы ВЛЭП определяют необходимость иметь разные конструкции проводов.

Однопроволочные провода, как говорит само название, выполняют из одной проволоки. Многопроволочные провода из одного металла состоят из нескольких свитых между собой проволок. Многопроволочные провода имеют по сравнению с однопрово-лочными ряд существенных преимуществ: большую гибкость, что обеспечивает большую сохранность и удобство монтажа; высокие сопротивления на разрыв могут быть получены только для проволок относительно небольшого диаметра. Однопроволочные провода изготовляют сечениями 4, 6, 10 мм2, многопроволочные - сечением от 10 мм2.

Желание повысить механическую прочность привело к выпуску алюминиевых проводов со стальным сердечником, называемых сталеалюминиевыми. Сердечник провода выполняется из одной или нескольких свитых стальных оцинкованных проволок.

Для удобства записей провода обозначаются марками: М - медь, А - алюминий, С - сталь, Б - бронза.

Сталеалюминевые провода бывают следующих марок: АС, имеющие отношение сечений алюминия и стали 5,5…6,0; АСО (облегченной конструкции), имеющие отношение сечений алюминия и стали 7,5 …8,0; АСУ (усиленной конструкции), имеющие отношение сечений алюминия и стали около 4,5.
Наиболее целесообразно применение проводов АСО.

Для обозначения провода рядом с маркой дается его номинальное сечение, например: А-50 (алюминиевый провод сечением 50 мм2). Номинальным сечением называется округленная величина фактического сечения провода.

Изоляторы воздушных линий. Применяются следующие типы изоляторов: фарфоровые штыревые типа ШС-6, ШС-10 - для линий напряжением 6 … 10 кВ; фарфоровые штыревые типа Ш-20, ШД-35 - для линий напряжением 20 …35 кВ; подвесные фарфоровые или стеклянные изоляторы ПФ и ПС - для линий напряжением 35 кВ и выше.

Изоляторы типа ШД и ШС крепятся к опорам на крюках и штырях. При напряжении 110 кВ и выше применяются только подвесные изоляторы, которые собираются в гирлянды.

Гирлянды подвесных изоляторов бывают поддерживающие и натяжные. Поддерживающие изоляторы располагаются вертикально на промежуточных опорах, натяжные гирлянды используются на анкерных опорах и находятся почти в горизонтальном положении. На ответственных участках ЛЭП применяют сдвоенные гирлянды. Число изоляторов в гирлянде зависит от напряжения ЛЭП, эффективной и нормированной длины пути утечки и материала опоры (требуемого уровня изоляции). На деревянных и железобетонных опорах при напряжении 35 кВ гирлянда состоит из двух подвесных изоляторов, при напряжении ПО кВ - из шести изоляторов, при напряжении 220 кВ - из 12 изоляторов. На металлических опорах устанавливают на один-два изолятора больше.
На воздушных линиях напряжением выше 220 кВ для защиты гирлянд от повреждений при возникновении дуги короткого замыкания применяют защитные рога и кольца.

Опоры воздушных линий. Воздушные ЛЭП прокладываются на деревянных, металлических и железобетонных опорах.
По назначению опоры бывают промежуточными, анкерными, угловыми и концевыми. Опоры могут быть одноцепными и двух-цепными, с тросом и без него.
Наиболее распространенными на линиях являются промежуточные опоры. В равнинных местностях их число составляет 80…90 % от общего числа опор при нормальных режимах работы.

Анкерные опоры устанавливают через определенное число пролетов (через каждые 3…5 км). Они имеют жесткое закрепление проводов и рассчитаны на обрыв всех проводов. Провода линий с подвесными изоляторами крепятся на анкерных опорах натяжными гирляндами, провода одной и той же фазы смежных с опорой пролетов соединены петлями проводов.

Электрические сети (ЭС), расположенные на открытых территориях вне зданий, часто выполняют воздушными линиями (ВЛ). За длину пролета воздушной линии на местности принимают горизонтальное расстояние между центрами двух смежных опор.

Анкерным участком называют сумму длин пролетов между опорами анкерного типа. Под стрелой провиса проводов f при одинаковой высоте точек полвеса подразумевают вертикальное расстояние между линией, соединяющей точки подвеса, и низшей точкой провода. За габарит линии H принимают наименьшее расстояние по вертикали при наибольшем провисании проводов до уровня земли или пересекаемых сооружений.

Углом поворота трассы лини называют угол между направлениями линий в смежных пролетах. Под тяжением провода понимают усилие, направленное по оси провода. Механическое напряжение провода получают делением величины тяжения на величину площади поперечного сечения провода.

Промежуточные опоры устанавливают на прямых участках трассы воздушной линии. Эти опоры в нормальных условиях не должны воспринимать усилий, направленных вдоль воздушной линии.

Угловые опоры устанавливают в местах изменения направления трассы воздушной линии. Эти опоры в нормальных условиях должны воспринимать тяжение проводов смежных пролетов.

Анкерные опоры устанавливают на пересечениях с различными сооружениями, а так же в местах изменения количества, марок и сечений проводов. Эти опоры должны воспринимать в нормальных режимах работы от разности тяжения проводов, направленные вдаль воздушной оинии. Анкерные опоры должны иметь жесткую конструкцию.


Концевые опоры устанавливают в начале и конце воздушной линии. А также в местах кабельных вставок. Они являются опорами анкерного типа. Ответвительные опоры устанавливают в местах ответвления от воздушной линии.

Перекрестные опоры устанавливают в местах пересечения воздушной линии в разных направлениях.

Промежуточный пролет - это расстояние по горизонтали между двумя смежными промежуточными опорами. На воздушной линии до 1 кВ длина пролетов от 30 до 50 м, а на воздушной линии выше 1 кВ длина пролетов от 100 до 250 м.

Устройство и конструкции воздушных линий

Воздушные линии имеют следующие конструктивные элементы: провода, опоры, изоляторы, арматуру для крепления проводов на изоляторах и изоляторов на опорах. Воздушные линии бывают одноцепные и двхцепные. Под одной цепью понимают три провода одной трехфазной линии или два провода однофазной линии. Для ВЛ применяют алюминиевые, сталеалюминиевые и стальные провода. Опоры для воздушных линий изготавливают из дерева и железобетона. Деревянные опоры просты в изготовлении, дешевы, но недолговечны. Железобетонные опоры дороже, но прочнее.

При изготовлении деталей деревянных опор применяют пиломатериалы хвойных пород. Основные типы промежуточных опор на рис.

Железобетонные промежуточные опоры выполняют одностоечными с горизантальным расположением проводов на штыревых изоляторах. Опоры рассчитаны на подвеску проводов марок А25 - А70, АС16 - АС50, и ПС25. высота штыря до 175 мм. штыри заземляют приваркой к выпускам арматуры из железобетонной траверсы.

Для ответвлений до 1 кВ к вводам зданий можно применять алюминиевые провода и из его сплавов сечением не менее 16 мм кв.


На воздушных линиях применяют штыревые изоляторы, которые доставляют к месту монтажа в решетчатых ящиках. Отбраковку изоляторов производят визуально перед отправкой их на трассу.

Монтаж ЛЭП напряжением до 1 кВ

При прохождении воздушной линии по лесным и зеленым насаждениям вырубка просеки необязательна. Вертикальные и горизонтальные расстояния до проводов при наибольшей стреле провиса и небольшом отклонении до деревьев и кустов должно быть не менее 1 м.

Ямы бод опоры бурят с применением буровых машин. При невозможности использования буровых машин ямы копают вручную.

Под одностоечные опоры ямы бурят точно по оси трассы. Штангу бура при бурении размещают строго в вертикальном положении.

Размеры заглубления опор определяют по таблице в зависимости от высоты опор, числа укрепленных на опоре проводов, вида грунта, а также от способа производства земляных работ. При ручной копке ям, их копают на 30 - 50 см глубже.

Траверсы угловых опор располагают по биссектрисе угла поворота линии. На опоры наносят их порядковый номер и год установки. Нумерация опор идет от источника питания.

Траверсы, кронштейны и изоляторы устанавливают до подъема опоры. Изоляторы перед монтажом тщательно осматривают и отбраковывают. Изоляторы не должны иметь трещин, сколов, повреждений глазури. Чистка изоляторов металлическим предметом не допускается. Штыревые изоляторы навертываются на крюки или штыри, обмотанные паклей. Оси штыревых изоляторов располагают вертикально.

Крюки и штыри для предохранения от ржавчины порывают асфальтовым лаком.

Крепление проводов на штыревых изоляторах выполняют проволочными вязками.

Провода соединяют соединительными зажимами или сваркой. Провода можно соединять скруткой с последующей пайкой. Крепление проводов на опорах одинарное. Двойное крепление выполняется при пересечениях воздушной линии с линией связи и сигнализации, контактных проводов, дорог и в населенных пунктах.

Собранные и развезенные по трассе опоры, устанавливают по трассе с помощью бурильно-крановых машин или автокранов.

Штыревые изоляторы, закрепленные на крюках, на стволах деревянных опор без траверс. В опоре буравом высверливают отверстия, в которые ввертывают хвосты крюков. Штыри с изоляторами для установки на траверсах закрепляются гайкой.

Стройка воздушной линии ведется поточным методом. Монтаж проводов разбивают на операции: раскатка проводов, соединение проводов, подъем проводов на промежуточные опоры, натяжка проводов и крепление проводов на анкерных и промежуточных опорах.

Раскатку проводов с барабанов производят тракторами или автомашинами и ведут от одной анкерной опоры до другой.

При раскатке отмечают места обнаруженных дефектов проводов. Перед натяжкой в этих местах выполняют ремонт.

Монтаж воздушных линий до 10 кВ

Разбивку котлованов под опоры проводят теодолитом, стальной мерной лентой или рулеткой по схеме, на которой указаны разбивочные оси и размеры котлованов поверху и понизу с учетом применяемого фундамента и требуемой крутизны откосов. Размеры дна котлованов не должны превышать размеров опорной плиты фундамента более чем на 150 мм на сторону.

Рытье котлованов с вертикальными стенками без креплений допускается в грунтах естественной влажности при отсутствии грунтовых вод.

Механизированную разработку грунта в котлованах выполняют без нарушения его структуры в основании фундамента. Поэтому разработку котлованов экскаватором производят с недобором грунта на толщину 100 - 200 мм. разработка грунта ниже проектной отметки не допускается.

Вынутый грунт следует отбрасывать не менее 0,5 м от края котлована во избежания возможности обвала стенок котлована.

Для изготовления деревянных опор воздушных линий напряжением 10 кВ применяют сосну и лиственницу. Лес для изготовления опор, целиком ошкуривают и пропитывают антисептиком для устойчивости опоры от загнивания.

При прохождении трассы воздушной линии с деревянными опорами, где возможны низовые пожары, опоры защищают от загорания. Для этого вокруг каждой опоры на расстоянии 2 м от неё роют канавы глубиной 0,4 и шириной 0,6 м, вокруг каждой опоры очищают от травы и кустарника площадки радиусом 2 м. Или же на этих участках применяют железобетонные приставки.

Железобетонные опоры перед монтажом тщательно осматривают на наличие раковин, и выбоин размером не более 10 мм по длине, ширине и глубине. При этом на 1 м длины опоры не должно быть более двух раковин и выбоин. Раковины и выбоины необходимо заделывать цементным раствором.

Основной способ установки одностоечных жб опор - установка их в бурильные ямы с ненарушенной структурой грунта.

Расстояние от подземной части опоры воздушной линии до подземных канализационных трубопроводов должно быть не мене 2 м для воздушной линии напряжением до 10 кВ.

При сближении воздушной линии с магистральными газо- и нефтепродуктопроводами последние должны прокладываться вне охранной зоны воздушной линии. Для воздушных линий 10 кВ охранная зона 10 м. это расстояние отсчитывают от газопроводов и нефтепродуктопроводов до проекции крайних проводов. В стесненных условиях допускается снижение охранной зоны до 5 м для воздушных линий до 10 кВ.

Для защиты от грозовых перенапряжений заземлению подлежат: железобетноое опоры воздушных линий напряжением до 10 кВ в населенной и в ненаселенной местности, железобетнонные и деревянные опоры всех типов линий всех напряжений, на которых установлены устройства грозозащиты, все виды опор, на которых установлены силовые и измерительные трансформаторы, разъединители, предохранители и другое оборудование.

Заземляющее устройства воздушных линий выполняют из вертикальных стержневых заземлителей из угловой стали.

Основные элементы воздушных линий электропередач (ВЛ): провода, изоляторы, линейная арматура, опоры и фундаменты. На воздушных линиях переменного трехфазного тока подвешивают не менее трех проводов, составляющих одну цепь, на ВЛ постоянного тока - не менее двух проводов.
По количеству цепей ВЛ делят на одно-, двух- и многоцепные. Количество цепей определяется схемой электроснабжения и необходимостью ее резервирования. Если по схеме электроснабжения требуются две цепи, то эти цепи могут быть подвешены на двух отдельных одноцепных ВЛ с одноцепными опорами или на одной двухцепной ВЛ с двухцепными опорами. Расстояние / между соседними опорами называют пролетом, а расстояние между опорами анкерного типа - анкерным участком.
Провода, подвешиваемые на изоляторах (у - длина гирлянды) к опорам, провисают по цепной линии. Расстояние от точки подвеса до низшей точки провода называют стрелой провеса, определяющей приближение провода к земле. Для населенной местности h до поверхности земли составляет 7м - для 35 и 110 кВ и 8 м - для 220 кВ, h до зданий или сооружений соответственно: 3 м - для 35 кВ; 4м - для 110 кВ и 5 м - для 220 кВ. Длина пролета / определяется экономическими соображениями: обычно 30-75 м для 1 кВ, 150-Н200 м - 110 кВ и до 400 м - для 220 кВ.
В зависимости от способа подвески проводов опоры делят на: а) промежуточные, провода закреплены в поддерживающих зажимах; б) анкерного типа - для натяжения проводов, провода закреплены в натяжных зажимах; в) угловые (на углах поворота ВЛ с подвеской проводов в поддерживающих зажимах), могут быть промежуточные, ответвительные и угловые, концевые, анкерные угловые. Укрупненно же опоры ВЛ выше 1 кВ подразделяют на два вида: анкерные - полностью воспринимающие тяжение проводов и тросов в смежных пролетах, и промежуточные - не воспринимающие тяжение или воспринимающие частично. На ВЛ применяют деревянные, стальные и железобетонные опоры.
Деревянные опоры ВЛ все еще распространены в странах, располагающих лесными запасами Достоинства дерева как материала для опор: небольшой удельный вес, высокая механическая прочность, хорошие электроизоляционные свойства, природный круглый сортамент, обеспечивающий простые конструкции.
Для ВЛ напряжением 20 и 35 кВ, на которых применяют штыревые изоляторы, целесообразно использование одностоечных «свечеобразных» опор с треугольным расположением проводов.
Стойку опоры выполняют составной: верхнюю часть (собственно стойку) - из бревен длиной 6,5-8,5 м, а нижнюю (так называемый пасынок) - из железобетона сечением 20x20 см, длиной 4,25 и 6,25 м или из бревна длиной 4,5-6,5 м. Составные опоры с железобетонным «пасынком» сочетают в себе преимущества железобетонных и деревянных опор: грозоустойчивость и сопротивляемость гниению в месте касания с грунтом. Соединение стойки с «пасынком» выполняют проволочными бандажами из стальной проволоки диаметром 4-6 мм, натягиваемой при помощи скрутки или натяжным болтом.
Анкерные и промежуточные угловые опоры для BЛ 6-10 кВ выполняют в виде А-образной конструкции с составными стойками.
Стальные опоры широко применяют на ВЛ напряжением 35 кВ и выше. По конструктивному исполнению стальные опоры могут быть двух видов: 1) башенные или одностоечные портальные, которые по способу закрепления разделяют на свободностоящие и на опоры на оттяжках.
Достоинство стальных опор - высокая прочность, недостаток - подверженность коррозии, что требует при эксплуатации проведения периодической окраски или нанесения антикоррозийного покрытия. Опоры делают из стального углового проката (в основном применяют равнобокий уголок); высокие переходные опоры могут быть изготовлены из стальных труб. Для узлов соединения элементов используют стальной лист различной толщины. Независимо от конструктивного исполнения стальные опоры выполняют в виде пространственных решетчатых конструкций.
Железобетонные опоры по сравнению с металлическими более долговечны и экономичны в эксплуатации, так как требуют меньше ухода и ремонта (они более энергозатраты). Основное преимущество - уменьшение расхода стали на 40-75 %, недостаток - большая масса. По способу изготовления железобетонные опоры делят на: а) бетонируемые на месте установки (большей частью такие опоры применяют за рубежом); б) заводского изготовления.
Крепление траверс к стволу стойки железобетонной опоры выполняют с помощью болтов, пропущенных через специальные отверстия в стойке, или с помощью стальных хомутов, охватывающих ствол и имеющих цапфы для крепления на них концов поясов траверс. Металлические траверсы предварительно подвергают горячей оцинковке, и поэтому они при эксплуатации долгое время не требуют специального ухода и наблюдения.
Провода воздушных линий выполняют неизолированными, состоящими из одной или нескольких свитых проволок. Провода из одной проволоки, называемые однопроволочными (от 1 до 10 мм2), имеют меньшую прочность, их применяют только на ВЛ напряжением до 1 кВ. Многопроволочные провода, свитые из нескольких проволок, применяют на ВЛ всех напряжений (самонесущие изолированные провода).
Материалы проводов и тросов должны иметь высокую электрическую проводимость, обладать достаточной прочностью, выдерживать атмосферные воздействия (в этом отношении наибольшая стойкость у медных и бронзовых проводов; провода из алюминия подвержены коррозии, особенно на морских побережьях, стальные провода разрушаются даже в нормальных атмосферных условиях).
Для ВЛ применяют однопроволочные стальные провода диаметром 3,5; 4 и 5 мм и медные до 10 мм (нижний предел ограничен из-за недостаточной механической прочности, верхний - из-за того, что изгибы однопроволочного провода большего диаметра могут вызвать в его внешних слоях остаточные деформации, снижающие механическую прочность).
Многопроволочные провода, скрученные из нескольких проволок, более гибкие и могут иметь любое сечение (от 1,0 до 500 мм2). Диаметры отдельных проволок и их количество подбирают так, чтобы сумма поперечных сечений отдельных проволок соответствовала требуемому общему сечению провода. Как правило, многопроволочные провода изготовляют из круглых проволок, причем в центре помещают одну или несколько проволок одинакового диаметра. Длина скрученной проволоки, естественно, несколько больше длины провода, измеренной по его оси. Это обстоятельство вызывает увеличение фактической массы провода на 1-2 % по сравнению с теоретической, получаемой при умножении сечения провода на длину и плотность. Во всех расчетах принимается фактическая масса провода, указанная в соответствующих стандартах.
Марки неизолированных проводов обозначают: буквами М, А, АС, ПС - материал провода; цифрами сечение в квадратных миллиметрах. Алюминиевая проволока А может быть марки АТ (твердой неотожженной) или AM (отожженной мягкой) сплавов АН, АЖ; АС, АСХС - из стального сердечника и алюминиевых проволок; ПС - из стальных проволок; ПСТ - из стальной оцинкованной проволоки. Например, А50 обозначает алюминиевый провод, сечение которого равно 50 мм2, АС50/8 - сталеалюминевый провод сечением алюминиевой части 50 мм2, стального сердечника 8 мм2 (в электрических расчетах учитывается проводимость только алюминиевой части провода); ПСТЗ,5, ПСТ4, ПСТ5 - однопроволочные стальные провода, где цифры соответствуют диаметру провода в миллиметрах.
Стальные тросы (сечение не менее 25 мм2), применяемые на BJI в качестве грозозащитных, изготовляют из оцинкованной проволоки. На ВЛ напряжением 35 кВ применяют тросы сечением 35 мм2, для 110 кВ - 50 мм2, для 220 кВ и выше - 70 мм2.
Сечение многопроволочных проводов различных марок для ВЛ напряжением до 35 кВ определяют по условиям механической прочности, а для ВЛ напряжением 110 кВ и выше - на основании потерь на корону. На ВЛ при пересечении различных инженерных сооружений (линий связи, железных и шоссейных дорог и т. д.) необходимо обеспечивать более высокую надежность. Поэтому минимальные сечения проводов в пролетах пересечений должны быть увеличены.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал