Задания по теме однокоренные слова корень. Словарик однокоренных слов. Это важно! запомни

Сборник упражнений по теме «Однокоренные слова»

    (На) снежных п…лях рыж…е пятна- проталины. Это …прел…ские в…снушки. (Не) успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие в…снушки сольются в одну б…льшую в…сну.

Задание: спиши, первое предложение разбери по членам предложения, надпиши части речи. Выдели корни в словах.

2.Подбери к данным словам однокоренные, обозначающие предмет:

Л…тать, зап…вать, ст…рать, св….тить, ч…стить.

3.Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках припиши проверочные слова.

За г…рами, за л…сами,

За ш…рокими м…рями,

Не на небе- на з…мле

Жил ст…рик в одном с…ле.

4. Спиши, исправляя ошибки, рядом припиши проверочное слово.

Ласточька свела гниздо под крышей. Мама отвила дочьку к врочу. Не спишите, рибята. Спешите упражнение чисто и кросиво.

5. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

К…рова, с…бака, …сина, м…дведь, за…ц, с…л…вей, жав…ронок, в…р…бей, в…рона, с…рока, м…чта.

6. Выписать группами однокоренные слова. Выдели корень, надпиши часть речи.

Мир, ночной, беда, мириться, делец, ночевать, мирный, обеднеть, дела, делить, ночёвка, бедный, дельный.

"Правописание безударных гласных в корне слова".

.

Карточка № 1

1 . Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.

Образец: свеча из воска - восковая свеча

настойка из трав -

раскаты грома -

опушка леса -

лес из сосен -

варенье из вишни -

2 . Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

Болото, садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник, ужин, солома.

Подчеркни лишнее слово.

3 . Из слов в скобках выбери одно или два проверочных слова .

С...сна - (сосновый, сосенка, сосны)

ш...рокий - (шире, широко, ширь)

зв...зда - (звездочет, звёздочка, звёздный)

з...лёные - (зеленеть, зелень, зелёнка)

х...лода - (холодный, холод, )

г...лова - (головушка, головы, головка)

л...нейка - линейный, линия, разлинованный

Карточка № 3

1 . К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г...лодать - ст...рожка-

в...здушный - в...сёлый -

д...лёкий - ч...совщик -

ш...стёрка - кр...кливый -

2. Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к...рмушка - (о,а) - ............................... д...ревья - (е,и) - ..................................

уг...щать - (а,о) - ................................... ст...рожить - (а,о) - ..............................

ш...лестеть - (е,и) - .................................... ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) - ..................................... м...рской - (о,а) -

т...пло - (е,и) - ж...мчужина - (и,е) -

Карточка № 4

1 . Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;- .................................

Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................

Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................

Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул;

2. Найди, спешите и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Голубка, голубятня, голый, голубь;

Поле, полевой, полочка, полянка.

3. Спешите и подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

Столбы, дорога, , полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка.

Карточка № 5

1 . Подчеркни те слова, по которым можно проверить написание данных слов. Вставь пропущенную букву.

К...за - (козы, козлиная, козочка)

Х...лмы - (холм, холмик, холмистая)

С...сна - (сосны, сосенки, сосновая)

Гр...бы - (гриб, грибная, грибок)

Тр...ва - (травы, травушка, травинка)

2. Напиши проверочные слова:

село - .................................. дрова - ...................................

стена - .................................. страна - ...................................

волчонок - ........................... морской - ..................................

ленивый - ............................ весёлый - .................................

скрипучий - ......................... мастерить - ...............................

удивительный - ................... менять - ..................................

лепить - ........................... подчищать - ...............................

Карточка № 7

1. Вставьте пропущенные буквы в данный текст. В скобках напишите проверочные слова, подчеркните орфограммы .

Лес.

В л...су (.............) живёт рыжая л...са (...............). Лисий дом - н...ра (....................). У н....ры (.............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам.

2. Распредели слова по столбикам : 1 столбик слова с безударной гласной -о, во второй столбик слова с безударной гласной - а.

С...сна, тр...ва, ст...лы, г...лодный, м...стерская, ст...ловая, к...чает, н....чной, в....лчонок, к....злёнок, хр...брец, х...дить, тр...винка,кр...снеет, с...лонка,

3. Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -е, во второй столбик слова с безударной гласной - и.

С...дой, скр...пит, кр....чать, сн...жинка, в...сеть, в...селье, п...сьмо, д....ревянный, сл....вовое, з...лёный.

Карточка № 8

1 . Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно .

Х...рошо у нас в...сной! (......). Зацв...тут (....) с...ды (.........)- б...лым- б...ло (....). Утонут д...ма (.....) в белых с...дах (.....), будто и нет их.

Одни ласточки над с...дами (......) шныряют. Песни щ...бучут. (........).

Карточка № 9

1 . Вставь пропущенные буквы в стихотворение .

B...сна!, B...cнa! Kaк вoздyx чист!

Kaк ясeн нeбoсклoн!

Свoeй лaзуpию ж...вoй

Сл...пит мнe oчи oн!

2 . 1. Спиши. Bcтaвь пpoпyщeнныe буквы. Напиши прoвepoчные слoвa. Обoзначь oрфoгрaмму .

В...лна, с...довый, л...гчайший, ст...рина, в...сенний, з...л...той, л...сица, м...довый.

3. Спиши и пoдчeркни в кaждoм pядy проверочное слово.

1. вoлчoнoк, вoлчий, вoлчицa.

2. Лёд, лeдянoй, лeдoк.

з. Mopcкoй, мopячкa, взмopьe

4, пpилeтeл, взлeт, пepeлётныe.

5" тяжёлый, тяжeсть, тяжeлeнный.

Карточка № 10

1 . Спиши пoслoвицы и пoгoвopки .

Вставь пpoпyщeнныe бyквы. Pядoм в скoбкax пиши проверочные слова. Обозначь орфограммы.

1 Ук...тaли cивку кpyrыe гopки.

2. Стapый кoнь б...p...зды нe иcпopтит.

3. Пoд л,..жaчий камень в...дa нe т...чёт.

4. П...шком х...дить - долго ж...ть.

5. Б...да на с...ле - коль лебеда на ст....ле.

2. Вставь пропущенные буквы в словах, которые нельзя проверить .

К...ртина, х...рошо, меб...ль, л....ловый, кв...ртира, ч...тверг, ...рех, ж...лтый.

Карточка № 12

1. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочное слово.

Сп...шите (..) упражнение чмсто и красиво. Не сп...шите (.... .) во время еды! Дети пол...скали (.....) пушистого котёнка. Мама пол....скала (.....) бельё. Саша громче всех зап....вал (.....) песню. Больной зап....вал (....) лекарство водой. Бабушка давно пос....дела (.......). Дедушка пос....дел (..) на скамейке и ушёл. Закр....пи (....) полозья саней, чтобы они не скр...пели (....).

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы .

К...рова, г...зета, скв....рец, б...лет, д....кабрь, н...род, м....локо, пятн...ца, к....рабль, д....ревня, в...кзал, м...роз, к...пуста, р...кета, м....дведь, п....льто, к...стёр, к...мандир, р...сунок, л...пата, м...лина, р...бята, в....гон, п...года, к...ртина, ...втобус, м...сяц, п...суда.

Карточка № 13

1. Вставьте пропущенные буквы. рядом в скобочках запишите проверочное слово.

Скв....рцы (....) прил....тают (.....) ранней в....сной (......) в к....нце (......) марта. Они возвращаются дружной стаей и несколько дней носятся по п...лям (....), осматривая знакомые м...ста (....). Потом ут....хают (....) и начинают рассаживаться парами пр веткам. Наступает пора строить жилища о обзаводиться пт...нцами (.....).

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

М...сква, Р....дина, к...ртофель, ст...лица, ябл...ко, св....бода, т....лефон, яг...да, за....ц, кла...., гор....д, в....р....бей, с...лдат, к...р...ндаш, сев....р, учит....ль, ф....милия, тр...мвай, ....зык, ч...тверг, т...пор, с....лют, п....мидор, ...гурец, б....рёза, д....вочка, б....гатство, комн....та, в....рона.

Карточка № 14

1. Потренируйся правильно писать слова с орфограммой.

Б...да, б....льшой, в...здушный, гл....зной, гр....бной, д....лёкий, дл...ннее, д...ждливый, з....лёный, зв....риный, к...лючий, кр....вой, л....сной, м....сной, м....рской, н...бесный, п...рнатые, пр....мой, п...следний, р....гатый, скр....пучий, ст....ловая, тр....скучий, т....нистый, т....жёлый, х....лодный, цв....тной, ч....рвяк.

2. Подбери проверочные слова к данным .

Бережок, берега, борозда, борода, вечереет, волосёнки, говорили, голодание, голова, голоса, гребешок, дорогой, древесина, зеленел, золотой, колосок. корешок, лепетать, молодняк, молотилка, полоса, сберегли. стерегли, сторожа, сторона, трепаться, трепетать, , холода, хохотать.

Карточка № 15

1. Вставь пропущенные буквы:

1. А – О 2. А – О 3. А – О

в.да вр.чи м.ря

тр.ва в.лна ст.лбы

тр.па стр.на гр.чи

гр.за д.жди гл.за

дв.ры з.нты сл.ны

4. А – О 5. А – О 6. А – О

ств.лы к.ты р.га

п.ля н.сы сн.пы

с.ды хв.сты х.лмы

ч.сы ск.ла зн.чок

п.стух с.довник тр.винка

7. А – О 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

в.ренье д.ньки л.док

к.тёнок м.чи р.ды

с.довник гр.бы стр.жи

к.рмушка л.щи цв.ты

тр.винка сл.ды б.да

ч.жи гн.здо зм.я

хл.ба з.рно зв.зда

бр.вно л.са (животное) пл.та

з.ма л.са (множество деревьев) стр.ла

л.цо р.ка сп.на

13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

пл.чо б.гун

п.ла л.сток

ст.на л.сник

п.так пт.нец

цв.ток сн.жинка

Карточка № 16

1. Вставь пропущенные буквы:

1. А – О 2. А – О 3. А – О

ст.рожка в.здушный д.ждливый

н.чуем д.лёкий р.гатый

м.кушка к.лючий ст.льной

б.льшой м.рской х.лодный

гл.зной ст.ловая бр.сает

4. А – О 5. А – О 6. А - О

б.леть в.рил в.зить

вст.ёт г.стил д.рить

к.тают м.лчит к.рмил

з.вёт н.сил хв.лить

п.сёт сп.сает см.треть

7. Е – И – Я 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

с.дят кр.вой л.сточки

сб.гают л.нейка зв.риный

тр.щат пл.сал ц.почка

р.бит гр.бной м.сной

см.ётся з.лёный л.сной

10. Е – И – Я 11. Е – И – Я 12. Е – И – Я

н.бесный п.рнатые т.нистый

пр.мой тр.скучий цв.тной

скр.пучий т.жёлый ч.рвивый

бл.стит б.жит в.зать

в.днеется в.сел взл.тел

13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

вр.дить гл.дел

взгл.нуть л.тел

кр.чат л.жал

л.пил м.гают

н.сут цв.тёт

Карточка № 17

1. Вставь пропущенные буквы:

1. пов.р 2. зап.х 3. полн.чь

б.р.жок б.р.зда б.р.да

м.л.дняк м.л.тилка п.л.са

заб.леть б.дняжка поб.лить

под.рок изд.лека пож.лели

4. выпр.мил 5. выб.жал 6. вых.д

в.ч.реет в.л.сёнки г.в.рили

ст.б.лёк ст.р.жа ст.р.на

б.гун в.доём вр.дить

зн.чок зв.нок к.лосья

7. выв.ла 8. вып.чка 9. выгл.нет

г.л.дание г.л.ва г.л..са

х.л.да х..х..тать выг.няют

гл.деть в.зать вал.жник

пок.тить ук.лоть м.л.дняк

10.вып.рил 11. выр.зать 12 вын.сти

гр.б.шок д.р.гой з.л.неет

зас.дить ул.тят уб.жал

в.дитель веч.ром в.лнение

н.чевать нап.дение упр.сить

13.ц.почка 14.дер.вце 15. ж.леть

з.л.той к.л.сок зап.сает

ув.зить б.льница уг.щает

зад.вать д.бро попр.сила

осв.щение ум.лкать разд.вала

16. уд.вительный

вд.ли

прот.кала

Ст.новка

д.лина

Карточка № 18

1. Вставь пропущенные буквы:

1. О – А 2. А – О 3. А – О

прош.гать х.ровой попр.вляют

спр.сил хр.брец нак.лол

в.лить оч.рование зат.ился

ск.листый ч.стокол хл.п.тливые

похв.ла охр.няют к.тать

4. О – А 5. О – А 6. О – А

нап.лняет к.лючие жур.влиный

п.хучие пок.зался зав.рил

пл.щадка к.мочки зам.лчала

зн.чок под.рить г.лодный

ухв.тились ск.льзить разн.сить

7. О – А 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

др.чливый ч.нить п.так

сч.стливый л.жачий обл.тела

уст.реть св.тлеть р.звиться

покр.шить осв.щали п.тнистый

тр.вяной р.чистый зв.ринец

10. Е – И – Я 11. Е – И – Я 12. Е – И – Я

пл.сать взгл.нуть ч.татель

осв.тил зацв.тает тр.щание

ож.вают сб.гают сл.допыт

закр.пили с.неет ст.кольщик

по.вилась прибл.жаться п.сатель

13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

нар.дились разд.валка

созр.вает п.щат

н.зина выд.ржка

од.ночество повстр.чали

оп.риться тр.скучий

Урок русского языка.

УМК «Система Занкова».

Класс: 2 класс.

Тема урока: «Упражнения в распознавании однокоренных слов»

Тип урока: закрепление знаний.

Ход урока.

1. Целеполагание и мотивация.

Прочитайте предложения (слайд 1):

Учиться всегда пригодится.

Учёба и труд всё перетрут.

Корень учения горек, а плод сладок.

Что вы прочитали? (пословицы)

О чём в них идёт речь? (об учении)

Что заметили? (однокоренные слова). Докажите (общая часть, корень слова уч - и близкие по смыслу)

Выпишите из пословиц однокоренные слова, выделите корень.

О чём же будем говорить на уроке? Сформулируйте тему.

На доске: Тема. Однокоренные слова . (полоска)

Какую пословицу выберем девизом урока?

(Выслушиваются все мнения детей, одновременно идёт работа над смыслом пословиц:

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы получишь.

Итак, тема «Однокоренные слова». Какие знания нам необходимо повторить сегодня на уроке?

    мы должны закрепить, что такое корень слова

    правильно выделять корень в словах

    какие слова называются однокоренными.

Тема сформулирована, задачи поставлены, отправляемся в путь к вершине Горы знаний (плакат на доске).

3. Основной этап

(Видеоролик) сл.№2

Смотрим фрагмент м/ф «Летучий корабль», слушаем песенку Водяного.

Постарайтесь услышать однокоренные слова, которые есть в песенке.

Кто услышал, какие однокоренные слова были в песенке?

Упростим задание: найдите однокоренные слова в тексте этой песенки.

(Какие слова называются однокоренными? (имеющие общую часть и близкие по смыслу)

Я водяной, я водяной,

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться!

Итак, какие однокоренные слова нашли? (работают в паре с соседом)- водяной, водица.

Проблема . А кто считает, что слово «водится» из 2-ой строчки тоже подойдёт? (а ещё и в 4-ой – водиться) Там ведь есть такая же часть вод- ?(сигнал). Почему нет, докажи своё мнение (другое значение).

Выпишем однокоренные слова в тетрадь.

Сегодня вам часто будет встречаться в словах буква «Вв» (плакат с буквой на доске). Прошу обратить внимание на написание этой буквы и соединений с ней. Стараемся писать в тетради чисто, аккуратно и грамотно.

Проверяем.(Слайд №4) – Водяной, водица.

Выделите корень. Какой звук слышится в корне? (а) Почему пишем о? (от слова воды , корень вод ; в однокоренных словах корень один и тот же). Проверьте правильность написания корня. Как бы вы назвали эту орфограмму? (безударная гл в корне)

У вас на партах лежит текст. Прочитайте его про себя, приготовьтесь читать вслух.

Сказка

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Что прочитали? (сказку) О чём идёт речь в сказке? Как вы поняли? (о родственниках воды – однокоренные слова) А кто тоже заприметил чужака? (сигнал)

Найдите в сказке только «родственников» воды (однокоренные слова). (Выполняя эту работу, остальные учащиеся должны найти «чужака».

Работают в паре, подчёркивают карандашом, выписывают в тетрадь слова с заглавной буквы (в сказке это имена собств.) А слово-чужак будете выписывать?

Проверяем, какие слова выписали (слайд №4): Вода, Подводник, Водолаз, Водопад, Водомерка, Водоросли, Водяной, Водичка.

Какой корень во всех словах? Выделите его. (слайд №5) Поставьте ударение. Какое слово будет проверочным для остальных? (водоросли и подводник) - Что такое водоросли все знают, а кто такой подводник?

(Объясняем значение слов - работа над лексическим значением слова.)

(Слайд с картинками №4)

«Подводник» - многозначное слово.

1. Это моряк, служащий в подводном флоте.

2. Это специалист по подводным работам.

А как его ещё можно назвать? (водолаз )

1. Это специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме со специальным снаряжением.

2. Это сильная, хорошо плавающая собака, спасающая утопающих.

Как называются слова, у которых неск-ко значений? (многозначные)

«Водомерка » - Кто это?

Это насекомое, передвигающееся по воде.

Как назовём выписанные слова?

Вывод: эти слова однокоренные.

Почему вы считаете эти слова однокоренными? (Доказать с опорой на правило).

Проверили свою работу. Кто выполнил задание без ошибок, ставит «+» на полях.

О каком же слове-чужаке идёт речь в сказке? (Водитель). Почему гости не сразу приметили чужака? Докажите (общая часть как у всех – вод-) Почему «чужак»? (значение другое - «водить машину») Попробуем поискать родственников этому слову.

Работа с учебником.

Открываем учебник на стр 57 упр 118 – по заданию - коллективная работа .

Раздели слова на группы (по смыслу – группа о воде –слова синонимы, группа о водителе машины-слова-синонимы)- ставят в учебнике кар-шом номер группы 1 или 2. Вспомним, что такое синонимы (слова, близкие по значению).

Вода, водитель, водит, водный, водичка, жидкость, шофер, таксист, кипяток .

- Можно ли назвать эту группу однокоренными словами? (нет, не у всех одинаковый корень)

Работа индивидуальная - выбрать однокоренные слова к слову «водитель», записать их в тетрадь, выделить корень. Из какой группы будете выбирать? (из 2-ой)

Взаимопроверка – обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. (Водитель, водит ). Если выполнено задание без ошибок, поставьте соседу «+» на полях.

Можно ли добавить слово – водительское? Что оно обозначает? (сидение, место, удостоверение)

Итак, сделаем вывод: какие слова называем однокоренными? (правило!)

Физминутка (дидактическая игра – «да-нет»)

Поиграем и отдохнем. Я назову пары слов. В одних – родственные слова, а в других - нет. Если я называю пару родственных слов, вы киваете головой – «да». Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы киваете «нет». Постарайтесь быть внимательными!

лес -лесник стена- гвоздь снег- лёд

река- плот кот - котик сокол - сок

сын - сынок поле - полюшко лист - листик

дом - домашний, дом - дым гора- горка

Сделать ещё неск-ко упр., настраивающих на дальнейшую работу.

Работа в группе . Игра «Копилка».

Класс делится на группы (по 4-5чел). Каждая группа получает задание - собрать (придумать) как можно больше однокоренных слов в свою копилку за 2-3 мин. Побеждает группа, придумавшая больше всех слов.

Выбрать, кто будет записывать слова. Представители каждой группы получают (вытаскивают не глядя) лист с заданием.

Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (подбирать однокоренные слова с данным корнем)

1гр – с корнем сад

2гр – лес

3гр – корм

4гр –корм

5гр- лес

6гр –сад

Проверка. Покажите, ск-ко слов составили? Проверяем у представителя той группы, у которой больше всех слов. Ученик читает, все сигналом - согласны или нет. (Формы слов!) Какие др слова есть у 2-ой группы, работавшей с этим же корнем (выслушиваем). Участники группы, придумавшей большее кол-во слов, ставят «+» на полях в тетради. Аналогично проверяем у др групп.

Вывод: Корень везде одинаковый – безуд гласная! Разные части речи! Не писать формы слова!)

А теперь у каждого есть возможность проверить свои знания.

Срез (самостоятельная работа )- выполняют тест с заданиями, в результате должны собрать слово «плюс».

У кого получилось слово « плюс», встаньте. Молодцы! Это третий плюсик за урок. Вложите тест в тетрадь.

Кто за урок набрал три плюсика и выполнил все задания без ошибок, получит «5».

1. Найди группу слов, где корень выделен правильно:

о) холод, холодный, холодит;

п) куст, кустик, кустарник;

р) зима, зимовать, зимушка.

2. Найди группу однокоренных слов:

к) болеет, болото, болтун;

л) ход, ходить, переход;

м) высокий, сок, сокол.

3. Найди группу неоднокоренных слов:

э) грач, грачиха, грачата;

ю) весло, весна, весы;

я) гриб, грибник, грибной.

4. Найди группу слов с корнем мор- (е):

с) моряк, морской, приморский;

т) уморить, заморский, сморчок;

у) юмор, юморист, юмористический.

Итог урока, д/з

, рефлексия.

У кого слово не получилось, подумайте, в чём ошибка? Что надо сделать, чтобы её исправить? Над чем надо ещё поработать?

(Д/з – по выбору (на полосках разного цвета):

Я предлагаю вам самим определить, что необходимо повторить дома, над чем ещё поработать. Для этого выберете нужную полоску с д/з (поднимают полоски).

1в- упр. 115 (распознавание однокор слов)

2в- упр. 113 (подбор однокорен слов)

3в- *** творческое задание- приготовить (найти или придумать самому) для одноклассников своё задание на тему «Однокоренные слова» (тем, кому всё понятно, у кого всё на уроке получилось)

Итак, наш урок подошёл к концу. Чему мы сегодня учились?

ВЫВОД: учились подбирать и распознавать среди других однокоренные слова, выделять корень.

Всё ли вам было понятно? Всё ли вы усвоили?

Понравился ли вам урок?

Молодцы! Работали дружно, внимательно и старательно! Продвинулись высоко! Урок окончен.

Прочитай.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Предварительный просмотр:

Карточка №3

Чтобы выделить в слове корень, нужно ______________________

________________________________________________________________________.

Упражнение №1. Какое слово – «лишнее»?

а) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий

б) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

в) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать

г) 1. Жалость 2. Жалоба 3. Жалкий 4. Жалить

д) 1. Закалка 2. Закапывать 3. Закалить 4. Накал

е) 1. Толкатель 2. Подталкивать 3. Столкнуть 4. Толковый

ж) 1. Токарь 2. Приток 3. Токарный 4. Токарничать

Упражнение №2.Укажи слова, в которых ЗА- является частью корня:

1. Забота 6. Завтра

2. Затвердеть 7. Замычать

3. Заря 8. Задний

4. Затрубить 9. Залп

5. Задержать 10. Загадка

Упражнение №3. Верно ли, что… Напиши ДА или НЕТ после высказывания.

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными? _____________
  2. Корень – общая часть родственных слов?_______________
  3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?______________

Упражнение №5. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.

Упражнение №6. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов.

1. Корень -лет-(-лёт-):_______________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Корень -бег- (-беж-):______________________________________________________

Как отличить форму слова от однокоренного слова? Упражнение №1. Заполни таблицу признаками

Упражнение №2. Допиши ряд слов, сделай вывод ниже:

1. Поле, полями, на поле, ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Теплый, теплица, теплеет, _________________________________________________

__________________________________________________________________________.

3. Горный, горочка, горняк, __________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. В море, по морю, за морями, _______________________________________________

__________________________________________________________________________

Вывод : слова в строках 1 и 4 – это _________________________, а слова в строках 2 и 3 – это ___________________________________.

Упражнение №3. Отгадай кроссворд:

По горизонтали:
2. Лиственное дерево с белой корой.
3. Роща или лес, состоящий из одних берёз.
4. Молодая берёза.
5. Сладковатый напиток, образованный из собранного весной берёзового сока.
6. Съедобный гриб с бурой шляпкой, растущий в берёзовых лесах.

По вертикали:
1. Слово с уменьшительно-ласкательным значением, образованное от слова «берёза».
3. Родственное слово, обозначающее признак предмета (имя прилагательное) и отвечающее на вопрос «какой?»

(подсказки: подберёзовик, берёзовица, берёзка, березняк, берёза, берёзонька, берёзовый )


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал