Размеры коренных и шатунных шеек коленвала. Подготовка к установке коленчатого вала

Осевое смещение вкладышей предотвращается выштампованными в них усиками, которые входят в соответствующие канавки блок-картера и крышки подшипника.

Зазор в коренных подшипниках для новых двигателей находится в пределах 0,104- 0,160 мм при измерении в направлении, перпендикулярном плоскости разъема.

По диаметру коренные шейки коленчатого вала и вкладыши подразделяют на два производственных и четыре ремонтных размера (табл. 2).

Диаметр вкладышей измеряют в вертикальном направлении при установке их в постели блока и затяжке гаек коренных подшипников с усилием 20-22 кГм.

Вкладыши с индексом 1Н и 2Н - производственные, их устанавливают на новые двигатели. Вкладыши с остальными индексами являются ремонтными, их ставят на двигатели после соответствующей перешлифовки коренных шеек коленчатого вала.

Маховик отлит из чугуна, прикреплен к фланцу коленчатого вала шестью болтами и зафиксирован в определенном положении двумя установочными штифтами. У одного из установочных отверстий маховика имеется метка К, которая при установке маховика должна совпадать с такой же меткой на коленчатом валу. На передней торцовой поверхности маховика имеется отверстие, в которое входит установочная шпилька 20 (см. рис. 6) при определении в.м.т. поршня первого цилиндра.
На маховик напрессован стальной зубчатый венец 12 (рис. 9), в зацепление с которым при пуске основного двигателя вводят шестерню механизма выключения пускового двигателя.

На маховике монтируют детали главной муфты сцепления.

Поршень изготовлен из алюминиевого сплава АЛ 25.

В днище поршня, под диффузором вихревой камеры головки цилиндров, расположена сферическая выемка, улучшающая смесеобразование и способствующая более полному сгоранию топлива.

На уплотняющей части поршня проточены три канавки под компрессионные кольца и одна канавка под верхнее маслосъемное кольцо. Канавка под нижнее маслосъемное кольцо расположена на юбке поршня. В канавках для маслосъемных колец и под ними просверлены отверстия для сброса масла, снимаемого кольцами со стенок цилиндра.

В бобышках поршня расточены отверстия под поршневой палец и канавки под его стопорные кольца. Снизу в бобышках имеется по два отверстия для смазки поршневого пальца.

Юбка поршня конусная, с большим основанием внизу.

Зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра па холодном новом двигателе находится в пределах 0,16-0,20 мм.

По величине диаметра юбки поршни делятся на три группы (табл. 3).

Таблица 3

По диаметру отверстия под поршпевой палец поршни подразделяются на две группы (табл.4).

Таблица 4

На двигатель устанавливают поршни одной размерной группы. Разница в весе для комплекта поршней должна быть не более 7 г. Обозначение весовой группы поршня нанесено клеймами на его днище, а размерной группы пальца - краской на бобышке поршня.

Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна. Верхнее компрессионное кольцо наиболее нагруженное, хромировано.

Для лучшей приработки к гильзам наружная цилиндрическая поверхность колец покрыта оловом.

На внутренней поверхности двух нижних компрессионных колец имеется выточка, создающая одностороннее ослабление сечения кольца, в результате чего оно скручивается и прилегает к стенке цилиндра нижней кромкой, что улучшает его приработку и условия смазки. Кольца устанавливают в канавках поршня выточками вверх. На наружной цилиндрической поверхности маслосъемных колец имеется выточка со сквозными фрезерованными канавками для отвода масла от стенок гильзы цилиндров в картер двигателя (через отверстия в поршне).

Поршневой палец плавающего типа, изготовлен из стали 12ХНЗА, цементированный, пустотелый.

Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами. По диаметру пальцы сортируют на две размерные группы (табл. 5). Комплект поршневых пальцев для одного двигателя подбирают по весу. Разница в весе для комплекта пальцев должна быть не более 5-6 г.

Таблица 5

Шатун двутаврового сечения, штампованный из стали 40Х. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке имеются три отверстия. Нижняя головка шатуна разъемная. Крышку нижней головки крепят двумя призонными болтами с корончатыми гайками, фиксируемыми шплинтами. Момент затяжки гаек 14-16 кГм.

Постели под вкладыши и торцы нижней головки шатуна обрабатывают совместно с крышкой, поэтому ее нужно располагать в определенном положении относительно шатуна. Для правильной установки крышки на нижней головке шатуна и крышке нанесены одинаковые цифры, которые при сборке должны совпадать.

В нижней головке шатуна устанавливают с натягом взаимозаменяемые вкладыши из сталеалюминиевой ленты. Осевое смещение вкладышей ограничивается выштампованными усиками, входящими в фрезерованные прорези в шатуне и крышке. Внутренняя поверхность этих вкладышей спрофилирована так же, как рабочая поверхность вкладышей коренных подшипников.

Зазор в шатунных подшипниках для новых двигателей находится в пределах 0,085- 0,141 мм при измерении в направлении, перпендикулярном плоскости разъема.

В зависимости от размера шатунных шеек коленчатого вала вкладыши подразделяют на два производственных и четыре ремонтных размера (табл. 6).
В комплекте шатунов для одного двигателя разница в их весе допускается в пределах 12 г. Обозначение веса наносится на крышке шатуна.

Вам потребуются: переносная лампа, набор плоских щупов, линейка, штангенциркуль, нутромер, микрометр, шабер.

После разборки тщательно вымойте детали керосином, продуйте и просушите их сжатым воздухом (особенно масляные каналы деталей).

1. Осмотрите блок, особенно внимательно опоры коленчатого вала. Трещины в любых местах блока не допускаются.



2. Осмотрите цилиндры с обеих сторон. Царапины, задиры и трещины не допускаются.


3. Определите нутромером фактические диаметры цилиндров. Диаметр цилиндра измеряйте в трех поясах (). В каждом поясе диаметр измеряют в двух взаимно перпендикулярных направлениях (продольном и поперечном). В зоне над поясом А (на расстоянии 5 мм от плоскости разъема с головкой блока) цилиндры практически не изнашиваются. По разнице размеров в этой зоне и в остальных поясах можно судить об износе цилиндров. Номинальные размеры цилиндров приведены в табл. 5.9. Овальность и конусность не должны превышать 0,065 мм. Если максимальное значение износа больше 0,15 мм или овальность превышает указанное значение, расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней, оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование. Затем отхонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке выбранного ремонтного поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,03 мм. Дефектовку, расточку и хонингование блока проводите в мастерских, располагающих специальным оборудованием.


Таблица 5.9 Номинальные и ремонтные размеры цилиндров


4. Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой блока цилиндров. Приложите штангенциркуль (или линейку) к плоскости:

– в середине блока;

– в поперечном и продольном направлениях;

– по диагоналям плоскости. В каждом положении плоским щупом определите зазор между штангенциркулем и плоскостью. Это и будет отклонение от плоскостности. Если отклонение превышает 0,1 мм, замените блок.

5. Очистите от нагара днище поршня шабером (можно изготовить из старого напильника).

6. Очистите от нагара канавки под поршневые кольца старым кольцом, вставив его в канавку наружной стороной и перекатывая по канавке.

9. Измерьте диаметр поршней в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 19 мм от кромки юбки. Диаметры поршней номинального размера приведены в табл. 5.10, диаметры ремонтных поршней увеличены на 0,29 и 0,50 мм. По результатам измерений определите зазор между поршнем и цилиндром, при необходимости подберите новые поршни к цилиндрам. Расчетный зазор между поршнем и цилиндром (для новых деталей) составляет 0,03 мм. Его определяют промером цилиндров и поршней и обеспечивают установкой поршней номинального или ремонтных размеров. Максимально допустимый зазор (при износе деталей) – 0,15 мм. Если у двигателя, бывшего в эксплуатации, зазор превышает 0,15 мм, необходимо подобрать поршни номинального размера к цилиндрам или установить поршни ремонтного размера с расточкой и хонингованием цилиндров: зазор должен быть максимально приближен к расчетному.


Таблица 5.10 Номинальные и ремонтные размеры поршней


10. Проверьте плоским щупом зазор по высоте между канавками в поршне и кольцами, вставляя кольцо в соответствующую канавку. Номинальный (расчетный) зазор для обоих компрессионных колец составляет 0,020 мм. Если кольцо велико по высоте и зазор мал, доведите высоту кольца до нужного значения, шлифуя его на наждачной бумаге, уложенной на стеклянную пластину.

11. Проверьте плоским щупом зазор в замке колец, установив кольцо в цилиндр на глубину около 50 мм.



12. Все поршни номинального и ремонтного размеров изготовлены с высокой степенью точности и не требуют предварительной сортировки и подбора по массе. При необходимости можно установить в отдельные цилиндры бывшие в употреблении поршни, если они в хорошем состоянии. Балансировка двигателя в этом случае не нарушится.

13. Очистите поверхности поршневых пальцев от лаковых отложений, предварительно размягчив их в растворителе. Осмотрите пальцы. Если на них обнаружены трещины, чрезмерный износ в месте контакта с бобышками поршня и следы от проворачивания в верхней головке шатуна, замените пальцы. Проверьте сопряжение поршневого пальца и поршня, вставляя предварительно смазанный моторным маслом палец в отверстие бобышки поршня. При температуре окружающей среды 20 °С палец должен входить в отверстие при нажатии большого пальца руки и не выпадать из бобышки в вертикальном положении поршня с поршневым пальцем. Выпадающий из бобышки палец следует заменить другим. Если палец снова выпадает, замените поршень с пальцем (табл. 5.11).


Таблица 5.11 Классы поршневых пальцев и шатунов


14. Измерьте нутромером внутренний диаметр посадочного места шатуна в сборе с крышкой.



15. Измерьте микрометром толщину Т шатунных вкладышей.



16. Измерьте микрометром диаметр шатунных шеек.

17. Рассчитайте зазор z между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала по формуле z = Dв-2T-Dн . Номинальный расчетный зазор составляет 0,011–0,058 мм. Если фактический расчетный зазор меньше предельного, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены. Если зазор больше предельного, замените вкладыши на этих шейках новыми (номинальной толщины).

Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, уменьшенного на 0,25 мм, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).

Шейки шлифуют помимо наличия общего износа, если на них есть забоины и риски или овальность составляет более 0,004 мм, а конусность - более 0,005 мм.

18. Осмотрите верхние и нижние вкладыши коренных подшипников. Вкладыши центрального (третьего) коренного подшипника отличаются от остальных большей шириной. Кроме того, на их боковых торцах выполнены широкие буртики, играющие роль опорных полуколец упорного подшипника коленчатого вала. Если на рабочей поверхности вкладышей появились риски, задиры, отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми.



19. Осмотрите коленчатый вал. Трещины не допускаются. На поверхностях, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не должно быть царапин, забоин, рисок. При обнаружении их замените вал.

20. Измерьте микрометром наружный диаметр коренных шеек. Фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала определяют по методике, изложенной для шатунных вкладышей. Номинальный расчетный зазор составляет 0,005 мм. Если фактический расчетный зазор меньше предельного, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены. Если зазор больше предельного, замените на этих шейках вкладыши новыми (номинальной толщины).

Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера с уменьшением диаметра на 0,25 мм, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).

Шейки шлифуют помимо наличия износа, если на них есть забоины и риски или овальность составляет более 0,004 мм, а конусность - более 0,005 мм, уменьшая диаметр на 0,25 мм (табл. 5.12).


Таблица 5.12 Номинальные и ремонтные размеры коленчатого вала


21. Осмотрите постель коленчатого вала. Трещины, царапины, забои и риски не допускаются. Установите на место крышки коренных подшипников и измерьте нутромером внутренний диаметр (см. табл. 5.12).

22. Проверьте параллельность упорных буртиков средней коренной шейки: если они непараллельны, коленчатый вал погнут и должен быть заменен.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя СМД-62


К атегория:

Трактор Т-150

Кривошипно-шатунный механизм двигателя СМД-62


Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала и состоит из коленчатого вала, маховика, комплекта шатунов, коренных и шатунных подшипников, поршней, поршневых колец и пальцев.


Рис. 1. Кривошипно-шатунный механизм: 1 - шкив; 2, 21- гайки круглые; 3, 24 - маслоотражатели; 4- шестерня привода маслонасоса; 5 - коленчатый вал; 6 - верхний вкладыш шатунного подшипника; 7 - шатун; 8- бронзовая втулка; 9 - поршень; 10-штифт; И- кольцо стопорное; 12 - место маркировки; 13-палец поршневой; 14 - место маркировки массы поршня; 15 - расширитель маслосъемного кольца; 16 - кольцо маслосъемное; 11 - кольцо компрессионное; 18 - верхний вкладыш коренного подшипника; 19 - полукольцо упорного подшипника; 20 - маховик; 22 - болт крепления фланца; 23 - фланец колен-вала; 25 - шестерня коленвала; 26 - нижний вкладыш коренного подшипника; 27 - шплинт; 28-мас-лозаборная трубка; 29 - полость шатунной шейки; 30 - пробка резьбовая; 31 - болт шатунный с шайбой стопорной; 32 - крышка шатуна; 33-нижний вкладыш шатунного подшипника; 34 - место маркировки валаг 35- противовес передний.

Коленчатый вал кованый из стали селект, имеет четыре коренных и три шатунных шейки, расположенных под углом 120° друг относительно друга. Противовесы откованы вместе со щеками, кроме первого противовеса, который устанавливается на переднем носке коленчатого вала на шпонке и вместе с шестерней привода маслонасоса и маслоотражателем закрепляется круглой гайкой, законтренной замковой шайбой. На каждой шатунной шейке устанавливается по два шатуна противоположных цилиндров (1-го и 4-го, 2-го и 5-го, 3-го и 6-го). Сверленые полости шатунных шеек предназначены для дополнительной очистки масла, поступающего в шатунные подшипники. Полости закрыты резьбовыми пробками, законтренными шплинтами. Масло к подшипнику подается через заборную трубку, завальцованную в отверстие в шейке. Шатунные и коренные шейки соединены маслоканалами. К первой шатунной шейке масло поступает по сверленому каналу в теле вала от первой коренной шейки, ко второй шатунной шейке - от второй коренной, к третьей шатунной - от четвертой коренной. Шестерня установлена на заднем конце коленчатого вала, находится в зацеплении с шестерней распределительного вала. Шестерня посажена на шпонке и закреплена вместе с маслоотражателем круглой гайкой. Гайка контрится замковой шайбой. В торец заднего конца вала болтами прикреплен фланец, фиксация которого осуществляется штифтом. В центре фланца находится отверстие со шлицами для вала независимого отбора мощности. Наружная цилиндрическая поверхность фланца обработана под самоподжимной сальник в картере маховика.

Коленчатый вал подвергается динамической балансировке в сборе с шестернями, передним противовесом и технологическим грузом, имитирующим массу маховика с расположенным на нем противовесом. Допустимая несбалансированность вала не более 50 гсм.

Фланец прикрепляется к коленчатому валу после установки картера маховика Момент затяжки болтов крепления фланца равен 20-22 кгм. Необходимая прочность и жесткость вала обеспечиваются большим перекрытием шеек (31 мм). Диаметр коренных шеек равен 92 мм, шатунных - 85 мм. Коленчатый вал устанавливают на двигатель с зазорами в коренных подшипниках 0,100-0,156 мм. Зазор в шатунных подшипниках равен 0,090-0,146 мм.

Четвертый коренной подшипник упорный. Осевой зазор коленчатого вала в четвертом коренном подшипнике находится в пределах 0,125- 0,345 мм. Осевое усилие воспринимается четырьмя полукольцами 19, изготовленными из сталеалюминиевой ленты.

Коленчатые валы изготавливают двух производственных размеров. Маркировка наносится на площадке первой щеки.

Коренные подшипники коленчатого вала расположены в нижней части блок-картера в приливах поперечных перегородок.

Каждый подшипник состоит из двух вкладышей, изготовленных из специальной стальной ленты, покрытой слоем из антифрикционного сплава АО-20.

Верхний вкладыш имеет канавку и отверстие для подвода смазки и устанавливается в постель блок-картера. Нижний вкладыш гладкий и устанавливается в крышку подшипника. Вкладыши фиксируются от проворота отогнутым «усом», входящим в паз постели и крышки.

Вкладыши подшипника подобраны по высоте. Верхний и нижний вкладыши одного подшипника могут быть спаренными. Спаренность верхнего и нижнего вкладышей определяется маркировкой. Вкладыш с маркировкой «+» спаривают с вкладышем с маркировкой «-». Вместо маркировки знаками «-)-» и «-» применяется также маркировка красной и зеленой краской. Вкладыши коренных подшипников взаимозаменяемы по коренным опорам.

В комплект коренных подшипников входят четыре полукольца упорного подшипника, воспринимающие осевые усилия от коленчатого вала.

Два верхних полукольца установлены в торцевых расточках четвертой коренной опоры на двух штифтах каждый. Нижние полукольца установлены на торцах крышки подшипника. По толщине полукольца изготавливают пяти размеров: один производственный и четыре ремонтных. Диаметр подшипника проверяется при установленных вкладышах в постель и затянутых гайках крепления крышек и стяжных болтах.

Маховик представляет собой массивную цилиндрическую отливку из серого чугуна; служит для уменьшения неравномерности вращения коленчатого вала и передачи крутящего момента через муфту сцепления на трансмиссию трактора. Масса маховика составляет 52 кг. На маховик напрессован зубчатый венец, с которым при запуске двигателя входит в зацепление пусковая шестерня редуктора. Дополнительно зубчатый венец закреплен четырьмя болтами равномерно расположенными по окружности. Прилив в виде сегмента, расположенный на диске маховика, служит дополнительной уравновешивающей массой (противовесом).

В центральное отверстие запрессован шарикоподшипник, который служит передней» опорой вала муфты сцепления. Подшипник закреплен в гнезде упорным кольцом, привернутым к маховику двумя болтами. Полость подшипника уплотняется самоподвижным сальником 11 типа 1-1-50 с размерами 50Х70ХЮ мм. Консистентная смазка к подшипнику подается через масленку и канал.

В четыре паза маховика заходят выступами нажимной и промежуточный диски муфты сцепления. Для лучшего охлаждения в маховике равномерно по окружности предусмотрены восемь круглых отверстий.

Задняя плоскость маховика служит рабочей поверхностью, к которой прилегает ведомый диск муфты сцепления, передающий крутящий момент двигателя.

Дисбаланс маховика составляет 24 000 гссм и имеет определенную направленность относительно вертикальной плоскости его установки на коленчатый вал.

Допустимое отклонение дисбаланса - не более 60 гссм.

Маховик устанавливается на фланец коленчатого вала специальной еыточкой и фиксируется в определенном положении двумя цилиндрическими штифтами. При установке совмещают отверстия в маховике со штифтом на фланце, помеченные рисками. Маховик к фланцу крепится восемью болтами, которые стопорятся замковыми шайбами.

Рис. 2. Маховик: 1- болт крепления венца; 2- болт крепления упорного кольца; 3 - шарикоподшипник; 4 - упорное кольцо; 5 - выточка под посадку на фланец; 6 - маслоканал; 7 -зубчатый венец; 8 - масленка; 9-поверхность прилегания ведомого диска; 10 - отверстие под болты крепления маховика к фланцу: 11 - сальник самоподжимной; 12 - контрольные отверстия под штифты; 13 - метка для сборки маховика с коленвалом.

Определенное положение маховика относительно коленчатого вала объясняется необходимостью расположения уравновешивающей массы на маховике в точном соответствии с положением противовесов на коленчатом валу. Кроме того, на маховике имеются метка ВМТ с лимбом для установки угла начала подачи топлива и метки для определения положения коленчатого вала, при котором регулируются зазоры в клапанах каждого цилиндра.

Шатун изготовлен методом горячей штамповки из стали 40Х. Стержень шатуна имеет двутавровое сечение.

В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка с кольцевой канавкой по наружному диаметру с четырьмя отверстиями для подвода смазки. Масло в верхнюю головку подается по вертикальному каналу в стержне шатуна из шатунного подшипника.

Косой разъем нижней головки шатуна под углом 35° выбран из условия удобства монтажа шатуна на коленчатый вал через цилиндр. Крышка крепится двумя болтами 31, ввернутыми в тело шатуна. Треугольные шлицы в разъеме на шатуне и крышке фиксируют крышку от поперечного смещения. От осевого смещения предохраняет установленный в тело шатуна штифт 10. Такая фиксация крышки разгружает шатунные болты от боковых сил, действующих на срез.

Нижняя головка шатуна не симметрична относительно оси стержня. Это обусловлено установкой двух шатунов на одну шейку коленчатого вала. Нижняя головка шатуна растачивается в сборе с крышкой. Комплектность шатуна с крышкой маркируют цифрами, которые набивают на торце шатуна и крышки в месте разъема от 1 до 999.

Шатуны сортируют по величине массы. В комплект на двигатель шатуны подбирают с разницей в массе, не превышающей 10 г. Масса шатуна выбита трехзначным числом на торце нижней головки. Отверстие расточное в нижней головке шатуна служит постелью для вкладышей шатунного подшипника. Подшипник состоит из двух вкладышей: верхний вкладыш 6 и нижний 33 взаимозаменяемы. Отверстие в верхнем вкладыше совпадает с отверстием в шатуне для подачи смазки к поршневому пальцу. Отверстие в нижнем вкладыше выполнено из условия взаимозаменяемости с верхним.

Вкладыши изготовлены из биметаллической ленты, у которой антифрикционный слой выполнен из сплава AS-11.

Поршень отлит из алюминиевого сплава АЛ-25. В головке поршня в центре расположена камера сгорания открытого типа. Подбор ее формы и объема в сочетании с организацией подачи воздуха и принятого закона подачи топлива насосом обеспечили высокую топливную экономичность двигателя порядка 1704-180 г/э.л.с. ч.

Геометрия наружной поверхности поршня и литой внутренней поверхности выбрана с учетом расположения камеры сгорания и бобышек под поршневой палец и для обеспечения лучшего отвода тепла от стенок камеры сгорания и теплопередачи к гильзе цилиндров. Все это создает условия для надежной работы поршня на всех режимах эксплуатации трактора.

На головке поршня проточены четыре канавки под поршневые кольца. В нижней канавке равномерно по окружности просверлены отверстия для слива масла, снимаемого маслосъемным кольцом со стенки цилиндра.

В двух бобышках поршня расточены отверстия под поршневой палец. У наружных краев отверстий под поршневой палец проточены канавки для стопорных колец. В каждой бобышке снизу просверлено по два отверстия для поступления смазки к поршневому пальцу.

Для уменьшения влияния боковой силы, возникающей при рабочем ходе поршня, ось отверстий в бобышках под поршневой палец смещена относительно оси поршня на 3 мм.

Отношение хода поршня к диаметру цилиндра составляет 0,89; для прохода противовесов коленчатого вала юбка поршня по бокам укорочена.

Участки поршня во время работы двигателя нагреваются по-разному. Больше всего нагревается головка поршня, где размещается камера сгорания и непосредственно воздействуют горячие газы. Чем ниже от головки, тем температура нагрева участков поршня меньше и, следовательно, тем меньше они расширяются. В соответствии с этим поршень выполнен с разными по высоте диаметрами. Наименьший диаметр имеет участок головки. Юбка имеет конус с большим диаметром у нижнего торца. С целью лучшей проработки юбка поршня подвергается лужению.

Для обеспечения зазора между юбкой поршня и гильзой цилиндра, равным 0,22-0,26 мм, поршни по диаметру юбки сортируются на две группы, которые маркируются буквами «Б» и «М». Размер диаметра юбки поршня при сортировке на группы определяют на расстоянии 41 мм от нижнего торца юбки в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца при температуре 20° С.

Для получения необходимого натяга пальца в бобышках поршни также подразделяют на две группы по размеру диаметра в бобышках. Маркировку групп производят краской: белой и желтой.

По величине массы поршни в комплект на двигатель подбираются с разницей, не превышающей 7 г. Величина массы набивается ударным клеймом на донышке поршня тремя цифрами.

Поршневой палец предназначен для шарнирного соединения поршня с шатуном.

В холодном состоянии палец в бобышках поршня находится с небольшим натягом в 6-7 мк или с зазором 4-5 мк. Для обеспечения требуемого сопряжения пальцы по наружному диаметру сортируются на две группы.

При установке пальца поршень нагревают до температуры 50- 60 °С. В верхней головке шатуна палец должен плавно перемещаться под действием собственной массы. От осевого смещения в поршне палец фиксируется пружинными кольцами, установленными в канавки, выточенные в бобышках поршня.

Поршневые кольца. Поршневые кольца служат для уплотнения зазора между поршнем и гильзой цилиндра. На каждом поршне установлено три компрессионных кольца и одно маслосъемное.

Компрессионные кольца трапецеидальной формы; верхний торец имеет скос под углом 10°.

Первое (верхнее) кольцо хромированное по наружной цилиндрической поверхности, остальные два кольца нехроми-рованные, имеют на цилиндрической поверхности канавки для ускоренной приработки в начальный период эксплуатации двигателя. Одновременно канавки служат для аккумулирования масла, которое уменьшает трение кольца о гильзу. Компрессионные кольца взаимозаменяемы с кольцами двигателей ЯМЗ-236 и АМЗ.

Маслосъемное кольцо коробчатой формы имеет два рабочих пояска шириной 0,5 мм с фасками и прорези в средней части для отвода масла. Такая конструкция кольца с применением радиального расширителя обеспечивает умеренный угар масла при наличии одного масло-съемного кольца.

Для обеспечения теплового расширения в замке для всех колец предусмотрен зазор, равный 0,45-0,75 мм.

Особенности эксплуатации. Детали кривошипно-шатунного механизма работают надежно и не требуют периодического технического обслуживания. Темп износа умеренный. Величина износа, при которой требуется капитальный ремонт, наступает после наработки 6000 ч. Однако в результате нарушения правил эксплуатации или небрежной сборки возможны неполадки в работе механизма или преждевременный износ деталей.

Наиболее часто встречающееся нарушение в эксплуатации трактора - длительная работа с перегрузом - приводит к перегреву двигателя, а длительная работа с малой нагрузкой или на холостом ходу приводит к переохлаждению двигателя* особенно в зимних условиях. Несвоевременный уход за воздухоочистителем служит причиной проникновения запыленного воздуха в цилиндры, что вызывает интенсивный износ поршневых колец и гильз цилиндров. Применение дизельного масла, по качеству не соответствующее рекомендованному заводом-изготовителем, вызывает повышенное нагарообразование на деталях кривошипно-шатунного механизма, износ шатунных и коренных подшипников, а‘также преждевременное засорение масляного фильтра смолистыми отложениями и продуктами износа.

Долговечность работы кривошипно-шатунного механизма в значительной степени зависит от соблюдения правил пуска дизеля особенно в холодное время года.

Для исключения сухого трения в подшипниках в момент пуска на двигателе предусмотрена предпусковая прокачка масла в системе смазки.

Рис. 3. Поршневые кольца: 1 - сечение верхнего компрессионного кольца; 2- слой хрома; 3- второе и третье компрессионные кольца; 4 - канавки; 5 - маслосъемное кольцо; А - место клейма «верх».

Для облегчения пуска дизеля на тракторе установлен предпусковой подогреватель. Все эти устройства обеспечивают надежный пуск двигателя при низких температурах и длительную работу деталей криво-шипно-шатунного механизма.

Для контроля за давлением смазки в системе на щитке приборов установлены два прибора: манометр, показывающий давление масла в системе, которое должно быть не ниже 2 кгс/см2 при работе под нагрузкой и лампочка аварийного состояния, которая загорается при резком снижении давления масла.

За этими приборами тракторист должен постоянно наблюдать в период работы трактора.

При загорании лампочки аварийного состояния следует немедленно остановить двигатель и выяснить причину.

В первую очередь необходимо проверить уровень масла в картере двигателя маслоизмерителем, затем исправность сигнальной лампочки и датчика (см. раздел «Система смазки»). Если уровень масла соответствует норме и система сигнализации исправна, то необходимо снять поддон и проверить состояние крепления маслоподводящей трубки.

Разборка и сборка. Замена поршневых колец. Разборку двигателя следует производить в закрытом помещении. Двигатель необходимо предварительно очистить от грязи и помыть. После слива масла из картера и воды из системы охлаждения снимают головки цилиндров. Отсоединяют сильфоны от выпускных коллекторов, топливные трубки от форсунок, снимают колпаки, вынимают штанги и после отвертывания гаек крепления снимают головки цилиндров вместе с выпускным коллектором и прокладки головок.

Головку цилиндров следует положить таким образом, чтобы не повредить выступающие носки распылителя форсунок.

Чтобы поршень можно было свободно вынуть из гильзы, необходимо очистить верхний пояс гильз цилиндров от нагара скребком из мягкого металла (меди, латуни, алюминия).

Затем снимают поддон и приступают к отсоединению шатунов. При положении кривошипа в нижнем положении снимают крышки шатунов первого и четвертого цилиндров.

Установив коленчатый вал в положение ВМТ, вынимают поршень с шатуном четвертого цилиндра, а затем, повернув на 90° по часовой стрелке, вынимают поршень с шатуном первого цилиндра. При выемке поршня из гильзы нельзя допускать ударов шатуна по гильзе. Запрещается зыталкивать поршень ударами по нижней головке шатуна металлическим инструментом, так как при этом возникают забоины на плоскости разъема или на поверхности вкладыша.

После выемки поршня нижнюю крышку шатуна и шатунные болты ставят на свои места.

Поршни с шатунами продолжают вынимать из второго и пятого, а затем из третьего и шестого цилиндров, устанавливая коленчатый вал в положение, удобное для демонтажа. Поршневые кольца снимают и устанавливают на поршень специальными шипцами, ограничивающими расширение кольца.

Перед установкой поршневых колец канавки в поршне и отверстия в канавке под маслосъемное кольцо очищают от нагара и промывают дизельным топливом или бензином, после чего продувают сжатым воздухом. Сначала устанавливают маслосъемное кольцо с радиальным расширителем, а затем третье, второе и первое компрессионные кольца. Первое компрессионное кольцо, хромированное, отличается большей упругостью, на верхнем торце имеется клеймо «верх».

Кольца должны иметь хорошую подвижность в к.анавках поршня. При проворачивании поршня, установленного горизонтально, компрессионные кольца должны плавно перемещаться в канавках и утопать в них под действием собственного веса, а маслосъемное - при легком нажатии пальцем.

Замки смежных колец должны быть расположены в противоположных сторонах, смещены по окружности на равных расстояниях друг от друга, но не против отверстий под. палец.

При установке поршня в цилиндр следует пользоваться специальной обжимной наставкой, устанавливаемой на бурт гильзы.

Сборка шатуна с поршнем. Для отсоединения шатуна от поршня следует вынуть стопорные кольца поршневого пальца, нагреть поршень в масляной ванне до 60° С и вынуть поршневой палец

При сборке поршни и пальцы подбирают одной группы. Поршневой палец должен запрессовываться в бобышки только нагретого поршня с установленным одним стопорным кольцом.

Взаимное положение поршня и шатуна в сборе для левого и правого ряда цилиндров должно соответствовать рисунку.

После запрессовки поршневого пальца устанавливают второе стопорное кольцо. Стопорные кольца должны свободно вращаться в канавках, а шатун перемещаться по оси пальца и качаться без заедания. Устанавливают на поршень поршневые пальцы.

Перед установкой в цилиндр поршень, гильзу и шатунную шейку смазывают дизельным маслом. Установку поршней производят попарно: цилиндры. Стрелка на поршнях должна быть направлена вперед в сторону вентилятора.

Замена вкладышей шатунных и коренных подшипников. Вкладыши коренных и шатунных подшипников ремонту не подлежат. В случае задира или выкрашивания (отслоения) антифрикционного слоя при хорошем состоянии шеек коленчатого вала вкладыши заменяют новыми соответствующего номинала без съема коленчатого вала.

Рис. 4. Установка поршня в цилиндр: 1 - блок-картер; 2 - гильза цилиндра; 3 - обжимная наставка; 4 - поршневые кольца; 5 - поршень.

Рис. 5. Сборка поршня с шатуном: А - для правого ряда цилиндров; Б - для левого ряда цилиндров.

Коленчатый вал устанавливают в положение, удобное для съема нижних крышек шатунов, начиная с первого и четвертого цилиндров. Расконтривают шатунные болты, вывинчивают их и снимают крышки шатунов вместе с нижней половиной вкладыша. Верхнюю половинку вкладыша выталкивают легкими ударами по медной пластинке, установленной в торец вкладыша со стороны, противоположной расположению усика на вкладыше.

Перед установкой новых вкладышей протирают чистой салфеткой шейку вала и постель под вкладыш на крышке шатуна. Верхняя и нижняя половинки вкладыша шатунного подшипника взаимозаменяемы. Вкладыш, установленный в постель, должен плотно прилегать и надежно фиксироваться усиком в пазе постели. Шейку вала смазывают дизельным маслом. Верхний вкладыш устанавливают в постель шатуна легкими ударами медного молотка в торец.

Крышка шатуна с нижней половинкой вкладыша должна быть установлена так, чтобы штифт в стержне шатуна и паз в крышке совместились, а номера крышки с шатуном совпали. Затягивают шатунные болты равномерно в два-три приема с конечным усилием, равным 20- 22 кгм и контрят замковыми шайбами с отгибкой на грань головки болта. При переборке следует использовать новые замковые шайбы. При правильно установленном шатунном подшипнике и выдержанном усилии затяжки шатунных болтов нижняя головка шатуна должна свободно перемещаться по шейке коленчатого вала. Продольный люфт допускается в пределах 0,35-0,66 мм.

Для замены вкладышей коренных,подшипников необходимо поочередно снимать крышки коренных подшипников. Вначале вывинчивают стяжные болты, а затем расконтривают и снимают гайки крепления крышек.

При установке новых вкладышей следует иметь в виду, что верхний вкладыш имеет канавку и отверстие для подвода смазки, а нижний вкладыш гладкий. Если вкладыши замаркированы, то их подбирают с учетом маркировки. Вкладыш с маркировкой «+» устанавливается в паре с вкладышем, имеющим маркировку «-» или с красной и зеленой краской соответственно.

После установки в постели вкладыши смазывают дизельным маслом, укладывают коленчатый вал и ставят на свои места крышки. В связи с плотной посадкой крышки в паз блок-картера крышки осаживают легкими ударами медного молотка или монтировкой.

Перед навинчиванием гаек резьбу шпилек смазывают дизельным маслом.

Гайки крепления затягиваются поочередно, начиная со средних крышек, в два приема. Сначала затягивают гайки всех крышек с половинным усилием, а затем с окончательным, равным 26-28 кгм. Если отсутствует динамометрический ключ для определения усилия затяжки, гайки затягивают до совпадения меток на шпильке и гайке, которые наносят перед разборкой.

Перед затяжкой заднего упорного подшипника необходимо выровнять осевой зазор, для чего, слегка притянув гайками крышку, перемещают вал взад-вперед в осевом направлении, выравнивая положение крышки. Когда крышка займет положение, при котором осевой зазор будет одинаковый с обеих сторон крышки, гайки затягивают окончательно. Зазор проверяют щупом.

Контровку гаек необходимо производить новыми замковыми шайбами. Повторное их использование не разрешается.

Затем затянуть стяжные болты с усилием 16-18 кгм.

При правильно подобранных и установленных вкладышах коренных подшипников коленчатый вал без шатунов должен свободно вращаться от руки.

К атегория: - Трактор Т-150


Вал коленчатый с вкладышами 20-04с8 (в дальнейшем коленчатый вал) предназначен для установки в дизельный двигатель СМД-20 и его модификации (в дальнейшем - дизель).

При покупке коленчатого вала требуйте сертификат качества. Проверяйте наличие товарного знака на 1-й щеке и клейма ОТК на площадке 1-й или 2-й шейке. Маркировка обозначения детали на 6-й шейке.

При транспортировке и хранении соблюдайте общепринятые нормы и правила.

Все коренные и шатунные шейки коленчатого вала выполнены под один из номинальных или ремонтных размеров, указанных в таблицах 1 и 2.
^

Коренные шейки коленчатого вала


Маркировка размерных групп

Диаметр шеек коленвала, мм

Внутр. диаметр подшипника, мм

Толщина вкладыша, мм

размер

допуск

размер

допуск

размер

допуск

Н1

92,25

-0,022

92,25

+0,141
-0,100

2,820

±0,005

Н2

92,00

92,00

2,945

Р1

91,50

91,50

3,195

Р2

91,00

91,00

3,445

Р3

90,50

90,50

3,695

Р4

90,00

90,00

3,945
^

Шатунные шейки коленчатого вала


Маркировка размерных групп

Диаметр шеек коленвала, мм

Внутр. диаметр подшипника, мм

Толщина вкладыша, мм

размер

допуск

размер

допуск

размер

допуск

Н1

78,25

-0,095
-0,110

78,25

+0,031
-0,010

2,875

±0,005

Н2

78,00

78,00

3,00

Р1

77,25

77,25

3,375

Р2

76,50

76,50

3,75

Р3

75,75

75,75

4,125

Р4

75,00

75,00

4,5
^

1. Подготовка к установке коленчатого вала


1.1. Вал расконсервировать: очистить от консервационной смазки, выкрутить заглушки маслокарманов, удалить остатки консервационной смазки из маслокарманов и маслоканалов. Промыть вал, масляные карманы и полости необходимыми растворами, продуть сжатым воздухом, просушить, закрутить заглушки.
Примечание: заглушки закручивать в те маслокарманы, из которых были выкручены, чтобы не увеличивался дисбаланс.
Чистота промывочной жидкости по 13 классу ГОСТ 17216-71.
Выступание головки шплинта на первой щеке коленвала не более 5 мм. При необходимости расплющить. ВНИМАНИЕ!!! ЕСЛИ ПОСЛЕ РАСКОНСЕРВАЦИИ ВАМИ ОБНАРУЖЕНО НЕСООТВЕТСТВИЕ РАЗМЕРОВ КОРЕННЫХ ИЛИ ШАТУННЫХ ШЕЕК ВАЛА, НЕПРАВИЛЬНОСТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ МАСЛОКАНАЛОВ, ЛИБО ИХ ОТСУТСТВИЕ, КОРРОЗИЙНЫЕ ПЯТНА И ДР., ТО КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ УСТАНОВКА ВАЛА В ДВИГАТЕЛЬ!!! В ЭТОМ СЛУЧАЕ СОСТАВЛЯЕТСЯ АКТ УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗЦА И ВАЛ ОБМЕНИВАЕТСЯ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ПРЕТЕНЗИИ НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ!
^

2. Требования к сопрягаемым деталям


2.1. Для предупреждения преждевременного выхода из строя (поломки) дизеля и необоснованных претензий к качеству коленчатого вала необходимо убедиться в годности сопрягаемых деталей к сборке. Детали рекомендуемого двигателя выбраковывают в соответствии с техническими условиями ГОСНИТИ на дефектовку деталей двигателя.

2.2. Вкладыши коренных и шатунных подшипников должны соответствовать размерам коренных и шатунных шеек коленчатого вала (см. табл. 1 и 2).

Обозначение комплекта шатунных вкладышей: А23.01-84-14АСБ.
Обозначение комплекта коренных вкладышей: А23.01.98-20/22 сб.
Дополнительная маркировка размерной группы и ремонтных размеров вкладышей: Н1, Н2, Р1, Р2, Р3, Р4.

2.3. Вал отбалансирован динамически. Дисбаланс коленвала (без комплектующих деталей) не должен превышать 7,5 мН м (75 гс см).

2.4. Величина допустимого дисбаланса валов в сборе с заглушками, шплинтами, трубками и штифтами более 95 гс см не допускается.

2.5. Крышки коренных подшипников должны плотно входить в замки гнезд блок-картера. Перестановка и повертывание крышек коренных подшипников не допускается.

2.6. Отклонение от плоскостности опорных поверхностей крепления крышек коренных подшипников допускается не более 0,025 мм.

2.7. Отклонение от перпендикулярности торцевых поверхностей крышек коренных подшипников и плоскости разъема не должно превышать 0,1 мм на 100 мм.

2.8. Раскомплектование шатунов с крышками не допускается.

2.9. Разность масс шатунов, входящих в комплект на один дизель, не должна быть более 15 грамм.

2.10. Разность масс поршней одного комплекта не должна превышать 7 грамм.

2.11. Разность масс пальцев, установленных на один двигатель, не должна быть более 6 грамм.
^

3. Требования к сборке


3.1. Все детали и узлы, поступающие на сборку, должны быть чистыми, сухими и не иметь следов консервационной смазки, стружки и грязи.

3.2. Трущиеся поверхности деталей: коренные и шатунные шейки, вкладыши, упорные полукольца, при сборке протереть салфеткой и смазать дизельным маслом, а рабочие кромки резиновых сальников (манжет) слоем консистентной смазки.

3.3. Замки вкладышей совместить с пазами постелей, а масляные отверстия во вкладышах - с масляными каналами в блок-картере.

3.4. Болты коренных подшипников затянуть моментом 200-220 Н м (20-22 кгс м). Затяжку болтов проводить с крышки третьего коренного подшипника.

3.5. Коленчатый вал, после затяжки болтов коренных подшипников, должен проворачиваться плавно без заеданий от усилия руки, приложенного к штифту фланца коленчатого вала.
Продольный люфт коленчатого вала в установленных полукольцах должен быть в пределах 0,110-0,385 мм; допускаемое перемещение вала 0,48 мм.
Зазор в коренных подшипниках - в пределах 0,122-0,163 мм.

3.6. Шатунные болты затянуть моментом 147-167 Н м (15-17 кгс м).

3.7. Шатун должен свободно перемещаться от усилия руки вдоль оси шатунной шейки. Продольный люфт шатуна должен быть 0,17-0,44 мм.

3.8. Коленчатый вал при установленных поршнях и нормально затянутых гайках шатунных болтов должен проворачиваться при приложении момента не более 50 Н м (5 кгс м).
^

4. Обкатка и испытание.

Внимание! Запрещается вводить трактор (двигатель) в эксплуатацию с полной нагрузкой без его обкатки.


4.1. Назначение обкатки - приработка поверхностей сопряженных деталей, проверка правильности сборки, соблюдение заданных техническими условиями и предусмотренных конструкцией взаиморасположение деталей, зазоров, натягов.

4.2. Обкатка разделяется на три этапа: 1-й этап - обкатывают двигатель на холостом ходу в течение 10-15 мин.; 2-й этап - обкатывают трактор на холостом ходу в течение 7 часов; 3-й этап - обкатывают трактор под нагрузкой 53 часа.

4.3. При подготовке двигателя к обкатке следует очистить его от пыли и грязи, ознакомиться с действующей технической документацией на двигатель СМД-20.

4.4. Во время работы двигатель осматривают, проверяют показания контрольных приборов, плотность трубопроводов и фланцевых соединений. Обнаружив неисправность, двигатель останавливают, выявляют причину неисправности, устраняют её. По окончании обкатки проводят технический уход, контрольный осмотр и заменяют масло в двигателе.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал