Методические рекомендации по обучению дошкольников разных возрастных. Конспект урока литературы «Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома

Цель:
- учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины, совершенствовать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;
- воспитывать уважение профессии строителя;
- показать возможность создания образа с помощью веревки, развивать воображение и творчество.
Демонстрационный материал : картина «Строим дом» (серия «Мы играем» автор Е. Г. Батурина) и рисунки образцы…
Раздаточный материал: фланелеграф но количеству детей, веревочки разного цвета.
Предварительная работа: на прогулках и экскурсиях наблюдение за строительством новых зданий. Рассказать детям, как много зданий строится в городе где мы живём, какое большое строительство идет по всей нашей стране. Подобрать иллюстрации с изображением зданий, рассмотреть их с детьми, оставить на некоторое время в групповой комнате.
Игры детей со строительным материалом.
Словарная работа: везёт, разгружает, привезла, укрепляет, прикрепляет.

Ход занятия

1. Рассматриваем картину «Строим дом».
Вопросы:
Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)
Что делают дети? (Играют. строят дом.)
Как можно назвать эту картину? («Строим дом». «Мы играем», «Дети строят дом».)
Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.)
Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т.п.)
Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.)
А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал: разгружает машину: помогает строить дом.)
Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.)
А по-другому как можно сказать? (Везет машину с кукольной мебелью: играет вместе с мальчиками.)
А сейчас придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для рассказа интересный конец, что дети будут делать дальше. Если дети затрудняются придумать концовку, я предлагаю образец: «Дети построили дом и поселили в нем кукол. Хорошо куклам в новом и уютном доме!»
Физкультминутка «Пильщики»
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим-пилим, пилим-пилим.
Раз-два, раз-два.
Будут на зиму дрова.
(Дети имитируют движения пильщиков.)
2. Дети, поселили кукол в новый дом. А чтобы куклам в просторном доме жилось уютно и весело, давайте мы с вами нарисуем для них разные картины с веревочками.
3. Предлагаю детям рассмотреть рисунки-образцы нарисовать веревочками посуду, овощи, фрукты, цветы, животных, а затем перенести изображение на фланелеграф. Дети выполняют работу. По окончании работы рассматриваем, отмечаем наиболее выразительные, творческие, самостоятельные.

МБДОУ «Детский сад №98» г. Чебоксары

Конспект образовательной деятельности

(образовательная область «Коммуникация»)

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «В РОДНОЙ СЕМЬЕ»

Разработан: воспитателем старшей группы Андреевой О.А.

Чебоксары, 2013г.

ЗАДАЧИ:

Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Упражнять в подборе слов со сходным значением. Оказывать детям помощь в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.

Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу.

Ввести в активный словарь детей слова: комбинезон, конструировать, дружная.

Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.

Отработка интонационной выразительности речи.

Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем.

Углублять представление ребенка о семье и ее истории.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, скромность, умения с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Предшествующая работа:

Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми об их семьях, чтение стихов, пословиц, рассказов, поговорок о семье, загадывание загадок.

Рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам: «Строим дом», «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами».

Составление рассказов по своим рисункам, по семейным фотографиям.

Выставка рисунков, фотовыставка «Моя семья».

Методы и приемы:

1) Игровая мотивация.

2) Рассматривание.

3) Вопросы к детям.

4) Беседа.

5) Использование ИКТ.

6) Рассказы детей.

Ход деятельности:

1) Организационный момент.

2) Сюрпризный момент.

3) Рассматривание картины.

4) Физкультминутка.

5) Рассказывание.

6) Рефлексия.

Материал:

1) Картина «В родной семье».

2) Костюм Буратино.

3) Флешка.

4) Мольберт.

5) Карточки-помощники.

Ход организованной образовательной деятельности.

Организационный момент:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Улыбнемся и гостям.

Мы вам рады, здравствуйте!

Забегает Буратино.

Воспитатель: Здравствуй, Буратино? Куда ты так торопишься?

БУРАТИНО: Привет, всем! Ребята, я прогулял урок и теперь не могу справиться с заданием.

Воспитатель: С каким заданием ты не можешь справиться?

БУРАТИНО: Нужно составить рассказ по картине.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Буратино? (варианты ответов) (расскажем, как нужно составлять рассказ). Буратино, покажи, пожалуйста, нам картину, по которой нужно составить рассказ.

БУРАТИНО: Картина на флешке.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. (дети стоят перед экраном). Буратино, вначале нам надо рассмотреть картину.

1. Ребята, а как вы думаете, кто изображен на картине?

2. Где собралась семья? В какой комнате? (уютной, чистой, большой)

3. Чем они занимаются? (

4. Что можно сказать об этой семье? (какая она?)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире?

(проводится физкультминутка )

)

Папа, мама, брат, сестра, (шагаем врассыпную )

Кошка Мурка, два котенка, (наклоны в право, влево )

Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища )

Вот и вся моя семья! (хлопать в ладошки )

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Мы с вами рассмотрели картину, теперь нам нужно составить рассказ. Буратино, для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным можно использовать карточки-помощники. Посмотрите на мольберт. Ребята, нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают.

Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте внимательно, потом будете рассказывать вы. Ты тоже, Буратино, слушай внимательно.

Воскресным утром дружная семья собралась в большом, уютном зале. Папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой решили почистить аквариум, бабушка присела за круглый стол, и читает интересную книгу. Каждый в семье занят своим любимым делом.

Кто желает рассказать? Анечка пожалуйста.

АНЯ: Ранним утром вся дружная семья собралась в уютной комнате. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой меняют воду в аквариуме. А бабушка присела почитать свежую газету. Каждый занят своим делом.

Воспитатель: Анечка, умница. Ты последовательно рассказала. У тебя получился очень интересный рассказ. Молодец! Кто еще желает? Никита, пожалуйста.

НИКИТА: В выходной день большая и дружная семья решила заняться любимыми делами. Они находятся в большой, чистой и уютной комнате. Папа помогает сыну конструировать самолет. Дочка помогает маме. Они меняют воду в аквариуме. А бабушка читает газету и наблюдает за родными. Эта семья, как и наша очень трудолюбивая и заботливая.

Воспитатель: Никита, молодец! Ты даже сравнил эту семью со своей. Твой рассказ был подробным. Ты умело использовал карточки-схемы. Умница.

Воспитатель: Александра, желает рассказать? Пожалуйста, мы тебя слушаем.

АЛЕКСАНДРА: Вечером дружная семья собралась в большой и уютной комнате. Папа и сын конструируют самолет, мама и дочка меняют воду в аквариуме. А бабушка читает книгу за столом. В этой дружной семье каждый занят своим любимым делом.

Воспитатель: Очень интересно и содержательно рассказала Александра, молодец. Буратино! Мы теперь хотим тебя послушать.

БУРАТИНО: Однажды, одна большая и дружная семья решила собраться вместе, чтобы заняться своими любимыми делами. Для этого они выбрали большой зал. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой чистят аквариум. Бабушка сидит за столом и читает книгу. Это замечательная семья: большая, дружная и трудолюбивая!

Воспитатель: Молодец, Буратино! Ты справился со своим заданием. Ты рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным, последовательным.

БУРАТИНО: Теперь я понял как нужно составлять рассказ. Большое вам спасибо. Я побежал! Пока!

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Буратино. До свидания! Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали? (научили Буратино составлять рассказ по картине). Чей рассказ получился самым интересным? Чем он тебе запомнился? (Почему?)

Мне тоже понравились ваши рассказы. Ребята мои, я горжусь вами, что вы смогли научить Буратино составлять рассказ. МОЛОДЦЫ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №98» г. Чебоксары

Конспект образовательной деятельности

(образовательная область «Коммуникация»)

ТЕМА:

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ «В РОДНОЙ СЕМЬЕ»

Разработан: воспитателем старшей группы Андреевой О.А.

Чебоксары, 2013г.

ЗАДАЧИ:

Образовательная область «Коммуникация»

Образовательная область «Социализация»

Углублять представление ребенка о семье и ее истории.

Предшествующая работа:

Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми об их семьях, чтение стихов, пословиц, рассказов, поговорок о семье, загадывание загадок.

Рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам: «Строим дом», «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами».

Составление рассказов по своим рисункам, по семейным фотографиям.

Выставка рисунков, фотовыставка «Моя семья».

Методы и приемы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Рассматривание.
  3. Вопросы к детям.
  4. Беседа.
  5. Использование ИКТ.
  6. Рассказы детей.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.
  2. Сюрпризный момент.
  3. Рассматривание картины.
  4. Физкультминутка.
  5. Рассказывание.
  6. Рефлексия.

Материал:

  1. Картина «В родной семье».
  2. Костюм Буратино.
  3. Флешка.
  4. Мольберт.
  5. Карточки-помощники.

Ход организованной образовательной деятельности.

Организационный момент:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Улыбнемся и гостям.

Мы вам рады, здравствуйте!

Забегает Буратино.

Воспитатель: Здравствуй, Буратино? Куда ты так торопишься?

БУРАТИНО: Привет, всем! Ребята, я прогулял урок и теперь не могу справиться с заданием.

Воспитатель: С каким заданием ты не можешь справиться?

БУРАТИНО: Нужно составить рассказ по картине.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь Буратино? (варианты ответов) (расскажем, как нужно составлять рассказ). Буратино, покажи, пожалуйста, нам картину, по которой нужно составить рассказ.

БУРАТИНО: Картина на флешке.

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. (дети стоят перед экраном). Буратино, вначале нам надо рассмотреть картину. (Дети в течении 10 сек. рассматривают)(да, эта картина нам знакома.)

  1. Ребята, а как вы думаете, кто изображен на картине? (семья, папа, мама, сын, дочка, бабушка, родные, близкие, родственники).
  2. Где собралась семья? (в комнате, в зале, в квартире). В какой комнате? (уютной, чистой, большой)
  3. Чем они занимаются? (папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой меняют воду в аквариуме, бабушка читает газету).
  4. Что можно сказать об этой семье? (какая она?) (большая, дружная, трудолюбивая, счастливая, сердечная, веселая, заботливая).

Воспитатель: Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире? (воспитатель указывая считает всех членов семьи, которые изображены на картине)

(проводится физкультминутка )

Раз, два, три, четыре, пять. (указывать пальцем как - будто считают )

Папа, мама, брат, сестра, (шагаем врассыпную )

Кошка Мурка, два котенка, (наклоны в право, влево )

Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища )

Вот и вся моя семья! (хлопать в ладошки )

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Мы с вами рассмотрели картину, теперь нам нужно составить рассказ. Буратино, для того, чтобы рассказ получился интересным, последовательным можно использовать карточки-помощники. Посмотрите на мольберт. Ребята, нам эти карточки уже знакомы. Вспомним, что они обозначают. (карточки выставляются на мольберт). (1. Кто изображен? 2. Где находятся? 3.Что делают? 4. Какая семья?)

Воспитатель: Дети, послушайте: какой рассказ придумала я. Слушайте внимательно, потом будете рассказывать вы. Ты тоже, Буратино, слушай внимательно.

Воскресным утром дружная семья собралась в большом, уютном зале. Папа с сыном конструируют самолет, мама с дочкой решили почистить аквариум, бабушка присела за круглый стол, и читает интересную книгу. Каждый в семье занят своим любимым делом.

Кто желает рассказать? Анечка пожалуйста.

АНЯ: Ранним утром вся дружная семья собралась в уютной комнате. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой меняют воду в аквариуме. А бабушка присела почитать свежую газету. Каждый занят своим делом.

Воспитатель: Анечка, умница. Ты последовательно рассказала. У тебя получился очень интересный рассказ. Молодец! Кто еще желает? Никита, пожалуйста.

НИКИТА: В выходной день большая и дружная семья решила заняться любимыми делами. Они находятся в большой, чистой и уютной комнате. Папа помогает сыну конструировать самолет. Дочка помогает маме. Они меняют воду в аквариуме. А бабушка читает газету и наблюдает за родными. Эта семья, как и наша очень трудолюбивая и заботливая.

Воспитатель: Никита, молодец! Ты даже сравнил эту семью со своей. Твой рассказ был подробным. Ты умело использовал карточки-схемы. Умница. (Саша Леонтьева поднимает руку)

Воспитатель: Александра, желает рассказать? Пожалуйста, мы тебя слушаем.

АЛЕКСАНДРА: Вечером дружная семья собралась в большой и уютной комнате. Папа и сын конструируют самолет, мама и дочка меняют воду в аквариуме. А бабушка читает книгу за столом. В этой дружной семье каждый занят своим любимым делом.

Воспитатель: Очень интересно и содержательно рассказала Александра, молодец. Буратино! Мы теперь хотим тебя послушать.

БУРАТИНО: Однажды, одна большая и дружная семья решила собраться вместе, чтобы заняться своими любимыми делами. Для этого они выбрали большой зал. Папа с сыном конструируют самолет. Мама с дочкой чистят аквариум. Бабушка сидит за столом и читает книгу. Это замечательная семья: большая, дружная и трудолюбивая!

Воспитатель: Молодец, Буратино! Ты справился со своим заданием. Ты рассказал подробно о каждом. Твой рассказ получился интересным, последовательным.

БУРАТИНО: Теперь я понял как нужно составлять рассказ. Большое вам спасибо. Я побежал! Пока!

Воспитатель: Ребята, попрощаемся с Буратино. До свидания! (Дети встают со стульчиков, воспитатель предлагает присесть на коврик). Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали? (научили Буратино составлять рассказ по картине). Чей рассказ получился самым интересным? Чем он тебе запомнился? (Почему?)

Мне тоже понравились ваши рассказы. Ребята мои, я горжусь вами, что вы смогли научить Буратино составлять рассказ. МОЛОДЦЫ.

Тема образовательной деятельности: составление рассказа по картине.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Поэтому, чтобы вызвать интерес детей к теме и с целью поддержания их заинтересованности в ходе всего занятия, в основе образовательной деятельности лежит игровая мотивация. Тема достаточно сложная, особенно в начале года дети затрудняются составлять рассказы по картине. Поэтому мною бала проведена большая предварительная работа. Проводили индивидуальные и групповые беседы с детьми об их семьях, читали стихи, пословицы, рассказы, поговорки о семье, загадывали загадки. Рассматривали и составляли рассказы по сюжетным картинам: «Строим дом», «Кошка с котятами», «Ежи», «Собака со щенятами», «Опять двойка», «Семья за чаепитием». Составляли рассказ по своим рисункам, по семейным фотографиям. Играли в сюжетно-ролевые игры на тему «Семья».

В ходе занятия решались следующие задачи:

Образовательная область «Коммуникация»

Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Упражнять в подборе слов со сходным значением. Оказывать детям помощь в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом.

Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу.

Ввести в активный словарь детей слова: комбинезон, конструировать, дружная.

Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух.

Отработка интонационной выразительности речи.

Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем.

Образовательная область «Социализация»

Углублять представление ребенка о семье.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, скромность, умения с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Для решения данных задач я использовала следующие методы и приемы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Рассматривание.
  3. Вопросы к детям.
  4. Беседа.
  5. Использование ИКТ.
  6. Образец воспитателя.
  7. Использование схем-моделей.
  8. Рассказы детей.

По данной теме очень сложно активизировать всю группу детей, поэтому, занятие проводилось с подгруппой. Использовала разные формы организации детской деятельности. Был сюрпризный момент. Дети меняли положение: где-то стояли перед экраном, сидели на стульях, была проведена физкультминутка, в конце дети посидели на коврике. Я считаю, что поставленные задачи реализовала.


Тема

Рассматривание картины «Мы строим дом».

Образовательные цели.

Обеспечение целостного восприятия картины. Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи). Совершенствование навыка работы по заданной схеме, навыка хорового пения.

Развивающие цели.

Повышение речевой активности. Развитие речевого общения, диалогической речи, зрительного восприятия, пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные цели. Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование.

Картина О.Р. Гофман «Мы строим дом», большой грузовик с кубиками, магнитофон с записью музыкального сопровождения, схема постройки домика из кубиков.

Предварительная работа.

Разучивание песенки Л.Б. Гавришевой «Строим дом», разучивание упражнения «Вот какой красивый дом!».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Объявление темы занятия. Пение песенки «Строим дом». Совершенствование навыка хорового пения.

СТРОИМ ДОМ
1
Строим дом - ом, ом,
Впятером - ом, ом.
Вот окошко, крыша вот.
От-от-от, от-от-от.
Припев
Кубик красный, кубик синий
Подвозите на машине.
Подвозите на машине
Кубик красный, кубик синий.
2
Дом растет - от, от,
Видит кот - от, от.
Крыша вот, а вот труба.
Ба-ба-ба, ба-ба-ба.
Припев

2. Предварительная работа.

Игра с кубиками на ковре. Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

Посмотрите, какой грузовик к нам приехал? (Он желтый.)
Правильно. У грузовика желтый кузов, желтая кабина. А колеса какие? (Черные.) Конечно, колеса черные. Давайте их сосчитаем. (Одно, два, три, четыре)
Сколько у грузовика колес? (Четыре колеса.)
А что привез нам грузовик? Начните ответ со слова слова грузовик. (Грузовик привез кубики.) Какие кубики? (Большие. Маленькие.) Верно. Кубики большие и маленькие. Они яркие, разноцветные. Какого они цвета? (Красные. Желтые. Зеленые. Синие.)

Давайте построим из кубиков. Можно поупражнять детей в постройке по заданной схеме, модели.
- Посмотрите на картинку. Какие взять сначала? (Красные.) Правильно давайте возьмем и поставим на ковер три красных кубика.
- Какие кубики мы поставим (Синие.) Сколько их? (Два.) Верно. Поставьте два синих кубика на красные.
- Какие кубики вы поставите на синие? (Желтые.) Сколько их? (Тоже два.)
Молодцы! Как вы хорошо считаете сегодня! Поставьте два желтых кубика на синие.
- Посмотрите на картинку. Башенку какого цвета вы поставите на самый верх? (Красную башенку.} Отлично! Заканчивайте работу.

Что мы сделали? (Построили дом.) Какой дом у нас получился? (Большой. Высокий. Красивый.)
Молодцы! Как вы дружно работали! Вот поэтому дом такой красивый! Давайте похлопаем себе!

3. Рассматривание картины и беседа по ней.
Развитие зрительного внимания. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.

А теперь давайте рассмотрим картину «Мы строим дом». Кого вы видите на ней? Начните ответ со слова мы. (Мы видим детей.) Что они делают? Начните ответ со слова они. (Они строят дом.)
Малыши в детском саду построили дом из кубиков. Какой дом у них получился? (Большой. Красивый. Высокий. Разноцветный.)
Какая крыша у домика? (Синяя.) Правильно. У дома синяя крыша. А сколько окон в домике? Начните ответ со слов в домике. (В домике два окна.) Верно. В домике два окна и одна дверь. Вот красивый дом, как у нас с вами! Дом получается таким красивым, потому что дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим, как дети строят дом. Посмотрите на мальчика в комбинезоне и белой рубашке. Он привез кубики в большом оранжевом грузовике. Мальчик сидит на полу рядом с грузовиком. Наверное, он сейчас будет выгружать кубики.
Расскажите про мальчика в полосатых шортах и пестрой рубашке. (Он сидит на полу. У него красный подъемный кран. Мальчик поднимает синий кубик.)
Молодцы! Очень хорошо рассказали. Светловолосый мальчик сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик.
Теперь посмотрите на девочку. Что она делает? (Она стоит за домиком. У нее мишка. Она сажает мишку в домик. Мишка будет жить в домике.)
Хорошо! Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в ломик большого коричневого мишку.
А что делает мальчик в красных полосатых браках? (Он везет грузовик. В грузовике кубики.) Верно. Мальчик в красных брюках и белой рубашке везет грузовик. У грузовика черная кабина и желтый кузов.
Что вы видите на картине слева? (Там стоит шкаф. В шкафу лежат игры.) А что находится за детьми? (Там окно. На окне цветок.)
Посмотрите, какая уютная группа у малышей, светлая, просторная. На стене висит картинка, на окне - нарядные шторы. Хорошо малышам в детском саду!

4. Упражнение «Вот какой красивый дом».
Координация речи с движением. Развитие чувства ритма. Закрепление умений подниматься на носки и приседать без опоры.

Раз, два, три, четыре, пять. Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо.
Будем строить и играть. Ритмично выполняют приседания.
Дом большой, высокий строим, Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Окна ставим, крышу кроем, Выполняют прыжки на месте.
Вот какой красивый дом! Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Будет жить мишутка в нем. Приседают.

5. Рассказ педагога по картине.

Формирование целостного представления об изображенном на картине.

МЫ СТРОИМ ДОМ
Пришли дети утром в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика. В грузовики они погрузили разноцветные кубики.
У них получается очень красивый высокий дом. В домике два окна и одна дверь.
Темноволосый мальчик в синем комбинезоне и белой рубашке привез кубики в большом оранже¬вом грузовике. Он сидит на полу рядом с грузовиком и, наверное, будет сейчас выгружать кубики. Светловолосый мальчик в полосатых шортах тоже сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в домик большого коричневого мишку. А мальчик в красных брюках и белой рубашке везет к дому свой грузовик с кубиками. У грузовика черная кабина и желтый кузов.
Дети строят дом все вместе, дружно. Детям хорошо в детском саду!

6. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.

Положительно оценить деятельность ребенка, Можно выяснить, ребёнку особенно понравилось на занятии и на картине.


Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска

Конспект урока литературы
«Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома»

подготовила

учитель-логопед:

Шишулина Елена Павловна

г. Новокуйбышевск

2012

Задачи:

1.Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий.

2. Учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.

3. Формировать навык планирования рассказа.

4. Формировать грамматически правильную фразовую речь.

5. Упражнять в подборе синонимов.

6. Развивать творческое воображение.

Оборудование: сюжетная картина «Одни дома» (из пособия Т.А.Ткаченко), план рассказа, рисунки детей к стихотворению Э.Успенского «Разгром».

Предварительная работа: чтение стихотворения Э.Успенского «Разгром»; беседа по содержанию; рисование детьми иллюстраций к изученному произведению.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Составьте из слов предложения:

Игрушки, в, дети играть. Кукла, девочка, кормить.

Алеша, катать, машина, мишка, на. Аня, кукла, качать.

Саша, мяч, в, играть. Ребята, игрушки, убирать, место, на.

Играть, в, ребята, прятки. Ваня, башня, построить, высокий.

II .Основная часть

1. Введение в тему :

Сейчас я напомню вам стихотворение Э.Успенского «Разгром», к которому вы рисовали иллюстрации:

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Был на квартиру налет?

Нет.

К нам заходил бегемот?

Нет.

Может быть, дом не наш?

Наш.

Может, не наш этаж?

Наш.

Просто заходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

Значит это не обвал?

Нет.

Значит, слон не танцевал?

Нет.

Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

    Откуда вернулась мама? Чем занимались дети во время ее отсутствия? Как вы думаете, что же увидела мама?

Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ том, как дети остались дома одни. На картине вы видите окончание рассказа, начало рассказа мы будем учиться сочинять сами.

2. Рассматривание картины «Одни дома» (приложение №1) и беседа по ней.

Где происходит действие картины?

Кто изображен на картине?

Как вы думаете, кем приходятся девочка и мальчик друг другу?

Придумайте имена мальчику и девочке.

Придумайте кличку собаке.

Посмотрите на маму. Какая мама?…грустная, печальная, сердитая, расстроенная, недовольная, строгая, хмурая…

Почему мама рассердилась? (Дети порвали ее бусы )

Что сказала мама, увидев рассыпанные бусы?

Скажите, а когда могла произойти эта история? (когда мамы не было дома )

Как вы думаете, куда уходила мама? (в магазин, в гости, на работу )

Что могла сказать мама детям перед уходом? (ведите себя хорошо … )

Что пообещали дети?

Чем занимались ребята?

Что делала девочка?

Во что играл мальчик?

Что в это время могла делать собака?

Зачем детям понадобились бусы?

Где они лежали?

Давайте подумаем, кто и как мог разорвать бусы? Как это произошло?

Могла ли это быть девочка? (могла ) Давайте представим, что девочка разорвала бусы.

Как это произошло?

Посмотрите на картину: Что делает девочка, почему она показывает на себя?

Что она говорит маме? (извиняется, говорит, что вышло нечаянно )

Посмотрите на картину: что делает мальчик? (спрятался под диван )

Почему он спрятался? (испугался )

Чего он мог испугаться? (мама отругает )

А может быть, мальчик порвал бусы, потому и спрятался? (может быть )

Как это могло произойти?

извиняется за брата, просит его не ругать, берет вину на себя)

Посмотрите на собаку. Что она делает?

Какой взгляд у собаки? (хитрый )

Так может быть, собака разорвала бусы? (может быть )

Как собака могла порвать бусы?

Что в этом случае девочка может говорить маме? (извиняется за собаку, просит ее не ругать, берет вину на себя)

Посмотрите, что у нас получилось: оказывается каждый, из нарисованных персонажей мог разорвать бусы. Это могла быть и девочка, и мальчик, и собака.

Скажите, а было ли детям стыдно за свой поступок?

А как нужно себя вести, что бы не огорчать своих родных?

Как вы думаете, что мама сказала детям? Простила ли она их?

3. Придумывание названия рассказу.

Как можно назвать рассказ?

4.Игровое упражнение «Закончи предложение»

Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Повторите предложение полностью.

Эта история «приключилась», когда мама ушла … (в магазин ).

Как по-другому можно сказать история «приключилась» (случилась, произошла ).

Дети остались одни … (дома ).

Перед уходом мама сказала детям: … (ведите себя хорошо, не берите мои вещи … )

Дети ответили маме: … (не волнуйся, все будет хорошо )

Мальчик стал играть … (в машинки )

Девочка читала медвежонку … (сказки )

Собака с интересом «наблюдала» за … (детьми ). Как по-другому можно сказать собака «наблюдала» (смотрела ).

Вскоре мама вернулась из … (магазина ). Как по-другому можно сказать мама «вернулась» (пришла ).

На полу мама « заметила» рассыпанные … (бусы ). Как по-другому можно сказать мама «заметила» (увидела ).

Мама «печально» смотрела на рассыпанные …(бусы ).Как по-другому можно сказать «печально» смотрела (грустно ).

Мама строго спросила детей: …(кто рассыпал мои бусы ?)

Мальчик от испуга спрятался … (под диван ).

Девочка стала «извиняться» за … (свой поступок ). Как по-другому можно сказать «извиняться» (просить прощение).

Собака тоже со страхом смотрела на … (маму ).

Детям было очень стыдно за … (свой поступок, за бусы ).

Они сказали маме: … (прости, мы больше так не будем ).

5. Составление плана рассказа.

Сейчас вы будете составлять рассказ по картине (на доску выставляется план):

1).Скажите, как называется рассказ.

2).Начало рассказа придумаете сами.

Скажите, куда ушла мама, почему ее не было в комнате. Что могла сказать мама детям на прощание? Что пообещали дети маме? Не забудьте дать имена детям, кличку собаке.

Затем расскажите о том, что могло произойти за время ее отсутствия:

Что делал мальчик? Девочка? Собака? Зачем дети взяли бусы? Что произошло с ними и почему?

3). Затем расскажите о том, что увидела мама, когда вернулась домой:

Что случилось с бусами? Что делал мальчик? Девочка? Собака? Придумайте разговор между девочкой и мамой. Что девочка могла говорить маме?

4). В конце рассказа скажите о том, было ли стыдно детям за свой поступок?

6. Подготовка детей к рассказыванию.

Еще раз посмотрите на картину, подумайте, кто, по вашему мнению, мог бы рассыпать бусы. Придумайте и расскажите свою историю.

Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре

кулачками друг об друга)

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку ()

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого )

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (попеременно хлопки ладонями и удары

кулачками друг об друга)

7. Составление рассказадетьми.

По мере составления дети анализируют рассказы друг друга.

III . Итог занятия

Чем занимались на занятии?

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Список литературы

1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – СПРб.: Детство – Пресс, 2007.

2.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда - М.: Владос, 2005.

Приложение №1.

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи

на тему «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»

Дата: 23.10.2018

Воспитатель : Нагд-Али Юлия Игоревна

Цель : учить составлять сюжетный рассказ по картине.

Материал: картина «Мы играем в кубики. Строим дом»; медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов), в названиях которых есть звуки [ш] и [ж]; счетные палочки.

Ход занятия .

Воспитатель : Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это Мишка! Давайте сядем на стулья и поприветствуем его! Мишке очень хотелось бы с нами поиграть, он очень любит слушать сказки и рассказы. Давайте составим для него рассказ? Посмотрите на картину.

Вопросы:

  1. Кто нарисован на этой картине?
  2. Что делают дети?
  3. Как можно назвать эту картину?
  4. Что делает этот мальчик?
  5. Как можно сказать об этом по-другому?
  6. Что делает другой мальчик?
  7. А по-другому как можно сказать?
  8. Что делает девочка?
  9. А по-другому как об этом сказать?

Воспитатель : А теперь придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец – что будут делать дети дальше.

(Дети придумывают и рассказывают. Если они затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме.»

Воспитатель: Молодцы! Какой интересный рассказ вы придумали. И Мишке он очень понравился. А теперь давайте отдохнем немного.

Физкультминутка :

Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

И прохладная синяя тень.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте. (звуки [ж] и [ш] поочередно)

Послушайте, как говорили другие дети, подумайте можно ли так сказать?

  • Папа, это лошадке подметки подбивают.
  • Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются.
  • Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом.
  • Мамочка, я тебе люблю громок-громко.

Дети исправляют ошибки.

Воспитатель: А сейчас придумайте сами небылицы или путаницы, а другие будут их распутывать. (Дети делятся на две команды)

Игра «Назови одним словом»

Воспитатель: Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? Какое из этих слов наиболее точное? Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? (дети отвечают)

Послушайте стихотворение Е. Серовой и подскажите мне нужные слова.

Подскажи словечко

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает.

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Говорю я брату:

Ох! С неба сыплется горох!

Вот чудак, - смеется брат,-

Твой горох ведь это …(град).

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит… (тень).

Воспитатель: А теперь придумайте рассказ, чтобы в нем были такие слова: большой, огромный, громадный; маленький, крошечный, малюсенький; бежит, мчится, несется; идет, плетется, тащится.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мишке очень понравилось с нами играть и слушать наш рассказ. А вам понравилось? Что больше всего вам запомнилось?


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал