Причины кипения охлаждающей жидкости в двигателе. Что делать, если закипела машина в дороге: пошаговая инструкция, решение проблемы, рекомендации

Настало лето - время закипающих радиаторов.
Итак, вы прекрасно проводите время в одной из городских «пробок», двигатель работает нормально (магнитофон или радио тоже), вот только стрелка указателя температуры подозрительно ползет к красному сектору. Голос двигателя изменился, обороты упали. Безмятежно наблюдая это, и ничего, не предпринимая, можете дождаться струи перегретого пара из-под капота, если указатель температуры доберется до красного сектора и побудет там не больше нескольких минут.

В результате, ближайшая перспектива - замена прокладки под головкой блока двигателя, а возможно и замена или ремонт головки блока. Так что, попадая в «пробки», не забывайте почаще поглядывать на указатель температуры двигателя.
Нормальная температура двигателя 95-105 по Цельсию, при этом стрелка указателя температуры – должна находиться в центре сектора.
Так как рабочая температура двигателя высока, не пытайтесь определить ее на ощупь.

Первое, что можно сделать если стрелка температурного вдруг поползла к красному сектору, это включить обогреватель салона на полную мощность (при этом в салоне автомобиля конечно будет «Африка»). Но только так иногда удается остановить перегрев двигателя. За это время вы сможете успеть найти место для остановки и проверки системы охлаждения.

Если же двигатель все же закипел, немедленно выключите его, и включите «аварийку», откройте капот для лучшего охлаждения двигателя. Пробку радиатора ни в коем случае не трогайте, иначе ожоги вам обеспечены.
ТТеперь Ваша задача на ближайшие полчаса или час - старательно сидеть и ждать, когда двигатель остынет. (Стрелка указателя температуры придет в центр сектора).
Если же двигатель перегревается, а вы продолжаете движение, то вам осталось доехать до капремонта не больше двух-трех километров.
На автомобилях с электронной приборной панелью со светодиодами или газоразрядными индикаторными, а также на жидких кристаллах, очень часто проявляется дефект, присущий всяким другим сложным электронным системам: показания вдруг резко меняются в ту или иную сторону. Вполне логично, что температура двигателя мгновенно измениться не может, поэтому в таких случаях ищите неисправность в электронике.
А теперь коротко об основных причинах, приводящих к закипанию:

Обрыв (плохое натяжение) ремня привода вентилятора и привода насоса системы охлаждения (самая распространенная причина).

Отказ электровентилятора охлаждения радиатора или, чаще всего, датчика включения электровентилятора.

Течь в системе охлаждения: пробит радиатор, трещины в патрубках радиатора, неплотное соединение патрубков, течь из блока двигателя, трещина, чаще всего, заглушки блока (коррозия).

Загрязнена поверхность радиатора снаружи или закрыта посторонними предметами (иногда пакетом или картоном).

Загрязнен радиатор, трубки радиатора теплообменника внутри плотно закрыты ржавчиной и накипью (длительное использование воды из-под крана), а иногда и горчицей (заделывание трещины в радиаторе).

Термостат заклинил в закрытом положении.

Неисправен насос системы охлаждения (помпа).

Повреждена крыльчатка насоса, поврежден сальник (помпа течет).

Пробита прокладка под головкой блока двигателя.

Трещина в головке блока канала системы охлаждения.

Головка блока двигателя деформирована от перегрева, в результате, появился зазор между головкой и блоком.

Неисправна гидромуфта привода вентилятора.

Неисправна автоматическая трансмиссия (диски пробуксовывают, или недостаточный уровень трансмиссионного масла).

Поскольку перегрев двигателя почти всегда приводит в конечном итоге к пробою прокладки, начнем рассмотрение причин перегрева с нее.

На всех современных автомобилях головки изготовлены из алюминиевого сплава, он очень легок и достаточно прочен, а также хорошо выдерживает рабочую температуру с помощью системы охлаждения водяного типа, но превышение рабочей температуры для него недопустимо (вспомните перегретые алюминиевые утюги). В результате перегрева, головка деформирует по всем направлениям, а ее прокладка уже не в состоянии принять изменение формы и сдержать давление внутри цилиндров.

В результате, раскаленные газы тонкими струйками под давлением попадают в рубашку системы охлаждения и очень быстро нагревают охлаждающую жидкость, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему перегреву, охлаждающая жидкость, нагреваясь, расширяется и выбрасывается в расширительный бачок, а далее, на дорогу, поскольку этому помогают прорвавшиеся газы из цилиндров. В результате, за очень короткое время система охлаждения остается без жидкости, а двигатель без охлаждения.

Косвенными признаками пробоя прокладки двигателя являются: потеря мощности, двигатель«не тянет», перегревается, а из выхлопной трубы - обильные клубы пара. Постоянная нехватка охлаждающей жидкости в радиаторе, возможно повышение уровня масла в картере двигателя. При этом на масломерном щупе можно обнаружить, что цвет масла в картере стал желтым. На внутренней поверхности пробки маслозаливной горловины, те же желтые следы взбитого масла с водой. А также наблюдаются, даже когда двигатель еще не прогрет, пузыри в радиаторе, конечно, если предварительно снять пробку. При разрушении части прокладки между каналом подачи масла и рабочим цилиндром может наблюдаться сизый шлейф горелого масла из выхлопной трубы.

Максимальная деформация головки блока при перегреве двигателя происходит над цилиндрами, а также в местах прохождения выхлопных газов в плоскости соединения выпускного коллектора.
Если дефект прокладки под головкой блока своевременно не устранить, то постоянное смешивание охлаждающей жидкости с маслом приведет к выходу из строя вкладышей шатунных и коренных. Двигатель заклинит и потребуется полный капитальный ремонт. Если при перегреве подливать холодную воду, от резкого перепада температур у блока двигателя могут лопнуть стенки цилиндров. Образуются микротрещины. Ремонту такой блок не подлежит.

Во время замены прокладки, обратите особое внимание на горизонтальную поверхность рабочей части головки. На ней не должно быть просечек от выхлопных газов, а также остатков от материала прокладки. Места соприкосновения блока цилиндров и его головки после удаления прокладки необходимо тщательно очистить от остатков волокон прокладки и масляного нагара. Затем приступаем к проверке геометрии блока головки блока. Делается это длинной линейкой в три приема. Линейка устанавливается на головку блока ребром. Проверка производится в направлении по диагоналям, поперек и вдоль в местах размещения клапанов. Просветы между линейкой и поверхностью головки блока недопустимы. После обнаружения дефекта рабочая поверхность блока фрезеруется. Новую прокладку после проверки ее правильной конфигурации и наличии всех необходимых отверстий покрывают тонким слоем графитной смазки и устанавливают на место. Головку блока затягиваем равномерно динамометрическим ключом и обязательно согласно инструкции.

После окончательной сборки двигателя залить в него свежее моторное масло, а в радиатор – новую охлаждающую жидкость. Запускаем двигатель на 20-30 минут, после чего останавливаем его, меняем масло и охлаждающую жидкость, и в обязательном порядке фильтр очистки масла.

Самостоятельная замена прокладки возможна, только если с этой операцией вы уже хорошо знакомы. Начинающим автолюбителям следует обращаться за помощью. Замена прокладки, в зависимости от сложности двигателя, может длиться от 6 до 14 часов.

Настоящая жара уже не за горами. Она доставляет автолюбителям массу неудобств. Одно из них – перегрев двигателя машины. Наверняка вам доводилось видеть, особенно в мегаполисах страны (где имеют место транспортные пробки), стоящие на обочине авто с поднятыми капотами и озабоченных хозяев, подле них.

В девяти случаях из десяти причина остановки – машина «закипела». Нередко подобная неприятность случается из-за элементарной невнимательности или халатности водителя. Если стрелка температуры охлаждающей жидкости неумолимо ползет вверх, вентилятор радиатора не срабатывает – нужно сразу включить «аварийку», перестроиться, прижаться к обочине, остановиться и попытаться выяснить причину повышения температуры.

Внимание! При перегреве движка, если только вы не увидели клубы пара из-под капота (100% - нарушена герметизация системы охлаждения (ОЖ), тогда глушить машину нужно без промедления) сразу не выключайте двигатель – выключите кондиционер, врубите на полную мощность печку (приятного конечно мало – салон мгновенно превратится в парилку). Зато печка собьет отчасти температуру.

Кроме того, мгновенное выключение перегретого движка может повлечь за собой крайне неприятный эффект «теплового» удара. Это когда после остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах ее контакта с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. От этого может деформировать головку блока цилиндров и случиться прочие очень неприятные вещи, на восстановление последствий, которых потребуются потом значительные средства на ремонт.

Итак, типичная для нынешнего лета (в мегаполисах) ситуация: тянемся в заторе. Начинает греться двигатель. Но температура ещё не в критической зоне. Действуем спокойно и без суеты:

1 . Если течёт ОЖ и/или есть пар, глушим и осторожно, чтобы не обжечься паром, открываем капот. Пробку не открываем!!! Ждём, пока мотор остынет, и ищем причину.

2 . Если течи и пара нет, подымаем обороты до 1500-2000. На авто с автоматом придётся включить N или Р.

3 . Если воздух из печки не горячий, или температура продолжает расти, глушим и осторожно, чтобы не обжечься паром, открываем капот. Пробку не открываем!!! Ждём, пока мотор остынет, и ищем причину.

4 . Очень помогают быстрее остудить неперегретый мотор, 1,5-2 л холодной (только, где ее найти!) воды, вылитой на радиатор. Мотор работает на 1500-2000 об/мин.

Если остановить перегрев не удалось :

1 . После остывания мотора до момента, пока можно держать на нём руку, проверяем уровень ОЖ и доливаем хотя бы воду.

2 . Проверяем уровень моторного масла. Он не должен повыситься. Если повысился - заводить авто нельзя – почти 100% что «пробило» прокладку между «головой» и блоком цилиндров. Нелишним будет осмотреть ремень привода помпы (генератора).

3 . Заводим двигатель и смотрим, нет ли течей. Удаляем воздух из системы охлаждения.

4 . Если течей нет, обилия белого дыма из выхлопной трубы отсутствует, и мотор не перегревается, едем дальше. «Прощаемся» с авто так, чтобы утром можно было увидеть возможные подтеки.

5 . Утром проверяем уровни масла и ОЖ, ищем подтеки.

6 . После перегрева очень желателен ежедневный контроль уровней масли и ОЖ, контроль течей, хотя бы на протяжении нескольких дней.

Причин перегрева двигателя может быть несколько:

1 . Негерметичность системы охлаждения или "уходит ОЖ". Внешние течи устраняем заменой негерметичных элементов или подтяжкой хомутов. Внутренние - ремонтом двигателя.

2 . Наличие воздуха в системе.

3 . Нет давления в системе. При стабильном уровне ОЖ и отсутствии воздуха в системе, меняем пробку расширительного бачка.

4 . Дефект термостата.

5 . Недостаточное натяжение или обрыв ремня привода помпы (генератора).

6 . Внутренняя загрязнённость системы охлаждения. Снаружи обычно неочевидна. Устраняется промывкой системы охлаждения при помощи, например, мягкой воды с добавлением пищевой соды.

7 . Недостаточная плотность ОЖ. Несоблюдение пропорций разбавления антифриза с водой – зачастую дает эту «неплотность». Можно проверить ареометром, а лучше, если есть сомнения, «освежить» ОЖ.

8 . Дефект помпы.

9 . Внешнее загрязнение радиатора или радиатора кондиционера, или между ними. Устраняется чисткой и мойкой.

10 . Недостаточное натяжение или обрыв ремня привода помпы (генератора).

11 . Задевание крыльчаткой других элементов/дефект крыльчатки.

12 . Дефект вискомуфты вентилятора.

13 . Выход из строя датчика на включение вентилятора радиатора

Перегревы двигателя, как правило, случаются в жаркий летний период, однако такие неприятности могут произойти и поздней осенью, и весной. Перегрев мотора чреват выходом из строя важных его агрегатов, к примеру, колец или маслосъемных колпачков. Из-за повышенной температуры происходит деформация металла, и эти детали перестают должным образом выполнять свои первоначальные функции.

В процессе дальнейшей эксплуатации автомобиля будет наблюдаться повышенный расход масла. Чтобы исправить такую ситуацию и возобновить правильную работу двигателя, требуется провести дорогостоящий ремонт, к которому с финансовой точки зрения готовы далеко не все автомобилисты.

Также повышенная температура мотора грозит деформацией блока цилиндров. Такая неприятная ситуация в сравнении с предыдущей является еще более серьезной, а для восстановления работоспособности двигателя потребуется еще больше средств и времени.

Как понять, что закипел двигатель?

Определить, когда двигатель закипает, помогает стрелка датчика температуры, которая расположена на приборной панели. Нормальная рабочая температура мотора составляет 90 градусов. Если же по показаниям приборов видно, что стрелка приближается к отметке в 100 градусов, можно с уверенностью сделать вывод, что ДВС начал перегреваться.


Этот процесс сопровождается активным бурлением охлаждающей жидкости в расширительном бочке. В крайнем случае, из-под капота может валить белый пар. Стоит понимать, что в такой ситуации следует незамедлительно заглушить двигатель, с осторожностью заглянуть под капот и приоткрыть бочок с антифризом для высвобождения горячего пара. Нужно подождать, пока двигатель остынет, и только потом продолжить свой путь.

Основные причины

Понять, почему кипит двигатель, можно осмотрев моторный отсек. Основные причины, по которым происходит закипание охлаждающей жидкости, перечислены ниже:

– повышение температуры ДВС может быть вызвано недостаточным количеством антифриза, который циркулирует по системе охлаждения автомобиля. Утечка жидкости может происходить из мест крепления патрубков, которые недостаточно сильно затянуты хомутами, из микротрещин, образовавшихся на соединяющих трубках, непосредственно из радиатора охлаждения, о чем может свидетельствовать подтеки на бампере или мокрое пятно под автомобилем.


К сожалению, довольно часто бывает все не так просто.

Если течь охлаждающей жидкости не обнаружена снаружи, но при этом уровень антифриза в расширительном бочке в процессе эксплуатации автомобиля продолжает уменьшаться, вероятно, жидкость попадает в блок цилиндров. В конечном счете, такая неисправность может привести к серьезным последствиям, которые обернутся большими денежными вложениями в ремонт двигателя. Чтобы этого избежать, следует своевременно обратиться в специализированный сервисный центр.

Проблема с вентилятором – при увеличении температуры и ее приближении к отметке в 90 градусов должен включаться вентилятор, функция которого заключается в том, чтобы не допустить перегрев мотора и поддерживать его нормальный температурный режим. За своевременное включение вентилятора отвечает специальный датчик. Если стрелка температуры двигателя на приборной панели превышает отметку 90 градусов, а вентилятор системы охлаждения так и не включается, вероятно, неисправен именно датчик.


Неправильная работа термостата – выход из строя такой незаметной и маленькой детали, как термостат, также может стать одной из причин перегрева ДВС. Из-за химического состава охлаждающей жидкости и долгого срока службы составляющие части этого подвижного элемента становятся менее эластичными. В конечном счете, термостат может заклинить в одном из положений.

В случае превышения нормальной температуры мотора высока вероятность того, что термостат «гоняет» антифриз по малому кругу системы охлаждения. Именно это и является причиной перегревов ДВС.


Постоянные пробки, медленная езда и частое торможение на светофорах в условиях города также могут приводить к перегреву мотора из-за недостаточного охлаждения и работы на низких оборотах. Гораздо проще двигателю работать во время езды по трассе на высокой скорости.

Неверно выставленное зажигание – подозревать в этом причину, по которой мотор автомобиля закипает, можно только в том случае, если речь идет о старых автомобилях преимущественно отечественного производства. Однако это довольно редкий в настоящее время случай, потому что сегодня все современные машины оборудованы совершенно новой системой зажигания, контролирует которую электронный блок управления.


Повреждение выпускного клапана двигателя – если это действительно так, то внутри ДВС происходят следующие процессы: в мотор попадают горячие газы, из-за которых он начинает нагреваться до недопустимой температуры, в то время как стрелка на приборной панели приближается к опасной красной отметке, предупреждая водителя о перегреве двигателя.

Как показывает практика, причин закипания мотора достаточно много. Перечисленные выше неисправности – это всего лишь малая часть, однако именно с ними автомобилистам приходится сталкиваться чаще всего. Теперь, взяв прочитанную информацию на заметку, вы знаете, что делать, если закипел двигатель, и сможете правильно и своевременно выполнить действия, которые требуются в подобных ситуациях.


Тем не менее, целесообразно не доводить автомобиль до такого состояния, когда повалит пар из-под его капота. При первых же отклонениях от температурного режима стоит показать машину специалистам, которые, воспользовавшись специальным оборудованием, многолетним опытом и профессиональными знаниями, поставят верный диагноз и оперативно устранят возникшую неисправность, избавив вас, таким образом, от лишних хлопот и совершенно ненужной головной боли.

Видео

Как предотвратить перегрев двигателя, смотрите ниже:


Некоторые автолюбители ошибочно считают, что перегрев двигателя это неприятность, которая грозит им только в жаркую пору. Но, это далеко не так, ведь закипает двигатель даже зимой, когда температуре ниже нуля. Все зависит не окружающей температуры, а от неисправности двигателя.

Самая распространенная причина, по которой закипает двигатель это водяной насос. Если он неисправен, то охлаждающая жидкость уже не циркулирует по системе, а значит, не происходит необходимого охлаждения. В том, что закипает двигатель, причины , могут быть даже самые простые - например, слетел приводной ремень водяного насоса. А если водитель не заметил то, что резко началась повышаться температура, то это может привести к очень пагубным последствиям.

Также, причина может быть в радиаторе, ведь он может не иметь необходимую пропускную способность, что ухудшает циркуляцию. Радиатор может иметь забитые соты из-за накипи, которая образуется после того, как доливать в систему не дистиллированную воду. Радиатор может быть забитым и если слишком много сот закупорено, ведь чем он старше, тем чаще подвергался ремонту. К тому же, в сотах может быть различный мусор, насекомые и ржавчина, а все это ухудшает его пропускную способность.

Перегрев двигателя может возникнуть и из-за термостата. Если он заклинит в закрытом положении, то охлаждающая жидкость будет идти только по малому кругу. А так как малый круг создан как раз для нагрева двигателя на холостом ходу, то температура повышается очень быстро и впоследствии закипает двигатель .

В том, что закипает двигатель, причины , могут крыться и в неправильной эксплуатации. Если водитель продолжительное время эксплуатирует автомобиль на пониженных передачах, а двигатель работает на высоких оборотах, то это приводит к сильному повышению температуры. Такие случаи можно наблюдать при движении в горах, когда приходится преодолевать затяжные подъемы.

Еще один вариант, почему закипает двигатель из-за неправильной эксплуатации это использование утеплителя мотора в не очень холодную погоду. Часто во время оттепели водитель может забыть снять с решетки радиатора «морду», что будет приводить к перегреву двигателя.

После того, как закипает двигатель, последствия бывают разные. Когда перегрев был замечен своевременно и если он был спровоцирован недостаточным уровнем охлаждающей жидкости, то есть вероятность, что после доливать все устранится и никаких более серьезных последствий не будет.

Когда причина более серьезная, то в любом случае придется разбирать хотя бы частично двигатель. Хуже всего, если после перегрева деформируется головка блока цилиндров, ведь тогда придется ее менять, а это не только затратная процедура, но и сама деталь стоит больших денег.

Остается только вопрос, а что же делать водителю, если обнаружено, что закипает двигатель . Для начала нужно срочно прекратить движение и поместить автомобиль где-то на обочине. Затем глушится двигатель и открывается капот. Спешить и открывать крышку расширительного бачка не стоит, ведь жидкость горячая и может начать выливаться через горловину или лететь брызгами, что может привести к ожогам.

Уже только после того, как двигатель остыл нужно проверить уровень и по необходимости долить охлаждающей жидкости, а в ее отсутствие обычной воды. Запрещается доливать воду сразу, или же поливать двигатель сверху, чтобы он быстрее остыл. Это только ухудшит ситуацию, ведь из-за перепада температуры «поведет» головку блока.

Может не справляется со своей работой.

Когда из-под капота повалил пар, ни в коем случае не глушите сразу перегревшийся двигатель, ведь это может привести к серьезным последствиям. От огромной температуры его может заклинить. Необходимо включить печку на полную мощность на пару минут. Только потом глушим двигатель.

Ни в коем случае не открывайте сразу крышку расширительного бачка – обожжетесь. Температура кипящего антифриза – как минимум 110 градусов цельсия. Минут 30-40 дайте двигателю остыть. Накройте бачок тряпкой и только потом открывайте.

Пока машина остывает, можно определить, почему двигатель закипел. Сначала посмотрите на крышки радиатора и расширительного бачка. У них есть перепускные клапаны, через которые пар выходит наружу. Если его заклинило, то патрубки охлаждения раздуваются.

То же может произойти и с радиатором, достаточно просто приоткрыть крышку. Но двигатель закипит быстрее и кипяток выплеснется наружу. Если дырка под хомутом, то все просто: отрезаем и ставим на место. Если по центру, то поможет любая трубка, подходящая по диаметру и пара хомутов. Отрезаем, соединяем и закрепляем. Готово!

Теперь доливаем антифриз в радиатор или бачок, но не спешите. Залили немного и подкачайте верхним патрубком. Дождитесь, когда в бачке перестанет булькать, воздушной пробки не будет. Если все шланги целы, то ищем нижний патрубок радиатора. Когда он холоднее верхнего, то это значит, что термостат не открывается и жидкость не выходит на большой круг.

А если не греет печка, то термостат, наоборот, не хочет закрываться. До сервиса можно добраться без проблем, но мотор не нагреется до рабочей температуры, а это быстрый износ деталей двигателя: увеличиваются зазоры в клапанах и цилиндрах, растет расход бензина.

Еще может выйти из строя температурный датчик включения вентилятора. Внутри у него два контакта, которые замыкаются, когда температура растет и вентилятор начинает вращаться. Проверить датчик просто: снимите разъем и замкните контакты отверткой. Если вентилятор заработал, то сломался датчик.

Заменить его можно и самому, если конечно, он у вас есть. Его легко выкрутить. Если нового датчика нет, то можно замкнуть контакты той же отверткой и в путь до ближайшего магазина. Если вентилятор не крутиться, значит заклинило моторчик, придется его менять. Без охлаждения дотянуть до сервиса можно. Включите печку на полную и езжайте как можно быстрее. В пробке двигатель закипит.

Что делать, если потек радиатор? Еще некоторые . Маленькие дырочки можно заделать и самому. Для этого возьмите специальный герметик, залейте его в радиатор и дайте поработать машине минут 10 – 15.

Есть еще дедовский способ: добавить ложку горчичного порошка в систему охлаждения. Он устранит течь, но все это лишь временные средства. Придется ехать на сервис. Если у вас медный радиатор, то запаиваем припоем с соляно-цинковой кислотой. Тут нужен большой паяльник. Алюминиевый паяется только аргоновой сваркой. От обычной сварки шов мгновенно окислится и не будет держать.

Когда все работает, но двигатель закипает, то возмоажно неисправна помпа . Если она свистит и течет через дренажные отверстия, то ее придется менять. Но убедитесь, что течет именно помпа, стоит она не дешево. Может быть дело в резиновой прокладке? она значительно дешевле.

И не забывайте хотя бы раз в год мыть радиатор. Любая грязь, тополиный пух, листья или насекомые могут стать причиной того, что двигатель закипел. Только мыть его нужно изнутри, а не снаружи, иначе забьете грязь в ячейки. И поаккуратнее с автоматическими мойками , давление там не менее 70 атмосфер. Ячейки могут не выдержать и сломаться.

Видео

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал