Образец договор аренды муниципального учреждения. Типовой образец договора аренды муниципального имущества. С физическим лицом

Согласно ст. 606 ГК РФ аренда - это предоставление арендодателем арендатору имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В этой статье рассмотрим правомерность сдачи недвижимого имущества в аренду, необходимость проведения торгов при сдаче имущества в аренду, особенности заключения и государственной регистрации договора аренды, правила распоряжения средствами, полученными от аренды, порядок бухгалтерского учета переданного в аренду недвижимого имущества, а также особенности налогообложения доходов от сдачи имущества в аренду.

Правомерность сдачи недвижимого имущества в аренду

Собственником имущества учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Согласно законодательным актам имущество государственных (муниципальных) учреждений закреплено за ними на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ, п. 9 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, п. 1 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Согласно ст. 298 ГК РФ государственные (муниципальные) учреждения вправе осуществлять деятельность по сдаче имущества в аренду, только если такая деятельность указана в их учредительных документах и не противоречит целям их создания.

Этой статьей также предусмотрено следующее:

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества;

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом;

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Таким образом, при намерении учреждения сдавать недвижимое имущество в аренду ему прежде всего следует заручиться согласием собственника.

В Письме Минкультуры России от 25.10.2011 N 81-01-39/04-КЧ приведен перечень документов, которые необходимы для согласования бюджетным учреждением передачи недвижимого имущества в аренду. По мнению автора, такой пакет документов должны передавать на согласование и автономные, и казенные учреждения, подведомственные Минкультуры.

Особенности проведения торгов на право заключения договоров аренды

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) государственные и муниципальные учреждения могут сдавать в аренду недвижимое имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

К сведению. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды в отношении государственного (муниципального) имущества и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утверждены Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.

В то же время указанной статьей, в частности, предусмотрено, что сдавать имущество в аренду можно без проведения торгов в следующих случаях:

1) на заключение договора аренды претендует другое государственное или муниципальное учреждение, некоммерческая организация (в том числе социально ориентированная), медицинская организация, образовательная организация (п. п. 3, 4, 6 ч. 1 ст. 17.1).

Согласно п. п. 5 и 6 Разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приведенных в Письме ФАС России от 24.04.2014 N ЦА/16309/14 (далее - Письмо N ЦА/16309/14), к медицинским организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы, основным видом деятельности которых является медицинская деятельность, осуществляемая на основании лицензии. К медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, занимающиеся медицинской деятельностью.

К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся как образовательные организации (указанная деятельность для них является основной), так и организации, осуществляющие обучение (указанная деятельность является для них дополнительной). При этом, как установлено п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в данную группу входят и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность;

2) договор заключается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (п. 11 ч. 1 ст. 17.1). В п. 10 Письма N ЦА/16309/14 указано, что договоры передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, заключенные в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17.1, не могут быть продлены на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ, а также ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ;

3) передаваемое имущество является частью или частями помещения или здания, его общая площадь не превышает 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения, здания, права на которые принадлежат лицу, передающему указанное имущество (п. 14 ч. 1 ст. 17.1);

4) договор заключается с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе (если она соответствует предусмотренным требованиям) либо признанным единственным участником конкурса или аукциона (п. 15 ч. 1 ст. 17.1).

Документальное оформление арендных отношений

Как следует из ст. 609 ГК РФ, аренда объекта недвижимого имущества должна быть оформлена договором аренды, заключаемым между арендодателем и арендатором в письменном виде.

При предоставлении казенными учреждениями имущества в аренду заключаются, как правило, трехсторонние договоры между:

Арендодателем, в качестве которого выступает собственник имущества: Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование;

Арендатором.

Бюджетные и автономные учреждения в основном заключают арендные договоры от своего лица.

В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, его площадь, место нахождения (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

В договоре должны быть определены следующие основные условия.

Срок действия договора. В договоре должен быть установлен срок его действия. Если срок аренды не определен, договор считается заключенным на неопределенный срок. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается (п. 3 ст. 610 ГК РФ).

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Согласно ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ действующие договоры аренды государственного и муниципального имущества могут продлеваться. Если арендатор надлежащим образом исполнял свои обязанности, договор с ним подписывается на новый срок, при этом проведения торгов не требуется (если иное не установлено договором и срок его действия не ограничен законодательством РФ). Однако для этого необходимо соблюсти два условия:

Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта;

Минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора).

Если условия соблюдены, арендодатель не вправе отказать арендатору в пролонгации договора. Отказать можно только при наличии у арендатора задолженности на момент окончания договора аренды или принятия решения, предусматривающего иной порядок распоряжения данным имуществом (ч. 10 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ).

Размер арендной платы. Размер арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения также должны быть установлены в договоре (ст. 614 ГК РФ). Если договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Арендная плата может устанавливаться за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

Определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

Установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

Предоставления арендатором определенных услуг;

Передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или аренду;

Возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Обратите внимание! Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Статьей 14.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) предусмотрены льготы, предоставляемые физическим и юридическим лицам при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Согласно этому законодательному акту неиспользуемые объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, находящиеся в неудовлетворительном состоянии (далее - объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии), относящиеся к федеральной собственности, по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, могут быть предоставлены физическим или юридическим лицам в аренду на срок до 49 лет с установлением льготной арендной платы. При этом должны быть соблюдены определенные условия.

Существенным условием договора аренды объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, относящегося к федеральной собственности, является обязанность арендатора провести работы по сохранению такого объекта в соответствии с охранным обязательством, предусмотренным ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ, в срок, не превышающий семи лет со дня передачи указанного объекта в аренду, включая срок подготовки и согласования проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, не превышающий двух лет со дня передачи его в аренду. В случае неисполнения арендатором указанного условия договор подлежит расторжению в порядке, установленном Правительством РФ.

Льготная арендная плата устанавливается со дня заключения договора аренды объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, относящегося к федеральной собственности, по результатам проведения аукциона на право заключения такого договора.

Предоставление в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к федеральной собственности, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

При этом следует обратить внимание, что сдача в субаренду объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, относящегося к федеральной собственности, предоставленного арендатору по договору аренды, передача им своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, предоставление указанного объекта культурного наследия в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в некоммерческие организации или паевого взноса в производственные кооперативы не допускаются.

Для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к собственности субъектов РФ или к муниципальной собственности, может быть установлена льготная арендная плата в соответствии с порядком, определенным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Обязанности сторон договора по содержанию арендованного имущества. Согласно установленным ст. 616 ГК РФ нормам арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Производить капитальный ремонт сданного в аренду имущества - это обязанность арендодателя. Он обязан производить ремонт за свой счет в срок, установленный договором, а если срок не определен договором или вызван неотложной необходимостью - в разумный срок.

При этом неисполнение арендодателем возложенной обязанности предоставляет арендатору право по своему выбору:

Произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;

Потребовать соответственного уменьшения арендной платы;

Потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Государственная регистрация договора аренды

Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон этого договора (ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Договор аренды здания или сооружения подлежит государственной регистрации, если он заключен на срок не менее года (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Договор считается заключенным с момента такой регистрации.

Является ли договор аренды незаключенным, если арендатор не исполнил своей обязанности, установленной договором, по его государственной регистрации?

В Постановлении ФАС ЗСО от 28.03.2014 N А81-2007/2013 рассматривался аналогичный вопрос, в результате арбитражные судьи пришли к выводу, что если арендатор принял имущество в фактическое пользование, не заявил возражений против пользования на тех условиях, которые изложены в тексте представленного договора, то отсутствие государственной регистрации договора не должно рассматриваться как препятствие к его исполнению в соответствии с условиями, изложенными в договоре.

Таким образом, арендодатель не вправе ссылаться на незаключенность договора, не прошедшего государственной регистрации, требовать выселения арендатора или игнорировать соглашение о размере арендной платы.

Напомним, что регистрации договора аренды не требуется:

Если он заключается на срок менее года;

Если по его условиям по окончании действия и при отсутствии замечаний сторон договор автоматически продлевается на тот же срок, поскольку срок продления, а точнее, срок аренды по новому договору - менее одного года;

Если первоначальный договор, заключенный на срок менее года, возобновляется на неопределенный срок.

Распоряжение доходами, полученными от аренды

Статьей 298 ГК РФ утверждены права учреждений на распоряжение доходами, полученными от сдачи недвижимого имущества в аренду.

Доходы казенного учреждения. Доходы от сдачи имущества в аренду поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Главный администратор доходов может передать казенному учреждению полномочия администратора доходов бюджета либо отдельные полномочия администратора доходов по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенных учреждений необходимо произвести следующие записи.

Отражение арендной платы, перечисленной непосредственно в бюджет, в бюджетном учете казенного учреждения, осуществляющего отдельные полномочия администратора доходов по начислению и учету платежей в бюджет

Направление извещения (ф. 0504805) администратору доходов об ожидаемой сумме поступления от арендатора

Поступление арендной платы на основании извещения (ф. 0504805) с отметкой администратора доходов

Отражение арендной платы, перечисленной непосредственно в бюджет, в бюджетном учете казенного учреждения, наделенного полномочиями администратора доходов бюджета

Начисление дохода в сумме арендной платы

Зачисление в бюджет суммы арендной платы

Пример 1. Казенное учреждение культуры и искусства сдает помещение в аренду. С арендатором заключен трехсторонний договор. Казенное учреждение в этом случае является балансодержателем помещения. Учреждение наделено отдельными полномочиями администратора доходов по начислению и учету арендных платежей в бюджет. Арендная плата составляет 80 000 руб.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом.

Сумма, руб.

Начислена сумма арендной платы

Отражены расчеты с администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, оформленные извещением (ф. 0504805)

Отражено зачисление в бюджет арендной платы, поступившей от арендатора (на основании извещения (ф. 0504805))

Доходы бюджетных и автономных учреждений. Доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений.

Таким образом, суммы арендной платы поступают от арендаторов непосредственно на счета бюджетных и автономных учреждений.

Пример 2. Автономное учреждение культуры и искусства сдает помещение в аренду. Согласно заключенному договору с арендатором сумма арендной платы составляет 40 000 руб. Арендная плата поступает на лицевой счет учреждения, открытого в ОФК.

В бухгалтерском учете эту операцию необходимо отразить следующей корреспонденцией счетов.

Учет недвижимого имущества, сданного в аренду

Имущество, переданное по договорам аренды, учитывается на забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением (п. 381 Инструкции N 157н).

Аналитический учет по забалансовому счету 25 ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в разрезе арендаторов, мест нахождения, по видам имущества в структуре аналитических групп учета объектов имущества, предусмотренных п. 37 Инструкции N 157н, его количеству и стоимости (п. 382 Инструкции N 157н).

На данном счете имущество, переданное в возмездное пользование, отражается на основании акта приема-передачи имущества по стоимости, указанной в акте (п. 381 Инструкции N 157н).

Списание стоимости объектов недвижимого имущества с забалансового учета производится при возврате его арендатором (субарендатором) на основании акта по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету (п. 381 Инструкции N 157н).

Учет по забалансовому счету 25 ведется по простой системе, то есть без применения метода двойной записи (п. 332 Инструкции N 157н).

Налогообложение

Налог на добавленную стоимость. Рассмотрим порядок обложения доходов от сдачи имущества в аренду.

1. Казенные учреждения. Согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг казенными учреждениями объектом обложения НДС не признается. Таким образом, услуги по сдаче в аренду имущества, оказываемые казенными учреждениями, не являются объектом обложения НДС (Письмо ФНС России от 16.02.2015 N ГД-4-3/2256@).

2. В отношении услуг, оказываемых по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного указанным учреждениям в оперативное управление, каких-либо особенностей по исчислению и уплате НДС гл. 21 НК РФ не предусмотрено. Следовательно, при оказании бюджетными и автономными учреждениями услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества эти учреждения - арендодатели имущества будут являться плательщиками НДС в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 16.08.2013 N 03-03-05/33508).

В то же время пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что в отношении оказываемых учреждениями культуры на территории РФ услуг по предоставлению помещений для проведения концертов от обложения НДС на территории РФ освобождаются, в частности, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим данную деятельность.

Налог на прибыль. Рассмотрим порядок учета доходов от сдачи имущества в аренду.

1. Казенные учреждения. Согласно пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями услуг (выполнения работ) (Письма Минфина России от 30.01.2015 N 03-03-06/4/3577, от 18.02.2015 N 03-03-06/4/7571).

2. Бюджетные и автономные учреждения. Из п. 4 ст. 250 НК РФ следует, что средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам и на этом основании подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом датой получения доходов от сдачи имущества в аренду признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров аренды или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Таким образом, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, бюджетные и автономные учреждения должны учитывать при формировании налоговой базы при исчислении налога на прибыль.

Отражение начисления и уплаты налогов в бухгалтерском учете. Из Письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040 "О порядке уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями" следует, что уплата НДС и налога на прибыль организаций бюджетными и автономными учреждениями отражается по коду 130 "Доходы от оказания платных услуг" или 180 "Прочие доходы" КОСГУ, установленному в рамках формирования учетной политики учреждения.

Операции по начислению и уплате НДС и налога на прибыль при сдаче имущества в аренду отразятся в бухгалтерском учете бюджетного и автономного учреждения следующими бухгалтерскими записями.

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Начислен НДС с арендной платы

2 401 10 130 (180)

2 401 10 130 (180)

Перечислен НДС в бюджет

Начислен налог на прибыль с арендной платы

2 401 10 130 (180)

2 401 10 130 (180)

Перечислен налог на прибыль в бюджет

Подводя итог вышеизложенному, выделим основные моменты, касающиеся сдачи в аренду имущества казенными, бюджетными и автономными учреждениями:

1) учреждения вправе сдавать недвижимое имущество, находящееся у них на праве оперативного управления, в аренду только по согласованию с учредителем (главным распорядителем), а также по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. В отдельных случаях торги могут не проводиться;

2) договор аренды недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации;

3) поступившая арендная плата является собственным доходом бюджетных (автономных) учреждений. Доходы от сдачи в аренду имущества казенных учреждений подлежит перечислению в бюджет;

4) имущество, переданное в аренду, следует учитывать на забалансовом счете 25;

5) доходы от оказания казенными учреждениями услуг по сдаче имущества в аренду не учитываются при исчислении НДС и налога на прибыль. Аналогичные доходы бюджетных (автономных) учреждений подлежат обложению указанными налогами в общеустановленном порядке.

Сегодня большинство предприятий желает подписать с различными органами власти – договор об аренде имущества. При этом следует осознавать, что оформлять подобные документы нужно правильным образом, тогда они и смогут защитить сторон сделки от лишних проблем.

Что касается формы документа, то она письменная. Необходимо составить единый документ, после чего подписать его сторонами. Если не будут соблюдены важные условия, то договор не является действительным.

В договоре должны быть прописаны:

  • Имущество, которое и планируется передать в пользование;
  • Цену;
  • Срок пользования данным имуществом;
  • Сведения о собственнике.

Когда недвижимость передается в пользование на определенное время, а именно – меньше года, то сделку нужно будет зарегистрировать, ведь это важнейшее условие, о котором нельзя забывать. Иначе соглашение не будет иметь какого-либо значения.

Какое имущество относится к муниципальному?

Важно знать, что аренда государственного или муниципального имущества пользуется особой актуальностью, о чем следует знать. Основная причина этого в совершенствовании законодательных требований.

Это и высокая стабильность документов данного вида, если сравнивать с аналогичными сделками, которые сегодня все чаще и чаще проводятся с коммерческими структурами.

Необходимо знать, государственная собственность в нашей стране – представляет собой, то самое имущество, владельцем которого выступает государство.

Сюда можно отнести и имущество, владельцем которой могут быть:

  • Край;
  • Автономный округ, область;
  • Республика;
  • Или же города федерального значения.

Что касается муниципальной собственности, то сюда относится имущество, его владельцем являются:

  • Сельские или городские поселения;
  • Иные муниципальные структуры.

Всегда нужно знать органы власти, они имеют право приобретать муниципальные площади, выступая от имени муниципальных структур в суде. Важно выполнять обязанности, имущественные права.

Как взять муниципальное имущество в аренду?

Если осуществляется сдача в аренду муниципального или государственного помещения, то всегда принято заключать договор, так как это важное условие. Такая сделка может быть осуществлена исключительно после того, как будут проведены торги.

Это объясняется тем, что действительно без торгов в аренду принято предоставлять:

  • Медицинским компаниям. Для расположения на объектах сетей связи или почты; Политическим партиям;
  • Сюда можно отнести и организации, которые станут специализироваться в сфере направления услуг образования.

Чтобы можно было с легкостью арендовать имущество, принадлежащее государству, то предпринимателю необходимо обратиться в учреждение, за ним и закрепляется объект. Сюда можно отнести и управляющую компанию, которая станет курировать данное помещение.

Следует добавить, что предприниматель, выполняющий свои обязанности, сможет заключить документ на срок с арендодателем, при этом делая это без всяких торгов.

Если возникают трудности в плане понимания сути этой сделки, то можно проконсультироваться с опытными юристами. Они и позволят избежать совершения ошибок, не сталкиваясь с лишними проволочками в дальнейшем. В результате сделка считается заключенной, а стороны лишены мошеннических действий по отношению друг к другу.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА АРЕНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНУЮ КАЗНУ, ЗАКЛЮЧЕННОГО ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ (КОНКУРСОВ, АУКЦИОНОВ) ДОГОВОР АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА г. Талдом от "___" ____________ 20___ г. 1. Стороны Договора На основании постановления главы муниципального образования городское поселение Талдом от "_____" _______________ 2010 г. N _____________________ администрация муниципального образования городское поселение Талдом, ИНН 5078015001, КПП 507801001, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером (ОГРН) 1055001813580 от 18.11.2005 Межрайонной ИФНС N 12 по Московской области, именуемая в дальнейшем "Арендодатель", в лице главы __________________________________, действующего на основании Устава муниципального образования городское поселение Талдом, принятого решением Совета депутатов городского поселения Талдом, зарегистрированного Управлением юстиции Московской области 27.08.2009 N RU505191032009001, с одной стороны, и ___________________, ИНН ______________, КПП ____________, внесенный в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером (ОГРН) ___________ от "____" ______________, в лице ____________________________, действующего на основании ___________________, именуемый в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

2. Терминология

2.1. Арендодатель и Арендатор по согласованию договорились о нижеперечисленных терминах, используемых в тексте настоящего Договора:

2.1.1. Балансодержатель - администрация муниципального образования городское поселение Талдом.

2.1.2. Договор - настоящий договор.

2.1.3. Стороны - Арендодатель, Арендатор.

2.1.4. Имущество - недвижимое имущество, предоставляемое в аренду в соответствии с Договором.

2.1.5. День - календарный день.

2.1.6. Сумма арендной платы - сумма ежемесячной арендной платы, устанавливаемая в порядке, предусмотренном Договором.

3. Предмет Договора

3.1. Арендодатель обязуется предоставить по передаточному акту, а Арендатор принять во временное пользование (в аренду) нежилое здание общей площадью ______ кв. м, именуемое в дальнейшем "Здание" и расположенное по адресу: _______________, в состоянии, позволяющем производить его нормальную эксплуатацию.

3.2. Здание предоставляется Арендатору во временное пользование с разрешенным видом деятельности "торговля розничная и оптовая" в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

3.3. Имущество находится в собственности муниципального образования городское поселение Талдом и на момент подписания настоящего Договора не заложено, в споре и под арестом не состоит.

4. Срок аренды

4.1. Действие Договора распространяется на финансовые отношения сторон с "____" ____________ 20___ г. по "____" _____________ 20___ г.

5. Размер и порядок внесения арендной платы

5.1. Базовая ставка арендной платы на момент заключения Договора составляет _________________ руб. за 1 кв. м нежилой площади без учета НДС. Сумма ежемесячной арендной платы за аренду недвижимого имущества составляет _______________________________________________________________.

Приложение N 1 и приложение N 2 к Договору являются неотъемлемой частью Договора.

5.2. Различного рода налоги, сборы и платежи, лежащие на сторонах в связи с Договором, не могут повлиять на размер арендной платы.

5.3. Арендная плата может быть во всякое время изменена по соглашению сторон, но не чаще одного раза в год.

5.4. Арендная плата вносится ежемесячно безналичным порядком на расчетный счет Управления Федерального казначейства по Московской области (администрация муниципального образования городское поселение Талдом) _________________.

При этом платежи за текущий месяц аренды должны быть полностью внесены Арендатором не позднее 10 числа следующего месяца. Датой уплаты арендной платы считается дата зачисления арендного платежа на счет Управления Федерального казначейства по Московской области.

Арендатор самостоятельно уплачивает НДС, уточняя в соответствующем территориальном налоговом органе реквизиты для его перечисления.

5.5. В арендную плату не включаются платежи за пользование электроэнергией и коммунальными услугами: отоплением, водоснабжением, канализацией, вывозом отходов.

Сумма продажи права на заключение Договора аренды ______________ руб. (______________ руб.).

6. Права и обязанности Арендатора

6.1. Арендатор вправе:

6.1.1. По окончании срока Договора либо при его досрочном расторжении изъять из имущества произведенные им улучшения, которые могут быть отделены без вреда конструкции имущества.

6.2. Арендатор обязан:

6.2.1. Принять от Арендодателя имущество; прием-передача имущества осуществляется с участием представителя Арендодателя по акту, в котором отражается техническое состояние имущества на момент передачи.

6.2.2. Своевременно и в порядке, установленном Договором, вносить арендную плату за пользование имуществом, а также оплачивать по отдельным договорам коммунальные услуги и эксплуатационные расходы.

6.2.3. Использовать имущество исключительно в соответствии с целевым назначением, предусмотренным Договором.

6.2.4. Соблюдать технические, санитарные, экологические, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию нежилыми помещениями; эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации.

6.2.6. Производить переустройство, перепланировку либо иные изменения, затрагивающие конструкцию имущества, лишь с письменного согласия Арендодателя, а также по согласованию с соответствующими службами.

6.2.7. Незамедлительно сообщать Арендодателю обо всех нарушениях прав собственника, а также нарушениях прав Арендатора и претензиях на имущество со стороны третьих лиц.

6.2.8. Незамедлительно предоставлять уполномоченным лицам Арендодателя, а также представителям органов, контролирующих соблюдение требований, перечисленных в п. 6.2.4, возможность контроля за соблюдением условий использования имущества (допуск в помещение, осмотр, предоставление документации и т.д.); обеспечивать беспрепятственный допуск работников специализированных эксплуатационных и ремонтно-строительных служб для производства работ, носящих аварийный характер.

6.2.9. В случае взыскания контролирующими органами штрафных санкций с Арендодателя за нарушения, допущенные Арендатором в процессе осуществления им своей деятельности, Арендатор возмещает Арендодателю понесенные расходы в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения соответствующего требования от Арендодателя и документов, подтверждающих факт предъявления контролирующими органами Арендодателю требования об уплате штрафных санкций.

6.2.10. Производить капитальный ремонт имущества по согласованию с Арендодателем.

6.2.11. Своевременно производить текущий ремонт имущества.

6.2.12. Не позднее чем за два месяца письменно сообщить Арендодателю об освобождении имущества как в случае истечения срока Договора, так и при досрочном расторжении или о намерении продлить действие Договора.

6.2.13. По истечении срока Договора или досрочном расторжении передать его Арендодателю в соответствии с разделом 6.2 Договора.

6.2.14. Обеспечить сохранность арендованного имущества и за счет своих средств возмещать балансодержателю нанесенный ему ущерб от порчи принятого в аренду имущества.

6.2.15. Заключать договоры с соответствующими организациями на оплату услуг по техническому обслуживанию арендуемых помещений и мест общего пользования (уборка, вывоз мусора, обслуживание коммуникаций, охрана и т.д.), а также отдельные договоры на оплату коммунальных услуг (тепло, вода, электроэнергия).

6.2.16. Незамедлительно сообщать Арендодателю о произошедших в арендуемом помещении авариях и других случаях, в результате которых сторонам может быть причинен материальный ущерб.

6.3. Арендатор не вправе:

6.3.1. Без письменного разрешения Арендодателя сдавать в субаренду имущество или его часть, а также передавать любым способом имущество или его часть в пользование третьим лицам.

6.3.2. Использовать право аренды имущества в качестве предмета залога или вклада в уставный капитал (фонд) других предприятий.

6.3.3. Арендатор не имеет права вносить и хранить в Здании взрывчатые, пожароопасные, легковоспламеняющиеся, наркотические и ядовитые вещества, боеприпасы и оружие, включая их части; пользоваться звукоизлучающими, радиоизлучающими и вибрационными установками с параметрами, превышающими допустимые; перегружать электрические и иные сети, устанавливать приборы и оборудование, эксплуатация которого может привести к превышению мощности.

7. Обязанности Арендодателя

7.1. Арендодатель обязан:

7.1.1. В течение пяти дней с момента заключения Договора передать Арендатору имущество; прием-передача имущества осуществляется по акту, в котором отражается техническое состояние имущества на момент передачи (приложение N 2).

7.1.2. В случае продажи имущества либо иного изменения собственника или владельца уведомить об этом Арендатора не позднее чем за 30 дней до предполагаемого изменения.

8. Уведомления и сообщения

8.1. Все уведомления и сообщения, направляемые в соответствии с Договором или в связи с ним, должны составляться в письменной форме и будут считаться поданным надлежащим образом, если они посланы заказным письмом, по телетайпу, по телеграфу, телефаксу или доставлены лично по юридическим адресам сторон.

8.2. Стороны обязуются незамедлительно уведомлять друг друга об изменении своих адресов и банковских реквизитов. Неисполнение стороной настоящего пункта лишает ее права ссылаться на то, что предусмотренные Договором уведомление или платеж не были произведены надлежащим образом.

Признается официальным уведомлением публикация в местной печати соответствующего объявления.

8.3. Датой направления почтового уведомления или сообщения считается дата штемпеля почтового ведомства места отправления о принятии письма или телеграммы, или дата отправления уведомления или сообщения по телетайпу, телефаксу, или дата личного вручения уведомления или сообщения стороне, или дата соответствующей публикации.

8.4. Настоящий Договор может быть досрочно расторгнут в одностороннем порядке Арендодателем по истечении 30 дней с момента получения Арендатором письменного уведомления о расторжении Договора.

9. Санкции

9.1. Если Арендатор своевременно не заключил договор аренды, то сумма арендной платы за период использования имущества до момента подписания договора взыскивается с Арендатора в пользу бюджета.

9.2. В случае несоблюдения порядка и сроков внесения арендной платы Арендатор обязан уплатить в бюджет за каждый день просрочки пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы просроченного платежа, началом применения данных санкций считается следующий день после наступления срока оплаты очередного платежа.

9.3. При нарушении пп. 6.2.2-6.2.3 Арендодатель вправе в одностороннем порядке досрочно расторгнуть Договор в судебном порядке.

10. Порядок возврата имущества

10.1. Возврат арендуемого Здания Арендодателю осуществляется не позднее последнего дня срока аренды, предусмотренного п. 4.1 настоящего Договора.

10.2. Здание считается переданным Арендатором и принятым Арендодателем с момента подписания сторонами акта приема-передачи помещения.

10.3. Арендатор обязан передать Здание Арендодателю в состоянии не хуже указанного в акте приема-передачи и с учетом нормального износа. Арендатор обязан передать Арендодателю без возмещения затрат Арендатора все произведенные им с согласия или без согласия Арендодателя неотделимые улучшения Здания.

10.4. В случае если при передаче Здания Арендатором Арендодателю, связанной с окончанием либо досрочным расторжением настоящего Договора, будут выявлены недостатки Здания, ухудшившие его состоянию по сравнению с состоянием Здания на момент заключения настоящего Договора, Арендатор обязан оплатить Арендатору расходы по их устранению.

10.5. Если Арендатор не передает Арендодателю Здание и продолжает пользоваться им после окончания срока аренды, указанного в п. 4.1, Арендатор выплачивает Арендодателю арендную плату за пользование Зданием сверх даты окончания срока аренды в двойном размере. Исполнение указанной оплаты не освобождает Арендатора от обязанности освободить Здание.

10.6. В случае отказа или уклонения Арендатора от передачи Здания Арендодателю и (или) от подписания акта приема-передачи Здания либо в случае фактического освобождения Здания до даты окончания срока аренды Арендодатель имеет право принять Здание в одностороннем порядке с составлением соответствующего акта. При этом настоящий Договор прекращает свое действие с момента составления Арендодателем соответствующего одностороннего акта.

10.7. Во избежании сомнений любая задержка в освобождении и передаче Здания Арендатором Арендодателю не будет считаться продлением срока настоящего Договора.

11. Прочие условия

11.1. Стороны принимают меры к непосредственному урегулированию споров, возникающих из Договора. Споры, не урегулированные сторонами, непосредственно решаются в соответствии с действующим законодательством РФ в Арбитражном суде Московской области.

11.2. Любые изменения и дополнения к Договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченным на то представителями сторон.

11.3. Приложения к Договору составляют его неотъемлемую часть.

12. Заключительные положения

12. Договор составлен в трех идентичных экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. К Договору прилагаются: приложение 1 - расчет арендной платы; приложение 2 - акт приема-передачи в аренду имущества.

13. Юридические адреса сторон

13.1. Арендодатель: администрация муниципального образования городское поселение Талдом, 141900, г. Талдом, пл. К. Маркса, 12, ИНН 5078015001, КПП 507801001, ОКАТО 46254501000.

Потребность сдать пустующие помещения в аренду время от времени испытывают многие автономные учреждения, однако нередко они отказываются от этой затеи, не желая проводить процедуру торгов. Но во всех ли случаях необходимы подобные процедуры? Когда учреждение может предоставить помещение арендатору без проведения конкурса или аукциона, а когда торги все же неизбежны?

Особенности порядка заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества разъяснила Федеральная антимонопольная служба в Письме от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 (далее - Разъяснения ФАС). Ознакомимся с основными выводами, сделанными в этом документе.

Правило и исключения

Отношения, связанные с арендой государственного или муниципального имущества, регулируются ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ). Согласно п. 2 ч. 3 данной статьи государственные и муниципальные автономные учреждения могут сдавать в аренду недвижимое имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Однако существует ряд исключений, которые перечислены в ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ и распространяются в том числе на АУ. Приведем некоторые из случаев, когда сдавать в аренду помещения разрешается без проведения торгов:
  • на заключение договора аренды претендует другое государственное или муниципальное учреждение, некоммерческая организация (в том числе социально ориентированная), медицинская организация, организация, осуществляющая образовательную деятельность (п. 3, 4, 6 ч. 1 ст. 17.1);
  • договор заключается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (п. 11 ч. 1 ст. 17.1);
  • передаваемое имущество является частью или частями помещения или здания, его общая площадь не превышает 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения, здания, права на которые принадлежат лицу, передающему указанное имущество (п. 14 ч. 1 ст. 17.1);
  • договор заключается с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе (если она соответствует предусмотренным требованиям) либо признанным единственным участником конкурса или аукциона (п. 15 ч. 1 ст. 17.1).
Обязанность заключить договор аренды возникает у автономного учреждения лишь в последней из перечисленных ситуаций (договор с единственным участником конкурса или аукциона). В остальных же случаях, когда площади могут передаваться в аренду без торгов, правообладатель (АУ) не обязан заключать договор , а претендент на данные площади не вправе этого требовать (разд. 1 Разъяснений ФАС).

Более того, торги допустимо организовывать и в отношении «льготных» претендентов на аренду имущества. Если их два или более и они заинтересованы в одном и том же объекте государственного (муниципального) имущества, автономное учреждение вправе отказать им в заключении договора без конкурентных процедур. По мнению антимонопольного органа, тогда проведение торгов не будет нарушением законных прав и интересов таких заявителей.

Однако осмотрительность при решении вопроса, проводить ли торги в отношении имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления, нужно проявлять и собственникам такого имущества (учредителям учреждений). Давая согласие на передачу в аренду тех или иных помещений учреждения, учредитель должен соблюдать требования Закона № 135-ФЗ. Как сказано в разд. 2 Разъяснений ФАС, факт согласия на передачу площадей целевым образом и без проведения торгов может содержать признаки нарушения ст. 15 названного закона (запрет на ограничивающие конкуренцию действия органов власти).

Случаи заключения договора без проведения торгов

Остановимся подробнее на некоторых исключениях - случаях, когда АУ может сдавать помещения в аренду без проведения торгов.

Арендатор - медицинская или образовательная организация

На то, какие именно организации подразумеваются под медицинскими или осуществляющими образовательную деятельность, указано в разд. 5 и 6 Разъяснений ФАС - в данном вопросе нужно руководствоваться положениями отраслевого законодательства.

Так, согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы, основным видом деятельности которых является медицинская деятельность, осуществляемая на основании лицензии. К медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, занимающиеся медицинской деятельностью.

Краткосрочный договор аренды помещения, заключенный без проведения торгов, не может быть продлен на новый срок также без проведения торгов. Здесь действует специальная норма, ограничивающая срок действия данного договора.

Что касается организаций, осуществляющих образовательную деятельность, это как образовательные организации (названная деятельность для них является основной), так и организации, осуществляющие обучение (указанная деятельность - дополнительная). При этом, как установлено п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в данную группу входят и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Таким образом, арендовать у АУ помещения, минуя конкурентные процедуры, может и юрлицо, и предприниматель, которые ведут медицинскую либо образовательную деятельность на основании лицензии.

Краткосрочная аренда

Пункт 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ разрешает учреждениям сдавать государственное или муниципальное имущество в краткосрочную аренду без проведения торгов, но содержит запрет на предоставление таких прав одному лицу на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов.

В свою очередь, п. 3 ст. 610 ГК РФ определяет, что договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному. А это значит, что договоры аренды государственного или муниципального имущества, заключенные на короткий срок без проведения торгов, не могут быть продлены на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ , а также ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ . Такая позиция высказана в разд. 10 Разъяснений ФАС.

Аренда части помещения

Как было отмечено выше, часть помещения или здания может быть передана в аренду без проведения торгов при соблюдении двух условий: передаваемая площадь не должна превышать 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения или здания. Но каким образом рассчитывать долю планируемой к передаче в аренду площади ?

По мнению антимонопольного органа, выраженному в разд. 11 Разъяснений ФАС, при определении этой доли не надо учитывать площадь тех частей помещения (здания), права владения и (или) пользования в отношении которых переданы до вступления в силу ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, на основании иных исключений, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, а также по итогам торгов.

Арендатор - подрядчик учреждения

Отдельно следует упомянуть еще одно исключение, которое не распространяется на автономные учреждения (по крайней мере, на те, которые проводят закупки на основании Закона № 223-ФЗ ). Речь идет о заключении договора аренды без торгов с лицом, с которым подписан государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса (аукциона), проведенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ , если предоставление данного права было предусмотрено конкурсной документацией (документацией об аукционе) для целей исполнения указанного контракта (п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

Как сказано в разд. 9 Разъяснений ФАС, гражданско-правовые договоры, заключенные в рамках Закона № 223-ФЗ, не являются государственными или муниципальными контрактами, поэтому положения п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ на эти случаи не распространяются. Иными словами, если автономное учреждение, руководствуясь нормами Закона № 223-ФЗ, провело закупку каких-либо услуг или работ, оказание или выполнение которых требует присутствия подрядчика на площадях учреждения (допустим, театр закупил услуги по пошиву и ремонту сценических костюмов), передать в аренду необходимые площади можно лишь посредством проведения торгов. В этом случае закупка услуг и проведение торгов на право заключения договора аренды станут двумя самостоятельными процедурами.

Пролонгация договора

Действующие договоры аренды государственного и муниципального имущества (в том числе переданного учреждению в оперативное управление) продляются на основании ч. 9 - 11 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ. Если арендатор надлежащим образом исполнял свои обязанности, договор с ним подписывается на новый срок, при этом торги проводить не нужно (если иное не установлено договором и срок его действия не ограничен законодательством РФ). При этом необходимо соблюсти два условия:
  1. размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта;
  2. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора).
Если условия соблюдены, арендодатель (АУ) в силу ч. 10 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ не вправе отказать арендатору в пролонгации договора. Отказать можно только при наличии у арендатора задолженности на момент окончания договора аренды или принятия решения, предусматривающего иной порядок распоряжения данным имуществом.

В связи с этим антимонопольный орган сделал два вывода (разд. 15 Разъяснений ФАС).

Во-первых, поскольку существует возможность отказа арендатору в пролонгации договора из-за принятия иного решения о распоряжении имуществом, арендодателю необходимо получить согласие собственника этого имущества на перезаключение договора аренды.

Во-вторых, пролонгация договора аренды на основании ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ может происходить по тем же основаниям неограниченное количество раз . Но важно, чтобы каждый раз соблюдались требования, установленные приведенной нормой.

Субаренда

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ государственное и муниципальное имущество может передаваться в субаренду без проведения торгов в том числе по следующим основаниям:
  • учреждение заключило с арендатором договор аренды по результатам торгов или в случае, когда торги признаны несостоявшимися;
  • право на заключение договора аренды предоставлено арендатору на основании государственного или муниципального контракта.
При выполнении требований этой нормы в субаренду могут передаваться площади любого размера - в этом смысле Закон № 135-ФЗ не устанавливает ограничений (разд. 12 Разъяснений ФАС). Если же данные требования не соблюдаются, рассматриваемое имущество передается в субаренду в общем порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, - посредством проведения торгов либо без них, но уже по иным исключениям.

Процедура проведения торгов

Если государственное и муниципальное имущество передается в аренду через торги, автономному учреждению следует учесть некоторые особенности этой процедуры.

Как сказано в разд. 17 Разъяснений ФАС, данные торги могут проводиться и до момента истечения срока действующего договора , но с учетом того, что новый договор должен вступать в силу по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. К моменту вступления в силу договора, заключенного по результатам торгов, государственное или муниципальное имущество должно быть свободным от прав третьих лиц (за исключением случаев закрепления его за учреждениями на праве оперативного управления).

При проведении конкурсов и аукционов на право заключения договора аренды должна обеспечиваться информационная открытость - соответствующие сведения размещаются на официальном сайте torgi.gov.ru. Неопубликование информации является нарушением норм ст. 17, 17.1 Закона № 135-ФЗ и основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 4 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).

Также важно, что договор аренды государственного или муниципального имущества (в том числе находящегося у учреждения в оперативном управлении) не может быть заключен ранее чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте torgi.gov.ru (разд. 13 Разъяснений ФАС). В противном случае договор будет ничтожным - как не соответствующий требованиям закона (ст. 168 ГК РФ).

В своей практике автономные учреждения используют оба способа передачи недвижимого имущества в аренду - и посредством торгов, и без них.

Первый способ обязывает АУ проводить строго определенные процедуры, а по их результатам заключать с победителем торгов (единственным их участником) договор аренды.

Применение второго способа не сопровождается жесткими требованиями (в частности, у учреждения не возникает обязанности подписывать договор), однако ограничением здесь становится перечень оснований, по которым разрешается передавать площади в аренду без торгов.

У многих предпринимателей самой емкой статьей расходов является аренда помещения под магазин (офис, склад). Поэтому в целях экономии продумываются все варианты съема помещений, имеющих низкую стоимость. Один из них – аренда муниципального имущества. Стоимость съема муниципальной площади в некоторых случаях не отличается от аренды по коммерческим предложениям. Однако большинство вариантов имеет смысл рассмотреть, хотя заключение договоров аренды такого типа – трудоемкий и затратный процесс.

Какое имущество относится к муниципальному

Аренда государственного и муниципального имущества в последнее время пользуется небывалой популярностью. Причиной тому – совершенствование законодательных требований и высокая стабильность договоров по сравнению с аналогичными сделками, проведенными с коммерческими структурами.

Как взять его в аренду

В соответствии с Законом № 135-ФЗ, ст. 17.1 , при сдаче в аренду муниципального или государственного помещения в обязательном порядке заключается договор. Осуществить данную сделку возможно только после проведения (конкурса, аукциона). Без торгов в аренду предоставляется собственность:

  • Для расположения на объектах сетей связи, почты.
  • Палат торгово-промышленного назначения.
  • На замену снесенного (реконструированного) сооружения.
  • Нотариальных или адвокатских контор.
  • Организациям, специализирующимся в направлении услуг образования.
  • Медицинским компаниям.
  • По международным договорам.
  • Политическим партиям, общественным движениям.
  • На срок до 30 суток в течение 6 следующих месяцев.

Чтобы арендовать имущество, принадлежащее государству, предпринимателю нужно обратиться в учреждение, за которым закреплен объект, или в управляющую компанию, курирующую данное помещение. Часто перечень площадей, предназначенных для предоставления в аренду, размещаются на сайтах государственных структур. Если интересующей информации нет, необходимо обратиться в соответствующий орган для подачи заявления лично.

У предпринимателя, неукоснительно выполнявшего свои обязанности на протяжении действия аренды, есть возможность заключить договор на новый срок с арендодателем без торгов.

Действуем по порядку

Предоставление площади муниципального назначения имеет установленный порядок и совершается после проведения торгов. Они могут проходить в электронном режиме или как официальное мероприятие. Форма проведения определяется ст. 448 ГК РФ и состоит из следующих пунктов:

  • Оповещение о проведении торгов.
  • Разработка документации.
  • Прием заявок от участников.
  • Проведение основного этапа торгов.
  • Завершающий тур торгов, определяющий победителя.
  • Оформление соглашения с выбранным лицом.

В соответствии с п. 2 вышеуказанной статьи участник должен отвечать требованиям, выдвинутым законодательством. Им может являться и юридическое, и физическое лицо, а также ИП, в интересах которого – выиграть торги и взять в аренду муниципальное (государственное) имущество.

Оформление договора

После проведения торгов победитель подписывает с организатором протокол о результатах (он имеет юридическую силу договора) и оформляет типовой договор. Правила заключения документа регламентированы ст. 447 ГК РФ. Образец документа можно посмотреть .

Продление договора аренды возможно только в результате проведения нового конкурса (аукциона, торгов) на право заключения договора аренды муниципальной недвижимости (ст. 17.1 № 135-ФЗ). Однако у предпринимателя, неукоснительно выполнявшего свои обязанности на протяжении действия аренды, есть возможность заключить договор на новый срок с арендодателем без торгов, если будут соблюдены следующие требования:

  • Срок действия нового договора составляет не менее 3 лет. Он может быть уменьшен по заявлению арендатора.
  • Размер регулярной платы за аренду определяется после оценивания рыночной цены объекта, а оценка проведена по всем правилам законодательства, регулирующего оценочные мероприятия в РФ.

Так как договоры об аренде муниципального имущества подлежат обязательной регистрации (если заключены на срок более 1 года), соглашение о завершении аренды площади также необходимо официально зарегистрировать. Кроме этого, обе стороны должны направить в орган, совершающий регистрацию прав на имущество, заявление, подтверждающее добровольное согласие об окончании арендных отношений. Если один из партнеров не согласен и уклоняется от расторжения, другая сторона обращается в суд с требованием об официальной регистрации данного соглашения.

Зная все тонкости этой задачи и выиграв торги, предприниматель может заключить договор об аренде муниципального имущества. Такой вариант считается выгодным, так как такие площади можно арендовать за приемлемую стоимость. Добросовестно выполняя все пункты договора и не нарушая условия аренды, пользоваться муниципальными помещениями можно в течение долгого срока.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал