Онф добился ограничения стоимости покупки автомобилей для федеральных чиновников. Правовое регулирование поставки автотранспортных средств для государственных нужд

Правительство РФ опубликовало постановление, которое ограничивает приобретение автомобилей для федеральных чиновников суммой в 2,5 млн руб. Об этом на заседании дискуссионной площадки «Общество и власть: прямой диалог» второго «Форума действий» ОНФ при обсуждении темы развития инструментов общественного контроля сообщил заместитель председателя Центральной ревизионной комиссии ОНФ, депутат Госдумы Виктор Климов, добавив, что таким образом реализована одна из инициатив Народного фронта по ограничению стоимости автомобилей для государственных служащих. Активисты ОНФ намерены добиться реализации аналогичных ограничений также на региональном и муниципальном уровнях. А руководитель Контрольного управления президента Константин Чуйченко выступил за создание системы проведения таких закупок централизованным образом.

Виктор Климов рассказал, что 24 октября 2014 г. на сайте правительства без всякого анонсирования было размещено подписанное председателем правительства РФ постановление «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в т.ч. подведомственных им казенных учреждений». В соответствии с этим документом, который вступает в силу с 1 января 2015 г., устанавливается, что стоимость автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа должна быть не более 2,5 млн руб., для руководителя федерального агентства, заместителя руководителя федерального агентства или федеральной службы – не более 2 млн руб., для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа – не более 1,5 млн руб. Мощность всех этих транспортных средств ограничивается 200 лошадиными силами.

В июле 2013 г. группа депутатов Государственной думы, в числе которых были активисты ОНФ Виктор Климов и Ольга Тимофеева, внесли в нижнюю палату парламента законопроект, устанавливающий планку в 3 млн руб. для закупок легковых транспортных средств для чиновников и госкомпаний. В данный момент законопроект прошел первое чтение в Госдуме. После взаимодействия экспертов Народного фронта с правительством была достигнута договоренность решить этот вопрос на уровне правительственного подзаконного акта о нормировании госзакупок, в этом случае депутаты обещали отозвать свой законопроект.

Виктор Климов отметил, что в данном правительственном постановлении, которое первоначально чиновники обещали принять почти год назад, не содержится никаких ограничений для региональных и муниципальных чиновников. В Министерстве финансов РФ уверяют, что в данный момент там ведется разработка отдельного постановления, которое также ограничит стоимость закупки автомобилей для региональных и муниципальных чиновников. Активисты ОНФ намерены обратиться к правительству РФ с просьбой ускорить принятие данного нормативного документа.

Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта предположил, что правительство РФ затягивало с принятием постановления о нормировании госзакупок по причине того, что сами федеральные чиновники никак не желали пересаживаться на недорогие автомобили. «И обнаруженные нами закупки это наглядно демонстрируют. В частности, Министерство экономического развития в конце 2013 г. закупило автомобиль BMW 750 Li xDrive почти за 5 млн руб. В это же время Министерство юстиции РФ закупило три автомобиля за 11,5 млн руб. (3,8 млн руб. за одну единицу), – отметил Гетта. – До сих пор эксперты нашего проекта находят тендеры по приобретению дорогостоящих машин региональными и муниципальными чиновниками. И хотя в целом и наблюдается положительная тенденция – сокращение покупок автомобилей и переориентация заказчиков на более дешевые марки, мы всё же настаиваем на нормировании закупок для чиновников всех уровней».

Участники площадки «Общество и власть: прямой диалог» также поделились другими позитивными примерами общественного контроля. Одним из самых действенных инструментов для активистов Народного фронта стал общественный контроль за госзакупками. Экспертам антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки» удалось добиться изменения ряда негативных тенденций в проведении закупочной деятельности, рассказал Антон Гетта. «После проведенных в конце 2013 г. экспертами мониторингов тендеров по подготовке новогодних корпоративов, закупке дорогих подарков, роскошных автомобилей ряд расточительных закупок был отменен, заказчики переориентировались на более дешевые модели транспортных средств, выставили на продажу ранее приобретенные за государственный счет дорогостоящие объекты, снизили расходы на информационное освещение органов государственной власти и закупку чартерных авиаперевозок». Недавно антикоррупционный проект ОНФ «За честные закупки» расширил зону общественного контроля, распространив ее на сферу продажи государственного и муниципального имущества.

Член регионального штаба ОНФ в Ульяновской области, руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Рустам Садыков сообщил, что в Ульяновской области с конца сентября 2014 г. по инициативе активистов ОНФ действует постановление правительства об обязательном общественном обсуждении различных закупок товаров, работ и услуг в социальной сфере. «Таким образом, мы ввели в нашей области этот контроль раньше, чем он будет введен на федеральном уровне 1 января 2016 г., – отметил Садыков. – Без согласования с общественностью не могут осуществляться тендеры на строительство и реконструкцию объектов капительного строительства, если начальная максимальная цена контракта выше 100 млн руб., региональных и межмуниципальных автодорог, если начальная максимальная цена выше 500 млн руб., а также услуг общепита для социальных учреждений, организации отдыха детей и их оздоровления, если начальная максимальная цена контракта выше 50 млн руб.». Виктор Климов рекомендовал другим регионам брать пример с Ульяновской области и также внедрить практику общественных слушаний расходов в социально значимых сферах.

Антон Гетта резюмировал итоги дискуссионной площадки, призвав всех желающих к борьбе с коррупцией и расточительством чиновников. «Наше главное направление – максимально привлечь регионы к борьбе против расточительства чиновников, – подчеркнул он. – Региональные активисты ОНФ, участники торгов, журналисты, блогеры и другие общественники уже подхватили повестку проекта «За честные закупки» и стали системно по всей стране отслеживать размещаемые региональными и муниципальными чиновниками тендеры, предотвращать неэффективное расходование бюджетных средств на местах. Они анализируют действующую систему госзакупок, предлагают законодательные поправки, оценивают целесообразность закупок на предмет расточительности и сомнительности, выявляют нарушения в закупочных процедурах, направляют соответствующие запросы в контролирующие органы».

Сразу с несколькими инициативами выступил на дискуссионной площадке помощник президента РФ, руководитель контрольного управления президента Константин Чуйченко. Он предложил проводить закупки централизованно. В этом случае можно будет приобрести товары дешевле и легче проконтролировать сам закупочный процесс. «Сейчас каждый муниципалитет, каждое бюджетное учреждение проводит закупки самостоятельно, – уточнил помощник главы государства. – Непонятно, почему нельзя закупать автомобили сразу с помощью одной структуры, а потом раздавать разным ведомствам. Так можно будет получить скидку за счет большой партии, это будет дешевле для заказчиков и поможет сэкономить бюджетные деньги. Нужно, чтобы закупками занималось меньше структур, чем сейчас. Тогда этот процесс легче будет проконтролировать». При этом Чуйченко уточнил, что такой контроль «нужно осуществлять осторожно, но при этом наступательно и напористо».

По мнению Чуйченко, также должны быть четкие правила для закупок чиновников, «какую кому машину покупать, какой метраж кабинета обустраивать». По мнению помощника президента, осуществляя закупки централизованно и под строгим контролем, можно было бы сэкономить до 10% средств, которые тратятся из бюджета. Общая сумма закупок сейчас – между 11 и 12 трлн рублей.

Руководители в ранге министра и замминистра не смoгут передвигаться на машинах дороже 2,5 млн руб. и мощностью более 200 л.с. Руководители подразделений ведомств смогут рассчитывать лишь на автомобиль не дороже 1,5 млн руб. Помимо машин аналогичные ограничения введены и для других закупок.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление, вводящее серьезные ограничения на бюджетные закупки для чиновников ряда товаров, в том числе автомобилей. Соответствующий документ был подготовлен Минфином, чтобы для госслужащих не приобретались товары и услуги с избыточными потребительскими свойствами.

Согласно тексту приложения к правилам закупки чиновниками товаров, руководители российских федеральных органов власти начиная с 2016 года не смогут приобрести для себя служебный автомобиль мощностью более 200 л.с. и дороже 2,5 млн руб. Руководство федеральных агентств будет вынуждено довольствоваться служебными автомобилями такой же мощности, но не дороже 2 млн руб. Руководитель и замы структурных подразделений федерального государственного органа смогут позволить приобрести автомобиль, стоимость которого не превышает 1,5 млн руб.

Таким образом, закон впервые устанавливает верхнюю планку стоимости машин, приобретаемых чиновниками за счет бюджетных средств.

Для всех остальных сотрудников центрального аппарата правительства, а также сотрудников территориальных органов служебные автомобили и вовсе не предусмотрены.

«Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств», — отмечается на сайте правительства.

Стоит отметить, что кроме легковых автомобилей требования по закупкам ужесточены, например, для мебели и смартфонов, оргтехники и других товаров.

Так, например, цена приобретаемого для министра или замминистра за счет бюджета смартфона не должна превышать 15 тыс. руб. Для помощников — не больше 10 тыс. руб., а для специалистов — 5 тыс. руб.

Напомним, что законодательно ограничить чиновников в бюджетных тратах на автомобили впервые предложил оппозиционер Алексей Навальный. Он предлагал ввести предельный лимит в 1,5 млн руб. На сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) его предложение собрало необходимые 100 тыс. подписей, но рабочая группа при правительстве тем не менее отказалась вносить предложение Навального на рассмотрение кабинета министров.

Вскоре после инициативы Навального ограничить чиновников в закупках шикарных автомобилей решили и депутаты Госдумы. Так, в ноябре 2013 года в нижней палате парламентарии единогласно одобрили в первом чтении закон, ограничивающий максимальную стоимость автомобилей для чиновников суммой в 3 млн руб. Речь шла не только о покупке таких машин, но и о набиравшей тогда популярность аренде транспортных средств. Однако законопроект так и не был принят.

«Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств, — отмечается на сайте правительства.

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов отмечает, что эта система ограничений разрабатывалась долго и тяжело. «В результате эти предельные суммы вызывают споры, кто-то считает, что слишком много, кто-то — наоборот, — рассказал «Газете.Ru» один из авторов думского законопроекта Климов. — Да, курсы валют сделали иномарки в России более дорогими, но даже с учетом этого верхнего предела вполне хватит на то, чтобы чиновник мог купить комфортную безопасную машину. Такой предел позволяет отсечь закупку совсем уж роскошных люксовых машин».

В июле 2014 года, чтобы поддержать отечественных автопроизводителей, правительство РФ ввело запрет на госзакупку машин и автомобильной техники, которые не производятся в России.

Приобретаемый автомобиль с тех пор должен иметь определенный уровень локализации: от 30 до 40%. Кроме того, правительство пообещало увеличивать требуемый уровень локализации — до 60-70% к 2018 году.

Между тем нехватки автомобилей, подходящих под ограничения при закупках, чиновники пока не испытывают. Например, в Калининграде на предприятии «Автотор» собираются представительские седаны BMW, а в Калуге на мощностях Volkswagen производятся престижные модели Audi A6 и A8. Активно закупаемые для госслужащих Ford Mondeo и Focus также собираются в России.

Однако с наступлением кризиса эти представительские автомобили заметно подорожали. Все автокомпании, работающие в России, уже несколько раз поднимали цены. Повышение цен, по мнению экспертов, будет продолжаться и дальше.

Таким образом, не исключено, что вскоре люксовые модели немецких марок могут перешагнуть вводимый сейчас порог в 2,5 млн руб.

Для примера: любимая чиновниками BMW 5-Series пока еще укладывается в установленный лимит, поскольку стоит 2 млн 390 тыс. руб. А вот рассчитывать на седан 7-Series чиновники со следующего года уже не смогут, поскольку мощность самого скромного двигателя на этой модели составляет 265 л.с., а стоимость превышает 5 млн руб.

Источник: http://www.gazeta.ru/
Метки: Россия Транспорт Законы Власть Чиновники Законы

Посетителей:8346

государственный контракт автотранспортный договор

Понятие поставки автотранспортных средств для государственных нужд

На сегодняшний день понятие «поставка автотранспортных средств для государственных нужд» законодательно не закреплено. Кроме того, анализ доктринальных положений позволяет сделать вывод, что в юридической науке также не было сформулировано определение рассматриваемого понятия. Не смотря на это, законодатель в п.5 ст.454 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». определяет поставку товаров для государственных нужд как вид договора купли-продажи и рассматривает в параграфе 4 Главы 30 Гражданского кодекса РФ Там же. указанный институт гражданского права как комплексное правоотношение, возникающее из сложного юридического состава. Однако, данный законодательный приём или «квалифицированное молчание законодателя» не вносят ясности в понятие поставки автотранспортных средств для государственных нужд. В этой связи, мы считаем, что первоочередным шагом нашего исследования должно быть установление данного понятия через раскрытие его отличительных особенностей и признаков.

Раскроем источники нормативного регулирования поставки товаров для государственных нужд, так как это, на наш взгляд, позволит лучше изучить сущность рассматриваемых правоотношений.

Специфика регулирования отношений по поставке товаров для государственных нужд в Российской Федерации, как одного из традиционных институтов гражданского права, кроется в социально-экономических процессах развития российского государства в различные исторические его периоды. Изучая историю законодательства о поставке товаров для государственных нужд, можно сказать, что отсутствие законодательной правопреемственности и действий властей по принципу: «Мы старый мир разрушим до основания, а затем - мы свой, мы новый мир построим» Дробинский А.А. Интернационал // Литературная энциклопедия. М., 1930. С. 20., не позволило к сегодняшнему дню сформировать систематизированную законодательную базу, позволяющую четко регламентировать общественные отношения и способствующую более эффективному правоприменению.

Отказ от командно-административной системы управления, переход к рыночным методам регулирования экономических отношений в начале 90-ых годов 20 века привел к необходимости разработки специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам товаров для удовлетворения государственных потребностей Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн.2: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 114.. Таким образом, либерализация правовых отношений послужила основанием к всецелому пересмотру положений по поставке товаров для государственных нужд, доставшихся после длительного советского периода.

К сегодняшнему дню в Российской Федерации сложившаяся система правового регулирования отношений по поставке товаров для государственных нужд имеет комплексный характер - данные правоотношения урегулированы как нормами частного права (гражданского), так и нормами публичного права (административного, бюджетного и другие).

На сегодняшний день нормы гражданско-правового характера, регулирующие поставку товаров для государственных нужд, закреплены в различных правовых актах (федеральные законы, а также подзаконные правовые акты Например, Указ Президента РФ от 08.04.1997 №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»; Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 № 292 (ред. от 15.06.2009) «Об утверждении Положения о ведении реестре недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков»; Распоряжение Правительства от 27.02.2008 № 236-р (ред. от 25.03.2010) «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона».), основополагающим из которых является Гражданский Кодекс Российской Федерации (параграф 4 глава 30 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».). Отметим, что для данных правоотношений характерны следующие особенности: во-первых, к ним субсидиарно применяются нормы о договоре поставки товаров (параграф 3 главы 30 ГК РФ), а в случае отсутствия специальных правил применяются общие положения о купле-продаже (параграф 1 главы 30 ГК РФ); во-вторых, помимо Гражданского Кодекса РФ регулирование осуществляется иными законами (данные законы применяются в части, не противоречащей нормам параграфа 4 главы 30 ГК РФ (пункт 2 статьи 525 ГК РФ) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 115..

К числу специальных законов, регламентирующих особенности поставок товаров для государственных нужд, относятся: во-первых, Федеральный закон от 13 декабря 1993 г №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Исходя из целей Закона, он распространяет свое действие на все отношения по поставке товаров для федеральных нужд, за исключением: 1. государственного оборонного заказа данные отношения урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275 - ФЗ «О государственном оборонном заказе»; 2. поставки ценностей в государственный материальный резерв - данные отношения урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»; поставки и контрактации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд - данные отношения урегулированы Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. № 53 - ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; во-вторых, Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данный закон устанавливает единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Отметим также, что в данный закон с момента принятия неоднократно вносились изменения, отдельные из которых впоследствии сами претерпевали изменения. К сегодняшнему дню принят Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступит в действие с 1 января 2014 года и заменит Федеральный закон № 94-ФЗ; в-третьих, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», определяющий организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе при размещении государственного заказа.

На основании вышеизложенных источников нормативного регулирования, рассмотрим пошагово реализацию рассматриваемых правоотношений.

На первой стадии - формирование государственного заказа - происходит выявление потребностей государственных образований в товарах, формирование и утверждение федеральных целевых программ в целях формирования государственных заказов. На данной стадии возникают административные отношения. Кроме этого, образуются финансовые отношения по обеспечению государственных заказчиков финансовыми ресурсами.

На второй стадии - размещение государственных заказов и определение поставщика (гражданские отношения). Кроме того, контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы РФ за проведением торгов (административные отношения).

На третьей стадии - заключение и исполнение государственных контрактов и договоров (гражданские отношения), а также, возможно, установление льгот по налогам для поставщика (налоговые отношения).

На четвертой стадии - в случае неисполнения обязательств возникают правоотношения по уплате неустойки и возмещению убытков (гражданские правоотношения), а также правоотношения между Федеральной Антимонопольной Службой РФ и государственным заказчиком (административные отношения).

Таким образом, отношения по поставке товаров для государственных нужд урегулированы нормами различной отраслевой принадлежности - в правовом регулировании задействованы гражданско-правовые, административно-правовые и комплексные правовые акты. Очевидно, что указанные нормы должны действовать не изолированно друг от друга, а представлять собой единую сбалансированную систему, в которой нормативно-правовые акты образуют единый комплекс общих (например, Гражданский Кодекс РФ) и специальных положений (например, Федеральный Закон № 94-ФЗ). Однако, не смотря на относительно небольшое количество действующих нормативных правовых актов, анализ законодательной базы в рассматриваемой правовой сфере свидетельствует о ее достаточной сложности и затруднительности правоприменения, так как правовое регулирование федеральных законов и подзаконных актов не согласовано между собой и не соответствует требованиям унификации правового режима при регулировании однородных правоотношений. Тем не менее, особенностью указанных правоотношений стоит признать комплексное законодательное регулирование в условиях слабой систематизации и унификации базовых понятий и определений.

В нашем исследовании нас интересуют особенности нормативного регулирования поставки автотранспортных средств для государственных нужд, в этой связи установим, что мы понимаем под понятием «автотранспортное средство».

К сегодняшнему дню законодательное определение рассматриваемого понятия не закреплено. Однако, на «официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов» - в заявках на размещение заказов используется исключительно понятие «автотранспортное средство». На наш взгляд, это связано с тем, что заказчик в своей деятельности применяет «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 №17 (ред. от 12.12.2012) М.: ИПК Издательства стандартов. 1996., в котором существует деление автотранспортных средств по следующим группам товаров: автомобили легковые (3410010), автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (3410020) и другие, подпадающие под общую группу «автомобили» (3410000). Очевидно, что для правоприменителей отсутствие указанного понятия не создает существенных проблем, в связи с чем понятия «автотранспортное средство» и «автомобиль» можно признать правовыми синонимами, то есть совпадающими по содержанию, так как законодательство не устанавливает различий между указанными категориями. Далее, обратимся к положениям ст.2 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 (в ред. от 30.01.2013) «О правилах дорожного движения» Российские вести. 1993. 23 ноября (№227)., нормы которого закрепляют понятие «транспортного средства» и понимают под ним «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». В ч.2 ст. 25 Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 (в ред. от 30.01.2013) «О правилах дорожного движения» Там же. законодатель разделяет транспортные средства на четыре категории: мотоциклы и мотороллеры; автомобили; составы транспортных средств; трамваи и троллейбусы. Таким образом, очевидно, что понятие «автотранспортное средство» является составной частью общего понятия «транспортное средство», в связи с чем «автотранспортное средство» - категория транспортного средства, входящая в общую группу «автомобили» (3410000) «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг».

На сегодняшний день отсутствуют какие-либо нормативно-правовые акты, регламентирующие поставку автотранспортных средств. В силу того, что автотранспортное средство является вещью, определяемой родовыми признаками (то есть подпадает под общую категорию «товары»), к поставке автотранспортных средств будут применяться правовые положения параграфа 4 Главы 30 Гражданского кодекса РФ, а также положения специальных законов. Стоит отметить, что до 31 декабря 2012 г. действовал Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 марта 2012 № 120 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" Российская газета. 2012. 25 апреля (№91)., в соответствии с которым вводились ограничительные меры для автотранспортных средств, происходящих из иностранного государства, и преференции для автотранспортных средств российского производства. На данный момент подготовлен проект приказа Министерства промышленности и торговли РФ «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов на поставку автотранспортных средств для государственных нужд» Минпромторг предлагает ограничить государственные и муниципальные закупки автотранспортных средств. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23782.html#.UYn8UqKLgl8 (дата обращения: 30.04.2013)., предусматривающий требование, согласно которому, допуск к конкурсам или аукционам возможен только для российской и белорусской техники.

Таким образом, не смотря на столь объёмное нормативное регулирование поставки товаров для государственных нужд, вся регламентация правоотношений при поставке автотранспортных средств сводится к защите российских производителей автомобильной техники в условиях членства России во Всемирной торговой организации. Другими словами, на сегодняшний день отсутствуют законодательные акты, вводящие дополнительные требования или ограничения (например, по максимальной цене государственного контракта) при регулировании вышеуказанных отношений. Следовательно, государственному заказчику при составлении государственного заказа необходимо только найти «золотую середину» между требованиями Федерального закона № 94-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ, то есть так составить описание автотранспортного средства в предусмотренной законом документации (положения ч.4 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Российская газета. 2005. 28 июля (№163).), чтобы в результате не ограничить конкуренцию между участниками торгов и запроса котировок (положения ч.3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред.от 30.12.2012) «О защите конкуренции» Российская газета. 2006. 27 июля (№162).).

Поставка товаров для государственных нужд определяется как вид договора купли-продажи. Следовательно, указанному гражданско-правовому обязательству присуща такая же характеристика, что и договору купли-продажи. Поэтому, рассматриваемый вид договора купли-продажи как хозяйственный договор является: во-первых, консенсуальным, то есть заключенным с момента достижения соглашения по всем существенным условиям; во-вторых, двусторонним, то есть характеризуется взаимным удовлетворением интересов сторон и взаимной согласованностью; в-третьих, возмездным, то есть обязанности исполнителя по передачи товара заказчику корреспондируется встречная обязанность заказчика по оплате данного товара.

Таким образом, уже только на основании вышеизложенной характеристики можно определить поставку автотранспортных средств для государственных нужд как вид договора купли-продажи, который направлен на возмездную передачу имущества в обмен на эквивалентное денежное представление.

Кроме того, указанным отношениям по поставке товаров для государственных нужд свойственны определенные черты договора обычной поставки. Во-первых, предметом правоотношений являются вещи, которые определены родовыми признаками (в нашем исследовании - это автотранспортное средство, которое по своей характеристике является вещью, определяемой родовыми признаками). Вместе с тем, в юридической литературе существует позиция, в соответствии с которой предметом поставки товаров могут быть индивидуально- определенные вещи Бобкова О.В. Договоры поставки: практическое пособие. М., 2007. С. 7.. Однако, на наш взгляд, из анализа положений ст. 518, 520 Гражданского Кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». вытекает, что индивидуально-определенные вещи не являются предметом поставки товаров для государственных нужд в силу того, что рассматриваемая категория объектов гражданских прав не может подлежать замене. Во-вторых, передача товара может осуществляться как в определенные сроки, так и в различные периоды. Другими словами, для рассматриваемых правоотношений свойственен длящийся характер по исполнению договора, в котором момент заключения сделки отдален во времени от момента исполнения.

Стоит указать, что на основании наличия схожих черт вышеуказанных договоров М.И. Брагинским и В.В. Витрянским среди существующих видов договоров купли-продажи была выделена «своя иерархия: так, поставка товаров для государственных нужд и контрактация - подвиды поставки…» Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 127.. Другими словами, по их мнению, поставка товаров для государственных нужд является разновидностью договора поставки.

На наш взгляд, с данным утверждением трудно согласиться по следующим причинам. Так, в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» Вестник ВАС РФ. 1998. (№8) особо указывается, что «квалифицируя правоотношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 Кодекса, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа». На основании изложенного, определим квалифицирующие признаки поставки автотранспортных средств для государственных нужд.

  • 1. Основанием возникновения обязательств по поставке товаров для государственных нужд является определенный законом юридический факт. В соответствии с п.1 ст.527 Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». государственный заказ на поставку автотранспортных средств для государственных нужд, размещенный в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 94-ФЗ, является юридическим фактом, на основании которого у субъектов правоотношения по поставке автотранспортных средств для государственных нужд возникают взаимные права и обязанности. Стоит отметить, что указанный юридический факт должен быть оформлен специальным документом - протоколом о проведении торгов, который согласно ч.5 ст. 448 Гражданского кодекса РФ Там же. имеет силу договора.
  • 2. Поставке автотранспортных средств для государственных нужд свойственна специальная цель использования товаров. В указанных правоотношениях в соответствии с п.1 ст. 525 Гражданского кодекса РФ Там же. автотранспортные средства приобретаются для удовлетворения потребностей Российской Федерации и ее субъектов (т.е. для удовлетворения государственных нужд). На наш взгляд, стоит более подробно разобрать указанное понятие на предмет разграничения государственных нужд.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Российская газета. 2005. 28 июля (№163). под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных (региональных) целевых программ).

На сегодняшний день только положения статьи 1 Федерального закона от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» Российская газета. 1994. 21 декабря (№247). устанавливают основание деления нужд и разделяют их на федеральные государственные нужды и региональные государственные нужды. Однако, по нашему мнению, этого не достаточно, так как постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Вестник ВАС РФ. 2006. №8. указывает на наличие двух разновидностей «нужд» органов государственной власти: «государственные нужды» и «собственные нужды». В первом случае, органы государственной власти вступают в гражданско-правовые отношения для удовлетворения нужд Российской Федерации как государства (имеется в виду исполнение федеральных (региональных) целевых программ) за счет средств федерального бюджета, а во втором случае, для удовлетворения своих собственных «личных потребностей» (например, поставка автотранспортных средств) за счет определенной сметы денежных средств, выделенной на нужды органа государственной власти (то есть в данном случае будет использоваться критерий целевой направленности закупок товаров). На наш взгляд, данное разграничение в совокупности с принципом экономии бюджетных средств позволит усилить контроль за «закупочной» деятельностью органов государственной власти и снизить возможность злоупотребления правом. Тем не менее, понятие «собственных нужд» так и не было закреплено ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Бюджетном кодексе РФ, ни в иных специальных законах.

  • 3. Это правовой статус сторон. Одной из сторон является государственный заказчик, в качестве которого могут выступать органы государственной власти (более подробно о субъектном составе рассматриваемых правоотношений будет рассмотрено в третьем параграфе данной главы).
  • 4. Особенностью является структура договорных связей при поставке автотранспортных средств для государственных нужд. Согласно п.1 ст. 525 Гражданского кодекса РФ поставка автотранспортных средств осуществляется на основе государственного контракта на поставку автотранспортных средств, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки автотранспортных средств для государственных нужд (более подробно о государственном контракте и договоре поставки автотранспортных средств для государственных нужд будет рассмотрено во втором параграфе данной главы).
  • 5. Особый порядок заключения договорных отношений поставки автотранспортных средств для государственных нужд. Размещение государственного заказа осуществляется путем специальной процедуры - торгов в форме конкурса или аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а в случаях предусмотренных законом - без их проведения путем запроса котировок и размещения заказа у единственного поставщика.
  • 6. Источником финансового обеспечения государственных интересов в поставке автотранспортных средств для государственных нужд являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Российская газета. 2005. 28 июля (№163).). На основании этого при поставке автотранспортных средств для государственных нужд также предусмотрены меры стимулирования поставщиков (в данном случае имеются в виду субъекты малого предпринимательства в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Там же.).

Наличие вышеуказанных квалифицирующих признаков позволяет выделить поставку автотранспортных средств для государственных нужд как самостоятельный договорной институт гражданского права со специальным правовым механизмом, занимающий особое место среди иных видов договоров купли-продажи. В этой связи, применение к отношениям по поставке автотранспортных средств для государственных нужд положений Гражданского кодекса РФ о договоре поставки товаров не может являться основанием для признания поставки в государственных интересах одним из подвидов поставки товаров. Следовательно, это лишь прием законодательной техники, дозволяющий субсидиарное регулирование рассматриваемых правоотношений правилами, которые регламентируют другие правоотношения. Как указывает В.В. Витрянский, «регулируя названные договоры в качестве отдельных видов договора купли-продажи, закон мог ограничиться лишь указанием на их квалифицирующие признаки и установлением применительно к этим договорам некоторых подлежащих приоритетному применению специальных правил, учитывающих специфику регулируемых правоотношений. Какой-либо единый критерий для разграничения отдельных видов договоров купли-продажи отсутствует» Гражданское право: в 4 т. Том 3: Обязательственное право / отв.ред. Е.А.Суханов. - 4-е изд. М., 2007. С. 236..

Таким образом, поставка автотранспортных средств для государственных нужд - это вид договора купли-продажи, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиком в целях удовлетворения потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании государственного контракта на поставку автотранспортных средств для государственных нужд, а также заключаемый в соответствии с ним договор поставки автотранспортных средств для государственных нужд, направленный на возмездную передачу автотранспортного средства в обусловленный срок на эквивалентное денежное представление за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, поставка товаров для государственных нужд является сложным, комплексным правовым явлением, представляющим собой синтез норм, содержащихся в правовых актах различной отраслевой принадлежности. На наш взгляд, установление квалифицирующих признаков позволяет наиболее полно понять сущность указанного явления и разобраться в его специфических особенностях в целях более полного исследования одного из традиционных институтов гражданского права.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление, вводящее серьезные ограничения на бюджетные закупки для чиновников ряда товаров, в том числе автомобилей. Соответствующий документ был подготовлен Минфином, чтобы для госслужащих не приобретались товары и услуги с избыточными потребительскими свойствами.

Согласно тексту приложения к правилам закупки чиновниками товаров, руководители российских федеральных органов власти начиная с 2016 года не смогут приобрести для себя служебный автомобиль мощностью более 200 л.с. и дороже 2,5 млн руб. Руководство федеральных агентств будет вынуждено довольствоваться служебными автомобилями такой же мощности, но не дороже 2 млн руб. Руководитель и замы структурных подразделений федерального государственного органа смогут позволить приобрести автомобиль, стоимость которого не превышает 1,5 млн руб.

Таким образом, закон впервые устанавливает верхнюю планку стоимости машин, приобретаемых чиновниками за счет бюджетных средств.

Для всех остальных сотрудников центрального аппарата правительства, а также сотрудников территориальных органов служебные автомобили и вовсе не предусмотрены.

«Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств», — отмечается на сайте правительства.

Стоит отметить, что кроме легковых автомобилей требования по закупкам ужесточены, например, для мебели и смартфонов, оргтехники и других товаров.

Так, например, цена приобретаемого для министра или замминистра за счет бюджета смартфона не должна превышать 15 тыс. руб. Для помощников — не больше 10 тыс. руб., а для специалистов — 5 тыс. руб.

Напомним, что законодательно ограничить чиновников в бюджетных тратах на автомобили впервые предложил оппозиционер Алексей Навальный. Он предлагал ввести предельный лимит в 1,5 млн руб. На сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) его предложение собрало необходимые 100 тыс. подписей, но рабочая группа при правительстве тем не менее отказалась вносить предложение Навального на рассмотрение кабинета министров.

Вскоре после инициативы Навального ограничить чиновников в закупках шикарных автомобилей решили и депутаты Госдумы. Так, в ноябре 2013 года в нижней палате парламентарии единогласно одобрили в первом чтении закон, ограничивающий максимальную стоимость автомобилей для чиновников суммой в 3 млн руб. Речь шла не только о покупке таких машин, но и о набиравшей тогда популярность аренде транспортных средств. Однако законопроект так и не был принят.

«Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств, — отмечается на сайте правительства.

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов отмечает, что эта система ограничений разрабатывалась долго и тяжело. «В результате эти предельные суммы вызывают споры, кто-то считает, что слишком много, кто-то — наоборот, — рассказал «Газете.Ru» один из авторов думского законопроекта Климов. — Да, курсы валют сделали иномарки в России более дорогими, но даже с учетом этого верхнего предела вполне хватит на то, чтобы чиновник мог купить комфортную безопасную машину. Такой предел позволяет отсечь закупку совсем уж роскошных люксовых машин».

В июле 2014 года, чтобы поддержать отечественных автопроизводителей, правительство РФ ввело запрет на госзакупку машин и автомобильной техники, которые не производятся в России.

Приобретаемый автомобиль с тех пор должен иметь определенный уровень локализации: от 30 до 40%. Кроме того, правительство пообещало увеличивать требуемый уровень локализации — до 60-70% к 2018 году.

Между тем нехватки автомобилей, подходящих под ограничения при закупках, чиновники пока не испытывают. Например, в Калининграде на предприятии «Автотор» собираются представительские седаны BMW, а в Калуге на мощностях Volkswagen производятся престижные модели Audi A6 и A8. Активно закупаемые для госслужащих Ford Mondeo и Focus также собираются в России.

Однако с наступлением кризиса эти представительские автомобили заметно подорожали. Все автокомпании, работающие в России, уже несколько раз поднимали цены. Повышение цен, по мнению экспертов, будет продолжаться и дальше.

Таким образом, не исключено, что вскоре люксовые модели немецких марок могут перешагнуть вводимый сейчас порог в 2,5 млн руб.

Для примера: любимая чиновниками BMW 5-Series пока еще укладывается в установленный лимит, поскольку стоит 2 млн 390 тыс. руб. А вот рассчитывать на седан 7-Series чиновники со следующего года уже не смогут, поскольку мощность самого скромного двигателя на этой модели составляет 265 л.с., а стоимость превышает 5 млн руб.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о ситуации, сложившейся в сфере государственных закупок, благодарит за представленные предложения, которые будут приняты во внимание в том числе при дальнейшей работе по совершенствованию Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ), и сообщает.

Согласно положениям части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительство Российской Федерации вправе установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Так, в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Указанным постановлением в том числе установлен запрет на закупки легковых автомобилей иностранного происхождения для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, во исполнение плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р) распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2015 г. N 496-р было утверждено выделение дополнительных бюджетных ассигнований в размере 10,74 млрд рублей на обновление парка транспортных средств для государственных нужд. В соответствии с указанным распоряжением Правительства Российской Федерации 32 федеральным органам исполнительной власти были направлены средства федерального бюджета на закупку автомобильной техники исключительно отечественного производства.

Также обращаем внимание, что в соответствии со статьей 19 Закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих нормирование в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе устанавливающих отдельные требования к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг):

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. N 1047 "Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов";

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений" (вместе с "Требованиями к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений");

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 г. N 476 "Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения";

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 479 "Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения";

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)";

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)".

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О закупках легковых автомобилей иностранного происхождения для государственных (муниципальных) нужд и нормировании в сфере закупок

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал