Чем опасно аквапланирование. Что нужно делать при появлении на пути водной преграды

» Аквапланирование автомобиля — эффект дождя и лужи

Эффект аквапланирования автомобиля во время дождя двигаясь по лужам

Дождь во время движения автомобиля приносит с собой разные неприятности, от маленьких до крупных. Ухудшается видимость на дороге, капли воды на стеклах мешают обзору. Стекла запотевают, в машине становится сыро и неуютно.

Больше всего дождь влияет на сцепление колес с дорожным покрытием. Уже в самом начале дождя, когда на дорогу падают первые капли, машину может занести, произойдет эффект аквапланирования. Дождь не смывает мелкие камешки, пыль и грязь, а смешивает их с частицами резины и не сгоревшими остатками топлива. Эта смесь становится своеобразной смазкой и портит жизнь автомобилистам.

Если дождь идет продолжительное время, и образуются лужи, если «льет как из ведра», и вода не успевает стекать с проезжей части, появляется опасность аквапланирования. При определенных условиях вода не позволяет машине иметь постоянный и достаточный контакт с покрытием. Если скорость автомобиля невысока, никаких проблем не возникает: протектор успевает выгнать воду в стороны и сохраняет контакт с твердой поверхностью. Когда автомобиль движется с высокой скоростью, его колеса наталкиваются на слой воды, который, несмотря на незначительную толщину, заставляет машину всплывать, что ведет к аквапланированию.

Машина теряет прежнюю устойчивость и может двигаться в любом направлении. Шины, предназначенные для езды по мокрому покрытию, обеспечивают лучший отвод воды от колеса исключая эффект аквапланирования автомобиля. В них добавлены также специальные боковые канавки, усиливающие эффективность водоотвода. Аквашины на сухой дороге ведут себя как обычные колеса, а в дождь оправдывают возлагающиеся на них надежды.

Чем опасно аквапланирование

Потеря управляемости – только одна из неприятностей аквапланирования. Страшнее – занос машины и его возможные последствия. Водитель борется с заносом так же, как это делают при скольжении по льду. Но аквапланирование может закончиться так же внезапно, как началось, и водитель не может знать, когда оно случится. Колеса, вывернутые вбок, лишь усиливают занос. Они могут неожиданно натолкнуться на твердую поверхность, и высокий коэффициент сцепления может привести к опрокидыванию машины. Подобные маневры опасны даже для опытных водителей.

  • Когда автомобиль въезжает в лужу одним колесом, с этой стороны увеличивается сопротивление движению, поэтому скорость резко падает. Происходит удар по колесам, который передается на рулевое колесо. Руль может вырвать из рук, поэтому автомобиль частично теряет управляемость, происходит аквапланирование. Можно травмировать пальцы и кисти рук.
  • Глубокие лужи могут скрывать люки, ямы и другие неприятности. Потоки воды, создаваемые быстро едущим автомобилем, могут попадать в систему зажигания машины и глушить двигатель. Не исключается попадание воды внутрь дверей, в пороги, на ШРУСЫ, в шарниры.
  • Уже в самом начале дождя, чтобы не возникало аквапланирования автомобиля, водитель должен снизить скорость, а также усилить бдительность. Любые энергичные маневры необходимо исключить. В сильный дождь следует включить ближний свет; в результате машина становится более заметной.
  • Нужно заранее спрогнозировать вероятность аквапланирования и подготовиться к нему. Если водитель не уверен в управляемости автомобиля, он должен снизить скорость. Владелец обязан хорошо знать степень изношенности колес своей машины.
  • Если машины, идущие впереди, начинают «рыскать», следует сразу сбрасывать скорость. Не нужно ориентироваться на автомобили, которые обгоняют другой транспорт: они могут быть тяжелее, иметь резину с лучшим отводом воды. Водитель может просто недооценить ситуацию и потому ехать с высокой скоростью.
  • Перед лужей во избежания аквапланирования, нужно отпускать педаль газа, не маневрировать, а пересекать по прямой линии. Если лужа находится на повороте, ее проезжают поэтапно, «двойным входом». Перед лужей поворачивают руль, затем въезжают в нее и едут прямо; выехав из лужи, делают второй поворот руля в сторону движения.
  • При попадании в лужу нельзя энергично тормозить, газовать и крутить руль. Въехав в воду обеими колесами, автомобиль резко осаживается назад, поэтому рулевое колесо нужно держать крепко и быть готовым к толчкам.
  • Когда теряется контакт с покрытием, не следует поворачивать руль; лучше дождаться окончания аквапланирования, которое всегда прекращается неожиданно. На рывки машины нужно отвечать быстрыми, но короткими движениями рулевого колеса. Преодолев лужу, водитель должен подсушить тормоза мягкими нажатиями педали.
  • Избегая аквапланирования, любую лужу лучше объехать, но на дороге случается всякое. Если все-таки нужно преодолевать большую лужу, следует сделать разведку. Хороший вариант – дождаться другой легковой автомобиль и проехать по его пути, правда, только когда она преодолеет лужу и вода успокоится. Маленькие лужи можно оставлять между колесами.
  • Когда вода попадает в систему зажигания, и автомобиль не заводится, можно немного подождать и попробовать сделать это еще раз. Возможно, горячий мотор высушит попавшую на него воду. Случается, что автомобиль не заводится, в этом случае приходится выезжать из лужи «на стартере» и проводить сушку на «суше». Попытка преодолеть серьезную лужу без сброса скорости иногда ведет к тому, что поднявшаяся вода зальет мотор. Для проезда лужи можно спокойно включить первую передачу и не менять ее, чтобы при сбросе газа в систему отвода газов не попала вода.

Аквапланирование видео

Вода в салоне автомобиля — откуда и как убрать Как помыть двигатель автомобиля своими руками Автомобиль на воде Замена охлаждающей жидкости, антифриз или тосол
Если потеют стекла в автомобиле — что делать и каковы причины.
Классификация шин автомобиля

Чем оно опасно? Этой статьей мы продолжаем серию материалов из категории "Школа вождения". Весна, лето -хорошая школа для начинающих водителей. Однако, если не быть подготовленным к этому явлению, могут возникнуть очень серьезные проблемы. Итак - что такое аквапланирование ?

Может возникнуть при наезде на водную преграду, при этом слой воды препятствует нормальному контакту шины с дорогой. Из-за потери сцепления с дорожным покрытием машина становится практически неуправляемой. Такой эффект возникает в том случае, если скорость транспортного средства является критической, то есть пятно контакта шины не успевает очищаться от воды. Следовательно, на возникновение аквапланирования влияют три основных фактора:

1. Скорость, с которой движется авто.

2. Толщина водяной плёнки.

3.Рельеф протектора и износ шины.

В тоже время, эффект аквапланирования усиливается за счёт не правильного давления в шинах и в следствии плохого состояния ходовой части.

Согласно проведённым испытаниям, критической можно считать скорость от 70 до 100 км/ч. , плохого дорожного покрытия, изношенности покрышек, подвески - аквапланирование возникает уже на скорости 40–50 км/ч.

Попав одним колесом в лужу, вы почувствуете снижение скорости авто. Это связано с увеличением сопротивления движению. Кроме того, этот эффект может сопровождаться ударом. Поэтому во избежание непроизвольного поворота нужно крепко зафиксировать руки на рулевом колесе.

Непроизвольный поворот возможен и при попадании в лужу обоими колёсами: вода распределяется неравномерно, одно из колёс может быстрее коснуться твердой поверхности, спровоцировав тем самым резкий поворот.

Стабилизируя транспортное средство, неопытный автомобилист выворачивает колёса в одну из сторон. При выезде из лужи колёса обретают сцепление с дорожным покрытием, поэтому-то и возникает занос. Дабы обезопасить себя от этого, нужно короткими движениями – множественными поворотами руля на маленький угол – вернуть его в исходное положение.

Разумеется, наехав в лужу, передвигаясь со скоростью 100 км/ч на машине с толщиной протектора в 1 мм, вы лишь усугубите эффект аквапланирования . Возникнет водяной клин, отрывающий колесо от дороги, – машина плывёт.

Примечание: не стоит путать аквапланирование с обыкновенным скольжением; риск возникновения скольжения на мокрой дороге присутствует всегда, достаточно резко затормозить или проделать необдуманный маневр. Фактически под скольжением стоит понимать обыкновенное ухудшение контакта покрышек с дорогой.

Как предотвратить аквапланирование

1. Не въезжайте в лужи на большой скорости.

2. Старайтесь преодолевать водные преграды по прямой.

3. Следите за состоянием подвески. К примеру, амортизаторы, изношенные на 50%, ухудшают управляемость в случае проявления эффекта аквапланирования .

4. Выбирайте водоотталкивающие покрышки.

Запомните, аквапланирование гораздо легче предотвратить, нежели остановить. Но что же делать, если подобная неприятность произошла? Об этом мы и поговорим далее.

Что делать, если вы увидели водную преграду

1. Максимально снизьте скорость движения.

2. Включите щётки стеклоочистителя в максимально быстрый режим, чтобы не потерять обзор во время обильного попадания воды на лобовое стекло.

3. Правильно держите руки на руле (положение 10-2 или 9-3). При этом кисти крепко держат руль, а локти разводят в стороны. Нужно быть предельно сконцентрированным, чтобы при наезде в лужу руль попросту не выбило из ваших рук.

4. Колёса должны смотреть прямо, никаких поворотов.

Как нейтрализовать эффект аквапланирования

Прежде всего, стоит отметить, что поведение автомобиля в данном случае может отличаться в зависимости от его привода. Начнём с заднеприводных машин, на которых данное явление, как правило, начинается с передней оси. В первые мгновения потери контакта с дорогой руль становится «мягким». Это уже сигнализирует об опасности. При последующем наезде в лужу поглубже возникнет аквапланирование .

Совет специалистов: отпустите педаль газа и начинайте плавно притормаживать, резкое нажатие на педаль тормоза приведёт к заносу.

С переднеприводной машиной дела обстоят несколько иначе. начинается с задней оси. Изначально неопытный водитель, скорее всего, ничего не заметит. Но резкий сброс скорости при торможении может привести к непоправимым последствиям – блокировка колёс, заглушенный двигатель, занос и т.д. Поэтому нужно плавно отпустить педаль акселератора, не прибегая к нажатию педали тормоза.

Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, почему так важен правильный подбор шин. Давайте разберёмся, как выбрать хорошие водоотталкивающие шины.

Подбор шин

Так называемые , изображающей капли дождя. На некоторые модели нанесена соответствующая надпись:

В ходе испытаний было доказано, что На одной и той же скорости дождевая шина гарантирует хороший контакт с дорожным полотном, в то время как обычный протектор подвержен начальному этапу аквапланирования.

Кроме маркировки, есть и другие визуальные признаки водоотталкивающих шин:

1. Присутствие глубокой центральной канавки, которая, в свою очередь, должна быть продольной.

2. Поперечные канавки «навылет».

Эффективно справляются с задачей водоотводы, образующие «ёлочку». Когда вершина этой «ёлочки» контактирует с дорогой, вода, попадая в канавки, выводится по обеим сторонам и сзади покрышки.

ИНТЕРЕСНО: если давление в шинах будет ниже положенного заводом-изготовителем, вероятность аквопланирования увеличивается в несколько раз. Это связано с тем, что на спущенных покрышках сужаются водоотводящие каналы. К примеру, при падении давления на 0,5 атмосферы площадь контакта сокращается вдвое. Если же давление с двух атмосфер упадет до одной – площадь контакта снизится в четыре раза.

Когда оно опустится ниже нормы, это негативно скажется на ходовой части авто, а также на всех показателях, предусмотренных заводом-изготовителем.

Потенциальные опасности аквапланирования

Тормозной путь на мокрой дороге с типичным асфальтовым покрытием в три раза больше, нежели на сухой. Он на одну треть больше тормозного пути на дороге, укрытой снегом или льдом. Это, разумеется, ведёт за собой появление определённых рисков. К тому же, как показывает практика, далеко не каждый водитель-новичок способен отличить сухой асфальт от того, который покрыт тонким водяным слоем (он является самым опасным).

Главный риск данного явления состоит в потере управляемости. Следовательно, есть вероятность слёта с дороги или столкновения со встречным автомобилем.

Закрепляем правила минимизации риска аквапланирования

1. При наезде в лужу нельзя крутить рулевое колесо.

2. Никаких резких торможений.

3. Не паникуйте. Вы должны полностью контролировать ситуацию.

И последнее. С одной стороны - осторожность и благоразумие! С другой - не оправданный риск и лихачество!

Аквапланирование шин это процесс неуправляемого скольжения автомобиля по водной поверхности на большой скорости. Так как аквапланирование – неуправляемое движение автомобиля, то оно сопряжено с большими опасностями и требует большой осторожности на дороге.

При аквапланировании шин происходит частичная или полная утеря сцепления шин с дорогой из-за образования водяной пленки между колесом и дорожным покрытием, приводящей к скольжению автомобиля. При аквапланировании даже самый опытный водитель может потерять управление автомобилем.


Видео показывает что такое аквапланирование автомобиля на большой скорости. Машины одна за другой выезжают из тоннеля и попадают на участок дороги покрытый водой. Ситуация вдвойне опасней из за того, что это происходит на виадуке в ограниченном пространстве. В результате многочисленные столкновения автомобилей.


Авария на трассе в результате аквапланирования автомобиля на скользком участке покрытом водой. Будьте осторожны на дороге. Берегите себя. Смотрите видеоролики бесплатно.


Машину развернуло при повороте на мокрой дороге. Всё обошлось на этот раз. Будьте осторожны на дороге. Берегите себя. Смотрите видеоролики бесплатно.


Машину BMW M3 развернуло при обгоне по мокрой дороге во время дождя и бросило на отбойник. Превышение скорости, аквапланирование и авария в результате. Видео дураки на дороге.


Аквапланирование на прямом участке скользкой дороги. Вид из кабины машины. Смотрите видеоролики бесплатно.


Видео с камеры наблюдения на оживленной трассе. Дождь и многочисленные столкновения и аварии на мокрой дороге. Смотрите видеоролики бесплатно.

Вождение автомобиля всегда сопряжено с возникновением опасных и неожиданных ситуаций на дороге, которые не всегда можно предугадать.

Наиболее рискованным явлением для автомобилиста, которое способно привести к серьезным авариям и ДТП , является аквапланирование, давайте разберем, что такое аквапланирование и как противодействовать этому явлению.

При аквапланировании шин происходит частичная или полная утеря сцепления шин с дорогой из-за образования водяной пленки между колесом и дорожным покрытием, приводящей к скольжению автомобиля. При аквапланировании даже самый опытный водитель может потерять управление автомобилем.


«Hydroplaning» участника Dave Indech at English Wikipedia - English Wikipedia. Под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 с сайта Викисклада - https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hydroplaning.jpg#mediaviewer/File:Hydroplaning.jpg

Причины появления аквапланирования

Причин появления явления аквапланирования не так много, однако, к основным относятся:

  • Высокая скорость езды при вхождении в лужу на дорожном полотне. Аквапланирование возникает в случае движения транспортного средства на критической скорости, при неблагоприятных условиях (ливень или дождь, скользкая дорога, глубокие лужи).
  • Изношенность шин и малый рельеф протекторов. Если вы управляете автомобилем с изношенной или лысой резиной, со стертым протекторным рисунком в дождь, высока вероятность проявления аквапланирования.
  • Низкое давление в шинах.
  • Изношенность или поломка подвески.
  • Состояние дорожного полотна в дождливую погоду (наличие неровностей, изгибов, ям, выбоин и т.д.).

Проявление аквапланирования

Эффект аквапланирования для различных марок автомобилей может проявляться по-разному, в зависимости от типа привода .

У заднеприводных автомобилей аквапланирование начинается на передней оси, переходя на заднюю ось. Понять это можно по ведению руля, который становится слишком мягким, но ответной реакции от автомобиля нет. Таким образом, даже не вращая руль и не снижая скорости, есть вероятность возникновения ДТП .

У переднеприводных автомобилей аквапланирование начинается с задней оси, переходя на переднюю ось. В данном случае при попытке совершить торможение, возможен занос или вращение автомобиля. Самым оптимальным вариантом в такой ситуации является не сброс скорости, а ее набор, благодаря чему передние ведущие колеса способны вывести автомобиль из опасного участка, но делать это нужно очень аккуратно и с четким пониманием того, что вы делаете.

Способы предотвращения аквапланирования

Явление аквапланирования можно своевременно избежать, если строго придерживаться основных правил вождения.

  • Для того чтобы избежать аквапланирования прежде всего стоит позаботиться о надежной и безопасной резине для своего автомобиля. Стоит помнить, что износ шин на 40-50% увеличивает вероятность проявления аквапланирования в два раза. Выбирая летние шины, обращайте внимание на протекторный рисунок. Он должен быть четким, глубоким, иметь глубокие канавки для отвода воды. При выборе шин учитывайте наличие специальных пиктограмм, которые определяют условия их использования - дождь, снег, вода.
  • Во время езды в плохую погоду всегда стоит следить за качеством и состоянием дорог. На мокрой дороге с большим количеством луж лучше двигаться на средней скорости, а при вхождении в лужу - максимально сбросить скорость. Зачастую аквапланирование возникает на скорости движения в 80-100 км/час, толщина водного покрытия дорожного полотна составляет всего 1 мм. При высокой степени изношенности автомобильной резины и подвески, аквапланирование может наступить даже на скорости в 65 км/час.
  • Следите за состоянием подвески. При изношенности или даже незначительной поломке, стоит позаботиться о своевременной замене.

Действия водителя при возникновении аквапланирования

Какие действия следует предпринять, если, не смотря на все меры предосторожности, вы попали в ситуацию с аквапланированием?

Прежде всего, постараться не паниковать. Не совершать резких движений и не давить на газ, если не уверены в этом действии, лучше сбросить газ. Любое резкое торможение только приведет к потере контакта шин с дорогой, заноса или вращения автомобиля.

Для начала снижаем скорость, торможение осуществляем только двигателем . В условиях аквапланирования вращать рулем и выравнивать колеса не нужно, при этом соблюдаем правильное положение рук на руле - по схеме 10/2 или 9/3 (по циферблату часов).

В любых ситуациях стоит помнить об эффекте аквапланирования, поэтому преодолевать лужи стоит только на сниженной скорости и по прямой траектории.

Только соблюдая правила вождения и здравый смысл в голове можно избежать эффекта аквапланирования шин. Наглядно демонстрирует, что такое аквапланирование и всю его опасность вот это видео:

Интересно, почему совершенно гадкое и неприятно-опасное явление для любого автомобилиста, названо таким красивым словом - аквапланирование. Аквапланирование чрезвычайно опасный эффект, который может принести негативные эмоции (это в лучшем случае, только эмоции) для любого автомобилиста, как профессионального водителя, а для начинающего водителя особенно.

Причины аквапланирования

Аквапланирование – это полная либо частичная потеря сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. Как понятно по названию эффекта, аквапланирование автомобиля связано с водой, а именно при контакте с водяным слоем (лужей) на критической скорости.

На самом деле причин этого эффекта не так уж и много, и в то же время многие факторы влияют на возникновение аквапланирования.

Эффект получается из-за возникновения в пятне контакта шины автомобиля т.н. гидродинамического клина, а именно: протектор шины не успевает удалять воду из пятна контакта с дорогой.

Аквапланирование может возникать по целому ряду причин:

  • высокая критическая скорость при входе в лужу;
  • маленькая остаточная ;
  • неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);
  • толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;
  • в шинах автомобиля;
  • общее состояние .

Обратите внимание, что практически все перечисленные причины зависят от водителя и, соответственно, от состояния автомобиля.

Как избежать аквапланирования

Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь.

Состояние подвески автомобиля – по умолчанию должно соответствовать норме. Особенно это касается вашего авто.

Действия при возникновении аквапланирования

Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

Никаких резких торможений. Резкое торможение при аквапланировании провоцирует занос автомобиля. Торможение производится только двигателем.

Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».

По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

Удачи вам в предотвращении аквапланирования.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал