Заднемоторная компоновка автомобиля. Заднеприводные автомобили: достоинства и недостатки заднего привода

И хотя периодически разные производители и пытались создавать свои современные заднемоторные версии, однако, большинство этих попыток закончились неудачей, и к сегодняшнему дню таких автомобилей осталось «с гулькин нос», да и те имеют вовсе не такую заднемоторную компоновку, как у автомобилей 40-х-70-х годов прошлого века.

Но в чем же причины такого отношения к автомобилям, у которых двигатель сзади?

Переднемоторная компоновка VS заднемоторная

Уже давно было выяснено, что переднемоторная компоновка – это практично, надежно и удобно, к тому же такое расположение двигателя обеспечивает легкий доступ к моторному отсеку и дает возможность наделять автомобиль просторным салоном. Эти автомобили безопасны, их не заносит на поворотах, они имеют лучшее сцепление с дорогой, в том числе при движении по скользкому покрытию. Заднемоторным они проигрывают лишь в наборе скорости и общей производительности. Переднее размещение двигателя также наделяет автомобиль увеличенным тормозным путем из-за смещенного вперед центра тяжести.

В противовес этому, авто, у которых двигатель сзади, обладают центром тяжести, смещенным назад, что дает возможность машине намного быстрее разгоняться, наделяет ее лучшей проходимостью и способностью преодолевать крутые подъемы, однако, «тяжелый зад» приводит к так называемой избыточной поворачиваемости, опасным заносам и плохому сцеплению с дорожным покрытием.

И хотя некоторое время считалось, что заднемоторная компоновка целесообразна для применения на спорткарах, сейчас и там от нее уже отказались, придя к «золотой середине» – среднемоторному размещению двигателя перед задней осью.

Правда, изредка, ради экономии, производители и сегодня устанавливают двигатель сзади на недорогих и маленьких авто, с целью придать им лучшую проходимость и динамичность при маломощном моторе. Так, в свое время все отмечали отличную вездеходность «запорожца», которую и обуславливала заднемоторная компоновка.

У каких сегодня автомобилей двигатель сзади

Smart Fortwo

Этот микроавтомобиль с 1998 года производит концерн Daimler. В 2014 году появилась машинка третьего поколения – Smart Fortwo III, у которой двигатель расположен сзади над задней осью, помогая выжимать из 1-литрового 3-цилиндрового 61-125-сильного двигателя максимум мощности.

Очень компактный и рассчитанный только на 2-х человек, Smart Fortwo III, конечно, является абсолютно городским автомобилем, оснащенным задним приводом, и механической коробкой передач с пятью скоростями.

Отзывы автовладельцев : обладатели крохи называют ее надежной, маневренной, динамичной, экономичной и обладающей хорошей обзорностью машиной. Справляется с выездом на природу, быстро стартует, но не предназначена для поездок на длинные дистанции.

Tesla Model S

Появившийся в 2012 году, недешевый и объемный люксовый электрокар в 2015-2016 гг. стал самым продаваемым электромобилем в мире. Его силовая установка – это индукционный электродвигатель, расположенный между задними колесами, который передает мощность на заднюю ось. Впрочем, заднемоторными электрокары являются лишь условно.

Аккумуляторы в Model S располагаются внизу, и машина обладает легким алюминиевым кузовом. В связи с этим объем ее салона и багажника очень внушителен, а центр тяжести находится довольно низко – на уровне в 45 см, и смещен назад – нагрузка между передней и задней осями распределяется в соотношении 47:53.

Это обеспечивает авто хорошей управляемостью, устойчивостью на поворотах, а также способностью к быстрому разгону.

Отзывы владельцев : в связи с недостаточностью зарядной инфраструктуры, это пока автомобиль только для города. В остальном, отзывы автовладельцев только превосходные.

Renault Twingo 3-го поколения

Третье поколение малыша Renault Twingo, которое сошло с конвейера в 2014 году, выпускается французским производителем в сотрудничестве с концерном Daimler. Автомобиль имеет архитектуру, общую со Smart, в частности, задний привод и заднемоторную компоновку (двигатель, по факту, находится под полом в багажнике), но обладает своим неповторимым дизайном.

Став заднемоторным, Renault Twingo приобрел меньшие внешние габариты, но больший простор в салоне – на 33 см длиннее, чем раньше, а также отличную маневренность – его колеса могут поворачиваться на 45°.


Поперечный тип установки автомобильных моторов доминирует в современном автомобильном конструировании, однако, по мнению некоторых специалистов, именно продольно расположенные двигатели обеспечивают максимальную производительность. Каково же соотношение этих двух видов расположения силовых агрегатов друг по отношению к другу?

Стоит отметить, что помимо технических характеристик и показателей эффективности работы, способ ориентации двигателя в подкапотном пространстве автомобиля оказывает немалое влияние и на дизайн машины. , инженеры должны ответить одновременно на несколько вопросов: как устанавливать мотор, если модель машины будет заднеприводной? Каким образом организовать свободное пространство для остальных узлов и агрегатов, размещающихся под капотом автомобиля? Какую нагрузку окажет масса мотора на кузов машины?

Другим весьма существенным моментом будет вопрос агрегатирования с разрабатываемым двигателем уже существующих трансмиссий. Ведь от этого будет зависеть общее впечатление от способностей автомобиля.

Рассматривая переднеприводные автомобили с любой из возможных ориентаций двигателей (поперечной или продольной), можно сказать, что у каждого из них имеются определенные преимущества и недостатки, влияющие как на управление автомобилем, так и на его технические характеристики. Оценка совокупности всех особенностей и является основой для выбора разработчиками той или иной модели автомобиля.


Двигатели с поперечным типом расположения

Двигатели, обладающие поперечным типом расположения в подкапотном пространстве, устанавливают перпендикулярно относительно направления движения. Такие моторы обладают горизонтальным расположением в моторном отсеке. Поперечно устанавливаемые двигатели, как правило, применяют в конструкциях переднеприводных автомобилей с передним расположением силовых агрегатов.

Началом эры моторов с поперечным типом расположения принято считать период конструирования первых моделей Mini. Конструкторы британского бренда одними из первых при помощи тяг обеспечили передачу момента от двигателя к колесам. Таким революционным решением была решена задача максимально эффективно использовать крошечное по меркам того времени подкапотное пространство автомобиля, наделив его довольно мощным мотором.

При помощи поперечной компоновки мотора инженерам Мини удалось втиснуть двигатель с относительно большим рабочим объемом в моторный отсек компактной городской машины. Впрочем, на полноценных суперкарах поперечная компоновка двигателя использовалась довольно редко. Одной из немногих моделей класса суперкаров с двигателем, установленным поперечно, является Lamborgini Miura.


Одной из главных особенностей «поперечных» моторов называют разную длину валов привода, передающих моторную тягу от двигателя к колесам. Дело в том, что конструкторам пришлось устанавливать коробку передач с одной стороны от двигателя, расположенного по центру моторного отсека, в связи с чем валы приводы, установленные через (шарниры равных угловых скоростей) должны быть разной длины, что сказывается на равномерности износа этих элементов. В отличие от поперечно устанавливаемых силовых агрегатов, при продольном расположении двигателя валы привода имеют одинаковую длину, ведь здесь двигатель и коробка передач устанавливаются «друг за другом» по одной осевой линии.

Поперечная компоновка силового агрегата быстро стала нормой при конструировании компактных городских автомобилей массовых брендов. Обычно поперечно устанавливаемые двигатели имеют относительно небольшой рабочий объем и не более четырех цилиндров. Впрочем, некоторые автопроизводители используют поперечную компоновку для шести- и даже восьмицилиндровых моторов. В этом случае, как правило, применяется V-образное их расположение.


Главная причина широкого распространения поперечного расположения двигателей - максимальная эффективность использования моторного отсека при небольшом шасси и общих габаритах автомобиля. Установив двигатель поперечно, разработчик получает значительно больше свободного пространства для компоновки и оформления салона при одинаковых внешних габаритах с автомобилем, где мотор устанавливают вдоль. Особенно ценно такое качество машины в условиях городской эксплуатации с минимальным количеством свободного пространства для парковки.

Сюда же стоит добавить , исключающий организацию центрального тоннеля в салоне автомобиля для карданного вала. Плоский пол и максимально просторный салон - одни из ключевых элементов комфорта и эргономики современных компактных автомобилей для города.

Установленный спереди поперечно двигатель оказывает определенное влияние и на характеристики динамики движения машины. На автомобилях с подобной компоновкой основная часть массы всего автомобиля приходится на переднюю колесную ось и переднюю подвеску. Таким образом инженеры решают одну из главных задач, заключающуюся в обеспечении тяги на ведущие колеса с минимальными потерями.

Кроме того, такие автомобили более прогнозируемы и послушны в управлении на скользком покрытии. А отсутствие дополнительных компонентов трансмиссии не только позволяет уменьшить общую массу автомобиля, но и снижает себестоимость производства модели в целом.

К сожалению, у образцов моделей с поперечным расположением силового агрегата есть вполне конкретные недостатки. Так, для моторов такого типа противопоказано увеличение показателя крутящего момента. Это обусловлено все той же разницей размеров тяг. Углы падения для двух разновеликих валов будут различными, а чем длиннее вал, тем будет меньше его показатель жесткости на кручение. В свою очередь, это провоцирует падение эффективности передачи тяги от двигателя к колесам и вызывая необходимость подруливания.


В борьбе с такой особенностью разработчикам пришлось прибегнуть к определенных инженерным уловкам. Так, например, одним из способов уравновешивания показателя «крутильной жесткости» является изготовление одного из валов полым, а другого - сплошным. Подобное решение призвано сбалансировать передачу крутящего момента разновеликим валами. Первыми, кто воплотил такую инженерную задумку в реальность, стали инженеры концерна Ford при разработке одной из первых поколений хэтбека Fiesta.

Помимо указанного инженерного недостатка, поперечное расположение автомобильного двигателя имеет и более банальные минусы. Такие моторы жестко ограничены с точки зрения возможности перемещения их в моторном отсеке, поскольку занимают максимально возможное пространство с обеих сторон от внутренних поверхностей передних крыльев машины. Да и возможность увеличения мощности поперечно ориентированного мотора совсем невелика. Именно поэтому некоторые производители спорткаров, выбравших подобный тип расположения мотора у своего автомобиля, предпочитают среднемоторный вариант установки силового агрегата.


Двигатели с продольным типом расположения



Продольная компоновка силовых агрегатов в настоящее время, как правило, используется для заднеприводных автомобилей. Смонтированные точно по осевой линии машины, «продольные» моторы обеспечивают прямой путь вырабатываемой тяги от коленчатого вала к коробке передач.

Еще одним плюсом «продольных» моторов является меньший в сравнении с поперечно ориентированными аналогами уровень вибраций, вызываемых работой мотора. Однако несмотря на, казалось бы, максимально эффектную передачу мощности мотора, с инженерной точки зрения с продольно ориентированными моторами тоже не все так просто. В первую очередь, трудности возникают именно с реализацией эффективности тяги. Ведь энергия вращения от «продольного» мотора должна поменять направление на 90 градусов, а для этого приходится применять дифференциальный колесный привод. Для двигателя продольной компоновки требуется заметно больше места в моторном отсеке, ввиду чего нередко страдает эргономика и удобство салона машины.


На современных автомобилях продольное расположение мотора используется обычно при конструировании спорткаров с приводом на заднюю ось (как правило, для таких машин используется заднемоторная или среднемоторная компоновка), нередко продольно установленный двигатель можно встретить и под капотом большого полноприводного внедорожника. Это объясняется более широкими возможностями, которые предоставляет продольно ориентированный двигатель для реализации полноприводного функционала Торсен.

Подводя итог, необходимо сказать, что безусловного противопоставления двух представленных типов расположения двигателя быть не может. Ведь помимо типа установки агрегата в моторном отсеке на эффективность автомобиля в целом влияют такие факторы, как тип привода, . Очевидно, что наличие карданного вала в совокупности с тем или иным типом привода обеспечивает совершенно разное «поведение» автомобиля на дороге.


Другой немаловажный фактор для оценки эффективности типа расположения мотора - габариты автомобиля. Так, для компактных городских машин поперечная установка мотора будет наиболее оптимальной.

Нами принято считать переднее или же сдвинутое ближе к центру расположение двигателя классическим для автомобиля, и с какой-то стороны это верное утверждение. Ведь если подсчитать процент автомобилей с задним и передним расположением двигателя, то, что естественно, явное преимущество будет у последних. Но, история знает огромное количество примеров, когда автомобили с задним расположением двигателя становились культовыми. Давайте же рассмотрим топ-10 лучших машин с задним расположением двигателя.

Volkswagen Beetle (выпускался с 1938 по 2003 год).

Именно Volkswagen Beetle стал тем «народным автомобилем», который сконструировал сам Фердинанд Порше по заказу Адольфа Гитлера. Простой, надежный двигатель располагался в задней части кузова, и стал визитной карточкой «Жука». Красивейший, небольшой автомобиль имел историю в 65 лет. Все это время Volkswagen Beetle комплектовался оппозитным мотором объемом от 1.1 до 1.6 литра. Наибольшей популярности «Жук» получил в послевоенные годы, когда народ стал массово приобретать личные транспортные средства.

Fiat 500 и 600 (выпускался с 1955 по 1969 и с 1957 по 1975 год соответственно).

Крошечные хэтчбеки родом из Италии стали катализатором для запуска целой серии схожих по конструкции автомобилей в других европейских государствах. Но, о некоторых из них мы поговорим позже, а пока наш герой родом из Италии. За первые 20 лет выпуска, итальянская компания произвела на свет более 6,5 млн. экземпляров Fiat 500 и 600, который были чрезвычайно популярны. Автомобили оснащались 4-х и 2-х цилиндровыми двигателями, расположенными в задней части кузова. А вот возрожденный Fiat 500 в 2007 году, производится уже с передним расположением двигателя.

Tata Nano (выпускается с 2008 года по настоящее время).

Создание самого дешевого в мире автомобиля от индийского производителя привело конструкторов Tata Nano к заднему расположению двигателя. Как итог – бешеная популярность машины в родной стране, и соседних странах, а также на азиатском рынке. Скромность двигателя в 36 «лошадок» и объемом 0.6 литра, не даем машине быть мощным игроком на дорогах. Зато, дешевизна Tata Nano позволила многим семьям в Индии обзавестись личным автомобилем.

Smart (выпускается с 2008 года по настоящее время).

Смарты стали аналогом Tata Nano в Европе и во всем мире, являясь более надежным и технологичным городским автомобилем. Smart стал таким миниатюрным лишь благодаря движку, расположенному сзади, и салону всего на два сидения. Сейчас, Smart комплектуется довольно сносным турбированным двигателем объемом 0.9 литра с мощностью от 71 до 109 «лошадок», что весьма прилично для этого крохи.

ЗАЗ-965/966/968 «Запорожец» (выпускался с 1960 по 1994 год).

Легендарный советский «Запорожец» обрел свою славу, и подарил нам массу анекдотов именно благодаря заднему расположению двигателя. В современном бы мире, первую модель ЗАЗ-965 могли бы уличить в плагиате на рассматриваемый выше Фиат 500, но не те были времена. Первый двигатель «Запорожца» выдавал ничтожные 23 лошадиные силы, а самые поздние модели уже комплектовались вполне современными (как для городских авто) движками 1.2 литра с мощностью в 45 «лошадок».

Chevrolet Corvair (выпускалась с 1959 по 1969 год).

Ровно десять лет выпускался этот необычный для американского автопрома седан. Он отличался своим классическим, на те времена, кузовом для американских автомобилей, но его двигатель был расположен сзади. Движок был оснащен воздушным охлаждением, и стало уникальным в своем роде. До того, и после существования Chevrolet Corvair, американский автопром размещал двигатели лишь в передней части кузова (не считая опытных образцов).

Isetta (выпускалась с 1953 по 1962 год).

Многие считают «Смарт» одной из самых крошечных машин в истории массового производства, но почти 10-ть лет BMW производило свое мини-чудо – Isetta. Считается, что именно эта модель спасла баварскую компанию от надвигающегося на нее банкротства. Не только расположенный сзади двигатель был изюминкой этого автомобиля, но и внешний вид в целом. Также, это была однодверная машина, дверь которой располагалась в передней части.

Benz Patent-Motorwagen (выпускался с 1885 по 1893 год).

Кто не знает, именно Benz Patent-Motorwagen был первым в мире автомобилем, и оснащен он был именно задним двигателем с одним цилиндром, развивающим мощность в 0,66 «лошадок». Benz Patent-Motorwagen стал настоящим прорывом, и послужил стартовым толчком для истории автопрома. За свою историю, данный железный конь обрел 25 владельцев, и стал первой, сравнительно, массовой машиной в истории.

Porsche 9

Одной из самых культовых машин с задним расположением двигателя является Porsche 911, который выпускается уже более 50 лет, и продолжает оставаться одним из самых продаваемых спорткаров мира. Благодаря такому расположению двигателя, Porsche 911 выгодно отличается управляемостью на поворотах от своих конкурентов, и продолжает сохранять основную концепцию кузова и конструкции со времен первой выпущенной модели.

DeLorean DMC-12 (выпускалась с 1981 по 1983 год).

Данная машина стала известной благодаря своей медийности и появлению в фильмах «Назад в будущее». DeLorean DMC-12 с двигателем V6 была довольно мощным автомобилем для своих лет (130 «лошадок»), и имела внешний вид спорткара, будучи оборудованной легендарными откидными дверьми. В последние годы часто ходят слухи о возрождении производства легендарной марки, которая сходила с конвейера лишь два года, из-за чего ее все реже можно встретить на дорогах США, не говоря уж о представительстве DeLorean DMC-12 в Европе.

Как видите, заднее расположение двигателя сделало многие машины легендарными, и этот список лишь подтверждает конструкторское величие таких автомобилей.

Вконтакте

10. ДОЛМАТОВСКИЙАвтомобили с двигателем, расположенным сзадиВ этом году на автомобильном рынке Запада появилось несколько типов автомобилей серийного производства с двигателями, расположенными в задней части шасси. Серийное производство заднемоторных машин начато английскими фирмами «Троян» и «Кросслей» (см. «За рулем» № 2, 1934 г.), чешской — «Татра», немецкими — «Мерседес», «Ганза» и «Стандарт». Кроме того, выпущены грузовики (см. «За рулем» № 7) и даже гоночный автомобиль с задним расположением двигателя. Такой широкий размах производства автомобилей этого типа и выпуск множества опытных конструкций с двигателями, расположенными сзади, на первый взгляд удивляют и вызывают недоверие: настолько ли выгодно и рационально заднее расположение двигателя. Попробуем разобраться в этом вопросе и уяснить себе достоинства и недостатки таких автомобилей. Прежде всего отметим, что заднее расположение двигателя открывает широкие возможности для разрешения проблемы обтекаемости кузова. Суженный хвост и широкая, занятая пассажирами, передняя часть создают наивыгоднейшие условия для уменьшения лобового сопротивления кузова. Потоки воздуха плавно обтекают переднюю часть и также плавно сходятся сзади. Расход мощности двигателя на преодоление сопротивления воздуха, а следовательно и расход горючего при этом значительно уменьшаются. Следующее важнейшее достоинство заднего расположения двигателя состоит в компактности механизмов и устранении длинного, склонного к вибрациям, карданного вала. Последнее, кроме того, дает возможность понизить центр тяжести машины, опустить раму и пол кузова и тем самым достигнуть большой устойчивости автомобиля. В автомобиле обычной конструкции задние пассажирские места помещены на самом неспокойном месте рамы — над задней осью. При заднем же расположении двигателя кабина помещается между обеими осями, т. е. на наиболее удобном для посадки и спокойствия хода месте рамы. Сохраняя в автомобиле новой конструкции ту же базу и колею, что иу нормального автомобиля, можно достигнуть большего использования полезной площади. Передний ряд сидений может быть увеличен до 3 мест, задний — оставлен прежним. Противники автомобиля с задним расположением двигателя обычно выдвигают тот довод, что в этой конструкции неправильно распределяются нагрузки на оси, так как двигатель вынесен на заднюю ось. Утверждение это не совсем верно: распределение нагрузок в автомобилях с задним расположением двигателя получается примерно таким же, как в нормальном автомобиле. Помимо этого, нагрузка на заднюю ось у них постоянна, и это обеспечивает всегда надежное сцепление ведущих колес с почвой, тогда как у нормальных автомобилей сцепление с почвой в большой степени зависит от нагрузки машины. Пустая машина, как известно из практики, имеет повышенную тенденцию к скольжению и заносам из-за плохого сцепления колес с почвой ". Другой недостаток автомобилей с задним расположением двигателя, на который обычно указывают, это — трудность управления механизмами из-за их отдаленности от водителя. Если мы возьмем, например, двигатель ГАЗ-А в блоке со сцеплением и коробкой передач, то такой двигатель потребует сложной системы тяг через весь автомобиль для стартера, акселератора, подсоса, сцепления, рычага опережения, зажигания, рычага постоянного газа и рычага перемены передач. Но у нас уже проводятся опыты по автоматизации контроля над двигателем ГАЗ. За границей имеются конструкции двигателей совокупно с трансмиссией (например, Остин-Хайс. см. «За рулем» № 6), позволяющие иметь на рулевой колонке лишь одну педаль акселератора и рычажок постоянного газа. Сцепление и коробка передач, так же как и ряд других приборов, действуют автоматически. Иначе говоря, при современном состоянии автомобильной техники нетрудно ограничить. контроль над двигателем и трансмиссией двумя1 Проф. Е. А. Чудаков считает даже желательно» некоторую перегрузку задней ведущей оси по отношению к существующей нагрузке (60 проц) и видит в этом преимущество выноса двигателя за заднюю ось.Рис. 1."Идеально обтекаемая форма опытного американского автомобиля с мотором, помещенным сзади15 Рис. 2. Шасси автомобиля Ганза с 2-цилиндровым воздушноохлаждаемым двигателем. На рис. видна упрощенная конструкция рамы, рулевой привод на поперечную рулевую тягу, тяги от рычагов ипедалей к моторному агрегатутягами, а это уже значительно упрощает конструкцию. Третий недостаток машин с задним расположением двигателя — трудность охлаждения. При расположении радиатора спереди, как это делают некоторые фирмы, требуется- тяжелая система трубопроводов п мощный насос. Переднее расположение радиатора является безусловно наиболее выгодным с точки зрения интенсивности охлаждения. Но это затруднение не является непреодолимым. Можно установить два небольших радиатора по бокам и даже сзади машины. При такой системе охлаждение будет не худшим, чем при переднем расположении радиатора. Большую свободу в этом смысле дает воздушное охлаждение, действующее при условии принудительного обдува достаточно интенсивно. Очевидно в задиемоторных автомобилях ему будет оказано предпочтение. В конструкции Троян применяется регулируемое термостатом охлаждение паром, которое облегчает систему трубопроводов. Наконец, одним из наиболее серьезных затруднений в автомобилях с задним расположением двигателя является то, что перенесение ^тяжелого двигателя в заднюю часть машины увеличивает опасность заноса. Этим перечень недостатков исчерпывается. Все они с лихвой компенсируются описанными в начале преимуществами, к числу которых можно прибавить еще следующие: 1) удобство осмотраи ремонта двигателя: двигатель доступен с любой" стороны; 2) увеличение угла зрения водителя, так как в новой конструкции водитель не имеет перед собой большого капота и передних крыльев, закрывающих от него 3—5 метров дороги не-Рис. 4. Гоночный заднемоторный автомобиль АутоУиион (Германия), поставивший рекорд скорости — 217 км в час.посредственно перед машиной; 3) возможность поместить водителя посередине машины: благодаря наличию на переднем сиденыг трех мест водитель может одинаково ориентироваться: как на левую, так и на правую сторону; 4) как вывод из этого — упрощение рулевого привода, который может быть осуществлен непосредственно на поперечную рулевую тягу, что особенно ценно при независимой^ подвеске колес и раздельном управле i; 5) отсутствие в кабине шума и запаха бензина от двигателя; 6) безопасное расположение бензобака — сзади шасси, но в непосредственной близости к двигателю. Не делая никаких окончательных выводов, нам необходимо обратить внимание наших конструкторов на автомобили с задним расположением двигателя, так как значительная экономия материалов и упрощение конструкции автомобиля в результате перенесения двигателя назад могли бы сыграть немалую роль в развитии нашей автопромышленности и нашего автохозяйства.Рис. 3. Место водителя на автомобиле ТАТРА расположено посередине

Заднемоторная компоновка встречается на современных автомобилях достаточно редко, являясь прерогативой автобусов и некоторых спорткаров. Не следует путать ее : там мотор находится перед задней осью, за передними сиденьями, а тут – строго за задней осью, на месте багажного отделения.

Как правило, все основные агрегаты на машинах такого типа сведены в единый блок: и двигатель, и коробка передач, и дифференциал. Мотор может располагаться как продольно, так и поперечно – все зависит от того, что это за машина. Производители спорткаров отдают предпочтение первому варианту, а производители автобусов – второму. Самые яркие примеры легковушек с моторами сзади: и знаменитый автомобиль из фильма «Назад в будущее» DeLorean DMC12.

Есть и третий вариант расположения силового агрегата – когда он базируется над задней осью. Пример из прошлого – Tatra T700, и .

Плюсы и минусы

Зачем вообще располагать двигатель в задней части автомобиля, а не, как принято, спереди? Ответ прост: центр тяжести смещается назад, соответственно, на вторую ось машины приходится 60-65% от ее общей массы. Благодаря этому, задние колеса лучше «цепляются» за дорогу, и при разгоне такой автомобиль оказывается быстрее машин со стандартной компоновкой.

Именно по этой причине заднемоторная компоновка лучше всего подходит спортивным автомобилям и с двигателями малого объема. В первом случае при тех же мощностных характеристиках улучшается динамика, а во втором – можно сэкономить на самом моторе, сделав его откровенно слабым: располагаясь, он будет «толкать» машину лучше, чем если бы стоял под капотом спереди.


Впрочем, заднемоторная компоновка не лишена минусов, главный из которых, пожалуй, - склонность к заносу при резких поворотах. При таком маневре достаточно просто отпустить педаль газа, чтобы задние колеса потеряли сцепление с дорогой. Но современные заднемоторные спорткары, во-первых, «вооружены» полным арсеналом вспомогательных систем, а, во-вторых, имеют , так что этот недостаток («избыточную поворачиваемость») можно считать пережитком прошлого.

Успехи и провалы

История заднемоторных машин (если сравнивать со стандартной переднемоторной компоновкой) началась сравнительно недавно. Одним из «пионеров» была чешская Tatra T77, официально представленная в 1934 году на автошоу в Праге. Машина для своего времени была совершенно уникальной: мало того, что двигатель и коробка передач располагались сзади, так еще этот автомобиль стал первым в истории с обтекаемым кузовом (среди серийных машин). Коэффициент аэродинамического сопротивления составлял, по разным оценкам, от 0,212 до 0,36, что является отличным показателем даже по сегодняшним меркам.

Но Татра, хоть и была первой, всенародной любви не снискала. В отличие от Volkswagen Käfer, который стал самым массовым заднемоторным автомобилем в мире. Именно этот Фольксваген, детище Фердинанда Порше и Адольфа Гитлера, стал законодателем моды для малолитражных, малогабаритных и бюджетных («народных») автомобилей. Следом за ним на конвейер встали такие же «малыши» с заднемоторной компоновкой: в Чехословакии – Skoda 1000MB, в Германии – BMW 700, в Италии – .

Это «модное веяние» затронуло и американский автопром. В послевоенную эпоху там, в противовес Европе, выпускали огромные машины с такими же огромными двигателями. Но были и исключения. Так, с 1960 по 1969 года там выпускался Chevrolet Corvair, по европейским меркам – большой, по американским – невыносимо маленький. Двигатель у этой модели тоже располагался сзади. Да и создан этот автомобиль был в качестве ответа Жуку.

Несмотря на относительно неплохие продажи и тот факт, что машина продержалась на конвейере почти 10 лет, она стала символом коммерческого провала. В первую очередь, «благодаря» скандальной книге Ральфа Нейдера «Опасен на любой скорости». В главе, посвященной Корвейру, автор утверждал, что этот автомобиль мог опрокинуться при прохождении поворотов на больших скоростях, а также стать неуправляемым в любой момент.

Заднемоторная компоновка в СССР

Конечно, нельзя обойти вниманием и советские «вариации на тему». Это оба поколения «Запорожцев», в экспортных вариантах называвшихся Yalta и Eliette, начиная со знаменитого «Горбатого» (ЗАЗ-965) и заканчивая «Ушастым» (ЗАЗ-968). Что характерно, 965-й на момент его запуска в серию можно было купить за 20 стандартных советских зарплат, а 968-й выпускался вплоть до 1994 года, став настоящим долгожителем. Это и неудивительно, так как машина была не только очень дешевой, но и могла – за счет практически гладкого днища и конструктивной близости к вездеходам марки ЛуАЗ – похвастать приличной проходимостью. Ну а самым известным недостатком обоих «Запорожцев» был перегрев двигателя, работавшего на воздушном охлаждении.

После развала СССР, «Запорожцы» стали не только предметом коллекционирования и тюнинга, но и появлялись в популярных компьютерных играх (например, “S.T.A.L.K.E.R.” или “Half-Life 2”), в кино и телесериалах. Помимо этого, неоднократно выпускались масштабные модели как 965-го, так и 968-го.

Автомобили без будущего

Эпоха «народных» автомобилей с мотором, расположенным сзади, закончилась в конце семидесятых годов прошлого века. На смену им пришли переднеприводные хэтчбэки – более вместительные, надежные и практичные. Заднемоторная компоновка остается уделом крохотной части спортивных автомобилей (Porsche) и городских супермини (Smart Fortwo, Tata Nano), а также автобусов: за счет того, что двигатель находится сзади, увеличивается пассажирский отсек, кроме того, это позволяет сделать машины низкопольными. Поэтому, когда с конвейера сойдет последний Porsche 911 или Smart ForTwo, главу о легковых машинах с заднемоторной компоновкой можно будет считать закрытой.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал