Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт. Ремонтируем шатун трактора мтз

Шатун МТЗ является одним из компонентов кривошипно-шатунного механизма двигателя.

Изготовлен из высокоуглеродистой или легированной стали способом штамповки.

Для улучшения прочности материал подвергают закалке.

Шатун шарнирно соединяет поршни с коленвалом.

Возникающая переменная нагрузка вызывает сжатие, растяжение или изгиб стержня.

Шатун передает усилия от коленвала к поршню и наоборот в зависимости от соотношения действующих сил.

Особенности устройства шатуна двигателя

Шатун двигателя состоит из следующих элементов:

  • Верхняя и нижняя головки;
  • Стержень;
  • Крышка;
  • Шайба;
  • Болт.

Главная часть шатуна - нижняя головка. В деталь вставлены тонкостенные вкладыши, сделанные из стали или залитые свинцовой бронзой. Нижняя головка разъемная.

Для улучшения приработки поверхность лудят.

Специальные усики фиксируют смещение вкладышей. Верхняя головка соединяет шатун с поршнем при помощи пальца. Осуществляется возвратно-поступательное движение.

Нижняя головка предназначена непосредственно для связи с коленчатым валом.

Стержень шатуна двигателя выполняет сложное колебательное движение. обтекаемой формы выполнено с двутавровым сечением.

При необходимости подачи масла в стержне может находиться канавка. Штампованный шатун МТЗ растягивается и изгибаются под действием силы инерции и давления газов.

Поэтому конструкция механизма должна обеспечить его жесткость и прочность. На шатуне двигателя имеется масляная канавка и приливы. На крышке предусмотрен паз и отверстия, используемые для смазки.

Шатунные болты предназначены для крепления съемной части.

Они работают при непрерывной нагрузке. Изготовлены из хромоникелевой либо хромистой стали, подверженной термической обработке. Болты плотно установлены в развернутое тело и крышку шатуна двигателя.

Могут прикручиваться гайками. Затяжку крепежа выполняют с определенным усилием (не более 60 кг). У деталей с косым разъемом нижней головки болт вкручивается в тело.

Такое соединение усложняет ремонт шатуна. Болты фиксируются при помощи стопорных шайб и проволоки.

Ремонт шатуна

Шатун двигателя подвержен износу.

Для проверки изгиба и скручивания детали используют прибор КИ-274.

Палец в шатуне должен легко проворачиваться рукой и выпадать под действием веса человека. Шатуны и пальцы устанавливают со своими крышками, соблюдая точное их положение до разборки.

Расточку постели осуществляют только когда узел в сборе. Гайки затягивают с усилием не более 240 Н.

Менять крепеж и крышки местами запрещено. Поршни с шатунами двигателя собирают таким образом, чтобы выемка на дне первой детали не оказалась на стороне распредвала.

При ремонте шатуна и последующей сборке в верхнюю головку запрессовывают втулку.

Дефекты шатуна

Возможны следующие неисправности шатунного комплекта:

  1. Отложение смол и нагара;
  2. Износ канавок, отверстий под палец;
  3. Срыв резьбы шатунных болтов;
  4. Износ вкладыша, шейки, пальца, втулки;
  5. Смятие усиков фиксации вкладыша.

Если износилась поверхность под втулку, шатун двигателя растачивается с интервалом в 0,5 мм.

Для исправления дефекта применяют алмазно-расточной станок. После ремонта шатуна проверяют правильность установки отверстия в вертикали по резцу.

Регулировки выполняют опорой. При износе головок шатуна необходимо наращивание гальваническим железнением.

Отклонение осей верхней головки по отношению к нижней должно составлять 0,05 мм на длину 100 мм.

Для определения параметра используют специальные приборы.

Во время ремонта шатуна разрешается разогревать стержень пламенем газовой горелки для устранения недопустимых отклонений.

Цилиндропоршневая группа. Ремонт дизеля трактора МТЗ-82

Детали цилиндропоршневой группы заменяют при увеличенном расходе картерного масла или повышенном проникновении газов в картер дизеля, замеренных диагностическими средствами.

Если диагностические параметры достигли значений, превышающих допустимые, то дизель разбирают.

Для проведения технической экспертизы деталей снимают головку цилиндров и поддон картера. Если после снятия головки на поверхности блока обнаружатся трещины, то дальнейшую разборку прекращают, дизель снимают с трактора и отправляют в ремонт.

При отсутствии явных дефектов демонтируют масляный насос, трубопроводы и крышки шатунных подшипников, извлекают поршни в сборе с шатунами из гильз цилиндров.

Среди деталей цилиндропоршневой группы износу наиболее подвержены: поршневые кольца, поршень, втулка верхней головки шатуна, вкладыши шатунных подшипников, гильзы цилиндров (рис. 2.1.29, 2.1.30).

Диаметр гильзы замеряют (рис. 2.1.31) в месте наибольшего износа верхнего пояса гильзы сначала в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, а затем в плоскости качания шатуна. Гильзу заменяют при износе ее рабочей поверхности более 0,4 мм на диаметр или при овальности и конусности, превышающих 0,06 мм.

Диаметр юбки поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной к отверстию под поршневой палец (рис. 2.1.32).

Кроме диаметра юбки, у поршня контролируют зазоры по высоте между канавками поршня и поршневыми кольцами (рис. 2.1.33).

Если зазор между канавкой поршня и новым поршневым кольцом превышает допустимый размер, поршень заменяют.

Рис. 2.1.29. Взаимное расположение деталей блока цилиндров:
1 - блок цилиндров; 2 - болт; 3 - рым-болт; 4, 10, 14 - прокладки; 5 - корпус сальника; 6 - задний лист дизеля; 7 - опора картера; 8 - крышки; 9 - крышка коренного подшипника; 11 - щит; 12 - крышка шестерен; 13 - опора; 15 - втулки; 16 - пробка; 17 - гильза цилиндра; 18 - кольца гильзы



Рис. 2.1.30. Взаимное расположение деталей кривошипно-шатунной группы:
1 - поршень; 2 - поршневые кольца; 3 - поршневой палец; 4 - втулка верхней головки шатуна; 5 - шатун; 6 - коренной вкладыш; 7 - маховик; 8 - крышка шатуна; 9 - вкладыш шатуна; 10 - коленчатый вал; 11 - противовес; 12 - болт

Рис. 2.1.31. Измерение диаметра гильзы цилиндра:
1 - индикаторный нутромер;
2 - гильза цилиндра;
3 - блок цилиндров



Рис. 2.1.32. Измерение диаметра юбки поршня:
1 - микрометр;
2 - поршень



Рис. 2.1.33. Измерение зазора между канавкой поршня и поршневым кольцом:
1 - кольцо;
2 - поршень;
3 - пластинчатый щуп

Основные показатели цилиндропоршневой группы

Зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра, мм:

номинальный

допустимый

Зазор в замке поршневых колец, мм:

номинальный

допустимый

Зазор по высоте между канавкой поршня и поршневым кольцом, мм: номинальный

для компрессионных колец

для маслосъемных колец

допустимый

Цилиндропоршневую группу в сборе заменяют при зазоре (разности диаметров) между юбкой поршня и гильзой, превышающем допустимое значение.

Гильзы из блока выпрессовывают специальным съемником (рис. 2.1.34).

Рис. 2.1.34. Выпрессовка гильзы из блока цилиндров:
1 - гильза цилиндра; 2 - съемник; 3 - блок цилиндров

Если диаметры гильзы и поршня в пределах нормы, рекомендуется выпрессовать гильзу из блока, повернуть ее вокруг оси на 90°, так как гильза и поршень более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна, и вновь запрессовать гильзу в блок.

Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке кольца превышает допустимое значение при установке кольца в неизношенную верхнюю часть гильзы.

Перед оборкой цилиндропоршневой группы проверяют параметры поршневого пальца, шатуна и состояние втулки верхней головки шатуна. Втулку заменяют при увеличении диаметра отверстия под поршневой палец или ослаблении посадки в верхней головке шатуна. Поршневой палец и втулку верхней головки шатуна заменяют при зазоре между пальцем и втулкой более 0,06 мм. Палец заменяют при овальности и конусности более 0,02 мм.

Изгиб и скручивание шатуна проверяют на приборе КИ-724 (рис. 2.1.35).

При сборке шатуна в его верхнюю головку вначале запрессовывают втулку (рис. 2.1.36).



Рис. 2.1.35. Измерение шатуна на изгиб и скручивание:
1 - прибор КИ-724;
2 - шатун

Рис. 2.1.36. Запрессовка втулки в верхнюю головку шатуна:
1 -втулка;
2 - пресс;
3 - шатун

Чтобы подогнать отверстие втулки верхней головки шатуна под поршневой палец, его обрабатывают регулируемой разверткой или раскаткой. Зазор между отверстием втулки верхней головки шатуна и поршневым пальцем должен быть не более 0,03 мм.

Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала изготовлены с высокой точностью. Необходимый диаметральный зазор при неизменной постели подшипника обеспечивается соответствующим и диаметрами шеек коленчатого вала. Поэтому вкладыши при ремонте дизеля заменяют без каких-либо подгоночных операций и только попарно. Не допускаются: замена одного вкладыша из пары; опиливание или шабрение стыков вкладышей либо крышек подшипников; установка прокладок между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При замене размерная группа вкладышей должна соответствовать размерной группе шеек коленчатого вала.

Перед установкой новых деталей цилиндропоршневой группы их подбирают по размерным группам. Гильзы цилиндров сортируют на размерные группы по внутреннему диаметру, а поршни - по наружному диаметру юбки в нижней части. Поршни и гильзы цилиндров, устанавливаемые на один дизель, должны быть одной размерной группы.

Размерные группы цилиндров и поршней дизеля Д-240

Обозначение размерной группы

Диаметр гильзы цилиндра, мм

Диаметр юбки поршня в нижней части по наибольшему измерению, мм

Обозначение размерных групп нанесено на нерабочем верхнем торце гильзы и на днище поршня. Перед установкой гильзы в блок резиновые уплотнения заменяют. Гильзу устанавливают, нанося легкие удары молотком по ступенчатой оправке (рис. 2.1.37). Если гильза входит в блок туго, то для ее запрессовки используют специальное винтовое приспособление (рис. 2.1.38). По окончаний запрессовки намеряют выступание бурта гильзы над поверхностью блока индикатором (рис. 2.1.39). Выступание бурта должно быть в пределах 0,065- 0,165 мм.

Рис. 2.1.37. Оправка для запрессовки гильзы цилиндра



Рис. 2.1.38. Запрессовка гильзы цилиндра винтовым приспособлением:
1 - приспособление;
2 - блок цилиндров;
3 - гильза цилиндра

Рис. 2.1.39. Проверка выступания бурта гильзы цилиндра:
1 - индикатор;
2 - гильза цилиндра;
3 - блок цилиндров

В случае утопания гильз допускается установка медных прокладок под бурт гильзы. При подборе поршней обращают внимание на размерные группы поршневых пальцев; их внутренняя поверхность и бобышка поршня маркированы краской. Поршни и поршневые пальцы подбирают одной размерной группы, что подтверждается одинаковой маркировкой. Поршневой палец запрессовывают в поршень, предварительно нагрев поршень в масле до температуры 70-80° С. Разность между массами шатунов в сборе с поршнями, устанавливаемых на один дизель Д-240, не должна превышать 15 г.

Упругость поршневых колец проверяют на приспособлении МИП-100 (рис. 2.1.40). При зазоре в замках, равном 0,3-6,6 мм (рис. 2.1.41), упругость колец не должна превышать: первого (верхнего) - 60-82 Н, второго и третьего - 58-78 Н.

Поршневые кольца на поршень устанавливают в определенном порядке с использованием приспособления, которое предохраняет кольца от случайных поломок (рис. 2.1.42). Кольца, установленные в канавки поршня, должны свободно перемещаться при поворачивании поршня и утопать в канавках под действием собственной массы.



Рис. 2.1.40. Проверка упругости поршневых колец:
1 - поршневое кольцо;
2 - приспособление МИП-100

Рис. 2.1.41. Измерение зазора в замке поршневого кольца:
1 - пластинчатый щуп;
2 - поршневое кольцо

Рис. 2.1.42. Установка поршневого кольца:
1 - поршень;
2 - приспособление;
3 - поршневое кольцо

Рис. 2.1.43. Конусная оправка для установки поршня:
1 - поршень;
2 - оправка

Рис. 2.1.44. Установка поршня с шатуном в блок цилиндров:
1 - блок цилиндров;
2 - поршень;
3 - оправка

Замки первого и третьего поршневых колец располагают в канавках поршня под углом 180° относительно замков второго и четвертого колец. Поршень в сборе с кольцами и шатуном обильно смазывают дизельным маслом и посредством конусной оправки (рис. 2.1.43) устанавливают в гильзу цилиндра, слегка постукивая по днищу поршня рукояткой молотка (рис. 2.1.44).

Болты шатунных подшипников затягивают динамометрическим ключом в два - три приема.

Регулировочные данные при сборке дизеля Д-240

Момент окончательной затяжки гаек крепления головки цилиндров, Н-м

Момент затяжки шатунных подшипников, Н-м

Зазор между стержнем клапана и бойком коромысла (тепловой зазор) на холодном дизеле, мм

Поршень при нахождении в ВМТ не должен выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм.

После установки цилиндропоршневой группы и крышек шатунных подшипников устанавливают масляный насос, его нагнетательные и всасывающие трубопроводы и закрывают поддон картера. Прокладку картера с двух сторон смазывают графитной пастой (40% графитного порошка и 60% дизельного масла) или герметиком «Эластосил 137-83»; в цилиндры заливают по 30-50 г дизельного масла. Прокладку головки цилиндров с обеих сторон также смазывают графитной пастой. Болты крепления головки затягивают динамометрическим ключом (рис. 2.1.45) в определенной последовательности (рис. 2.1.46) в два - три приема. Затем устанавливают штанги и оси коромысел в сборе с коромыслами.

Момент затяжки гаек крепления головки цилиндров и тепловые зазоры в клапанном механизме должны соответствовать регулировочным данным при оборке дизеля Д-240.



Рис. 2.1.45. Затяжка болтов крепления головки цилиндров:
1 - динамометрический ключ;1

___________________________________________________________________________

Цилиндро-поршневая группа дизельного двигателя Д-240

Детали поршневой группы Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при увеличенном расходе картерного масла или повышенном проникновении газов в картер дизеля, замеренных диагностическими средствами.

Если диагностические параметры достигли значений, допустимых в эксплуатации, то дизель разбирают для технической экспертизы, которую проводят путем осмотра и микрометража деталей поршневой группы с целью замены непригодных, износившихся деталей.

Чтобы выполнить техническую экспертизу деталей, снимают головку цилиндров и поддон картера. Если после снятия головки цилиндров на поверхности блока обнаружатся трещины, то дальнейшую разборку прекращают, дизель снимают с трактора и отправляют в ремонт.

При отсутствии явных дефектов демонтируют масляный насос, трубопроводы и крышки шатунных подшипников. Поршни в сборе с шатунами извлекают из гильз цилиндров.

В поршневой износу наиболее подвержены: поршневые кольца, поршень, втулка верхней головки шатуна, вкладыши шатунных подшипников, гильзы цилиндров.

В первую очередь индикаторным нутромером замеряют диаметр гильзы цилиндра в месте наибольшего износа в верхнем поясе гильзы - сначала в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, а затем в плоскости качания шатуна.

Диаметр юбки поршня двигателя измеряют в плоскости, перпендикулярной отверстию поршневого пальца. Наряду с измерением диаметра юбки поршня контролируют изношенность канавок головки поршня по высоте пластинчатым щупом и новым кольцом.

Если зазор между канавками поршня и кольцом превышает допустимые размеры, поршень заменяют. Если овальность и диаметр гильзы выше, а диаметр поршня ниже значений, указанных в таблице, то и их заменяют.

Поршневую группу Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 заменяют при зазоре между поршнем и гильзой, превышающем указанные значения. Гильзы из блока выпрессовывают специальным съемником.

Если диаметр гильзы и поршня у дизелей с водяным охлаждением в пределах нормы, то рекомендуется удалить гильзы из блока и повернуть их на 90 градусов вокруг оси, так как они более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна.

Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке кольца превышает данные, если их установить в неизношенную верхнюю часть гильзы.

Зазоры поршневых колец и поршней дизеля Д-240

Зазор между юбкой поршня и цилиндром, мм:

Нормальный - 0,18...0,20
Допустимый - 0,26

Зазор в замке поршневых колец, мм:

Нормальный - 0,40...0,80
Допустимый - 4,0

Зазор по высоте канавок поршня, мм:

Компрессионых - 0,08…0,12
Маслосъемных - 0,05…0,09
Допустимый - 0,30

Перед сборкой поршневой группы трактора МТЗ-80, МТЗ-82 проверяют параметры поршневого пальца шатуна и состояние втулки его верхней головки. Втулку заменяют при увеличении ее отверстия под поршневой палец или прославлении посадки втулки в отверстии верхней головки шатуна.

Поршневой палец и втулку верхней головки шатуна заменяют при зазоре между пальцем и втулкой более 0,06 мм или овальности и конусности поверхности пальца под втулку более 0,02 мм.

Изгиб и скручивание проверяют на приборе. Для всех дизелей изгиб шатуна не должен превышать 0,08 мм, а скручивание - 0,12 мм. При сборке шатуна вначале запрессовывают втулку в его верхнюю головку.

Чтобы улучшить чистоту поверхности, и окончательно подогнать отверстия под поршневой палец, отверстие обрабатывают регулируемой разверткой или раскаткой. Зазор между отверстием верхней головки шатуна и поршневым пальцем должен быть не более 0,03 мм.

Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала двигателя Д-240 изготавливают с высокой точностью. Необходимый диаметральный зазор при неизменной постели подшипника обеспечивается соответствующими диаметрами шеек коленчатого вала, поэтому вкладыши при ремонте дизеля заменяют без каких-либо подгоночных операций, только попарно.

Не допускается заменять один вкладыш из пары, а также спиливать или пришабривать стыки вкладышей или крышек подшипников, устанавливать прокладки между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При замене вкладышей их устанавливают того же размера, что и шейки коленчатого вала.

Перед сборкой поршневой группы, связанной с установкой новых деталей, их подбирают по размерным группам. Сортируют гильзы цилиндров на размерные группы по внутреннему диаметру, а поршни - по наружному диаметру юбки.

Поршни и гильзы двс Д-240, устанавливаемые на дизель, должны быть одной размерной группы, как указано в таблице.

Обозначение размерных групп для гильз нанесено на нерабочем верхнем торце гильзы, для поршня - на его днище. Перед установкой гильзы в блок осматривают состояние уплотнительных колец и нижних посадочных мест под гильзу в блоке цилиндров. Как правило, резиновые уплотнения заменяют.

Номинальные и ремонтные размеры шатунно-поршневой группы дизеля Д-240

Обозначение размеров Диаметр гильзы цилиндра, мм Диаметр юбки поршня в нижней части, мм

М 104,82.-104,84 105,00.-105,02
С 104,84.-104,86 105,02.-105,04
Б 106,86.-104,88 105,04.-105,06

При подборе поршней двс Д-240 обращают внимание на размерные группы поршневых пальцев, их внутреннюю поверхность и бобышку поршня, маркированную краской. Поршни и поршневые пальцы подбирают одной размерной группы с одинаковой маркировкой.

Поршневой палец запрессовывают в поршень после его предварительного нагрева в масле до температуры 70...80°С. Разница в массе шатунов в сборе с поршнями для дизелей - 15 г. Поршневые кольца на поршень устанавливают в определенном порядке приспособлением, предохраняющим кольца от случайных поломок.

Основные параметры поршневых колец дизеля Д-240

Поршневое кольцо Рабочий зазор, мм Упругость, Н
Первое (верхнее) 0,3.-0,6 60...82
Второе, третье 0.3...0.6 68...78

Кольца, установленные в канавки поршня, должны свободно перемещаться при его поворачивании и утопать в канавках под действием собственной массы. Замки первого и третьего поршневых колец располагают в канавках поршня под углом 180° относительно замков второго и четвертого маслосъемных колец.

Затем поршень и кольца обильно смазывают дизельным маслом и, пользуясь конусной оправкой, устанавливают в гильзу цилиндра. Поршень не может выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм.

Блок цилиндров и головка блока дизеля Д-240

Головка блока цилиндров двигателя Д-240 трактора МТЗ-80, 82 представляет собой чугунную обработанную отливку. Сбоку к головке прикреплены впускной и выпускной коллекторы. Между головкой и коллектором установлены прокладки из асбостального полотна.

Сверху в головке блока цилиндров запрессованы восемь направляющих втулок, в которые вставлены впускные и выпускные клапаны. Снизу в головке имеются гнезда под тарелки клапанов.

Для улучшения охлаждения форсунок они размещаются в латунных стаканах. Снизу под донышки стаканов установлены уплотнительные шайбы. Стаканы поджаты к шайбам гайками, ввернутыми в головку.

Шатуны стальные, штампованные. В верхнюю головку запрессована биметаллическая втулка (стальная со слоем бронзы). Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулки есть отверстие.

По внутреннему диаметру втулки сортируются на две размерные группы: с большим диаметром маркируются черной краской, с меньшими - желтой. Нижняя головка шатуна разъемная.

Разъем выполнен косым для обеспечения прохода нижней части через гильзу при монтаже. Крышка прикреплена к шатуну двумя болтами из высококачественной стали, застопоренными контровочной пластиной.

К основным дефектам головки блока цилиндров двс Д-240 трактора МТЗ-80, 82 относятся: коробление плоскости разъема, износ внутренних поверхностей направляющих втулок, рабочих фасок клапанов и клапанных гнезд; наличие трещин в их перемычках; прогар посадочных мест под уплотнения форсунок или ее стакана.

При проведении технической экспертизы головки блока пользуются таблицей. Утопание клапанов в гнездах головки без снятия ее с блока цилиндров можно определить по выступанию стержней всасывающих клапанов относительно поверхности головки блока цилиндров.

Для этого поочередно устанавливают поршни в в. м. т. на такте сжатия и измеряют расстояние от торца стержня клапана до головки блока. Если выступание стержня клапана превышает показатели, то это указывает на предельный износ тарелок клапанов и их седел.

Одновременно можно определить степень износа кулачков распредвала. Для этого прокручивают коленчатый вал дизеля до полного открытия клапана (при установленном для холодного дизеля тепловом зазоре) и проводят замер расстояния от стержня до головки блока цилиндров.

По разнице расстояний, измеренных при закрытых и полностью открытых клапанах, определяют величину перемещения каждого клапана. Если величина перемещения клапана превышает допустимые значения, распределительный вал дизеля заменяют.

После этих замеров головку блока цилиндров снимают с дизеля Д-240 и подвергают дальнейшей экспертизе. Замеряют коробление плоскости разъема головки цилиндров щупом и поверочной линейкой.

При утопании тарелок клапанов более допустимых размеров, головку заменяют. Если эти размеры не превышают допустимых, то разбирают головку блока цилиндров и ремонтируют.

Для впуска воздуха и выпуска продуктов сгорания необходимо при определенном угле поворота коленчатого вала соединять цилиндры с впускными и выпускными коллекторами. Это обеспечивается верхнеклапанным механизмом газораспределительным механизмом.

ГРМ двс Д-240

Во время работы двигателя трактора МТЗ-80, 82 коленчатый вал через шестерни 1, 2 и 14 (рис.1) вращает распределительный вал, имеющий кулачки 13. В нужный момент кулачок подходит к толкателю 12, поднимает его, штангу 11 и короткое плечо коромысла 7.

При этом коромысло поворачивается вокруг оси 8 и длинным плечом нажимает на стержень клапана 3, дополнительно сжимая пружину 5 и открывает клапан.

Закрывается клапан под действием этой же пружины. Каждый цилиндр имеет два клапана - впускной и выпускной. Плавный подъем и опускание клапана, и длительность его открытия обеспечивается определенным профилем кулачка.

Рис. 1. Схема клапанного механизма газораспределения двигателя Д-240

1 - шестерня коленчатого вала; 2- промежуточная шестерня; 3 - клапан; 4 - направляющая втулка; 5 - пружина: 6 - упорная тарелка; 7 коромысло; 8 - ось коромысла; 9 - контргайка; 10 - регулировочный винт; 11 штанга; 12 - толкатель: 13 - кулачок распределительного вала; 14 - шестерня распределительного вала

Необходимая последовательность открывания клапана двигателя достигается соответствующим размещение кулачков на валу.

Так как рабочий цикл четырехтактного двигателя происходит за два оборота коленчатого вала, а впускной и выпускной клапаны за это время должны открываться только по одному разу, распредвал вращается вдвое медленнее коленчатого.

Достигается это установкой на распределительном валу приводной шестерни 14, имеющей вдвое больше зубьев, чем шестерня коленчатого вала.

Клапан Д-240 должен открываться при определенном положении поршня в цилиндре. Согласованность действия газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов обеспечивается соединением распределительных шестерен по специально нанесенным меткам. Во время работы двигателя детали механизма нагреваются и расширяются.

Чтобы при этом не нарушалась плотная посадка клапана в седле, между клапаном и бойком коромысла регулировочным винтом 10 устанавливают тепловой зазор (для разных двигателей он находится в пределах 0,3-0,5 мм).

Малый зазор, а, следовательно, и неплотная посадка клапана в седле, приводит к прорыву горячих газов через щели и перегреву клапана (возможно коробление тарелки клапана и обгорание ее фаски).

В случае увеличения зазора возникают звонкие стуки, которые хорошо прослушиваются при работающем двигателе. Кроме того, сокращается время и уменьшается величина открытия клапанов, вследствие чего ухудшается очистка цилиндров от продуктов сгорания и уменьшается наполнение их свежим зарядом.

Чтобы продлить время открытия клапанов и улучшить наполнение, очистку цилиндра, клапаны открываются с некоторым опережением (до того, как поршень придет н.м.т.), а закрывается с запаздыванием (после того, как поршень пройдет м.т.), то есть продолжительность открытия клапана составляет более 180° поворота коленчатого вала.

Базовые размеры и регулировочные параметры деталей головки блока цилиндров и ГРМ дизеля Д-240

Выступание стержня клапана, мм (нормальное / допустимое) - 56,0 - 57,2

Перемещение клапана, мм (нормальное / допустимое) - 10,2 - 9,0

Коробление плоскости разъема головки цилиндров, мм - 0,15

Утопание тарелки клапана, мм (нормальное / допустимое) - 0.4-0.7

Допустимый внутренний диаметр втулки клапана, мм - 11,10

Допустимое сжатие наружных клапанных пружин до рабочей высоты, Н - 148

Рабочая высота пружины, мм - 54,0

Сжатие внутренних клапанных пружин до рабочей высоты, Н - 74

Рабочая высота, мм - 48,5

Допустимый диаметр стержня клапана, мм - 10,85

Внутренний диаметр втулки коромысел, мм - 19,02-19,05

Диаметр оси коромысел, мм - 18,98 -19,00

Сухари клапанов и клапанные пружины двигателя Д-240 снимают специальным приспособлением. Если седло клапана имеет трещины, то головку сдают в ремонт.

Снятые клапаны маркируют, а затем замеряют диаметр стержня и проверяют биение фаски и изгиб стержня. Биение фаски клапана и изгиб стержня относительно оси клапана не должны превышать 0,03 мм.

При наличии следов прогаров, раковин на фасках клапанов рабочую поверхность фаски тарелки обрабатывают на специальных шлифовальных станках. Рабочую фаску впускного клапана дизелей Д-240 шлифуют под углом 45°.

После выведения следов износа ширина цилиндрической части тарелки клапанов должна быть не менее 0,5 мм. Направляющая втулка клапана двс Д-240 заменяется при износе внутреннего отверстия под стержень клапана или ослаблении посадки в головке цилиндров.

При ослаблении посадки втулки в головке из запасных частей подбирают втулку с наибольшим отклонением по наружному диаметру, смазывают ее эпоксидным клеем без наполнителя и запрессовывают в головку. После установки направляющих втулок обрабатывают клапанное гнездо планетарно-шлифовальным приспособлением.

При рисках, раковинах и следах прожогов на рабочей фаске, клапанного гнезда первоначально шлифуют фаску до выведения следов износа и замеряют степень утопания клапанов по новому клапану.

Если оно находится в пределах допустимого, то продолжают обрабатывать клапанное гнездо. Нижнюю (наружную) кромку рабочей фаски клапанного гнезда в головке цилиндров обрабатывают шлифовальным кругом с углом конуса 150, а верхнюю (внутреннюю) кромку - 60°.

Ширина рабочей фаски гнезда для впускных клапанов двс Д-240 должна быть 2,0...2,5 мм и для выпускных - 1,5...2,0 мм.

После обработки тарелки клапана и его гнезда их взаимно притирают. Если отремонтированы все клапаны и их гнезда, то притирают на станке. При ремонте одного-двух клапанов их притирают пневматическим приспособлением, используя пасту из смеси микропорошка с индустриальным или моторным маслом.

Во время притирки, при вращении клапана, его периодически приподнимают. Время от времени проверяют состояние притирающихся фасок клапана и гнезда. Верхняя кромка матовой полоски рабочей фаски должна быть расположена на расстоянии не менее 0,5 мм от цилиндрического пояска тарелки клапана.

Если матовая полоска окажется значительно ниже или выше пояска, то гнездо клапана снова обрабатывают шлифовальными кругами с углом конуса 60 или 150° и снова притирают клапан и гнездо.

Перед сборкой клапанов Д-240 проверяют упругость пружины клапана на приспособлении. Если параметры выходят за допустимые пределы, то пружины заменяют.

В некоторых случаях для компенсации длины и усилия сжатия пружины под них устанавливают специальные шайбы, толщину которых можно определить по формуле для впускного клапана А = В - 1,3 мм, для выпускного - А = В - 1,8 мм, где В - фактическая величина утопания клапана, замеренная после ремонта седла клапана.

сборки клапанов выступание сухарей над плоскостью тарелки пружины должно быть не более 0,5 мм, утопание - 1,3 мм.

Для контроля герметичности клапанов двигателя заполняют впускные и выпускные каналы головки цилиндров керосином. Он не должен просачиваться в течение 1,5 мин. Перед установкой оси коромысел в сборе проверяют техническое состояние каждого коромысла.

При наличии на бойках коромысел углублений более 0,3 мм их поверхность шлифуют до выведения следов износа. Непараллельность рабочей поверхности бойка коромысла должна быть не более 0,05 мм.

При необходимости проверяют внутренний диаметр отверстий втулок коромысел. Допустимый зазор между втулкой и осью коромысел - не более 0,15 мм.

________

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал