Geely открыла завод, который будет работать на Россию

Автопром Беларуси освоил производство современных легковых автомобилей. Теперь это уже не контрактная сборка из машинокомплектов, как было раньше, а именно производство - полноценное, по полному циклу. Прорыв осуществили на новом заводе БелДжи в Жодино где в ноябре 2017 года было запущено производство автомобилей марки Geely .

На высокоавтоматизированном предприятии выполняются всевозможные сборочные работы, роботизированная сварка кузова на немецком оборудовании, регулировка навесных деталей, грунтование и электростатическая окраска. Уровень локализации производства составляет 30%. Отметим, что завод в Жодино - это первое предприятие полного цикла, которое запустили технологи из Китая в странах Таможенного союза.

Кроссовер Geely Atlas - новинка 2018 модельного года

Первенцем предприятия стал кроссовер-новинка Geely Atlas. Большой и красивый автомобиль жодинской сборки представят широкой публике 12 декабря. А 15 декабря объявят цены, которые, как ожидается, начнутся от отметки не более 17,000 рублей.

Производитель автомобилей Geely с 2010 года владеет маркой Volvo , вместе с ней - современными европейскими автомобильными технологиями. И настойчиво продвигает свой бренд в странах TC, намереваясь составить достойную конкуренцию ведущим автопроизводителям. По первоначальному заданию, мощность первой очереди предприятия должна была составить 60,000 машин в год, а поставляться они будут на локальный рынок, в Казахстан и Россию. Если данные планы по производству и сбыту автомобилей Geely осуществятся, то это будет настоящее чудо - с учетом все еще скептического отношения покупателя ко всем без исключения китайским брендам. Хотя если разобраться непредвзято, то раскрученные мировые бренды уже вовсю используют комплектующие из Поднебесной, а некоторые из них (не будем показывать пальцем) даже поставляют автомобили со своих китайских заводов.

Пока покупатели придирчиво оценивают новинку, производителю очень пригодится поддержка правительства РБ, которое активно способствует развитию автопрома.

Видео про завод БелДжи в Жодино

МИНСК, 17 ноя — Sputnik. Новый завод белорусско-китайского СЗАО "БелДжи", построенный между Борисовым и Жодино Минской области, торжественно открылся в пятницу. Президент Беларуси Александр Лукашенко дал старт запуску серийного производства автомобилей под маркой Geely, сообщили Sputnik в пресс-службе главы белорусского государства.

СЗАО "БелДжи", выпускающее легковые автомобили под маркой Geely, было создано в 2011 году. Его акционерами стали белорусский производитель карьерной техники БелАЗ (владеет 51,49% акций), СЗАО "Союзавтотехнологии" (9,01%), а также китайские корпорации Zhejang Jirun Automobile Co., Ltd (33,47%), и CITIC International Investment Limited (6,03%).

Как строили завод

По проекту, завод планировалось строить в две очереди. На первом этапе предприятие должно было собирать 60 тысяч авто в год. Первый этап включал создание мощностей по сварке, окраске и сборке кузовов, его стоимость оценивалась в 330 миллионов долларов, работы изначально рассчитывали завершить до начала 2017 года. Уровень локализации производства к этой дате должен был достичь 30%, а уже к июлю 2018 года - 50%.

Если проект станет успешным, его организаторы рассчитывали в 2018 году принять решение о строительстве второй очереди завода и увеличить мощности по сборке до 120 тысяч машин в год. При этом предполагалось, что на втором этапе будет создан полный цикл сборки.

Однако крупноузловая сборка легковых автомобилей началась еще до строительства первой очереди завода - в феврале 2013 года был собран первый автомобиль. В режиме "отверточной" сборки предполагалось изготавливать до 10 тысяч автомобилей в год. В феврале 2013 года в таком режиме был собран первый автомобиль марки Geely. Первые продажи собранных в Беларуси машин начались месяц спустя.

В настоящее время во всех областных центрах страны созданы и работают дилерские центры белорусско-китайского СП.

На площадях СП планируются к производству по полному технологическому циклу кроссоверы NL3, NL4 и седан FE3. Все автомобили будут оснащены как механической, так и автоматической коробкой передач и соответствуют экологическому классу Евро-5. Модель NL3 имеет также исполнение с полным приводом. В октябре 2017 года успешно завершены эксплуатационные испытания оборудования завода по производству автомобилей GeelyAtlas NL3. Проведение эксплуатационных испытаний по модели NL4 запланированы на январь 2018 года, по модели FE3 — на май 2018 года.

Как ожидается, в 2017 году с конвейера СП сойдут 1,8 тысячи машин, в 2018 году производство вырастет до 25 тысяч штук, в 2019 году - до 35 тысяч штук.

В настоящее время на заводе работают более 760 человек.

Сбылась мечта президента

Открывая предприятие, в пятницу глава белорусского государства рассказал, что это была его мечта - создать в стране собственное производство легковых автомобилей.

© Photo: Сергей Сацюк / БелаПАН

Белорусско-китайское СЗАО "БелДжи"

Как ранее отмечал Sputnik, над этой темой белорусские автомобилестроители работали практически с самого начала создания государства. Однако проекты с другими иностранными инвесторами оказались неуспешными в силу самых разных причин. Строить свое сборочное производство в Беларуси пытались многие - от американской General Motors до иранской Iran Khodro. Примечательно, что под Минском в поселке Обчак до настоящего времени работает СП ЗАО "Юнисон", на базе которого пытались реализовать все эти проекты, но сейчас оно выпускает автомобили не в сотрудничестве с Ираном, а с другими производителями, причем речь идет о крайне небольших партиях.

"Наши друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась", — сказал Лукашенко на церемонии открытия СЗАО "БелДжи".

Он подчеркнул, что за это необходимо поблагодарить руководство Китайской Народной Республики, в частности председателя КНР Си Цзиньпина, и добавил, что совсем скоро ему представится возможность сделать это лично.

Государство будет стимулировать продажи в Беларуси

По словам Лукашенко, запуск завода — это только начало.

"Как вы понимаете, произвести — не проблема, главное — продать. Рынок не просто насыщен, и конкуренты рыщут здесь по Беларуси и за ее пределами, пытаясь найти хоть маленькую нишу, чтобы продать свой товар. Конкуренция очень сильная. И сегодня правительству поручено разработать меры, которые позволят нам продавать хотя бы 60 тысяч автомобилей на внутреннем и внешнем рынках", — обратил внимание глава государства.

По его словам, в стране уже разрабатывается проект указа, направленный на стимулирование покупки белорусами автомобилей, произведенных СЗАО "Белджи".

"Мы думаем, какие есть возможности, чтобы помочь купить этот автомобиль. Автомобиль в семье нужен. Поэтому нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдем хорошие варианты. В ближайшее время документ выйдет", — отметил президент.

По его словам, не исключено, что такими мерами поддержки могут стать продажа в кредит с отсрочкой платежа или механизмы финансового лизинга.

Однако, по словам главы государства, нужно думать и о том, чтобы предприятие было рентабельным и смогло реализовать свою продукцию и при удвоении производственных мощностей.

"В противном случае получится игрушка, ваша и моя, на которую будем смотреть, радоваться и продавать 10 тысяч автомобилей в год, не имея дохода на этом предприятии", — сказал президент.

По его словам, для этого нужно продавать не менее 35 тысяч машин в год.

Между тем, во многих соседних государствах действует система стимулирования государством продаж собранных на их территории автомобилей, особенно широко такие программы распространены в России. Будет ли Беларусь использовать российский опыт - пока неизвестно.

Длинная гарантия

Лукашенко также заявил о том, что гарантию выпущенных в Беларуси автомобилей Geely нужно увеличить до пяти лет.

"Гарантийный срок — нам надо выйти на пять лет. Мы уже четыре года предлагаем и 100 тыс. км пробега, надо пять лет. Надо пойти на это", — убежден Лукашенко.

© Photo: Сергей Сацюк / БелаПАН

Белорусско-китайское СЗАО "БелДжи"

Президент отметил, что уже предложил подумать над этим китайским партнерам и специалистам завода. "И каждому рабочему должно лечь в голову, что надо произвести автомобиль качественный, чтобы он мог пять лет эксплуатироваться без всяких проблем", — подчеркнул глава государства.

Не менее важный вопрос — сервисное обслуживание автомобилей. Правительству было дано поручение развивать сеть сервисных станций, которые давно уже функционируют в различных городах страны.

"В каждом центре будет отдельно сколько надо места для обслуживания белорусских автомобилей, чтобы человек мог свободно пройти техническое обслуживание и, если нужно, ремонт", — сказал президент.

Еще одной важной темой, по мнению президента, должно стать создание на базе БелДжи собственного конструкторского бюро.

По его словам, на первом этапе нужно привлечь около десяти человек, которые будут совместно с конструкторами с МАЗа и БелАЗа работать для того, чтобы дизайн автомобилей Geely разрабатывался в Беларуси.

Чиновники пересядут на китайские авто

Импортные автомобили в государственных органах Беларуси будут постепенно заменяться на произведенный в стране автомобиль Geely, также заявил Лукашенко.

"Я уже запретил по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Мы уже несколько десятков закупили этих автомобилей, и сейчас постепенно будет идти замена — от правительства до председателя райисполкома", — рассказал Лукашенко.

Президент также заявил, что ездить на белорусско-китайских машинах должны и сами работники завода, и пообещал им дополнительные меры поддержки для таких покупок.

После окончания торжественных мероприятий руководители китайских компаний подарили Лукашенко электромобиль Geely, который пока не производится в Беларуси. Президент заверил, что обязательно протестирует машину, тем более ему есть с чем сравнить ее: ранее глава государства уже опробовал возможности электрокара Tesla. При этом Лукашенко отметил, что еще лучшим подарком для него станет организация выпуска в Беларуси надежных электромобилей.

Перспективы и риски

Как отметил в ходе торжественной церемонии белорусский президент, для рентабельной работы завода необходимы хорошие продажи не только в Беларуси, но и за ее пределам, особенно тогда, когда предприятие выйдет на плановые мощности.

Еще на этапе создания производства его организаторы не скрывали, что рассчитывают, в первую очередь, на российский рынок.

Однако в РФ, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2015 году было продано немногим более 11,6 тысячи автомобилей Gееly (часть из которых была собрана в России), в 2016 году — менее 5 тысяч машин.

Падение продаж было обусловлено экономическим спадом в России и падением спроса на легковые автомобили из-за снижения уровня доходов населения и удорожания банковских кредитов.

Сейчас российские аналитики отмечают некоторое восстановление спроса на машины класса Geely.. В октябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 17,3%, а за десять месяцев рынок вырос на 11,3%. При этом положительные тенденции отмечаются с марта этого года. В данной связи АЕБ полагает, что по итогам 2017 года продажи достигнут уровня 2015 года.

На волне подъема рынка многие российские автопроизводители обновили свои планы, некоторые заявили о возобновлении производства популярных моделей и росте своих мощностей, в частности — Mitsubishi и Ford. Это дает российским производителям возможность рассчитывать на рост производства по итогам года на 10% как минимум.

Между тем, некоторое улучшение конъюнктуры на российском рынке легковых автомобилей пока никак не сказалось на укреплении позиций "БелДжи" на российском рынке.

По данным Белстата, за январь-июль поставки произведенных в Беларуси авто в Россию упали более чем в 2 раза до 32 миллионов долларов.

Символическую красную кнопку Александр Лукашенко вместе с директором завода Дмитрием Батраковым , вице-премьером Беларуси Владимиром Семашко и руководителями компании Geely нажали в пятницу, 17 ноября. Стоимость завода - 330 миллионов долларов, из которых 160 миллионов - это китайский кредит, выданный под гарантии белорусского правительства. Мощности производства - 60 тысяч машин в год, которые в перспективе хотят нарастить до 120 тысяч. Впрочем, это все пока в перспективе: до конца этого года предполагают выпустить 1800 машин, в 2018-м - 25 тысяч, в 2019 году - 35 тысяч машин.

Моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась, - сказал президент, выступая на церемонии открытия. - Как вы понимаете, произвести - не проблема, главное - продать. Рынок не просто насыщен, и конкуренты рыщут здесь, по Беларуси, и за ее пределами, пытаясь найти хоть маленькую нишу, чтобы продать свой товар. Конкуренция очень сильная. (...) Думаю, что 60 тысяч автомобилей мы продадим и пойдем на 120 тысяч. Хочу, чтобы это предприятие было рентабельным. В противном случае получится игрушка, ваша и моя, на которую будем смотреть, радоваться и продавать 10 тысяч автомобилей в год, не имея дохода на этом предприятии.

Кроме этого, руководство страны собирается стимулировать белорусов покупать отечественные легковушки:

Мы думаем, какие есть возможности, чтобы помочь купить этот автомобиль. Автомобиль в семье нужен. Поэтому нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдем хорошие варианты. В ближайшее время документ выйдет, - сказал Александр Лукашенко.

Уже известно, что рассматриваются разные варианты поддержки, в том числе продажа в кредит с отсрочкой платежа и лизинг.

Автомобильное производство под Жодино называют заводом мелкоузловой сборки комплектов автомобиля полного цикла. Всего есть четыре основных этапа производства автомобиля: штамповка кузовных деталей, их сварка, окраска кузова и, наконец, сборка самого автомобиля. У нас первого этапа пока не будет - уже готовые части кузовов будут приходить к нам из Китая .


ЧТО БУДУТ ВЫПУСКАТЬ И СКОЛЬКО БУДУТ СТОИТЬ МАШИНЫ?

Первым сошедшим с конвейера автомобилем оказался флагманский кроссовер Geely Atlas. Пока будут выпускать только эту модель. Позже начнут сборку еще одного кроссовера - Geely NL-4 - это рестайлинговый Emgrand X7, который до этого крупноузловым методом собирали в Борисове . А к середине следующего года планируют наладить выпуск компактного седана Geely FE3 (другое название - Emgrand 7). Все машины будут оснащены как ручной коробкой передач, так и автоматом, а Geely Atlas будет выпускаться в том числе с полным приводом. Правда, стоимость машин, которые будут производить на новом заводе, пока не озвучили. Цена на уже выпускаемый Emgrand X7 начинается от 27 570 рублей.


КАК ЭТО БЫЛО?

Сотрудничать с Geely мы начали в 2011 году. Начать решили с так называемой отверточной сборки. Это когда автомобиль в Беларусь поставляется практически собранным - нужно лишь вставить двигатель, подвеску, фары, накинуть передний бампер и прикрутить колеса. Первый такой автомобиль собрали в 2013 году. В сентябре того же года хотели начать строительство завода полного цикла, но к стройке приступили лишь 2015 году.

Когда проект начинали, чиновники заявляли о том, что Geely белорусской сборки станет у нас по-настоящему народным автомобилем. Планы были грандиозные: к 2015 году планировали собирать по 30 тысяч машин в год. Но очереди в автосалоны не выстроились. В основном эти машины покупают министерства и ведомства. За прошлый год в Беларуси удалось продать всего 976 машин (для сравнения: автомобилей марки Renault было продано в восемь раз больше). В этом году ситуация стала еще хуже - за первое полугодие в Беларуси продали всего 197 машин. Чиновники не скрывают, что в планах 90% машин, собранных на новом заводе, продавать в Россию . Посмотрим статистику: в прошлом году туда уехало 4745 белорусско-китайских автомобилей. Но в планах выпуск 60 тысяч автомобилей ежегодно!


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Со сбытом заявленных объемов у нас будут большие проблемы»

Автомобильные эксперты отмечают три главные проблемы, которые мешают успешным продажам белорусских легковушек. Первая - низкий и к тому же падающий спрос на автомобили Geely в России. Так, с января по октябрь в России продали всего 1872 штуки - это в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

В любом случае объявленные объемы производства выглядят очень оптимистично, - рассказал «Комсомолке» председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич . - Думаю, будут большие трудности со сбытом белорусских автомобилей в таких объемах.


Вторая проблема - Россия может ставить палки в колеса, пытаясь защитить собственных производителей автомобилей.

Безусловно, мы не можем запретить Беларуси собирать автомобили, - заявлял российский посол в Беларуси Александр Суриков, когда проект еще только начинался. - Но обращаем внимание, что возникнут вопросы, которые будут задаваться. И это станет предметом серьезных обсуждений между Беларусью и Россией.

Третья проблема - это так называемая локализация, то есть доля белорусских запчастей и белорусского труда в общей стоимости автомобиля. Согласно правилам ЕАЭС , для того чтобы продавать машины в Россию, локализация должна составлять не менее 30%, а с 1 июля 2018-го - не меньше 50%. Официально говорят, что уровень в 30% уже достигнут. Но эксперты к этим данным относятся настороженно:

Подсчет уровня локализации - достаточно скользкий вопрос, - говорит Сергей Михневич. - С одной стороны, считается, что самостоятельная сварка и окраска кузовов уже может обеспечивать 30%-ный минимум. С другой - есть информация, что, даже учитывая это, локализация составляет всего 14%. В любом случае, чтобы достичь 50%, мы должны сами производить двигатель и коробку передач.

Говорят, заниматься этим поручили заводу БАТЭ, но результата пока нет. По оптимистичной версии, в Беларуси вполне возможно наладить производство других запчастей: приборных панелей, насосов ГУР, генераторов, стартеров, проводки и датчиков, фар, колесных дисков, фильтров, бамперов и стекол. А пока в машинах Geely нет ни одной белорусской детали - даже шины и аккумулятор импортные.

Республика Беларусь весьма слабо ассоциируется с легковым автомобилестроением. Зато всем сразу приходят в голову одноименный трактор, грузовики МАЗ и, конечно, легендарные БелАЗы. Руководство республики уже много лет пытается исправить эту ситуацию: привлечь в страну иностранные инвестиции, создать рабочие места, а заодно пересадить граждан со старых иномарок на новые машины собственного, белорусского, производства, пусть и иностранного бренда. И вот успех — соглашение с Китаем, строительство и запуск долгожданного завода «Белджи», где уже собираются автомобили марки Geely. Именно на этом новеньком совместном предприятии побывал корреспондент журнала «Движок», который увидел воочию плоды сотрудничества, которое согласовывалось на самом высоком уровне.

Именно так: в открытии завода принимал участие лично президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Спросите, при чем здесь Россия? Все просто: даже если волевым решением президента обязать всех белорусов покупать только машины Geely, то мощности предприятия справятся с этой задачей где-то за один год работы. Поэтому 90% всей продукции будет экспортироваться и, как мы все прекрасно понимаем, подавляющее большинство машин появится на российском рынке.

Нельзя не отметить глобальный подход, с которым в Geely решились на новый шаг в покорении нашего рынка. Вместо того, чтобы использовать мощности завода Derways в Черкесске, на качество сборки которого не жаловался только ленивый, в компании решили освоить альтернативную территорию, при этом оставшись в рамках Таможенного союза.

Напомним, что компания Geely была основана в 1986 году. Как и многим автопроизводителям из Поднебесной, серьезный скачок ей удалось сделать только в «нулевых». Среди по-настоящему значимых шагов стоит отметить приобретение известной австралийской компании Drivetrain Systems International, автоматические трансмиссии которой ставятся на модели Geely, а также самую известную сделку — покупку 100% акций шведского бренда Volvo. В 2014 году марка пережила ребрендинг и получила нынешнее лицо, а впоследствии еще и прикупила Lotus и Proton.

Непосредственно в России Geely появилась в 2011 году, вместе с моделью MK. И если одноименный седан не особо пришелся по душе россиянам, то вот псевдокроссовер MK Cross, что называется, успел поймать зарождающуюся волну поголовного мирового увлечения сегментом SUV. Уже в следующем году на рынок вышла модель Emgrand с современным дизайном и гуманной ценой, которая также нашла своего покупателя. В 2014-м стартовали продажи кроссовера Emgrand X7, который до сих пор и является локомотивом продаж компании в России.

Geely MK Cross Geely Emgrand X7 Geely Emgrand

И вот теперь на отечественный рынок готовится ворваться новый кроссовер Geely Atlas. Кстати, название «китайцы» успели зарезервировать заранее, поэтому не ждите в России одноименный большой кроссовер от Volkswagen, по крайней мере с таким же именем. Именно Atlas и собирается на мощностях завода «Белджи», и, забегая вперед, скажем, что собирается на очень достойном уровне.

Geely Atlas

Предприятие является точной копией аналогичного завода в Китае. Общая площадь — 1,18 кв. км. На его территории разместились цех сборки (более 16 тыс. кв. м), цех окраски (около 8 тыс. кв. м) и сварки (более 9 тыс. кв. м). Сборочный цех делится на три основные линии: линию интерьера, линию шасси и линию окончательной сборки.

Ожидание увидеть там роботов с непонятными иероглифами не оправдались. Сборкой всецело заведуют «западные» технологии. Клей-герметик на стекла наносит промышленный робот Kuka из Германии, подает этот самый герметик к роботу клеевая система фирмы Graco родом из США, а испытательная линия отдана на откуп компании Durr — опять же из Германии.


На данный момент в цехе сборки трудится больше сотни человек, и их усилиями на сборку полностью готового автомобиля из сваренного и окрашенного кузова уходит всего три часа. Помогает им в этом сборочный инструмент шведского производства Atlas Copco с сервоприводами и беспроводной передачей данных результатов затяжки резьбовых соединений каждого конкретного автомобиля. Данная технология исключает дефекты затяжки резьбовых соединений на всех этапах сборки и соответствует самым современным международным стандартам и требованиям качества.

Цех сварки также гордится оборудованием знаменитых брендов с мировым именем. Это сварочные клещи фирмы Obara из Японии, 27 сварочных роботов немецкой Kuka, 62 адаптивные системы управления контактной сваркой Bosch Rexroth с адаптивной регулировкой, клеевые системы автоматического нанесения герметика от немецкой SCA, а также трехкоординатная измерительная машина компании Hexagon шведского производства. Задча последней — убедиться, что процент соответствия сварочных соединений составляет не меньше 95%.


Немецкие роботы Kuka варят очередной кузов Geely Atlas

Особенность таких сварочных систем заключается в способности регулировать параметры процесса сварки в режиме реального времени и обеспечивать максимальный контроль качества сварных точек. Все работы проверяются контрольно-измерительной лабораторией контроля геометрии кузова с помощью лазерных датчиков и контактных головок на специальной машине.

Особое внимание представители Geely уделили цеху окраски, который рассчитан на восемь цветов. Для нанесения покрытия на наружные поверхности кузова применяются роботы Durr со сложной кинематикой, обеспечивающей покраску на поверхностях любой конфигурации. Как и полагается заводу, который претендует на статус современного, для покраски здесь используются экологичные материалы на водной основе и электростатические методы нанесения покрытия.

За покраску и катафорезное грунтование кузовов автомобилей Geely отвечают шесть установок Graco из США для подачи и нанесения шовных и антигравийных герметиков, 16 установок той же компании для предварительного смешения и подачи лакокрасочных материалов, и еще 11 роботов Durr — непосредственно для окраски. Поставщиком материалов ванны катафореза и материалов лакокрасочного покрытия является немецкая компания Basf. Не забывают на «Белджи» и про фосфатирование. Фосфатная пленка с цинком призвана защитить кузов от коррозии. Для большей защиты от попадания различных загрязнений во время покраски используется специальная вода, прошедшая деминерализацию, чтобы убрать из нее даже малейшие частицы солей и металлов.


Несмотря на то что покраской занимаются роботы, после автомобиль обязательно осматривается контроллером, который лично проверяет каждый окрашенный кузов. То же самое происходит и после камеры лакировки. Завершающая камера полировки работает с поверхностью до тех пор, пока она не будет идеально гладкой и блестящей.

Отдельно стоит отметить, под каким неусыпным контролем гостей из Поднебесной проводится все работы. Пристальный взгляд китайских специалистов Geely неотрывно следит за каждым идущим по конвейеру кузовом, попутно сверяя данные о проделанной работе на экранах компьютеров.

Каков итог?

Если еще пару-тройку лет назад фраза «китайский контроль производства и качества» вызывала легкую улыбку, то увидев, как самые современные роботы собирают автомобили практически в стерильных условиях из самых экологичных материалов, перестаешь удивляться невообразимым темпам развития китайского автопрома. Еще немного — и колебания в выборе покупателей между европейской, японской и китайской марками станут повсеместной обыденностью, причем чей автомобиль окажется интереснее, качественнее и, главное, выгоднее, пока неясно.

Что касается непосредственно модели Geely Atlas, собираемой на новом белорусском предприятии, то успех продаж этого кроссовера пока напрямую будет зависеть от ценовой политики. На консервативный российский рынок, как ни крути, для привлечения покупателей заходить желательно демпингом, особенно в случае с китайскими брендами, отношение к которым в России предвзятое. Правда, учитывая мировой уровень производства, увиденный на белорусском предприятии, можно с большой долей уверенности говорить о том, что марка Geely имеет все шансы сломать отечественные стереотипы.

За полгода, которые прошли с моего последнего посещения будущего завода «БелДжи», между Жодино и Борисовом, площадка изменилась неузнаваемо. Тогда над оградой у дороги возвышались лишь несколько каркасов-заготовок будущих зданий. Теперь на территории завода уже громоздятся три огромных цеха - окраски, окраски мелких деталей и сборочного конвейера. В них начинают завозить оборудование. Возводятся корпуса четвертого и пятого цехов. Рядом с заводом строят гостиницу.

Похоже, слова премьер-министра Андрея Кобякова о том, что, несмотря на трудности, первая очередь завода может быть запущена в начале следующего года, недалеки от правды.

Основные работы на площадке выполняет генподрядчик - китайская строительная корпорация CITIC. Белорусских субподрядчиков приглашают помочь только на отдельных участках. 95% рабочих и инженеров - китайцы.

«Работают быстро, четко, как муравьи - с утра до вечера работают, работают. Хотя обед у них - полтора часа (смеется). Бывают сложности у субподрядных организаций во взаимоотношениях с китайцами. Но это производственные моменты, на стройках такое всегда бывает. Есть языковой барьер, хотя инженеры говорят по-английски. Еще они постоянно говорят, что сроки горят и требуют ускориться там, где мы считаем важнее сделать аккуратно. Но, в принципе, всё делается по проектной документации, согласно плану, есть технадзор, госстройнадзор. В принципе, работать с ними получается продуктивно», - рассказывает мастер субподрядной компании «Юником Инвест» Алексей Никревич .

Отсрочка заканчивается

Спешат строители неспроста. В следующем году истекает отсрочка, которую «БелДжи» получил от партнеров по ЕАЭС на доведение локализации производства до 30%. Если это условие не будет выполнено, то автомобили белорусской сборки в странах-партнерах будут рассматриваться как импортные со взиманием соответствующих пошлин.

Ведь сейчас то, что борисовского «Автогидроусилителя», местной сборкой назвать трудно. Белстат регистрирует импорт китайских машинокомплектов по частям - кузова, бампера, тормоза... Такое оформление позволяет не платить пошлину на импорт новых авто, которая в прошлом году составляла 25%, а сейчас - 20% от таможенной стоимости. Но руководство «БелДжи» признаёт, что китайцы им поставляют полностью готовые машины, просто отделенные от ходовой части. Прикрутить одно к другому, по словам главного технолога «БелДжи», занимает по 12 минут на штуку.

Фактически в обмен на подписание документов о создании ЕАЭС Александр Лукашенко выторговал возможность временно подзарабатывать беспошлинным реэкспортом в Россию готовых китайских автомобилей.

По выражению бывшего помощника президента по экономике Кирилла Рудого , «БелДжи» получил статус локализированного производства авансом. Правда, реэкспорт в РФ ограничивается этой договоренностью количественно и по срокам. Запуск завода должен все эти ограничения снять.

«Мы урегулировали вопросы продажи наших автомобилей на российском рынке, - говорил Лукашенко журналистам в мае 2014 года. - Мы за два года локализуемся на 30%, к 2018-му - на 50%... Мы договорились с китайцами, что они выделяют нам кредит в размере 240-250 миллионов долларов, и мы построим суперсовременный завод, и это будет уже наш автомобиль... Но тогда мы будем их производить, может быть, и 250 000 в год, а не 35-40 тысяч, как мы планируем в этом (2014-м. - ред.) году».

«Мы договорились, что порядка 2% от общего количества автомобилей такого класса мы поставим в Россию отсюда» , - добавил руководитель Беларуси.

Трудностям вопреки?

Правда, чтобы завод дошел до локализации 30%, а тем более до 50%, требуемых правилами ЕАЭС с 2018 года, мало красить китайские детали и собирать из них, даже из мелких частей, автомобиль. Часть материалов должна производиться в Беларуси.

Так новый завод «БелДжи» выглядит на проектном макете

Александр Лукашенко то призывает «Джили» воспользоваться опытом белорусских производителей грузовиков, то уговаривает китайцев построить заводы по производству этих деталей в индустриальном парке под Смолевичами. Но переговоры, очевидно, пока далеки от завершения.

Впрочем, главное для официального Минска сейчас - запустить завод. А пока Евразийская экономическая комиссия будет разбираться, где и в какой машине привозная деталь, а где - местная, высокоприбыльный бизнес можно будет какое-то время продолжать, решая параллельно вопросы с локализацией.

Наличие завода «Джили» в Борисове позволит оформлять на нее и определенное количество импортных машинокомплектов, так же как наличие яблонь в Беларуси позволяет экспортировать в Россию польские яблоки под видом белорусских. Но после запуска завода главная проблема по наращиванию экспорта в РФ, вероятно, будет не регуляторная. В прошлом году при возможностях собрать 30 тысяч автомобилей «БелДжи» удалось продать только около шести с половиной тысяч штук - совокупно по Беларуси, России и Казахстану.

«Экономическая обоснованность создания этого завода выглядит достаточно туманно. Когда только принимался 35-й указ и планировалось возведения этого завода, были казавшиеся по крайней мере обоснованными надежды на бурный рост потребления на рынках постсоветского пространства, прежде всего, в России, ну, и мы (внутренний рынок) надеялись не подкачать. И были надежды, что спрос на легковые автомобили будет достаточно бурным. После череды кризисов, особенно в последние два года, эти надежды достаточно сильно поколебались», - считает шеф-редактор «Экономической газеты» Леонид Фридкин .

Глава Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич подтверждает этот анализ цифрами.

«У нас и в России рынки были растущими. Прогнозировался рынок России около трех миллионов автомобилей в год. В Беларуси рынок тогда был от 40 до 50 тысяч в год. Но в этом году прогноз белорусского рынка - около 30 тысяч легковых автомобилей, в России рынок не превысит 1,4 миллиона. То есть, это вдвое меньше, чем было по прогнозам», - констатирует эксперт.

При этом в Беларуси продажи «Джили» падают быстрее рынка.

«Доля рынка «Джили» в Беларуси - несколько процентов. Они продали за первое полугодие не более трехсот автомобилей, что на 40% меньше, чем в прошлом году. В Беларуси мы не прогнозируем роста рынка как в этом году, так и в следующем. Более того, первое полугодие этого года показало падение на более чем 30% к прошлому году», - отмечает Сергей Михневич.

На рынках России и Казахстана также отмечается отрицательная динамика. В частности, прогнозируется, что рынок России в целом упадет на 15%.

«Поэтому, если говорить, что рынки «Джили» - это Беларусь, Россия и Казахстан, то рассчитывать на увеличение доли и продаж излишне оптимистично. Если не ошибаюсь, в 2015 году в России всеми дилерами «Джили», не только «БелДжи», было продано около 12 тысяч автомобилей, поэтому рассчитывать на 60 тысяч на рынке трех стран, мне кажется, нет оснований», - подытоживает эксперт.

Кому выгодно?

Инвестиции в завод с белорусской стороны можно объяснить личностными факторами - Лукашенко сам рассказывал о давней мечте наладить в Беларуси производство автомобилей. А, как показала модернизация деревообработки и цементных заводов, проекты, в которых руководитель государства заинтересован лично, выполняются, несмотря на сотни миллионов долларов убытка.

Но как объяснить участие в проекте самой корпорации «Джили»? Ведь она тоже рискует немалой суммой.

Из кредита на четверть миллиарда долларов, который китайский «Эксимбанк» ссудил «БелДжи» на строительство нового завода, 158 миллионов были даны под гарантию белорусского правительства, а 88 миллионов - под гарантию «Джили». Примерно 2 к 1 - соответственно долям партнеров в «БелДжи». А ведь эта китайская компания деньги в песок закапывать не привыкла.

Китайский Стив Джобс?

«Джили» - единственный китайский автопроизводитель, который не вырос из госпромышленности. Ее основатель Ли Шуфу сначала открыл под этим брендом производство холодильников, затем переключился на мотоциклы и в конце концов создал легковушку эконом-класса. Поворотным моментом для холдинга стала покупка «Вольво» у «Форда», который считал, что шведский бренд своё уже отжил.

Вопреки ожиданиям аналитиков, что китайский инвестор закроет шведское производство, выдоив из него полезные технологии, Ли сделал для «Вольво» то, чего Стив Джобс добился после своего возвращения в Apple. На падающем рынке он вывел хронически убыточную компанию на прибыль и рекордные объемы продаж - благодаря новому видению нишевых продуктов. Для «Вольво» этим видением стал «люкс для экономных».

В развитие собственного производства компонентов «Вольво» Ли выделил своей шведской «дочке» 10 миллиардов долларов, а добившись успеха, начал перенимать успешные наработки и для «Джили».

Результат не заставил себя ждать. В прошлом году седан GC9 стал первой местной машиной, завоевавшей в Китае звание автомобиль года. Европейские тесты безопасности присудили ему пять звезд.

Отступление для разгона?

В России продажи «Джили» в этом году (январь-апрель) упали всего на 2%, при падении рынка на 15%. Но и это, в основном, из-за реструктуризации стратегии бренда. В годовом отчете холдинга Ли Шуфу анонсировал масштабное сокращение количества своих дилеров в РФ, но при этом подчеркнул, что теперь его экспортная стратегия - на локализацию производства.

В рамках этой стратегии незначительное падение продаж «Джили» на российском рынке выглядит не поражением, а отступлением перед контратакой. Ведь благодаря специализации, какую Ли Шуфу наметил для своего концерна - «почти тот же люкс за намного меньшие деньги», общеэкономический кризис в России представляет для концерна не только угрозу, но и возможность потеснить конкурентов. И если «счастливчик» Ли (джили по-мандарински - удачливый ) решил завоевывать Россию из Беларуси, разве может проект «БелДжи» быть заведомо провальным?

Приемлемые риски и призрачная окупаемость

Этому проекту «Джили» не чужда типичная для Ли Шуфу доля авантюрности. Но благодаря сверхльготным условиям (всего лишь треть затрат на проект, льготный кредит от «Эксимбанка») риски китайской корпорации вполне умерены. А вот для Беларуси надежды на окупаемость ничтожны.

К такому выводу привел анализ цифр, доступных в финансовых отчетах китайской корпорации - по методу сравнительной оценки, использующемуся в менеджмент-консалтинге.

Цель данной модели - не вычислить реальную прибыльность проекта (для этого недостаточно информации), а, при прочих равных, сравнить риски его участников. Другими словами, узнать не сколько заработают партнеры, а насколько один из них заработает больше, чем другой.

Всё дело в распределении инвестиций и прибылей между партнерами. Белорусское государство, соответственно своей доле в «БелДжи», инвестирует в завод вдвое больше, чем «Джили». Правда, и прибыль от продаж, вероятно, делится между акционерами в той же пропорции. Но загвоздка в том, что «Джили» закладывает свою маржу и в те машинокомплекты, которые поставляет на совместное с БелАЗом предприятие. В результате, прибыли китайцев от проекта получаются примерно вдвое большими, чем у белорусской стороны, хотя инвестиции - вдвое меньше.

Согласно используемой модели, если «Джили» за время строительства завода уже успел отбить 40% от своей доли кредита «Эксимбанка», то Минск пока окупил свои инвестиции менее чем на 10%.

Если, потеснив конкурентов, «БелДжи» удастся приблизиться к своему уровню продаж 2015 года - около 6,5 тысячи машин в год (11% от мощности завода), то прибыли «Джили» от проекта, в рамках используемой модели, перекроют его долю кредита за 4 года. А Минск отобьёт основной долг только через четверть века.

При данном сценарии возможный срок окупаемости для Беларуси превышает ожидаемую длительность эксплуатации зданий и оборудования завода. А значит, чтобы производство дожило до этого времени, нашей стране придется сначала найти средства для новых масштабных инвестиций в него.

В худшем случае, если к 2018 году довести локализацию до 50% не удастся (например, китайцев не устроит качество работы местных поставщиков, или цена запчастей окажется слишком высокой), то «Джили» останется в минусе на 27 млн долларов (годовая прибыль холдинга превышает 4 млрд долларов). А с учетом его права на долю от продажи собственности банкрота потери, возможно, приблизятся к нулю. Минск же останется в минусе на более чем 140 млн долларов за счет одного только кредита «Эксимбанка» (не считая прямых бюджетных трат). Такая сумма - это годовой бюджет Минздрава на медицинскую помощь населению.

Правда, еще раз подчеркнем, приводимые цифры - только ориентировочные. Но свидетельствуют они о том, что прибыли «Джили» от проекта могут превышать белорусские в разы, а затраты и риски быть вдвое меньше. Поэтому, если «Джили» играет в этом проекте по грани, то для белорусского государства возможностей окупить деньги налогоплательщиков, при нынешней динамике автомобильных рынков, не просматривается.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал