Какими качествами должен обладать современный водитель такси? Качества водителя - вождение

Таксист – это призвание. Какими качествами должен обладать водитель такси, и в чем плюсы этой работы?

И в дождь и в мороз таксист выходит на работу, помогая людям с комфортом добираться до работы, дома, магазинов, поликлиник, ресторанов и друзей. Крепкие нервы, вежливость, терпение, участие - эти качества отличают хорошего таксиста.

Преимущества и недостатки работы в такси

Когда пассажир едет в такси, он обращает внимание на что-то одно: вид за окном или новую игру в своем смартфоне, в то время как водителю нужно следить за пассажиром, дорогой и пешеходами. Это сложная и очень ответственная работа, принимая людей на борт авто, таксист отвечает за них, и это не пустые слова.

Работа настолько сложная, что в ней остаются далеко не все. Порой хватает нескольких недель, чтобы человек понял, подходит ли ему этот вид деятельности, связанный с частыми разъездами, общением с новыми людьми, жестким графиком. Но есть у работы в такси и свои неоспоримые преимущества:

  • много новых полезных и интересных знакомств;
  • неограниченный доход, во многом зависящий от таксиста;
  • возможность самостоятельно регулировать график работы.

Многие пассажиры оказываются интересными собеседниками, вы хорошо начинаете разбираться в людях, сталкиваясь с новыми лицами каждый день.

Конечно, есть и определенные минусы, поэтому работа в такси подходит не всем: напряженный график, необходимость выходить на линию в выходные дни, частое чувство усталости (из-за недосыпаний). Важно выстроить оптимальный график, чтобы хорошо зарабатывать, находя время для отдыха.

Каким должен быть идеальный водитель такси?

Вежливость и терпение - это важнейшие качества, которыми должен обладать таксист. В течение дня водителю приходится возить разных людей, кто-то ведет себя надменно, многие наоборот, находят в лице таксиста исповедника или просто хорошего собеседника, рассказывая о своих проблемах, успехах.

Еще важное качество - это хорошее знание города. Да, современные навигаторы упрощают поиск нужного адреса и в целом ориентирование по городу, но если водитель хорошо знаком с местными дорогами, он всегда найдет короткий путь и минует участки с большими пробками.

Коммуникабельность - еще одно ценное качество, присущее профессиональным таксистам. Большинство пассажиров стремится увидеть в водителе собеседника, им будет приятно, если человек поддержит начатую беседу, тогда время в дороге пролетит быстрее, а сама поездка будет легкой и веселой.

Аккуратность - это тоже немаловажное качество, ведь всегда приятно садиться в чистый салон. У такого водителя автомобиль служит исправно в течение многих лет, независимо от интенсивности эксплуатации.

Статья написана по результата опроса водителей

Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями, являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

    ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, которые непосредственно влияют на органы чувств (различают ощущение зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);

    восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации;

    психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;

    внимание - широкий объем и распределение внимания, его скорая переключаемость и стойкость, правильная организация внимания при выполнении маневра;

    эмоционально-волевая реакция - эмоциональная стойкость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);

    оперативное мышление - скорость оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;

    личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, смекалка, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя. Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от скорости оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости. Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предусмотреть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, - максимально разрядить опасную обстановку.

Опыт и мастерство водитель добывает постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне.

При движении автомобиля перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Время сложной реакции водителя - с момента появления перед водителем опасности (или препятствий) к ответу на него действием, которое загодя не определил и к выполнению которого не был подготовлен, - представляет 0,8с, а при испуге, нездоровье, усталости после многочасовой работы – 1с из и более.

Простые, загодя определенные действия водителя в ответ на какую-либо опасность или препятствие называются простой реакцией.

Водитель может и должен всегда стремиться перевести сложную реакцию в простую. Однако, невзирая на то что простая реакция быстрее, чем сложная, ее время (0,4...0,6 с), потому что содержит в себе и время на мышечное движение водителя - перенос правой ноги из педали дроссельной заслонки на педаль тормоза.

Реакция в опасной зоне занимает особенное место. Она протекает с момента появления перед водителем какой-либо опасности (или препятствия), к восприятию которой водитель заблаговременно подготовился, к ответу на них простым, загодя определенным действием, к осуществлению которого водитель уже подготовлен. В чем заключается подготовка? В том, что водитель, определив место возможного появления опасности (или препятствия), загодя готовится к ее предотвращению. Поскольку такие действия водитель производит на подъезде к возможному месту опасности, то это время (0,2...0,3 с) называется временем реакции в опасной зоне. Реакция в опасной зоне предусматривает заблаговременную подготовку к восприятию и действию. Путь, проходной автомобилем за время разных видов реакций водителя при скорости 36 км/ч, показан на рис. 5.6.

Рис. 5.6. Путь автомобиля, пройденный за время разных видов реакции водителя

Важнейшим условием многолетней успешной работы водителя является его физическая подготовка. Известно, что занятие любым видом спорта положительно влияет на организм человека. Для водителей наиболее благоприятны гимнастика, спортивные игры, лыжи, плавания, гребли, легкая атлетика. Занятие спортом содействуют развитию основных качеств, полезных в профессиональной деятельности водителя. Занятие такими видами спорта, как настольный теннис, большой теннис, стрельба, помогут водителю улучшить периферическое и центральное зрение, повысить его остроту.

Специфические условия работы водителя требуют от него одинаковой работоспособности и хорошего самочувствия в течение всего изменения. Поэтому перед работой он должен хорошо выспаться. Ему необходим непрерывный сон длительностью не менее 7 час, чтобы чувствовать себя бодрым, физически полноценным работником.

Приступая к работе, полезно выполнить сложные упражнения на координацию нервных центров, которые возбуждают, непосредственно управляют важными функциями. Систематическое занятие гимнастикой способствуют укреплению здоровья и улучшению координации движений.

Необходимая физкультурная пауза, выполняемая через 3, 5, 7 час езды. Задание паузы - предупредить развитие усталости, ускорить течение окислительно-восстановительных процессов, способность поддерживать рабочий ритм, темп, концентрацию внимания. Физкультурную паузу нужно проводить с появлением первых признаков снижения работоспособности.

При длительной езде по автомагистрали, где отсутствуют пересечения в одном уровне с другими дорогами, где нет сигнализации (светофоров) и можно двигаться на высоких скоростях, возникает специфический вид усталости - дорожный гипноз. Он характеризуется сонливостью, невнимательностью, недомоганием, отчужденностью, ослаблением рефлексов, замедлением времени реакции. В таком случае необходимо остановить машину, выйти на свежий воздух, пройтись и выполнить несколько физических упражнений: повороты, наклоны, вращения туловища и председателя, прогибания у поясницы, сгибания и разгибания рук и ног.

При выполнении физических упражнений нужно помнить, что малая нагрузка не оказывает никакого влияния на организм. Благоприятный эффект достигается только при нагрузке средней величины. Достаточно объективным показателем для определения степени нагрузки является пульс. При средней нагрузке частота пульса растет на 30 % (при частоте пульса в состоянии покоя 70 ударов в 1 мин число ударов после упражнений средней нагрузки составит 70 + 21 = 91 уд.)

Для того, чтобы водитель в любых условиях мог обеспечить безопасность движения, он должен неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания. Правилами дорожного движения запрещается управлять транспортным средством в состоянии усталости, если это состояние может повлиять на безопасность движения. Поэтому управлять автомобилем можно до тех пор, пока не наступит усталость.

Удлинение времени поездки более 8 час вызывает изменения в организме даже у опытных водителей. Об этом свидетельствует и статистика несчастных случаев, количество которых особенно резко растет после 10 часов непрерывной работы за рулем.

Между двумя длительными поездками (до 8 ч) должен быть как минимум 10 часовой отдых, который включает 7...8 ч нормального сна. Если поездка была длительной (более 8 ч), то после нее отдых должен быть не менее 12 часов. Усталость резко растет в условиях недосыпания: водители начинают засыпать уже через 3...5 часов движения.

Важный фактор снижения усталости - использование в поездке кратковременных перерывов. Установлено, что более целесообразные кратковременные перерывы после относительно кратковременной езды, чем длительные перерывы после длительной поездки. Поэтому рекомендуется делать 10 минутный перерыв после первых 3 часов движения, а потом через каждые 2 ч. Эти перерывы лучше использовать для активного отдыха. При непрерывном управлении автомобилем более 5 ч необходимый отдых длительностью 30 мин.

Характерным симптомом усталости является сонливость. Сон за рулем приводит к дорожно-транспортным проишествиям с чрезвычайно тяжелыми последствиями. Засыпание при управлении автомобилем быстрее наступает в ночное время, чаще всего между 24 и 5 часами утра. Засыпанию способствует отсутствие нормального сна перед ночной поездкой, например, когда время отправления в туристические поездки назначают на 4-5 часов утра. В этих условиях водитель выезжает в длительную поездку, прервав нормальный сон, и через 3-4 год движения у него наступает опасная сонливость. Выезжать в длительную многочасовую поездку можно только после нормального отдыха и хорошо выспавшись.

В напряженном труде водителя на его психическое состояние влияет этика собственного поведения и поведения других участников движения, а также взаимодействие водителя с пешеходами. Выезжая на линию, водитель с самого начала должен настроить себя на доброжелательное отношение ко всему окружающему: пропустить водителя, который спешит, или пешехода, ехать без спешки и нервозности.

Каждая профессия требует особых знаний и умений от человека. Профессия водителя - не исключение. Помимо того, что необходимо уметь водить авто, нужно также знать правила дорожного движения, свод законов, которые регулируют дорожное движение, а также иметь отличное зрение и реакцию, чтобы избежать нехороших ситуаций на дороге.

Законодательная база

Существует перечень того, какие законы должен знать водитель для безопасного вождения автомобиля. В первую очередь, водитель должен быть осведомлен, какими законами, правилами и постановлениями регулируется дорожное движение, а также что несет за собой нарушение данных правил. Главным документом для автолюбителя должно быть Постановление Совета Министров №1090, которое знакомит с правилами дорожного движения.

Всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности, именно поэтому также стоит знать положения Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях для того, чтобы понимать, что за собой влечет нарушение ПДД. Водителям стоит ознакомиться и с перечнем штрафов, установленными правительством за различные правонарушения на дороге, а также с дополнительными приказами Министерства Внутренних Дел, которые призваны регулировать дорожное движение в стране.

Документы водителя

Каждому автолюбителю также важно знать, какие документы должен иметь водитель, отправляясь в дорогу. Следуя последним указаниям правительства федерации, в перечень обязательных документов водителя входит свидетельство о регистрации автомобиля, водительское удостоверение, а также обязательный для всех страховой полис ОСАГО. Доверенность на право управления автомобилем иметь при себе сегодня не обязательно.

Водительская этика

Помимо того что каждый водитель обязан знать правила дорожного движения, предписанные законодательством, также существуют различные негласные особые правила, которые нужно соблюдать хорошему водителю.

Опытным водителям известно, что не всегда получается соблюдать официальные ПДД, но при этом важно не мешать движению на дороге. Уступать дорогу, где есть необходимость, просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, не прибавлять скорость, когда обгоняют - краткий перечень тех правил, которыми руководствуются нормальные водители.

Также, разбираясь в том, каким должен быть водитель, стоит помнить о водительской этике. Нужно общаться с другими участникам дорожного движения при помощи жестов и фар, уважительно относиться к сотрудникам ГИБДД, не использовать клаксон в жилой зоне. Все это может характеризовать водителя как правильного участника дорожного движения.

Водитель-таксист

Водитель, который желает работать таксистом, должен не только знать и соблюдать ПДД, но также иметь и некоторые иные личностные качества для своей профессии. Существует несколько правил того, каким должен быть водитель такси. В первую очередь, водитель такси должен быть отлично осведомлен о дорожной развязке местности, где он собирается работать. Также важно, чтобы таксист был достаточно эрудированным человеком, так как пассажиру часто хочется поговорить в дороге, чтобы скоротать время.

К тому же, таксист должен быть немного психологом, чтобы угадывать настроение пассажира: когда стоит, а когда не нужно начинать разговор, когда лучше включить или выключить музыку. Ну и, конечно же, важен внешний вид как самого водителя, так и салона автомобиля. Если водитель такси хорошо одет, побрит и расчесан, а салон чистый и опрятный, то мнение о таком таксисте останется только наилучшее, а поездка окажется приятной.

Официально нет такого перечня, который рассказал бы, какими качествами должен обладать водитель. Всем известно, что хороший водитель должен быть профессионалом своего дела - знать ПДД, ориентироваться на местности и иметь понятие о водительской этике. Но чтобы ответственно управлять автомобилем, необходимо иметь также стойкое психическое здоровье, отличное зрение и реакцию. Это поможет избежать негативных ситуаций на дороге.

А также в дороге важно терпение. Оно точно пригодится в пробках, при общении с сотрудниками дорожно-патрульной службы и в иных неприятных ситуациях. Кроме того, хороший водитель обязательно поможет в пути любому другому водителю, попавшему в беду или не справившемуся с экстремальными условиями вождения.

Читатели газеты «Работай!» высказались по поводу того, какими качествами должен обладать идеальный водитель общественного транспорта

Юлия Брежнева:

Водитель маршрутки должен быть трезвым, доброжелательным, знающим свое дело. А самое главное - внимательным на поворотах.

Мария Григорян:

Был как-то у меня случай. Ехала я в маршутке. Со мной рядом сидел дедушка, ему внезапно стало плохо, случился приступ эпилепсии. Мы как раз в это время останавливались возле госпиталя. Водитель не растерялся, остановился и сбегал за врачом. Начал помогать дедушке, при этом успокаивал остальных пассажиров, чтобы не переживали и не волновались. Вот такой решительный водитель: спас человека! Этот случай мне очень запомнился. А вообще мне часто встречаются водители грубые и наглые, ну это от самого человека зависит, я думаю.

Павел Гамза :

Водитель должен быть аккуратен в вождении, т.к. он перевозит людей и в ответе за их жизни. Важно, чтобы он был доброжелательным к своим пассажирам. На мой взгляд, это главные аспекты в профессии водителя.

Анна Зуева:

Водитель должен быть внимательным, отзывчивым и в то же время строгим. Возраста не моложе 25-28 лет, со стажем вождения - лет

так 5! Чтобы был здоров, имел хорошее зрение и слух. Не судим.

Дарья Севитова :

Я считаю, что водитель маршрутки должен быть сдержанным человеком, не переносить свое плохое настроение и раздражительность на пассажиров. Еще мне очень не нравится, когда ты только что зашел в маршрутку, а водитель уже трогается с места, не дает пассажирам сесть, комфортно устроиться. Был как-то у меня случай. Мужчина зашел в автобус, не успел сесть, а маршрутка тронулась, и этот пассажир угодил своим портфелем прямиком молодому парню по голове. Мало кому понравится - улететь на пол да еще и травмировать другого. Конечно, все стали сразу возмущаться, водитель же и глазом не моргнул, делал вид, что не слышит. Вот такое неуважение к пассажирам больше всего возмущает.

Регина Шохирева:

Во-первых, водитель должен быть вежливым и, как показывает практика, учиться перевозить людей, а не дрова. Ему нужно понимать, куда он идет работать, что это очень ответственная работа, ведь в руках водителя жизнь пассажира. Очень многие водители во время движения разговаривают по телефону, отвлекаются от дороги, подвергая опасности пассажиров. И, конечно же, водитель маршрутки не должен забывать про свою речь. Многие водители не стесняются громко выражаться бранным словом, забывая, что в салоне есть дети.

Стрессоустойчивость - также одно из главных качеств водителя общественного транспорта. Ведь не все пассажиры - подарки. (Смеется.) Важно не забывать про правила этикета, ведь от того, как ты относишься к людям, так и они к тебе относятся. Очень часто наблюдаю картину, как в салон поднимается наше старшее поколение - дедушки и бабушки. Они еще на первые ступеньки не успели забраться, а автобус уже трогается с места с такой скоростью, что кажется, что мы на каких-то гонках находимся. У меня даже был случай, когда бабушка с больными ногами упала в салоне, потому что водитель торопился по графику.

У меня огромное пожелание водителям общественного транспорта: давайте будем относиться друг к другу с уважением и пониманием, несмотря на то, какое у нас сегодня настроение и какие проблемы нас атакуют.

Портрет профессионального водителя общественного транспорта

  • Внимательный за рулем.
  • Стаж не менее 5 лет.
  • Доброжелательный.
  • Вежливый.
  • Ответственный и решительный.

Мнение профессионала

Егор Лодыгин, 30 лет проработал водителем рейсового автобуса :

- Я любил свою работу, любил своих пассажиров. А они отвечали мне взаимностью. Меня всегда тянуло к людям, а работа водителя - всегда работа с людьми. Я возил пассажиров из ближайших сел в районный центр, а потом обратно. Мы жили в Архаре, вот таким образом я весь Архаринский район и объездил, работал в филиале благовещенской автоколонны 1275 на рейсовом автобусе. Утром проедешь по близлежащим селам, соберешь пассажиров, которые желают в Архару ехать, - кто на базар, кто в администрацию, в больницу. Вечером, около 17.00 развозишь всех обратно.

Я относился к своим пассажирам с добротой, и за все время работы на меня не было ни одной жалобы, никто не мог сказать, что я нагрубил или нагло себя вел. Ситуации, конечно, возникали разные. Бывает, домой кое-кто из моих пассажиров возвращался уже «навеселе», начинал скандалить, приставать к другим. Тогда я останавливал автобус, давал чересчур активным выяснить отношения на улице - нечего в моем автобусе драки учинять, не надо подвергать опасности других пассажиров.

Вообще, я считаю, что нужно по-человечески относиться к людям, тогда добро к тебе потянется. В то время меня узнавали буквально в каждом селе, на каждой улице меня знали, потому что я со всей душой делал свое дело. Бывает, смотришь - женщина едет с тяжелыми сумками, остановишь автобус возле ее дома, ведь не сложно же. А она засияет вся, и тебе самому на душе хорошо. Некоторые водители из себя важных строят, а я всегда был спокоен и готов помочь, ведь если ты с добром к людям, то и они к тебе с добром.

А вообще про профессию водителя могу сказать, что она денежная. По крайней мере, раньше мы должны были работать по плану. Сдал план - получил премию, никогда никто не жаловался.

Качества, необходимые каждому водителю

Надежность водителя - это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Пригодность водителей определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность - это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции предопределяют исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надежной деятельности водителя качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга.

Подготовленность водителей определяется уровнем их профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошо подготовленный водитель обладает широким диапазоном автоматизированных навыков, обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях, что позволяет ему максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Подготовленность определяется также уровнем психологической подготовленности водителей, т. е. сформированностью у них психических свойств, которые обеспечивают надежность их работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых в совершенствовании и тренировке, а также наличия необходимых для надежного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения.

Высокая работоспособность - это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надежности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допускать грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к ДТП. Работоспособность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути. Это позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал