Какой штраф за перегруз грузового. Существует три основных способа это сделать. Кодекс РФ об административных правонарушениях

Штраф за перегруз, когда масса на колесах одной оси превышает допустимые нормативы - высок, и составляет для юридического лица до 500 000 рублей. Кроме денежных санкций, возможно удержание полицией транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ). Это существенные «издержки» даже для очень крупного игрока на рынке нерудных материалов.

При этом в случае с перевозкой инертного сыпучего сырья, распределить весь груз равномерно в кузове самосвала так, чтобы соблюсти нормативные нагрузки по осям – сложно. Контроль за погрузкой вменяется в обязанности водителю. Помочь ему могут технические средства - установка систем контроля осевой нагрузки.

Система котроля нагрузки по осям

Нужно, однако, оговориться: такие технические приспособления полностью проблему не решают: контрольные замеры надзорных органов могут разниться с показаниями водительских датчиков. При этом в суде показания «нарушителя», как правило, не рассматриваются.

Бытует мнение, что весовые системы надзорных органов «перенастроены» в их пользу. При контрольном взвешивании, сотрудники Госавтоинспекции должны предъявить акт проверки весов, которые проходят профилактику через определенное количество взвешиваний. До 90% самосвальной техники ходит с перегрузом по осям, поэтому «мелкое жульничество» для надзорных органов лишено всякого практического смысла. Так что, считаем теорию о намеренно испорченных весах - мифом.


Идеального решения проблемы перегруза по осям на сегодняшний день, к сожалению, не существует. Распространенные рекомендации не догружать самосвал на две-три тонны или обзаводиться поставщику собственными весами динамического взвешивания влекут дополнительные издержки, которые зачастую превышают расходы на штрафы.

Поэтому на практике до 90 % самосвального транспорта курсирует с нарушением нормативов по допустимой нагрузке.


Из этого не стоит делать вывод, что риск оправдан и раз все так делают, то стоит нарушать закон. Напротив, нужно стремиться соблюдать нормативы, которые помогают сберечь дорожное полотно.

Таблица нагрузки на ось 2018 год


Примечание:

* В скобках даны показатели для двухскатных колес, без скобок - для односкатных;

** Оси с односкатными и двухскатными колесами, сгруппированные в категорию сближенных осей, необходимо понимать, как сближенные оси с односкатными колесами;

*** Для сдвоенных и строенных осей, объединенных конструкцией в тележку, возможная осевая нагрузка рассчитывается делением общей допустимой нагрузки на тележку на количество осей.

**** Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для двухосных и трехосных тележек, если нагрузка на тележку не превышает допустимую, и нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую осевую нагрузку соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси.

Расчет осевых нагрузок

Отметим сразу, что самостоятельный расчет осевой нагрузки будет приблизительным. Рассмотрим на примере тягача с прицепом:

    Смотрим в свидетельстве о регистрации ТС массу тягача и прицепа.

    Определяем массу груза по данным накладной (эти значения далеко не всегда корректны)

    Рассчитываем показания для прицепа. Суммируем массу прицепа и массу груза. Часть нагрузки прицепа забирает машина. То есть, как правило, 25% нагрузки приходится на тягач и 75% на прицеп. Соответственно определяем 75% от суммы масс груза и прицепа. Делим полученное на количество осей.

    Теперь определяем приходящийся вес на оси тягача. К 25% от суммы массы груза и массы прицепа прибавляется масса тягача. Так же как и для прицепа принимаем как 75% от полученного значения. Полученное значение делим на количество задних осей тягача. Определяем нагрузку на переднюю ось как 25%.

    Таким образом получаются значения для всех осей тягача и прицепа. Ориентироваться следует на любое максимальное значение, именно оно и учитывается на весовых постах.

Стремясь получить максимальную прибыль от каждого рейса, владельцы грузовых ТС часто допускают их перегруз. Машина, загруженная «под завязку», становится источником повышенной опасности во время движения и негативно влияет на дорожное покрытие. В связи с этим власти серьёзно подходят к контролю движения тяжеловесных машин по дорогам, и нарушителей ждёт штраф за перегруз грузового автомобиля.

Транспортировка крупных грузов по автотрассам РФ производится в соответствии с профильной нормативно-правовой базой. Основным законом в данном направлении является ФЗ № 257 от 2007 года, согласно которому на движение по дорогам грузовика, превышающего допустимую массу более чем на 2,5% возможно при условии получения спецразрешения.

Согласно законодательству, в случае превышения допустимой нагрузки на ось ТС при передвижении по автотрассам перевозчик должен согласовать данный момент с контролирующими органами. Согласуется маршрут движения автомобиля и размер возмещения наносимого дорожному покрытию вреда.

Критерии определения перегруза автомобиля

Предельно допустимая нагрузка на дорожное покрытие устанавливается Правительством РФ на федеральном и местном законодательном уровне, а также собственниками некоторых участков трассы. Контролю подлежат общая масса и нагрузка на ось автомобиля. Последний показатель указывает массу давления колёс оси на дорожное полотно.

Предельно допустимые нагрузки установлены в вышеназванном Постановлении и зависят от категории транспорта:

  • для двухосных одиночных – 18 тонн;
  • для трёхосных одиночных – 25 тонн (28 тонн для прицепных);
  • для четырёхосных одиночных – 32 тонны (36 тонн для прицепных);
  • для пятиосных одиночных – 35 тонн(40 тонн для прицепных);
  • для шестиосных и выше прицепных – 44 тонны.

Перегрузом считается превышение данных показателей. Кроме массы при расчёте перегруза производится оценка показателя нагрузки на колёсные оси. Указанную нагрузку рассчитывают по определённой формуле, учитывающей количество осей, типа колёс и массы самого ТС. Данные расчёты автоматизированы и произвести их можно при помощи онлайн-калькуляторов.

Инспектор ГИБДД, выявивший нарушение, составляет протокол. Основным, но не единственным критерием для определения размера штрафа, является степень перегруженности в процентах по отношению к данным значениям.

Способы контроля веса ТС

Контроль соблюдения разрешённой массы груза производится при помощи специальных пунктов с установленным на них весовым оборудованием. Контрольные весовые пункты расположены на основных трассах, по которым производится перемещение крупнотонажных грузов.


Весовой контроль производится в двух режимах:

  • Динамический. Осуществляется во время проезда ТС со скоростью 5 километров в час по весовой платформе, оснащённой специальными датчиками. Во время движения датчики последовательно фиксируют показатели нагрузки на каждую ось. Погрешность динамического измерения в среднем составляет 3-4%.
  • Статический. Более точный способ измерения, осуществляемый после въезда ТС на платформу. Данный способ измеряет массу автомобиля и нагрузку на оси.

Существуют также мобильные весовые платформы, с помощью которых инспектора ГИБДД могут установить факт перегруза на любом участке дороги. И отклоняться от маршрута водителю не придётся.

Важный момент контроля перегруза – допустимая погрешность при взвешивании ТС. Законом установлена предельная величина в 5 %. Если оборудование допускает большие погрешности или не имеет документов о поверке в метрологической лаборатории, выписанный инспектором штраф можно оспорить.

Размер штрафов за перегруженный автомобиль

Вопросы назначения наказаний за движение перегруженного автомобиля по автотрассам регулируются статьёй КОАП 12.21.1. Штрафы назначаются за превышение суммарной массы автомобиля и груза, определяемой выданным разрешением на перевозку и специальными знаками, установленными на конкретной трассе.

Функции контроля и назначения наказаний возложены на инспекторов ГИБДД. Сумма зависит от того, кому выписывают штраф , поскольку за данное нарушение предполагается наказание для водителя, владельца ТС и организации, которая осуществляет погрузку.

Размеры штрафов в 2018 году следующие:

  • Перевозка крупногабаритного груза без наличия специального разрешения, отклонение от заданного в разрешении маршрута – для водителя 2000-2500 рублей либо лишение прав на полгода, для должностных лиц – 15000-20000 рублей, для юридических лиц – 400000-500000 рублей.
  • Перегруз в размере менее 10% штрафуется суммой от 1 до 1,5 тысяч рублей для физических лиц, от 100 до 150 тысяч рублей для юридических лиц.
  • Перегруз от 10 до 20% предусматривает штраф для физических лиц – 3-3,5 тысячи рублей, для должностных лиц– 20-25 тысяч рублей, для юридических лиц – 200-250 тысяч рублей.
  • Превышение максимального порога массы груза от 20 до 50% штрафуется в размере 4-5 тысяч рублей для физических лиц, 30-40 тысяч рублей для отвечающих за перевозку лиц, 300-400 тысяч рублей для физических лиц.
  • Перегруз от 50% и выше будет стоить 7-10 тысяч рублей либо лишение прав на 4-6 месяцев для физических лиц, 40-50 тысяч рублей для лиц, отвечающих за перевозку, 400-500 тысяч рублей для юридических лиц.
  • Для ИП или организаций, осуществляющих погрузку, предусмотрен штраф в размере от 80 до 400 тысяч рублей, в зависимости от процента перегруза.

Важно. При отсутствии разрешения на перевозку груза в дополнение к штрафам ТС отгоняется на штрафстоянку. Дальнейшее движение по автотрассе в данной ситуации невозможно.

Некоторые нюансы назначение наказания за перегруз

Власти РФ пристально следят за организацией перевозки крупных грузов по дорогам, однако система далека от совершенства. Система контроля устраивает ГИБДД и перевозчиков, но зачастую крайними в ситуации с перегрузом остаются водители. Именно они рискуют потерять права и получить солидный штраф, при этом, даже не догадываясь о реальном весе груза.

Специфика дел о перегрузе такова, что водителям трудно разобраться во всех нюансах назначения штрафов. Судебная практика показывает, что водители часто становятся жертвами недобросовестных работодателей. Поэтому при назначении штрафа рекомендуется разобраться во всех нюансах с помощью опытного адвоката и по возможности оспорить наказание.

Специальное разрешение на перевозку грузов

Для осуществления транспортировки крупных грузов по автотрассам страны владельцы ТС обязаны получать специальное разрешение. Документ выдаётся федеральными, региональными и местными властями субъектов РФ.

Разрешение выдаётся на 1-10 перевозок. В документе указывается маршрут следования автомобиля, характер груза, сроки транспортировки. Максимальный срок действия документа – 3 месяца.

Заявление о выдаче разрешения подаётся в одну из следующих организаций, в зависимости от маршрута движения:

  • Росавтодор – для проходящих через несколько регионов маршрутов.
  • Минтранс конкретного субъекта федерации – для передвижения по автотрассам муниципального и местного значения.
  • Муниципалитет – для маршрутов в пределах города, района или населённого пункта.
  • Собственнику участка дороги.

Разрешение является платным. Цена его устанавливается властями субъекта РФ. Средства, полученные от выдачи разрешений, используются на восстановление покрытия автодорог, разрушенного крупнотонажным транспортом. Размер оплаты разрешения складывается из установленной собственниками дороги платы и госпошлины.

Документ оформляется в сроки от 11 до 15 дней. За это время маршрут согласуется с собственниками дорог, которые оценивают предполагаемый ущерб, и сотрудниками ГИБДД, контролирующими движение транспорта по данному участку дороги.

С целью сохранения качества автодорог, государство постоянно ужесточает контроль над перемещением по ним крупнотонажных грузов. Количество контрольных весовых пунктов постоянно увеличивается, поэтому недобросовестные перевозчики рискуют получить штраф за перегруз грузового автомобиля в случае несоблюдения правил перевозки.

На видео подробно рассказывается о том, какой штраф предусмотрен за перегруз грузового автомобиля.

Вес груза, превышающий норму, очень часто становится причиной дорожно-транспортных происшествий. Это опасно не только для машины, осуществляющей грузоперевозку, но и для всех участников дорожного движения.

Безаварийное движение на автодорогах – это главный критерий для требований, предъявляемых к техническому состоянию и оснащению транспортного средства. В полной мере это относится и к требованию по соблюдению весовых (нагрузочных) норм. Что считается перегрузом грузового автомобиля и кто несет ответственность за соблюдение весовых нормативов?

Что считается перегрузом автомобиля?

Норма нагрузки на дорожное полотно определяется на федеральном уровне. Каждый из субъектов федерации вправе корректировать нормативы применительно для своего региона. Существует 2 основных показателя, которые являются контрольными для измерения допустимых норм груза: вес автомобиля вместе с грузом и нагрузка на оси машины.

Перегрузом считается вес, превышающий нормативы указанных показателей. Превышение установленных норм допускается только по специально выданному разрешению. Остальные же случаи перегрузки классифицируются как административное нарушение и наказываются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ.

Меры ответственности за перегруз грузового автомобиля

Существует 3 вида материальной ответственности за неофициальный перегруз автомобиля:

  • выплата административного штрафа в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП;
  • возмещение ущерба, причиненного дорожному полотну;
  • выплата штрафа и возмещение ущерба.

Административный штраф

Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за перегруз автомобиля несут все лица, причастные к перевозке данного груза, т. е. водитель, ответственное должностное лицо, юридическое лицо и, в случае фиксации нарушения спец. средствами – собственник автомобиля.

В таблице ниже приведены меры ответственности за такое правонарушение, как перегруз машины без получения специального разрешения:

Лица, на которые возложена ответственность
Штраф за превышение массы (тыс. рублей)
2 – 10 %
10 – 20 %
20 – 50 %
более 50 %
водитель
1 – 1,5
3 – 4
5 – 10 или лишение прав на 2 – 4 месяца
7 – 10 или лишение прав на 4 – 6 мес.
ответственное лицо
10 – 15
25 – 30
35 – 40
45 – 50
юридическое лицо
100 – 150
250 – 300
350 – 400
400 – 500
собственник ТС
150
300
400
500

Стоит отметить, что индивидуальный предприниматель (ИП) при вменении ему меры ответственности рассматривается как юридическое лицо.

Возмещение ущерба, причиненного дорожному полотну

Помимо административного штрафа, на владельца транспортного средства может быть возложено возмещение вреда дороге от движения перегруженного автомобиля. Это зафиксировано в Постановлении Правительства РФ № 934 от 16.11.2009 года. Расчет ущерба осуществляется по специальной методике, утвержденной этим же документом. Сумма, подлежащая выплате, зависит от массы перегруза, типа дороги и количества километров, пройденных по ней данным автомобилем.

Порядок возмещения ущерба следующий:

  • фиксация перегруза средствами автоматического наблюдения или сотрудниками ГИБДД и отправка владельцу ТС уведомления об этом;
  • получение владельцем автомобиля претензии для добровольной оплаты ущерба;
  • оплата собственником ТС рассчитанной суммы в течение 30 дней с момента фиксации нарушения и оформления претензии.

Если же владелец по какой-либо причине в указанный срок не выплачивает денежное возмещение, то на него подается исковое заявление в арбитражный суд. Рейтинг: 0/5 (0 голосов)

В Министерстве Транспорта РФ придумали очередные меры, которые защитят дороги от преждевременного разрушения. Санкции за перегруз существенно ужесточаются. В предложении есть плюсы для перевозчиков, однако минусов - не меньше.

Вкратце о сути инициативы. Во-первых, за перегруз транспортного средства теперь придется отвечать грузовладельцу, который ранее оставался безнаказанным. А во-вторых, крупные штрафы (до 500 тыс. руб.!) будут грозить не только юридическим, но и физическим лицам, которые раньше в основном отделывались легким испугом (небольшим штрафом). А теперь разберемся подробнее, к чему внедрение этой идеи приведет.

Перегруз выгоден

Начнем с того, что это не первая мера на тему сбора средств с участников рынка за порчу дорог. С ноября c владельцев грузовиков массой выше 12 т будет взиматься плата за проезд по федеральным трассам - 3,7 руб. за 1 км. Собранные средства, порядка 50 млрд руб. ежегодно, как обещано, пойдут в дорожный фонд. При этом "Росавтодор" рассматривает возможность подобного же сбора с тяжелых грузовиков и автомобилей массой свыше 3,5 т с ноября нынешнего года. Как задумка на перспективу обсуждается предложение обложить подобным образом и проезд по региональным трассам.

И чиновники, и многие перевозчики не отрицают, что проблема превышения нагрузки на ось действительно актуальна. По оценке "Росавтодора", ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам грузовиками, составляет более 2,5 трлн руб. Начальник управления эксплуатации автомобильных дорог ведомства Павел Ручьев приводил данные о том, что 28% федеральных автодорог работают в условиях перегрузки. По его данным,

с превышением нагрузки сейчас следует более 30% всех грузовых автомобилей. В среднем они перегружены на 45%.

"Грузовладельцы в погоне за сокращением стоимости доставки хотят максимально загрузить машину, а перевозчики, боясь потерять контракт, идут на это, что в итоге приводит к ускоренному износу транспортных средств и дорог, по которым движется этот транспорт", - комментирует директор по транспорту FM Fresh Александр Дьяконов.

По оценке главы Уральского филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александра Салаутина, перевес на большегрузных (негабаритных и тяжеловесных) автопоездах, созданный грузовладельцем, может достигать 2,4 и даже 5 т при общем грузе массой 70 т. Так что проблема действительно актуальна.

"Чаще всего такие случаи встречаются в перевозке стройматериалов, песка, щебня, товаров, расфасованных в мешки, а также пива, арбузов и картофеля", - свидетельствует Александр Дьяконов. В транспортной компании РАТЭК упоминают наряду с сыпучими грузами автозапчасти и металлопрокат. На нарушения, по словам участников рынка, часто идут грузоотправители при перевозке небольших, но тяжелых грузов - не хочется отпускать полупустую машину.

По словам независимого эксперта в сфере логистики Александра Трахтенберга, среди самих транспортников чаще всего идут на риск, соглашаясь на серьезный перегруз, индивидуальные предприниматели и небольшие компании.

Кто виноват, тот и платит

Для транспортных компаний наказание за превышение нагрузки на ось существует уже сейчас. Компанию-перевозчика при нарушении ожидает штраф в сумме до 500 тыс. руб.

А вот грузовладелец не нес никакого наказания и зачастую специально дезинформировал о весе груза. И только когда автомобиль попадал на весовой контроль, грузоперевозчик узнавал о перегрузе и, соответственно, получал наказание.

За все отдуваются транспортники, причем санкционная система довольно громоздкая. Штраф начисляется с учетом пройденного с перегрузом километража, причем оплатить его надо на месте под угрозой штрафстоянки, рассказывает начальник автоколонны в логистической компании "Веста" Светлана Быкова.

В случае поддержки предложения Минтранса и владельцу груза придется отвечать за "излишки". Придется законопослушно взвесить свой груз, опломбировать грузовик и выдать водителю машины сертификат о проведенном взвешивании. Для транспортных предприятий нововведение скорее в плюс: пока что перевозчик не имеет рычагов влияния при погрузке.

"Уравнивание ответственностей грузоотправителя и перевозчика даст возможность дисциплинировать обе стороны", - считает исполнительный директор "Хино Моторс Сэйлс" Юрий Зорин. А Александр Дьяконов из FM Fresh указывает, что транспортным компаниям такое новшество даже будет выгодно, если, конечно, грузовладелец будет исправно платить за рейсы и при этом не превышать нормативы нагрузки.

Однако, как говорится, возможны варианты. Если грузовладельцы продолжат превышать нормативы, перевозчикам придется заложить штрафы в тарифы, рассуждает эксперт. Что не может не отразиться на ценах товаров, которые, как известно, и так растут.

"Не все виды грузов, например строительные, могут вписаться в рамки разрешенной массы, и уже в этом случае придется говорить о стоимости дополнительных рисков", - добавляет Юрий Зорин. Придется закладывать в тарифы и процесс получения спецразрешений.

Против "уклонистов"

Вторая новелла, предлагаемая Минтрансом, вызывает больше нареканий. Напомним, предлагается уравнять штрафы для юридических и физических лиц. Сейчас последние в случае нарушения платят скромную сумму всего в пару тысяч рублей. Так что распространилась практика: юрлица сдают свои автомобили в лизинг физлицам и в случае штрафа отделываются очень скромными суммами. Теперь же это не пройдет - санкции вырастут вплоть до 500 тыс. руб.

Сдача автопарка в аренду с целью уклонения от больших штрафов прекратится, прогнозируют перевозчики.

В небольших компаниях, правда, опасаются, что штрафы окажутся неподъемными, что приведет к массовому закрытию (точнее, станет дополнительным стимулом для него). Как бы то ни было, речь опять же о росте тарифов и за ними цен на товары, говорят участники рынка.

Дополнительным фактором для вышеозначенных негативных процессов стало то, что формула расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами при превышении допустимых осевых нагрузок, была скорректирована, причем не в пользу перевозчиков. Благодаря изменениям в Правилах перевозки грузов допустимые нагрузки были уменьшены.

Эти и другие изменения законодательства делают использование тяжелых фур менее выгодным - интерес к самосвальной технике с меньшим собственным весом вырос уже сейчас, свидетельствуют в ООО МЗ "Тонар".

Весы для грузовиков

Прежде чем усложнять систему санкций за перегруз, надо наладить систему автоматизированного весового контроля, считают участники рынка. Впрочем, пилотные проекты на эту тему уже работают. Например, в Татарстане. Здесь, как докладывал замминистра транспорта республики Анатолий Геллер, проводится эксперимент по оснащению осей транспортных средств датчиками нагрузки с привязкой к навигационному оборудованию. "Ведь фактически не более 10% транспортных средств имеют нарушения, связанные с превышением нагрузки на ось. А остальные 90% вынуждены простаивать на весах и ждать своей очереди", - объясняет эффективность такого нововведения чиновник.

В "Ространснадзоре" намерены в перспективе наладить всероссийскую систему "отлова" перегруженных автомобилей, о чем прессе сообщил замглавы службы Асланбек Ахохов. Согласно пояснениям чиновника, машины сначала будут проезжать через вмонтированные в дорогу весы. В случае обнаружения перегруза авто отправят на стационарный пункт взвешивания для проверки корректности данных. И только после этого будут выписывать штрафы. Все данные с постов весового контроля будут поступать в "Ространснадзор" и "Росавтодор".

Надо ли добавлять, что такая общероссийская система обещает влететь налогоплательщикам в копеечку?

Комментарии участников рынка

Юрий Зорин, исполнительный директор "Хино моторс сэйлс":

Введение штрафов для грузоотправителя и увеличение их для физлиц (до 500 тыс. руб.) приведет к тому, что перевозчики заложат соизмеримые риски в цену своих услуг, а грузоотправители - в цену товаров. Однако и соблюдение правил загрузки (правильное распределение грузов), скорее всего, увеличит конечный ценник. С другой стороны, не все виды грузов, например, строительные, могут вписаться в рамки разрешенной массы, и уже в этом случае придется говорить о стоимости дополнительных рисков. Кроме того, здесь встает вопрос о сроках получения спецразрешения и требуемых сроках доставки.

Александр Дьяконов, директор по транспорту FM Fresh:

Сейчас, если при взвешивании автомобиля установлено, что вес превышает разрешенный законодательством норматив хотя бы на 500 кг, водитель должен заплатить штраф. У водителя не всегда с собой есть необходимые деньги. Поэтому он связывается со своим руководителем, но оперативно отправить деньги, как правило, не удается. И автомобиль помещается на штрафную стоянку.

Возможно, стоило бы организовать процесс следующим образом: создать пункты автоматизированного весового контроля, оборудованные камерами видеофиксации по типу контроля скоростного режима. Если весы фиксируют нарушение, то видеокамера считывает государственный номер автомобиля и отправляет в единый центр для оформления штрафа с последующей отправкой почтой владельцу автомобиля. Это позволит сделать процедуру максимально прозрачной.

Сергей Карчевский, заместитель начальника управления сбыта по региональным продажам ООО М3 "Тонар":

Практика показывает, что в последнее время вырос интерес к самосвальной технике с меньшей собственной массой. Этому способствовали, в том числе, последние изменения в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом (в редакции Постановления №12), согласно которым допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств (ТС) были уменьшены.

Считаю, что постановление №12 более прогрессивно в плане сохранения дорожного покрытия. Ведь на сохранность дорожного полотна в первую очередь влияет осевая нагрузка, а не полная масса ТС. Не случайно в Европе большим спросом пользуются многоосные ТС.

Можно прогнозировать, что спрос на прицепную технику с облегченным весом и большим количеством осей должен возрасти. А так называемые "монстры" постепенно уйдут в прошлое.

Иван Хворов, менеджер по продажам ЗАО "Алкоа СМЗ":

Уменьшение суммы допустимых осевых масс, узаконенное Постановлением Правительства РФ №12 от 09.01.2014, существенно сокращает полезную нагрузку грузовика. Учитывая, что прибыльность бизнеса перевозок всегда была низкой, уменьшение полезной нагрузки, разумеется, должно обратить внимание транспортников на вопрос снижения собственного веса сцепки. Этого можно достичь разными способами. Например, выбором меньшей кабины при заказе тягача или легкого дополнительного оборудования (компрессоры, ящики и пр.), а можно и заменой стальных элементов алюминиевыми. Отмечу, что некоторые компании (в том числе и Alcoa) предлагают онлайн-калькуляторы возврата инвестиций в облегчение массы сцепки. Когда перевозчик видит, за сколько окупятся деньги, вложенные в замену стальных дисков алюминиевыми, например, ему проще принять решение и планировать инвестиции. Только при замене стальных дисков алюминиевыми на 5-осной сцепке экономия массы составит 260-275 кг в зависимости от типоразмеров дисков.

Светлана Быкова, логистическая компания "Веста", начальник автоколонны:

Думаю, если такой закон примут, он будет дисциплинировать грузоотправителя. Сейчас за все отвечает водитель - он должен следить и за погрузкой, и за распределением массы по осям. "Проспал" - значит виноват. Причем штраф начисляется с учетом пройденного с перегрузом километража от границы области до пункта контроля. И оплачивать его водитель должен сразу на месте, а у него не всегда есть с собой необходимые денежные средства. Если оплаты нет, то автомобиль помещается на штрафстоянку.

Добавлю, что у нас в парке многие автомобили оборудованы системой определения нагрузки на ось, позволяющей с достаточно высокой степенью достоверности определить массу перевозимого груза и правильность его размещения.

Перегрузки часто становятся притчей во языцех у всех перевозчиков, поскольку очень трудно контролировать вес груза, который заказчик стремиться погрузить в машину. При этом в большинстве случаев все последствия расхлебывает водитель и владелец машины, которые оплачивают штрафы, пережигают топливо и портят машину, при этом не имея даже возможности узнать реальный вес груза в машине. Но этому можно и нужно противостоять!

Первое и самое главное – за перегруз отвечает грузоотправитель, но только в том случае, если вес его (грузоотправителя) груза превышает указанный в товарно-транспортной накладной и это можно доказать. Проще говоря, если Вам на машину погрузили 4 стальных чушки, по 5 тонн каждая, а на весах оказалось, что каждая весит не 5, а 6 тонн, то виноват грузоотправитель. Можно спокойно звонить ему и просить прибыть на пост весового контроля для разбора полетов.

Если груз может менять свой вес в зависимости от влажности (например, древесина), то тут все будет гораздо сложнее, так как в договоре могут быть хитрые пункты о том, что грузоотправитель не несет ответственности за перегруз, возникший из-за намокания груза, при этом сложно будет доказать, какую древесину они грузили, т.е. не факт, что перегруза не было в момент загрузки.

В таком случае Вас спасут датчики нагрузки на ось, которые выпускаются как для машин с пневматической подвеской (подушки), так и для машин с рессорной подвеской. Конечно эти датчики стоят денег, но их стоимость ничтожно мала по сравнению со штрафами, которые могут выписать сотрудники постов весового контроля в случае обнаружения перегруза. К тому же ими может пользоваться не только водитель, но и владелец машины, который в режиме реального времени сможет узнавать текущую загрузку машины, чтобы не оказываться в ситуациях, когда водитель звонит и со слезами рассказывает «про беспредел на пункте весового контроля», тогда как в кузове у него лишних 5 тонн, которые он загрузил за наличные от диспетчера. К сожалению, так тоже бывает.

Если Вы не сможете доказать вину конкретного грузоотправителя (например, в дороге действительно был взят «попутный груз» и так далее), то оплачивать штрафы придется владельцу или водителю, смотря как они договорятся между собой.

Иногда складывается такая ситуация, когда Вас еще не поймали за руку с перегрузом, либо поймали, но сумма штрафа не значительная или есть возможность «решить на месте», но при этом в документах указан нормальный вес груза, т.е. часть груза, которая и подставила Вас, нигде не записана. Тогда у Вас появляется шикарная возможность наказать хитрого грузоотправителя законным путем. Если, например, в накладной написано, что Вам погрузили 20.000 килограмм чего-то, то сдать на склад Вы должны именно 20.000 килограмм этого «чего-то», если, конечно, вес груза посчитан только в килограммах и он является разделимым. Таким образом, если в документах записано, что вес груза 20.000 кг, то все «излишки», которых иногда бывает несколько тонн, Вы можете оставить себе! Главное не делать лишних телодвижений, а просто оставить «излишки» груза в надежном месте. Это нельзя назвать 100%-законным, но и незаконным это тоже не назвать, ведь Вам погрузили «20 тонн», выгрузили тоже 20 тонн, так какие еще 5 тонн Вы не привезли? Естественно, что после этого начнутся угрозы от грузоотправителя, но помните, что если человек один человек подписался под тем, что загрузил в машину ровно 20 тонн, а другой подписался под тем, что выгрузил их, то никаких мифических 5 тонн просто не могло взяться в машине. Обычно машину загружает не глава компании, а наемный рабочий, поэтому почти всегда у него нет никаких рычагов давления на Вас. А как поступить с грузом – решайте сами. Хотите – идите с ним на рынок, хотите – продайте грузоотправителю/грузополучателю, но никогда не признавайте то, что это был «перегруз», так как это может плохо закончится. Если Вы не уверены в себе, то лучше всего отнесите на рынок, где вопросов будет меньше, а цена выше.

Грузоотправитель

При заполнении счета-фактуры указание сведений о грузоотправителе (его наименование и адрес) в общем случае является обязательным (ст. 169 НК РФ). Подробнее об этом, условиях, при которых информацию о грузоотправителе можно не указывать, а также ответственности грузоотправителя за перегруз автомобиля расскажем в нашей консультации.

Кто такой грузоотправитель

Грузоотправитель – это юридическое или физическое лицо, которое сдает груз к перевозке и которое указывается в качестве отправителя в перевозочных и иных документах.

Полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с его учредительными документами, а также его адрес должны указываться в счете-фактуре или УПД по строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» (Постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137, Письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@).

Если счет-фактура или УПД составляются комиссионером (агентом), приобретающим у двух и более продавцов товары от своего имени, по строке 3 через точку с запятой указываются полные или сокращенные наименования грузоотправителей и их почтовые адреса.

Если грузоотправителем и продавцом является одно и то же лицо, в строке 3 указывается «он же».

В том случае, если счет-фактура или УПД оформляются не на груз, а на работы, услуги или имущественные права, то фактически грузоотправитель отсутствует, а потому по строке 3 проставляется прочерк.

Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля


Отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются договором перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ). Перевозчик обязан в согласованные сроки подать грузоотправителю под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Это означает, в том числе, что поданные транспортные средства должны быть способны к перевозке груза, указанного в заявке (заказе), договоре перевозки или договоре об организации перевозок. Пригодность к перевозке подразумевает, к примеру, что грузоподъемность транспортного средства соответствует договорным условиям. Если же в процессе погрузки будет превышена грузоподъемность автомобиля, т. е. допущен перегруз, по вине грузоотправителя, он несет ответственность в соответствии с договором перевозки.

Так, например, грузоотправитель предоставил перевозчику недостоверную информацию о массе перевозимого груза, при этом провозная плата установлена в расчете на единицу массы этого груза. За превышение грузоподъемности автомобиля договором предусмотрен штраф для грузоотправителя в размере 20% провозной платы. К слову, именно такая величина штрафа за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе и габаритах, установлена ч. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). При этом уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, который таким нарушением был причинен перевозчику.

Кроме того, за предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз, если это привело к нарушению правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства, предусмотрены административные штрафы по КоАП РФ (ч.ч.8,9 ст. 12.21.1).

Кто платит за перегруз?


12 февраля 2016, 11:33


Кто несёт ответственность за перегруз.

Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.

Величина выявленного превышения максимально допустимой массы или нагрузки на ось

От 2% до 10% (п. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

От 10% до 20% (п. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

От 20% до 50% (п. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

Свыше 50% (п. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

· для индивидуальных предпринимателей — в размере от 80000 до 100000 рублей;

· для юридических лиц — в размере от 250000 до 400000 рублей.

Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.

Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

· штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;

· оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);

· оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

· факт искажения сведений;

· наличие и размер понесенного ущерба;

· причинную связь между правоотношением и ущербом.

· превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

· в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

Кто платит за перегруз


В последнее время отчётливо видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми перегрузами, декларируя это необходимостью продления сохранности дорожного покрытия и повышения безопасности дорожного движения. На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять в автомобильном потоке транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешённой нагрузки на ось.

Утверждённый 7 сентября 2015 года план мероприятий (“дорожная карта”) направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования предусматривает внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с учётом 100-процентного охвата федеральных автомобильных дорог. Проще говоря, до IV квартала 2020 года на всех трассах должны появиться посты автоматизированного весогабаритного контроля.

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов" в ст. 12.21.1 КоАП РФ внесены поправки, позволяющие штрафовать собственников транспортных средств за выявленное с помощью автоматических средств фиксации превышение допустимой массы или нагрузки на ось, а также за превышение разрешённых габаритов.

Кто несёт ответственность за перегруз.

В соответствиями с пунктами 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ответственность за превышение предельно допустимой общей массы транспортного средства либо предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, применяется к водителю, должностным лицам, ответственным за перевозку и к организации-перевозчику.

Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.

¹ Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 2 до 4 месяцев.

² Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Размер штрафа при фиксации нарушения с помощью средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, равняется верхней границе штрафа на организацию. Штраф в таком случае накладывается на собственника или владельца транспортного средства.

Согласно пункту 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ за превышение максимальной общей массы либо нагрузки на ось транспортного средства ответственность несёт организация, осуществляющая погрузку груза в автомобиль. Нарушение наказывается штрафом:

  • для индивидуальных предпринимателей — в размере от 80000 до 100000 рублей;
  • для юридических лиц — в размере от 250000 до 400000 рублей.

Основанием ответственности, предусмотренной п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, служит часть 12 статьи 11 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, устанавливающей, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подытожим: ответственность за выявленный перегруз несёт как перевозчик, так и организация, производящая погрузку (чаще всего это грузоотправитель). Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю.

Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.

Постановление Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” содержит Приложение № 1, устанавливающее предельно допустимую массу транспортного средства. В свою очередь это приложение можно разделить на две части: предельно допустимые массы автомобилей-одиночек и предельные массы седельных и прицепных автопоездов. Предельно допустимые массы установлены в зависимости от количества осей транспортного средства.

Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом устанавливает максимально допустимые нагрузки на оси транспортного средства которые в этом случае дифференцируются в зависимости расчётной допустимой нагрузки автомобильной дороги, по которой передвигается автомобиль. В это приложение правки вносились четыре раза: 30 декабря 2011 г., 9 января, 27 декабря 2014 г. и 18 мая 2015 г.

Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.05.2016 № АПЛ16-142 признаны недействующими третья и четвертая строки второго столбца Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, в части, позволяющей неопределенно толковать диапазон значений расстояния между сближенными осями от 1 до 1,3 метров (включительно) (третья строка таблицы) и от 1,3 до 1,8 метров (включительно) (четвертая строка таблицы).

Следует отметить, что максимальные осевые нагрузки для автомобильных дорог, рассчитанных на предельную нагрузку в 6 тонн, применяются только в случае наличия установленного дорожного знака либо при наличии опубликованной информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги. При этом определения понятия “официальный сайт” российское законодательство не содержит.

Весенние и летние ограничения осевых нагрузок.

Весной и летом в Российской Федерации вводятся ограничения для грузового транспорта по предельным осевым нагрузкам. Цель вводимых ограничений — уберечь дорожное покрытие от повышенного износа в период половодья и высокой температуры воздуха. К слову сказать, в европейских странах (Германия, Австрия, Польша и т. п.) такие ограничения вводятся только при возникновении чрезвычайных ситуаций — наводнений, аномально высокой температуры выше 40оС и т. п.

Уже несколько лет подряд весенние ограничения на федеральных автодорогах не вводятся. Однако, действующее законодательство (ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) даёт возможность местным властям вводить на региональных и муниципальных дорогах ограничения или устанавливать запрет на движение по таким дорогам.

Суть введения весенних и летних ограничений — замена предельно допустимых осевых нагрузок из приложения № к постановлению Правительства от 15.04.2011 года № 272 года “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” другими значениями. Основная проблема для перевозчиков состоит в том, что зачастую нелегко отследить все ограничения, которые вводятся региональными властями на пути следования автомобиля с грузом по маршруту. В каждом регионе России есть своё ведомство, которое отвечает за введение такого ограничения, причём, информация о принятом законе (постановлении, распоряжении, указе) публикуется исключительно в местных изданиях и на сайте соответствующего ведомства.

Обычно публикация происходит в формате doc (docx) или в pdf с функцией поиска текста по документу, но в некоторых случаях на сайте ведомства публикуется нормативный акт со сканированным текстом в формате pdf. Поисковые системы не в состоянии самостоятельно распознавать текст в таких документах, поэтому не отображают этот документ в результатах поиска. Это сильно затрудняет поиск крайне важной для перевозчика информации.

Проблему осведомлённости перевозчиков о введении сезонных ограничений мог бы решить федеральный информационный портал (его можно не создавать с нуля, а сделать соответствующий раздел на сайте Росавтодора), но… имеем то, что имеем.

Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.

Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.

Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Превышение нагрузки на ось при перевозке делимого груза.

При перевозке делимых грузов (груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах) может возникнуть ситуация, в которой будет превышена нагрузка на ось, но не допустимая масса транспортного средства. Это относится главным образом к перевозке инертных (щебень, гравий, песок) и наливных (топливо, масло, технические и пищевые жидкости) грузов. Логично, что при перевозке таких грузов перевозчик (водитель) не имеет возможности контролировать перемещение груза в кузове транспортного средства, вследствие чего он может неконтролируемо смещаться, увеличивая тем самым нагрузку на ось. Очевидно, что общая масса транспортного средства в этом случае будет оставаться неизменной.

Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не позволяет полностью исключить ответственность перевозчика за превышение осевых нагрузок при перевозке сыпучих и наливных грузов, суды в ряде регионов принимают соответствующие доводы и отменяют постановления ГИБДД в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Такие дела подведомственны судам общей юрисдикции, в которых принцип единообразия судебной практики не всегда соблюдается на должном уровне, но, несмотря на это, юристы нашей компании успешно защищают перевозчиков от такого рода взысканий.

Кто платит штраф — арендатор или арендодатель?

Одним из основополагающих принципов права является привлечение к ответственности виновного в совершении правонарушения лица. Если транспортное средство сдано в аренду, то его эксплуатацию и коммерческое использование производит арендатор. Он же несёт риски и ответственность за совершение правонарушений, в частности предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ. Арендодатель не вправе указывать арендатору как следует распоряжаться арендованным имуществом (в данном случае транспортным средством), ввиду чего арендодатель не может быть привлечён к административной ответственности за совершённые арендатором правонарушения.

Такая позиция содержится в ст. 2.6.1 КоАП РФ:

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Если Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, но при этом Вы передавали транспортное средство в аренду, следует оспаривать постановление. Обращайтесь к нам, мы поможем.

Контрольное взвешивание. Задержание транспортного средства при выявлении перегруза.

Бытует распространённое заблуждение о том, что если по результатам контрольного взвешивания будет выявлено отсутствие перегруза, то перевозчик и грузоотправитель не подлежат административной ответственности. Это не так. Чтобы понять для чего применяется контрольное взвешивание транспортного средства с выявленным превышением допустимой общей массы или осевой нагрузки, обратимся к ст. 27.13 КоАП РФ.

Из части 1 этой статьи следует, что “В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных <. > частями 1-6 статьи 12.21.1 <. > настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания”.

Другими словами, если инспектор ГИБДД или Ространснадзора в результате взвешивания установит, что нагрузка на ось или общая масса транспортного средства превышена, он вправе задержать автомобиль до устранения причины задержания. Причиной задержания служит превышение нагрузки. Устранить превышенную нагрузку можно следующими способами:

  1. Перераспределить груз в кузове транспортного средства (при выявлении превышения нагрузки на ось).
  2. Перегрузить часть груза в другое транспортное средство (при выявлении превышения допустимой массы транспортного средства).
  3. Получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза.

После выполнения каждого из этих действий инспектор обязан убедиться в том, что правонарушение, предусмотренное ст. 12.21.1 КРФоАП, устранено. Для этого и производится контрольное взвешивание. Если оно показывает, что превышения общей массы или осевой нагрузки более нет, инспектор разрешает дальнейшее движение.

Это не отменяет того факта, что правонарушение имело место быть. Факт правонарушения зафиксирован актом взвешивания и протоколом об административном правонарушении в отношении водителя.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

  • штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
  • оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
  • оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

  • превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

Наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной по очевидным причинам.

Судебная практика по ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, рассматривают суды общей юрисдикции. На настоящее время судебную практику по подобным делам уже можно считать сформированной. Абсолютное большинство исков к перевозчикам и грузоотправителям судами удовлетворяется в полном объёме. Обжалование таких решений не приводит к их отмене.

Исключением из этого правила являются дела, в которых нарушение предельно допустимых нагрузок вменяется собственнику автомобиля, который в момент совершения административного нарушения передал транспортное средство во владение другому юридическому лицу, предпринимателю или гражданину, а также дела, в которых превышение допустимой осевой нагрузки вменяется перевозчику, который перевозил делимый груз.

Специалисты нашей компании помогают перевозчикам и грузоотправителям оспорить необоснованные административные штрафы и требования по возмещению ущерба, причинённого дорожному покрытию. Результатом оказания услуги становится определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении либо судебное решение, отменяющее вынесенное определение.

Говорят весовщиков губернатор крышует или его дети.

Актуальные штрафы за перегруз грузовых машин для физических и юридических лиц.


Стремление получить максимальную выгоду за рейс частенько толкает водителя или владельцев авто на перегрузку машины. Мы расскажем, когда можно говорить о ней, нормах закона в этой сфере, полномочиях сотрудников ГИБДД, ответственности водителей и юридических лиц, правильном оформлении документации на груз.

○ Что такое перегруз по закону, кто и как его проверяет?

Дороги – одна из болевых точек нашей страны. Они разрушаются по многим причинам, начиная с нарушения технологии укладки заканчивая погодными явлениями. Свою лепту вносит и большегрузный транспорт. В стремлении максимально сэкономить на доставке грузополучатель заведомо занижает массу груза, а перевозчик перегружает машину. В результате дорожное покрытие страдает больше чем можно себе представить.

Перегруз определяется массой авто, которая создает нагрузку дорожному полотну колесами оси. Масса автомобиля складывается из нагрузок на переднюю и задние оси. Конечно, задняя ось получить большую нагрузку из – за расположения груза.

Перегруз не только вредит дорожному полотну, но и опасен для самого водителя. Даже будучи хорошо закрепленным он увеличивает, и без того значительный у грузовых авто, тормозной путь, крен автомобиля в поворотах и пр.. Незакрепленный груз опасен в двойне, так как снижает устойчивость, может способствовать заносу и перевороту машины.

Когда можно говорить о перегрузе? Когда нарушен п.23.1 ПДД:

  • «Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.»

В случае, когда не соблюдаются ограничения установленные знаком 3.12, указывающие предельно допустимую нагрузку на ось. Если ваше авто нее превышает этот участок лучше объехать.

Груз не должен ограничивать обзор водителя или световые приборы, быть хорошо закреплен и не снижать устойчивость машины на дороге. Важно учитывать не только вес, но и объем груза.

Кроме того, для перевозки некоторых опасных или крупногабаритных грузов необходимо специальное разрешение.

Обычно речь идет о перегрузке грузовых авто, но и легковые машины имеют предел выносливости.

Не стоит перегружать седан до состояния касания бампером асфальта, или переполнять пассажирами. Конечно, КоАП не говорит о перегрузке в отношении легкового авто, но в нем есть масса других подходящих случаю статей, например количество пассажиров больше нормы.

Инспектор ГИБДД не может определить массу машины в любом месте трассы на глаз. Для этого есть специально оборудованные контрольные пункты.

Сразу отметим, что контролируется не просто масса авто, а нагрузка на каждую ось.

Есть два способа измерения:

Статический – предполагает полную останову машины, а уже затем фиксацию нагрузки.

Динамический - взвешивание в движении на скорости, не превышающей 5 км/ч. Такие посты часто можно встретить на въезде в регион или город.

○ Штрафы и наказания за перегруз:


За любое правонарушение предполагается наказание. После изменений 2015 года штрафов за перегруз стало значительно больше в зависимости от того, кто допустил правонарушение и какое оно.

✔ Для физических лиц.

Штрафы, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП можно разделить на две условные группы:

За нарушение правил перевозки грузов со специальным разрешением и без него.

Разрешение может быть у самого грузоотправителя или оформлять через интернет. Попытка проехать без него, встанет водителю 5000 – 10000р , возможно лишение прав на 2 – 4 месяца .

Допустимый перегруз по этой статье не более 5 %. Превышение этого показателя обойдется работнику в 1500 – 2000 р.

Не важно насколько короче путь по прямой, чем в объезд. Если на дороге стоит знак 3.12 и ваша машине не вписывается в рамки указанных ограничений и нет специального разрешения на проезд, то лучше его объехать. Иначе будьте готовы заплатить штраф в 5000 р .

по ч.11 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Если перегруз окажется слишком значителен, инспектор ГИБДД может запретить дальнейшие движение, в таком случае машину ждет штрафстоянка.

✔ Для юридических лиц.

Ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за такие правонарушения значительно выше, чем для самого водителя. Более того, теперь отвечать будет не только грузоперевозчик, иногда ответственно ляжет и на отправителя. Предприниматели, ведущие свою деятельность без регистрации юр. лица будут отвечать наравне с полноценными юр. лицами. Примечание к статье 12.21.1 КоАП РФ:

  • «За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»

В зависимости от степени перегруза размер штрафа варьируется от 250 до 400 тысяч рублей. Безусловно размер значителен, это сделано с единственной целью – превратить перегрузку авто в неприбыльное занятие, потери должны стать больше прибыли. Ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.»

○ Наказание за неправильные данные в документах на груз.

Желая сэкономить на транспортировке грузоотправитель, может указывать недостоверные сведения в маршрутном листе или транспортной накладной относительно массы, габаритов груза, сведений о дате и сроке действия специального разрешения. Штраф юридического лица составит 250 – 400 тысяч рублей . Не останется в стороне водитель, в зависимости от ситуации он заплатит от 1500 до 5000р .

Ответственность за перегрузку и искажение информации в транспортной накладной или маршрутном листке достаточно весома, нарушителю может грозить не только штраф, который превысит возможную прибыль, но лишение прав и задержание авто на штрафстоянке. Будьте внимательны при погрузке!

Штраф за перевес: весовой контроль грузовиков. Поможет ли новая система улучшить качество дорог? Кто за это заплатит? Смотрите специальный выпуск на канале "РБК".

Сохраните страницу в cоцcетях:


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал