Спортивный режим автоматической коробки передач. Основные правила эксплуатации акпп

Не секрет, что управлять автомобилем, оснащенным АКПП гораздо проще, чем «механикой», однако, те, кто первый раз сел за руль такого автомобиля, неизменно сталкивались с определенными трудностями – что делать дальше?

Как правильно управлять автомобилем с АКПП?

Для начала необходимо завести двигатель и прогреть его. Кстати, если автомобиль с МКПП не так требователен к прогреву коробки передач, то для АКПП это более важно – непрогретая КПП может не переключаться на высшие передачи. Заводить автомобиль необходимо только при селекторе АКПП, установленном в режим P («парковка»). Итак, после нескольких минут работы двигателя трансмиссионная жидкость в АКПП разогреется до рабочей температуры, теперь можно начинать движение. Для этого нажмите педаль тормоза, затем переведите селектор передач в режим D («движение»), отпустите педаль тормоза – автомобиль тронется! Кстати, распространенная ошибка водителей, ранее управлявших только автомобилем с «механикой» – отпускать тормоз плавно, схватывая момент трогания – в их понимании тормозная система имитирует сцепление. Это неправильно – в автомобиле с АКПП плавность трогания достигается не при помощи постепенного включения сцепления, а специальным устройством – гидротрансформатором, который не требует управления водителем.
Автоматическая коробка передач тоже имеет рычаг переключения, только он называется селектор и служит для выбора режима работы коробки передач. Конечно, каждая модель может иметь свои особенности, а, значит, и дополнительные режимы, однако стандартный их набор таков:
  • «Р» – режим парковки. В некотором роде аналог стояночного тормоза – используется для блокирования выходного вала коробки передач, используется при длительных стоянках. Однако, не рекомендуется оставлять автомобиль в этом режиме на уклоне – под тяжестью вашего авто фиксаторы вала могут быть сломаны;
  • «D» – режим движения. Это основной режим АКПП – происходит автоматическое переключение скоростей, обычно рекомендуется двигаться в этом режиме, не переключаясь на другие. Существуют так же другие режимы движения, к примеру, «1», «2», «L» – означает, что «автомат» будет переключаться лишь на 1 скорость, на 1 и 2 скорость и так далее. Это позволяет двигаться с небольшой скоростью постоянно, либо применять торможение двигателем.
  • «R» – задний ход, переключаться в этот режим (как и в режим парковки) можно только при полной остановке автомобиля!
  • «N» – нейтраль, переключение передач не происходит. Используется во время короткой остановки и буксировки (о чем сказано далее).

Как правильно ухаживать за «автоматом»?

Автоматическая коробка передач – самый сложный элемент автомобиля, и ухода требует соответствующего. Многие специалисты утверждают, что наиболее опасен для «автомата» перегрев, из-за него ресурс агрегата уменьшается, появляются деформации в уплотнителях, начинается течь масла из картера. Отсюда следует, что нагружать такой автомобиль чрезмерно не следует.
Основное техническое обслуживание автоматической трансмиссии сводится к проверке уровня масла и его своевременной замене. В отличие от механической коробки передач, где масло меняется редко, «автомат» требует ежегодной замены трансмиссионной жидкости, либо через каждые 30-40 тысяч километров. Итак, какие же правила следует соблюдать? Во-первых, проверять уровень масла в коробке – недостаток трансмиссионной жидкости приведет к пробуксовке гидротрансформатора, а значит к его перегреву, слишком высокий уровень масла приводит к вспениванию, а это чревато выходом АКПП из строя! Поэтому внимательно следите за уровнем жидкости, при необходимости доливайте строго отмеренное количество масла! Проверить уровень жидкости нетрудно – для начала прогрейте «автомат» поездкой километров на 8-10, затем установите автомобиль на ровную площадку, достаньте щуп из гнезда, протрите его, вставьте снова и извлеките – характерный след масла укажет его количество в картере коробки.
Кстати, внешний вид трансмиссионной жидкости может о многом рассказать. Масло в исправной автоматической КПП имеет красноватый цвет, но в то же время оно прозрачно, не имеет особого запаха, не содержит никаких мелких частиц, стружек, опилок, крупинок металла. Если жидкость имеет коричневатый цвет, темнее, чем обычно, значит, ее необходимо заменить. Кстати, темный цвет жидкости, а также запах горелого металла, частички или крупинки в виде примесей масла говорят о грядущих неисправностях АКПП – возможно, начинают пригорать трущиеся детали. В таком случае постарайтесь не откладывать момент посещения специализированного автосервиса – в случае поломки ремонт АКПП будет стоить в разы дороже.

Как не вывести АКПП из строя?

Как уже говорилось – автомат более сложное устройство, поэтому требует более бережного отношения, чем механическая коробка. Если «механику» практически невозможно вывести из строя, то АКПП не может похвастаться такой надежностью – в ходе ее эксплуатации необходимо учитывать некоторые особенности.
Запрещено переключать селектор АКПП в режим R или P во время движения автомобиля. Конечно, если ваш «автомат» довольно надежен, автомобиль попросту заглохнет, однако, скорее всего, трансмиссия просто выйдет из строя. Переключаться в эти режимы можно только после полной остановки автомобиля!
АКПП имеют интересную функцию, называемую кик-даун. Это возможность резкого ускорения автомобиля за счет переключения на низшую передачу – обороты двигателя резко возрастают, а, значит, он становится более приемистым. Переключение подобного рода происходит из-за резкого нажатия на педаль газа. Однако, постоянно использовать это свойство не стоит – это снижает ресурс коробки передач, да и .
Как уже говорилось, старайтесь не перегружать автомобиль – это относится к буксировке других автомобилей тяжелее вашего либо больших прицепов. Однако, для перевозки стандартных прицепов «автомат» вполне подходит, главное знать меру!
Автоматическая коробка передач не любит грязи и слабого дорожного покрытия – буксовать на таком автомобиле не стоит, есть риск того, что «автомат» перегреется и выйдет из строя. Кстати, если вы забуксовали на автомобиле, то выбираться на сухое место методом раскачивания автомобиля «вперед-назад» нельзя, можно повредить трансмиссию, лучше попросить помощи у других водителей, чтобы вас вытянули на ровный участок. Однако, если поблизости некому помочь, попробуйте все же выбираться таким способом, только переключения производите с задержкой – ловите момент, когда автомобиль попадает в «мертвую точку», то есть практически не движется.

Как буксировать автомобиль с АКПП?

Этот пункт стоит вынести отдельно, хотя буксировка такого автомобиля тоже относится к правилам эксплуатации АКПП. Многие автолюбители считают, что такие автомобили буксировать нельзя, однако, это не так – просто при буксировке требуется соблюдать определенные правила. Главная опасность буксировки такого автомобиля – опять же перегрев АКПП. Желательно буксировать автомобиль с работающим двигателем, когда селектор КПП стоит в положении N, причем скорость не должна превышать 40 км/ч. Дальность буксировки тоже ограничена – километров 25-40, все зависит от скорости нагрева «автомата». Если вы чувствуете, что АКПП начинает перегреваться, остановитесь, остудите коробку, а затем продолжите буксировку.
Все это хорошо, если ваш автомобиль имеет привод на одну ось. Если же у вас полноприводный «автомат», то буксировать его таким образом запрещено – придется вызывать эвакуатор. Кстати, если нет желания полностью загружать автомобиль на платформу эвакуатора, то можно отсоединить привод на одну ось, оставив перемещаться по земле. Таким же способом можно перевозить и автомобили с приводом на одну ось – оставляя на земле не ведущие колеса.

Коробка-автомат - это один из самых дорогостоящих узлов в автомобиле. Если говорить о подержанных авто, то замена АКПП может обходиться едва ли в половину стоимости. Попробуем разобраться, как продлить ее жизнь.

Споры между владельцами автомобилей с «ручными» и «автоматическими» коробками все продолжаются, ну а мы данную статью как раз и посвятили тому, чтобы заполнить некоторые пробелы в знаниях по эксплуатации, обслуживанию и ремонту. В дебри залезать не будем, а рассмотрим лишь только те моменты, которые просто необходимо знать владельцу автомобиля с АКПП.

Для подержанного автомобиля, автомат практически всегда самое слабое звено. Потому что это одна из наиболее сложных и, как следствие, одна из наименее надежных частей машины. Ремонт ее обычно сложный и дорогостоящий. С другой стороны, при правильном уходе, она прослужит долго и без особых проблем.

О том, что АКПП требует деликатного обращения, слышали многие. Но, что входит в это понятие, знают не все хозяева «автоматов».

Самое главное требование не перегружать, а соответственно и не перегревать этот узел. Все беды происходят именно от перегрева. При нагревании сальники и прокладки теряют эластичность и начинают течь. Металлические части деформируются и теряют прочность. Все это со временем приводит к выходу из строя достаточно надежного агрегата.

В тоже время, рекомендуется не начинать движение при не разогретом масле в коробке. Для этого надо, всего лишь, при заведенном двигателе и нажатом тормозе, попереключать все положения кулисы трансмиссии, от начала и до конца во всех режимах. Задерживаясь на несколько секунд на каждом из положений рычага. И чем холоднее погода, тем длительнее время прогрева. И поверьте, оно того стоит! И еще один совет, в стоячих «пробках», переключайте коробку в «нейтрал», не держите ногу на тормозе, и ваша трансмиссия лишний раз не перегреется. А посему прослужит долго и счастливо!

Особенности обслуживания


В основном, у гидромеханических трансмиссий обслуживание сводится к проверке уровня масла, а после пробега 50-60 тыс. км - замене масла и масляного фильтра. При эксплуатации в тяжелых условиях целесообразно сократить межсервисный интервал - масло менять через каждые 30-40 тыс. км, фильтр вместе с маслом - через 60 тыс. км пробега.
Низкий уровень рабочей жидкости - пренеприятная для «автомата» вещь, поскольку вся его работа зависит от давления масла, а пробуксовка к тому же вызывает перегрев. Первый признак низкого уровня - хорошо слышимый гул гидротрансформатора, который начинает работать с существенной пробуксовкой.

Впрочем, и превышение допустимого уровня также нежелательно - расширение масла из-за нагревания может привести к переполнению и вспениванию. В этом случае, масло теряет свои свойства, что может повлечь за собой выход агрегата из строя.
Поэтому, вывод: заливайте масло, не торопясь и давайте временной интервал, чтобы масло растеклось и заполнило все требуемые полости. А после контрольной поездки 5-7км, проверив уровень жидкости, соответственно долейте или слейте излишек.

Жидкость должна быть прозрачной, с несколько оригинальным запахом и иметь, как правило, красный цвет. Если, вынув масляный щуп, обнаруживаем, что жидкость помутнела или потемнела, а также пахнет жженым или горелым, то масло немедленно следует заменить вместе с фильтром.

Уровень масла в "автомате" проверяют с помощью щупа-масломера, однако у этой операции есть свои тонкости. Уровень масла сильно меняется в зависимости от температуры, поэтому практически на всех щупах имеются несколько меток. Кроме понятных автолюбителю отметок min и max, щуп может иметь, например, "горячую" и "холодную" стороны или метки hot и cold - уровень, когда масло в коробке прогрето или нет. Чтобы точно определить уровень масла, "автомат" прогревают поездкой не менее 7-10 км, после чего устанавливают автомобиль на ровную поверхность, а проверку проводят при работающем на холостых оборотах двигателе, в положении “паркинг”.

Жидкости для автоматических коробок передач принято обозначать ATF (Automatic Transmission Fluid). ATF должна обладать высокой текучестью, которая особенно необходима при низких температурах. Но чтобы при нагреве масло не становилось слишком текучим, в него добавляют различные присадки, проявляющий себя только в зоне действия высоких температур. Кроме того, в рабочую жидкость вводят модификаторы трения, противоизносные, антипенные, антиокислительные и другие нужные добавки. Попытка залить в "автомат" вместо ATF что-нибудь другое обязательно заканчивается поломкой.

Следует заметить, однако, что одной из особенностей замены масла, является неполный слив отработанной жидкости. Как правило, несливаемый остаток составляет 20-40%. Это является следствием конструктивных особенностей этого узла. Поэтому полная замена возможна только за 2-3 операции. Я, конечно же, не призываю вас к столь объемным трудам и накладным расходам. Просто вывод напрашивается сам - не ездить, что называется до последнего, и конечно стараться использовать при замене масло одной марки или с одинаковыми сертификатами.

Признаки неисправности


В процессе правильной эксплуатации АКПП показывает себя, как достаточно надежный узел автомобиля. Впрочем, рано или поздно ломаются даже самые сверхнадежные узлы и агрегаты автомобиля, и автоматическая КПП, требующая деликатного и грамотного обращения, увы, одной из первых. Причем, как показывает практика, все неисправности возникают по причине неправильной эксплуатации или "разгильдяйского" обслуживания.

При первых признаках неисправности - а к ним отнесем сильные рывки при переключении, невключение какой-либо передачи, течи масла, свечение или мигание аварийного индикатора на приборной панели (если такой имеется) - следует немедленно заняться решением данной проблемы. Большинство решений, по устранению некоторых неисправностей, по силам любому мало-мальски подкованному автолюбителю. Это касается, например, устранения отдельных течей, замены/долива масла или случаев, когда АКПП начала время от времени самопроизвольно переключаться из экономичного режима работы в спортивный и наоборот (возможно, дело не в коробке, а в нарушении контактов в переключателе).

Не исключено, что неполадка вообще находится вне коробки передач . Для этого, есть достаточно простые тесты проверки работоспособности гидротрансформатора. Об этом мы расскажем в конце нашей статьи.

Почему нельзя буксировать машину с автоматом?

Одна из главных опасностей — буксировка неисправного автомобиля. Бытует мнение, что с «автоматом» подобное действие недопустимо. Верно, но лишь отчасти. Действительно, в отличие от ручной КПП, где, при «внешнем воздействии», крутятся впустую лишь несколько шестерен, в автоматической, в силу ее конструкции, «неправильная» энергия расходуется по полной программе. Отсюда — перегрев и выход из строя.

Однако многие специалисты считают, что около 25 километров на скорости 45-55 км/ч, АКПП буксируемого автомобиля с приводом на одну ось сдюжит без особых проблем. Дальше, ждем часок-другой до полного остывания агрегата и снова в путь. Кстати, полноприводные автомобили на буксире таскать не рекомендуется.

Если ваш автомобиль с приводом на заднюю ось, достаточно снять карданный вал. Не хотите возиться? Тогда ищите машину техпомощи, на которую можно будет загрузиться хотя бы частично. Передний привод - передок, задний естественно - задок. Постоянный привод на все колеса все-таки заставит залезть под машину и снять кардан. Какую ось отключим, ту и оставим на земле. Или же полная погрузка на эвакуатор. Поверьте - это все равно будет дешевле, чем потом чинить. Особый вид, запуск мотора с «толкача». Вопреки всеобщему убеждению, такое возможно и с «автоматом». Хотя без крайней нужды лучше не экспериментировать. Разогнав машину километров до 50 в час на «нейтрале», надо включить «драйв». Мы, разумеется, вас такому не учили. Лучше все-таки обзавестись проводами прикуривателя.

Автомат после ремонта


И, наконец, пару слов, о коробках, побывавших в ремонте. Даже и не думайте такую трансмиссию покупать себе, взамен вашей сломавшейся, какой бы не была привлекательной цена. По опросам владельцев и специалистов, ремонтные коробки дольше 5-10 тысяч километров не живут. Не будем разбирать, что тому причина, но это факт. А что же делать?- спросите вы. Хороший вопрос! Ну, один из вариантов, это купить на разборке не перебиравшуюся. Если машина достаточно свежая, то заказать из Германии, Японии и так далее...

Если вы только собираетесь приобрести автомобиль с пробегом, на «автомате», то очень внимательно осмотрите место соединения ее с двигателем, а также все стыки самой коробки. Если она уже снималась, а тем более разбиралась, то нужно очень хорошо подумать, нужен ли вам такой автомобиль.

Итоги

Что ж, следует согласиться, что автоматическая трансмиссия очень удобна, особенно при движении в городских условиях. Но при всех своих достоинствах имеет ряд недостатков, это практическая не ремонтопригодность, несколько завышенный расход топлива (в городском цикле), правда, с лихвой компенсируемый при движении по трассе. Но, опять же, мнения по этому поводу всегда очень спорные. А высокие технологии не стоят на месте и будущее, все-таки, наверно за «автоматом» на массовом автомобиле.

Диапазон Р (Park) – парковочная блокировка. Данный режим выбирается при длительной стоянке автомобиля. В этом положении рычага в АКПП выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, поэтому движение автомобиля невозможно (ведущие колеса заблокированы, блокировка находится внутри самой АКПП и не связана с обычным стояночным тормозом). На этом режиме разрешен запуск двигателя. А как насчет использования стояночного тормоза на стоянке? Для надежной фиксации автомобиля во время стоянки на относительно ровных участках исправного механизма блокировки выходного вала АКПП вполне достаточно. Но если автомобиль стоит на уклоне, то рекомендуется включение ручного тормоза. Причем первым необходимо затянуть ручной тормоз и только после этого установить рычаг переключения режимами коробки в положение Р . В этом случае вы освобождаете от дополнительной нагрузки механизм блокировки выходного вала АКПП.

Диапазон N (Neutral) - нейтральный режим, как правило, выключены все элементы управления. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, то есть автомобиль может свободно перемещаться. На этом режиме разрешен запуск двигателя. Позиция N используется при кратковременной стоянке и при буксировке автомобиля на небольшое расстояние. У некоторых автовладельцев возникает вопрос: следует ли переводить рычаг АКПП в положение N при остановке у светофора? Отвечаем: имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла коробки. В остальных случаях это делать не рекомендуется.

Диапазон R (Reverse) – режим движения задним ходом. Перевод рычага в положение R во время движения вперед может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии (недопустимо включать этот режим до полной остановки автомобиля, а на современных трансмиссиях зачастую существует блокировка). Если рычаг АКПП находится в этом положении, запуск двигателя невозможен.

Автомобили, оснащенные четырехскоростными автоматическими коробками передач, обычно имеют четыре положения движения вперед: D , 3 , 2 и 1 (L) . Следует отметить, что в случае установки РВД в одно из этих положений запуск двигателя невозможен.

Диапазон D (Drive) – основной режим движения, движение вперед. Он обеспечивает автоматическое переключение с первой по четвертую передачу (как правило, задействуются все ступени, либо все, кроме повышающих передач). В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его.

Диапазон 3 – разрешено движение на первых трех передачах. Активный режим, наиболее подходящий для движения по городу, отключается при выключении зажигания. Не обеспечивая топливной экономичности (при более быстрой скорости работы АКПП), данный режим рекомендуется производителями, чтобы при рваной городской езде (не выше 70-80 км/ч) не допускать многократной блокировки/разблокировки муфты гидротрансформатора, которая частично блокируется при переключении на повышенные передачи. В этом режиме происходит торможение двигателем. Рекомендуется использовать при движении по холмистой дороге или в условиях частых остановок.

Диапазон 2 – разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать на извилистых горных дорогах. Переключение на третью и четвертую передачи запрещено.

Диапазон 1 (L или Low) – пониженная передача, разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать тяговые возможности двигателя, поскольку передаваемый на колеса крутящий момент максимален именно на первой передаче. В этом режиме АКПП особенно эффективно торможение двигателем. Первая передача рекомендуется при движении на крутых подъемах и спусках.

На некоторых моделях автомобилей установлен режим движения с возможностью автоматического переключения на повышающую передачу. Разрешение на использование четвертой, повышающей, передачи осуществляется с помощью специальной кнопки O/D (Оverdrive) . Если она находится в утопленном состоянии и РВД установлен в положение D , то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой повышающей передачи запрещено. Состояние системы управления в этом случае отражается с помощью индикатора O/D OFF . В случае разрешения использования повышающей передачи индикатор не горит, а при запрете загорается. Повышающую передачу рекомендуется использовать для размеренной, экономичной езды на магистрали. Примечательно, что ряд 4-х ступенчатых автоматических коробок (например, Aisin (Toyota) 241E) имеет отключение четвертой передачи, имеющей передаточное число 1, то есть, фактически не являющейся овердрайвом!

В отличие от МКПП, АКПП поддерживает торможение двигателем далеко не во всех режимах. В режимах, где торможение двигателем запрещено, трансмиссия свободно проскальзывает в обгонных муфтах (как в велосипеде) и автомобиль движется «накатом». Например, в некоторых случаях первая передача с торможением двигателем задействуется только при выборе водителем положения 1 . При выборе первой передачи автоматикой из положения D торможение двигателем невозможно.

Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП?

Основная причина выхода из строя автоматической коробки переключения передач остается неграмотное использование и обслуживание. Запустив двигатель автомобиля, необходимо выждать несколько секунд для того, чтобы АКПП пришла в рабочее состояние. Перед началом движения всегда следует нажать на педаль тормоза, перевести РВД в нужную позицию (D или R ), не нажимая при этом на педаль газа (управления дроссельной заслонкой). После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение, воздействуя для этого на педаль управления дроссельной заслонкой. Первое время после начала движения рекомендуется избегать динамичной езды, пока масло во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры. До начала движения для лучшего прогрева АКПП необходимо переместить РВД во все положения, задерживаясь в каждом из них на несколько секунд. Затем включите один из диапазонов движения и несколько минут удерживайте автомобиль тормозом, двигатель при этом должен работать на холостых оборотах. Необходимо заметить, что нежелательно в холодное время начинать движение в положении R до полного прогрева АКПП, т.к. это может привести к разрушению планетарного механизма из-за большой вязкости трансмиссионной жидкости.

Режим N предназначен для буксировки неисправного автомобиля, тем не менее повторимся – всем автомобилям с автоматическими коробками передач буксировка не рекомендуется. Разрешено буксировать автомобиль с АКПП лишь на небольшие расстояния. Поскольку при бездействующем моторе не работает масляный насос, условия смазки узлов АКПП серьезно ухудшаются, но актуальным это ухудшение становится лишь при буксировке на более-менее приличное расстояние. Транспортировать автомобиль надо медленно (со скоростью не более 70 км/ч) и не более чем на 60-70 км. Оптимальный вариант – воспользоваться услугами эвакуатора.

Забуксовать на автомобиле с АКПП сложнее, чем на обычной машине, но если это случилось, нельзя "раскачивать" автомобиль, включая попеременно то первую, то заднюю передачу. Следует включить понижающий диапазон, ограничивающий переключение передач выше первой (позиция селектора 1 или L ), и попробовать выбраться из грязи, действуя педалью тормоза как сцеплением. Примерно так же, слегка отпуская педаль тормоза и стараясь не перегазовывать, маневрируют в ограниченном пространстве.

Можно ли переключать рычаг выбора диапазона на ходу?

Переключать РВД на ходу разрешено, но только не во все положения. Категорически запрещается при движении вперед переводить РВД в положения Р и R . В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить РВД в положение N , поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем и резкое торможение может вызвать занос автомобиля. А во все остальные положения РВД можно спокойно переводить. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так перевод РВД из положения 3 в положение 2 увеличит эффективность торможения двигателем и т.д.

Дополнительные режимы работы АКПП.

В современных АКПП, с большим числом рабочих диапазонов, могут присутствовать дополнительные режимы работы. Они заложены в систему управления переключения передач в виде дополнительных кнопок (переключателей).

Экономичный режим работы АКПП обеспечивает движение с минимальным расходом топлива, поскольку двигатель на каждой из ступеней работает в ограниченном скоростном диапазоне. При этом работа автоматический коробки передач и двигателя синхронизируется таким образом, что при включении очередной повышающей передачи двигатель начинает работать практически с холостых оборотов, и при дальнейшем разгоне обороты двигателя не доводятся до максимальных. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер.

Спортивный режим работы АКПП позволяет максимально использовать мощность двигателя. Включение каждой последующей передачи происходит при частотах коленчатого вала, близких к частотам, на которых развивается максимальный крутящий момент. При дальнейшем ускорении частота вращения коленчатого вала доводится до максимальных значений, при которых двигатель развивает максимальную мощность. Таким образом, двигатель работает с наибольшей отдачей. То есть диапазон изменения частот на каждой ступени происходит от частоты, при которой максимален момент, до частоты, соответствующей максимальной мощности. Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с экономичной программой, значительно большие ускорения.

Для реализации экономичной или спортивной программы на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона расположена специальная кнопка или переключатель, которые в зависимости от марки автомобиля могут иметь обозначения Power , S , Sport , Auto , A/T Mode и т.п.

Kickdown – режим АКПП, в который переходит система управления двигателем и коробкой для получения более высоких значений ускорения, например, при совершении обгона. Переход в режим Kickdown осуществляется при резком нажатии до упора педали газа (управления дроссельной заслонкой), в коробке передач произойдет переключение на одну или две ступени вниз. При этом крутящий момент, передаваемый на колеса от двигателя, значительно возрастет, а двигатель в этот момент будет работать в диапазоне скоростей, при которых отдача близка к максимальной. Дальнейший переход к следующей повышающей передаче АКПП в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль газа, то коробка передач перейдет в штатный режим работы. В некоторых случаях режим Kickdown запрещен при отключении режима Overdrive . Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передачи, ведущие колеса могут начать буксовать, что может привести к возникновению заноса.

Зимний режим работы АКПП – для его активизации имеется специальная кнопка или переключатель, которые могут иметь обозначения Winter , W , Hold (либо Snow ). Для того чтобы исключить проскальзывание колес при трогании на скользком покрытии, крутящий момент, передаваемый от двигателя к колесам, должен быть минимальным. Это осуществимо в том случае, если автомобиль будет трогаться либо со второй, либо с третьей передачи. Из-за возможного перегрева коробки не рекомендуется постоянно ездить на этом режиме.

Аварийный режим работы АКПП активизируется в случае возникновения в трансмиссии или системе управления неисправности, которая может привести к серьезной поломке АКПП, блок управления начинает работать по программе защиты трансмиссии, что позволяет автомобилю добраться своим ходом до автосервиса. Обычно в режиме защиты в автоматической коробке передач включается одна какая-либо передача и запрещены все переключения. Номер передачи, включаемой в защитном режиме, как правило, соответствует передаче, на которой все соленоиды переключения находятся в выключенном состоянии. Кроме того, в защитном режиме в основной магистрали устанавливается максимальное давление и запрещается блокировка гидротрансформатора.

Адаптивный режим работы АКПП.

Развитие «электронных» АКПП привело к появлению адаптивных коробок передач. Разрабатываемые алгоритмы управления становятся все более интеллектуальными, что приводит к появлению новых качеств в тех же самых с механической точки зрения трансмиссиях. Бортовой компьютер следит за манерой и особенностями управления водителя и подстраивает работу автоматической коробки передач и двигателя соответствующим образом. Если манера движения размеренная и плавная, компьютер делает соответствующие поправки, при которых двигатель не выводится на мощностные режимы работы, что положительно сказывается на расходе топлива. Как только водитель «занервничал» и начал производить частые и резкие нажатия на педаль газа, компьютер тут же понимает, что ускорения и обгоны нужно производить резвее. Двигатель на каждой из ступеней выводится в режим максимальных оборотов. Для обеспечения более резких ускорений система управления может осуществлять переключения на две, а то и на три ступени вниз. Интересно и то, что в алгоритм работы, как правило, заложен учет износа фрикционных элементов АКПП. Все это приводит не только к повышению комфортности поездки на автомобиле, но и к повышению его ресурса и экономичности.

Режим работы АКПП Autostick (Steptronic, Tiptronic).

Это система управления работой АКПП, в которой наряду с автоматическим, предусмотрен и полуавтоматический режим управления, (впервые реализованный компанией Porsche), при котором команду на переключение передачи дает водитель, а качество этих переключений обеспечивает система управления. В зависимости от производителя этот режим имеет разные названия (Autostick, Steptronic, Tiptronic), реализуется он только на автомобилях, имеющих электронную систему управления АКПП, и то не на всех.

В автомобилях оборудованных такой системой, РВД имеет специальное положение, в котором включается режим Autostick. Относительно этого положения есть два противоположных, нефиксируемых положения РВД. Эти положения имеют обозначения «+»(Up) и «-» (Dn) , соответственно для переключения на более высокую или более низкую передачу. В этом режиме выбор передачи осуществляется водителем вручную подталкиванием рычага селектора в направлениях «+» и «-» - переход на следующие передачи вверх и вниз. В канонической конструкции автоматически осуществляется только понижение передачи при падении оборотов двигателя до холостых. Трансмиссии ряда производителей, кроме того, автоматически повышают передачу при достижении предельных оборотов двигателя. Механически коробка передач при этом такая же, как и обычная АКПП, изменен только рычаг селектора и автоматика управления. Признак таких АКПП - Н-образный вырез для перемещения рычага селектора а так же символы «+» и «-» . Режим Autostick является скорее полуавтоматическим, чем ручным, т.к. трансмиссионный компьютер, не перестает контролировать действия водителя и не позволит ему, например, тронуться с высшей передачи, или выбрать передачу таким образом, чтобы обороты двигателя превысили допустимые. В остальном же, полная иллюзия механической трансмиссии. По желанию водителя можно перейти и на обычный автоматический режим управления, переведя РВД в положение D .

Использование автоматической коробки передач замечательно облегчает вождение автомобиля. Существует миф, что автомат больше любят дамы, чем мужчины. Но это заблуждение. Оказывается, что мужчины даже в большем количестве желают приобрести автомобиль с автоматической коробкой передач.

Инструкция, как пользовать автоматической коробкой, может оказаться сложной. Потому мы решили расписать простые и практичные советы по поводу использования автоматических коробок разных типов. Нужно помнить, что сегодня существуют стандартные автоматы, роботизированные коробки и бесступенчатые вариаторы, каждый из которых требует собственных особенностей вождения.

Принцип использования автомата настолько прост, что в автошколах даже мельком не касаются этой темы. Но когда водитель абсолютно без осознания процесса садится в автомобиль с автоматом, он просто не понимает, что делать.

Первое, что вам необходимо осуществить, - выучить обозначения АКПП. P - это буква, обозначающая стоянку (Parking). Если рычаг находится на данной отметке, автомобиль никуда не денется, его можно заводить или глушить. R означает заднюю передачу (Reverse), D - движение вперед (Drive), N - нейтральная передача, которая присутствует не во всех автоматах (Neutral). Общая техника пользования АКПП следующая:

  • убедитесь, что рычаг находится на отметке P, а также изучите варианты стопора рычага (кнопка или пружинка, которую нужно нажать для передвижения рычага);
  • заведите автомобиль, используя ключ зажигания и не нажимая на педали;
  • выжмите тормоз и переведите рычаг в положение D или R (в зависимости от того, куда нужно ехать);
  • плавно отпустите педаль тормоза и регулируйте скорость движения акселератором;
  • на светофорах и недолгих остановках просто нажимайте педаль тормоза, но не отпускайте ее до начала движения.

Используя автомат, важно приучить левую ногу не вмешиваться в процесс движения. Педаль тормоза в таких автомобилях достаточно велика, так что если у вас сработает рефлекс нажатия педали сцепления, как на механической коробке, возникнет неприятный конфуз. Рычаг КПП лучше вообще не трогать во время движения. В начале поездки вы передачу включили, в конце - выключили.

Также на некоторых коробках передач типа Tiptronic может присутствовать возможность переключать передачи вручную. Это осуществляется с помощью подрулевых лепестков или на самой коробке. В первом случае все понятно - нажмите на лепесток, чтобы повысить или понизить передачу. А во втором на коробке кроме обозначенных выше присутствуют еще обозначения в виде цифр - 2, 3, 4. Эти цифры обозначают передачи, которые вы принудительно включаете.

Особенности поездки с бесступенчатым вариатором

Вариаторы CVT сегодня не имеют ступеней переключения передач. Это обеспечивают более плавную и мягкую поездку, но также может доставить определенный дискомфорт водителю, который желает спортивной поездки от своего автомобиля. Здесь нет возможности принудительно сбросить передачу вниз, получив резкое ускорение. Некоторые производители сумели внедрить систему Kick-down и в вариаторах, но работает она гораздо хуже, чем на обычных автоматах.

С вариатором необходимо соблюдать следующие тонкости управления автомобилем:

  • придерживаться спокойной поездки;
  • избегать слишком резких ускорений на трассе;
  • максимально редко касаться рычага переключения передач;
  • не трогаться слишком плавно, удерживая педаль тормоза.

Если вы будете стараться тронуться очень мягко, постоянно придерживая педаль тормоза перед разгоном, получите быстрое стирание тормозных дисков и возможные неполадки коробки передач. Стоит заметить, что подобные особенности не являются официальными рекомендациями. Это лишь практические замечания владельцев автомобилей с вариаторами.

CVT очень нежны, хотя и популярны в современном автомобильном мире. Пользоваться вариатором достаточно удобно, но к нему придется привыкнуть.

Применение роботизированной коробки передач

Роботизированные коробки передач по своей сути являются механическими. Их система реализована так, что компьютер сам выбирает лучшие моменты для переключения и создает комфортные условия для водителя, обеспечивая низкий расход топлива. К примеру, использование роботов DSG от корпорации Volkswagen позволяет снизить потенциальный расход топлива на автомобилях на один литр. Это весьма ощутимая экономия, если учитывать, что стандартные автоматы расходуют больше горючего.

Особенностью использования роботизированных коробок передач можно назвать следующие факторы:

  • применение качественных технологий механических коробок;
  • отсутствие вреда для двигателя, долгая эксплуатация автомобиля;
  • своевременное переключение в любых условиях;
  • адаптивная работы коробки в зависимости от интенсивности поездки.

Роботы способны адаптироваться под условия использования. Чем активнее вы захотите ехать, тем больше они будут держать передачу и тем быстрее сбрасывать вниз при обгоне. Создается такое впечатление, что роботизированные КПП читают мысли водителя и привыкают к определенным особенностям его повадок. Это удивительное ощущение, когда автомобиль может читать ваши мысли.

Подводим итоги

Разновидности автоматических коробок действительно поражают современного автомобилиста. Но это не имеет особого практического значения, ведь водить все автомобили с автоматами предельно легко и приятно. Удобные возможности обеспечат оптимальный расход топлива, небольшой износ двигателя и мягкую эксплуатацию всех остальных деталей.

Автоматическая коробка передач - это не только удобно, но и весьма выгодно. Ведь вы обеспечиваете оптимальные расходы на эксплуатацию своего авто. Особенно, если речь идет о современных автоматах с отличной техникой и приятными характеристиками.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал