Тормозной кран ручника камаз. Тормозная система автомобилей семейства КамАЗ

      Назначение, устройство, принцип действия тормозной системы

Назначение тормозной системы

Рабочая тормозная система предназначена для уменьшения скорости движения автомобиля или полной его остановки. Тормозные механизмы рабочей тормозной системы установлены на всех шести колесах автомобиля. Привод рабочей тормозной системы - пневматический двухконтурный, он приводит в действие раздельно тормозные механизмы передней оси и задней тележки автомобиля. Управляется привод ножной педалью, механически свя­занной с тормозным краном. Исполнительными органами привода рабочей тормозной системы являются тормозные камеры.

Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости или остановки движущегося автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей системы.

Стояночная тормозная система обеспечивает торможение неподвижного автомобиля на горизонтальном участке, а также на уклоне и при отсутствии водителя.

Стояночная тормозная система на автомобилях КамАЗ выполнена как единое целое с запасной и для ее включения рукоятку ручного крана следует установить в крайнее (верхнее) фиксированное положение.

Привод аварийного растормаживания обеспечивает возможность возобновления движения автомобиля (автопоезда) при автоматическом его торможении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода.

Таким образом, в автомобилях КамАЗ, тормозные механизмы задней тележки являются общими для рабочей, запасной и стояночной тормозных систем, а две последние имеют, кроме того, и общий пневматический привод.

Система тормозная вспомогательная автомобиля служит для уменьшения нагруженности и температуры тормозных механизмов рабочей тормозной системы. Вспомогательной тормозной системой на автомобилях КамАЗ является моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекрываются выпускные трубопроводы двигателя и отключается подача топлива.

Аварийная система растормаживания предназначена для оттормаживания пружинных энергоаккумуляторов при их автоматическом срабатывании и остановке автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе.

Привод системы аварийного растормаживания сдублирован: кроме пневматического привода имеются винты аварийного от­тормаживания в каждом из четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет растормозить последние механическим путем.

Система аварийной сигнализации и контроля состоит из двух частей:

а) световой и акустической сигнализации о работе тормозных систем и их приводов.

В различныхточках пневматического привода встроены пневмо-лектрические датчики, которые при действии любой тормозной системы, кроме вспомогательной, замыкают цепи электрических ламп «стоп-сигнала».

Датчики падения давления установлены в ресиверах привода и при недостаточном давлении в последних замыкают цепи сигнальных электрических ламп, расположенных на панели приборов автомобиля, а также цепь звукового сигнала (зуммера).

б) клапанов контрольных выводов, с помощью которых производится диагностика технического состояния пневматического тормозного привода, а также (при необходимости) отбор сжатого воздуха.

Устройство тормозной системы

На рисунке 2 представлена схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ-43101, -43114.

Источником сжатого воздуха в приводе является компрессор 9. Компрессор, регулятор давления 11, предохранитель 12 от замерзания конденсата, конденсационный ресивер 20 составляют питающую часть привода, из которой очищенный сжатый воздух под заданным давлением подается в необходимом количестве в остальные части пневматического тормозного привода и к другим потребителям сжатого воздуха.

Пневматический тормозной привод разбит на автономные контуры, отделенные друг от друга защитными клапанами. Каждый контур действует независимо от других контуров, в том числе и при возникновении неисправностей. Пневматический тормозной привод состоит из пяти контуров, разделенных одним двойным и одним тройным защитными клапанами.

Контур I привода рабочих тормозных механизмов передней оси состоит из части тройного защитного клапана 17; ресивера 24 вместимостью 20 л с краном слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 5; нижней секции двухсекционного тормозного крана 16; клапана 7 контрольного вывода (С); клапана 8 ограничения давления; двух тормозных камер 1; тормозных механизмов передней оси тягача; трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.

Кроме того, в контур входит трубопровод от нижней секции тормозного крана 16 до клапана 81 управления тормозными системами прицепа с двух­проводным приводом.

Контур II привода рабочих тормозных механизмов задней тележки состоит из части тройного защитного клапана 17; ресиверов 22 общей вместимостью 40 л с кранами 19 слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере; части двухстрелочного манометра 5; верхней секции двухсекционного тормозного крана 16; клапана контрольного вывода (D) автоматического регулятора тормозных сил 30 с упругим элементом; четырех тормозных камер 26; тормозных механизмов задней тележки (промежуточного и заднего мостов); трубопроводов и шланга между этими аппаратами. В контур входит также трубопровод от верхней секции тормозного крана 16 к клапану 31 управления тормозными механизмами с двухпроводным приводом.

Контур III привода механизмов запасной и стояночной тормозных систем, а также, комбинированного привода тормозных механизмов прицепа (по­луприцепа) состоит из части двойного защитного клапана 13; двух ресиверов 25 общей вместимостью 40 л с краном 19 слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресиверах; двух клапанов 7 контрольного вывода (В и Е) ручного тормозного крана 2; ускорительного клапана 29; части двухмагистрального перепускного клапана 32; четырех пружинных энергоаккумуляторов 28 тормозных камер; датчика 27 падения давления в магистрали пружинных энергоаккумуляторов; клапана 31 управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; одинарного защитного клапана 35; клапана 34 управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом; трех разобщительных кранов 37 трех соединительных головок; головки 38 типа А однопроводного привода тормозных механизмов прицепа и двух головок 39 типа "Палм" двухпроводного привода тормозных механизмов прицепа; двухпроводного привода тормозных механизмов прицепа; пневмоэлектри-ческого датчика 33 "стоп-сигнала", трубопроводов и шлангов между этими аппаратами. Следует отметить, что пневмоэлектрический датчик 33 в контуре установлен таким образом, что он обеспечивает включение ламп "стоп-сигнала" при торможении автомобиля не только запасной (стояночной) тормозной системой, но и рабочей, а также в случае выхода из строя одного из контуров последней.

Контур IV привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей не имеет своего ресивера и состоит из части двойного защитного клапана 13; пневматического крана 4; двух цилиндров 23 привода заслонок; цилиндра 10 привода рычага останова двигателя; пневмоэлектрического датчика 14; трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.

От контура IV привода механизмов вспомогательной тормозной системы сжатый воздух поступает к дополнительным (не тормозным) потребителям; пневмосигналу, пневмогидравлическому усилителю сцепления, управлению агрегатами трансмиссии и пр.

Контур V привода аварийного растормаживания не имеет своего ресивера и исполнительных органов. Он состоит из части тройного защитного клапана 17; пневматического крана 4; части двухмагистрального перепускного клапана 32; соединяющих аппараты трубопроводов и шлангов.

1 - тормозные камеры типа 24; 2 (А, В, С) - контрольные выводы; 3 - пневмоэлектрический выключатель элетромагнитного клапана прицепа; 4 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - двухстрелочный манометр; 6 - компрессор 7 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 8 - водоотделитель; 9 - регулятор давления; 11 -двухмагистральный перепускной клапан; 12-4-х контурный защитный клапан; 13 - кран управления стояночной тормозной системой; 14 - теплообменник; 15 - двухсекционный тормозной кран; 17 - пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 18 - ресивер контура I; 19 - ресивер потребителей; 20 -выключатель сигнализатора падения давления; 21 - ресивер контура III; 22 - ресиверы контура II; 23 - кран сливг конденсата; 24 - тормозные камеры типа 20/20 с пружинными энергоаккумуляторами; 25, 28 - ускорительные клапаны; 26 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 27 - выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 29 - клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 - автоматические соединительные головки; 31 - соединительная головка типа A; R -к питающей магистрали двухпроводного привода; Р - к соединительной магистрали однопроводного привода; N -к управляющей магистрали двухпроводного привода; 31- датчик падения давления в ресиверах I контура; 32- датчик падения давления в ресиверах II контура; 33-датчик стоп- сигнала; 34-кран экстренного растормаживания

Рисунок 2 – Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ-43101, 43114

Пневматические тормозные приводы тягача и прицепа соединяют три магистрали: магистраль однопроводного привода, питающая и управляющая (тормозная) магистрали двухпроводного привода. На седельных тягачах соединительные головки 38 и 39 находятся на концах трех гибких шлангов указанных магистралей, закрепленных на поддерживающей штанге. На бортовых автомобилях головки 38 и 39 установлены на задней поперечине рамы.

Для улучшения влагоотделения в питающей части тормозного привода автомобилей моделей 53212, 53213 на участке компрессор – регулятор давления дополнительно предусмотрен влагоотделитель, установленный на первой поперечине автомобиля в зоне интенсивного обдува.

С этой же целью на всех моделях автомобиля КамАЗ на участке предохранитель– защитные клапаны от замерзания предусмотрен конденсационный ресивер вместимостью 20 л. На самосвале 55111 отсутствует аппаратура управления тормозными механизмами прицепа, разобщительные краны, соеди­нительные головки.

Для наблюдения за работой пневматического тормозного привода и своевременной сигнализации о его состоянии и возникающих неисправностях в кабине на щитке приборов имеются пять сигнальных лампочек, двухстрелочный манометр, показывающий давление сжатого воздуха в ресиверах двух контуров (I и II) пневматического привода рабочей тормозной системы, и зуммер, сигнализирующий об аварийном падении давления сжатого воздуха в ресиверах любого контура тормозного привода.

Принцип действия тормозной системы

Устройство упругого элемента регулятора тормозных сил изображено на рисунок. 306. При вертикальных перемещениях мостов в пределах допустимого хода рычага регулятора тормозных сил шаровой палец 4 упругого элемента распологается в нейтральной точке. При сильных толчках и вибрации, а также при перемещении мостов за пределы допустимого хода рычага регулятора тормозных сил стержень 3, преодолевая силу пружины 2, прокручивается в корпусе 1. При этом тяга 5, соединяющая гибкий элемент с регулятором тормозных сил, прокручивается относительно отклоненного вала 3 рядом шарового пальца 4.

После прекращения манипуляции силы, отклоняющей стержень 3, палец 4 под влиянием пружины 2 возвращается в исходное нейтральное расположение.

Клапан ускорительный автомобиля Камаз призван для снижения времени срабатывания привода запасной тормозной системы за счет сокращения длины магистрали впуска сжатого воздуха в пружинные энергоаккумуляторы и выпуска воздуха из них непосредственно через ускорительный клапан в атмосферу. Клапан размещен на внутренней стороне лонжерона рамы автомобиля в зоне задней тележки.

Устройство ускорительного клапана изображено на рисунок. 307. К выводу Iii поступает сжатый воздух из ресивера. Вывод Iv скреплен с управляющим прибором - тормозным краном обратного манипуляции с ручным управлением, а вывод I - с пружинным энергоаккумулятором. При отсутствии давления в выводе Iv поршень 3 распологается в верхнем позиционировании. Подающий клапан 4 закрыт под влиянием пружины 5, а выпускной клапан 1 открыт. Через открытый выпускной клапан 1 и вывод I пружинные энергоаккумуляторы сообщаются с атмосферным выводом Ii. Транспортное средство заторможен пружинными энергоаккумуляторами.

При подаче сжатого воздуха к выводу Iv от ручного тормозного крана он подается в надпоршневое место - камеру 2. Поршень 3 под влиянием сжатого воздуха движется вниз, прежде закрывает выпускной клапан 1 и далее открывает подающий клапан 4. Заполнение цилиндров пружинных энергоаккумуляторов, присоединенных к выводу I, проводится сжатым воздухом от ресивера через вывод Iii и открытый подающий клапан 4.

Пропорциональность управляющего давления на выводе Iv и выходного давления на выводе I применяется поршнем 3. При достижении в выводе I давления, соответствующего давлению на выводе Iv, поршень 3 передвигается вверх до момента закрытия подающего клапана 4, движущегося под влиянием пружины 5. При снижении давления в управляющей магистрали (то есть на выводе Iv) поршень 3 вследствие больше высокого давления на выводе I передвигается вверх и отрывается от выпускного клапана 1. сжатый воздух из пружинных энергоаккумуляторов через открытый выпускной клапан I, впалый основание 6 клапанов и атмосферный клапан выходит в атмосферу, транспортное средство затормаживается.

Клапан двухмагистральный автомобиля Камаз (рис. 308) призван для обеспечения реальности управления одним исполнительным устройством с участием двух независимых органов управления. С единственной стороны к нему подведена магистраль от тормозного крана обратного манипуляции с ручным администрированием (вывод I); с другой - от крана аварийного растормаживания стояночной тормозной системы (вывод Ii).


Рисунок. 307. Клапан ускорительный автомобиля Камаз: 1 - клапан выпускной; 2 - камера управляющая; 3 - поршень; 4 - клапан подающий; 5 - пружина; 6 - основание клапанов; I - в двухмагистральному клапану; Ii - атмоферный вывод; Iii - от ресивера; Iv - от крана управления стояночной тормозной системой

Выходящая магистраль (вывод Iii) состыкована с пружинными энергоаккумуляторами тормозных механизмов задней тележки автомобиля.

Двухмагистральиый клапан автомобиля Камаз размещен внутри правого лонжерона рамы автомобиля близко с ускорительным клапаном. Подсоединение клапана проводится соответственно стрелке на корпусе. При подаче сжатого воздуха в вывод I от ручного тормозного крана (через ускорительный клапан) уплотнитель 1 передвигается влево и садится на седло в крышке 3, закрывая вывод Ii. При этом вывод Iii соприкасается с выводом I, сжатый воздух поступает в пружинные энергоаккумуляторы, и транспортное средство растормаживается.

При подаче сжатого воздуха в вывод Ii от пневматического крана аварийного растормаживания уплотнитель 1 передвигается вправо и садится на седло в корпусе 2, закрывая вывод I, при этом вывод Iii соприкасается с выводом Ii, сжатый воздух также поступает в пружинные энергоаккумуляторы, и транспортное средство растормаживается. При затормаживании, то есть при выпуске воздуха из пружинных энергоаккумуляторов, уплотнитель 1 остается прижатым к тому седлу, к которому он переместился, и сжатый воздух легко поступает из пружинных энергоаккумуляторов через вывод Iii в выводы I или Ii.

В случае одновременного подведения сжатого воздуха к выводам I и Ii клапан занимает нейтральное расположение и не мешает проходу воздуха к выводу Iii и далее в пружинные энергоаккумуляторы.

Камера тормозная типа 24 предопределена для преобразования энергии сжатого воздуха в работу по приведению в действие тормозных механизмов передних колес автомобиля.


Рисунок. 308. Двухмагистральный перепускной клапан автомобиля Камаз: 1- уплотнитель; 2 - основание; 3 - крышка; 4 - кольцо уплотнительное; I - от крана аварийного растормаживания; Ii - от ускорительного клапана; Iii - к цилиндрам энергоаккумуляторов

Устройство тормозной камеры переднего тормозного устройства автомобиля Камаз изображено на рисунок. 309. Мембрана 3 зажата меж корпусом 8 камеры и крышкой 2 стяжным хомутом 6, состоящим из двух полуколец. Камера к кронштейну разжимного кулака зафиксирована двумя болтами 13, приваренными к фланцу, который вставлен в основание камеры изнутри. Шток камеры заканчивается резьбовой вилкой 12, соединенной с регулировочным рычагом. Подмемб- ранная углубление связана с атмосферой дренажными отверстиями, выполненными в корпусе 8 камеры.

При подаче сжатого воздуха в углубление над мембраной 8 она передвигается и действует на шток 7. При растормаживании шток, а одновременно с ним и мембрана, под влиянием возвратной пружины 5 возвращаются в исходное расположение.

Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором типа 20/20 (рис. 310) предопределена для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки автомобиля при включении рабочей, запасной и стояночной тормозных систем.

Пружинные энергоаккумуляторы одновременно с тормозными камерами размещены на кронштейны разжимных кулаков тормозных механизмов задней тележки и зафиксированы двумя гайками с болтами.

При торможении рабочей тормозной системой сжатый воздух от тормозного крана поступает в углубление над мембраной 16. Мембрана 16, прогибаясь, влияет на диск 17, который через шайбу и контргайку передвигает шток 18 и поворачивает регулировочный рычаг с разжимным кулаком тормозного устройства. Таким образом, торможение задних колес проистекает так же, как и торможение передних с обычной тормозной камерой.

При включении запасной или стояночной тормозной системы, то есть при выпуске воздуха ручным краном из полости под поршнем 5, пружина 8 разжимается и поршень 5 передвигается вниз. Подпятник 2 через мембрану 16 влияет на подпятник штока 18, который, перемещаясь, поворачивает соединенный с ним регулировочный рычаг тормозного устройства. Проистекает затормаживание автомобиля.

При оттормаживатпш сжатый воздух подается через вывод под поршень 5. Поршень одновременно с толкателем 4 и подпятником 2 передвигается вверх, сжимая пружину 8 и дает способность штоку 18 тормозной камеры под влиянием возвратной пружины 19 вернуться в исходное расположение.

При слишком внушительном зазоре меж колодками и барабаном тормозного механизма, то есть при слишком внушительном ходе штока тормозной камеры, напряжение на штоке может оказаться недостаточным для эффективного торможения.

Рисунок. 309. Тормозная камера типа 24 автомобиля Камаз: 1 - штуцер; 2 - крышка основания; 3 - мембрана; 4 - диск опорный; 5 - пружина возвратная; 6 - хомут; 7 - шток; 8 - основание камеры; 9 - кольцо; 10 - контргайка; 11 - пыльник защитный; 12 - вилка; 13 - болт; I - подвод сжатого воздуха

Рисунок. 310. Тормозная камера типа 20/20 с пружинным энергоаккумулятором автомобиля Камаз: 1 - основание; 2 - подпятник; 3 - кольцо уплотнительное; 4 - толкатель; 5 - поршень; 6 - уплотнение поршня; 7 - цилиндр энергоаккумулятора; 8 - пружина; 9 - винт устройства аварийного растормаживания; 10 - гайка упорная; 11 - патрубок цилиндра; 12 - трубка дренажная; 13 - подшипник упрямый; 14 - фланец; 15 - патрубок тормозной камеры; 16 - мембрана; 17 - диск опорный; 18 - шток; 19 - пружина возвратная

В этом случае надлежит включить ручной тормозной кран обратного манипуляции и выпустить воздух из-под поршня 5 пружинного энергоаккумулятора. Подпятник 2 под влиянием силовой пружины 8 продавит середину мембраны 16 и продвинет шток 18 на имеющийся вспомогательный ход, обеспечив затормаживание автомобиля.

При нарушении непроницаемости и снижении давления в ресивере стояночной тормозной системы воздух из полости под поршнем 5 через вывод уйдет в атмосферу через поврежденную часть привода и произойдет автоматическое затормаживание автомобиля пружинными энергоаккумуляторами.

Цилиндры пневматические автомобиля Камаз предопределены для приведения в действие механизмов вспомогательной тормозной системы. На автомобилях Камаз размещено три пневматических цилиндра:

Два цилиндра диаметром 35 мм и ходом поршня 65 мм (рис. 311, а) для управления дроссельными заслонками, установлеными в выпускных трубопроводах мотора;

Один цилиндр диаметром 30 мм и ходом поршня 25 мм (рис. 311, b) для управления рычагом регулятора топливного насоса высокого давления.

Пневматический цилиндр 035х65 шарнирно зафиксирован на кронштейне при помощи пальца. Шток цилиндра резьбовой вилкой соприкасается с рычагом управления заслонкой. При включении вспомогательной тормозной системы сжатый воздух от пневматического крана через вывод в крышке 1 (см. рисунок. 311, а) подается в углубление под поршнем 2. Поршень 2, преодолевая силу возвратных пружин 3, передвигается и влияет через шток 4 на рычаг управления заслонкой, переводя ее из положения «открыто» в расположение «закрыто». При выпуске сжатого воздуха поршень 2 со штоком 4 под влиянием пружин 3 возвращается в исходное расположение. При этом заслонка прокручивается в расположение «открыто».

Рисунок. 311. Пневматические цилиндры привода заслонки устройства вспомогательной тормозной системы (а) и привода рычага остановки мотора (b): 1 - крышка цилиндра; 2 - поршень; 3 - пружины возвратные; 4 - шток; 5 - основание; 6 - манжета

Пневматический цилиндр 030х25 шарнирно размещен на крышке регулятора топливного насоса высокого давления. Шток цилиндра резьбовой вилкой скреплен с рычагом регулятора. При включении вспомогательной тормозной системы сжатый воздух от пневматического крана через вывод в крышке 1 цилиндра (см. рисунок. 311, b) подается в углубление под поршнем 2. Поршень 2, преодолевая силу возвратной пружины 3, передвигается и влияет через шток 4 на рычаг регулятора топливного насоса, переводя его в расположение нулевой впуска. Система тяг педали управления подачей топлива связана со штоком цилиндра таким образом, что при включении вспомогательной тормозной системы педаль не передвигается. При выпуске сжатого воздуха поршень 2 со штоком 4 под влиянием пружины 3 возвращается в исходное расположение.

Рисунок. 312. Клапан контрольного вывода автомобиля Камаз: 1 - штуцер; 2 - основание; 3 - петля; 4 - колпачок; 5 - толкатель с клапаном; 6 - пружина

Клапан контрольного вывода (рис. 312) призван для присоединения к приводу контрольно- измерительных приборов с целью измерения давления, а также для отбора сжатого воздуха. Таких клапанов на автомобилях Камаз размещено пять - во всех контурах пневматического тормозного привода. Для присоединения к клапану надлежит приспособлять трубопроводы и измерительные приборы с накидной гайкой М16х1,5,

При измерении давления или для отбора сжатого воздуха открутить колпачок 4 клапана и навернуть на основание 2 накидную гайку шланга, присоединенного к контрольному манометру или какому-либо потребителю. При наворачивании гайка передвигает толкатель 5 с клапаном, и воздух через радиальные и осевое отверстия в толкателе 5 подается в трубопровод. После отсоединения трубопровода толкатель 5 с клапаном под влиянием пружины 6 придавливается к седлу в корпусе 2, закрывая выход сжатому воздуху из пневмопривода.

Рисунок. 313. Датчик падения давления автомобиля Камаз: 1 - основание; 2 - мембрана; 3 - контакт неподвижный; 4 - толкатель; 5 - контакт подвижный; 6 - пружина; 7 - винт регулировочный; 8 - изолятор

Устройство и работа приборов привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем автомобилей КамАЗ-5320 и Урал-4320

Ручной тормозной кран автомобилей КамАЗ-5320 и Урал-4320

Ручной тормозной кран (рис. 7.13) служит для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем. По принципу работы тормозной кран обратного действия - управляет пневматическими механизмами, работающими при выпуске сжатого воздуха.

Основными элементами тормозного крана являются: корпус 2 крышка 7 с рукояткой, следящий поршень 11, выпускной клапан
10 , шток 9, фигурное кольцо 5, направляющий колпачок 8, уравновешивающая пружина 3, пружины 1,4 и б соответственно клапана, штока и колпачка. Вывод I крана соединен с воздушным баллоном стояночной и запасной тормозных систем, вывод 11 - с атмосферой, вывод III - через ускорительный клапан с пружинными энерго-аккумуляторами.

В исходном положении (без торможения, рис. 7.13, б) направляющий колпачок 8 и шток 9 под действием своих пружин занимают крайние нижние положения, а выпускной клапан 10, кромкой штока
9 оторванный от седла поршня II, разобщает вывод I с атмосферным выводом II и сообщает вывод I с выводом III. Сжатый воздух через отверстие в поршне 11 поступает в полость А и через Впускное окно седла клапана, выполненное на дне поршня 11, в полость В, откуда по вертикальному каналу проходит к выводу III и далее к ускорительному клапану, обеспечивающему подачу сжатого воздуха в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. Пружины энергоаккумуляторов под действием сжатого воздуха сжимаются.

Для приведения в действие запасной тормозной системы необходимо повернуть рукоятку крана. При этом (рис. 7.13, в) вместе с крышкой 7 поворачивается направляющий колпачок 8. Скользя по винтовым поверхностям фигурных выступов кольца 5, колпачок 8 поднимается вверх и увлекает за собой шток 9. Нижняя кромка штока 9 отрывается от клапана 10 и последний под действием пружины 1 садится в седло поршня II, разобщая вывод I с выводом III и сообщая атмосферный вывод II с выводом III. Поступление сжатого воздуха от вывода I к выводу III прекращается, и сжатый воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана через вывод III, отверстие клапана 10 и вывод II выходит в атмосферу до тех пор, пока давление в полости А под поршнем 11 не преодолеет суммарное усилие уравновешивающей пружины 3 и давление на поршень в полости В. При равенстве усилив поршень 11 вместе с клапаном 10 поднимается вверх до посадки клапана на кромку штока 9. Выпуск воздуха из управляющей магистрали ускорительного насоса через вывод III прекращается, т. е. осуществляется следящее действие.

При выпуске сжатого воздуха из управляющей магистрали ускорительного клапана последний отсоединяет полость цилиндров пружинных энергоаккумуляторов от питающей магистрали и соединяет их с атмосферным выводом ускорительного клапана. Сжатый воздух из цилиндров выпускается в атмосферу, и пружинные энергоаккумуляторы затормаживают колеса задней тележки автомобиля. Характеристики пружин энергоаккумуляторов подобраны таким образом, что обеспечивают прямую зависимость давления, а следовательно, и тормозных сил на колесах от угла поворота рукоятки. Стопор крана имеет обеспечивающий автоматический возврат рукоятки в неходкое положение при ее отпускании.

Для приведения в действие стояночной тормозной системы необходимо повернуть рукоятку крана назад до отказа, где она фиксируется стопорной защелкой. При этом воздух из вывода III полностью выходит в атмосферный вывод II, так как поршень 11 упирается в ограничитель пружины 4 и клапан 10 не доходит до нижней кромки штока 9. Для оттормаживания стояночной тормозной системы необходимо повернуть рукоятку крана вперед до отказа. В этом случае сжатый воздух будет поступать из воздушного баллона в цилиндры с пружинными энергоаккумуляторами. Под действием сжатого воздуха пружины сжимаются и тормозные механизмы растормаживаются.

Заголовок

Камаз считается довольно габаритной машиной, которая может перевозить груз около 25 тонн. Поэтому остановить такое транспортное средство довольно сложно, но установленная на нее система торможения хорошо с этим справляется, если конечно она исправна. В сегодняшней статье мы более подробно обсудим тормозную систему автомобиля Камаз 5320 и 4310, а именно ответим на такие вопросы:

  • Что собой представляет камазовская тормозная система ЗИЛ 130 ?
  • Как устроена система торможения Камаз 5320 (4310);
  • Сколько тормозных систем установлено на авто марки Камаз 5320 (4310)?
  • Как функционирует тормозная система Камаз?
  • Основные неисправности камазовской тормозной системы ЗИЛ 130;
  • С чем могут быть связаны различные неисправности тормозной системы авто Камаз 5320 (4310)?
  • Диагностика тормозной системы ЗИЛ 130 на стенде;
  • Замена тормозной жидкости на авто марки Камаз 5320 (4310).

Основная информация

Главной задачей системы торможения является деформация скорости передвижения транспортного средства при помощи водителя или же электро-руководства. Вторичной задачей является задержка машины в неподвижном состоянии во время стоянок или кратких остановок. Противоположная сила остановки может образовываться самим двигателем от транспортного средства, механизмом, который отвечает за остановку колёс авто, электронным или гидравлическим замедляющим тормозом (обычно он находиться в самой трансмиссии). Для функционирования всех вышеперечисленных функций на транспортное средство устанавливают различные типы. На автомобили марки Камаз 5320 и 4310 устанавливаются сразу несколько тормозных систем. Следственно возникает вопрос, сколько же и всего?

  1. Рабочий тип. Данный вириант можно применять абсолютно на любой скорости транспортного средства в целях резкой остановки или же просто для снижения скорости. Также стоит упомянуть, что рабочий типа начинает свое действие сазу же после нажатия на педаль «тормоз». Этот тип считается самым эффективным по сравнению с остальными типами.
  2. Запасной тип. Является вторым вариантом для экстренных случаев, когда основной тормозной блок отказывается работать.Запасные типы бывают двух вариаций: автономный тип и тип, который используется как функция.
  3. Стояночный тип. Является необходимой для удержания машины на протяжении определённого времени на месте. А значит, что с помощью стояночного типа исключается вариант с передвижением автом без ведома владельца.
  4. Вспомогательная. Вспомогательный тип используется на транспортах для передвижения, которым свойственна повышенная нагрузка на мост, для остановки на крутых спусках. Довольно часто происходит так, что функции этой системы остановки выполняются двигателем, на котором трубопровод перекрывается при помощи заслонки.


Также автомобили Камаз 5320 и 4310 оснащаются аварийной растормаживающей системой на стояночный тип тормозов, приводом тормозов прицепа, аварийной сигнализацией о функционировании системы торможения и системой контроля.

Камазовская система торможения ЗИЛ 130 оснащается такими основными механизмами и аппаратами:

  • Ресиверы;
  • Компрессор;
  • Пневматические цилиндры;
  • Тормозной механизм;
  • Тормозной кран;
  • Четырехконтурный защитный клапан;
  • Регулировочный рычаг;
  • Распределитель влаги;
  • Датчики;
  • Клапаны;
  • Регулятор давления;
  • Механизм вспомогательной системы торможения;
  • Автоматический регулятор сил торможения.

В чём заключается принцип действия?

Давайте рассмотрим принцип действия камазовской тормозящей системы ЗИЛ 130 на примере гидравлического рабочего блока. Во время натиска на педаль тормоза нагрузка переноситься на уилитель, который в свою очередь сосздает дополнительное давление на основной цилиндр. Поршни основного цилиндра собирают всю лишнюю жидкость в цилиндрах авто-колёс при помощи трубопровода. Поршень основного цилиндра собирает всю жидкость в цилиндрах автомобильных колёс с помощью трубопроводов. Причём в этот же момент поток жидкости переходит в привод. Благодаря поршням цилиндров автомобильных колёс происходит перемещение тормозящих колодок к дискам, или как их ещё называют барабанам.

После нажатия на педаль тормоза активируется давление жидкости, что как правило запускает механизм остановки и заставляет автомобиль остановиться образованием сил торможения контактируя с покрытием дороги. Причём чем больше будет давление на саму педаль, тем лучше и быстрее произойдёт остановка автомобильных колёс. Давление жидкости в момент остановки может достигать от десяти до пятнадцати мегапаскалей.

В момент окончания остановки педаль тормоза содействует с возвратной пружиной и в итоге педаль стает в неактивное положение. Также в обратное расположение переходит поршень основного цилиндра. Большинство частей пружин отходят от барабанов с помощью колодок. В это же время тормозная жидкость перетекает в главный цилиндр из цилиндра авто-колёс. Таким образом, проходит понижение давления камазовской системы торможения ЗИЛ 130. Эффективность камазовской системы торможения сильно увеличивается благодаря использованию устройств безопасности транспортного средства.


Неисправности системы торможения

Главной задачей проведения диагностики авто Камаз 5320 и 4310 считается обнаружение неисправности камазовской тормозной системы ЗИЛ 130, а также их устранение при минимальном использовании денежных средств. Кроме того, своевременное обнаружение неисправностей системы торможения позволит вам избежать больших денежных трат, потому как вы сможете предотвратить поломку. В специализированных центрах диагностика проводится на специальном стенде, но вы и сами можете её провести в домашних условиях. Для определения неисправности нужно внимательно относиться к своему транспортному средству. Итак, рассмотрим основные неисправности камазовской системы торможения ЗИЛ 130?

  1. Возникновение постороннего шума;
  2. Слышен скрип во время остановки транспортного средства;
  3. Заметно подтекание тормозной жидкости;
  4. Западает педаль тормоза;
  5. Заметно увеличился тормозной путь.

Как правило, все вышеперечисленные неисправности торможения авто Камаз 5320 и 4310 связаны с такими причинами:

  1. Нарушилась герметичность;
  2. Низкий уровень жидкости;
  3. Нерегулярное поведение замены жидкости;
  4. Сильно износились тормозные колодки.

Чаще всего причиной неполадок камазовской системы торможения ЗИЛ 130 является несвоевременная замена тормозной жидкости, а это может привести к полному отказу тормозов. Её нужно регулярно менять из-за того, что в момент использования она впитывает в себя всю влагу. Также может быть недостаточный уровень тормозной жидкости, так как она испаряется при закипании, которое происходит в момент остановки транспортного средства.

Тормозная система автомобилей семейства КамАЗ.

Введение 1. Назначение тормозной системы автомобиля…………………………………… 2. Устройство тормозной системы…………………………………………………. 3. Устройство основных механизмов и аппаратов тормозной системы автомобилей КамАЗ……………………………………………………………… 3.1. Механизм тормозной………………………………………………………… 3.2. Рычаг регулировочный………………………………………………………. 3.3. Механизм вспомогательной тормозной системы………………………….. 3.4. Компрессор……………………………………………………………………. 3.5. Влагоотделитель……………………………………………………………… 3.6. Регулятор давления…………………………………………………………… 3.7. Кран тормозной………………………………………………………………. 3.8. Регулятор автоматический тормозных сил…………………………………. 3.9. Клапан защитный четырехконтурный………………………………………. 3.10. Ресиверы……………………………………………………………………… 3.11. Камера тормозная……………………………………………………………. 3.12. Цилиндры пневматические………………………………………………….. 3.13. Клапаны и датчики…………………………………………………………… 4. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы……………………... Список литературы…………………………………………………………….

Введение

Автомобили КамАЗ предназначены для работы во всех отраслях народного хозяйства. Объединением КамАЗ, включающим 10 основных заводов, выпускаются автомобили колесных формул 4×2, 6×4 и 6×6 – для эксплуатации на дорогах с различным покрытием и полноприводные – по бездорожью . Также выпускается специализированная техника на базе этих автомобилей (банковские, пожарные, строительные – подъемные краны, бетоносмесители). На рисунке 1 представлена схема автомобиля КамАЗ–53215 с колесной формулой 6×4, предназначенного для перевозки грузов массой до 10 тонн по дорогам с улучшенным покрытием в составе автопоезда (с прицепом) .

Рисунок 1 – Автомобиль КамАЗ–53215

Автомобили КамАЗ, как и другие автомобили, состоит из ряда систем (пуска; питания топливом; смазки; охлаждения; тормозной и др), их агрегатов и узлов, а также рамы, кабины, платформы, двигателя, трансмиссии и др . Каждая система и агрегат выполняют свои функции для обеспечения бесперебойной и безопасной работы всего автомобиля. Автомобили и автопоезда КамАЗ оборудованы четырьмя автономными тормозными системами: рабочей, запасной, стояночной, вспомогательной и при-водом аварийного растормаживания . Хотя эти системы имеют общие элементы, работают они независимо и обеспечивают высокую эф-фективность торможения в любых условиях экс-плуатации.

1. Назначение тормозной системы автомобиля

Рабочая тормозная система предназначена для уменьшения скорости движения автомобиля или полной его остановки. Тормозные механизмы рабо-чей тормозной системы установлены на всех шести колесах автомобиля. Привод рабочей тормозной системы - пневматический двухконтурный, он при-водит в действие раздельно тормозные механизмы передней оси и задней тележки автомобиля. Управ-ляется привод ножной педалью, механически свя-занной с тормозным краном. Исполнительными органами привода рабочей тормозной системы яв-ляются тормозные камеры . Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости или остановки движу-щегося автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей системы . Стояночная тормозная система обеспечивает тор-можение неподвижного автомобиля на горизон-тальном участке, а также на уклоне и при отсутствии водителя. Стояночная тормозная система на автомо-билях КамАЗ выполнена как единое целое с запас-ной и для ее включения рукоятку ручного крана следует установить в крайнее (верхнее) фиксирован-ное положение . При-вод аварийного растормаживания обеспечивает возможность возобновления движения авто-мобиля (автопоезда) при автоматическом его тормо-жении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода. Таким образом, в автомобилях КамАЗ, тормозные механизмы задней тележки являются общими для рабочей, запасной и стояночной тормозных систем, а две последние имеют, кроме того, и общий пнев-матический привод. Система тормозная вспомогательная автомобиля служит для уменьшения нагруженности и тем-пературы тормозных механизмов рабочей тормоз-ной системы. Вспомогательной тормозной системой на автомобилях КамАЗ является моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекры-ваются выпускные трубопроводы двигателя и от-ключается подача топлива . Аварийная система растормаживания предназ-начена для оттормаживания пружинных энергоак-кумуляторов при их автоматическом срабатывании и остановке автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе . Привод системы аварийного растормаживания сдублирован: кроме пневма-тического привода имеются винты аварийного от-тормаживания в каждом из четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет растормозить последние механическим путем. Система аварийной сигнализации и контроля состо-ит из двух частей : а) световой и акустической сигнализации о ра-боте тормозных систем и их приводов. В различныхточках пневматического привода встроены пневмо-лектрические датчики, которые при действии лю-бой тормозной системы, кроме вспомогательной, замыкают цепи электрических ламп «стоп-сигнала». Датчики падения давления установлены в ресиверах привода и при недостаточном давлении в последних замыкают цепи сигнальных электрических ламп, расположенных на панели приборов автомобиля, а также цепь звукового сигнала (зуммера). б) клапанов контрольных выводов, с помощью которых производится диагностика технического состояния пневматического тормозного привода, а также (при необходимости) отбор сжатого воздуха.

2. Устройство тормозной системы

На рисунке 2 представлена схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ-43101, -43114. Источником сжатого воздуха в приводе является компрессор 9. Компрессор, регулятор давления 11, предохранитель 12 от замерзания конденсата, конденсационный ресивер 20 составляют питающую часть привода, из которой очищенный сжатый воз-дух под заданным давлением подается в необходи-мом количестве в остальные части пневматического тормозного привода и к другим потребителям сжа-того воздуха . Пневматический тормозной привод разбит на автономные контуры, отделенные друг от друга защитными клапанами. Каждый контур действует независимо от других контуров, в том числе и при возникновении неисправностей. Пневматичес-кий тормозной привод состоит из пяти контуров, разделенных одним двойным и одним тройным защитными клапанами . Контур I привода рабочих тормозных механизмов передней оси состоит из части тройного защитного клапана 17; ресивера 24 вместимостью 20 л с краном слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 5; ниж-ней секции двухсекционного тормозного крана 16; клапана 7 контрольного вывода (С); клапана 8 огра-ничения давления; двух тормозных камер 1; тормоз-ных механизмов передней оси тягача; трубопроводов и шлангов между этими аппаратами. Кроме того, в контур входит трубопровод от нижней секции тормозного крана 16 до клапана 81 управления тормозными системами прицепа с двух-проводным приводом. Контур II привода рабочих тормозных механиз-мов задней тележки состоит из части тройного защитного клапана 17; ресиверов 22 общей вмести-мостью 40 л с кранами 19 слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере; части двухстрелочного манометра 5; верхней секции двух-секционного тормозного крана 16; клапана конт-рольного вывода (D) автоматического регулятора тормозных сил 30 с упругим элементом; четырех тормозных камер 26; тормозных механизмов задней тележки (промежуточного и заднего мостов); трубо-проводов и шланга между этими аппаратами. В контур входит также трубопровод от верхней секции тормозного крана 16 к клапану 31 управления тор-мозными механизмами с двухпроводным приводом. Контур III привода механизмов запасной и стоя-ночной тормозных систем, а также, комбинирован-ного привода тормозных механизмов прицепа (по-луприцепа) состоит из части двойного защитного клапана 13; двух ресиверов 25 общей вместимостью 40 л с краном 19 слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресиверах; двух клапанов 7 контрольного вывода (В и Е) ручного тормозного крана 2; ускорительного клапана 29; части двухмагистрального перепускного клапана 32; четырех пружинных энергоаккумуляторов 28 тормозных ка-мер; датчика 27 падения давления в магистрали пружинных энергоаккумуляторов; клапана 31 уп-равления тормозными механизмами прицепа с двух-проводным приводом; одинарного защитного кла-пана 35; клапана 34 управления тормозными ме-ханизмами прицепа с однопроводным приводом; трех разобщительных кранов 37 трех соединитель-ных головок; головки 38 типа А однопроводного привода тормозных механизмов прицепа и двух головок 39 типа "Палм" двухпроводного привода тормозных механизмов прицепа; двухпроводного привода тормозных механизмов прицепа; пневмоэлектри-ческого датчика 33 "стоп-сигнала", трубопроводов и шлангов между этими аппаратами. Следует отме-тить, что пневмоэлектрический датчик 33 в контуре установлен таким образом, что он обеспечивает включение ламп "стоп-сигнала" при торможении автомобиля не только запасной (стояночной) тор-мозной системой, но и рабочей, а также в случае выхода из строя одного из контуров последней. Контур IV привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей не имеет своего ре-сивера и состоит из части двойного защитного клапана 13; пневматического крана 4; двух цилиндров 23 при-вода заслонок; цилиндра 10 привода рычага останова двигателя; пневмоэлектрического датчика 14; трубо-проводов и шлангов между этими аппаратами. От контура IV привода механизмов вспомога-тельной тормозной системы сжатый воздух поступает к дополнительным (не тормозным) потреби-телям; пневмосигналу, пневмогидравлическому уси-лителю сцепления, управлению агрегатами транс-миссии и пр. Контур V привода аварийного растормаживания не имеет своего ресивера и исполнительных органов. Он состоит из части тройного защитного клапана 17; пневматического крана 4; части двухмагистрального перепускного клапана 32; соединяющих аппараты трубопроводов и шлангов.


1 - тормозные камеры типа 24; 2 (А, В, С) - контрольные выводы; 3 - пневмоэлектрический выключатель элетромагнитного клапана прицепа; 4 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - двухстрелочный манометр; 6 - компрессор 7 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 8 - водоотделитель; 9 - регулятор давления; 11 -двухмагистральный перепускной клапан; 12-4-х контурный защитный клапан; 13 - кран управления стояночной тормозной системой; 14 - теплообменник; 15 - двухсекционный тормозной кран; 17 - пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 18 - ресивер контура I; 19 - ресивер потребителей; 20 -выключатель сигнализатора падения давления; 21 - ресивер контура III; 22 - ресиверы контура II; 23 - кран сливг конденсата; 24 - тормозные камеры типа 20/20 с пружинными энергоаккумуляторами; 25, 28 - ускорительные клапаны; 26 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 27 - выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 29 - клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 - автоматические соединительные головки; 31 - соединительная головка типа A; R -к питающей магистрали двухпроводного привода; Р - к соединительной магистрали однопроводного привода; N -к управляющей магистрали двухпроводного привода; 31- датчик падения давления в ресиверах I контура; 32- датчик падения давления в ресиверах II контура; 33-датчик стоп- сигнала; 34-кран экстренного растормаживания

Рисунок 2 – Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей КамАЗ-43101, 43114

Пневматические тормозные приводы тягача и прицепа соединяют три магистрали: магистраль од-нопроводного привода, питающая и управляющая (тормозная) магистрали двухпроводного привода. На седельных тягачах соединительные головки 38 и 39 находятся на концах трех гибких шлангов указан-ных магистралей, закрепленных на поддерживающей штанге. На бортовых автомобилях головки 38 и 39 установлены на задней поперечине рамы . Для улучшения влагоотделения в питающей части тормозного привода автомобилей моделей 53212, 53213 на участке компрессор – регулятор давления допол-нительно предусмотрен влагоотделитель, ус-тановленный на первой поперечине автомобиля в зоне интенсивного обдува. С этой же целью на всех моделях автомобиля КамАЗ на участке предохранитель– защитные клапаны от замерзания предусмотрен конденсационный ресивер вместимостью 20 л. На самосвале 55111 отсутствует аппаратура управления тормозными ме-ханизмами прицепа, разобщительные краны, соеди-нительные головки. Для наблюдения за работой пневматического тор-мозного привода и своевременной сигнализации о его состоянии и возникающих неисправностях в кабине на щитке приборов имеются пять сигналь-ных лампочек, двухстрелочный манометр, показы-вающий давление сжатого воздуха в ресиверах двух контуров (I и II) пневматического привода рабочей тормозной системы, и зуммер, сигнализирующий об аварийном падении давления сжатого воздуха в ресиверах любого контура тормозного привода.

3. Устройство основных механизмов и аппаратов тормозной системы

автомобилей КамАЗ

3.1. Механизм тормозной

Тормозные механизмы (рисунок 3) установлены на всех шести колесах автомобиля, основной узел тормозного механизма смонтирован на суппорте 2, жестко связанном с фланцем моста. На эксцентрики осей 1, закрепленные в суппорте, свободно опи-раются две тормозные колодки 7 с прикрепленными к ним фрикционными накладками 9, выполненными по серповидному профилю в соответствии с характе-ром их износа. Оси колодок с эксцентричными опор-ными поверхностями позволяют при сборке тормоз-ных механизмов правильно сцентрировать колодки относительно тормозного барабана. Тормозной бара-бан крепится к ступице колеса пятью болтами . При торможении колодки раздвигаются S-образ-ным кулаком 12 и прижимаются к внутренней по-верхности барабана. Между разжимным кулаком 12 и колодками 7 установлены ролики 13, снижающие трение и улучшающие эффективность торможения. В отторможенное состояние колодки возвращаются четырьмя оттяжными пружинами 8. Разжимной кулак 12 вращается в кронштейне 10, прикрепленном к суппорту болтами. На этом кронш-тейне устанавливается тормозная камера. На конце вала разжимного кулака установлен регулировочный рычаг 14 червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры при помощи вилки и пальца. Щиток, прикрепленный болтами к суппорту, защи-щает тормозной механизм от грязи.


1 - ось колодки; 2 -суппорт; 3 - щиток; 4 - гайка оси; 5 - накладка осей колодок;

6 - чека оси колодки; 7 - колодка тормозная; 8 - пружина; 9 - накладка фрикционная; 10-кронштейн разжимного кулака; 11 - ось ролика; 12 - кулак разжимной;

13 - ролик; 14 - рычаг регулировочный

Рисунок 3 – Механизм тормозной

3.2. Рычаг регулировочный

Регулировочный рычаг предназначен для умень-шения зазора между колодками и тормозным бара-баном, увеличивающимся вследствие износа фрик-ционных накладок. Устройство регулировочного ры-чага показано на рисунке 4. Регулировочный рычаг имеет стальной корпус 6 с втулкой 7. В корпусе находится червячное зубчатое колесо 3 со шлицевы-ми отверстиями для установки на разжимной кулак и червяк 5 с запрессованной в него осью 11. Для фиксации оси червяка имеется стопорное устрой-ство, шарик 10 которого входит в лунки на оси 11 червяка под действием пружины 9, упирающейся в стопорный болт 8. Зубчатое колесо удерживается от выпадания крышками 1, прикрепленными к корпу-су 6 рычага. При повороте оси (за квадратный конец) червяк поворачивает колесо 3, а вместе с ним пово-рачивается разжимной кулак, раздвигая колодки и уменьшая зазор между колодками и тормозным барабаном. При торможении регулировочный рычаг поворачивается штоком тормозной камеры . Перед регулированием зазора стопорный болт 8 необходимо ослабить на один-два оборота, после регулировки болт надежно затянуть.

1 - крышка; 2 - заклепка; 3 - колесо зубчатое; 4 - заглушка; 5 - червяк; 6 - корпус;

7 - втулка; 8 - болт стопорный; 9 - пружина фиксатора; 10 - шарик фиксатора;

11 - ось червяка; 12 – масленка

Рисунок 4 – Рычаг регулировочный

3.3. Механизм вспомогательной тормозной системы

Механизм вспомогательной тормозной системы представлен на рисунке 5. В приемных трубах глушителя установлены кор-пус 1 и заслонка 3, закрепленная на валу 4. На валу заслонки закреплен также поворотный рычаг 2, соеди-ненный со штоком пневмоцилиндра. Рычаг 2 и связан-ная с ним заслонка 3 имеют два положения. Внутрен-няя полость корпуса сферическая. При выключении вспомогательной тормозной системы заслонка 3 уста-навливается вдоль потока отработавших газов, а при включении - перпендикулярно потоку, создавая определенное противодавление в выпускных коллек-торах. Одновременно прекращается подача топлива. Двигатель начинает работать в режиме компрессора .


1 - корпус; 2 - рычаг поворотный; 3 - заслонка; 4 - вал

Рисунок 4 – Механизм вспомогательной тормозной системы

3.4. Компрессор

Компрессор (рисунок 5) поршневого типа, одноцилин-дровый, одноступенчатого сжатия. Компрессор закреп-лен на переднем торце картера маховика двигателя. Поршень алюминиевый, с плавающим пальцем. От осевого перемещения палец в бобышках поршня фиксируется упорными кольцами. Воздух из кол-лектора двигателя поступает в цилиндр компрессора через пластинчатый впускной клапан. Сжатый пор-шнем воздух вытесняется в пневмосистему через расположенный в головке цилиндра пластинчатый нагнетательный клапан . Головка охлаждается жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Масло к трущимся поверхностям компрессора подается из масляной магистрали двигателя: к заднему торцу коленчатого вала компрессора и по каналам коленчатого вала к шатуну. Поршневой палец и стенки цилиндра сма-зываются разбрызгиванием. При достижении в пневмосистеме давления 800–2000 кПа регулятор давления сообщает нагнетательную магистраль с окружающей средой, прекращая подачу воздуха в пневмосистему. Когда давление воздуха в пневмосистеме снизится до 650–50кПа, регулятор перекрывает выход воздуха в окружающую среду и компрессор снова начинает нагнетать воздух в пневмосистему.

1- шатун; 2 - палец поршня; 3 -маслосъемное кольцо; 4 - компрессионное кольцо;

5 -корпус цилиндра компрессора; 6 - проставка цилиндра; 7 - головка цилиндра;

8 - стяжной болт; 9 - гайка; 10 -прокладки; 11 - поршень; 12, 13 - уплотнительные кольца; 14 - подшипники скольжения; 15 - задняя крышка картера; 16 - коленчатый вал; 17 - картер; 18 -зубчатое колесо привода; 19 - гайка крепления зубчатого колеса; I - ввод; II - вывод в пневмосистему

Рисунок 5 – Компрессор

3.5. Влагоотделитель

Влагоотделитель предназначен для выделения кон-денсата из сжатого воздуха и его автоматического удаления из питающей части привода. Устройство влагоотделителя показано на рисунке 6 . Сжатый воздух от компрессора через подвод II подается в оребренную алюминиевую трубку-ох-ладитель (радиатор) 1, где постоянно охлаждается потоком встречного воздуха. Затем воздух проходит по центробежным направляющим дискам на-правляющего аппарата 4 через отверстие пустотело-го винта 3 в корпусе 2 к выводу I и далее в пнев-матический тормозной привод. Выделявшаяся за счет термодинамического эффекта влага, стекая че-рез фильтр 5, скапливается в нижней крышке 7. При срабатывании регулятора давление во влагоотделителе падает, при этом мембрана 6 перемещается вверх. Клапан 8 слива конденсата открывается, ско-пившаяся смесь воды и масла через вывод III удаля-ется в атмосферу.

Направление потока сжатого воздуха показано стрелками на корпусе 2.


1 - радиатор с ребристыми трубками; 2 - корпус; 3 - винт пустотелый; 4 - аппарат направляющий; 5 - фильтр; 6 - мембрана; 7 - крышка; 8 - клапан слива конденсата;

I - к регулятору давления; II - от компрессора; III - в атмосферу

Рисунок 6 – Влагоотделитель

3.6. Регулятор давления

Регулятор давления (рисунок 7) предназначен : – для регулирования давления сжатого воздуха в пневмосистеме; – предохранения пневмосистемы от перегрузки избыточным давлением; – очистки сжатого воздуха от влаги и масла; – обеспечения накачки шин. Сжатый воздух от компрессора через вывод IV регулятора, фильтр 2, канал 12 подается в кольцевой канал. Через обратный клапан 11 сжатый воздух поступает к выводу II и далее в ресиверы пневмоси-стемы автомобиля. Одновременно по каналу 9 сжа-тый воздух проходит под поршень 8, который нагру-жен уравновешивающей пружиной 5. При этом выпускной клапан 4, соединяющий полость над разгрузочным поршнем 14 с атмосферой через вывод I, открыт, а впускной клапан 13 под действием пружины закрыт. Под действием пружины закрыт также и разгрузочный клапан 1. При таком состоя-нии регулятора система наполняется сжатым возду-хом от компрессора. При давлении в полости под поршнем 8, равном 686,5... 735,5 кПа (7 ... 7,5 кгс/ см2), поршень, преодолев усилие уравновешиваю-щей пружины 5, поднимается вверх, клапан 4 закры-вается, впускной клапан 13 открывается. Под действием сжатого воздуха разгрузочный пор-шень 14 перемещается вниз, разгрузочный клапан 1 открывается, и сжатый воздух из компрессора через вывод III выходит в атмосферу вместе со скопившим-ся в полости конденсатом. При этом давление в кольцевом канале падает и обратный клапан 11 зак-рывается. Таким образом, компрессор работает в разгруженном режиме без противодавления. Когда давление в выводе II понизится до 608... 637,5 кПа, поршень 8 под действи-ем пружины 5 перемещается вниз, клапан 13 зак-рывается, а выпускной клапан 4 открывается. При этом разгрузочный поршень 14 под действием пру-жины поднимается вверх, клапан 1 под действием пружины закрывается, и компрессор нагнетает сжа-тый воздух в пневмосистему. Разгрузочный клапан 1 служит также предохра-нительным клапаном. Если регулятор не срабаты-вает при давлении 686,5... 735,5 кПа (7... 7,5 кгс/см2), то клапан 1 открывается, преодолев сопротивление своей пружины и пружины поршня 14. Клапан 1 открывается при давлении 980,7... 1274,9 кПа (10... 13 кгс/см2). Давление открытия регулируют измене-нием количества прокладок, установленных под пру-жиной клапана. Для присоединения специальных устройств ре-гулятор давления имеет вывод, который соединен с выводом IV через фильтр 2. Этот вывод закрыт резьбовой пробкой 3. Кроме того, предусмотрен клапан отбора воздуха для накачки шин, который закрыт колпачком 17. При навинчивании штуцера шланга для накачки шин клапан утапливается, от-крывая доступ сжатому воздуху в шланг и преграж-дая проход сжатого воздуха в тормозную систему. Перед накачиванием шин давление в ресиверах следует понизить до давления, соответствующего давлению включения регулятора, так как во время холостого хода нельзя произвести отбор воздуха.

Рис. 2.29. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобиля КамАЗ-5320:
А - клапан контроля вывода IV контура; Б, Д - клапаны контрольного вывода III контура; В - клапан контрольного вывода I контура; Г - клапан контрольного вывода II контура; Е - питающая магистраль двухпроводного привода; Ж - соединительная магистраль однопроводного привода; И - тормозная (управляющая) магистраль двухпроводного привода; К, Л - дополнительные клапаны контрольного вывода;
1 -компрессор; 2 - регулятор давления, 3 - предохранитель от замерзания; 4 - двойной защитный клапан; 5 - тройной защитный клапан; 6 - конденсационный ресивер; 7 - кран слива конденсата; 8. 9. 10 - ресиверы соответственно III, I и-II контуров; 11 - датчик падения давления в ресивере; 12 - клапан контрольного вывода; 13 - пневматический кран; 14 - датчик включения электромагнитного клапана тормозов прицепа; 15 - пневматический цилиндр привода рычага останова двигателя; 16 -- пневматический цилиндр привода заслонки вспомогательного тормоза; 17. - тормозной двухсекционный кран; 18 - двухстрелочный манометр; 19 - тормозная камера типа 24; 20 - клапан ограничения давления; 21 - кран управления стояночным и запасным тормозами; 22 - ускорительный клапан; 23 - тормозная камера типа 20/20 с пружинным энергоаккумулятором; 24 - двухмагистральный перепускной клапан; 25 - клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом; 26 - защитный одинарный клапан; 27 - клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом; 28 - разобщительный кран; 29 - соединительная головка типа "Палм"; 30 - соединительная головка типа А; 31 - датчик "стоп-сигнала"; 32 - автоматический регулятор тормозных сил; 33 - клапан отбора воздуха; 34 - аккумуляторные батареи; 35 - блок контрольных ламп и зуммер; 36 - задний фонарь; 37 - датчик включения стояночного тормоза


Рис. 2.30. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобиля КамАЗ-4310:
А, Б, В. Г, Д - клапаны контрольных выводов; Е - питающая магистраль двухпроводного привода; Ж - соединительная магистраль однопроводного привода; И - тормозная (управляющая) магистраль двухпроводного привода; 1 - передняя тормозная камера типа 24; 2 клапан контрольного вывода; 3 - блок контрольных ламп и зуммер; 4 - двухстрелочный манометр; 5 - кран аварийного растормаживания; 6 - кран управления стояночным тормозом; 7 кран управления вспомогательным тормозом; 8 -. пневмоэлектрический датчик включения электромагнитного клапана прицепа; 9 - компрессор; 10 - пневматический цилиндр привода рычага останова двигателя;11 -- пневматический цилиндр привода заслонки вспомогательного тормоза; 12 - регулятор давления; 13 - предохранитель от замерзания; 14 - тормозной двухсекционный кран; 15 - тройной защитный клапан; 16, 31 - одинарные защитные клапаны; 17, 18, 19 - датчики падения давления; 20 - конденсационный баллон; 21, 22. 23 - ресиверы соответственно III, I и II контуров; 24 - кран слива конденсата; 25 - ускорительный клапан; 26 - двухмагистральный перепускной клапан; 27 - датчик включения стояночного тормоза; 28 - пружинный энергоаккумулятор; 29 - задняя тормозная камера типа 24/24; 30 - клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом; 32 - датчик включения сигнала торможения; 33 - клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом; 34 - разобщительный кран; 35 - задний фонарь; 36 - соединительная головка типа "Палм"; 37 - соединительная головка типа А

На автомобилях КамАЗ установлена тормозная система с пневматическим приводом (рис. 2.29, 2.30). Из питающей части привода, включающей компрессор 1 (см. рис. 2.29), регулятор 2 давления, предохранитель 3 от замерзания конденсата в сжатом воздухе и конденсационный ресивер б, очищенный сжатый воздух под заданным давлением подается в остальные части пневматического тормозного привода и к потребителям сжатого воздуха. Каждый автономный контур привода отделен от других контуров защитным клапаном.

При ТО-1000 необходимо проверить герметичность тормозной системы при номинальном давлении воздуха в пневмосистеме» выключенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре.

Герметичность системы проверяют в четырех положениях:
при свободной педали тормоза, когда автомобиль не заторможен;
при нажатой педали тормоза, когда заторможены передние и задние колеса;
при включенной стояночной тормозной системе, когда заторможены колеса задней тележки;
при включенном вспомогательном тормозе, когда срабатывают пневмо-цилиндры заслонок выпускных труб и пневмоцилиндр привода рычага остановки двигателя.

Места большой утечки воздуха определяют на слух, малой - с помощью мыльной эмульсий.


При проверке состояния и крепления воздушных ресиверов к кронштейнам и кронштейнов к раме автомобиля (рис. 2.31) следует обращать особое внимание на состояние стяжных хомутов 6, 9, 14 и кронштейна 2 трех воздушных ресиверов, которые не должны иметь трещин и должны надежно удерживать ресиверы. Болты крепления и гайки должны быть надежно затянуты с моментом 60...7(ГНвм (6...7 кгс^м) для болтов М17 и 60...90 Н»м (6...9 кгс»м) для болтов Ml9.

Для выполнения работ по обслуживанию ступиц и тормозных механизмов необходимо снять передние и задние колеса. Для снятия передних колес следует поднять переднюю и заднюю части автомобиля, установить подставки под раму, отвернуть гайки крепления и снять колеса.


Рис. 2.32. Ступица переднего колеса автомобиля КамАЗ 6x6:
1 - цапфа поворотного кулака; 2 - манжета; 3,4 - штуцеры переходной и ввертный; 5 - корпус поворотного кулака; 6 - прокладки регулировочные; 7 - втулки разжимные; 8 - масленка; 9 - рычаг регулировочный; 10 - нижняя крышка шкворня; 11 - вкладыш кулака шарнира; 12 - диск шарнира; 13, 18, 21 - подшипники роликовые конические; 14 - щиток; 15 - суппорт; 16 - ось колодок; 17 - кольцо запорное; 19 - накладка осей колодок; 20 - пружина колодок тормоза; 22 - ступица с тормозным барабаном; 23 - втулка разжимная со шпилькой и гайкой; 24 - фланец ведущий; 25 - кулак шарнира наружный; 26 - кран запора воздуха; 27 - контргайка; 28 - шайба замковая; 29 - гайка подшипников; 30 -- кулак разжимной; 31 - колодка тормозная; 32 - ролик колодки

У автомобилей КамАЗ 6x6 предварительно необходимо ввернуть пробки кранов запора воздуха всех колес, отвернуть гайки и снять защитный кожух (рис. 2.32), кран 26 запора воздуха и прокладку крана. На этих автомобилях колеса снимают в сборе с шлангами подвода воздуха и кранами запора воздуха. Для снятия задних колес автомобилей КамАЗ 6x6 следует отвернуть гайки и вывернуть болты крепления защитного кожуха шланга подкачки шин, снять защитный кожух, вывернуть болты крепления корпуса крана запора воздуха, снять кран, прокладку крана и отвести кран в сторону, затем отвернуть гайки крепления и снять колеса в сборе с шлангами подвода воздуха и кранами запора воздуха. На автомобилях КамАЗ 6x4 отвертывают гайки крепления задних колес к ступицам, снимают прижимы колес, наружные колеса, про-становочные кольца и внутренние колеса.

Для снятия ступиц передних колес в сборе с тормозными барабанами предварительно ослабляют болт фиксатора червяка и сводят тормозные колодки, вращая ось регулировочного тормозного рычага по часовой стрелке.

На автомобилях КамАЗ 6x6 отвертывают гайки шпилек крепления ведущего фланца 24 переднего моста, снимают пружинные шайбы и разжимные втулки. Ввернув технологические болты, снимают ведущий фланец, затем вывертывают технологические болты и снимают прокладку ведущего фланца.

Удалив смазку из гнезда ступицы, следует расстопорить и отвернуть контргайку 27 подшипников ступицы, снять стопорную и замковую 28 шайбы и отвернуть гайку 29 подшипников ступицы. Ступицу снимают в сборе с тормозным барабаном, подшипниками 18, 21 и манжетой 2 с помощью съемника И-801.38.000 (рис. 2.33).


Рис. 2.33. Снятие ступицы переднего колеса автомобиля КамАЗ 6x6 с помощью съемника И-801.38.000:
1 - винт; 2 - траверса; 3 - захват; 4 - наконечник

Рис. 2.34. Передняя ось автомобиля КамАЗ 6x4 в сборе со ступицами, колесами, тормозным механизмом и тягой рулевой трапеции:
1 - колесо с шиной в сборе; 2 - прижим колеса; 3. 16, 20,22 - гайки; 4 - шпилька; 5 - болте шайбой в сборе; 6 - гайка подшипников; 7 - замковая шайба гайки; 8 - замковая шайба контргайки; 9 - крышка ступицы; 10 - контргайка; 11, 14 - подшипники; 12 - прокладки; 13 - ступица; 15 "- болт; 17 - тормозной барабан; 18 - упорное кольцо; 19 - кольцо; 21. 23 - продольная и поперечная тяги рулевой трапеции; 24 - манжета; 25 - тормозной механизм в сборе; 26 - передняя ось в сборе

На автомобилях КамАЗ 6x4 отвертывают болты 5 (рис. 2.34) крепления крышки 9, снимают крышку и прокладку крышки. Удалив смазку из гнезда ступицы, следует отогнуть замковую шайбу 8 контргайки 10 подшипников ступицы и отвернуть контргайку, затем, сняв замковые шайбы контргайки 8 и гайки 7, отвернуть гайку 6 подшипников ступицы. Ступицу снимают в сборе с тормозным барабаном с помощью съемника И-801.38.000 (рис. 2.35), Для этого на ступице закрепляют болтами 8 шайбу 4. Упираясь наконечником 2 в цапфу поворотного кулака, заводят захваты 1 за хомуты шайбы 4и фиксируют их винтами 7. Вворачивая рукояткой 5 винт 3 в траверсу 6, снимают ступицу с цапфы.

Для снятия ступиц задних колес в сборе с тормозными барабанами предварительно ослабляют болт фиксатора червяка и сводят тормозные колодки, вращая ось регулировочного тормозного рычага по часовой стрелке. Отвернув гайки крепления полуоси, снимают пружинные шайбы и разжимные втулки. Ввернув в отверстия фланца полуоси технологические болты, снимают полуось и вынимают ее из картера моста. Отогнув стопорную шайбу контргайки и отвернув контргайку, снимают стопорную шайбу. Затем снимают замковую шайбу и отвертывают гайку подшипников ступицы. Ступицу снимают в сборе с тормозным барабаном с помощью съемника И-801.38.000 аналогично снятию ступиц передних колес.

Снятые детали ступиц (цапфу поворотного кулака, подшипники и внутреннюю полость ступицы) следует промыть моющим раствором МС-6 или МС-8 и обдуть сжатым воздухом, тормозные колодки и стяжные пружины колодок очистить от грязи.

Состояние снятых деталей (подшипников, гаек, контргаек, замковых и стопорных шайб, манжет, тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков) необходимо проверить, а детали, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, - заменить. Не допускаются значительная выработка, риски и задиры на рабочей поверхности тормозного барабана, а также ее эллипсность. При наличии указанных дефектов барабан необходимо направить на расточку. Максимально допустимый внутренний диаметр после расточки 406 мм. При ослаблении крепления тормозного барабана к ступице их направляют в ремонт.

Фрикционные накладки тормозных колодок не должны иметь трещин, выкрашиваний и износа, при котором расстояние от поверхности накладки до головок заклепок менее 0,5 мм. При наличии этих дефектов необходимо заменить комплект накладок на обеих колодках, предварительно смазав оси колодок смазкой Литол-24 и не допуская попадания смазки на фрикционные накладки. Не допускаются износ посадочных мест под оси колодок и поломка стяжных пружин. Валы разжимных кулаков должны вращаться в кронштейнах свободно, без заеданий» но и без люфта.

На автомобилях КамАЗ 6x6 необходимо проверить крепление суппортов тормозных механизмов колес переднего моста, а на автомобилях КамАЗ 6x4 - шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, крепление камер и их кронштейнов. Момент затяжки гаек крепления тормозных камер 120...140 Н*м (12... 14 кгс^м), а гаек крепления кронштейнов тормозных камер 74...98 Н»м (7,5... 10 кгс»м). Отсутствие шплинтов не допускается. На задних тормозных механизмах также необходимо проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, крепление камер и их кронштейнов.

Момент затяжки гаек крепления тормозных камер 140... 180 Н»м (14... 18 кгс^м), а гаек крепления кронштейнов к суппортам - 75...100 Нвм (7,5...10кгс»м).

Перед установкой ступиц передних колес следует заложить в их полости смазку Литол-24 и смазать подшипники, после чего установить ступицу в сборе с тормозным барабаном, наружными кольцами подшипников и манжетой (сальником) на цапфу поворотного кулака так, чтобы не повредить сальник ступицы. Затем установить на цапфу внутреннее кольцо наружного подшипника, завернуть до отказа гайку подшипников ступицы и отпустить ее на 1/6 оборота. При затяжке гайки следует поворачивать ступицу в обоих направлениях для правильной установки роликов подшипников. Замковую шайбу устанавливают так, чтобы штифт гайки совпал с ближайшим отверстием замковой шайбы, добиваясь совпадения отвертыванием гайки. Установив стопорную шайбу, завертывают до отказа контргайку [момент затяжки 140... 160 Н>м (14... 16 кгс#м)], после чего стопорят контргайку, отогнув на ее грань стопорную шайбу. Затем на автомобилях КамАЗ 6x6 устанавливают до упора ведущий фланец 24 (см. рис. 2.32) с прокладкой, надевают на шпильки разжимные втулт ки, пружинные шайбы и завертывают гайки крепления ведущего фланца, а на автомобилях КамАЗ 6x4 устанавливают на ступицу крышку 9 (см. рис. 2.34) с прокладкой и завертывают болты 5 крепления с пружинными шайбами.


Рис. 2.35. Снятие ступицы переднего колеса автомобиля КамАЗ 6x4 с помощью съемника И-801.38.000


Рис. 2.36. Ступица заднего колеса автомобиля КамАЗ 6x4:
1 - суппорт с тормозным механизмом в сборе; 2 - сальник ступицы; 3 - кольцо сальника; 4. 5 - конические роликовые подшипники; 6 - гайка крепления подшипников; 7 - набивка сальника; 8 - корпус сальника; 9 - прокладка полуоси; 10 - замковая шайба; 11 - контргайка; 12 - шпилька крепления полуоси; 13 - гайка; 14 - пружинная шайба; 15 - разжимная втулка; 16 - ступица; 17 - гайка крепления колеса; 18 - прижим; 19 - кольцо проставочное; 20 - тормозной барабан; 21 - щиток; 22 - полуось; 23 - болт; 24 - маслоотражатель; 25 - штифт; 26 - стопорная шайба

Перед установкой ступиц задних колес следует заложить в их полости смазку Литол-24 и смазать подшипники, после чего установить ступицу в сборе с тормозным барабаном, наружными кольцами подшипников и манжетой (сальником) на цапфу так, чтобы не повредить сальник ступицы. Затем установить на цапфу внутреннее кольцо наружного подшипника 5 (рис. 2.36), завернуть до отказа гайку 6 подшипников ступицы и отпустить ее на 1/6 оборота. При затяжке гайки следует поворачивать ступицу в обоих направлениях для правильной установки роликов подшипников. Замковую шайбу 10 устанавливают так, чтобы штифт 25 гайки совпал с ближайшим отверстием замковой шайбы, добиваясь совпадения отвертыванием гайки. Установив на цапфу стопорную шайбу 25, завертывают до отказа контргайку 11 подшипников ступицы задних колес [момент затяжки 140... 160 Н»м (14... 16 кгс»м)], после чего стопорят контргайку, отогнув на ее грань стопорную шайбу. Затем на шпильки ступицы устанавливают прокладку полуоси, натерев ее уплотнительной пастой УН-25 или "Герметик", вставляют полуось в картер моста, надевают на шпильки разжимные втулки, пружинные шайбы и завертывают гайки крепления полуоси [момент затяжки 120... 140 Н#м (12...14кгс*м)].

Рис. 2.37. Регулировка хода штоков передних (а) и задних (б) тормозных камер:
1 - регулировочный тормозной рычаг; 2 - ось червяка регулировочного тормозного рычага; 3 - фиксатор оси червяка; 4 - вилка штока тормозной камеры

После сборки, а также при ТО-4000 следует проверить и при необходимости отрегулировать ход штоков передних и задних тормозных камер (рис. 2.37). Работу выполняют вдвоем при номинальном давлении воздуха в пнев-мосистеме и выключенном стояночном тормозе. Если ход штока тормозной камеры превышает 40 мм, необходимо вращением оси регулировочного рычага до упора развести тормозные колодки до соприкосновения их с тормозными барабанами, после чего свести колодки, повернув ось рычага на пол-оборота в обратном направлении (на 2...3 щелчка), обеспечив тем самым наименьший необходимый ход штоков тормозных камер, и надежно затянуть фиксаторы. Ход штоков тормозных камер должен быть следующим.

Для переднего моста (оси)...... 20...30 мм
Для среднего и заднего мостов автомобилей КамАЗ-5320, -5410, -4310 и-55102................. 20...30мм
Для среднего и заднего мостов автомобилей КамАЗ-5511, -53212 и-54112 ................. 25...35ММ.

Разница в ходе штоков правых и левых камер одного моста должна быть не более 2...3 мм, что обеспечивает одинаковую эффективность торможения правых и левых колес.

Полный ход тормозной педали должен быть не менее 100... 140 мм, свободный ход 20...40 мм. При полном нажатии педаль должна не доходить до пола кабины на 10...30 мм. Ход педали измеряется линейкой с делениями на расстоянии 210...220 мм от оси вращения педали. Регулировка положения тормозной педали относительно пола кабины, обеспечивающего полный ход рычага тормозного крана 13 (рис. 2.38), осуществляется изменением длины тяги б регулировочной вилкой 5. За окончание свободного хода принимается момент начала выдвижения штоков тормозных камер или момент включения фонарей сигналов торможения.


Рис. 2.38. Привод двухсекционного тормозного крана:
1 - тяга промежуточная; 2 - пружина; 3 - кронштейн передний; 4 - рычаг передний; 5 - вилка регулировочная; 6 - тяга педали; 7 - педаль тормозного крана; 8 - чехол защитный; 9 - рычаг промежуточный; 10 - кронштейн промежуточный; 11 тяга задняя; 12 - кронштейн тормозного крана; 13 - кран тормозной

При ТО-1000 проверяют состояние и крепление механизма вспомогательного тормоза и его привода. Шланги, трубопроводы, кран включения вспомогательной тормозной системы и пневматические цилиндры не должны иметь повреждений и должны быть надежно закреплены. Пальцы пневмоцилиндров должны быть надежно зашплинтованы.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал