Как правильно закрыть крышку кпп уаз буханка. Ремонт коробки передач: легко ли делать на УАЗ

Уазовская КПП

Предназначена для передачи усилия, создаваемого двигателем автомобиля, на трансмиссию, ступенчатого изменения частоты оборотов и, соответственно, скорости движения машины. Она обеспечивает задний ход машины и возможность автомобиля стоять с работающим двигателем. КПП на УАЗ 452 располагается под днищем транспортного средства между сцеплением и раздаточной коробкой и крепится шпильками к картеру сцепления. Ее вес составляет порядка 34 кг.

Принцип действия КПП УАЗ 452 основан на механической передаче крутящего момента парами зубчатых шестерен с разным количеством зубьев и различными передаточными числами. КПП УАЗ буханка обеспечивает 4 режима движения переднего хода со следующими передаточными числами: 4,12; 2,64; 1,58; 1,00. Передаточное число заднего хода механизма переключения передач УАЗ 452 составляет 5,23.

Схема трансмиссии

Рассмотрим на примере схему устройства КПП и особенности данного узла. В картере коробки переключения ступеней работы двигателя размещены несколько видов приводов, среди которых:

  • ведущий вал трансмиссии;
  • промежуточные валы;
  • ведомый вал устройства переключения передач УАЗ 452.


Устройство КПП

Опорами для данных узловых элементов трансмиссии служат подшипники. Стоит обратить внимание на размещенный здесь рисунок. Схема на нем достаточно подробно поясняет устройство трансмиссии: передние подшипники роликового типа, а задний подшипник имеет двухрядную шариковую модификацию. У ведомого вала передний подшипник вмонтирован в торец ведущего вала. На ведомой оси установлены шестерни 1, 2, 3 режима работы КПП, на промежуточном — шестерни 2 и 3 передач УАЗ 452.

Как показывает схема устройства переключения передач УАЗ 452, шестерня 1 ступени имеет больший диаметр и располагается в задней части ведомого вала, при этом шестерня от третьего режима самая малая по размеру, находится в передней части ведомого вала, рядом с муфтой синхронизатора.

В нижней части картера, где располагается отдельная ось, установлены шестерни заднего хода. Боковая крышка КПП скрывает внутри картера устройство управления переключением ступенями работы двигателя. В задней ее части смонтирован шестереночный механизм для направления показаний спидометру.

Принцип действия


КПП на авто

Для того чтобы понять и представить, как происходит процесс смены скоростных режимов работы двигателя и соответствующего показателя допустимого числа оборотов, обратимся к небольшому пояснению. Низшие ступени, обеспечивающие трогание автомобиля с места, включаются самой мощной шестерней, которая продвигается по специальным полозьям, расположенным на ведомом вале. Такое действие позволяет передать тяжелой машине силу, достаточную для того, чтобы авто начало движение.

Как только автомобиль тронулся с места, можно переходить на вторую передачу, за счет чего машина не останавливается и поддерживается не очень быстрое ее движение. Однако второй скоростной ступени будет недостаточно, если необходимо набрать скорость порядка 40-50 км/ч. В данном случае потребуется использование более высоких передач.

Что касается 3 и 4 скоростных режимов и соответствующих шестерен, которые обеспечивают высокое количество оборотов в секунду, то они управляются муфтой синхронизатора. Выпускались некоторые модификации КПП на УАЗ 452, где переключение 1 и 2 скоростного режима работы трансмиссии также осуществлялись с помощью дополнительной муфты синхронизатора. Однако в данном случае мы рассматриваем вариант трансмиссии с одной муфтой синхронизатора.

Коробка передач УАЗ имеет синхронизатор, который предназначен для плавного включения режимов путем выравнивания скоростей вращения между промежуточным и ведомым валами. Такая особенность устройства обеспечивает не только более комфортное управление автомобилем, но и бережет ведущие механизмы сцепления от повреждений и быстрого износа.

Сборку механизма переключения передач автомобилей семейства УАЗ-31512 проводите в следующем порядке:

  1. Установите резиновое уплотнительное кольцо (рис. 114) в крышку сальника вала переключения.

    Рис. 114. Установка уплотнительного кольца крышки вала переключения

  2. Установите резиновое уплотнительное кольцо в отверстие под ось избирательного рычага 23 (см. рис. 105).



    Рис. 105. Механизм переключения передач автомобилей семейства УАЗ-3741:
    1-шток вилки включения заднего хода; 2-вилка заднего хода; 3-шток вилки включения III и IV передач; 4-вилка III и IV передач; 5-вилка I и II передач; 6-шток вилки включения I и II передач; 7- шплинт-проволока; 8 -заглушка; 9-шайба; 10-вал переключения передач; 11-боковая крышка; 12-муфта переключения передач; 13-блокирующая пружина; 14-прокладка; 15-крышка сальника; 16-рычаг переключения; 17-пробка; 18,20-пружины фиксатора; 19-замочный плунжер; 21-шарик фиксатора; 22-рычаг выбора передач; 23-избирательный рычаг; 24-штифт; 25-выключатель фонаря заднего хода; 26-заглушка

  3. Установите на вал переключения муфту (рис. 115), упорную шайбу, упорную чашку пружины и пружину. Вставьте вал в корпус боковой крышки и установите крышку сальника с прокладкой, закрепите крышку тремя болтами.



    Рис. 115. Сборка вала переключения передач

  4. Установите избирательный рычаг в сборе с осью (рис. 116) в корпус крышки так, чтобы рычаг вошел в паз муфты переключения. Застопорите рычаг штифтом, который забейте снизу.
  5. Переверните боковую крышку обработанным фланцем вверх и вставьте в гнезда фиксаторов пружины и шарики штока III и IV передач и штока заднего хода с помощью оправки (см. рис. 113).



    Рис. 113. Приспособление для сборки штоков и фиксаторов:
    а-сборка фиксатора; б-установка штока

  6. Установите вилку заднего хода на шток со стороны, противоположной фиксатору, и, утопив шарик фиксатора (рис. 117) в корпус крышки с помощью оправки (см. рис. 113), установите шток в нейтральное положение. Так последовательно соберите все штоки (рис. 118) и вилки. Между штоками установите замочные сухари.



    Рис. 117. Сборка штока и вилки заднего хода



    Рис. 118. Сборка штока и вилки переключения III и IV передач

  7. Закрепите вилки на штоках коническими болтами и зашплинтуйте их проволокой (рис. 119), которая не должна мешать перемещению вилок. При креплении вилок рычаг муфты переключения должен находиться в пазу вилок.


    Рис. 119. Шплинтовка проволокой болтов, крепящих вилки:
    1-болт; 2-шплинт-проволока

  8. Вставьте шарик и пружину фиксатора в отверстие штока I и II передач и заверните пробку. При этом имейте в виду, что пружина фиксатора штока I и II передач в свободном состоянии длиннее двух других пружин фиксаторов штоков.
  9. Установите шесть заглушек в торцевые отверстия корпуса крышки, заглушку в отверстие для вала переключения и расчеканьте их.
  10. Установите рычаги выбора и переключения (рис. 120) на шлицы валов и закрепите их гайками с пружинными шайбами.



    Рис. 120. Установка наружных рычагов выбора и переключения

Правильность положения рычагов проверяется при нейтральном положении шестерен в коробке передач после установки механизма переключения на коробку передач в соответствии с рис. 121.



Рис. 121. Положение рычага выбора и рычага переключения после установки механизма на коробку передач:
А-соответствующее заднему ходу; Б-соответствующее включению III и IV передач; В-соответствующее включению I и II передач;
1-рычаг выбора; 2-рычаг переключения (в нейтральном положении)

Страница 1 из 2

Ремонт механизма переключения передач УАЗ-3151

Разборка механизма переключения автомобилей семейства УАЗ–31512 (рис. 8)

Рис. 2. Извлечение заглушек отверстий штоков

1. Отверните четыре винта опоры рычага переключения и снимите опору с рычагом и поджимной пружиной (эта операция делается перед снятием всего агрегата с автомобиля).

2. Извлеките три заглушки отверстий штоков с одной стороны крышки (рис. 2).

Рис. 3. Выпрессовка штоков вилок переключения

3. Отверните пробку гнезда фиксатора штока I и II передач и выньте пружину и шарик.

4. Расшплинтуйте и выверните стопорные винты вилок.

5. Выпрессуйте штоки (рис. 3) вилок переключения через отверстия в крышке, где сняты заглушки, и снимите вилки. При выпрессовке штоков III и IV передач и заднего хода не потеряйте шарик фиксатора, выбрасываемый пружиной.

6. Выньте пружины и шарики фиксаторов штоков.

7. Выньте два замочных плунжера через отверстие фиксатора I и II передач.

8. Отверните три винта и снимите крышку предохранителя и возвратную пружину.

9. Выдвиньте плунжер предохранителя наружу, снимите стопорное кольцо и выньте плунжер. При этом придерживайте от выпадения шарик фиксатора плунжера.

10. Выньте пружину и шарик фиксатора.

Рис. 4. Механизм переключения передач автомобилей семейства УАЗ–3741

Разборка механизма переключения автомобилей семейства УАЗ–3741 (рис. 11)

1. Извлеките три заглушки отверстий штоков в одном из торцов крышки (см. рис. 9).

2. Расшплинтуйте и выверните винты стопорения вилок.

3. Отверните пробку гнезда фиксатора штока I и II передач и выньте пружину и шарик фиксатора.

4. Выпрессуйте штоки (см. рис. 10) через отверстия в крышке, где сняты заглушки, и снимите вилки. При выпрессовке штоков III и ГУ передач и заднего хода не потеряйте шарик фиксатора, выбрасываемый пружиной.

5. Выньте пружины и шарики фиксаторов штоков; выньте два замочных плунжера через отверстие фиксатора I и II передач.

6. Отверните гайку и снимите со шлицев рычаг 22 (см. рис. 11),

7. Выбейте вниз штифт 24 крепления оси рычага 23 и выньте ось вместе с рычагом выбора.

8. Отверните гайку и снимите рычаг 16.

9. Отверните три болта, снимите крышку 15 сальника и выньте пружину. Опустив вал 10 с муфтой 12 и двумя шайбами, выньте вал через боковую полость крышки. Перед снятием рычагов 22 и 16 заметьте взаимное положение рычагов на валиках для того, чтобы установить рычаги в прежнее положение.

Разборка механизма управления переключением передач автомобилей семейства УАЗ–3741

Разборку производите в следующем порядке:

Рис. 5. Механизм управления переключением передач автомобилей семейства УАЗ–3741

1. Отсоедините тяги 8 и 11 (рис. 5) от рычагов 9 и 10.

2. Отверните тяги 5 и 14 от рычагов 6 и 13.

3. Отсоедините кронштейн 12 промежуточных рычагов.

4. Снимите кронштейн механизма вместе с рычагом 1 переключения передач.

5. Промойте детали механизма управления.

6. Выявите внешним осмотром износы в рычагах и тягах.

7. Замените изношенные детали.

Сборка механизма управления переключением передач автомобилей семейства УАЗ–3741

Сборку механизма производите в порядке, обратном разборке. После сборки произведите регулировку механизма управления коробкой передач. Регулировку производите изменением длины горизонтальных – 8,11 (см. рис. 5) и вертикальных – 5, 14 тяг в следующем порядке:

1. Перед началом регулировки рычаг 9 установите в нейтральное положение (N), а рычаг 10 – в положение III–IV до упора в блокирующую пружину.

2. Рычаг 1 переключения передач поставьте в положение, соответствующее выбору передач I и II. В этом положении соедините и закрепите тяги выбора 8 и 14, не допуская подтягивания рычагов.

3. После этого рычаг I поставьте в положение, соответствующее выбору передач III и IV и также свободно подсоедините тяги переключения 5 и 11.

4. По окончании регулировки проверьте полноту включения передач. Для этого включите первую передачу и убедитесь, что тяги и рычаги не упираются в соседние детали. Такую же проверку произведите, включив задний ход. При этом обратите внимание на то, чтобы промежуточный рычаг 6 не упирался в поперечину рамы и брызговик. При включенном заднем ходе зазор между ними должен быть 2–3 мм.

Сборка механизма переключения передач автомобилей семейства УАЗ–3741

Рис. 6. Установка уплотнительного кольца крышки вала переключения

1. Установите резиновое уплотнительное кольцо (рис. 6) в крышку сальника вала переключения.

Если вы владелец УАЗа и есть подозрения о выходе из строя коробки передач, то надо обязательно взяться за ремонт. Агрегат выходит из строя, когда водителю приходится держать рычаг переключения скоростей на ходу, когда они начинают переключаться сами по себе (чтобы не допустить этого, водители перевязывают их веревками). Иногда слышны скрипы.

Для ознакомления с технологией ремонта прочтите про ремонт КПП своими руками. Для начала надо определить тип коробки УАЗ, который стоит на машине. Несмотря на различие между моделями автомобиля, на них устанавливают одинаковые раздаточные коробки. Поэтому можно считать, что ремонт проводится практически одинаково. Для этого потребуются набор ключей, некоторые инструменты и вспомогательные средства (их перечень приведен ниже).

Начало ремонта КПП УАЗ 452 своими силами: КП, раздаточная коробка

На большинстве моделей автомобиля этого типа обе детали представляют собой одно целое. Вес такого узла достигает 75-82 кг, поэтому вам понадобится помощник. Если на ремонтируемом автомобиле есть каркас безопасности, то можно для снятия под ремонт КПП УАЗ 452 своими силами использовать ручную лебедку.

Машину надо поставить на ровном месте, так как впоследствии придется ее передвигать на 0,5 м вперед или назад. Вначале сливают масло. У обоих коробок объем общий, но пробки для слива жидкости раздельные. Пока масло выливается, надо снять передние сидения и открутить их, а затем убрать половинки люка на пол машины. Далее наступает черед снятия тяг спидометра.

Когда масло стечет, заворачивают сливные пробки на место. Под барабаном ручного тормоза находится поперечина рамы, ее надо снять. Отключают муфты переднего моста и откручивают передний кардан. Если обнаружите на нем слабость гаек, то надо снять эту деталь.

Если ремонтируется КПП УАЗ 3303, надо быть поосторожнее с муфтами. Машину передвигают на 0,5 м (в любую сторону) и через люк снимают задний кардан. Отсоединяют глушитель от коробки раздачи и ослабляют имеющийся на нем хомут. Затем поочередно снимают такие детали, как:

  • поддон сцепления;
  • крепеж масленки от первичного вала (он находится справа, на колоколе);
  • 4 болта, которые держат кожух вилок сцепления;
  • регулировка штока цилиндра и вилка.

Раздаточную коробку обматывают веревкой и подвешивают. Снимают следующие детали:

  • болты подушек;
  • гайки, держащие крепление коробки с колоколом.

При этих действиях двигатель, когда производят ремонт КПП УАЗ 452 своими силами, надо подпереть домкратом. Когда коробка освободится, ее опускают и вынимают из-под машины. Рычаги надо предварительно снять. На колоколе надо заменить шпильки новыми.

Если нужно отремонтировать КПП УАЗ Патриот, то надо учитывать, что расположение коробки и колокола там обратное. Это относится и к расположению тяг. Но в целом технология под ремонт КПП УАЗ 452 своими силами подходит для использования.

Откручивают болты и гайки, разъединяют коробку передач и ее раздаточный аналог. Между ними установлена прокладка, укрепленная герметиком, поэтому придется несколько раз ударить по кронштейну крепления узла к раме.


Схема КПП УАЗ Патриот

Разборка и сборка своими силами

Вначале надо снять крышку первичного вала и вывинтить левую гайку, которая находится на нем (см. рис.). Теперь надо снять его подшипник. Если он вышел из строя, его надо заменить. Его роликовый «брат» установлен внутри вала, его также надо сменить. Затем снимается стопорное кольцо со вторичного валка. Отвинчивают стопор двухрядного подшипника. Вал надо выбить и поменять деталь.

Далее следует муфта третьей передачи в сборе. Медные синхронизаторы заменяют вместе с сухариками. Затем наступает очередь шестеренки задней передачи. Отвинчивают коробку переднего подшипника промежуточного вала. Не бейте по ней молотком или керном: она из силумина и может треснуть.

Старайтесь не повредить ее резиновую прокладку, потому что ее трудно достать. На вынутом валу заменяют шестеренки и все подшипники. После этого собирают коробку в обратном порядке. Когда устанавливают ролик на первичный вал, его обильно смазывают «Литолом». Все узлы и детали ставят на место поочередно, чтобы не ошибиться.

Раздаточная коробка, полная сборка узла передач и его установка

Ослабляют гайки фланцев и валов, снимают их. Ручной тормоз надо проверить на работоспособность, если понадобиться, его необходимо заменить. Снимают все крышки и заменяют сальники. Отвинчивают привод тяг спидометра и сапун (его надо заменить). Проверяют подшипники и при необходимости меняют.

Сборка раздаточной коробки делается в обратном порядке. Эти действия повторяются при работе с другими типами этой марки автомобиля (в том числе и при ). Устанавливают кронштейн крепежа к раме. Ставят раздаточную коробку на барабан ручника и, держа за шестерню, через лючок отбора мощностей опускают ее на место.

Перед этим подкладывают стопорную шайбу от промежуточного вала. Закручивают болты и гайки, надевают крышку с рычагами и проверяют работу всех передач. Меняют выжимной подшипник, снимают рычажки, затаскивают весь узел под автомобиль и подвешивают на веревке. Надевают выжимной подшипник в сборе на коробку и укрепляют пружину. Затем вставляют первичный вал и сцепление. Это делается следующим образом:

  • двигают коробку вниз и вверх;
  • поворачивают двигатель за маховик;
  • ставят узел на место;
  • крепят подушки.

На место прикрепляют масленку шлицов первичного вала и вилку, ставят на свое место привод спидометра, карданы, ручник, крышки. На место надо вернуть поперечину рамы и закрепить кронштейн глушителя на раздаточную коробку.

Производятся регулировка и настройка ручного тормоза, замена масла. Если ремонтируется КПП УАЗ Хантер, возможно, понадобятся не только эти действия, но и регулировка тяг. Завинчивают люк на полу, ставят сидения. На этом ремонт КПП УАЗ 452 своими силами закончен.

Коробка передач автомобилей УАЗ


К атегория:

УАЗ

Коробка передач автомобилей УАЗ


Устройство

На автомобилях УАЗ -451М и УАЗ -452 установлены одинаковые по конструкции коробки передач.

Отличие между ними заключается в следующем.

У коробки передач автомобиля УАЗ -451М на шлицевом конце ведомого вала, выходящем из картера, установлен фланец, с которым соединен карданный вал заднего моста.

Задней опорой ведомого вала служит однорядный шариковый подшипник.

У коробки передач автомобиля УАЗ -452 задний подшипник ведомого вала двухрядный, шариковый; ведомые валы коробок передач автомобилей УАЗ -451М и УАЗ -452 не взаимозаменяемы.

Шлицевый конец ведомого вала входит внутрь картера раздаточной коробки и на нем установлена скользящая шестерня включения понижающей передачи раздаточной коробки.

Коробку передач крепят к картеру сцепления на четырех шпильках.,

Для того чтобы коробку передач автомобиля УАЗ -451М установить на автомобиль УАЗ -452, необходимо снять ведомый вал с шариковым подшипником, ведущей шестерней привода спидометра и фланцем, а также заднюю крышку в сборе с ведомой шестерней спидометра.

Взамен них нужно установить следующие детали коробки передач автомобиля УАЗ -452: ведомый вал с двухрядным шариковым подшипником, маслоотражателем и стопорным кольцом.

При использовании коробки передач автомобиля УАЗ -452 на автомобиле УАЗ -451М нужно произвести аналогичную замену деталей коробки передач автомобиля УАЗ -452 на детали коробки передач автомобиля УАЗ -451М.


Рис. 1. Коробка передач автомобиля УАЗ -451М: 1 - картер; 2 - шестерня привода промежуточного вала; 3 и 23 - подшипники промежуточного вала; 4 - гайка; 5 - промежуточный вал; 6 - крышка подшипника; 7 - крышка подшипника ведущего вала; 8 - муфта выключения сцепления; 9 - ведущий вал; 10 - гайка; 11 - подшипник крышки; 12 - роликовый подшипник ведомого вала; 13 - муфта синхронизатора: 14 - ведомый вал; 15 - шестерня третьей передачи; 16 - шестерня второй передачи; 11 - шестерня первой передачи; 18 - подшипник ведомого вала; 19 - шестерня привода спидометра ведомая; 20 - шестерня привода спидометра ведущая; 21 - фланец ведомого вала; 22 - болт крепления подшипника промежуточного вала; 24 - ось блока шестерен заднего хода; 25 - стопорный винт оси; 26 - блок шестерен заднего хода; 27 - распорная втулка: 28 - шестерня второй передачи промежуточного вала; 29 - шестерня третьей передачи промежуточного вала; 30 - пробка сливного отверстия

На рис. 1 показан продольный разрез коробки передач автомобиля УАЗ -451М, а на рис. 2 - установка заднего подшипника ведомого вала в картере коробки передач автомобиля УАЗ -452.

Передний шлицевый конец ведущего вала, являющийся одновременно и валом ведомого диска сцепления, установлен на подшипнике в маховике, а задний конец опирается на подшипник, расположенный в картере коробки. Этот подшипник закреплен на ведущем валу гайкой, имеющей левую резьбу.

Крышка подшипника ведущего вала имеет буртик, которым крышка центрируется с картером сцепления.

На трубчатом конце крышки установлена муфта выключения сцепления.

С ведущим валом находится в постоянном зацеплении шестерня привода промежуточного вала.

Ведомый вал опирается передним концом на роликовый подшипник, расположенный в ведущем валу, а задний конец установлен у автомобиля УАЗ -451М на шариковом однорядном подшипнике в картере коробки, а у автомобиля УАЗ -452 на шариковом двухрядном подшипнике.

Первую и вторую передачи включают шестерней, перемещающейся по шлицам ведомого вала, третью и четвертую (прямую) передачи - перемещением муфты синхронизатора, а задний ход - блоком шестерен заднего хода.

Шестерни привода промежуточного вала и шестерни второй и третьей передач - косозубые, остальные - с прямым зубом. Синхронизатор (рис. 72) предназначен для бесшумного (безударного) включения прямой и третьей передач после выравнивания (синхронизации) скоростей вращения включаемой шестерни и ведомого вала. Работает он следующим образом.

На конусной поверхности шестерни ведущего вала и шестерни третьей передачи установлены блокирующие бронзовые кольца, имеющие снаружи прямые зубья. Такие же зубья сделаны и на венцах ведущего вала и шестерни третьей передачи.

На шлицевом конце ведомого вала установлена ступица скользящей муфты, имеющая на наружной поверхности зубья (одинаковые с зубьями блокирующих колец) и три паза для сухарей. По зубьям ступицы может перемещаться муфта вместе с сухарями, в которых расположены шарики, прижимаемые пружинами к канавке в муфте.

Рис. 2. Установка заднего ника и ведомого вала в коробки передач автомобиля УАЗ -452: 1 - картер коробки передач; 2 - пластина крепления раздаточной коробки и коробки передач; 3 - картер раздаточной коробки; 4 - задний подшипник ведомого вала; 5 - ведомый вал; 6 - упорное кольцо; 7 - задний подшипник промежуточного вала; 8 - отверстие для слива масла


Рис. 3. Синхронизатор: 1 - шестерня ведущего вала; 2 - сухарь; 3 - шарик; 4 - пружина; 5 - венец; 6 - шестерня третьей передачи; 7 - ступица синхронизатора; 8 - скользящая муфта; 9 - блокирующее кольцо

При перемещении муфты (для включения третьей или прямой передачи) вместе с ней перемещаются и сухари, концы которых расположены в пазах блокирующего кольца 9, и прижимают его к конусу ведущего вала или шестерни третьей передачи.

При дальнейшем передвижении муфты ее зубья войдут в зацепление с зубьями блокирующего кольца. Вследствие возникающего трения между конусными поверхностями кольца и шестерни будут выравниваться скорости вращения включаемых деталей.

При окончательном включении муфты ее зубья будут без ударов входить в зацепление с зубьями венца ведущего вала или шестерни третьей передачи и обеспечивать бесшумное включение шестерен.

Механизм переключения передач расположен в боковой крышке.

Для переключения передач в боковой крышке установлены два приводных рычага, три штока и вилки.

При вращении приводного рычага выбора муфта перемещается вертикально на валу и может быть установлена в одном из трех положений. При этом кулачок муфты входит в паз вилки включения требуемой передачи. Вращением приводного рычага переключения кулачок муфты передвигается вместе со штоком и вилкой и вводит шестерню в зацепление.


Рис. 4. Механизм переключения передач: 1 - боковая крышка; 2 - вилка заднего хода; 3 - шток переключения заднего хода; 4 - шток переключения третьей и четвертой передач; 5 - вилка третьей и четвертой передач; 6 - вилка первой и второй передач; 7 - шток переключения первой и второй передачи; 8 - сапун; 9 - вал переключения передач; 10 - муфта переключения передач; 11 - пружина; 12 - крышка сальника; 13 - сальник; 14 - приводной рычаг переключения; 15 - избирательный рычаг в сборе; 16 - приводной рычаг выбора; 17 - пружина фиксатора; 18 - шарик фиксатора

Шарики и пружины, имеющиеся в крышке, предназначены для фиксации штоков при включенных передачах, а замок, показанный на служит для предупреждения возможности одновременного включения двух передач.

Привод управления коробкой передач состоит из механизма управления, рычага переключения передач, промежуточных рычагов и тяг. Механизм управления смонтирован на коробе воздуховода и соединен тягами с рычагами переключения передач, установленными на боковой крышке коробки.

Положение рычага 1 при переключении передач показано на рис. 6, б, а положение приводных рычагов выбора и переключения на боковой крышке коробки передач - на рис. 6, в.

В 1967 г. в конструкцию коробок передач автомобилей УАЗ -451М и УАЗ -452 были введены следующие изменения.

В целях повышения долговечности боковой крышки и оси избирательного рычага увеличена длина опорной поверхности в крышке под ось, удлинена ось и изменена конфигурация приводного рычага выбора передач.

Для сохранения положения тяги выбора передач соединительный палец устанавливают головкой со стороны боковой крышки.

Для устранения случаев выдавливания заглушек отверстий штоков при переключении передач в боковой крышке 451Д-1702015-Г диаметр отверстий под штоки с обеих сторон на длине 20 мм увеличен до 13,5 мм. Эти отверстия соединены с внутренней полостью коробки передач дополнительным отверстием диаметром 5 мм.

В связи с этим пазы на всех штоках, через которые смазка отводилась от заглушек при переключении передач, аннулированы.

Взаимозаменяемость деталей нарушена. Поэтому при износе крышки или штоков их заменяют комплектно.

Для исключения случаев перекачивания смазки из раздаточной коробки в коробку передач автомобиля УАЗ -452, наблюдаемых при повреждении заднего маслоотражателя заднего подшипника ведомого вала коробки передач, маслоотражатель аннулирован, а упорное кольцо увеличено по толщине на 1 мм; это позволило смазке свободно поступать через подшипник из раздаточной коробки в коробку передач.

Чтобы поддержать нужный уровень в обоих узлах, в задней стенке картера коробки передач на уровне смазки просверлено отверстие диаметром 6 мм (в выемке под задний подшипник промежуточного вала). Через это отверстие обеспечивается постоянный слив лишней смазки из коробки передач в раздаточную коробку.

Рис. 5. Замок коробки передач: 1 - пробка; 2 - пружина фиксатора; 3 - шарик фиксатора; 4 - шток переключения первой и второй передач; 5 - замочный плунжер; 6 - стопорный палец; 7 - шток переключения третьей и четвертой передач; в - шток переключения заднего хода


Рис. 6. Привод управления коробкой передач: 1 - рычаг переключения передач; 2 - фиксатор среднего положения выбора; 3 - выбирающий рычаг механизма; 4 - тяга переключения вертикальная; 5 - рычаг переключения промежуточный; 6 - рычаг выбора промежуточный; 7 - тяга выбора горизонтальная; 8 - приводной рычаг выбора; 9 - приводной рычаг переключения; 10 - тяга переключения горизонтальная; 11 - кронштейн промежуточных рычагов; 12 - рычаг выбора промежуточный; 13 - тяга выбора вертикальная; 14 - переключающий рычаг механизма; 15 - пресс-масленки; 16 - ось рычага; 17 - кронштейн; 18 -уплотнитель механизма

Техническое обслуживание

При первом техническом обслуживании (ТО-1) нужно осмотреть картер коробки передач и при обнаружении на нем следов смазки проверить уровень масла и долить, если необходимо; устранить неисправность.

Уровень масла должен быть расположен у нижней кромки наливного отверстия.

Смазывать через три пресс-масленки привод управления коробкой передач (две пресс-масленки на механизме управления и одна на оси промежуточных рычагов).

Через ТО-1 проверить уровень масла в картере коробки и, если необходимо, долить.

При втором техническом обслуживании (ТО-2) проверить осмотром герметичность, состояние и крепление коробки передач и ее привода.

У автомобиля УАЗ -451М снять карданный вал и подтянуть гайку, крепящую фланец на ведомом валу коробки передач.

Зашплинтовать гайку и поставить на место карданный вал. При шплинтовке не допускается отвертывание гайки для достижения совпадения прорези на ней с отверстием на валу. Для этого нужно гайку только дотягивать.

Очистить сапун от пыли и грязи и продуть.

Заменить масло в картере. Если масло сильно загрязнено или в нем замечены металлические частицы, то перед заливкой свежего масла картер следует промыть керосином. Для этого необходимо залить 0,8-1,0 л керосина в картер, поднять колеса, пустить двигатель и дать проработать 2-3 мин, после чего керосин слить и залить свежее масло.

Снятие и разборка коробки передач

Для ремонта коробки передач ее необходимо снять с автомобиля и разобрать. Снятие коробки передач с автомобиля УАЗ -451М нужно выполнять в последовательности, указанной ниже.

Слить масло из картера.

Разъединить фланец карданного вала.

Отъединить тяги управления коробкой передач, вилку троса ручного тормоза, гибкий вал привода спидометра и кронштейн глушителя.

Снять коробку передач.

У автомобиля УАЗ -452 коробку передач снимают вместе с раздаточной коробкой.

Прежде чем снять эти узлы, необходимо опереть двигатель сзади на дополнительную опору. Для этого под картер сцепления подкладывают деревянный брус или подставляют домкрат.

Затем выполнить следующие подготовительные операции.

Слить масло из картеров коробки передач и раздаточной коробки.

Разъединить фланцы карданных валов.

Отъединить тяги управления коробкой передач и раздаточной коробкой, вилку троса ручного тормоза, гибкий вал привода спидометра, кронштейн подвески глушителя и кронштейны пластины крепления раздаточной коробки и коробки передач от поперечины рамы.

Снять коробку передач вместе с раздаточной коробкой, пластиной крепления и кронштейнами.

После разборки и промывания деталей проверить их состояние и выявить пригодность для дальнейшей работы. Годные шестерни при разборке обезличивать не следует.

Коробку передач на автомобилях УАЗ -451М и УАЗ -452 необходимо разбирать в порядке, указанном ниже.

Снять оттяжную пружину и муфту выключения сцепления с передней крышки коробки передач.

Затем на автомобиле УАЗ -451М снять тормозной барабан ручного тормоза, тормозной щит со всеми установленными на нем деталями, фланец ведомого вала, стопор, штуцер и ведомую шестерню спидометра; снять крышку и прокладку задних подшипников и ведущую шестерню привода спидометра. Дальнейшую разборку коробок передач автомобилей УАЗ -451М и УАЗ -452 выполняют в такой последовательности.


Рис. 7. Съемник ведущего вала с подшипником из картера коробки передач

Снять боковую крышку в сборе с механизмом переключения передач и прокладку.

Вывернуть стопорный винт оси блока шестерен заднего хода из стенки картера.

Выпрессовать при помощи оправки ось блока шестерен заднего хода (выпрессовывать е направлении к задней стенке картера) и вынуть блок шестерен заднего хода.

Снять крышку ведущего вала и прокладку.

Отвернуть крышку переднего подшипника промежуточного вала.

Отвернуть гайку крепления переднего подшипника и болт крепления заднего подшипника промежуточного вала (гайка и болт имеют левую резьбу).

Пользуясь оправкой, выпрессовать в направлении к задней стенке картера промежуточный вал. Шестерни вала опустить на дно картера.

Снять при помощи съемника ведущий вал с подшипником, при этом на блокирующем кольце синхронизатора, если оно годно для дальнейшей работы, поставить метку.

Отвернуть гайку крепления подшипника на ведущем валу и выпрессовать подшипник с вала, снять стопорное кольцо роликового подшипника ведомого вала из гнезда подшипника ведущего вала и вынуть ролики.

Снять стопорное кольцо с ведомого вала и синхронизатор в сборе.

Пользуясь съемником или оправкой выпрессовать ведомый вал вместе с подшипником из гнезда подшипника в картере коробки передач.

Снять при помощи съемника подшипник с ведомого вала.

Вынуть из картера шестерни, которые остались после снятия ведомого и промежуточного валов.

Разборку механизма переключения передач выполняют в последовательности, указанной ниже.

Нанести метки на приводных рычагах выбора и переключения и валах (имеющих шлицевое соединение), чтобы обеспечить при сборке их правильную установку на место.

Отвернуть сапун и пробку, вынуть пружину и шарик фиксатора.

Снять вилки переключения передач и включения заднего хода, штоки, пружины и шарики фиксатора.

Снять приводной рычаг переключения передач, крышку сальника и вал муфты переключения со всеми деталями, установленными на нем (муфтой, пружиной, седлом пружины).

Снять приводной рычаг выбора и вал в сборе с избирательным рычагом.

При сборке уплотнительные кольца рычагов смазать автомобильным маслом УСс, а болты крепления крышки сальника и пробку крепления пружины фиксатора механизма переключения передач покрыть пастой СК-ОЦБ .

Приводные рычаги не должны иметь люфта после закрепления.

Разбирать механизм управления переключением передач нужно в таком порядке.

Снять обойму уплотнителя, набивку обоймы и уплотнитель рычага переключения передач. Разъединив тяги от рычагов, снять механизм управления переключением вместе с кронштейном.

Вынуть ось рычага и снять рычаг переключения передач.

Вынуть палец рычага выбора передач и осторожно снять рычаг 3 выбора передач механизма управления, шарик и пружину фиксатора.

Снять стопорное кольцо рычага переключения механизма и вынуть рычаг из кронштейна.

После полной разбор ки коробки передач все детали подвергают тщательной проверке.

Сборка коробки передач

Коробку передач собирают в последовательности, обратной разборке.

При сборке необходимо выполнять следующие рекомендации.

Подшипники, шестерни и все трущиеся поверхности смазать жидким маслом.

Шестерни первой передачи и ведомый вал на заводе рассортированы по посадочной поверхности 054,5 мм на три группы и замаркированы (цвет маркировки - синий, желтый и зеленый). В коробку необходимо устанавливать шестерню и вал с одинаковым цветом маркировки.

Гайку крепления подшипника на ведущем валу (имеет левую резьбу) затянуть до отказа и застопорить вдавливанием кромки гайки в канавку ведущего вала.

Завернуть крышку подшипника промежуточного вала заподлицо с передним торцом картера коробки передач; резьбу крышки покрыть герметизирующей пастой УН-25. Комплекты ведущего вала и блокирующего кольца, а также шестерни третьей передачи и блокирующего кольца (после притирки конусов) должны иметь зазор между торцами в пределах 0,8-1,25 мм.

Если у снятых для ремонта деталей этот зазор меньше 0,3 мм, то блокирующие кольца заменяют новыми, предварительно притерев конусную поверхность по ведущему валу или шестерне третьей передачи. На заводе блокирующие кольца притирают вместе с валом или шестерней и в запасные части поставляют ведущий вал или шестерню третьей передачи в комплекте с блокирующим кольцом. При наличии дефектов на ведущем валу его заменяют в комплекте с кольцом.

Скользящая муфта переключения третьей и четвертой пере дач, собранная со ступицей, должна иметь боковой зазор в шлицах в пределах от 0 до 0,010 мм. Указанный зазор нужно выдерживать индивидуальным подбором при сборке, обеспечив легкое перемещение деталей, без ощутимого бокового зазора.

Шестерни второй и третьей передач на ведомом валу после сборки должны легко вращаться от руки.

Боковой зазор между зубьями шестерен должен быть в пределах 0,1-0,2 мм.

Механизм управления собирают в последовательности, обратной разборке. При сборке смазать солидолом отверстие рычага переключения передач, а после сборки смазать механизм управления через пресс-масленки солидолом УСс.

Задний подшипник ведомого вала у автомобиля УАЗ -452 устанавливают торцом, имеющим маркировку на внутреннем кольце, в сторону коробки передач.

Ось блока шестерен заднего хода вставляют в отверстие со стороны задней стенки картера.

При установке шлицевых деталей необходимо подбирать наиболее плотную посадку шлицев вала в шлицевых пазах шестерни (вставляя вал в различные шлицевые пазы шестерни).

Сальник запрессовывают в заднюю крышку при помощи оправки, а канавку между рабочими поверхностями резинового сальника заполняют смазкой 1-13 жировой.

Для запрессовки подшипников на вал применяют приспособление или оправку.

При установке боковой крышки необходимо следить, чтобы вилки переключения передач вошли в кольцевые проточки передвижных шестерен и муфты синхронизатора.

Для предотвращения просачивания смазки все болты и прокладки ставить на герметизирующую пасту УН-25.

Коробку передач после сборки проверяют на стенде на всех передачах под нагрузкой и без нее при 1000-1400 об /мин.

Правильно собранная коробка передач должна удовлетворять следующим требованиям.

Шестерни не должны самопроизвольно выключаться.

Переключение передач должно быть полным и четко фиксироваться фиксатором.

Во время работы не должно быть повышенных шумов и стука шестерен. При проверке на шум залить в картер машинное масло СУ.

Усилие для переключения передач должно быть небольшим.

Не должно быть течи масла через сальник, крышки и болтовые соединения.

Коробку передач автомобиля УАЗ -452 для проверки на стенде подсобирают с раздаточной коробкой и пластиной крепления коробки передач и раздаточной коробки.

Регулировка привода и механизма переключения передач. Для выполнения регулировки необходимо произвести следующее.

Отъединить все тяги со стороны пальцев, регулирующих длину тяг.

Установить на боковой крышке рычаг выбора в положение III-IV, а рычаг переключения в нейтральное (среднее) положение.

Поставить рычаг переключения передач (на коробе воздуховода) в положение, фиксируемое шариковым фиксатором в кронштейне механизма управления переключением.

Присоединить к рычагам тяги выбора, не дойуская подтягивания тяг или рычагов.

Установив рычаг переключения передач в среднем положении между передачами III и IV, и удерживая его в таком положении, присоединить тяги переключения к рычагам, также не допуская подтягивания тяг или рычагов.

Проверить полноту включения передач, особенно первой передачи и заднего хода. При проверке выяснить, не задевают ли тяги и рычаги за соседние детали, а промежуточный двуплечий рычаг - за поперечину рамы. Зазор между рычагом и поперечиной при включенном заднем ходе должен быть 2-3 мм.

Если зазор отсутствует, необходимо, укоротив длину вертикальной тяги и удлинив горизонтальную, снова проверить наличие зазора и полноту включения передач.

На автомобилях УАЗ -450 конструкции коробки передач и механизма переключения шестерен аналогичны конструкции коробки передач автомобиля «Волга». Переключение передач осуществляется рычагом, расположенным в кабине на левой боковине капота двигателя около рулевой колонки. Рычаг переключения передач (рис. 1, а) ввиду значительной удаленности от коробки соединен с ее рычагами длинными двойными тягами с промежуточными рычагами.


Рис. 1. Механизм переключения короэок передач автомобилей УАЗ : а - УАЗ -450; 6 - ГАЗ -69

На автомобилях ГАЗ -69 применяется такая же коробка передач, как на автомобиле УАЗ -450, но с измененным механизмом переключения шестерен. Переключение передач производится рычагом (рис. 1, б), установленным на шаровой опоре в приливе боковой крышки картера коробки. Нижний конец рычага соединяется со стержнями переключающих вилок. Между стержнями в канале крышки установлены два штифта с разжимной пружиной, являющиеся фиксаторами-замками.

В связи с тем, что у автомобилей ГАЗ -69 и УАЗ -450 привод спидометра осуществляется от вала раздаточной коробки, в коробке передач изменена конструкция крышки заднего подшипника вторичного вала.


Рис. 2. Коробка передач автомобиля УАЗ -452

На автомобилях УАЗ -451 и УАЗ -452 установлена трехходовая четырехступенчатая коробка передач с синхронизатором для включения третьей и четвертой передач. Синхронизатор (рис. 2) имеет такое же устройство, как и в коробке передач автомобиля «Волга». Промежуточный вал установлен в стенках картера на шарикоподшипниках. На валу закреплены на шлицах шестерни постоянного зацепления со спиральными зубьями. Шестерня первой передачи изготовлена вместе с валом. На вторичном валу свободно установлена шестерня второй передачи и на шлицах - подвижная шестерня первой передачи. Включение первой передачи осуществляется введением в зацепление шестерен. Вторая передача включается надвиганием шестерни на зубчатый венец шестерни и блокированием ее с валом. Включение заднего хода осуществляется введением в зацепление с шестернями передвижной каретки с двумя шестернями заднего хода, установленной на втулке на промежуточной оси сбоку от промежуточного и вторичного валов. Рычаг переключения передач расположен сбоку от водителя.

К атегория: - УАЗ

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «strizhmoscow.ru» — Все об устройство автомобиля. Информационный портал